Летний дворец петра 1 описание. Дворец Петра I в Летнем саду открылся после реставрации. Все прекрасное - вечно

В северо-восточной части знаменитого петербургского Летнего сада находится небольшой, но примечательный Летний дворец Петра I. Здание, практически являясь ровесником города, сегодня находится в отличной сохранности, а в летнее время любой желающий может посетить отличную экскурсию по интерьерам, созданным для самого известного российского правителя.


Как добраться на метро

Дворец находится в туристическом сердце Петербурга - на территории Летнего сада . Ближайшие станции метро - «Невский проспект» и «Гостиный двор». Время в пути от них - около 20 минут.




Обратите внимание, что экскурсии во дворец проводятся только в строго определённое время, группами по 15 человек. Уточнить расписание можно на официальном сайте Русского музея, к которому относится дворец.

Стоимость взрослого билета - 500 рублей (лето 2019 г.). Оплатить посещение можно только наличными: стоит это учитывать, так как банкоматов рядом с дворцом нет.




Немного истории

Дворец по проекту знаменитого Доменико Трезини строился с 1710 по 1712 год. Ещё с 1703 года на этом месте располагался летний домик Петра. В оформлении фасадов дворца в «голландском манире» принимало участие несколько мастеров, в том числе известный представитель раннего барокко, немецкий архитектор Андреас Шлютер.




Существует легенда о том, что дворец был построен на Адмиралтейской стороне Санкт-Петербурга для того, чтобы мотивировать горожан селиться вокруг. Эта часть города развивалась весьма неохотно: на противоположной Петроградской стороне располагался порт, торговая площадь, гостиный двор, да и первое жилище Петра, его небольшой домик, было возведёно именно там.

Уже с 1704 года возникла необходимость заселения Адмиралтейского острова: здесь просто-напросто не хватало рабочих рук. Офицеры и чиновники переселялись сюда под страхом «лишения живота». Увы, нам не дано узнать, действительно ли возведение дворца повлияло на активность заселения левого берега Невы, но началось оно именно со времени окончания постройки дворца.




После смерти императора здание не приходит в упадок: ещё во времена правления его дочери Елизаветы Летний дворец стал использоваться для проживания в нём крупных чиновников. Стоит отметить, что здесь сохранился и уникальный выставочный экспонат: ветровой прибор, заказанный Петром ещё при его жизни.




Дворец, как и многие здания города, пострадал во время Великой Отечественной войны, его реставрация началась в 1946 году. Примечательно, что в военное время Летний дворец и Домик Петра на Петроградской стороне на какое-то время открывались для посещения: это был своеобразный символ того, что Ленинград не сломлен под натиском врага, город всё ещё жив.

Ещё с 20-х годов XX века Летний дворец был открыт как музей, правда, выставки, проводимые здесь, не были связаны с его историей. Но уже в 30-х в музее появляются различные вещи Петра, предметы интерьера его времени. В 2004 году здание перешло в ведение Государственного Русского музея .




Летний дворец - отличное место для того, чтобы насладиться прекрасными старинными интерьерами и узнать больше об истории Санкт-Петербурга. В пешей доступности от него находятся самые известные городские достопримечательности - Петропавловская крепость и Стрелка Васильевского острова .

Если кратко, в целом:

  • дворец с интересной исторической экспозицией;
  • удобное расположение в центре Санкт-Петербурга;
  • экскурсии проводятся только в строго определённое время, лучше планировать посещение заранее.

Share

Адрес: Летний сад
Архитекторы, годы постройки: Доменико Трезини, 1710-1714

До 1703 года здесь, близ Невы и Фонтанки, находилась усадьба шведского офицера Конау . Сразу после основания Санкт-Петербурга на этом месте расположилась летняя резиденция Петра I, которую стали называть Летним садом. По версии историка К. В. Малиновского дом Конау был перенесён ближе к Неве для его переустройства под летнюю резиденцию царя.


С осени 1706 по весну 1707 года этим занимался чертёжник артиллерийского приказа Иван Матвеевич Угрюмов . Смерть Угрюмова в 1707 году затормозила работы, что подтверждает доклад Кикина Петру I в феврале 1708 года: «В доме вашего величества делают ныне хоромы, которые велено перенести, и в предбудущем месяце будут готовы «.

12 марта Кикин снова писал царю: «В доме вашем хоромы, которые перенесены в неделю хотя не все, однако поварня и другие будут готовы»
Рядом с Летним домом Петра I к тому времени уже был прорыт небольшой гаванец.

Га́ванцем Петра I именовали ковшеобразную гавань у мыса (стрелки), образуемого Невой и Фонтанкой, так что узкая часть гавани впадала в Фонтанку. Он был построен мастером Иваном Матвеевым в начале работ по разбивке Летнего сада около 1704 года и использовался для подхода к саду на мелких судах. Известно, что в 1705 году Пётр I приказал углубить гавань везде на 8 футов и обложить стены её каменными плитами. По мнению ряда исследователей это было первое каменное мощение набережной Санкт-Петербурга. Именно Угрюмову было поручено заниматься его углублением.Таким образом, вода окружила здание с трёх сторон и подходила к самому крыльцу.

Гаванец был облицован известняковыми блоками, которые быстро обветшали и пришли в негодность. Если это сооружение в 1777 году было засыпано, то построенную одновременно с гаванцем набережную Невы у Зимнего дворца со временем реконструировали, заменив известняк на более стойкий гранит.

В январе 1711 года Пётр I распорядился перенести деревянное здание в другое место «близ Калинкина моста». На освободившейся площадке в мае начали сооружать фундамент для каменного Летнего дворца Петра I. Этот дом был построен на голландский манер, как любил Пётр I. Царь лично составил проект здания, после чего его скорректировал архитектор Доменико Трезини . Он стал одним из первых каменных жилых зданий Петербурга, наравне с Меншиковским дворцом, домом Головкина. Строительство Летнего дворца Петра I велось четыре года.

Пётр I жил в этом доме только с мая по октябрь. Потому дворец именуется Летним, имеет достаточно тонкие стены. Дворец невелик и прост по планировке: его размеры 25х15,9 м, высота до крыши — 8,1 м. Во дворце всего 14 комнат, две поварни, два внутренних коридора, высота комнат — 3,3 м. Планировка обоих этажей одинаковая. Мебельное убранство Летнего дворца почти не сохранилось.
В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором — его жены Екатерины и детей. На первом этаже находилась приёмная царя. Здесь он принимал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер , куда Пётр лично запихивал провинившихся и потом сам же выпускал их. Из первой приёмной можно было попасть в большую комнату — вторую приемную»Ассамблею «. Она украшена плафоном «Триумф России» (Г. Гзелль, 1719). Между окнами стоит «Адмиралтейское кресло» Петра I, ранее стоявшее в Адмиралтейской коллегии. На стенах портреты Петра и его сподвижников — Б.П.Шереметева, Ф.М.Апраксина, А.Д.Меншикова и др. За Второй приемной — узкая комната, где находилась одежда Петра.

Далее — кабинет . Интерьер кабинета украшают: изразцовая панель с изображением жанровых сценок, пейзажей, кораблей, изразцовая печь. Живописный плафон работы начала XVIII в. аллегорически изображает победу России над Швецией в Северной войне. В комнате представлены несколько вещей Петра I: корабельные часы с компасом, дубовый шкаф с резьбой, модель галеры, рабочее кресло. В кабинете Петр проводил, по-видимому, немного времени. Петр вставал в пятом часу утра, потом секретарь читал ему дела. После завтрака, в шесть часов Петр отправлялся на строительные работы, в Сенат или в Адмиралтейство. После обеда, в четыре часа, он работал, читал голландские газеты, много времени проводил в токарной мастерской. Вечером Петр отдыхал — ездил на ассамблеи или веселился дома.


Смежная с кабинетом комната — спальня . На плафоне здесь изображен бог сна Морфей с маковыми головками в руках и спящие амуры. В спальне находится реставрированная в 1953 г. кровать с балдахином. В большом камине (частично переделанном в XIX в.), по преданию, прятался шут Балакирев.

Следующая, угловая комната — Токарная (Кофейная) . Токарная служила механической мастерской. Петр знал 14 ремесел, и это была его любимая комната. Здесь он не только увлеченно работал на станках, но и принимал сановников, решал государственные дела. Вход в Токарную был строго ограничен. В современном музее в этой комнате представлены станки, изделия, выточенные Петром из дерева и кости, одежда Петра I.


К Токарной примыкает столовая . Плафон в этой комнате прославляет деятельность Петра: перед его портретом изображена коленопреклоненная женщина, символизирующая Россию.

В глубине комнаты — окно в Поварню (кухню), через которое подавалась еда. Поварня сохранила облик начала XVIII в. Стены комнаты облицованы изразцами, над очагом устроен навес, в мраморной раковине мыли посуду. Вода подавалась насосами.

На втором этаже находилась приёмная императрицы Екатерины, тронный зал и кухня с печью, в которой Екатерина I пекла своему супругу пироги. Здесь особенно интересен Зеленый кабинет , сохранивший первоначальный облик. Кабинет украшен позолоченными пилястами, резьбой по дереву, овальными медальонами с изображениями четырех частей света. В углу — камин со скульптурными изображениями амуров. В нишах стен — три шкафа, застекленные маленькими стеклами. Здесь представлены экспонаты из коллекции Кунсткамеры.


Первая система канализации в Санкт-Петербурге появилась именно в Летнем дворце. Вода подавалась в дом насосами, уходила в Фонтанку. Работе проточной канализации способствовало то, что здание с трёх сторон омывалось водой, движущей силой было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года Гаванец был засыпан, система канализации действовать перестала.

Подсобных помещений, кроме поварен, в Летнем дворце не было. Для них вдоль Фонтанки было построено другое здание, известное как «Людские покои «. Именно в этих помещениях находились знаменитый Янтарный кабинет , анатомическая коллекция Рюйша , библиотека Петра I. Летний дворец с людскими покоями соединяла специальная галерея.

Летний дворец служил местом приёма Петром I посетителей с их письменными просьбами. Здесь же проводились государственные совещания министров под руководством императора. После одного из таких совещаний в вестибюле Летнего дворца было совершено покушение на Петра I одним из раскольников. После этого его единоверцам было повелено носить на одежде лоскут из красно-жёлтой ткани, дабы отличать их от других людей.

Фасад здания украшен 28 барельефами работы архитектора Андреаса Шлютера, на которых изображены события Северной войны.

Андреас Шлютер приехал в Россию в 1713 году и жил в Летнем дворце ещё до окончания его строительства.

Над дверью — фигура Минервы (богиня мудрости) в окружении победных знамён и военных трофеев.

Барельефы посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращениии России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современником Петра ассоциировались с конкретными историческими событиями.

Южный фасад:

Крайний слева барельеф изображает похищение богом подземного царства Плутоном Прозерпины — богини плодородия (1ю). Колесницу с героями сюжета кони уносят в Таратар. Парящий амур символизирует любовь Плутона к богине. Барельеф (2ю): Аталанта и Гиппомен. Аталанта обещала стать женой того, кто победит ее в беге, Гиппомен на бегу трижды бросал золотые яблоки, и Аталанта трижды останавливалась, чтобы подобрать их. Барельеф (3ю): Бой Персея с Медузой. Герой уже занес меч над поверженным чудовищем. На помощь спешит богиня Афина. Барельеф (4ю): Юпитер. Царь богов Юпитер с орлом и громовидными стрелами, у его ног богиня в короне. Правее главного входа Барельеф (5ю): Посейдон и Афродита. На колеснице-раковине, впряженной в тройку морских коней, бог морей Посейдон и его супруга Афродита. Барельеф (6ю): Диана. Богиня охоты Диана с собаками на берегу моря. Крайний справа Барельеф (7ю): Венера и Адонис. Венера удерживает своего возлюбленного Адониса, который отправляется на смертельную охоту.

Восточный фасад:
Барельеф (1в): Спящий мальчик на дельфине. Барельеф (2в): Мальчик (Амур?), ухватившись двумя руками за бороду морского козерога, несется по волнам. Барельеф (3в): Улыбающийся мальчик (Амур?) на дельфине мичтся по морю. Барельеф (4в): Амур верхом на морском коньке. Барельеф (5в): Европа с быками. Сцена, предшествующая похощению Европы Юпитером. Барельеф (6в): Актеон и Диана. Юноша Актеон, превращаемый богиней Дианой в оленя, спасается от своих собак.

Западный фасад (обращенный в сторону сада)
Барельеф (1з): Диана с нимфами. Богиня охоты Афродита купается со своими подругами-нимфами. Актеон, наблюдавший за ними, превращен разгневанной богиней в оленя. Барельеф (2з): Арион с лирой плывет по морю на своем спасителе-дельфине. Барельеф (3з): Бог Аполлон преследует нимфу Дафну, спасаясь, она превращается в дерево. На заднем плане видны парусные галеры петровских времен. Барельеф (4з): Богиня Венера, рожденная из пены морской, окруженная своей свитой — тритонами и нереидами. Барельеф (5з): Похищение царевны Европы богом Юпитером, принявшем облик быка, купидоны олицетворяют любовь. Барельеф (6з): Персей и Андромеда. На крылатом Пегасе Персей спешит спасти прикованную Андромеду от дракона. Адромеда в начале XVIII в. символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей — Петра-освободителя.

Северный фасад (обращенный к Неве)
Барельеф (1с): Амур в схватке с морским чудовищем. Барельеф (2с): Амур, играющий со львом. Барельеф (3с): Амур с мечом и шлемом шествует по волнам с морским слоном. Барельеф (4с): Бог природы Пан у куста камыша, в который превратилась преследуемая им нимфа, два купидона смеются на Паном. Барельеф (5с): Юпитер обрушивает стрелы молний на морских чудовищ. Барельеф (6с): Латона и ликийские крестьяне. Крестьяне, не давшие напиться воды Латоне, Аполлону и Диане, были превращены в лягушек. Барельеф (7с): Венера, рожденная из пены морской, плывет по морю, сопровождаемая Амуром. Барельеф (8с) Богиня Афина на облаке спускается к морю, где ее встречает сирена. Барельеф (9с): Нереида (морское божество) на морском коне.
Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.
На крыше Летнего дворца в 1714 году был укреплён флюгер , показывающий не только направление ветра, но и его силу. Флюгер механически был связан с устройством, которое показывал эти параметры на своеобразном табло внутри здания. Этот прибор был заказан Петром I в Дрездене у придворного механика. Флюгер украшала позолоченная фигура Георгия Победоносца .


После смерти Петра I, в недолгие годы царствования Екатерины I, в Летнем дворце часто заседал Верховный тайный совет — фактически высшая власть в стране, поскольку указ об учреждении этого органа гласил: «Никаким указам прежде не выходить, пока они в тайном совете не обсуждены».

Последующие сведения о Летнем дворце скудны. Летом 1728 г. в нем велись ремонтные работы (видимо, не только косметические, т.к. кроме белил и охры ко дворцу доставлялись кирпичи и черепица).

В 1740-х гг., после постройки растреллиевского Третьего Летнего дворца, Летний дворец Петра I был запущен, во дворце жили белошвейки и прачки, обслуживавшие царский двор В 1751 г., очевидец писал, «над большими покоями, в верхних аппартаментах, где и ныне живут белошвейки… потолки провалились».

Затем дворец стали приспосабливать для нужд чиновников. Соответствующие ремонтные работы вносили изменения в облик исторического здания. В 1753 г. в покои дворца вселился адмирал Голицын.

В 1815 г оду здесь жил военный министр князь Горчаков , в следующем году — министр юстиции князь Лобанов-Ростовский , в 1822 — военный генерал, губернатор граф Милорадович , после него — министр финансов Канкрин . Да и значительно позже, в начале XIX в., Летний дворец использовался как дача петербургских сановников.

Наводнение 1824 г. Летний дворец затопило до середины окон первого этажа. Это нанесло зданию значительные повреждения, которые однако же были «исправлены с соблюдением прежнего вида». Об этом событии напоминает старинная бронзовая доска, демонстрирующая уровень подъёма воды.

К 1934 г. Летний дворец был отреставрирован, в нем открылся музей, посвященный Петру I.

Во время Великой Отечественной войны воздушная волна от взрыва сорвала несколько оконных рам. Музейные экспонаты к тому времени уже были вывезены, на месте оставались только большой стол из Зеленого кабинета и медный бак из Поварни.

В ходе ремонтно-реставрационных работ 1961-1964 гг. были восстановлены барельефы на фасадах дворца, воссоздана мелкая расстекловка окон, расчищены и реставрированы плафоны и другая живопись в комнатах дворца.

В начале XXI века проведена новая реставрация Летнего дворца в Летнем саду.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.

Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.

Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».

По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»

После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.

К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.

После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.

С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.

В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец - музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессена.

С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.

Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.

В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.

Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них - часовой, другие два - указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом. Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы - рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров - носов кораблей.

Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации - первой в Санкт-Петербурге.

На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.

— старейшее здание Санкт-Петербурга. Построенный в стиле барокко, использовался царской семьей только в летнее время. Сегодня дворец является филиалом Государственного Русского музея.

История

В , который являлся государственной резиденцией, в 1710 году наступило время для рождения Летнего дворца.


Сам Летний сад появился немного раньше самого Петербурга

Территория для обустройства резиденции определилась неспроста. Еще во второй половине XVII века здесь была усадьба с садом, владельцем был швед майор Конау. Соответственно посреди деревьев, болот и воды, данный надел земли уже был обжит. Еще одной причиной выбора стала отдаленность от шума строительных работ по возведению Петропавловской крепости. Петр I, несмотря на свое величие и мощь, плохо спал, страдая неврозами и психическим расстройством, ему мешал даже минимальный шум.

В 1710 году маленький дом из дерева, оставшийся от мызы Конау на участке Летнего сада, разобрали. И тут же приступили к возведению Летнего дворца.

В 1712 году Петр уже въехал в недостроенный до конца дворец, который он очень полюбил. Здесь он проводил каждое последующее лето до конца своих дней.

После смерти Петра, до 50-х годов XIX века здание являлось летним домиком для чиновников и придворных. Несмотря на статус именно летней резиденции, чиновники обитали в нем и зимой, но лишь на 2-ом этаже.

Во времена правления Александра I в теплое время года в Летний дворец стали пускать публику. С 1934 года в здании открылся исторический бытовой музей. С 2004 года Летний дворец вошел в состав .

Архитектура

Летний дворец – одна из самых старых построек Петербурга. Здание выполнено в стиле Петровского барокко. У дворца строгое обличье, высокая крыша с четырьмя скатами. Пропорции четкие, множество окон , под кровлей – барельефы и лепной фриз – явное стилистическое выражение барокко. Водостоки выполнены в виде крылатых драконов , а для разделения этажей использованы 29 барельефов. Они представляют собой сцены древней мифологии. Иносказательно барельефы повествуют о Северной войне. Декор четырех фасадов выполнен фризом.

Вход во дворец украшает римская богиня мудрости Минерва , окруженная боевыми трофеями и победоносными знаменами. Морская тема прослеживается на фасадах. Здесь можно рассмотреть тритонов, нереид, морских коней-гиппокампов с рыбьими хвостами в чешуе. Также фигуры древнейших божеств и героев, дельфинов – как символов морского спокойствия, которые охраняют дворец. А крыша летней резиденции увенчана флюгером в виде фигуры Георгия Победоносца , защитника древнерусского воинства.

Архитекторы и создатели дворца

Автором и проектировщиком Летнего дворца является . Главный архитектор и скульптор, выдающийся немец Андреас Шлютер занимался фасадами и внутренней отделкой дворца. Недалеко от резиденции, на набережной Фонтанки он также начал возводить грот. Закончили возведение грота после кончины Шлютера Маттарнови и Микетти.

Позднее, в 1826 году грот превратился в Кофейный домик благодаря К. И. Росси

Реконструкция

Летний дворец Петра I пострадал в ходе Великой отечественной войны. Осколки снарядов сильно повредили крышу, в комнатах с потолков посыпалась штукатурка, пострадали рамы и фасады. В 1946 году , почти сразу после войны была проведена быстрая косметическая реставрация. Однако, уже в 1947 году работа музея продолжилась.


Полное восстановление дворца проводилось в 1950-1960 годах. Вернули первоначальный вид резиденции, заменили полы и изменили отопительную систему. Стены вновь обили тканью, рисунок плафонов и лепка были также восстановлены.

В 2015–2017 годах во дворце проходила комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе работ в Летнем дворце была восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.

Интерьеры

На каждом из двух этажей дворца находятся по 7 жилых покоев. Отсутствуют большие комнаты. На первом этаже жил сам Петр, на втором – Екатерина. И у Петра, и у Екатерины были своя Спальня, Гардеробная и Поварня : на первом этаже – нижняя, на втором – верхняя. Екатерина довольствовалась одной Приемной , а у Петра их было две и Секретарская. Зато на втором этаже располагались Танцевальная, Детская и известный Зеленый кабинет , который до сих пор сохранил свой первозданный вид и был домашней Кунсткамерой Петра.

Во дворце пол из мрамора, множество зеркал и украшений. Лестницы и панели на стенах деревянные, дубовые. В некоторых комнатах красовались большие бархатные кровати. Стены украшала красивая китайская обивка.

Как снаружи, так и внутри дворец наполнен аллегорическими символами победы в Северной войне. На стенах множество картин, на которых запечатлены морские судна и поля сражений, реже можно увидеть портреты и пейзажи.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, бывшая императорская резиденция, построенная по проекту Д. А. Трезини в 1710-1714 годах. В настоящее время здание входит в состав Русского музея.

Летний дворец Петра I — одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, он был построен в 1714 году и сохранился в своем первозданном виде до наших дней. Двухэтажный дворец предназначался только для летнего проживания, поэтому имел тонкие стены и одинарные оконные рамы. Император впервые поселился в незаконченном дворце уже в 1712 году и в летнее время прожил там все оставшиеся годы. Именно Летний дворец дал название Летнему саду.

Фасад дворца декорирован барельефами из событий Северной войны работы А. Шлютера, где сам Петр I изображен в образе Персея, а четырехскатная крыша украшена угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Саму крышу венчал флюгер, указывающий направление и силу ветра. Общий вид барочного дворца внешне скромен, здание имеет ровные пропорции и обилие окон со всех сторон здания. Интересно, что здание строго ориентировано на запад и восток, это было воплощением идеи императора, что Россия одинаково нацелена на обе эти стороны света.

Летний дворец довольно мал — он состоит всего из 14 комнат (по 7 на этаже). Неброскость внешних форм компенсировалась богатством внутреннего убранства. Интерьеры были расписаны русскими художниками А. Захаровым, И. Заварзиным и Ф. Матвеевым. Из самых заметных украшений внутри дворца находятся дубовое панно в нижнем вестибюле, уникальные голландские изразцы, камины с лепными барельефам, живописные плафоны. В отделке широко использовались темы прославления русской воинской славы, этому посвящены многие скульптурные и художественные элементы декора.

На первом этаже располагались комнаты Петра I, на второй — его жены и детей. Также дворец включал комнаты для приемов («ассамблейные»), кабинет, тронный зал и даже личный карцер царя. Одну из комнат дворца занимала механическая токарная мастерская, где император любил не только работать лично, но и принимать доклады вельмож.

В Петровское время возле дворца располагалась небольшая гавань — Гаванец, которую позже засыпали после наводнения. Она позволяла подплывать ко входу во дворец прямо на лодке. Также окружающая дворец вода использовалась и для устройства канализации.

После смерти Петра I дворец долгое время использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных, здесь заседал Верховный Тайный совет, но сами царствующие особы больше во дворце не жили. Именно этому дворец обязан своей сохранностью — Елизавета построила себе новую летнюю резиденцию, а петровский дворец никто не стал перестраивать.

В 1925 году дворец перешел в ведение Русского музея, а с 1934 года стал полноценной музейной экспозицией, посвященной Петру I.

Летний дворец Петра I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Летнего дворца Петра I будет интересно туристам, интересующимся архитектурой начала XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции , разместившиеся на территории , а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями -