Турецкий сухогруз лира что вез. «Лира» уничтожила опору Керченского моста и повредила еще две. Главный мост в Крым будет защищён надёжно

ЧП произошло из-за «заторможенности» экипажа и приказа Минтранса РФ

В причинах столкновения турецкого сухогруза «Лира» со вспомогательными сооружениями Керченского моста еще предстоит подробно разбираться, однако уже сейчас есть две версии. Одни винят капитана судна, который не слушался оператора, другие видят корень зла в приказе Минтранса, разрешившего кораблям плавать без лоцмана - в результате в субботнее ЧП стало уже третьим по счету. Между тем турецкий сухогруз задержан на 72 часа - он стоит в порту города Таганрога.

Как стало известно вчера вечером, 19 марта турецкий сухогруз «Лира», принадлежащий турецкой фирме, но под флагом Панамы, проходивший по Керчь-Еникальскому каналу, который используют для строительства магистрали над Керченским пролив. Одна опора и две сави разрушились полностью, еще две опоры сместились.

Столкновение стало неизбежным после того, как турецкое судно на скорости около 7 узлов неожиданно вышло за «зеленую бровку» в районе 19 буя с восточной стороны канала. Капитан пытался сбросить скорость и вернуться в фарватер, но все безуспешно. Впрочем, нанесенный ущерб оказался не слишком серьезным. Как утверждают в инфоцентре «Крымский мост», ремонтные работы не повлияют на сроки сдачи Керченского моста.

«Лира» и ее экипаж из девяти человек (два гражданина Индии, пятеро турок и двое граждан Грузии) также не пострадали. Тем не менее, когда будет оценен нанесенный ущерб, ситуацию будут решать в судебном порядке, подчеркивают в инфоцентре.

В Росморречфлоте заверили, что работы по возведению моста не мешают судоходству. Все суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, знают о работах за пределами фарватера. Вдобавок строительную зону отметили специальными навигационными знаками.

Кстати, возведенные рабочие мосты идут навстречу друг другу от Керчи и острова Тузла, но судоходный канал ни один из них не пересекает и никогда не пересечет. По сообщениям местных СМИ, «Лира» могла отклониться от курса из-за того, что на ее борту не было лоцмана. Ведь, согласно приказу Минтранса, с 2015 года от лоцманской проводки освобождались суда с осадкой меньше 4,5 метров или длиной менее 140 метров. В связи с этим столкновение корабля с опорами называют результатом чиновничьей безалаберности. После инцидента «Керчьтраффик контроль» обязал «Лиру» взять на борт лоцмана. Сейчас судно находится в порту Таганрога - его задержали на 72 часа

В Инфоцентре Крымского моста согласны с такой постановкой проблемы. Там подтвердили, что отсутствие лоцмана на борту сухогруза было легальным, и судно просто не смогло сориентироваться при новых навигационных условиях. Влияние приказа Минтранса в Инфоцентре признают «негативно» повлиявшим на безопасность в проливе.

При этом там напоминают, что с момента вступления приказа в силу, это уже третий подобный случай (до этого врезались судно класса река-море и паром). Кстати, стоимость лоцманской проводки - не слишком велика. И составляет всего 200 долларов.

Главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил ВОЙТЕНКО поделился с «МК» своим взглядом на произошедшее: «Отсутствие лоцмана на борту, конечно, могло быть причиной ЧП. Но «Лира» - региональное судно, которое постоянно ходит по данному маршруту. Поэтому капитан был в состоянии самостоятельно провести свое судно.


Не понятно, зачем он стал поджиматься к крымскому берегу. Сейчас сложно сказать. Надо разбираться, чьей вины в случившемся больше, но, по идее, виновата «Лира». При этом слухи о том, что турки могли специально протаранить строящийся Крымский мост - полная чушь. Делать им больше нечего. Корабль принадлежит частнику, который удавится за каждый лишний доллар. Когда Турция пошла на обострение отношений с Россией, ее частные компании продолжали перевозить российские грузы»

Кстати, судно «Лира» зарабатывала перевозками на внутрироссийских рейсах. В этот раз сухогруз перевозил сульфат аммония из Туапсинского порта в Таганрог.

Между тем, первые результаты расследования показали, что вина все же лежит на капитане судна, который на протяжении семи минут не реагировал на предупреждения оператора региональной системы управления движения судов (РСУДС) об отклонении от курса.

В результате столкновения теплохода «Лира» со строящимся Керченским мостом одна опора была уничтожена, две повреждены.

ЧП произошло 19 марта в 20:33, когда «Лира», предположительно, двигавшаяся без лоцмана, врезалась в сваю моста. Происшествие вызвало активное обсуждение пользователей соцсетей и блогеров.

По последним данным, теплоход, принадлежащий турецкой компании с экипажем в девять человек, при следовании по Керчь-Еникальскому каналу отклонился от рекомендованного курса в районе буев 21 и 23а, а затем «произвел навал на конструктивные элементы рабочего моста». «В результате уничтожена опора №80, в том числе сваи (диаметр 1020 мм, длина 58 м), ригели, оголовки; уничтожены отдельно забитые маячные сваи (диаметр 1020 мм, длина 23 м) в количестве двух штук в районе опоры № 80; опоры №79 и № 81 имеют смещения ригеля и оголовка, превышающие 150 мм. Возможны скрытые повреждения опор №79 и № 80», – пишет портал «В окияне-море».

Судно в настоящее время находится на рейде порта Таганрог. Издание отмечает, что причиной столкновения «Лиры» с опорами моста могло стать отсутствие лоцмана на судне. «Информация, которую мы сейчас проверяем, такова. В Керчи с некоторых пор не хватает лоцманов. По инициативе Росморпорта проблема решается весьма оригинальным способом: изменены обязательные постановления в порту Керчь. В соответствии с новациями, суда c размерами «Лиры» имеют право лоцмана не заказывать», – отмечает издание.

Добавим, что поврежденный мост является вспомогательным сооружением для доставки грузов при строительстве основного сооружения – мостового перехода через Керченский пролив. Как отметили в инфоцентре «Крымский мост», на сроки завершения строительства рабочего моста инцидент не повлияет.

Как сообщил ТАСС источник в морских службах региона, знакомый с ситуацией, «днём 20 марта после получения заявления на задержание судна в связи с инцидентом сотрудники порта осмотрели «Лиру». Видны следы свежей краски по борту — пытались скрыть следы столкновения с опорой. Судно задержано по морским правилам на 72 часа. Стоит в Таганроге. Судно старое — более 30 лет».

На судно наложен арест, с владельца взыщут ущерб

Федеральное агентство морского и речного транспорта 23 марта распространило сообщение о том, что капитану морского порта Таганрог запрещён выпуск из порта сухогруза «Лира». Соответствующее решение, подлежащее немедленному исполнению, принял Арбитражный суд Ростовской области.

«Арест на сухогруз «Лира» наложен в целях обеспечения морского требования ООО «СГМ-Мост», говорится в определении суда. Обеспечительные меры в виде ареста необходимы для последующего взыскания причинённого ущерба в судебном порядке», — отмечается в сообщении ведомства.

Собственнику судна предъявлено требование о возмещении ущерба. Компания «СГМ-Мост» в срок до 14 апреля 2016 года должна представить доказательства подачи искового заявления по требованию, в связи с которым судом приняты предварительные обеспечительные меры.

Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по факту столкновения турецкого сухогруза «Лира» с опорами строящегося рабочего моста через Керченский пролив, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

Вот только на этой стадии возникла ещё одна загадочная история — пока непонятно, кто именно является владельцем корабля. Ранее сообщалось, что он принадлежит турецкой фирме Turkuaz Shipping Corp., однако всё те же РИА «Новости» процитировали главу отделения портовых операций этой компании Джемаля Кайя. Так вот, Кайя официально заявил, что злосчастный сухогруз этой компании не принадлежит, по его словам, проверены все документы, и «Лира» в их списках не числится.

Главный мост в Крым будет защищён надёжно

Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» сообщило, что возведение рабочих мостов № 2 и № 3 продолжается. Суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, информированы о работах в акватории за пределами фарватера. Помимо обязательного оповещения, действующего с лета 2015 года, зона строительных работ ограничена специальными навигационными знаками. Фронт работ не затрагивает зону судоходства — Керчь-Еникальский канал, по которому суда проходят из Чёрного моря в Азовское и обратно.

«Опоры судоходного пролёта основного моста, согласно проекту, будут защищены от возможного навала судов специальными гидротехническими сооружениями — палами. Они будут построены из металлического шпунта с каменной засыпкой и железобетонным оголовком», — говорится в сообщении ведомства.



В агентстве сообщили, что суда типа "Лира" с осадкой менее 4,5 метра или длиной менее 140 метров в соответствии с приказом Минтранса РФ от 21 октября 2015 года не подлежат обязательной лоцманской проводке. Основная масса судов, проходящих Керчь-Еникальский канал - длиной 60-100 метров, и все судовладельцы идут без лоцмана. Так было и с судном "Лира" компании Turkuaz Shipping Corp, шедшим под панамским флагом.

Тем не менее фронт строительных работ в Керченском проливе не затрагивает зону судоходства в Керчь-Еникальском канале, по которому суда свободно проходят из Черного моря в Азовское и обратно. Однако капитаны всех кораблей предупреждены о монтаже опор второго и третьего технологических мостов. Они прокладываются навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла в направлении фарватера.

Как подтверждают данные Росморречфлота, работы мостостроителей на пропуск судов не влияют. Фарватер останется свободным для прохода судов на протяжении всего строительства и обозначен специальными буями. В январе 2016 года, например, зафиксировано 3629 проходов через канал - это более чем на 50 процентов больше, чем за аналогичный период 2015 года. В том числе число транзитных проходов увеличилось на 13 процентов - до 961.

"Лира", предупреждение, вы идете опасным курсом, измените курс влево, держите курс 067 град. Между буями", - говорил диспетчер службы управления движением в Керченском проливе, обращаясь к капитану судна 19 марта в 23.30.

"Лира", измените курс влево"; "Лира", капитан, вы идете опасным курсом"; "Лира", капитан, остановите ход вперед, полный назад", продолжал диспетчер.

Но по каким-то причинам не последовало ни ответа капитана "Лиры", ни изменения опасного курса.

Судя по расшифровке переговоров, столкновение сухогруза с опорами строящегося моста произошло в 23.35 19 марта. Через две минуты после этого капитан сообщил, что "старший помощник проверяет" состояние судна. Позже в радиоэфире появился капитан парома "Победа". "Мы проходили мимо, между свай заехала "Лира", - сказал он диспетчеру.

Впрочем, по словам главы Центра морского права Василия Гуцуляка, подобные "требования" диспетчера не носят обязательный характер. Окончательное решение принимает капитан, и "за все, что происходит с судном, в конечном счете несет ответственность он".

"Любые указания службы управления движением на самом деле носят рекомендательный характер. Так же как и во взаимоотношениях с лоцманом, который прокладывает путь, капитан волен послушать его или принять самостоятельное решение", - пояснил Гуцуляк газете ВЗГЛЯД.

Эксперт уверен, что столкновение с опорами произошло случайно, потому что "камикадзе среди капитанов нет". При этом он напомнил, что 90% всех аварий на море связаны с человеческим фактором. Чрезвычайные ситуации могут объясняться как низкой квалификацией экипажа, отсутствующим штурманом, лоцманом, так и природными причинами.

Район Азовского моря считается у моряков сложным для судоходства. Во-первых, здесь мелководье. Во-вторых, обстановка постоянно меняется: то полный штиль, то большая нагонная волна, представляющая серьезную опасность. "В этих условиях управлять судном и не сбиться с курса бывает трудно", - отметил Гуцуляк.

У российских пограничников претензий к экипажу нет - международных норм моряки не нарушили. "В Азовском море, куда шла "Лира", есть и российские, и украинские порты, и кроме как через Керченский пролив к ним из Черного моря не добраться", - рассказали "Комсомольской правде - Крым" в пресс-службе пограничного управления ФСБ по Крыму.

Последствия

Глава Центра морского права не думает, что начнется уголовное преследование участников ЧП. Все-таки ответственность будет лежать в сфере гражданско-правовых отношений. Когда будет точно установлен ущерб, прояснятся обстоятельства дела, скорее всего, будет суд. И в порядке обеспечения требований пострадавшей стороны судно может быть арестовано, объяснил он.

Повредившее для строительства моста через Керченский пролив. Кроме того, на сухогруз наложен арест, сообщает в среду Росморречфлот.

"Капитану морского порта Таганрог запрещен выпуск из порта морского судна "Лира". Соответствующее решение, подлежащее немедленному исполнению, принял Арбитражный суд Ростовской области", — говорится в сообщении.

Арест на сухогруз "Лира" был наложен для обеспечения морского требования ООО "СГМ-Мост", говорится в определении суда. Обеспечительные меры необходимы для последующего взыскания компенсации. Кроме того, "собственнику судна предъявлено морское требование о , что подтверждается отметкой страховщика судна от 22 марта 2016 года".

"Морское требование", согласно Кодексу торгового мореплавания России, — это любое требование, возникшее в связи с причинением кому-либо ущерба при эксплуатации судна.

Росморречфлот отмечает, что согласно исполнительному листу Арбитражного суда Ростовской области, компании "СГМ-Мост", реализующей проект по строительству моста через Керченский пролив, в срок до 14 апреля нужно представить доказательства подачи искового заявления по требованию, в связи с которым суд запретил выход судна из порта.

Ранее сообщалось, что сухогруз "Лира" турецкой компании Turkuaz Shipping Corp., шедший под панамским флагом, врезался в опору временной мостовой конструкции, возведенной в ходе сооружения моста через Керченский пролив, сваи опоры были загнуты. Также отмечалось, что капитаном сухогруза является гражданин Турции.

Вскоре источник в правоохранительных органах сообщил, что следователи по факту столкновения сухогруза с опорой конструкции.

В инфоцентре "Крымский мост" сообщили, что инцидент . В Федеральном агентстве морского и речного транспорта РИА Новости заявили, что работы по строительству моста через Керченский пролив не влияют на пропуск судов. Обращений в посольство Панамы в РФ в связи с инцидентом, как сообщили в дипмиссии, не было.

С которых будут осуществляться работы по строительству Керченского моста, должны завершить летом этого года. Вспомогательные мосты необходимы для доставки грузов и техники к рабочим площадкам в акватории. Первый временный мост, соединивший таманский берег с островом Тузла, запущен в октябре прошлого года.

Керченский мост станет самым протяженным в России. Строительство автомобильной части и запуск движения по нему планируется в декабре 2018 года, по железнодорожной части — в 2019 году.