Город с замком сфорца. Достопримечательность Милана: Кастелло-Сфорцеско. Резервуар пресной воды

Замок Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане - Фото

(итал. Castello Sforzesco ) – укреплённая резиденция герцогов династии Сфорца в Милане (Италия).

Замок в Милане сначала был построен в XIV веке как резиденция семьи Висконти, но после провозглашения Амброзианской республики был разрушен. В середине XV века Франческо Сфорца восстановил замок. В XVI веке над внешним обликом замка трудился сам Леонардо да Винчи. До наших дней из его работ остались лишь пергола и записи с литературными опытами.

Внешний облик замка Сфорца был взят за образец миланскими архитекторами, которые строили Кремль в Москве, а именно: зубцы на стенах, форма башен. Главную башню крепости (башня Филарете) проектировал Антонио Филарете, работавший вместе с Аристотелем Фиораванти.

Во времена Итальянских войн Людовико Сфорца уехал из Милана, а его замок занял король Франции Людовик XII. В 1521 году молния ударила в пороховой склад, который находился в башне Филарете, в результате чего она была разрешена. Испанский наместник Ферранте Гонзага решил укрепить город и возвел вокруг замка Сфорца новые укрепления в форме звезды. В дворцовых помещениях расположили казармы на 2 тыс. солдат.

В период Революционных войн Милан снова захватили французы, которых ненадолго смог выгнать Суворов в 1799 году. После прихода в Милан Наполеона, местные жители вручили ему петицию о том, что замок Сфорца должен быть разрушен по примеру Бастилии во Франции, как символ ненавистного самодержавства. Но вместо разрушения замка Наполеон приказал построить перед ним большую площадь. В 1833 году была организована масштабная реставрация крепости, во время реставрации 1900 года была восстановлена башня Филарете.

Сейчас в замке Сфорца находится несколько музеев: доисторический, древнего Египта, посуды, музыкальных инструментов. От фресок да Винчи почти ничего не осталось, значительно лучше сохранились зал для игры в мяч и портик.

В крепости можно посмотреть на последнюю скульптуру Микеланджело – Пьету Ронданини.

С Кремлем действительно у Замка Сфорца есть много общего. А все потому что миланские архитекторы, работавшие над проектом московского Кремля взяли за образец облик крепости Сфорца, а именно, хорошо угадываются форма башен и корона венчающих стены зубцов.

За семь веков замок менял владельцев, разрушался и восстанавливался вновь. Это, несомненно, одна из самых главных достопримечательностей Милана, и на ряду со знаменитым Дуомо , может выступать в роли своеобразной визитной карточки города.

Добраться до замка можно следующим общественным транспортом:
- метро: ветка ММ1 Кайроли (Cadorna - Cairoli), ветка ММ2 Кадорна-Ланца (Cadora - Lanza);
- автобусы : №18, 37, 50, 58, 61, 94;
- трамваи : № 1, 2, 4, 12, 14, 19.

2.

3.

На стенах замка можно увидеть различные старинные гербы. Создается полное ощущение погружения в средневековые времена.

4.

Поросшие растительностью стены только усиливают этот эффект.

5.

6.

Попасть на территорию замка-крепости можно через главные ворота, расположенные в башне Филарете. Ее высота достигает 71 метра.

7.

Башня украшена барельефом итальянского монарха Умберто I. Также на вершине первого яруса находятся геральдические фрески и изображение покровителя Милана, святого Амвросия.

8.

На втором ярусе можно увидеть старинные часы «Солнце правосудия».

9.

Попасть к башне Филарете можно с Замковой площади (Piazza Castello), построенной в XVIв.

10.

Помимо главного входа в Замок Сфорца площадь примечательна также красивым фонтаном в ее центре.

11.

Попасть на территорию замка можно совершенно бесплатно. Заплатить придется только за посещение музеев (Музей Египетских древностей, Исторический музей, Музей античной мебели, Музей деревянной скульптуры, Музей редких музыкальных инструментов). Вход в каждый стоит по 4 евро, единый билет - 15 евро. Мы решили просто прогуляться по территории.

12.

Открыт для посещений замок ежедневно с 7:00 до 18:00 (летом до 19:00).

13.

Башня Филарете с внутренней стороны.

14.

Немного из истории. Первоначально Миланский замок был возведён в XIVв. как правительственная резиденция рода Висконти. Однако, после провозглашения Амброзианской республики он был разобран толпой восставшего народа. В середине XVв. был заново отстроен Франческо Сфорца. Во второй половине XVв. к украшению замка был привлечён Леонардо да Винчи.

15.

Во время Итальянских войн Лодовико Сфорца покинул Милан, а в замке поселился французский король Людовик XII. При его преемнике Франциске замок пришёл в запустение; в 1521г. в пороховой склад в башне Филарете ударила молния, от чего тот взорвался, после этого башня была разобрана. Испанский наместник Ферранте Гонзага, приступив к усилению города, встроил замок Сфорца в центр новых миланских укреплений в форме звезды. В замке были организованы казармы на 2000 солдат.

16.

В период Революционных войн Милан опять заняли французы, которых ненадолго вытеснил из города А. В. Суворов в апреле 1799г. После возвращения французов местные патриоты вручили Наполеону петицию о том, что Кастелло Сфорцеско должен разделить судьбу Бастилии как символ ненавистного им самовластия. Вместо уничтожения замка Наполеон приказал создать перед ним большую площадь. В 1833г. была проведена существенная реставрация Замка Сфорца, также в 1900г. была восстановлена и знаменитая башня Филарете.

17.

Тихий и спокойный внутренний дворик.

18.

Удивительно, хотя это и одна из главных достопримечательностей Милана, во время нашего визита там не было толп туристов, точнее, как-то они не создавали шума и суеты. Наоборот, можно было потихоньку, спокойно прогуляться по территории, рассматривая старинные постройки.

19.

20.

Не могу сказать, что Замок Сфорца тронул меня до глубины души. Мне точно не захочется сюда вернуться, но, будучи в Милане, посетить его стоит непременно, чтобы прикоснуться к истории города.

21.

Если пройти от башни Филарете через всю территорию замка, то можно выйти в парк Семпионе, созданный в 1893г. Территория парка большая, местные жители и туристы любят устроить здесь небольшой пикничок на травке или, например, побегать.

22.

Главным украшением парка является "Арка мира", созданная по приказу Наполеона в XIXв. Она была задумана, как аналог Триумфальной арки в Париже. Говорят даже, что Арка мира и Триумфальная арка расположены вдоль одной оси.

23.

В следующем посте о Милане мы отправимся в небольшую экскурсию по старинным костелам города. Не пропустите! :)

Sforza Castle - Piazza Castello - 20121 Milano

Castle

Free entrance
7.00-19.30

Castle Museums

Opening hours

9.00-17.30 Tuesday-Sunday
Last admission 17.00 (only for ticket holders)

Info Point : tel. 02.88463700



Admission ticket

9.00-16.30 Tuesday-Sunday

Full ticket € 10,00
Reduced € 8,00
Reduced first Sunday of the month € 5,00

A ticket is valid for one day and includes the entrance to all the Castle Museums and Leonardo mai visto exhibitions

Ticket 5xLeonardo (30 days validity) € 38,00 (full); € 25,50 (reduced 18-25 years and over 65 years); € 4,50 (special reduced 5-17 years); free (0-4 years)
Tourist Museum Card (3 days) € 12,00
Musei Lombardia Milano subscription (1 year) € 45,00 (27-64 years), € 20,00 (6-14 years), € 30,00 (15-26 years), € 35,00 (over 65 years)

The ticket 5xLeonardo , the subscriptions and the Esselunga coupon allow admission to all of the Castle Museums and to the Leonardo mai visto exhibitions before ticket office closure at 16.30.

Free entry : every first and third Tuesday of the month from 14.00

Every Saturday at 15.00 (in Italian and English) and every Sunday at 15.00 (Italian only) Leonardo at the Castle (guided tour to Leonardo mai visto and Museums highlights) € 8,00 (max 25 people, meeting at 14.45 at Info point – Filarete Tower).
The tour is subject to availability, always guaranteed with any number of partecipants. Reservations are recommended.
Ad Artem, tel. 02.6597728, www.adartem.it
Opera d"Arte, tel. 02.45487400, www.operadartemilano.it

Buy ticket

Leonardo mai visto : due to the large turnout, the access to the Museum of Ancient Art that hosts the Leonardo mai vist o events is subject to restrictions. Queues of 30/60 minutes are possible. Entrance to the Sala delle Asse is limited to a maximum of 50 people at a time for conservation and safety. Buying the online ticket entitles you to priority admission to the Museum within 30 minutes of the time indicated on the ticket. Exceptionally, for the entire Leonardo mai visto event, the last ticket issued and the last entry to the Museum of Ancient Art will be at 16.30, excluding extraordinary openings.

Museo Pietà Rondanini-Michelangelo : the purchase of the online ticket does not entitle you to book the Museum entry time. The indicated time refers to the entrance to the Museum of Ancient Art which hosts the Leonardo mai visto event. There may be queues to access the Pietà Rondanini Museum. Entry is permitted to groups of 30 people at a time. In the case of a large turnout, the visit to the Museum will be limited to a maximum time of 20 minutes for organized groups and 10 minutes for individual visitors.

Продолжая наш разговор о сходствах и различиях между двумя так, непохожими - как лед и пламя - странами как Россия и Италия, нельзя не упомянуть знаменитый Castello Sforzesco в Милане и Московский Кремл ь.

А вот, как раз и они: заснеженный Московский Кремль и смотрящий в небесную голубизну Замок Сфорца (Castello Sforzesco)
Троицкая башня и Главный вход в замок Сфорца

Оказывается, облик Замка Сфорца (как, кстати, и замок Скалигеров в Вероне) был использован при строительстве Московского Кремля в качестве образца. Во второй половине XV века Кремль как раз перестраивался: в Москву были приглашены итальянские зодчие, которые и придали "сердцу России" его современный вид.


Спасская башня и Главный вход в замок Сфорца

Центральная башня миланского замка (torre del Filarete, Башня Филарете) была спроектирована Antonio di Pietro Averlino (или Averulino, по прозвищу Филарете). А соратником Антонио Филарете в Милане долгое время был Аристотель Фиораванти (Aristotele Fioravanti), автор Успенского Собора Московского Кремля. София Палеолог, супруга Ивана III, тогда лично просила герцога Милана Galeazzo Maria Sforza и супругу Аристотеля отпустить в далекую Россию этого талантливого вассала и мужа.

Большинство башен Московского Кремля , а также Грановитая палата, были построены соотечественниками Аристотеля Фиораванти (так, кстати, и умершего в Москве, так и не добившись, несмотря на многочисленные прошения, разрешения вернуться на родину) - итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари (Pietro Antonio Solari) и Марко Руффо (Marco Ruffo), до этого работавших также в Милане. Марко Руффо - на Руси именуемый Марк Фрязин (то есть, иностранец) - построил Москворецкую, Спасскую и Никольскую башни Московского Кремля, в то время как Пьетро Антонио Солари - Константино-Еленинскую, Боровицкую, Арсенальную. Стоит ли говорить, и этим уроженцам Италии так и не было суждено вернуться на родину: еще бы, станет ли царь такими мастерами разбрасываться! Кроме перечисленных имен, Московский Кремль возводили еще многие выписанные из Италии архитекторы...

Обратите внимания на зубцы стен Московского Кремля: знаете ли вы, что это - так называемые зубцы гибеллинов? Целых 3 века - с XII по XV - Италию раздирала на части война между приверженцами папы (гвельфами) и сторонниками Германского императора (гибеллинами). Замки гвельфов и гибеллинов различались по форме зубцов (мерлонов) на крепостных стенах: зубцы в форме ласточкиного хвоста (напоминающий взмах крыльев орла на императорском гербе) означали, что замок принадлежит гибеллинам, а квадратные или прямоугольные зубцы, похожие по форме головной убор Папы, предпочитали гвельфы. (Считается, что такая форма зубцов изображает взмах крыльев орла, бывшего императорским гербом).

Итальянские архитекторы мудро рассудили, что на православной Руси "папские" символы смотреться будут неуместно, и поэтому сейчас стены Московского Кремля украшаю зубцы в форме ласточкиного гнезда, так полюбившиеся впоследствии и русским зодчим.


Похожи, не правда ли?

Русский Гжель и итальянская керамика Дерута - история славного гончарного ремесла идет "ноздря в ноздрю".

Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России. Первые летописные упоминания об этих краях восходят еще ко времени правления Ивана Калиты (XIII век). Из добываемых здесь глин можно было изготовлять все, начиная с фарфора, кончая кирпичами. Еще Михаил Ломоносов восхищался необычными свойствами местных глин: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»

Начало производства керамики в Деруте (регион Умбрия) официально задокументировано в архивах собора Перуджи в XIII веке, хотя некоторые историки полагают, что на самом-то деле первые изделия начали делать по крайней мере веком раньше.

Да, и расписывают посуду, что в Италии, что в России на похожие темы: мифологические и сказочные персонажи, сцены охоты, изображения животных, птиц и цветов, геометрические узоры.

И в России, и в Италии в XVIII веке производство знаменитой расписной керамики идет на спад: постепенный в России, и резкий - в Италии.

И если в начале XVIII века к Гжели приходит слава одного из крупнейших районов по (ручному!) производству художественной майолики с причудливой лепкой и многоцветной росписью, то уже к концу века с началом импорта в Россию дешевого английского фарфора с печатным (!) рисунком Гжель теряет былую популярность. Гжельские мастера начинают производить полуфаянс, и он постепенно вытесняет майолику. Меняется и сама роспись: вместо многоцветных узоров отдается предпочтение кобальту. К середине XIX века Гжельские фабрики переходят на производство фаянса, да так успешно, что продукция идет на экспорт, а изделия некоторые фабрик конкурируют с такими "гигантами", как мейсенский фарфор (Meissen). К закату XIX века со свеобщей индустриализацией и переходом на массовое промышленное производство популярность фабричного, но во многом так и оставшегося ремесленным, Гжеля падает.

Вот и в Италии, пройдя через расцвет Ренесссанса, оказавшего влияние и на керамическое производство в Деруте, ко второй половине XVIII века в Деруте остаются лишь 5 фабрик: чтобы выжить они полностью переходят на производство посуды и кухонной утвари, оставив в прошлом шедевры, которые до сих пор украшают пол в церкви Св. Франциска (S.Francesco), святилище Madonna dei Bagni.

Только в Италии цветная керамика меньше останется в забытье: здесь они нас обставили. Уже с самом начале XX века благодаря школе по росписи керамики и музея керамики, основанного юристом Франческо Бриганти (Francesco Briganti), изделия из Деруты снова становятся популярными. Сейчас в Деруте работает более двухсот фабрик, производящих 32% итальянской керамики.

В России же народный промысел начал потихоньку возрождаться только после Второй Мировой Войны благодаря усилиям А.Б. Салтыкова и художницы Бессарабовой. В 70-80 годы начинается период восстановления Гжели. Создается объединение «Гжель», ставшее керамическим центром России. Сейчас Гжель - такой же узнаваемый в мире символ народного искусства Рссии, как павлопосадские платки, изделия из хохломы и знаменитые матрешки.

Именно о матрешках - в России и в мире - и пойдет речь в следующий раз.

Замок Сфорца в Милане - одна из важнейших достопримечательностей Италии. Он долго служил символом власти для местных и иностранных правителей. В начале двадцатого века сооружение спасли от сноса. Теперь там находится несколько гражданских музеев.

История Сфорца

В 1358 году Галеаццо Иск Висконти (первый герцог Милана) приказал построить крепость. Возведение завершили в 1368 году. Изначально замок имел базовую планировку: четыре стены, каждая по сто восемьдесят метров (591 футов) в длину и на каждом углу квадратная башня. Его преемники (Джиан Галеаццо и Филиппо Мария) расширили крепость и превратили ее в роскошную резиденцию. После того, как Филиппо Мария Висконти умерла, не оставив наследника в 1447 году, миланцы провозгласили Амвросианскую Республику и полностью разрушили здание, рассматриваемое, как символ Висконти.

Неоперившаяся республика, воевавшая с Венецией, обратилась за помощью к известному военачальнику Франческо Сфорца. Всего три года спустя он захватил власть и объявил себя герцогом Милана. Сфорца быстро восстановил замок, но на сей раз была возведена центральная башня высотой в семьдесят метров (230 футов) - Торре-дель-Филарете, окруженная большими круглыми башенками. Его последователи также улучшили и украсили структуру.

В период своего расцвета во времена правления Людовико Сфорца, прозванного «Иль Моро», крепость превратили в роскошную резиденцию эпохи Возрождения. Герцог обратился к великим художникам своего времени, в том числе Донато Браманте и Леонардо да Винчи, чтобы они украсили ее.

В последующие века, когда Милан находился под иностранным господством, замок был заброшен и в основном использовался в качестве казармы. Торре-дель-Филарета, которая использовалась в качестве хранилища боеприпасов, взорвалась в 1521 году. В течение второй половины шестнадцатого века испанцы добавили вокруг крепости звездообразные укрепления, позже частично разрушенные войсками Наполеона.

После объединения Италии в 1861 году замок оказался в таком плохом состоянии, что жители города рассматривали вопрос касательно его сноса. Тем не менее архитектор Лука Бельтрами спас полуразрушенную структуру от гибели, предложив превратить ее в общественное здание с помещением для нескольких культурных учреждений. В 1893 году Бельтрами начал ремонт монументального замка. Он восстановил поврежденные башни, воссоздал ров и снес сооружения, которые были добавлены во время иностранного правления. Он даже восстановил Торре-дель-Филарете, используя первоначальные планы.

Отреставрированный замок Сфорцеско открылся для публики в 1900 году. Кстати, его можно спутать с замком княгини Боны Сфорца в Рогачеве, но это уже совсем другая история и территория тоже.

Стоит отметить, что замок Сфорца и Кремль почти близнецы, а это особенно видно, если сравнить их фото. Он расположился вокруг трех внутренних дворов, во власти своих многочисленных построек. На каждом углу стоят четыре внушительных башни: две круглые у главного фасада, обращенные к городу, и две квадратные на другом конце. Круглые башни (31 м или 102 фунта в высоту) известны как Torre di Santi Spirito и Torre del Carmine. В тылу находятся еще две обычные башни - Torre Castellana и Torre Falconiera.

Главный вход в замок Сфорцеско ведет через самую высокую башню (Торре-дель-Филарете) до Пьяцца-д"Арми - обширного внутреннего двора. Еще одна вышка (Torre di Bona di Savoia) видна со двора.

За ней находится «сердце» замка - дворцовые резиденции герцогов Сфорца, окружающих два небольших двора: Кортиль делла Роккетта слева и Корте-Дюкале справа.

Роккетта была крепостью замка и последним прибежищем в случае осады. Во времена правления Людовика Иль Моро резиденции вокруг двора были великолепно украшены фресками. Три галереи, окаймляющие внутренний двор, были спроектированы тремя разными архитекторами. Башня Torre Castellana в западном углу Роккетты использовалась в то время в качестве сокровищницы.

Корте-Дюкале (Ducal Courtyard) выполнен в стиле эпохи Возрождения и имеет красивую лоджию Loggetta di Galeazzo Maria. Несколько комнат вокруг Корте-Дюкале украшены великолепными фресками пятнадцатого века.

Самой известной является фреска в Sala delle Asse в башне Falconiera, созданная не кем иным, как Леонардо да Винчи.

Ко всему прочему, замок Сфорца имеет гражданские музеи - Musei Civici. Они занимают несколько этажей вокруг внутреннего двора Рокетты и Дюкале.

Коллекцию археологического музея, содержащую доисторические и египетские артефакты, можно увидеть в подвальных этажах возле Дворца герцогов. На первом этаже находится экспозиция предметов античного искусства. Наиболее яркие: саркофаг четвертого века, мавзолей четырнадцатого века Бернабо Висконти и Пьета Ронданини - незаконченная скульптура Микеланджело. На первом этаже находится коллекция мебели и картинная галерея, где в основном представлены итальянские картины, в том числе «Trivulzio Madonna» Андреа Мантеньи.

На первом и втором этажах дома Роккетты находятся музей музыкальных инструментов и коллекция прикладного искусства. На первом этаже вы найдете исторические музыкальные инструменты, такие как венецианский клавесин шестнадцатого века, стеклянная гармоника и фламандский двойной верджинал. Коллекция прикладного искусства включает в себя множество предметов из золота, серебра, стекла, фарфора, слоновой кости и кованого железа начиная эпохой Средневековья и заканчивая девятнадцатым веком. Посетив замок Cфорца в Милане и его великолепные музеи, вы не сможете привезти с собой некрасивые фото.

Подземные ходы

Под замком находится лабиринт подземных туннелей. Некоторые из них построил Людовико Сфорца в XIV веке. Он был не совсем хорошим герцогом, поэтому граждане Милана искали любую возможность либо причинить ему страшный вред, либо покончить с ним. Итак, Людовико построил эти тоннели таким образом, чтобы приходить и уходить, когда ему вздумается. В то время гнев против него был на пике. Ходят слухи, что один из туннелей соединял замок с женским монастырем Санта-Мария-делла-Грация. Тем не менее этот туннель был разрушен во время Второй мировой войны.

Что касается испанцев, то они добавили еще несколько туннелей к уже существующим только по причине войны. Они были заинтересованы в том, чтобы прочно удерживать регион, и сделали все возможное для этой цели. Туннелирование было частью разработанной испанцами стратегии. Сегодня подземные ходы в замке Сфорца в городе Милан пользуются особой популярностью у туристов.

Итак, наиболее популярны такие отели рядом с замком Сфорца: UNA Hotel Cusan (расстояние до замка 200 м), Style Hotel (расстояние 300 м), Genius Hotel Downtown (350 м) и Brera Apartments in Garibaldi (450 м).

Полезная информация

Замок работает с 7:00 до 19:00 в летнее время и с 7:00 до 18:00 зимой. Вход бесплатный, но посещение музеев платное. Они открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30. Не работают во время религиозных праздников и по понедельникам. Один вход обойдется в 3 EUR, доступ на сезон - 15 EUR.

Замок находится в районе Умберто. До него можно доехать на метро, автобусе или трамвае.

Стоит отметить, что замок Сфорца имеет официальный сайт: