Центральная америка майя и ацтеки. Доколумбовые цивилизации Америки (майя, ацтеки и инки). Самые известные пирамиды ацтеков

Инки, майя, ацтеки – это народы, которые населяли Южную и Центральную Америку, до того, как этот континент были открыт и колонизирован европейцами. Америку инков, майя и ацтеков ещё называют доколумбовой. Народы эти (их сегодня называют индейцами) создали высокоразвитые цивилизации и оставили потомкам много до сего времени неразрешенных загадок своего развития. Итак,

Майя

Народы майя населяли полуостров Юкатан. Их цивилизация развивалась на территории, которая сегодня относится к Мексике, Гватемале, Сальвадору и Гондурасу и основу её составляли отдельные города-государства. Крупнейший из них – Тикаль.

Под властью крупных городов были прилегающие к ним земли и городки поменьше. Все города государства майя были связаны между собой дорогами, по которым проходили торговые пути. Торговали майя между собой и другими народами нефритом, какао-бобами, солью и шкурами ягуаров.

Это удивительно, но инки, майя и ацтеки не имели представления о колесе и товары, если не было возможности доставлять их по воде, по дорогам переносили носильщики. За стенами городов майя занимались крестьянским трудом, в основном выращивали кукурузу.

Сегодня поражают познания майя в области математики и астрономии. О точности календаря, составленного жрецами майя, написаны целые научные труды, а разработанная майя система письменности содержит множество самых разнообразных символов.

После многовекового процветания цивилизация майя к XIV веку вдруг загадочным образом пришла в упадок, а в 1500-е годы испанские завоеватели (конкистадоры) довершили её распад.

Ацтеки

Империя ацтеков располагалась западнее земель майя, на территории современной Мексики. Столица ацтеков, крупный город Теночитлан занимал площадь около 15кв.км и располагался на острове посреди озера Тескоко.

В жизни инков, майя и ацтеков религия занимала очень важную роль. Поклонялись они многим богам, а их храмы в виде ступенчатых пирамид поражают своей грандиозностью не меньше пирамид египетских (высота некоторых из них достигала 45 метров!). На вершинах этих пирамид ацтеки совершали человеческие жертвоприношения своим богам.

Ещё одна примета цивилизации ацтеков – это повсеместное увлечение похожей на современный баскетбол игрой в мяч. Правда кольцо в этой игре располагалось вертикально, и мяча можно было касаться только предплечьями и бедрами ног. Игроки проигравшей команды очень часто приносились в жертву.

До нас дошли и имена правителей ацтеков, при которых их империя достигла наибольшего расцвета – Монтесума I (1440-1468 годы правления) и Монтесума II (начал правление в 1502 году). Цивилизация ацтеков, также как и майя, тоже погибла под натиском конкистадоров. Случилось это в 1521 году.

Инки

Империя инков простиралась на 2000 км вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки. Расцвет её пришёлся на окончание 1400-х начало 1500-х годов. Кроме инков существовали и другие государства южноамериканских индейцев (например, тиауанако, гуари или чиму), но все они пришли в упадок и были завоёваны инками.

Инки занимались подсечно-огневым земледелием (выжигали и обрабатывали поляны в джунглях Амазонки), охотой, торговлей и строительством. Столица их, город Куско, находился высоко в Андах, и инки построили целую сеть высокогорных дорог, с канатными подвесными мостами через ущелья.

В XVI веке инки, майя и ацтеки были завоеваны и порабощены европейцами, и кто знает, как сложилась бы судьба их цивилизаций, если ко времени появления конкистадоров они обладали бы огнестрельным оружием.

Информация детской энциклопедии "Загадки мировой истории"

Инки, ацтеки и майя - загадочные племена, исчезнувшие с лица земли. До сих пор ведутся научные раскопки и всевозможные исследования с целью изучения их жизни и причин исчезновения. В этой статье мы расскажем про одно интересное племя. Ацтеки проживали в XIV веке на территории, которая теперь принадлежит Мехико.

Откуда они взялись

Численность этого индейского народа составляла около 1,3 млн человек. Родиной ацтеков по легенде был остров Астлан (в переводе «страна цапель»). Изначально члены этого племени были охотниками, но затем, осев на земле, принялись заниматься сельскохозяйственными и ремесленными работами, хотя это было довольно воинственное племя. Ацтеки, для того чтобы начать вести в течение довольно длительного времени искали подходящие земли. Действовали они не наугад, а в соответствии с указанием своего бога Уицилопочтли. По его мнению, ацтеки должны были увидеть орла, сидящего на кактусе и пожирающего землю.

Это случилось

Несмотря на всю странность этого знака, через 165 лет странствий по мексиканской земле ацтекам все же удалось встретить эту загадочную птицу с необычным поведением. На том месте, где это произошло, и стало устраиваться племя. Ацтеки назвали свое первое поселение Теночтитлан (в переводе - «плодовое дерево, растущее из камня»). Другое название этих земель — Мехико. Интересно, что цивилизация ацтеков была создана несколькими племенами. Ученые считают, что в этом приняли участие не меньше семи племен, говоривших на родственных языках, самым распространенным из которых был науатль. Сейчас на нем и схожих с ним наречиях говорят более 1 миллиона человек.

Низы и верхи

Может ли цивилизация ацтеков служить примером для современной организации общества? Борцам за равноправие наверняка не понравилось бы ацтекское деление на аристократов и плебеев. Причем члены высшего общества обладали всем самым лучшим. Они жили в роскошных дворцах, носили великолепную одежду, ели вкусную пищу, имели множество привилегий, занимали высокие должности. Плебеи работали на земле, торговали, охотились, рыбачили и жили небогато в специальных кварталах. Зато после смерти все получали равные шансы попасть в подземный мир, обитель богини смерти Миктлана, либо отправиться в лучший мир. Так как воины в мире ацтеков пользовались особым уважением, то погибшие на поле боя могли сопровождать солнце от восхода к зениту, так же как и те, кто был принесен в жертву. Чести сопровождать солнце от зенита к закату получали женщины, умершие в родах. «Везунчиками» можно считать и тех, кто был убит молнией или утонул. Они попадали в райское место, где обитал Тлалокан.

Отцы и дети

Племя, о котором идет речь в этой статье, уделяло большое внимание образованию детей. До 1 лет они воспитывались дома, а после должны были посещать специальные школы. Причем как мальчики, так и девочки, хотя последние, чаще всего, выйдя замуж, сидели дома и следили за хозяйством и детьми. Простолюдины обучались ремесленным навыкам, военному делу. Аристократы изучали историю, астрономию, обществознание, обряды, управление. Дети членов высшего общества не были белоручками. Они трудились на общественных работах, убирали в храмах, участвовали в обрядах. Стариков ждал почет, уважение и различные привилегии.

Культура ацтеков

Не зря эта погибшая цивилизация привлекает к себе внимание и в наши дни. Ацтеки были отличными мастерами своего дела, поэтому здания, скульптуры, изделия из камня и глины, ткани, ювелирные изделия были высокого качества. Особо отличало ацтеков умение делать разнообразные изделия из ярких перьев тропических птиц. Также знамениты ацтекские мозаики и орнаменты. Аристократы увлекались литературой. Многие из них могли сложить стихотворение или написать устное произведение. До наших дней дошли легенды, сказания, поэмы, описания обрядов этого народа. Бумага для книг была изготовлена из коры. Интересны и календари, которые создало это племя. Ацтеки пользовались солнечным и ритуальным календарем. В соответствии с солнечным календарем выполнялись сельскохозяйственные работы и религиозные работы. Он состоял из 365 дней. Второй календарь, включающий в себя 260 дней, служил для предсказаний. О судьбе человека судили по тому, в какой день он родился. До сих пор многие кладоискатели мечтают найти золото ацтеков. А жили они в свое время очень богато. Об этом свидетельствуют рассказы испанских завоевателей. Они говорят о том, что богатые ацтеки, особенно в столице Теночтитлане, ели и спали на золоте. Своим богам устанавливали золотые троны, у подножия которых также лежали золотые слитки.

Религия ацтеков

Люди из этого племени верили в то, что существует несколько богов, которые управляют силами природы и судьбами людей. Были у них боги воды, маиса, дождя, солнца, войны и многие другие. Ацтеки строили огромные, богато украшенные храмы. Самый большой был посвящен главному божеству Теночтитлану и был высотой 46 метров. В храмах проводились обряды, а также жертвоприношения. Существовало у ацтеков и представление о душе. Они считали, что ее местом обитания в человеке являются сердце и сосуды. Биение пульса принимали за ее проявление. По мнению ацтеков, душу вкладывали в тело человека боги еще в то время, когда он находится в утробе матери. Они также считали, что душой обладают предметы и животные. Ацтеки представляли себе, что между ними существовала особенная связь, позволяющая взаимодействовать на неосязаемом уровне. Также ацтеки думали, что у каждого человека есть магический двойник. Его гибель вела к смерти человека. В качестве жертвы ацтеки подносили своим идолам собственную кровь. Для этого совершали обряд кровопускания. Вообще, ацтеки приносили человеческие жертвы в огромных количествах. Известный факт, что во время освещения Великого храма было принесено в жертву 2000 человек. Ацтеки задумывались о конце света и считали, что большое количество крови способно задобрить богов и сохранить мировое равновесие.

Цивилизация ацтеков погибла из-за алчности испанцев. Произошло это вначале XVI века, но до сих пор воображение будоражит история жизни племени, исчезнувшего с лица земли. Приносит ли счастье золото ацтеков, каждый решит самостоятельно.

Мексиканский полуостров Юкатан – плоская равнина. Омываемый водами Карибского моря, полуостров является самым засушливым местом материка. Индейское слово «Маауйа» означает «земля без воды». Примерно пять тысяч лет назад, там возникла великая цивилизация МАЙЯ.

По мнению жрецов майя, человек произошел от кукурузы: «Когда-то все спало. В пространстве не было земли, ни времени, ни океана. Однажды на Востоке дни родились, и время начало отсчет. День первый создал небо и всю Землю. Второй день создал лестницу, используя которую спускался дождь с небес. День третий породил приливы и отливы, используя которые разлился океан. В четвертый день родился горизонт, соединив между собою Землю с небом. В день пятый появился смысл жизни и указал, что все должны работать. На день шестой зажегся первый свет. Седьмой создал материки. Восьмой установил порядок в мире. Девятый создал подземелья. Десятый сделал путь под землю тем, кто подло жизнь прожил и ядовит душой. Одиннадцатый день от Солнца создал камни и леса. На день двенадцатый подули ветры. От ветра духи появились. На день тринадцатый полился дождь и, увлажнив всю землю, создал человека. Сначала люди делались из глины. Но быстро разрушались, прежде чем ходили. Потом создали деревянных кукол. Но выяснилось, что они глупы и неуклюжи. Тогда Бог взял маиса (кукурузы), размял, как тесто, и слепил людей. Маисовые люди стали жить на свете. Но были слишком любопытны и везде совали нос. А видели гораздо больше, чем должны. Тогда Бог напустил тумана, и человек стал видеть лишь до горизонта…»

Пирамида МАГИИ

Согласно древней легенде, мир создавался четырежды, но трижды разрушался Всемирным потопом. Вначале появился мир карликов. В те времена Солнце светило слабо, и в полнейшей темноте карлики построили большие города.

Пирамида ПРЕДСКАЗАТЕЛЯ

Затем последовал первый потоп, смывший все, что успели построить карлики.

Во втором мире остались жить лишь самые изворотливые люди, которые спаслись от этого наводнения. Третий мир был освоен самими Майя, которых также смыло водой. Четвертый, современный мир составляют потомки древних майя, которые смешались с другими племенами. С тех пор потомки Майя ждут следующего потопа.

Вначале бог Хунаба-Ку создал четыре кукурузных человека Балам-Кице, Махукутаха, Балам-Акаба и Ики-Балама. Затем, как и следовало, были созданы четырех прекрасные женщины: Каха-Палуна, Чомиха, Цунумиха и Какишаха. В работе богу помогали лиса, койот, попугай и ворона. Они носили кукурузу, из которой бог лепил свои творения. Початки были желтые и белые. Из белых делали мужчин, из желтых – женщин.

Главным Богом считался владыка небес Итсамна. Он изображался колоритным бородатым стариком. Считалось, что Итсамна был первым жрецом, который создал иероглифы и написал первые мистические кодексы. На втором месте был бог дождя Чак. От него зависел весь будущий урожай. Третьим по популярности был бог кукурузы Йум Каах. Он изображался, как молодой человек с деформированной головой. Считалось, что его голова распухла и потеряла свою форму от сильной заботы о хорошем урожае. И наконец, весьма важным был бог смерти Ах Пуч, который имел весьма устрашающий вид.

Жрецы майя создали несколько точных календарей. Из них наиболее известны два. По солнечному календарю год имел 365 дней и делился на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Там же был дополнительный месяц продолжительностью всего 5 дней. Второй календарь – ритуальный. Он состоял из 260 дней, и счет велся промежутками времени по 13 дней. Каждый день обоих календарей имел своего бога-покровителя. Майя имели оригинальную циклическую систему летоисчисления: все годы проходили полный цикл (по кругу) и снова возвращались в исходную позицию. Цикл повторялся через 52 года.

Храмовый барельеф бога дождя ЧАКА

АХ-ПУЧ покровитель мертвых

Бог ТЕСКАТЛИПОКА

Тотемный столб

Вся жизнь древнего народа проходила в ожидании очередного ритуального праздника. Подготовительные мероприятия состояли из четырех этапов:

1. Сначала шли пост и воздержание.

2. Затем жрец, находившийся в состоянии озарения, выбирал наилучший день проведения праздника.

3. Потом готовили будущее место праздника. Там изгоняли злых духов, читали заклинания и окуривали идолов.

4. В назначенный день проводилось главное праздничное мероприятие – жертвоприношение.

У народа майя существовало поверье, что мировой порядок поддерживается богами только за счет жертв. В древнейшие времена майя почти не практиковали человеческих жертвоприношений. Обычно к божественному алтарю приносили украшения, животных, рыбу, различные фрукты. Однако в наиболее важных случаях богам приносили человеческие жертвы. Обычно такое мероприятие устраивали на верхней площадке пирамиды. Жертву раздевали и окрашивали в синий цвет. Затем четыре помощника жреца укладывали человека на круглом камне, также синего цвета. К жертве выходил жрец-препаратор (наком), и острым кремневым ножом вскрывал грудную клетку. Руками он вырывал живое бьющееся сердце, клал его на специальное блюдо, которое подносил церемониальному жрецу (чилану). Тот обмазывал кровью лица идолов, а жертву сбрасывали вниз, где её разрывал на кусочки ликующий народ…

Майя построили большие города (Тикаль, Балак-баль, Волактун, Копана, Вашактуна). В каждом городе проживало более 200 тысяч жителей. Их центры украшали храмовые пирамиды, которые были окружены террасами и статуями богов. До наших дней сохранились Пирамида Надписей, Храм Солнца, Храм Воинов, Храм Ягуаров, Храм Луны и Пирамида Кукулькана.

Ацтекская мать богов КОАТЛИКУЕ

ЮМ КААХ – бог маиса

ЧАК – бог дождя

Внезапно, без видимых причин в Х веке практически весь народ майя куда-то исчез. Пришли в запустение огромные города и храмы. Исчезла великая цивилизация. Однако вскоре неизвестно откуда в центральной Мексике появился другой народ – АЦТЕКИ. В отличие от Майя, они были воинственны и очень свирепы. Это были совсем другие люди, которые называли свою родину островом Астлаан («место, где живут цапли»).

Согласно легенде, ацтекский бог Уицилопочтли предсказал, что их народ поселится там, где увидит орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею. Долгие 165 лет бродили ацтеки по древней Мексике. 18 июля 1325 года они увидели долгожданного орла и основали первое поселение Тиночтитлан там, где теперь находится столица Мексики.

Главным божеством воинственного народа был бог войны Уицилопочтли. Деревянный идол этого бога имел внушительные размеры и изображался сидящим на голубой скамейке. Скамейка символизировала небеса, как место жительства этого бога. Главному божеству помогали: Тескатлипока (бог-творец), Тонатиу (бог Солнце), Метстли (бог Луна), Тлалок (бог воды), Кетсалькоатль (бог воздуха), Сентеотль (богиня кукурузы), Хиукетиуктли (бог огня), Михкоатль (богиня охоты), Хикатеуктли (бог торговли), а также боги ада Миктлактеуктли и Миктлансеуатль. Каждое имя мексиканских божеств похоже на короткое заклинание, обращенное к данному богу.

Жертвоприношения ацтеков были более жестоки и разнообразны, чем у их соседей. Для бога войны казнили пленных, для бога воды Тлалока топили детей, а богине запретной любви Тласолтеотль жертвовали проститутками. Особой формой жертвоприношений были бои воинов, захваченных в плен. Напротив алтаря сражались люди, вооруженные только копьями. Это было подобие гладиаторских боев, где призы доставались хозяину самого храброго воина.

Все церемонии ацтеков были строго упорядочены. В отличие от майя (где день праздника выбирал жрец), ацтеки заранее имели календари праздников. В сентябре проводился праздник богини маиса Чикомекохуатль. Сначала семь дней постились и периодически терли свои уши руками. Если из растертых ушей показывалась кровь, то считалось, что покаяние свершилось и человек чист перед Богом. Потом выбирали самую красивую девочку-рабыню 11–12 лет. Ей плели венок и делали ожерелье из кукурузных початков. Звучала приятная музыка, и девочку торжественно усаживали посреди цветов и кукурузы. Два дня ей поклонялись, она была олицетворением богини, которую благодарили за урожай. Потом «богиню» торжественно убивали, и все присутствующие радостно пускались в пляс.

Ацтеки были убеждены, что Солнце живет на Востоке в собственном доме, из которого выходит по утрам в сопровождении погибших воинов и принесенных в жертву людей. Поэтому всегда жертвовали самых лучших. До полудня божья свита менялась. Дальше Солнце сопровождали женщины, скончавшиеся во время родов, которых ацтеки приравнивали к воинам, погибшим в бою. В вечернее время Солнце доходило до царства мертвых (Миктлан), а ночью возвращалось домой.

Ацтекский век продолжался 52 года, потом наступал новый. Последний день каждого пятидесятидвухлетия был великим праздником, поскольку ацтеки опасались, что скоро будет конец света и новый век может никогда не наступить. Согласно древним легендам, мир создавался пять раз. Каждое появление нового мира называлось «Солнце».

В первое Солнце на Земле жили великаны. Но через 13 ацтекских веков (676 лет) бог Тескатлиопок превратился в большого ягуара и съел всех гигантов. Второе Солнце продолжалось 7 веков (364 года). В этот период бог Кетсалькоатль вновь сотворил человека. Однако разразилась страшная буря и все уничтожила. Оставшиеся люди одичали и превратились в обезьян. Третье Солнце создал бог воды Тлалок. Однако спустя 6 веков (312 лет) огонь все уничтожил. Остались только птицы. В конце четвертого Солнца был потоп, после которого уцелели только рыбы. Пятое Солнце создал бог Кексалькоатль из собственного члена. Этот век продолжается и поныне. В отличие от известных мифов о сотворении мира, ацтекская легенда содержит достаточно точные даты стихийных бедствий, которые настигали «город богов» Теотиуакан в долине Анауак. Согласно ацтекскому календарю каждое стихийное бедствие было в конце периода времени, кратного цифре 52.

Церемонии похорон у многих народов Центральной Америки проходили в одинаковой последовательности. Сначала несколько старейших жрецов украшали покойника священными фигурами, вырезанными из ткани. Затем окропляли его очистительной водой, приговаривая: «Эта вода, которую ты получил, придя в мир. Пусть она служит тебе в дальней дороге!» Затем наполненный водой кувшин ставили у ног покойника. Если хоронили женщину, то ее дополнительно укутывали в теплые одежды. Это облегчало странствия души. Существовало поверье, что на пути в потусторонний мир необходимо пересечь восемь пустынь, обойти огромного дракона, преодолеть сдвигающиеся горы, увернуться от выпрыгивающих каменных ножей и избежать множества других опасностей.

На территории современных Перу, Эквадора, Боливии, Аргентины и Чили существовала ВЕЛИКАЯ ИМПЕРИЯ ИНКОВ, которая появилась примерно четыре тысячи лет назад. Согласно легенде, из озера Титикака вышли супруги Манко Капак и Мама Окльо. Отец Солнце вручил им волшебный жезл, который должен был указать место, где надлежало основать новую страну. Долго путешествовали Капак и Окльо. Однажды их жезл внезапно выпрыгнул из рук и ушел глубоко в землю. На этом месте построили столицу инков – город Куско («центр» или «сердце»).

Бог Солнца инков

Верховный Инка (император) был прямым потомком бога Солнца. В его большую семью помимо нескольких жен и детей входил даже Верховный Жрец (Вильяк Уму), подчеркивая божественное происхождение своего императора. Как в Древнем Египте, империя Инков имела наследственные касты жрецов, которые делились на следующие категории:

Вильяки – жрецы и прорицатели.

Пунчавильяки – жрецы бога Солнца.

Малькипвильяки – жрецы усопших.

Уакаквильяки – жрецы помощники идола (уака).

Мамакуны – женщины-жрицы.

Алькас – «девственницы Солнца». Они жили в специальных храмах алькауасисах и были хранительницами огня. Девственницы шили ритуальные одежды и готовили праздничные угощения для всей императорской семьи.

Инки были менее кровожадны, чем их соседи. В качестве даров, приносимых богам, обычно использовали кукурузу, муку, овощи и животных. Год начинался в декабре и сопровождался праздником Капак Райми («праздник императора»). Год инков завершался в ноябре очень необычным праздником Айя Маркай Килья («месяц извлечения усопших»). В последние дни года инки проникали в могилы собственных предков и извлекали их останки. Покойников наряжали в лучшие одежды и выставляли в самых людных местах. Все веселились и плясали, считая, что их предки пляшут вместе с ними. Затем покойников перегружали на носилки и «водили в гости», переходя из дома в дом. В конце этого веселого праздника в могилы приносили подарки и угощения, а самих покойников торжественно укладывали на место. В июле был другой праздник в честь бога Солнца – Инти Райми. Для его открытия жрец специальным вогнутым зеркалом направлял солнечные лучи и зажигал священный огонь. Очень интересным был праздник урожая Ситуа, который был похож на карнавал и отмечался в сентябре. В эти дни устраивали генеральную уборку всего города. До блеска отмывали улицы и дома. В солнечные тона раскрашивали все, что было на виду. Везде было шумное веселье. Толпы людей приходили к храмам. Люди держали в руках идолов и мумии собственных предков. Богов уговаривали защитить от болезней и других неприятностей.

Богов было много. Самым главным был бог Солнца (Инти). Ему подчинялись Почакамак (бог огня), Часка (богиня красоты), Ильяна (бог грома), Пачамама (богиня плодородия), Чукуилья (богиня молнии), Килья (богиня Луны) и Кон (бог шума). По их представлениям, мир создал бог-творец Виракоче. Инки делили мир на три уровня: верхний (Хачан Пача), средний (Кай Пача) и нижний (Уку Пача). Соответственно эти боги олицетворяли небо, землю и преисподнюю. В преисподней хозяйничал дьявол (Супай), который противостоял небесным богам и причинял вред людям.

В империю инков входил знаменитый остров Пасхи. На его берегах установлены тысячи огромных истуканов высотой до 8 метров и весом более 20 тонн. Ученые до сих пор не могут сообразить, зачем были нужны эти изваяния? Одни предполагают, что это следы какой-то таинственной внеземной цивилизации. Другие считают, что истуканы – это обычные идолы древних богов.

Автор этой книги выяснил, что назначение огромных фигур было более простое и практичное. Известно, что когда-то на острове Пасхи обитал древний народ, обладавший необычными для дикарей знаниями о мире. Его представителям были известны точнейшие параметры планет Солнечной системы. Они были уверены, что Юпитер заселен, а себя они считали выходцами из космоса. Не вызывает сомнений, что эти люди были умны и не похожи на другие народы.

Для того чтобы защитить свой остров от неожиданного нападения дикарей, которые могли появиться только со стороны моря, они изготовили гигантские пугала-истуканы, которые расставили вдоль берега. Можно представить, как завоеватели в ужасе поворачивали назад, издалека увидев отряд мрачных великанов, стоящих на берегу. Таким образом находчивые островитяне отпугивали завоевателей, которых было достаточно много в то неспокойное время.

Рядом с империей инков на территории современного Чили проживали независимые племена арауканов. Себя они называли Мапуче («люди земли»), поскольку их основным занятием было земледелие. Эти племена не составляли единого государства и внешне были похожи на другие индейские народы. Самобытными были только их легенды и обряды.

В отличие от других племен, арауканы имели стойкую веру в привидения (тени усопших), которые периодически появлялись в ночное время. Они верили также в подземную ящерицу Колоколо, которая подкрадывалась к спящим людям и кусала их до смерти. Периодически из «царства тьмы» прилетали Чончоны, животные с человеческими головами и огромными ушами. Они летали, махая ушами, как крыльями, и пили кровь у слабых людей. На небе царствовал верховный бог Генупильяна.

Храм Зевса

Арауканы верили в загробную жизнь и не боялись смерти. По их представлениям, все пространство вокруг было населено душами предков. Поэтому в праздники арауканы угощали духов своих предков, выплескивая в воздух напитки и бросая еду. Они кричали облакам, плывущим по небу, поскольку считали, что там восседают души погибших воинов. Своих покойников арауканы торжественно хоронили в земле. Но через год вновь приходили к могилам для того, чтобы рассказать покойным о том, что произошло за время их отсутствия.

Самым авторитетным жрецом древних арауканов был Дунгуве (прорицатель). Он занимался предсказаниями и давал практические советы. Вопросы здоровья решал Мачи (врачеватель). Процедура лечения болезней напоминала действия современных филиппинских хиллеров. В доме больного собирались друзья и родственники. Входил Мачи и клал у изголовья постели больного ветку дерева.

Затем приносили жертвенное животное, и Мачи его убивал. После этого он обрызгивал ветку кровью и поджигал специальные травы. Постепенно дым заполнял помещение. Врачеватель наклонялся к больному и делал вид, что высасывает плохую кровь из больного места. Дым рассеивался, и Мачи показывал восхищенным родственникам какой-нибудь предмет (щепку, камешек, или насекомое), якобы извлеченный из больного места. Все были в восторге и очень благодарили доктора. Во время всей лечебной церемонии присутствующие женщины пели ритмичные песни, аккомпанируя себе на сушеных тыквах, наполненных камешками.

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Из книги Боги и инопланетяне в истории автора Дрэйк Рэймонд

АЦТЕКИ И ИНКИ 8 ноября 1519 года Эрнан Кортес и его конкистадоры изумленно взирали на Теночтитлан, столицу Нового Света. Белых чужеземцев пригласил император Монтесума II. Повинуясь тому, что выпало на его долю по давнему роковому предсказанию, он сдался испанцам вместе со

Из книги Психонавигация. Путешествия во времени автора Перкинс Джон М.

Глава 3. Дон Хосе, древние инки и путешествие «Кон-Тики» Город Куэнка, в котором живут сто двадцать тысяч человек, расположен в горной долине к югу от экватора. Центр города был построен испанцами еще в начале XVI века. Белые, сложенные из необожженного кирпича здания

Из книги Светоносная Змея: Движение Кундалини Земли и восход священной женственности автора Мельхиседек Друнвало

Глава восемнадцатая Инки приглашают меня в Перу Еще до начала описанного выше путешествия ангелы сказали мне, что Перу и империя инков станут одним из тех мест, где необходимо будет провести церемонию для привнесения в мир равновесия. Когда я был на Юкатане, ко мне сразу

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Майя Значение и происхождение имени: происхождение этого имени следует искать в самых истоках индоевропейской (арийской) цивилизации. Корень слова «майя» тот же, что и в слове «магия», что поначалу определялось как чудесная способность Вселенной и Бога к перевоплощению

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Майя Беспокойная и подвижная. Общительна и способна на многое. Характер обычно с норовом. Без особых переживаний вступит в конфликт, чтобы отстоять свои

Из книги МАЙЯ. Реальность – это Иллюзия автора Серрано Мигель

Майя Мы жили, и живём до сих пор, в иллюзорном мире, в котором уже никто не знает, кто есть кто, и, разговаривая с определённым человеком, мы не можем быть уверены, говорим ли мы именно с ним, настоящим, или же с кем-то, кто не существует вовсе. Сегодня, тайна копирования

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Майя Это санскритское слово имеет много значений. Одно из его значений «энергия». Йога-майя – это духовная энергия, поддерживающая трансцендентное проявление Вайкунтхи, духовного мира, в то время как ее отражение – маха-майя – это энергия материального мира.

Из книги Шри Ауробиндо. Духовное возрождение. Сочинения на Бенгали автора О чем знали инки? Кабрера окрестил камни глиптолитами, а их создателей - человечеством глиптолитов. Он утверждает, что это «дочеловечество» было создано инопланетянами, которые прибыли на Землю в ту эру. Когда они не обнаружили разумной жизни, они решили создать ее от

К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Месоамерике (Центральная Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы: последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения.

Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента людьми началось в эпоху позднего палеолита — примерно 30-20 тыс. лет назад — и шло из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Дальнейшая эволюция возникавших сообществ прошла все известные этапы и имела как сходства, так и отличия от других континентов.

Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в I тыс. до н.э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос — носитель (название «ольмекская» является условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т.д.

Тем не менее имеющиеся археологические сведения позволяют говорить о том, что в первой половине I тыс. до н.э. населявшие Ве- раскус и Табаско племена достигли высокого уровня развития. У них появляются первые «ритуальные центры», они строят пирамиды из самана и глины, сооружают памятники монументальной скульптуры. Примером таких памятников выступали огромные антропоморфные головы весом до 20 т. Широкое распространение получают рельефная резьба по базальту и нефриту, изготовление топоров-кельтов, масок и статуэток. В I в. до н.э. появляются первые образцы письменности и календаря. Сходные культуры существовали в других районах континента.

Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н.э. и существовали до XVI в. н.э. — до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний , или классический (I тыс. н.э.), и поздний , или постклассический (X-XVI вв. н.э.).

К числу наиболее значительных культур Мезоамерики классического периода относится теотихуаканская. возникшая в Центральной Мексике. Сохранившиеся руины Теотихуакана — столицы одноименной цивилизации — свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики с населением 60-120 тыс. человек. Наиболее успешно развивались в нем ремесла и торговля. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и «дипломатов». Изделия мастеров встречаются почти по всей Центральной Америке.

Примечательно, что практически весь город был своеобразным архитектурным памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг — проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток — безымянный проспект длиной до 4 км.

На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромный силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается еще более грандиозное сооружение — Пирамида Солнца (высота 64,5 м), на вершине которой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Теотихуакана — «Цитадель», представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькоатля - Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось лишь его пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головами самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

Вдоль Дороги Мертвых находятся остатки еще десятков храмов и дворцов. Среди них — реконструированный сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля, или Дворец Пернатой Улитки, стены которого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в храме Земледелия, который изображает богов, людей и животных. Оригинальными памятниками рассматриваемой культуры являются антропоморфные маски из камня и глины. В III-VII вв. широкое распространение получают изделия из керамики — цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом — и терракотовые статуэтки.

Наивысшего расцвета культура Теотихуакана достигла к началу VII в. н.э. Однако уже в конце того же века прекрасный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными — скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики.

Культура ацтеков

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междуусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми — сначала с чичемеками, а затем теночки-аптеками — в 1325 г. на пустынных островах озера Тескоко была основана столица ацтеков Теночтитлан. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI в. превратился в одну из самых мощных держав Америки — знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

Сама столица — Теночтитлан — стала большим городом с населением 120-300 тыс. жителей. С материком этот островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально-административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами «священный участок», внутри которого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, плошадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков.

Основой экономики ацтеков было земледелие, а главной возделываемой культурой - кукуруза. Следует подчеркнуть, что именно ацтеки стали первыми выращивать какао-бобы и помидоры ; они являются авторами слова «томаты». На высоком уровне находились многие ремесла, особенно чеканка по золоту. Когда великий Альбрехт Дюрер в 1520 г. увидел ацтекские изделия из золота, он заявил: «Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти предметы».

Самого высокого уровня достигла духовная культура ацтеков. Этому во многом способствовала эффективная система образования, включавшая два типа школ, в которых обучаюсь мужское население. В школах первого типа воспитывались мальчики из высшего слоя, кому предстояло стать жрецом, сановником или военачальником. В школах второго типа учились мальчики из простых семей, где их готовили к сельскохозяйственным работам, ремеслам и военному делу. Учеба в школе была обязательной.

Система религиозно-мифологических представлении и культов ацтеков была довольно сложной. У истоков пантеона находились прародители - бог-творец Оме теку тли и его божественная супруга. Среди действующих главным божеством выступал бог солнца и войны Уицилопочтли. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ. Особое место занимал бог Синтеобль — покровитель плодородия кукурузы. Защитником жрецов был владыка Кецалькоатль.

Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатеку- хали. Вообще же богов было множество. Достаточно сказать, что каждый месяц и каждый день в году имели своего бога.

Весьма успешно развивалась . В ее основе лежала философия, которой занимались мудрецы, пользовавшиеся большим уважением. Ведущей наукой была астрономия. Ацтекские звездочеты свободно ориентировались в звездной картине неба. Удовлетворяя потребности сельского хозяйства, они разработали довольно точный календарь. учитывающий положение и движение звезд на небе.

Ацтеки создали высокоразвитую художественную культуру. Среди искусств значительных успехов достигла литература. Ацтекские писатели создавали дидактические трактаты, драматические и прозаические произведения. Ведущее положение занимала поэзия, включавшая в себя несколько жанров: воинские поэмы, стихи о цветах, весенние песни. Наибольшим успехом пользовались религиозные стихи и гимны, которые пелись в честь главных богов ацтеков.

Не менее успешно развивалась архитектура. Помимо уже названных выше прекрасных ансамблей и дворцов столицы великолепные архитектурные памятники были созданы и в других городах. Однако практически все они были разрушены испанскими конкистадорами. К числу удивительных творений относится недавно обнаруженный храм в Малиналько. Этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, примечателен тем. что весь он был высечен прямо в скале. Если учесть, что ацтеки пользовались одними только каменными орудиями, то можно представить себе, каких гигантских усилий потребовало сооружение данного храма.

В 1980-е гг., в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в самом центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков — Темпло Майор. Вскрыты также святилища главного бога Уицилопочтли и бога воды и дождя, покровителя земледелия Тлалока. Обнаружены остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры. Среди найденного особо выделяется круглый камень диаметром более 3 м с барельефным изображением богини Койоль-шаухки — сестры Уицилопочтли. В глубоких ямах-тайниках сохранились каменные фигурки богов, кораллы, раковины, керамические изделия, ожерелья и т.д.

Наивысшего расцвета культура и цивилизация ацтеков достигли в начале XVI в. Однако вскоре этому цветению был положен конец. Испанцы захватили Теночти глан в 1521 г. Город был разрушен, и на его руинах вырос новый город — Мехико, ставший цен тром колониальных владений европейских завоевателей.

Цивилизация майя

Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I-XV вв. н.э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».

Действительно, все связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения -труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно загадкой и чудом представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

В классический период (I-IX вв. н.э.) развитие цивилизации и культуры майя идет по крутой восходящей. Уже в первые века нашей эры они достигают высочайшего уровня и удивительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Возникающие крупные и многолюдные города становятся центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики. В это время майя создают единственную в Америке развитую иероглифическую письменность , о чем свидетельствуют надписи на стелах, рельефах, предметах мелкой пластики. Майя составили точный солнечный календарь, успешно предсказывали солнечные и лунные затмения.

Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде — до 70 м. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыло иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией: на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

В VI-IX вв. наивысших успехов достигают монументальная скульптура а живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правители, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика — особенно небольшие статуэтки.

Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т.д.

В 1Х-Х вв. большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI в. культура майя вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Маяпан.

Наиболее успешно по-прежнему развивается архитектура. Одним из замечательных архитектурных памятников постклассического периода является пирамида Кукулькана — «Пернатого змея» в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, что внутри нее находится еще одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем — изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

Весьма оригинальной является также пирамида «Храм волшебника» в Ушмале. Она отличается от всех других тем, что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

К середине XV в. культура майя вступает в тяжелый кризис и приходит в упадок. Когда испанские завоеватели вступили в начале XVI в. в майяские города, многие из них оказались покинутыми своими обитателями. Причины такого неожиданного и грустного финала процветавшей культуры и цивилизации остаются загадкой.

Древние цивилизации Южной Америки. Культура инков

В Южной Америке, почти одновременно с ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н.э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ольмекскую, хотя и не связанная с ней.

Па рубеже нашей эры в северной части прибрежной зоны Перу появляется цивилизация Мочика, а на юге - цивилизация Наска. Несколько позже в горах севера Боливии сложилась оригинальная культура Тиауанако. Эти цивилизации Южной Америки в некоторых отношениях уступали культурам Мезоамсрики: у них не было иероглифического письма, точного календаря и т.д. Но во многом другом — особенно в технологии - они превосходили Мезоамерику. Уже со II тыс. до н.э. индейцы Перу и Боливии выплавляли металлы, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только прекрасные украшения, но и орудия труда — лопаты и мотыги. Они имели развитое земледелие, строили великолепные храмы, создавали монументальные скульптуры, изготовляли прекрасные керамические изделия с полихромной росписью. Широкую известность приобрели их тонкие ткани из хлопка и шерсти. В I тыс. н.э. производство металлических изделий, керамики и тканей достигло больших размеров и высокого уровня, и именно оно составляло неповторимое своеобразие южноамериканских цивилизаций классического периода.

Постклассический период (X-XVI вв. н.э.) отмечен возникновением и исчезновением множества государств как в горных, так и в прибрежных зонах Южной Америки. В XIV в. инки создают в горной зоне государство Тауатин-суйу, которому после длительных воин с соседними небольшими государствами удается выйти победителем и подчинить себе все остальные.

В XV в. оно превращается в гигантскую и знаменитую Империю инков с огромной территорией и населением около 6 млн человек. Во главе огромной державы стоял божественный правитель, сын Солнца Инка, опиравшийся на наследственную аристократию и касту жрецов.

Основу экономики составляло земледелие, главными культурами которого были кукуруза, картофель, фасоль, красный перец. Государство инков отличалось эффективной организацией общественных работ, именуемых «мита». Мита означала обязанность всех подданных империи отрабатывать один месяц в году на строительстве объектов государственного назначения. Она позволяла собирать в одном месте десятки тысяч людей, благодаря чему в короткие сроки строились оросительные каналы, крепости, дороги, мосты и т.д.

С севера на юг Страну инков пересекапи две параплельные дороги. одна из которых имела протяженность более 5 тыс. км. Эти магистрали соединялись друг с другом большим количеством поперечных дорог, что создавачо прекрасную сеть коммуникаций. Вдоль дорог через определенные расстояния находились почтовые станции, склады с продуктами и необходимыми материалами. В Гауатинсуйу действовала государственная почта.

Духовно-религиозная жизнь и вопросы культа находились в ведении жрецов. Верховным божеством считался Виракоча - Творец мира и остальных богов. Другими божествами были бог золотого Солнца Инти. бог погоды, грома и молнии Ильпа. Особое место занимали древние культы матери Земли Мама Пача и матери моря Мама (Сочи. Поклонение богам происходило в каменных храмах, украшенных внутри золотом.

Регламентировало все стороны жизни, включая личную жизнь граждан империи. Все инки до определенного возраста должны были вступить в брак. Если этого не случалось, то данный вопрос решал государственный чиновник по своему усмотрению, причем его решение было обязательным к исполнению.

Хотя инки не имели настоящей письменности, это не помешало им создать прекрасные мифы, легенды, эпические поэмы, религиозные гимны, а также драматические произведения. К сожалению, от этого духовного богатства мало что сохранилось.

Наивысшего расцвета культура инков достигла в начале XVI в. Однако это процветание длилось недолго. В 1532 г. самая могущественная империя доколумбовой Америки почти без сопротивления покорилась европейцам. Небольшой группе испанских завоевателей во главе с Франсиско Писарро удалось убить Инку Атауальпу, что парализовало волю к сопротивлению его народа, и великая империя инков прекратила свое существование.

Немногим более десяти лет назад - 12 октября 1992 года на планете Земля была отмечена одна из знаменательнейших дат в истории человечества — 500-летие открытия Америки. Суще-ствует множество гипотез о том, когда в Западном полушарии, в Северной и Южной Америке, на многочисленных островах по-явился человек и когда люди пришли на Американский конти-нент. Вот уже пятое столетие (начиная с XVI века) ученые мужи ведут споры по этому вопросу. В многочисленных исследовани-ях на эту тему среди первых жителей Америки называют выход-цев с Канарских островов, финикийцев и карфагенян, древних греков и римлян, евреев, испанцев, египтян и вавилонян, китай-цев и даже татар и скифов.

Наука развивалась, и по мере новых открытий накапливались знания, происходил отбор гипотез. Сегодня уже нет никакого со-мнения в том, что часть света, обозначенная на карте мира как Америка, была заселена выходцами с других материков. Однако с каких именно — окончательно не решено. Тем не менее ученым удалось выделить много общих, присущих всем индейцам черт, сближающих их с монголоидными народами Азии. Внешний вид исконных жителей Америки ко времени их первых встреч с евро-пейцами был следующим: коренастая фигура, короткие ноги, сред-ний размер ступней, довольно длинные, но с небольшими кистями руки, высокий и обычно широкий лоб, слабо развитые надбровные дуги. Лицо индейца имело крупный, сильно выступающий нос (нередко, особенно на севере, так называемый орлиный), довольно большой рот. Глаза чаще всего темно-карие. Волосы черные, пря-мые, густые.

Во многих первых европейских документальных и литератур-ных источниках указывалось на то, что индейцы краснокожие. На самом деле это не соответствует истине. Кожа у представителей всевозможных индейских племен скорее желто-коричневая. По мнению современных исследователей, название «краснокожие» им дали первые белье поселенцы. Возникло оно не случайно. У севе-роамериканских индейцев когда-то был распространен обычай в торжественных случаях натирать себе лицо и тело красной ох-рой. Поэтому европейцы и прозвали их краснокожими.

В настоящее время антропологи выделяют три основные груп-пы индейцев — североамериканскую, южноамериканскую и цент-ральноамериканскую, представители которых различаются между собой по росту, цвету кожи и другим признакам.

Большинство исследователей считает, что заселение Амери-канского континента шло из Азии через Берингов пролив. Уче-ные полагают, что преодолеть водное пространство древним лю-дям помогли четыре великих оледенения. Согласно этой гипотезе, во время оледенений Берингов пролив замерзал и превращался в некий огромный мост. Азиатские племена, которые вели коче-вой образ жизни, беспрепятственно перебирались по нему на соседний материк. Исходя из этого, определено и время появления человека на Американском континенте — это произошло 10-30 тысяч лет назад.

Kо времени появления испанских каравелл под командовани-ем Христофора Колумба у восточного побережья Нового Света (октябрь 1492 года) Северная и Южная Америка, включая остро-ва Вест-Индии, была населена множеством племен и народностей. С легкой руки прославленного мореплавателя, предполагавшего, что он открыл новые земли Индии, их стали именовать индейцами. Эти племена находились на разных уровнях развития. По мнению большинства исследователей, до европейского завоевания самые развитые цивилизации Западного полушария сложились в Мезоамерике и в Андах. Термин «Мезоамерика» был введен в 40-х годах XX столетия германским ученым Паулем Киргофом. С тех пор в археологии так обозначают географи-ческий регион, включающий в себя Мексику и большую часть Центральной Америки (до полуострова Никойя в Коста-Рике). Именно эта территория ко времени открытия ее европейцами была заселена множеством индейских племен и являла собой пе-струю картину культур, которые они представляли. По верному определению чешского американиста Милослава Стингла, «культуры эти находились на различных ступенях развития родового общества, и общие закономерности эволюции, свойственные первобытно-общинной формации, проявлялись здесь во мно-жестве местных вариантов и форм». К наиболее ярким и разви-тым цивилизациям Древней Америки (доколумбового периода) ученые относят такие культуры, как ольмекская, теотихуаканская, майяская, тольтекская и ацтекская.

Изучение искусства Древней Америки, ее истории сравнительно молодо. Оно насчитывает немногим более ста лет. Исследователи-американисты в настоящее время не располагают таким богатым материалом и достижениями, которые имеются на сегодняшний день в области изучения античного искусства. Большие затрудне-ния они испытывают и в связи с тем, что для подкрепления сво-их выводов, полученных в результате археологических раскопок и открытий, не имеют такого количества памятников письмен-ности, которые находятся, например, в распоряжении исследо-вателей Древнего Востока. У древних американцев письменность появилась значительно позднее и никогда не достигала высокого развития. Дошедшие до нас памятники письменности народов Мезоамерики еще недостаточно изучены. Поэтому большинство сведений, касающихся политической истории, социального строя, мифологии, завоеваний, титулов и имен правителей, бази-руются лишь на индейских преданиях. Многие из них записаны уже после испанского завоевания и относятся к первой половине XVI века. Важно помнить и о том, что до этого времени древне-американские цивилизации развивались без какого-либо воздей-ствия со стороны европейских или азиатских центров. До XVI века их развитое шло совершенно самостоятельно.

Искусство Древней Америки, как и всякое другое искусство, обладает рядом особенностей и характерных, только ему прису-щих черт. Для того чтобы постигнуть это своеобразие, необходим диалектический подход, учет исторических условий, при которых развивались искусство и культура древнейших цивилизаций Мезоамерики.

Наивысший расцвет культуры индейского племени майя уче-ные относят к VII-VIII векам. Империя ацтеков апогея своего развития достигла к началу XVI столетия. Очень часто в трудах ученых-археологов и исследователей древних культурных циви-лизаций индейские народы майя (как более старшие по возрасту) называют по аналогии «греками», а ацтеков (как существовав-ших позже) — «римлянами» Нового Света.

Культурные традиции индейцев майя имели огромное влияние на полуострове Юкатан, в Гватемале, Белизе, Гондурасе и Сальва-доре, а также на территории нескольких штатов современной Мексики. Географические границы распространения этой цивилизации составляли 325 000 км2 и охватывали ареал обитания не-скольких десятков, а возможно, и сотен племен. В целом племена унаследовали единую культуру. Однако во многом она имела, ес-тественно, и региональные особенности.

Цивилизация майя выделялась прежде всего своими достиже-ниями в строительстве и архитектуре. Представители этой народ-ности создавали изысканные и совершенные произведения живо-писи и скульптуры, имели уникальных мастеров по обработке камня и изготовлению керамических изделий. Майя обладали глубокими познаниями в области астрономии и математики. Ве-личайшим достижением является введение ими такого математи-ческого понятия, как «ноль». Они стали применять его на сотни лет раньше других высокоразвитых цивилизаций.

Ацтеки появились на территории Центральной Мексики во второй половине XII века. Каких-либо исторических данных о них до этого времени не обнаружено. Существует лишь не-сколько легенд и преданий, из которых известно, что своей роди-ной они называли остров Ацтлан (Астлан). Известно одно из традиционных описаний предполагаемой жизни предков в Ацтлане, составленное якобы для последнего из доиспанских пра-вителей ацтекского государства знаменитого Монтесумы II Млад-шего на основе древних рукописей. Согласно этому источнику, прародина Ацтлан располагалась на острове (или представляла собой остров), где была большая гора с пещерами, служившими в качестве жилищ. От этого слова, обозначавшего местонахож-дение острова (Ацтлан), и произошло название племени — ацте-ки (точнее, астеки). Однако наукой до сих пор не установлено точное географическое положение этого острова.

На самых ранних этапах существования у ацтеков преобладал кочевой образ жизни, они занимались по преимуществу охотой. Это наложило отпечаток на их характер. По своей натуре они были весьма воинственными. В течение почти двух столетий ац-теки вели завоевательные войны и в начале XIV века, покорив многие другие племена, обитавшие в Центральной Мексике, создали могущественную империю. Примерно около 1325 года ее столицей стал основанный ими город Теночтитлан (современный Мехико).

В настоящее время интерес к изучению древнейших индейских цивилизаций не угас. Памятники архитектуры, скульптура, украшения, предметы быта, обнаруженные в местах, где несколько тысячелетий тому назад проживали народы, обладавшие самобытной, уникальной культурой, таят в себе еще очень много неразгаданного. Познавая историю доколумбовой Америки, ве-дущие археологи и ученые современности пытаются найти объяснение многим важнейшим сторонам жизни древних чело-веческих общин.