Большие вяземы история. Средняя полоса россии. Усадьба Большие Вязёмы, экскурсия по дворцу



Бывшая подмосковная усадьба Большие Вязёмы находится километрах в сорока к западу от Москвы, сразу за Голицыным. С левой стороны шоссе хорошо виден парк и старый усадебный дом.



Находившаяся на старой Смоленской дороге усадьба стала свидетельницей и участницей многих важнейших событий российской истории, она принимала под свой кров Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Марину Мнишек, Кутузова, Наполеона...


В конце 16-го столетия Большие Вязёмы были загородной резиденцией Бориса Годунова. Когда поместье попало в руки всесильного боярина, точно неизвестно, но первое упоминание об этом факте относится к 1585-му году. Годунов любил свою подмосковную усадьбу и обустроил её красиво и основательно. При нём были отстроены большой деревянный дворец, церковь, многочисленные хозяйственные постройки, разбиты фруктовые сады, выкопан пруд с каменной плотиной на речке Вязёмке.




Деревянный дворец сгорел в 1618-м году, когда к Москве подступали польские войска, а вот великолепная годуновская церковь Живоначальной Троицы, позже переименованная в Преображенскую, сохранилась.




Четырёхстолпный пятиглавый храм стоит на высоком подклете и с трёх сторон окружён крытыми двухъярусными галереями.







Стены здания сложены из белого камня, а венчающие части и галереи - из кирпича.




Внутри сохранились фрески конца 16-го столетия.


У восточной стены храма в 1807-м году был похоронен шестилетний Николай Пушкин, младший брат поэта.



Рядом с церковью на высокой террасе стоит совершенно уникальная для Подмосковья звонница.





К середине 19-го века годуновская звонница сильно обветшала, и её уже было вознамерились разобрать. К счастью, владелец Больших Вязём князь Голицын не допустил расправы с историческим памятником, правда, в качестве компенсации он разрешил пристроить к древнему храму новую колокольню. Эту новодельную колокольню разобрали во время реставрационных работ в 1950-хх.


Живописную группу храмовых построек окружает копия ограды 18-го века.








К одному из углов ограды примыкает маленький дом причта.




После смерти Годунова Большие Вязёмы числились дворцовым селом. В 1694-м году Пётр I пожаловал бывшие годуновские владения своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну. В 1766-м году владельцем поместья стал его правнук Николай Михайлович Голицын, который в 1770/1780-е г.г. отстроил новый усадебный комплекс, с некоторыми изменениями доживший до наших дней.


Первыми в 1771-м году были возведены парные кирпичные корпуса: гостевой и кухонный флигели.






Стоящее чуть поодаль ещё одно двухэтажное, похожее на флигель здание никакого отношения к старой усадьбе не имеет, оно было построено в 1930-х для Школы искусств.




В 1784-м году между флигелями вырос главный усадебный дом, построенный в стиле французского классицизма.






Особенно хорош дом со стороны старого пруда.




Наверху на аттиках - картуши с фамильным гербом Голицыных.




За церковью сохранились некоторые хозяйственные постройки усадьбы. Большой конный двор конца 18-го века был сильно искажён переделками, и сейчас идёт его реставрация.




В главном усадебном доме работает музей. Надо сказать, что музей этот совсем молодой, он возник в конце 1980-х, и своим существованием обязан энтузиастам-подвижникам. Подлинные интерьеры в усадьбе не сохранились, и музейным работникам для создания экспозиции пришлось в буквальном смысле собирать с миру по нитке. В залах главного дома музейные сотрудники попытались частично реконструировать голицынские комнаты. В части помещений размещены экспонаты, рассказывающие об истории усадьбы и знаменитых персонах, так или иначе связанных с ней.


Парадная столовая представляет мебель и посуду 18/19 столетий.











За столовой находится круглая комната-ротонда, из которой был выход в сад.







На старых фотографиях можно посмотреть, как выглядели комнаты в начале 20-го столетия.




Парадная спальня обставлена мебелью светлого дерева.










В доме было две библиотеки. На первом этаже находилось собрание иностранных книг. В 1812-м году в этой большой комнате после Бородинского сражения жил сначала Кутузов, а через день после его отъезда в той же библиотеке, на том же диване спал Наполеон.









На втором этаже при Голицыных находилась библиотека русской литературы.










Во всех залах находятся милые бытовые вещицы, предметы интерьера, портреты.









В бывшей гостиной на втором этаже - постоянно действующая выставка "Мир детства в дворянской усадьбе".
















В одном уже отремонтированном флигеле находится касса музея, киоск с неплохим выбором исторической и краеведческой литературы и выставочные залы.








Также во флигеле размещены переданные в дар музею работы скульптора Нины Конёнковой.




И конечно, часть музейной экспозиции посвящена Пушкину, бывавшему в Больших Вязёмах и проведшему в детстве немало времени в соседнем Захарове.




Расположенное в двух километрах от Больших Вязём сельцо Захарово в 1804-м году купила бабушка будущего поэта Мария Алексеевна Ганнибал. Каждое лето, с мая по октябрь, в течение шести лет всё семейство Пушкиных проводило в Захарове. Здесь же Пушкины прожили и зиму 1808/1809 г.г.




От усадьбы пушкинского времени сейчас в Захарове остался лишь огромный пруд да несколько вековых деревьев, всё остальное в этом очень юном музее абсолютно новое.








В 1904-м году на фундаменте старого усадебного дома тогдашний владелец Захарова выстроил новое жилище. В 1993-м году при проведении реставрационных работ (!!!) этот дом сгорел. Историкам и реставраторам не удалось найти ни чертежей, ни рисунков, ни даже словесных описаний дома М. А. Ганнибал. Поэтому при воссоздании усадьбы архитекторы взяли за основу типовой проект усадебного дома 18-го века. В 1999-м году к 200-летию со дня рождения Пушкина всего за три месяца в Захарове был отстроен "дом М. А. Ганнибал" и открыт музей.








Очень скромных размеров захаровский дом двухэтажный, второй этаж низкий, антресольный.










В первом этаже дома, в парадных комнатах воссозданы интерьеры пушкинского времени.


Комнаты захаровского дома невелики. В самом просторном помещении, окна которого выходят на террасу с колонным портиком, представлена обстановка Большой гостиной.








Мебель и предметы интерьера, разумеется, никакого отношения к семье Пушкиных-Ганнибалов не имеют, они собраны из различных музейных фондов.











В небольшой угловой комнатке показано, как мог бы выглядеть кабинет хозяйки усадьбы.










В коридоре - небольшая коллекция старых сундуков.





Ещё одно, тоже весьма скромных размеров угловое помещение с альковом представляет собой реконструкцию детской игровой и классной комнаты.



Тут можно увидеть и парту, и наглядные учебные пособия.








Несколько бóльших размеров комната отведена под столовую.









И, наконец, в последнем помещении экспозиции, как дань памяти Арины Родионовны, собраны предметы крестьянского быта.










Конечно жаль, что в экспозиции нет мемориальных предметов. Тем не менее, музей даёт посетителям возможность узнать, как жили небогатые дворянские семейства - а ведь их было несравнимо больше, чем представителей громких аристократических фамилий с огромными состояниями - в своих подмосковных, калужских, псковских, пензенских и прочих имениях.


Конечно, сам Александр Сергеевич считал, что "Отечество нам Царское Село", тем не менее, в 1830-м году накануне своей свадьбы поэт отправился не куда-нибудь, а именно в Захарово. Видимо, накануне кардинальных жизненных перемен душа потребовала совершить сентиментальное путешествие в детство.


Заехал поэт и в Большие Вязёмы, вдохновившие его в своё время и на "Бориса Годунова", и на "Пиковую даму", прототипом героини которой послужила княгиня Наталья Петровна Голицына, частенько жившая в усадьбе своего сына.


Логично, что ещё в конце 19-го века родилась идея создания пушкинского заповедника в этом уголке Подмосковья, но лишь столетие спустя благодаря группе энтузиастов на территории Больших Вязём и Захарова появился Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Да, в обеих усадьбах очень много новоделов и очень мало подлинно "вязёмско-захаровских" экспонатов, тем не менее, музей дарит ещё одну возможность окунуться в нашу историю. А кроме того, в обеих усадьбах регулярно устраиваются тематические праздники, концерты, лекции, встречи с писателями и художниками.

В Государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина (усадьба Вяземы) 10 февраля прошел традиционный день памяти великого русского поэта. В этот день, 10 февраля (29 января) 1837 года, А.С.Пушкин скончался от ранения, полученного на дуэли с Дантесом. Усадьба Вяземы имеет длинную и насыщенную историю, в XVI веке здесь стоял дворец царя Бориса Годунова окруженный крепостными стенами, он же воздвиг здесь церковь Живоначальной Троицы, сохранившуюся до нашего времени. Во времена смуты во дворце проживал Лжедмитрий I, бывала здесь и Мария Мнишек. Вяземы посещали и первые цари Романовы, а Петр I подарил усадьбу князю Борису Голицыну. В 1812 в усадьбе останавливались сначала Кутузов, а затем и Наполеон. Возле Спасо-Преображенской церкови похоронен брат А.С.Пушкина Николай, а имение поэта находится неподалеку в Захарово.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2016г.

Историческая справка:
Поселение на месте современной усадьбы Вяземы существует еще с XIV века. Впервые название Вязёмы встречается в документах XVI века, при Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. Тогда село называлось Никольское-Вязёмы. В конце 1584 года село было подарено царём Фёдором I Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который немедленно затеял здесь большое строительство.
При нем здесь был построен деревянный загородный дворец, каменные звонница и пятиглавый Троицкий храм, сооружена плотина на р. Вязёмке. Здесь же располагались деревянная церковь Николая Чудотворца и монастырь Иоанна Богослова, который возник еще в догодуновское время. Ансамбль подмосковной царской резиденции окружали ров, вал и деревянная стена с шестью башнями, отчего Вязёмы приобрели вид крепости - «острога».
После смерти Бориса Годунова Вязёмы перешли к Лжедмитрию I, который зимой 1606 г. устроил здесь «потешную баталию» немецкой гвардии и польской конницы с московскими боярами. В мае этого же года в Вязёмах, по пути в Москву, на пять дней останавливалась Марина Мнишек. После её отъезда в селе случился пожар, обративший в пепел 30 крестьянских дворов. В 1611 г. здесь проходили переговоры о мире с Яном Сапегой.
В 1618 г. деревянный дворец Бориса Годунова вместе с «острогом» сгорел, а место, где он стоял, позже было застроено. Во время Смуты сгорели монастырь Иоанна Богослова и Никольская церковь. После «Московского разорения» от бывшей царской резиденции остались только Троицкая церковь, звонница и плотина.
В Троицкой церкви останавливался царь Алексей Михайлович при своих поездках в в Звенигород.
В 1694 году Пётр I пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну. В XVIII веке рядом с собором был выстроен дом причта, который вместе с собором и звонницей был огорожен каменной оградой. Во второй половине XVIII века при правнуке Бориса Алексеевича — Николае Михайловиче Голицыне (1729—1793) были построены дворец (1784 г.) и два флигеля (1770-е гг.), тогда же разбит регулярный парк.
В 1812 году в усадьбе останавливался М.И.Кутузов, а позднее и Наполеон. В память об этих событиях на территории усадьбы установлен памятный знак. В 1820 году был построен каменный мост через Вяземку. В разное время усадьбу посещали Павел I, Н.М.Пржевальский, В.Я.Брюсов, Л.Н.Толстой. С усадьбой связано имя Александра Сергеевича Пушкина. В нескольких километрах отсюда находилось имение Ганнибалов — Захарово, в котором поэт провёл своё детство. У стены церкви похоронен младший брат А. Пушкина — Николенька, умерший во младенчестве.
В 1987 году на территории усадьбы был создан Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (ГИЛМЗ А. С. Пушкина).
Сейчас на территории усадьбы действует несколько выставок:
- (рекомендую к обязательному посещению всем);
- музей Бориса Годунова на 2-м этаже конного двора (рекомендую любителям археологии);
- выставка современных пейзажистов на 3-м этаже конного двора;
- «Мастерская скульптора», музей Н. А. Коненковой в восточном флигеле (деревянные скульптуры).
Источники: интернет, википедия, книга А.В.Алексеева "Церковные древности Звенигородской земли"

1. Схема музея заповедника А.С.Пушкина усадьбы Вяземы

2. Село Вяземы князя Д.В.Голицына,

3. Вид усадьбы Вяземы, литография В.Тимма, 1850-е гг., из экспозиции, равсположенной во дворце

4. Бюст Пушкина у входа в музей

5. Конный двор после реставрации. В XVI-XVII в. на этом месте был дворец царя Бориса Годунова (сгорел в 1618 г.), основание которого обнаружили при археологических раскопках (черновой пол, остатки стен, деревянные трубы, терракотовые изразцы и т.п.). Сейчас в здании конного двора действует выставка, посвященная Борису Годунову, а на третьем этаже выставка современных пейзажистов

6. Скульптура коня

7. Музей Бориса Годунова. На ветринах найденные при раскопках детали дворца Бориса Годунова. В центре виден экран, на котором показываются интересные слайды о истории дворца Бориса Годунова и производимых археологических раскопках, рекомендую к просмотру

8. Правый флигель конного двора

9. Левый флигель конного двора, сейчас здесь детский центр

10. Спасо-Преображенская церковь (первоначально Живоначальной Троицы), возведена Борисом Годуновым в 1598 г., освящена в 1600 г. В смутное время был разорен польскими интервентами. В церкви останавливался царь Алексей Михайлович при своих поездках в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород. Переименовал церковь в Преображенскую князь Б.А Голицын, которому отписал Вяземы Петр I. В 1812 году церковь вновь разорили, на этот раз французы. В 1930-е гг. церковь была закрыта, а снова открылась в 1992 г.

11. Спасо-Преображенская церковь и звонница, построенная еще до церкви, в 80-х гг. XVI века

12.

13.

14.

14.

16. Звонница, 80-е гг. XVI века

17.

18. Ограда вокруг церкви построена в конце XVIII века

19. Некрополь

20. Могила брата А.С.Пушкина - Николая

21.

22.

23. Надгробный памятник с могилы Петра Васильевича Дурново, XVIII век. Происходит с территории Саввино-Сторожевского монастыря, где до революции у стен Рождественского собора находилась усыпальница рода Дурново. После закрытия обители в 1919 г. и уничтожения монастырского некрополя, это надгробие было вывезено за город и сброшено в карьер. Несколько лет назад оно было случайно обнаружено местными жителями и перевезено в усадьбу Вяземы. Памятник типа "Муфтированная колонна" (колонна перебитая кубом), имел четкую сословную принадлежность и устанавливался только на могилах дворян

24.

25. Уникальный надгробный памятник, уникален своей эпитафией. Надгробие из белого камня, детское, крестьянское, перевезенно со старого кладбища с. Крымское. Выполнено в виде часовенного столба. Интересна и трогательна стихотворная эпитафия: "Подъ симъ камнемь покоица младенецъ Сергеи Шуствъ ро 1913 июля 15 скончался 1916 года 19 август. Стихъ. Тиши лис(т)ья не шумитя моего Серожа спить крепкимъ сномъ подъ каменымъ крестомъ онъ спитъ почиваить почиваить папу с мамуй ожыдаить"

26.

27. Средневековое надгробие, 1599 год

28. оно же, видна надпись, узор в виде косички и вилообразный крест

29. Под снегом находятся средневековые надгробия (с вилообразным крестом), найденные в Звенигороде и Кубинке. Полный список средневековых надгробий с вилообразным крестом, размещенных в моем блоге смотрите

30. Памятник А.С. Пушкину, скульптор Ю.С.Динес, архитектор А.В.Климочкин, установлен в 1999 г. к 200-летию со дня рождения поэта

31. Западный флигель, 70-е гг. XVIII века

32. Дворец, 1784 год. Сейчас здесь два этажа занимает музей, где воссоздана обстановка XVIII-начала XX века, а залы посвящены разным эпохам и владельцам усадьбы Вяземы. Фото-экскурсию по дворцу можно совершить

33. Памятник живой природы местного значения - тополь белый, возраст 90 лет. Вообще, на территории усадьбы практически все липы возрастом 160-175 лет и они также являются памятником живой природы

34. Дворец Голицына со стороны пруда

35. Панорама: восточный флигель, дворец, детская школа исскуств (1930 г.)

36. Памятный знак остановки русской и французской армии в августе 1812 г., 2002 г. В усадьбе Вяземы в 1812 г. после Бородинского сражения сначала при отступлении остановилась русская армия, а затем наступающая французская

– это не просто территория, объединяющая несколько центральных областей страны: Владимирскую, Калужскую, Московскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую.

— это край живописной и истинно русской природы: хвойные и лиственные леса, чистые озера и реки, свежий воздух и гармоничный, привычный нам с детства климат.

— это медленно текущие реки с широкими поймами, занятые заливными лугами. Густые, темные, заросшие мхом, словно заколдованные ельники. Великолепные широколиственные леса, состоящие из огромных дубов, ясеней, кленов. Это солнечные сосняки и веселые, радующие глаз березняки. Густые заросли орешника на ковре высокого папоротника.

И прекрасные полянки, усыпанные цветами, источающими упоительные запахи, сменяют огромные острова непроходимых чащоб, где высоченные пушистые ели и сосны живут своей размеренной многовековой жизнью. Они кажутся невероятными великанами, которые неспешно расступаются перед непрошеными гостями.

В чащобе повсюду виднеются старые высохшие коряги, которые так причудливо изогнуты, что, казалось, там, за пригорком, притаился леший, а возле камня мирно дремлет симпатичная кикимора.

И бескрайние поля, уходящие или в лес или в небо. А вокруг – только пение птиц и стрёкот кузнечиков.

Здесь берут свое начало крупнейшие реки Русской равнины : Волга, Днепр, Дон, Ока, Западная Двина. Исток Волги – легенда России, паломничество к которому не прекращается никогда.

В средней полосе более тысячи озер. Самое красивое и популярное из них – озеро Селигер. Даже густонаселенная Московская область богата красивейшими озёрами и реками иногда даже не изуродованными коттеджами и высокими заборами.

Природа средней полосы, воспетая художниками, поэтами и писателями наполняет человека душевным покоем, открывает глаза на удивительную красоту родной земли.

Славится не только своей в буквальном смысле сказочной природой, но также историческими памятниками. Это – лицо русской провинции , кое-где, несмотря ни на что, даже сохранившая архитектурный облик XVIII-XIX веков.

В средней полосе находится большинство городов всемирно известного Золотого кольца России – Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Сергиев Посад и другие, старинные помещичьи усадьбы, монастыри и храмы, памятники архитектуры. Их красоту невозможно описать, ее надо увидеть своими глазами и, как говорится, ощутить дыханье старины глубокой.

Но самым плодотворным и счастливым для меня, оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу.

Писал К.Г. Паустовский.

А можно просто забраться в какую-нибудь глухую деревеньку и вдали от цивилизации наслаждаться природой. Люди здесь очень радушные и приветливые.

После экскурсии по усадьбе бабушки А.С. Пушкина в Захарово мы отправились в соседние Большие Вяземы. Это бывшее имение князей Голицыных, которое помнит Бориса Годунова, Марину Мнишек, Кутузова и Наполеона. Часто бывал здесь и А. С. Пушкин, который посещал местный храм и пользовался богатой библиотекой Голицыных.

Музей Бориса Годунова в Больших Вяземах

Мы подъехали как раз к двум часам дня, когда начинается дежурная экскурсия. Осмотр начался с восстановленного здания конного двора, где размещается сейчас музей Бориса Годунова.



Именно ему, как царскому родственнику, в XVI веке были пожалованы эти земли. Он построил на месте нынешнего конного двора огромный деревянный терем и заложил в 1598 г. храм Живоначальной Троицы, который позже стал Спасо-Преображенским.



Удивительно, что эта необычная для Подмосковья церковь сохранилась с тех времен. Ее звонница сейчас находится на реставрации также как и верхний храм с уникальными фресками конца XVI века. Их копии мы увидели на втором этаже музея Бориса Годунова.



Кроме того, там выставлены археологические находки, обнаруженные на месте бывшего княжеского терема и костюмы к опере «Борис Годунов».

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Май 11 2017 в 1:06 PDT



Здесь нам рассказали о том, что в смутное время останавливалась в Вяземах Марина Мнишек, на пути к своему жениху Дмитрию Ивановичу. Здесь она принимала дары от него. После ее посещения многие царские постройки в Вяземах сгорели, в том числе и деревянный терем.

Усадьба Большие Вяземы

От конного двора мы направились к Спасо-Преображенскому собору.



Как я уже говорила в рассказе об усадьбе Захарово, возле него был похоронен брат А.С. Пушкина Николай, который скоропостижно скончался в возрасте ше-сти лет. В верхний храм сейчас можно попасть только во время праздника Преображения Господня 19 августа.
Во времена Петра Великого Вяземы считались дворцовым имением. В 1694 г. император подарил эти владения своему воспитателю князю Борису Алексее-вичу Голицыну, который владел также усадьбой Дубровицы. Петр Первый дважды проездом бывал в этих местах. Большие Вяземы принадлежали роду Голицыных вплоть до революции 1917 г. Правнук Бориса Алексеевича Николай Михайлович Голицын после многолетней военной службы получает в свое распоряжение довольно крупную усадьбу Вяземы. Здесь он решает заняться сельским хозяйством и обустройством имения. Сначала в 1771 и 1772 гг. строятся два каменных флигеля. В одном размещалась кухня, а в другом людские покои. Сейчас один из них находится на реставрации, а второй как раз недавно открыли для посещений.



Между флигелями был разбит сад. Позже в 1784 г. на высоком берегу верхнего пруда был построен строгий прямоугольный каменный дом с бельведером.



В это же время возводится каменная ограда вокруг храма, а рядом с главным домом разбивается парк с тремя лучевыми аллеями, расходящимися в разные стороны.



В усадебном парке высаживают липы, вязы, лиственницы и сосны.



Кроме того, Николай Михайлович строит оранжерею, где выращивают абрикосы, сливы и вишни. Большие Вяземы были летней резиденцией Голицына, приезжал сюда он обычно в мае, а уезжал глубокой осенью. Кроме заслуженного отдыха в деревне он старался постоянно пополнять свои знания в области садоводства и овощеводства, читал статьи по агротехнике возделывания различных культур и тут же применял эти знания на практике. Пытался он улуч-шить и быт местных крестьян, построив им избы со стеклянными окнами и отоплением через печную трубу. Именно Николай Михайлович положил начало знаменитой библиотеке в Больших Вяземах и начал собирать картины и различные предметы искусства, которые после революции разошлись по музеям нашей страны.



В 1797 г. в усадьбе побывал император Павел Первый со своей свитой. По случаю визита августейшей особы в Вяземах был устроен пышный обед в парадной столовой.



Детей у Николая Михайловича не было, поэтому усадьба перешла к его брату, а затем к племянникам Борису Владимировичу и Дмитрию Владимировичу Голицыным. Их мать Наталья Петровна была удивительной для своего времени женщиной и считается, что именно она служила прототипом знаменитой пушкинской «Пиковой дамы». Наталья Петровна родилась и много жила за границей, была очень образованной и заметной дамой, одной из любимых фрейлин Екатерины Великой. Род Голицыных она считала самым знатным и именитым и очень гордилась, что ей удалось породниться с ним, выйдя замуж. Говорят, что ее восхищение фамилией было настолько сильным, что когда она стала хвалить внучке Иисуса Христа, та спросила, не из их ли рода Голицыных был спаситель. Наталья Петровна пользовалась уважением всех императоров и царственных особ, которые поздравляли ее со всеми важными датами в жизни и оказывали ей особое почтение. Была она знакома и с европейскими монархами, некоторые даже активно ухаживали за ней, ведь в молодости она была необычайна красива. Однако с возрастом у нее появились усы и борода, и Наталья Петровна получила прозвище «усатая княгиня». Голицына была очень властной и жесткой женщиной, детей воспитывала в строгости и ее сын, московский генерал-губернатор даже в преклонном возрасте, имея внуков, не смел сесть без позволения матери. Прожила княгиня аж 93 года и до конца жизни сохраняла ясность рассудка. Ее комната во дворце в Вяземах, пожалуй, самая красивая.



А.С. Пушкин был с ней знаком, а от своего друга, внучатого племянника Голи-цыной узнал легенду о комбинации трех карт, которые позволяли всегда выиг-рывать. Эту комбинацию ему якобы поведала Наталья Петровна. Так в голове поэта появился образ «Пиковой дамы».



Один из ее сыновей Борис Владимирович, судя по портретам, был редким красавцем, участвовал в войне 1812 г. и был тяжело ранен при Бородино.



Через какое то время, так и не оправившись от ран, он скончался, оставив двух незаконнорожденных дочерей от какой-то цыганки. Жена его брата приютила сирот у себя, но тщательно скрывала их существование от свекрови Натальи Петровны, которая бы точно не одобрила связь своего сына с женщиной со-мнительного происхождения. Большие Вяземы после войны 1812 г. перешли к Дмитрию Владимировичу Голицыну, памятник которому можно увидеть в усадебном парке.



Кроме того здесь есть памятный знак об остановке в Вяземах русской и французской армии.



После Бородинского сражения, когда наша армия двигалась к Москве, в усадьбе остановился главнокомандующий М.И. Кутузов. Для размещения он выбрал зал иностранной библиотеки. В Вяземах оказывали медицинскую помощь смертельно раненому Багратиону. После того, как русская армия оставила усадьбу, ее заняли французы. В том же зале библиотеки на первом этаже остановился император Наполеон. Сейчас в воссозданном помещении на од-ной из стен размещаются портреты героев войны 1812 г.



Во время нашей экскурсии в зале была репетиция симфонического концерта, который особенно гармонично звучит в стенах дворянской усадьбы. Французы не сильно разорили имение, возможно потому, что Голицын был масоном, как и Наполеон. А между представителями этого движения существовало определенное уважение друг к другу. Понять о принадлежности Голицыных к масонам можно по узору на печных изразцах, я даже не знала, что этот раститель-ный орнамент, оказывается, один из масонских символов.



В комнате перед иностранной библиотекой воссоздана приемная французского императора с портретами его генералов.



В каждом зале дворца множество интересных предметов и очень красивая мебель.



Когда мы поднимаемся на второй этаж, то уже на лестнице видим множество чучел животных.



Связано это с тем, что последний владелец Вязем из рода Голицыных Дмитрий Борисович был начальником царской охоты вплоть до революции, после которой вся семья эмигрировала. Большие Вяземы постигла обычная участь боль-шинства дворянских усадеб: сначала здесь разместилась колония для беспризорников, потом санаторий для партработников, аэродром и танковое училище. Во время Великой Отечественной войны немцы совсем чуть-чуть не дошли до Вязем, а наша армия разместила в главном доме госпиталь. Только в середине XX века задумались о том, чтобы создать в Больших Вяземах и Захарово пушкинский музей.



Восстановление построек и воссоздание интерьеров продолжается до сих пор, но уже сейчас это очень интересное и красивое место, связанное с множеством самых громких имен и событий в нашей истории. Кроме основной экспозиции во дворце выставлены исторические костюмы, фарфор и кружево.


Отдельные залы посвящены детскому уголку, где можно увидеть игрушки, книги и детские развлечения дореволюционного периода.


Внизу мы также осмотрели зал выставки деревянной скульптуры современного автора Г.Я. Буркова.


Парк и территория Больших Вязем

После посещения двух усадеб мы так проголодались и устали, что решили не-ного отдохнуть в местном буфете. Зато когда вышли, увидели, что погода улучшилась, и решили немного прогуляться по территории усадьбы. Подошли к прудам. На той стороне виден мост на плотине, построенной еще Борисом Годуновым.



Затем мы направились к парковке, бросив прощальный взгляд на величе-ственный и такой красивый Преображенский храм.


Волею судьбы селу Большие Вяземы, стоявшему на Смоленской дороге и включенному в состав одной из самых благоустроенных дворянских усадеб России, пришлось не однажды становиться свидетелем важнейших событий российской истории.

«Останошный ям»

Возникновение Больших Вязем связано с «регулярным» обустройством ямской службы при великом князе Московском Иване III Васильевиче. Впервые в подорожной Ивана III ямской стан упоминается в 1492 году. Учитывая, что он находился в семидесяти километрах за Можайском, некоторые историки предполагают, что Вязёмский стан к тому времени уже существовал. Особенно возросла его роль (в документах его называют «останошным», то есть последним перед Москвой — следующим пунктом было уже Дорогомилово, где высоких гостей торжественно встречали и провожали) в середине XVI столетия, когда — после возвращения Смоленска в 1514 году в состав России — основные контакты с Западом совершались как раз по Смоленскому тракту, на котором и стоял Вязёмский стан. Во всяком случае, начиная с 1520 года он постоянно упоминается в дипломатической переписке. Итак продолжается вплоть до 1590 года, когда Борис Годунов начал в Вяземах большое строительство.

Уже простое перечисление знаменитых людей, бывавших в Больших Вяземах поражает воображение. Столь плотное сосредоточение исторической «массы» в одном месте, притом довольно-таки удаленном от древней русской столицы, удивительно и, надо думать, не случайно.

Большие Вяземы в Смутное время

Большие Вяземы получили статус царского села после восшествия Бориса Годунова на трон, но годуновскими они оставались недолго. Царствование Бориса, столь счастливо начавшееся, оказалось трагическим: оно стало «предисловием» к . Борис Федорович умер в 1605 году, когда войска спонсируемого поляками Лжедимитрия I уже вступили в пределы России. Самозванец, быстро вошедший в «роль» монарха, как бы унаследовал Вяземы, устроив здесь свою резиденцию.

Сюда к своему жениху в 1606 году приехала Марина Мнишек. Она вела дневник, в котором отмечала:

«2 Мая царица имела свой ночлег в Можайске, а пан Воевода в селении Вяземе... Это селение принадлежало умершему царю Борису. В нем есть дворец, довольно обширный, обнесенный палисадником и окопанный рвом с рогатками. Подле дворца каменная церковь, очень изрядная; иконы и подсвечники в ней богаты и прекрасной работы».

Увы, свадьба, состоявшаяся несколькими днями позже, стала концом Лжедимитрия.

В Вяземах самозванец запомнился устроенным им на масленицу 1606 года потешным боем. Русские бояре защищали в том «сражении» выстроенную рядом с храмом ледяную крепость; их противниками выступали поляки и немцы во главе с Лжедимитрием. Нападая, последние в снежки вкладывали камни и свинцовые пули — крепость, разумеется, была взята, а затаившие нешуточную обиду ее защитники — сильно поранены. Вообще, поляки в Вяземах особо не стеснялись, о чем свидетельствуют нанесенные ими на стены церкви многочисленные граффити, сохранившиеся по сию пору. После себя они оставили пепелище — в одном из тогдашних пожаров сгорел и дворец Бориса Годунова.

В 1619 году, на излете Смуты, явился свидетелем торжественной встречи возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета (Романова), отца царя Михаила Федоровича, — много потерпевший и при Годунове, и при поляках архиерей сразу же по прибытии в Москву был поставлен Патриархом Московским.

Большие Вяземы при Голицыных

К этому времени Вяземы уже приписали к Дворцовому ведомству. Особенно любил местный храм , делавший в него богатые вклады. А бывал здесь Тишайший нередко — проездом в «царский» , что под Звенигородом. Любопытно, что традиция торжественных встреч в Вяземах продолжилась и при Алексее Михайловиче.

В 1694 году Вяземы получили нового хозяина. Петр I пожаловал усадьбу своему воспитателю . Голицын, царев «дядька», считал своей главной вотчиной Дубровицы, однако немало он занимался и Вяземами: построил новый дворец (не там, где раскинулась нынешняя усадьба, а по другую сторону от храма), предпринял украшение церкви, пригласив для этого известных мастеров Оружейной палаты. Все они работали в манере — и работали превосходно. Созданные ими иконы после революции разошлись по музеям.

Помимо всего прочего, Борис Голицын настоял на переосвящении Троицкой церкви — уже в документах 1702 года она значится как Спасо-Преображенская. Чем было вызвано это решение — не вполне понятно: возможно, в его основе лежали политические мотивы. «Преображенская» тема представлялась Петру I, заезжавшему в Вяземы дважды, весьма важной. Его сподвижникам — тоже.

Правнук Петрова «дядьки» Николай Михайлович Голицын перенес усадьбу на новое место, тоже на берегу пруда, но по другую сторону от храма. Первыми здесь, на холме, появились флигели: в 1771 и 1772 годах. А в 1784 году были завершены последние работы в главном усадебном доме, спроектированном в модном «французском стиле», и голицынское имение приобрело современный вид. В этом доме в 1797 году Голицыны дали торжественный обед в честь Павла I, прибывшего в Москву на коронацию и не затруднившегося посетить все именитые московские семейства.

В начале XIX столетия хозяином Вязем стал двоюродный племянник Николая Михайловича, Борис Владимирович Голицын, личность весьма примечательная: мыслитель, писатель, масон, боевой генерал и, в духе времени, бескорыстный искатель истины. Вместе с ним в вязёмский дом въехала его матушка — знаменитая придворная статс-дама Наталья Петровна Голицына, державшая в ежовых рукавицах своих сыновей и тогда, когда они достигли уже «степеней известных». Известна же она ныне, прежде всего, тем, что послужила прототипом старухи в пушкинской «Пиковой даме».

Пушкину Вяземы были знакомы не понаслышке. С 1806 по 1811 год на лето его родители выезжали в имение Захарово, принадлежавшее бабушке будущего поэта. Своей церкви в Захарове не имелось — оно относилось к приходу вязёмского Спасо-Преображенского храма, и к обедне пушкинское семейство с отроком Александром ездило именно в Вяземы. Впрочем, были и другие дети. Тут не обошлось без трагедии. В 1807 году в Захарове умер младший брат Пушкина Николенька. Похоронили его в ограде Преображенского храма; могила эта сохранилась. Счастливое захаровско-вязёмское детство Пушкина кончилось с его поступлением в Царскосельский Лицей, а спустя год загремела гроза 1812 года.

Вяземы и война 1812 года

Война не обошла стороной усадьбу, стоявшую на главной «западной» дороге.

Правда, все ценности Спасо-Преображенского храма удалось вывезти в Москву, на Басманную улицу, где у Н. П. Голицыной был дом, и закопать в землю — от пожара они, таким образом, не пострадали и спустя месяц, в октябре, вернулись в церковь. Выполнил эту трудоемкую работу настоятель храма отец Иоанн Емельянов, о чем позже была сделана подробная запись в церковной метрической книге — «в память потомкам».

В самих же Вяземах с 29 по 31 августа, уже после Бородина, стоял со своим штабом. Сюда он приехал еще с мыслью о новом генеральном сражении под Москвой, о чем свидетельствуют написанные им в усадьбе письма; однако, узнав, что ожидаемое 180-тысячное подкрепление запаздывает, фельдмаршал решил сдать древнюю русскую столицу. В одном из флигелей в это время устроили лазарет, куда доставили смертельно раненного П. Багратиона.

Уже на следующий день по оставлении Вязем русским штабом в усадьбу въехал Наполеон. Ночевал он чуть ли не в той же нижней библиотеке и на том же диване, что и Кутузов. Прибывшие с Наполеоном офицеры пребывали в восторге. Один из них записал тогда в своем дневнике:

«Я сопровождал императора. Мы остановились... в жилище князя Голицына, находящемся на берегу озера... Это поистине настоящий замок».

Впрочем, вели себя оккупанты, как варвары, — ничем не лучше поляков начала XVII века. Стены Преображенского храма «украсились» новыми признаниями в том, что тот или иной француз «был здесь».

Борис Владимирович Голицын с началом войны поступил в армию в чине генерал-лейтенанта и в Бородинском сражении получил тяжелое ранение, которое в 1813 году свело его в могилу (по другим сведениям, он умер от воспаления легких; ранение же оказалось неопасным). Похоронили героя, согласно его просьбе, в северном приделе Спасо-Преображенского храма Больших Вязем, устроив в стене специальную нишу с бюстом почившего.

Вяземы после этого отошли его брату Дмитрию Владимировичу.

Перед разорением

Существуют глухие указания на то, что в 1849 году в Вяземах читал главы второго тома «Мертвых душ» их автор, Николай Гоголь. Но как мог попасть писатель в голицынское имение? А очень просто; он дружил с профессором С. П. Шевыревым, который был женат на незаконнорожденной дочери Б. В. Голицына и часто живал в Вяземах, занимаясь богатейшим голицынским собранием книг и произведений искусства.

Последний владелец Больших Вязем (с 1882 года), Дмитрий Борисович Голицын, много и с любовью занимался усадьбой. Не случайно именно Вяземы открыли в 1916 году серию «Русские усадьбы», став «героем» ее первого (и, к сожалению, единственного) выпуска.

После революции

После 1917 года в усадьбе Голицыных последовательно располагались: колония для беспризорников, санаторий для старых большевиков, школа парашютистов, танковое училище, эвакогоспиталь (во время Великой Отечественной войны), Институт коневодства (любимое детище маршала Семена Буденного!), Московский полиграфический институт, ВНИИ фитопатологии и, наконец, музей.

Можно себе представить, какая вакханалия непрерывной «перестройки» здесь разыгралась.