Китайские бизнесмены скупают в листвянке на байкале землю под нелегальные гостиницы. Просмотр поста "китайский бизнес захватывает байкал" Китайцы на ольхоне

"Что китайцу хорошо, то Байкалу плохо" - под таким лозунгом митинговали в Иркутске.

Последние годы китайский бизнес активно осваивает Байкал. Скупают участки на берегах, строят коммерческие объекты, рубят лес. В некоторых местах - к примеру, в Листвянке или на Ольхоне - надписей на китайском уже не меньше (если не больше), чем на русском....jpg" alt="8d861cea18b0ccf0504ca8927800fff0..jpg" alt="8b601aca972a22a875191110da08cb0d.jpg" />

Фото Евгения Кравкля

Местное чиновничество благоволит гостям. А межнациональный конфликт если еще не горит, то уже явно

Но все это может оказаться лишь началом "китайского освоения" священного озера. В марте премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о сокращении сразу в 10 раз природоохранной зоны Байкала. Ящик Пандорры открыт. Что теперь ждет Байкал, который и так тяжело болен и страдает из-за загрязнений, вырубки лесов и застроек по берегам?

Тревога за судьбу великого озера вывела 22 мая неравнодушных жителей Иркутска на небольшой митинг возле стадиона "Труд". Под проливным дождем люди делились своими переживаниями...Помимо иркутян на акцию приехали и жители Листвянки с рассказами о том, как поселок захватывает китайское строительство, а тех местных жителей, кто этому противится, прессуют..jpg" alt="5fbb4662415d744fcb62f8baa0a7c001..jpg" alt="492b01caef2b43e7051bfc0ee4906971.jpg" />

Фото

Защитница Байкала, иркутская активистка Ольга Жакова считает, что в сложившейся ситуации виноваты не китайцы, а российские чиновники, которые безропотно (и, наверное, не бескорыстно) "сдают" им берега.

"По сути, сейчас в защиту Байкала выступает только наша природоохранная прокуратура, которая постоянно подает в суд, чтобы "отбить" участки, - рассказала Активатике Ольга. - Так, например, она пыталась остановить незаконное строительство китайской гостиницы в Листвянке. Районный суд был выигран, но областной отменил это решение! Стройка ведется варварским способом, с взрывными работами на склонах. Очистные сооружения Листвянки не справляются с потоком нового строительства...

Еще один случай в Листвянке - владелица музея кукол стала писать жалобы на строящуюся рядом с музеем китайскую гостиницу. Так в итоге музей, который существовал уже лет 20, закрыли - якобы он работал незаконно. А хозяев оштрафовали! Зато постройка гостиницы на не предназначенном для этого участке оказалась законной. У них такая схема - сначала строят, а потом узаконивают".

"Вести Иркутск" месяц назад рассказали о скандале с закрытием музея кукол - но о его возможной подоплеке почему-то умолчали...


"Китайцы инвестировали 18 миллиардов рублей в добычу полезных ископаемых в Бурятии, - продолжает Ольга. - Теперь, когда сокращена охранная зона Байкала, им ничто не помешает это сделать. Кроме того, не стало препятствий и для разработки Холоднинского месторождения, которое давно уже лоббирует бывший депутат Госдумы Слипенчук... С тех пор как в Бурятии сменился губернатор, ситуация вокруг Байкала резко ухудшилась. Думаю, что отвечают за происходящее прежде всего губернатор Бурятии Цыденов и министр природных ресурсов РФ Донской. Правда, сейчас у Донского истекли полномочия. Посмотрим, что будет дальше".

Всего за три дня защитники Байкала собрали несколько тысяч подписей за возвращение охранной зоны озера в прежние границы.


Наш канал в Telegram - подписывайтесь, чтобы быть в курсе проблем, акций, новостей и аналитики из мира гражданского активизма

Небольшой поселок Листвянка, находящийся на побережье байкальского озера, стал центром внимания российских СМИ. Это началось после того, как Байкал продали китайцам. Многие газеты утверждают, что китайские инвесторы собираются покупать земли и сделать этот район провинцией Китая.

Аренда земель

Известно, что еще в 2015 году, одна из китайских компаний, находящаяся на территории города Чжэцзян, заключила соглашение по поводу аренды байкальских земель. Договор предполагал продажу земель на 49 лет вперед, площадью 115 000 гектаров, которые китайцы планируют использовать в своих целях — для выращивания риса и другой сельхозпродукции.

По словам одного из руководителей проекта китайской стороны, все детали о выгоде для всех партнеров будут решены после того, как наладят техническую сторону вопроса. Однако после первых инвестиций в сумме около 28 000 000 американских долларов началась интенсивная вырубка лесов. Вся древесина в полном объеме была импортирована в Китай, а работы по вырубке лесов продолжаются до сих пор.

Помимо этого инвесторы Китая потребовали у Путина контрактное сотрудничество с российской нефтяной компанией, добывающей нефть на территории Сибири. После чего, руководители Кремля одобрили право на использование сибирских земель на предмет исследования ископаемых ресурсов. А по данным местной СМИ, китайцы скупают территории для будущей разработки и делают это на несколько десятков лет вперед.

Аренда воды

Главной задачей проекта китайского Байкала, является монтаж водяного трубопровода на озере, по монгольским землям, а затем через пустыню Гоби. Конечной точкой назначения является столица провинции Ганьсу — китайский пригород Ланьчжоу. Этот проект был включен как основной пункт, договора 2015 года.

Проект был разработан китайскими специалистами из института районного управления города Ланьчжоу по планировке. С теоретической точки зрения, данная разработка вполне реальна и никаких трудностей возникнуть не должно.

Для Китая, это очень важный проект, который поможет решить проблему с дефицитом пресной воды в стране. Китайцы намерены использовать около семи процентов водных ресурсов, что является неприемлемым показателем, учитывая что Китай занимает 20% населения Земли.

Инвесторы Пекина планируют занять лидерские позиции, в рыночных отношениях, подразумевающих продажу питьевой воды, транспортируемой с Байкала. В перспективах будущего, они собираются откачивать около 2 000 000 тонн воды в год. А торговая марка «Колодец Земли» уже запатентована во многих странах Европы на двух языках.


Путин рассчитывает получать неплохой процент от продажи воды, утверждая, что полученные средства пойдут на восстановление и развитие инфраструктуры сибирских регионов. Однако тот фактор, что китайцы намеренно скупают земли Сибири, говорит об обратном.

Итоги

Многие россияне и жители байкальских поселений выражают свое недовольство, что земли Сибири продали Китаю. Некоторые уверены, что их отдали не обдумано, и утверждают, что китайцы целенаправленно и открыто хотят скупить российские земли, которые когда-то якобы являлись территорией великой китайской династии.

По мнению многих журналистов газеты «Комсомольской правды», кроме воды и леса, КНР планирует вкладывать средства в следующие виды деятельности:

  • перерабатывающая промышленность;
  • добыча нефти;
  • международный туризм.

С точки зрения экологии, лесам и побережью озера Байкал может быть причинен огромный ущерб. Этому способствует постоянное уничтожение лесов, прокладка трубопровода и других коммуникаций. Эти места являются средой обитания многих редких животных и птиц, которые в процессе строительства и прогресса могут исчезнуть. Однако ни Кремль ни правительство Китая это не волнует. Если китайские инвесторы купят большую часть земель, то контролировать ситуацию будет практически невозможно.

Местные власти убеждают жителей, что потребляемые ресурсы китайским байкалом, не принесут значительного ущерба, так показатели вырубки лесов и транспортировки пресной воды не превышают экологические нормативы. А доля прибыли окупит ущерб и часть средств будет вкладываться на восстановление живых ресурсов Сибири, в особенности — тайги. Тем более, власти больше не планируют продавать свои территории и делают все возможное, чтобы сохранить экологию.

По мнению Никиты Исаева — лидера партии «Новая Россия», российские политики разумно оценивают ситуацию, сложившуюся на Байкале и не допустят экологического кризиса. Тем более китайцы обещали не компенсировать принесенный ущерб, но и внести вклад в другие сибирские проекты, которые очень выгодны для России.

Субъективные наблюдения байкальского гида-фотографа.
Хоть сейчас я и не живу на самом Байкале, но 6-7 месяцев в году я там. Работая гидом, в собственных фотоэкспедициях, просто в гостях, в турах с моими гостями фотографами. Так что, варюсь в этом супе.

Ситуация с туристическим бизнесом на Байкале весьма странная.

В одну точку сошлись несколько проблем. Китайская туристическая экспансия, попытка законом сократить водоохранную зону Байкала, взрывной рост антропогенной нагрузки на небольшие территории, проблемы туалетов в зимний период на льду и в течение всего года на берегу, когда красивейшие гроты Ольхона засираются по самое "не хочу", традиционный мусор, инспекции турбаз с их последующим закрытием, непонятные "наезды" на русских гидов со стороны правоохранителей.

Подписываются петиции, отправляются в различные гос. структуры письма, в прокуратуру пишутся жалобы. Но бардак только набирает обороты.

По китайцам.

Еще три года назад, количество китайских туристов было небольшим. Конечно, в силу своих национальных особенностей, группы китайцев выделялись из -за шума, гама и пыли, который они производили. В 2015-16 гг. китайские туроператоры начали активно заходить в турбизнес Байкала. Они обращались к иркутским и прочим российским туроператорам с заказами туров. Многие начали потирать руки, мол, вот оно, счастье. Сейчас пойдет поток денег, заживем славно и богато. Но надо знать психологию китайцев. Они жестко ориентированы на получение максимальной выгоды для себя. Они будут дружить с тобой, если ты на каком-то этапе бизнес процесса незаменим. Пока незаменим. В силу адской работоспособности и умению учиться, со временем китаец-партнер поменяет тебя на своего, которого обучит-научит всему, что умеешь ты. Они смотрят, наблюдают, приставляют своих людей, которые учатся у тебя, делая твое участие в бизнес-процессе уже не нужным. И в один прекрасный момент ты в пролете. Все, ты никто для своего китайского партнера-братухи, с которым почти уже закадычно дружили, строили планы и наслаждались перспективами. Теперь твое место занимает китаец.

Так и произошло с российскими туроператорами. В один прекрасный момент они оказались за бортом. Быстро освоившись, китайцы создали свои турфирмы (через подставных лиц и зиц-председателей). В этих фирмах свой китайский персонал, зачастую работающий в России нелегально, свои автобусы, свои гиды, свои гостиницы и турбазы, свои корабли, свои магазины для туристов. Денег у наших южных соседей много. И они готовы вкладывать их в то, что сейчас выгодно. А в Сибири выгоден турбизнес на Байкале. Кстати, стоит отметить, что такой расклад существует и в других, туристически привлекательных местах. Сейчас китайцы засылают своих казачков на Кольский полуостров. Уже идет поток групп. Пока через русских туроператоров. Но это пока…

И естественно, почти все деньги остаются в Китае. Китайцы путешествуют группами. Процент туристов-индивидуалов из Китая предельно мал. Туры они покупают в Китае. Те деньги, что тратятся туристами в магазинах (меха, косметика, ювелирка, мед и его компоненты, сувенирка), тоже уходят в Китай. Поверьте, китаец-бизнесмен знает, как минимизировать издержки на чужой территории и направить денежный поток домой.

Пример из моей практики. Осенью 2016 по иркутским туроператорам пошел вал звонков от китайцев. Срочно хотим заказать фототуры для китайских групп фотографов! Туроператоры начали теребить фотографов, работающих в подобных программах по Байкалу. Звонили и мне. И признаюсь, я попал на удочку. Делал программы, отправлял их и ждал звонков, что мол пора паковать вещи и ехать фотогидом с китайскими группами. Но все оказались в пролете. Китайцы собрали качественно и подробно сделанные программы и повезли сами свои группы с китайскими "фотогидами". Как выглядит китайский фототур - это отдельная песня. Слава Богу, что у китайцев все же не хватает тямы нормально реализовать спижженные программы. Ну и хрен с ними. Все равно, сделать качественный и результативный фототур на Байкале - это непростая задача. Тем, кто не в теме - это нереально. Но таскать строем группы по 12 человек в главе с "главным фотографом", выстраивая их в линию на споте в направлении непонятно куда - китайцы уже умеют.

При этом, ни туроператоров, ни самих туристов не беспокоит состояние экологии, мусор и другие "глупости". Так же, китайских туристов не интересуют ни история ни культура и традиции место посещения (ну этим грешат не только китайцы). Фоточки "must have", созерцание пейзажей, проорать песню на рассвете на шаманке, бухнуть вечером в отеле или на турбазе. Хотя, в принципе, обычные туристы. Только очень шумные и мусорогенерирующие.

Кстати, о гибкости китайского бизнеса. В связи с огромным потоком китайцев на ледовый байкальский сезон, у них появилось масса прибамбасов для подобных путешествий. Очень качественные "ледоходы" на обувь, химические грелки для смартфонов и камер и масса других мелочей. В этом они молодцы! Хотя каждый раз, приезжая в этом году на Шаманку и в другие места, я уносил с собой в мусорном пакете десяток-другой использованных грелок, которые после отработки просто бросаются на землю или лед.

Почему такой спрос на байкальское направление в Китае. Почему китайский турпоток превращается в весьма агрессивную экспансию?
Причин несколько. Главная - идеологическая. Китайцы, в основной своей массе считают Байкал своим северным священным морем. И все тут. Осенью, я делал тур для фотографа из Израиля, и у нас в программе была поездка на паровозном составе по КБЖД. Нас было трое. Напротив нас, на четвертом месте сидел молодой парнишка-китаец. Он почти всю дорогу (а поездка по КБЖД длиться больше 10 часов) сидел и читал какую-то книжицу. Ну, ходил в туалет, что-то перекусить, выходил на стоянках потупить у вагона. И все. Уже перед портом Байкал мы спросили его. Неужели ему не интересна природа (за окнами вагона проплывала золотая байкальская осень), красивые виды? Он ответил, что нет. Ему родители купили тур на Байкал. Потому что он должен, как и любой нормальный китаец, побывать на Великой стене и на Байкале. "Must have" и ничего личного.

Транспортная доступность и дешевизна (по китайским меркам) туров на Байкал. Есть авиарейсы в Иркутск и Улан-Удэ из Китая и Монголии (многие группы заезжают из Монголии), есть жд сообщение. Китайская экспансия проходит в тех местах, куда ведут дороги. Я не буду ничего говорить за Бурятию, но в Иркутской области это Листвянка, КБЖД, Ольхон. Почему-то на материковой части Малого моря почти нет китайских туристов, разве что "залетные", которые в рамках экскурсии приехали с Острова. Строительство нормальной дороги в Б. Голоустное открыло и это место для китайцев. Т.е. где есть дорога к Байкалу - жди китайский туристов, китайские отели и турбазы.
Отсутствие законодательного регулирования туристического потока на Байкал. Да, особо охраняемые природные территории жестко ограничивают возможность их посещения. Тем более большими группами туристов. И весь поток валит в те места, где подобных ограничений нет. Я не призываю открывать ООПТ. Нужно регулирование турпотока на другие территории Байкала. Государство должно определиться. Байкал - это уникальный природный объект, требующий охраны или туробъект для вычерпывания денег.

В местах огромных турпотоков (в небольшом урочище Узуры на Ольхоне, в один день единовременно насчитали почти 100 УАЗов буханок. Это как минимум 700 человек были одновременно в Узурах, в заливе Хага-Яман и окружающих гротах!) нет туалетов. Весь срач оказывается в гротах (ради которых и едут). Желтые пятна на снегу, отработавшие грелки, другой мусор - не добавляют красоты и пользы Байкалу не приносят.

Раннее утро у конторы нац.парка на Ольхоне. Первые УАЗы подъезжают за разрешениями на посещение Хобоя.

Да, организация туалетов и сбора и вывоза мусора - немного решит проблему.
Главное, без чего туалеты и места сбора мусора малоэффективны, это специальная служба, следящая за порядком и частотой на туристических маршрутах. Например, как в нацпарках США помощники посетителя парка (Visitor Use Assistant), гиды, рейнджеры, подсобные рабочие. У нас на Байкале есть замечательные гиды, но они работают с разрозненными группами, самостоятельно или от туроператоров. А с ООПТ зачастую нет просто не то что бы взаимодействия, но и взаимопонимания. Наши гиды как никто заинтересованный в сохранении Байкала.

Что еще происходит в последнее время. Осенью прошла масштабная ревизия турбаз, отелей различными надзорными органами. Были выданы различные предписания, часть баз закрыли или пообещали закрыть в ближайшее время. Были предъявлены иски.
Самое интересное, эта движуха не затронула крупные отели и турбазы, в т.ч. и китайские. Странно?

В разгра зимнего сезона, правоохранители вдруг проявили страстный интерес к русским гидам. Останавливали автобусы, проверяли доки на группы. Причем. зачастую, это делали сотрудники ГИБДД. В международном аэропорту Иркутска, гидов, встречающих свои группы с табличками, служба безопасности аэропорта отводила их в отдельную комнату, где устраивали "беседы", больше похожие на допрос. Но гидов-китайев (среди которых почти все нелегалы) - не трогали. Почему?

Суета вокруг изменения водоохранной зоны Байкала? Для чего? Легализовать уже построенные нелегально и противозаконно турбазы и частные строения и участки? Для кого?

Осенью, с подачи ВВП началась движуха по строительству дороги на Ольхоне. Понятно, что это огромные деньги, которые нужно и можно попилить. Об ожидаемом качестве дороги я уж промолчу. Но так ли нужна асфальтированная дорога от переправы до Хужира? Что будет больше пользы или вреда? Какой ущерб нанесет само строительство природе Ольхона? Сейчас дорога есть, ужасная каменная гребенка. Она хоть как-то сдерживает потом туристов-автомобилистов. А асфальт прибавит к турпотоку сотни, если не тысячи автомобилей на Ольхоне?

Что бы нынешняя гравийная дорога была в нормальном состоянии, достаточно ее просто содержать. Подсыпать и регулярно грейдерить. И без огромных денежных затрат, которые можно было бы разумно направить на создание нормально работающей общей туристической инфраструктуры на Ольхоне. На организацию троп и маршрутов, на создание соответствующих служб гидов и рейнджеров, на организацию туалетов и вывоз отходов на материк. На самом деле, эти дорожные деньги есть куда потратить с большой пользой. Но что-то опять не так в датском королевстве.

На самом деле, создается впечатление (не только у меня, но и у многих моих коллег гидов), что на Байкал, в первую очередь на Ольхон, кто-то заходит с большими деньгами, что бы подмять турбизнес под себя. Вытеснить с рынка малый туристический бизнес, частных перевозчиков, гидов. С учетом особенностей национального ведения бизнеса и наличия на байкальском туристическом рынке китайских игроков, все самое интересное еще впереди!

В Ольхонском районе местные жители продолжают обсуждать чрезвычайное происшествие, случившееся в последних числах июля 2017 года. При этом региональные власти через силовые структуры принимают все меры для того, чтобы информация не получила распространение.

Напомним, 29 июля третий паром на Ольхон "Семен Батагаев" вышел из строя . Поломка произошла в самый разгар туристического сезона, вследствие чего очередь на остров моментально выросла до 700-800 автомобилей.

Учитывая, что паром "Дорожник" перевозит только местных жителей и рейсовые автобусы, для туристов остался только паром "Ольхонские ворота". Туристы, застрявшие в очереди на несколько дней, на жаре и без какого-либо сервиса, естественно, нервничали и пытались любыми силами попасть на паром.

Антонина Сизикова, дочь капитана парома "Ольхонские ворота", помогала матросам расставлять машины на пароме. По правилам перевозки на пароме, сначала расставляются автомобили, а только затем запускаются пешие пассажиры. Это очевидные требования безопасности.

Однако в тот момент, когда автомобили начали загружаться на паром, огромная толпа китайских туристов, приехавшая на нескольких автобусах, буквально штурмом начала брать паром.

Напомним, что китайские гостиницы, находящиеся на Ольхоне, еще в 2016 году сделали достаточно удобный способ перевозки туристов из Поднебесной. Большие автобусы привозят их на материковую часть переправы, туристы переезжают пролив самостоятельно, а на Ольхоне их встречают микроавтобусы, принадлежащие гостиницам. В результате китайские туристы практически не задерживаются на переправе, так как ограничений по числу пеших пассажиров на пароме нет.

Толпа китайцев, хлынувшая на паром, фактически заблокировала проезд машин. Антонина Сизикова распорядилась не пускать китайцев до того момента, пока не загрузятся все автомобили. В ответ один из китайцев начал избивать ее палкой, вслед за этим остальные китайцы начали избивать ее кулаками.

На помощь девушке спустился капитан парома, Сергей Сизиков. Однако китайцы избили и его.

Избиение девушки происходило на глазах полицейского патруля, обеспечивавшего безопасность на паромной переправе. Впоследствии полицейские на вопрос, почему они не вмешались в драку, хладнокровно ответили, что из задача - обеспечивать порядок на берегу, а не на пароме.

Сразу после происшествия Сергея Сизикова уволили без объяснения причин. Он проработал на пароме 38 лет, с самого первого парома, рассчитанного на две машины, и считается одним из самых опытных капитанов на Байкале.

На все попытки семьи Сизиковых подать заявление в полицию, их действия блокируются властями. Семью запугивают также владельцы китайских гостиниц, которым не нужна огласка. Ситуация совершенно непонятна, как и в целом действия китайских туристов на Байкале.

Дело в том, что от наплыва туристов на Ольхон Иркутская область не получает ни копейки. Гостиницы принадлежат гражданам Китая и оформлены как садовые домики. Туристы платят за перевозку, обслуживание и проживание непосредственно на карту владельцу гостиницы, таким образом, весь поток денег проходит мимо российского бюджета. Между тем китайские туристы чувствуют себя на Ольхоне хозяевами и регулярно вступают в драку с местными жителями. Кстати, с одной группы китайцев гостиница берет в сумме около пяти миллионов рублей. Налогов не платится ни копейки.

Ситуация многократно усугубляется тем, что на Ольхоне всего один (!) участковый полицейский. На остров площадью 730 квадратных километров, населением около двух тысяч человек и сотнями тысяч туристов в год.