Гора Качканар: Монастырь Шад Тчуп Линг. От Беслана к буддизму: Кто строит монастырь в горах Урала Единственный буддийский монастырь на урале

Гора Качканар расположена около одноименного города в Свердловской области, примерно в 260 километрах от Екатеринбурга.

Качканар - одна из самых высоких гор Среднего Урала, достигающая в высоту 887,6 метра над уровнем моря. Сложена горными породами габбро, перидотитами и пироксенитами.

Топонимисты считают, что название горы произошло от тюркских слов «качка» - лысый и «нар» - верблюд.

Около горы проходит граница двух частей света – Европы и Азии , а также двух регионов – Свердловской области и Пермского края. Близ горы располагались золотые и платиновые прииски.

Первое научное описание горы Качканар выполнил путешествовавший по Уралу в 1770 году академик П.С. Паллас в книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи » (1786 г.). Вогулы показали Палласу два рудника, где раньше добывался магнитный железняк.

В 1860-е годы Качканарский массив изучал известный геолог А.П. Карпинский , позже возглавивший Академию наук.

В 1957 году у подножия горы началось строительство Качканарского горно-обогатительного комбината , вскоре здесь вырос один из самых молодых городов Свердловской области – город Качканар .

В настоящее время разработка титаномагнетитовых руд горы Качканар продолжается, действующие огромные карьеры расширяются, планируются новые.

Гора Качканар имеет две вершины – северную и южную. Они называются соответственно «Северный рог» и «Полуденный рог». Каждая из них прекрасна по-своему, с каждой открывается великолепный вид (при этом город Качканар виден лишь с южной вершины).

На вершине горы множество скальных останцев причудливой формы. У многих из них свои собственные названия. Самый известный останец – скала Верблюд .

В 1995 году на вершине горы Качканар был создан буддийский монастырь «Шад Тчуп Линг» (в переводе с тибетского – Место практики и реализации). Его основатель – Михаил Санников. Монастырь уже давно превратился в главную достопримечательность Качканара. Побывать в единственном на Урале буддийском монастыре приезжает немало туристов, насельники монастыря никому не отказывают. В монастыре построены две ступы, считающиеся святынями.

Однако очень скоро монастырь, построенный за многие годы руками нескольких энтузиастов, может быть стерт с лица земли. ЕВРАЗ, которому принадлежит Качканарский ГОК «Ванадий», требует снести «самовольно возведенные постройки». На стороне предприятия и власти всех уровней.

Таким образом, вместо монастыря на этом живописном месте уже к 2015 году должен образоваться очередной карьер… При этом, уничтожая единственные местные достопримечательности (гору и монастырь), власти Качканара говорят о грандиозных планах по развитию туризма.

В общем, успевайте побывать на горе Качканар и в единственном на Урале буддийском монастыре, пока не поздно!..

Как пройти на гору Качканар

1. Выход к подножию горы Качканар

С административной площади Качканара (см. фото), на улицу Крылова (на север) в сторону автовокзала (200 м).

Здание администрации города Качканар

Далее по Крылова до развилки Западный карьер - поселок Валериановск. Направляемся в сторону Западного карьера. Проходим полуостров с профилакторием "Зеленый Мыс" (слева) и выходим к плотине. Справа железная дорога, слева залив с башней подымающейся из воды. Проходим плотину и слева видим место для стоянки. На этом первый этап считаем пройденным.

2. Идем на южную вершину

Южная вершина горы Качканар (да, гора имеет две высокие точки, причем высшая, северная, из города не видна), хоть и не является наивысшей точкой, но её следует посетить. Путь туда не так протоптан туристами, как на северную вершину. Вид на город Качканар возможен только с южной высоты. Скалы вершины расположены компактно. Путь порядка 6 километров с постоянным подъемом в гору. Уклон небольшой, поэтому преодолевается за один переход.

Если вы на машине, то её придется оставить на площадке. Слева находим тропу идущую вдоль берега и двигаемся по ней. Необходимо дойти до старой горнолыжной трассы (600 м). Можно идти вдоль берега, но лучше забирать в гору, чтобы потом меньше ползти вверх по просеке. Подъем крутой. Забравшись на самый верх, идем по дороге налево.

Вид со старой горнолыжной трассы

Метров через 100 выходим на дорогу и идем направо, метров через 100 сворачиваем налево. Идем по лесной дороге никуда не сворачивая. Сначала неважная, дорога постепенно расширяется и становится лучше. Примерно через 3,5 километра необходимо не пропустить тропинку на вершину. Дорога в этом месте уходит направо, а тропинка идет прямо. Начало тропинки (С 58г 44м 58с; В 59г 24м 52с) обычно отмечено ленточками на деревьях. Заходим на тропинку и примерно через 15-20 минут выходим к скальным массивам. Лучше запомнить или отметить выход тропинки, чтобы когда идти обратно не плутать по окрестностям.

Скалы южной вершины раньше имели плиты с названиями. Сейчас от плит остались лишь отверстия в камне.

Виды с южной вершины

3. Идем до горного озера

Перед северной вершиной, на горе есть озеро . Видимо брали пробы руды и вырыли котлован, который впоследствии заполнился водой. Около озера можно остановиться на привал или ночлег. Есть мангал, беседка.

Озеро на месте бывшей выработки

К самому озеру идет дорога, но на машине проехать можно только по пропускам, так как дорога проходит через территорию Качканарского ГОКа.

От площадки (см п.1) двигаемся дальше по дороге. Примерно через 2 километра будет пост охраны Качканарского ГОКа. Если вы на машине, то смело оставляйте машину перед постом. Дальше идем пешком. Доходим до зданий и идем по дороге налево. Через 300 метров, слева, будет проходная на горнолыжную трассу (см. фото), но мы идем прямо с небольшим отклонением направо.

Проходная на горнолыжную трассу

Почти сразу будет широкая дорога направо, но нам туда не надо, идем прямо в гору с небольшим уклоном. После поворота налево дорога будет огибать Западный карьер . Будет много дорожек направо. По ним можно выйти на край ямы и понаблюдать за работой карьера.

Западный карьер

Сразу скажу, что у Западного карьера есть смотровая площадка которая будет у нас по пути. Вот мы дошли до поворота дороги налево (до него около 1 километра), нам туда. Но, если пройти немного прямо, справа будет смотровая площадка Западного карьера в наивысшей точке.

Смотровая площадка Западного карьера

Но вернемся на дорогу. Расстояние от смотровой площадки до озера приблизительно 4 километра.

Дорога

Немного не доходя до озера берет начало тропинка к буддистскому монастырю.

Начало тропинки к буддистскому монастырю

4. Идем от горного озера до скалы Верблюд и на вершину горы Качканар

Для подъёма на гору надо обойти озеро (лучше слева), по тропке выйти на просеку и начать подниматься. Примерно через 700-800 метров начнутся выходы скальных пород и появится площадка с беседкой. С площадки надо повернуть на левую тропинку. Сразу оговорюсь, что если пойти направо, то тропинка выведет прямо к буддистскому монастырю. Но мы ведь идем на «Верблюд», а о монастыре расскажу дальше. Пройдя через скальные завалы скала «Верблюд» появляется во всей красе.

Скала "Верблюд"

Посмотрев панораму и полазив по скале отправляемся дальше на вершину, которая уже видна с «Верблюда».

Вид от "Верблюда"

Тропинка на вершину начинается сразу за «Верблюдом». Пройдя 10-15 минут подходим к вершине горы Качканар с которой открывается панорама на север. Самая высокая точка отмечена бетонной конструкцией с трубой. Прямо под горой находится поселок Косья, чуть дальше Покап, на северо-востоке видны строения монастыря.

Вершина горы Качканар

Вид с вершины на поселки Косья и Покап

Вид на строения монастыря с вершины горы Качканар

Скала Гагарина

5. Идем от горного озера до монастыря Шад Тчуп Линг

Как я уже упоминал, к монастырю Шад Тчуп Линг можно пройти и через дорогу ведущую на вершину. Но надо понимать, что монастырь не просто достопримечательность и просто придти поглазеть там не приветствуется. Если вы хотите, чтобы вам уделили внимание и провели экскурсию, а также угостили местным чаем, то такое мероприятие лучше спланировать. В монастырь не принято приходить с пустыми руками. Приветствуется еда: сахар, чай, печенье, крупы и т.п. Так же возле начала тропинки в монастырь лежат стройматериалы и если захватить с собой кирпичей, досок ну или что там еще находится, то это будет хорошо.

Итак, начало тропинки в монастырь Шад Тчуп Линг находится не далеко от озера по пути из Качканара. Пропустить это место никак не получится. Видны кучи стройматериалов, старые автомобили, табличка с напоминанием «Другу. Идешь в монастырь захвати кирпичей, не допускай пустопорожних пробегов», а также табличка для туристов указывающая что на «Верблюд» вовсе не обязательно ходить через монастырь.

Примерно через километр появится большая поляна с канатной переправой, по которой затаскивают стройматериалы в монастырь.

Поляна с канатной переправой

«Доска объявлений» монастыря

В монастыре имеется две ступы, жилые помещения, баня, домик для гостей, подсобное хозяйство. Ведется постоянное строительство.

М.В. Малахов в XIX веке писал про Качканар:

"Я поднимался на Качканар с востока, откуда доступ считается менее удобным, нежели с запада. Миновав гору Еловую, представляющую собою восточный отрог Качканара и покрытую обломками пород, весьма сходными с Качканаром по своему общему характеру и содержанию магнитного железняка, мы стали взбираться на Качканар. Весь подъем покрыт валунами; основная их масса состоит из зерен авгита с прожилками магнитного железняка. Первое значительное его залегание мы наблюдали на большой террасе Исовского склона горы в типичной крупнозернистой авгитовой породе. Совместное нахождение здесь железа и этой породы, по-видимому, не случайно, что подтверждается и дальнейшими наблюдениями. На всем подъеме к северной вершине от этого залегания магнитный железняк встречался на каждом шагу, но в мелких лишь прожилках, также как и на самой северной вершине. Направляясь отсюда по склону вершины Качканара, приходится спуститься в котловину, разделяющую обе вершины. Далее признаки магнитного железняка исчезают и резко проявляются вновь в обширной россыпи магнитного железняка, находящейся у подошвы Качканара".

Поездку на Качканар можно совместить с посещением горы Колпаки .

Монастырь на горе Качканар

Добро пожаловать на гору Качканар!

© Александр ПЕТРОВ (описание маршрута, фото),
г. Качканар, 2011 г.
© Павел Распопов (описание места)
сайт

Координаты : 58°46′37″ с. ш. 59°23′13″ в. д.  /  58.77694° с. ш. 59.38694° в. д.  / 58.77694; 59.38694 (G) (Я)

История

Основание монастыря

Лама Санье Тензин Докшит, он же Михаил Санников, познакомился с буддизмом в конце 1980-х годов в Афганистане , где он, кадровый офицер, командир спецподраздения, видел на горных перевалах памятники буддийской цивилизации, процветавшей там до прихода мусульман . После окончания Афганской войны Санников уволился из армии, отправился в Бурятию , в Иволгинский дацан , став учеником Дарма-Доди Жалсараева .

15 мая 1995 году лама Санье Тензин Докшит приступил к строительству буддийской обители на горе Качканар . Место для неё ему указал его учитель.

За 20 лет Шад Тчуп Линг превратился в один из крупнейших в России центров изучения Буддизма и просто в достопримечательность, притягивающую тысячи туристов.

Суд за территорию

Члены общины много раз пытались легализовать постройки, но права на землю предъявляли горно-обогатительный комбинат, чьи карьеры находятся поблизости, и департамент лесного хозяйства.

9 февраля на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области появилась информация о предстоящем сносе «буддистского монастыря» на горе Качканар . Дело жизни и плоды неимоверного упорства Михаила Санникова и сотен людей, помогавших ему в эти годы, может пойти прахом, а «завораживающие воображение буддийские ступы среди уральских гор» - исчезнуть .

Напишите отзыв о статье "Шад Тчуп Линг"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шад Тчуп Линг

– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.


Гора Качканар - одна из высочайших вершин Урала - 887,6м. На ней находится единственный на Урале буддийский монастырь Шад Тчуп Линг. Также там есть несколько симпатичных скал, самая известная из которых – «Верблюд».

Путь до монастыря подробно описан на его сайте и группе вконтакте (ссылки в конце поста). Если вкратце, от города необходимо добраться до КПП Западного карьера. Оттуда 8 километров в гору, набор высоты примерно 550м. Дорога широкая, каменистая, до основного ориентира – дерева с ленточками. Оттуда начинается более крутой подъём по слякотной тропинке. Но до чего эта тропинка красива! Просто сказка! Смешанный лес, камни, поросшие мхом и брусникой, воздух, как говорится, хоть ложкой ешь!
01)

02)

03)

04) В паре метров в сторону от тропинки за несколько секунд набрал горсть вкусной брусники

До монастыря я добрался в 21 час, на закате.
05)

06)

07)

Меня радушно встретили, предложили помыться бане, угостили чаем и самодельным тортом.
08)

Основное помещение, где обитатели монастыря проводят время – столовая, там и трапезничают, и принимают гостей, и спят.
Мне очень понравилась спокойная атмосфера, царившая в монастыре: все сидят на полу, пьют чай, кто-то читает, кто-то просто сидит, все разговаривают мало и тихо.
Когда по расписанию пришла пора отбоя, мы убрали столы, разложили спальные мешки и улеглись спать. Весь следующий день я провёл в монастыре.

Справка:
Буддийский монастырь Шад Тчуп Линг (тиб. «Место практики и реализации») основан Михаилом Васильевичем Санниковым 1961 года рождения. После службы в Афганистане он обучался в буддийском институте при (Бурятия), практиковал в дацанах в Монголии и Туве. Затем он получил посвящение в ламы и 15 мая 1995 года прибыл на гору Качканар, чтобы начать строить монастырь, точное местоположение которого было указано ему его учителем Пема Джангом (Дарма Доди Жалсараев, 1904-1997 гг.). Первые два года Лама Санье Тензин Докшит возводил стены монастыря в одиночку: для этого он жёг костры между скал, ломом и кувалдой выламывал камни и глину – основной стройматериал. Со временем к строительству начали присоединяться добровольцы, и сейчас в монастыре несколько постоянных обитателей, на территории уже довольно много построек, есть вода (из водоёмов, расположенных выше), электричество (генератор+солнечные батареи) и газ. Но работы ещё много – ведь план строительства рассчитан на 300лет.
В монастырь приезжает множество туристов – кто просто поглазеть, а кто – принять участие в строительстве.
09)

10)

11)

Утром я встал в 7, на завтрак была гречка с овощами. Перед едой молитва, затем каждый из своей тарелки перекладывает немного в железную миску, передаваемую по кругу. Сначала я подумал, что это какой-то религиозный ритуал, но оказалось, что так все скидываются, чтобы покормить обитающую здесь маленькую ласковую кошечку, которая постоянно залазит на тебя и урчит, как только увидит, что ты сел или лёг. Также в отдельном вольере живёт несколько собак одинаковой породы.
12)

После завтрака Лама Докшит распределил обязанности для работ на день. Сначала мы таскали мешки с песком в компании пса Батиста. Потом мы с Димой, который живёт тут уже более 5лет, стелили кровлю на крышу вольера, где прямо под нами суетилась собака Настя и пищали её щенки. Погода постоянно менялась: когда шёл дождь или град, мы делали перерыв на чай.
13)

После обеда я поднялся выше по горе, чтобы посмотреть на скалы.
14)

15)

16)

17)

18)

19)

20)

21) Тот самый верблюд

После я, признаться, немного брезговал горами ниже 1500м. Но на Урале я понял, что высота не имеет абсолютно никакого значения. Потрясающие виды, огромные, испещрённые тысячелетними морщинами скалы, густая растительность… Здесь я по уши влюбился в Уральские горы.
22)

23)

24)

25)

26)

27)

К сожалению, не удалось насладиться одиночеством, т.к. во второй половине дня на гору вскарабкалась горластая школота.
Вечером мы ковыряли скалы, а затем шпатлевали Ступу Паринирваны. Перед ужином сходили в баню, где отлично попарились пихтовым веником.
28)

29) Вид от бани

Утром, после завтрака, Лама Докшит подбросил меня до Качканара на квадроцикле.

Вообще, монастырём это можно назвать пока что условно – основная часть обитателей практикующие миряне, а не монахи. Тем не менее, очень приятное место, я отдохнул душой. Если получится, обязательно приеду сюда на более долгий срок.

Вот несколько ссылок

Буддийский храм на горе Качканар

В это путешествие мы ездили в августе 2011 года. Случайно увидела в интернете зимнее фото буддийской Ступы Пробуждения и сказала: «Хочу туда». Мы, конечно, не буддисты и поехали даже не из праздного любопытства, а с целью познания: что же за монастырь в горах и как же там можно жить… Да и гора, говорят, красивая, только на нее не забраться.

При въезде в город понимаем, что он находится на горе, потому что с дороги было видно красивые дали. Как позже узнали, она называется гора Долгая.Прямо из города можно во всей красе и величии увидеть гору Качканар, но только одну из ее вершин.

Гора Качканар — высочайшая вершина Среднего Урала, высота ее 887,6 м. Когда то давно она была сакральным местом для мансийского языческого населения. С приходом в монголо-ойратские степи буддизма владыкам гор стали приносить бескровные жертвы, отдавать в дар живых животных. Семья, которая прикочевала на новое место, нужно было на самом высоком холме или горе совершить подношение духу местности. Не только манси воздавали хвалу горе Качканар, но и калмыки почитали ее для обеспечения их поддержкой в рискованных мероприятиях. Между городом и горой Качканар течет речка Выя, превращенная плотиной в Нижневыйское водохранилище.

“Качканарское море” – так еще называют в народе Нижневыйское водохранилище. В междуречье рек Ис и Выи на реке Выя была построена плотина и вырыт Качканарский пруд. Из одной половины водоема берется питьевая вода для города, на другой половине оборудован пляж, лодочная станция, в пруду ловят рыбу. В водохранилище запускали несколько тысяч особей малька карпа, толстолобика и белого амура. По южному берегу пруда в его верхней части идёт граница Свердловской и Пермской областей. Нам повезло с местом ночевки на берегу водохранилища и мы весь вечер наблюдали красивейший закат.

А ночью в полную силу светила луна. Мы даже проснулись оттого, что прямо на нашу палатку от луны по всему озеру «бежит» лунная дорожка. Но, к сожалению, встать и сфотографировать ее не захотелось, сон взял свое.

Проснувшись в 8 часов утра, позавтракав и искупавшись, мы отправились дальше в путь — на гору искать монастырь. Доехали до шлагбаума «Западного карьера», припарковали машину (их там стоит немало), нагрузили себя рюкзаками и отправились. Дорога сначала очень пыльная оттого, что из карьера и в карьер ездят МАЗы и другая техника. Идти по ней всего метров 500. Дальше будет дорога чуть левее на горнолыжную трассу, но на нее идти не надо. А вот следующий поворот налево ведет к монастырю и горе Верблюд. Дальше нужно идти все время левее, направо не сворачивать, кроме как посмотреть на сам карьер со смотровой площадки. Примерно через 2 км будет своротка направо, где можно посмотреть Западный карьер Высокогорского ГОКа.

Карьер, конечно, впечатляет, интересно смотреть как все суетится далеко внизу, но от пыли была плохая видимость всего, что можно было рассмотреть далеко вдали.

Детальное изучение Качканарского рудоносного массива началось в 30-40-х годах. В 1931 г. было установлено, что он состоит из двух месторождений - Гусевогорского и Качканарского. 10 июня 1950 г. было принято постановление о строительстве у подножия горы Качканар крупнейшего в стране горно-обогатительного комбината (ГОКа) мощностью по переработке 33 млн. т сырой железной руды в год.

27 мая 1957 г. на гору Долгую пришел первый отряд смельчаков. Продукция ГОКа идет на Нижнетагильский металлургический комбинат, Челябинский и Чусовской металлургические заводы. Посмотрели, как работают другие и возвращаемся на насыпную дорогу, чтобы продолжить подниматься. Далее идти примерно 4 км до развилки, где деревья промаркированы белыми ленточками, где лежат стройматериалы, где стоит монастырская техника и т п.

Прямо — дорога к «горному озеру», примерно триста метров и справа будет небольшой пруд, бывший раньше карьером. Но мы туда не пошли. А направо — тропа, ведущая к монастырю. Подниматься до монастыря примерно 1 км. Если взять с собой что-то из стройматериалов и принести в монастырь, то вас напоят чаем в знак признательности. Такая помощь является и входным билетом на территорию монастыря. По тропе, выложенной из камня, досок, решеток выходим к «Ступе Пробуждения».

Подъем к видимой постройке монастыря – это небольшой курумник – дорога из камней.

Перед этим курумником расположена довольно большая поляна, на которой можно и передохнуть.

Вдалеке до сих пор плохая видимость из за карьерных разработок.

Поднимаемся к Ступе Пробуждения.

При входе расположены правила монастыря, гонг, охрана, местная живность и уже достаточно много интересного. Сразу всего и не заметишь, мы, например, все заново рассматривали и на обратном пути…

И тут нас встречает монах и приглашает выпить чай. Потом рассказывают, как пройти на гору верблюд и к памятнику Юрию Гагарину! Да, есть там и такое!!!

Сквозь территорию монастыря к скале Верблюд идти примерно 200 м. Он красив, величав и огромен. Это он же издалека, с основной вершины, куда мы отправимся дальше.

Но еще незабываемо то, что видно с горбов верблюда! Вот это — именно та вершина горы, которую было видно из города. То есть если дойти до нее, то можно увидеть и пруд и город.

Вот это тот самый карьер, который мы рассматривали по пути к монастырю.

А это все, что кругом!

Чтобы от Верблюда пройти к основной вершине Качканара, нужно найти тропу, которая протоптана справа у его основания. По ней до главной вершины Среднего Урала идти минут 15-20. С горы Верблюд ее видно ровно в середине с металлическим шпилем на самой вершине.

А какие виды с нее открываются! У подножия с этой стороны горы находится поселок Косья.

Виден и сам монастырь.

От основной вершины есть протоптанная тропа до вершины горы, ближней к городу. Как нам сказали, идти примерно 1 час. Жаль, но у нас не хватало времени туда добраться, и мы пошли обратно в монастырь на экскурсию по его территории. Пока шли, старались фотографировать все, что попадалось на пути.

А теперь о территории…. Монастырь «Шад Тчуп Линг» строится в скалах на северо-восточном склоне горы Качканар на высоте 843 метра над уровнем моря. Строительство соблюдается по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик

Одна из основных целей строительства монастырского комплекса - сохранение буддийского учения и в частности уникальной системы самопознания и самосовершенствования, какой является тантрический буддизм. Одно из ключевых строений монастыря — ступа. Ступа (чортен, субурган) — один из важных атрибутов буддизма. Представляет собой памятник просветленному уму Будды, а так же является вертикальной моделью мироздания. Устанавливается в определенных местах, гармонизируя и структурируя вокруг себя пространство. Это пастбище.

Здесь вход во внутренний двор.

Видимо, местная электростанция…

Внутри построек…

Горные травы.

В монастыре, прямо на горе, есть даже баня. Канатная переправа для поднятия тяжестей.

Библиотека.

1 этаж – библиотека, 2 этаж – комнаты для проживания.

Рядом с библиотекой на 1 этаже находитя кочегарка (выложена камнем). Зеленым цветом выкрашен чайный домик, а над ним детская комната.

План монастыря в будущем.

ВНИМАНИЕ!!! Из путешествия мы не делаем рекламу монахам, не призываем к уходу из дома людей для жизни в этом монастыре, а также не распространяем данную религию. К нам со стороны монахов никаких призывов остаться и принять их учение не было, но потрясающая красота вокруг, тишина и спокойствие очень способствуют ну… остаться хоть на чуточку… вызывают желание уйти от городской суеты… Поэтому приведу биографию монаха в очень кратком изложении только с познавательной целью.

Биография Ламы Санье Тензин Докшита

Тендзин Докшит (в миру Михаил Васильевич Санников) родился 30 ноября 1961 г. в г. Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных. В 1979 г. был принят в Пермский Сельскохозяйственный Институт. Закончил курсы гражданской авиации. В мае 1980 г. был призван в ряды ВС СССР.

В феврале 1981 г. был отправлен по контракту в Афганистан. Одной из постоянных главных задач его группы в Афганистане было уничтожение караванов с оружием, шедших к моджахедам из Пакистана. В 1987 г. в звании капитана вышел на пенсию. В течение нескольких месяцев работал в морге Ленинского района г. Перми санитаром и помощником патологоанатома.

Выучился в Нижнетагильском художественном училище. От своего бывшего наставника в японской борьбе на мечах (Кендо) узнал о существовании в Бурятии традиции буддизма. В 1989 г. поступил на учёбу в Иволгинский дацан, где был определён в группу, специализировавшуюся по буддийской Тантре, которую отбирал лама Пема Джанг (Дарма-Доди Жалсараев), и принял монашеские обеты под именем Тензин Докшит.

В 1991-1993 гг. жил в г. Гусиноозёрске, затем — в Танчин-дацане Даши Гандан Даржалинг (пос. Гусиное Озеро), где проходил практику по совершению ритуалов. Летом 1993 г. ездил в Монголию, где получил посвящение в тантру Ямантаки от ламы Санже-ла в затворе близ г. Орхонтуул (Селенгинский аймак). В декабре 1994 г. получил посвящение в ламы. Зимой 1995 г. его Коренной Учитель, Пема Джанг, дал ему распоряжение о возведении буддийского дацана в России, указав место постройки – вершина горы Качканар (Свердловская область).

Храм было назвали «Шадтчуплинг» (в тибетском произношении «Шеддублинг», тиб. bshad sgrub gling; «Место изучения и осуществления»). 16 мая 1995 г. начались работы по возведению монастыря на указанном месте. Храм «Шадчуплинг» строится силами Тензина Докшита и немногочисленной общины лиц, принявших у него начальные монашеские обеты. Материально строительство обеспечивается общиной его учеников-мирян, проживающих на Среднем Урале.

В 2001 г. в Качканаре учениками Тензина Докшита была зарегистрирована как часть «Российской Ассоциации Алмазного Пути школы Карма Кагью» местная религиозная организация. Рассматривался вопрос и о непосредственной регистрации монастыря в качестве затворнического центра «Ассоциации». Ориентация «Ассоциации» — на преимущественно мирской, немонашеский буддизм.

Как доехать на автомобиле:

по автодороге Екатеринбург — Качканар. В Качканаре по главной дороге, на втором светофоре (остановочный комплекс «Площадь» будет справа у светофора) поворот налево на ул. Крылова. Это дорога в сторону Валериановска. Ехать до большого указателя «Западный карьер», поворот по нему налево и ехать до шлагбаума перед въездом на территорию карьера. Оставить машину у шлагбаума и по отсыпанной дороге идти прямо вдоль железнодорожных путей, по которым на вертушках вывозят руду из карьера.

И вот опять беспокойная голова и ходкие ноги снова понесли меня по весям Отчизны. Со мной вызывались ехать дочь восемнадцати лет от роду и друг Денис. Путь наш на этот раз был уже немного дальше чем обычно - хоть и богат Пермский край на достопримечательности, но и они когда-то подходят к концу. Нет, конечно, смотреть можно много еще чего, но тут вступают в дело приоритеты и хотелки. А они тяготеют все больше к большим пространствам и горам. Одним словом - к масштабам.

На этот раз был выбран в сторону Свердловской области : практически на границе с Пермским краем есть город Качканар . Славен он Качканарским горно-обогатительным комбинатом (холдинг «Евраз») , который в его окрестностях ведет добычу титаномагнетитовой руды.

Вид на монастырь с высоты северной вершины горы

Что можно увидеть в Качканаре
и по пути к нему?

Основная масса достопримечательностей сосредоточилась в районе одноименной горы : собственно сама гора с ее скальными породами на вершине, горное озеро на месте выработки камня, буддийский монастырь и стела Гагарину . У подножия горы, по пути на вершину расположился Западный карьер Качканарского ГОКа . Также если ехать в сторону Пермского края , то в 40 километрах от Качканара можно посетить гору .

Но обо всем подробнее ниже. Поскольку фотоматериала получилось много, то при всем желании я не смог впихнуть невпихуемое и без потерь показать все эти объекты в одном отчете. Поэтому будет три части - одна про монастырь, а вторая - про иные достопримечательности Качканара , ну а третья - про гору Колпаки .

Как добраться?

Добраться до Качканара не сложно - Качканар находится в 280 км от Перми и 260 от Екатеринбурга . Не проверял дорогу от Еката , но от Перми дорога вполне, хоть и весьма извилистая.

Координаты для GPS-навигатора

58.77678, 59.38694

Монастырь Шад Тчуп Линг на карте

Как подняться на вершину?

Мы выбрали более длинный маршрут - от Западного карьера . Причина этого простая - только идя по этому пути можно увидеть сам Западный карьер .

Чтобы добраться до исходной точки этого маршрута надо проехать город насквозь, свернуть в направлении Западного Карьера , пересечь дамбу и вскоре вы увидите КПП компании Евраз . Там смело оставляйте машину, сворачивайте в подлесок слева и обходите КПП. После можно спокойно выйти снова на дорогу продолжить путь никого не шугаясь. Дорога пологая и старательно выглажена грейдерами. Примерно через 2.5 километра вы дойдете до развилки - справа будет смотровая площадка с видами на карьер, а дорога к монастырю отворачивает влево. По этой дороге необходимо идти еще примерно 4 км никуда не сворачивая до развилки с деревом украшенном лентами. Направо будет дорога к монастырю, а прямо - к горному озеру и скале Верблюд .

Тем, кто не хочет топтать белые ножки могу предложить лайф-хак как сократить пеший путь километров на 6-7. Выясняйте в приемной КГОК телефон бюро пропусков, связывайтесь с ним и получайте нужные пропуска под туристическую цель визита. Сам не проверял (поскольку накануне был выходной день), но по донесениям метОда работает. На полноприводном автомобиле с нормальным клиренсом можно добраться до развилки с «ленточным» деревом - местами, ближе к вершине, на дороге еще лежит снег.

Буддийская община Шад Тчуп Линг

История Шад Тчуп Линг (в тибетском произношении «Шеддублинг» , тиб. bshad sgrub gling ; «Место изучения и осуществления») непосредственно связана с личностью его ламы - Санье Тензин Докшит (Михаила Санникова) , который по указанию своего учителя Пем Джанга (Дарма Доди Жалсараева) в середине мая 1995 года прибыл на гору Качканар и заложил там первый камень монастыря.

За 22 года существования на суровых камнях горы монастырь (небольшая оговорка относительно этого ниже) под началом Ламы Докшит постепенно отстроился. Текущее его состояние далеко от вызывающего восхищение - бросается в глаза, что несмотря на героические усилия последователей, нехватка ресурсов сказывается буквально во всем и стройка движется очень медленно. Тем не менее, за прошлый год монахи возвели ряд важных объектов, в том числе, большую статую Будды . Насколько я понял, чтобы община имела право именоваться монастырем она должна возвести 8 ступ - половина уже создана, а оставшуюся часть монахи намерены закончить в 2017 году.

Чтобы поддержать общину, хорошим тоном при ее посещении, будут принесенные с собой стройматериалы или продукты питания . Чтобы выяснить наиболее актуальные вещи, лучше заранее позвонить по телефону общины и уточнить информацию у дежурного по гостям. Никто ни к чему не обязывает, но просто имейте в виду, что вы просто любопытствующий гость в этих стенах. Мы взяли с собой бур для перфоратора и сладости к чаю.

Помимо туристов, община гостеприимна и паломникам, подробную информацию можно получить .

На мой взгляд, наиболее красивым монастырь выглядит зимой, когда ветер и мороз облекает все в толстый слой инея. Однако, чтобы увидеть все это великолепие придется серьезно потрудиться - многокилометровый путь в гору на лыжах тернист.

Ради чего ехать так далеко и лезть так высоко?


Гостей общины на подступах к вершине встречает курумник
Самая известная буддийская молитва - Ом мани падме хум

Чтобы попасть в монастырь нужно пройти через главные ворота.

Двери ворот имеют красочную роспись. Ветра, влажность и холод довольно беспощадны даже для современных акриловых красок.


Симбиоз камня и духа. В таких суровых условиях используется каждое естественное укрытие.
Ступа
Дежурный по гостям проводит экскурсию для туристов
Ступа
В бойницах скал можно увидеть простор уральской пармы
Внутренний двор монастыря
После экскурсии нас пригласили выпить чая, а чадо также взялось за помощь в изготовлении табличек с мантрами
День удался - ближе к вечеру тучи разошлись и мы наслаждались живописными лучами солнца


У подножия скалы монахи берут воду
Главная статуя Будды

Видео

Небольшое видео из серии «чтовижутопою» - на мою исцарапанную рожу не обращайте внимания - так торопился собраться накануне, что вьехал в головой в бокс при погрузке шмурдяка.

Что увидеть рядом?

Оставайтесь на линии - впереди еще две обещанных заметки: про саму и гору Колпаки .