Александр кочнев вим. Суд отправил гендиректора "вим-авиа" под домашний арест. Богатые Сабы - сердце и печень российской авиации

Главное следственное управление Следственного комитета России завершило основные следственные действия по громкому уголовному делу о махинациях и злоупотреблениях в некогда одной из крупнейших авиакомпаний страны «ВИМ-Авиа» , которая сейчас проходит процедуру банкротства. В пятницу следователи ГСУ предъявили обвинения в окончательной редакции трем фигурантам расследования. В зависимости от роли каждого из них бывшие гендиректор компании Александр Кочнев , вице-президент Алевтина Калашников а и бухгалтер Екатерина Пантелеева были обвинены в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 201, ч. 1 ст. 176 и ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия; незаконное получение кредита и перевод валюты нерезидентам РФ с использованием подложных документов). Аналогичные статьи, но уже в заочной форме следствие инкриминировало совладельцу компании Рашиду Мурсекаеву , который еще до начала разбирательства покинул Россию.

Изначально ГСУ СКР обвиняло фигурантов в особо крупном мошенничестве, совершенном организованной преступной группой (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, зная о том, что авиакомпания находится в сложном финансовом положении и не может заплатить за топливо и аэродромное обслуживание, они продолжали продавать билеты на рейсы, которые в итоге не полетели. Однако, как полагает адвокат Александра Кочнева Михаил Воронин, следователи, проанализировав этот эпизод, очевидно, пришли к выводу, что авиакомпания все же пыталась до конца исполнять свои обязательства перед клиентами. Свою вину бывшие топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» не признали.

«Александр Кочнев добросовестно исполнял обязанности гендиректора авиакомпании, поэтому все его действия соответствовали закону,- полагает адвокат Воронин.- Сам Кочнев считает, что если бы в сентябре прошлого года компания смогла оплатить топливо, то ее самолеты летали бы до сих пор».

По словам адвоката Воронина, после предъявления окончательного обвинения его подзащитный отказался давать показания, посчитав нужным вначале подробно ознакомиться с его текстом. «Кроме того, нам необходимо изучить еще несколько документов, которых нет в деле,- пояснил “Ъ” защитник.- Мы заверили следствие, что дадим свой ответ на предъявленное обвинение через неделю».

После снятия обвинения в мошенничестве основной в деле стала статья УК РФ о злоупотреблении полномочиями, предусматривающая до десяти лет заключения. По версии следствия, топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» допустили его, в частности, в отношении ЗАО «Коммерческое агентство аэропорта Домодедово» , которому не заплатили более 500 млн рублей за наземное обслуживание самолетов, а также ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Последнее не смогло получить за аэронавигационное сопровождение полетов лайнеров «ВИМ-Авиа» более 200 млн рублей. При этом стоит отметить, что поручителем по топливным кредитам в Домодедово выступал Рашид Мурсекаев. К нему лично был удовлетворен иск на 300 млн рублей, однако обратить взыскание фактически оказалось не на что.

В пресс-службе аэропорта Домодедово сообщили, что по решению арбитража с «ВИМ-Авиа» была взыскана вся задолженность, однако затем она была в полном объеме включена в реестр требований кредиторов авиакомпании.

Адвокаты фигурантов расследования не смогли пояснить, с какими именно эпизодами связаны обвинения по ст. 176 и 193.1 УК РФ, объяснив это тем, что подробно не ознакомились с документами следствия. По данным источника “Ъ”, следствие полагает, что сотни миллионов рублей были выведены из авиакомпании под фиктивные контракты . Банковский же эпизод, очевидно, связан с ПАО «Банк “Зенит”» (62,66% принадлежит ПАО «Татнефть»), предоставившим «ВИМ-Авиа» кредитную линию на 3,6 млрд рублей до 31 декабря 2020 года. Средства выделялись под залог дорогостоящих авиадвигателей, вспомогательных силовых установок и ценных бумаг различных обществ. В 2017 году «ВИМ-Авиа» перестало обслуживать кредит, не выплатив по нему проценты в размере 32 млн рублей. Кроме того, в нарушение договора с «Зенитом» авиакомпания получила еще один заем - в банке «Абсолют» на 581 млн рублей. «Абсолют», кстати, до сих пор пытается вернуть свои деньги через арбитраж.

В свою очередь, «Зенит» уступил право требования по кредиту ООО «РНГО», которое также обратилось в суд. В ходе проверки залогового имущества выяснилось, что шесть из десяти авиадвигателей и одна вспомогательная установка (оцениваемые почти в 1 млрд рублей) отсутствуют, а ценные бумаги не очень соответствуют той стоимости, по которой их брали в залог. Арбитраж взыскал с подозрительного заемщика в пользу РНГО 3 млрд рублей, разрешив выставить на аукцион оставшиеся двигатели и реализовать векселя.

Предполагается, что уже через пару недель фигуранты расследования могут приступить к ознакомлению с его материалами, после чего обвинительное заключение будет направлено на утверждение в Генпрокуратуру.

В пятницу 29 сентября состоялся допрос генерального директора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиакомпании Екатерины Пантелеевой. После этого следствие обратилось в Басманный суд Москвы с требованием отправить обоих фигурантов под домашний арест по делу о хищении денежных средств клиентов авиаперевозчика.

Срок следствия по делу был продлён до 25 ноября, а оба подсудимых были отправлены под домашний арест до этого срока. При этом главбух Пантелеева и её адвокаты согласились с мерой пресечения, а бывший гендиректор Кочнев попросил суд отпустить его под подписку о невыезде. Защита Кочнева пока не определилась с вопросом об обжаловании решения суда.

При этом следствие продолжает устанавливать причастных к делу о хищении. Таким образом, число задержанных может вырасти.

Следователь в суде заявил, что по факту хищения денежных средств было установлено, что руководство компании «с целью хищения выводило денежные средства за границу».

Представитель СК также подчеркнул, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули территорию России в день возбуждения уголовного дела. Их местонахождение устанавливается.

Кроме того, в пятницу новым генеральным директором компании «ВИМ-Авиа» был назначен Александр Бурдин, ранее возглавлявший «Трансаэро», а новая команда приступила к проведению финансового анализа и стабилизации деятельности компании.

«С целью разрешения кризисной ситуации, сложившейся в авиакомпании «ВИМ-Авиа», назначен новый генеральный директор — Александр Бурдин, имеющий значительный опыт антикризисного менеджера», — цитирует РИА Новости представителя «ВИМ-Авиа».

«Согласуется график погашения имеющейся задолженности за топливо и аэропортовое обслуживание. Новое руководство компании сотрудничает с правоохранительными органами», — говорится в сообщении компании.

При этом в Росавиации заявили, что ведомство не проинформировали о назначении Бурдина новым гендиректором «ВИМ-Авиа».

  • Самолёты авиакомпании «ВИМ-Авиа»
  • РИА Новости

Президентское внимание

После того как российская авиакомпания «ВИМ-Авиа» объявила о своём банкротстве, на помощь пассажирам, которые не могут вернуться на родину из-за отмены рейсов, пришло российское правительство. Президент России Владимир Путин распорядился направить в Анталью самолёты Ту-214, принадлежащие специальному лётному отряду (СЛО «Россия») Управления делами президента России, для вывоза туристов.

«Специальный лётный отряд «Россия» по поручению президента России направит два борта Ту-214 в Анталью для вывоза пассажиров авиакомпании «ВИМ-Авиа», — заявила пресс-секретарь Управделами президента Елена Крылова.

Первый перелёт в Турцию правительственный борт совершил из Внуково в Анталью в 13:00 мск, а второй — в 18:00. Таким образом в Москву вернутся 320 россиян.

Как сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков, Путина постоянно информируют о предпринимаемых мерах в связи с ситуацией с авиакомпанией «ВИМ-Авиа», и он держит ситуацию под личным контролем.

«Президента постоянно информируют о предпринимаемых мерах, но основная работа ведётся по линии правительства. Там предпринимаются энергичные меры», — пояснил Песков.

Накануне президент России осуществил ряд шагов на министерском уровне, объявив главе Минтранса Максиму Соколову о неполном служебном соответствии.

Помощь авиакомпаний

Тем временем российские и зарубежные авиаперевозчики оперативно отреагировали на просьбу отраслевого штаба помочь российским пассажирам, которые оказались без билетов в обратный конец из-за банкротства «ВИМ-Авиа». В пятницу авиакомпания UTair преступила к перевозке пассажиров из Турции.

  • Самолёт авиакомпании UTair
  • РИА Новости

«Авиакомпания UTair приступила к перевозке пассажиров «ВИМ-Авиа» по просьбе оперативного штаба Минтранса, который занимается ликвидацией кризисной ситуации. <...> Пассажиры с билетами «ВИМ-Авиа» могут совершить перелёт на всех регулярных рейсах UTair при наличии свободных мест», — заявили в пресс-службе авиакомпании.

В пятницу в 11:30 мск самолёт Boeing 737-500 вылетел из московского аэропорта Внуково, этот борт перевезёт российских граждан из Антальи в Самару.

Пресс-служба UTair пояснила, что, по словам гендиректора авиакомпании Андрея Мартиросова, «механизм возмещения затрат авиакомпании ещё не определён, но в данный момент важнее помочь соотечественникам вернуться домой».

Параллельно с этим авиакомпания «Уральские авиалинии» выразила готовность принимать на свои рейсы пассажиров «ВИМ-Авиа».

«Уральские авиалинии» с 29 сентября начали перевозить пассажиров с билетами «ВИМ-Авиа» на собственных рейсах. Перевозка осуществляется при наличии свободных мест до 16 октября. Пассажиры «ВИМ-Авиа» с действительными билетами допускаются к посадке на рейс в случае, если маршрут, указанный в билете, совпадает с маршрутом «Уральских авиалиний». Для посадки на рейс клиентам «ВИМ-Авиа», имеющим на руках действительный билет, необходимо обращаться в представительства авиакомпании «Уральские авиалинии» в аэропортах следования», — сообщили в пресс-службе компании.

  • Самолёт авиакомпании «Уральские авиалинии»
  • РИА Новости

На данный момент свободные места есть на лайнерах, совершающих перелёт из Симферополя в Екатеринбург и Москву. «Уральские авиалинии» готовы «забрать пассажиров, которые летят в аэропорты Домодедово (Москва) и Кольцово (Екатеринбург)».

Авиакомпания S7 также вызвалась помочь, организовав дополнительные рейсы с 29 сентября по 10 октября.

На ежедневной основе будет совершаться рейс по маршруту Москва — Симферополь — Москва, а с 1 по 10 октября — рейс Москва — Сочи — Москва. Самолёты будут направлены по маршруту Москва — Симферополь — Москва 30 сентября и 2 октября; 2 октября — Москва — Ереван — Москва и Анталья — Москва; 3 октября — Анталья — Москва и Москва — Нижневартовск.

Также по теме


Мошенничество и семь миллиардов долгов: задержаны гендиректор и главный бухгалтер авиакомпании «ВИМ-Авиа»

Генеральный директор и главный бухгалтер авиакомпании «ВИМ-Авиа» задержаны по делу о мошенничестве, сообщили в Следственном комитете....

Советник главы Росавиации Сергей Извольский сообщил, что к перевозке пассажиров «ВИМ-Авиа» подключились такие авиакомпании, как Royal Flight и Azur Air. «Уральцы» ещё вывозят людей из Барселоны, ЕllinAir — из Салоников, турецкая Global Atlas — из Антальи в Самару, рейс планируется сегодня (29 сентября. — RT )», — пояснил он.

Порядка 600 граждан Китая, пострадавших из-за остановки чартерной программы авиакомпании «ВИМ-Авиа», вернутся на родину в ближайшие субботу и воскресенье, сообщает портал «Интерфакс-Туризм».

Согласно данным Минтранса, всего за сутки 28 сентября перевезено почти 4 тыс. пассажиров «ВИМ-Авиа». Более 2 тыс. перевезено бортами самой авиакомпании, 1,25 тыс. — другими российскими авиакомпании, 548 пассажиров — иностранными авиаперевозчиками. На 29 сентября запланировано 36 рейсов: 22 регулярных и 14 чартерных, из них 16 — это внутренние регулярные рейсы, шесть — международные регулярные и 14 — международные чартеры.

Банкротство и мошенничество «ВИМ-Авиа»

Авиакомпания 25 сентября официально призналась, что не имеет финансов для продолжения работы. Руководство заявило, что прекращает выполнять чартерные рейсы.

Общий долг «ВИМ-Авиа» за услуги, топливо, аэропортовое и наземное обеспечение полётов составляет порядка 1,3 млрд рублей. Вице-премьер Аркадий Дворкович подписал документ, согласно которому совет директоров «Аэрофлота» 28 сентября должен был утвердить выделение авиакомпании средств на финансирование операционной и финансовой деятельности, компенсировать которые он сможет за счёт взаиморасчетов с отраслью.

В отношении «ВИМ-Авиа» было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). В среду, 27 сентября, официальный представитель СК РФ Светлана Петренко сообщила, что по поручению главы ведомства Александра Бастрыкина дело передано в центральный аппарат СК. По данным следствия, с 22 сентября должностные лица авиакомпании, заведомо зная, что средств для закупки топлива не хватает, продолжали продавать билеты на рейсы, получив за них свыше 1 млн рублей.

Пополнение авиапарка авиакомпании это всегда отличное событие, АК прибавление пассажиров, аэропорту больше загрузка, пассажирам больше комфорта, направлений, полета на новом типе самолета (хотя многие из наверно не задумываются), а фотографам новый объект охоты.
17 февраля как раз произошло такие очередное радостное событие в истории авиакомпании ВИМ-АВИА и аэропорта Домодедово - в торжественной обстановке передан новый тип ВС Airbus A330-200.


Мероприятие по яркости и эмоциям получилось отличное. Стойко перенося московскую холодную погоду бортпроводники Вим-Авиа участвовали в фотосессии и с моделью А330, и с самим виновником торжества.

Ребята, судя по улыбкам и эмоциям не замечали холода и с радостью помогали нам, отзываясь на наши "посмотрите туда", "посмотрите сюда", "..в объектив"

В мероприятии приняли участие представители ВИМ-АВИА, Airbus, аэропорта Домодедово.
На фото: Елена Федорова, Директор по связям с общественностью ВИМ-АВИА, Генеральный директор ВИМ-АВИА Александр Яковлевич Кочнев и Вадим Марусов, Региональный директор по развитию бизнеса в России и Республике Беларусь.
Александр Яковлевич рассказал, что уже имея в парке самолеты Airbus, в частности А319, прекрасно показавшие себя, в ВИМ-АВИА рады пополнению на А330, очередной вехи сотрудничества с Airbus и новому этапу развития АК. В 2017 году ВИМ-АВИА отметят свое 15 летие и планируют удвоить воздушный флот, это произойдет в основном за счет широкофюзеляжников. Благодаря этому будет активно развиваться маршрутная сеть АК и в сегменте дальнемагистральных маршрутов.
А Вадим Марусов от всей души приветствовал нового эксплуатанта А330 и выразил уверенность, что ВИМ-АВИА, как успешный и эффективный экплуатант А319 в полной мере оценит преимущества унификации семейств самолетов Airbus.

КВС оценил пополнение

Ребята молодцы, спасибо им огромное.

С такими бортпроводниками летать одно удовольствие, будете лететь с ними, передавайте привет от нас)
Смотрите с какой теплотой они смотрят на своего новичка, скоро им предстоит сопровождать его в небе.

Вот так иногда приходится для хорошего кадра приседания делать - так что споттинг это еще и фитнесс))

От ребят не оторваться)

Хотя некоторые и на себя переключались)

Ой, а Серега так увлекся А330, что не смотрит назад и его сейчас клюнут в затылок))

А вот и наш красавец в полный рост, ракурс и обхват.

Welcome на борт

Чай, кофе, касалетки?)

А вот такая яркая и позитивная safety card у А330

А мы и на борту не отставали от бортпроводников)

А330-200 ВИМ-АВИА представлен в 252 кресельной компоновке, из них: 24 для бизнесменов, 228 для экономистов.

Отгадайте загадку - как зовут бортпроводника?
Гусары и гусарыни молчать!)

Орало)


ну вы поняли - no comments)

Странная ассоциация у меня возникла - китовая акула

Бааальшой самолет

Движки и законцовки по-моему одни из самых завораживающих элементов в самолетах, ну еще конечно и механизация крыла на взлете и посадке.

«Временные финансовые затруднения, которые были связаны с оплатой топлива, никак не связаны с хищением денежных средств», - заявил адвокат Михаил Воронин Business FM

Генеральный директор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев. Фото: Татьяна Белякова/ТАСС

Обновлено в 15:06

Владельцы компании «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию, об этом сообщили в Следственном комитете. При этом СМИ пишут о задержании гендиректора компании Александра Кочнева, а также главного бухгалтера авиаперевозчика Екатерины Пантелеевой.

Пантелеева и Кочнев накануне, 27 сентября, были вызваны в СК для допроса в качестве свидетелей и были допрошены по делу. Лишь сегодня утром следствие оформило их задержание в качестве подозреваемых. После этого Кочнев и Пантелеева отказались на данном этапе давать показания, сославшись на усталость. Оба не признают вину в деле о мошенничестве и утверждают, что никаких хищений не было.

Михаил Воронин, партнер ЮК «Юков и партнеры», адвокат задержанного гендиректора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева, рассказал Business FM о подробностях этого дела.

В каком сейчас статусе владелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и гендиректор Александр Кочнев — подозреваемые, свидетели?

Михаил Воронин: Про Мурсекаева ничего не знаю, я его не защищаю, где он находится, не знаю. Я защищаю генерального директора Кочнева. Кочнев находится в статусе подозреваемого, и он задержан сейчас на срок в 48 часов, но, видимо, завтра будет решаться вопрос о мере пресечения. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 «хищение в особо крупном размере» («мошенничество в особо крупном размере». — Business FM ) на том основании, что деньги, полученные от продажи авиабилетов, расходовались каким-то нецелевым способом. То есть они расходовались не на оплату, в частности, топлива. Вся проблема в том, что обвинение еще не предъявлено, не конкретизировано, поэтому пока я это говорю, исходя из постановлений о возбуждении уголовного дела.

Какая позиция у вас как у адвоката по делу? Будет Александр признавать вину, не будет, какая позиция?

Михаил Воронин: Нет, для Александра это все было полной неожиданностью, потому что те временные финансовые затруднения, которые были связаны с оплатой топлива, никак не связаны с хищением денежных средств. Поэтому Кочнев находится в недоумении. Мы давали показания вчера вечером, вплоть до ночи в качестве свидетеля, рассказывали подробно, почему все так произошло, а потом уже в ночи выяснилось, что его подозревают. В шесть часов вечера накануне Кочнев был вызван на допрос в качестве свидетеля. Его допрашивали несколько часов именно в этом качестве. Дальше он всю ночь провел в Следственном комитете, а официальное его задержание оформили только сегодня в девять утра. Сегодня мы отказались от каких-либо допросов, потому что несколько часов не есть, не спать — это просто уже невозможно было физически, поэтому мы отказались от дачи показаний.

Он взял статью 51-ю Конституции (дает право не свидетельствовать против себя)?

Михаил Воронин: Не совсем. Он сказал, что показания давать желает, но не в настоящий момент ввиду того, что он несколько часов не ел, не спал.

То есть его на ночь не отвезли в ИВС поспать?

Михаил Воронин: Нет. Потому что задержание оформили только утром.

А чем он объясняет задержку рейсов?

Михаил Воронин: Временным финансовым кассовым разрывом. Это была временная финансовая трудность. Несвоевременное финансирование привело к тому, что не смогли в определенное количество дней рассчитаться за топливо. Но, в принципе, ситуация была изначально решаемая, та сумма задолженности, которая существовала, она была для авиакомпании некритична. Но оборотных средств в данный конкретный момент не хватало. В принципе, компания работала, в банке велись переговоры о предоставлении кредита. Потом частично деньги кто-то там предоставил. Но в момент, когда нужно было, их не было. В конечном счете была предоставлена банковская гарантия, и с субботы, 23 сентября, началось возобновление полетов.

Чуть-чуть коснусь еще раз Мурсекаева. Если все-таки он скрылся, как говорит Следственный комитет, это каким-то образом утяжеляет вину вашего подзащитного Кочнева и главного бухгалтера?

Михаил Воронин: Во-первых, я никак не могу комментировать информацию, скрылся он или не скрылся, мне об этом ничего не известно. Может утяжелять сейчас, видимо, в том отношении, что вся мощь обвинения будет брошена на генерального директора и главного бухгалтера. Про Мурсекаева, еще раз говорю, мне ничего не известно, поскольку мы вчера как в шесть часов вечера зашли и сейчас, в час дня, я только выехал из Следственного комитета, поэтому никакой информации о Мурсекаеве и о ком-либо еще у меня нет.

Адвокат главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой Екатерина Павловская заявила Business FM, что ее подзащитная разделяет позицию Александра Кочнева. Она рассказала, что ее клиентка также накануне добровольно явилась в Следственный комитет для допроса в качестве свидетеля, ночь провела в здании в СК, а сегодня утром ее официально задержали на 48 часов.

Екатерина Павловская: С меня взяли подписку о неразглашении данных предварительного следствия, поэтому я много сказать не могу. Пока Пантелеева находится в статусе подозреваемой. Далее следствие будет решать вопрос об избрании меры пресечения. Либо это будет мера пресечения, не связанная с лишением свободы, либо выход следствия в суд с ходатайством об аресте.

Что защита собирается просить для нее?

Екатерина Павловская : Я, естественно, буду просить либо домашний арест, либо подписку о невыезде

Дело возбуждено по довольно тяжкой статье. Она отрицает, что какие-то хищения имели место?

Екатерина Павловская : На сегодняшний момент да. Но официальное обвинение еще не предъявлено. Я полностью могу подтвердить позицию, которую вам озвучил защитник Кочнева о том, что компания обращалась в банки. Это была не ситуация одного дня, 22 сентября, когда все произошло. До этого компания прилагала очень много усилий для урегулирования задолженности, но получилась некоторая накладка с банком, и поэтому сложилась такая ситуация. Чисто финансово-хозяйственная деятельность со своими рисками и с определенными нюансами определенного вида деятельности.

Когда будет избрана мера пресечения?

Екатерина Павловская : Это станет известно только завтра. На сегодняшний день Пантелеева отказалась от дачи показаний в качестве подозреваемой, но это не говорит о том, что мы и дальше будем от них отказываться. Это было связано с тем, что следственные действия проводились начиная со вчерашнего дня и очень долго — до 12 часов сегодня.

Александр Кочнев. Фото «Ъ»

Главное следственное управление Следственного комитета России завершило основные следственные действия по громкому уголовному делу о махинациях и злоупотреблениях в некогда одной из крупнейших авиакомпаний страны «ВИМ-Авиа» , которая сейчас проходит процедуру банкротства. В пятницу следователи ГСУ предъявили обвинения в окончательной редакции трем фигурантам расследования. В зависимости от роли каждого из них бывшие гендиректор компании Александр Кочнев , вице-президент Алевтина Калашников а и бухгалтер Екатерина Пантелеева были обвинены в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 201, ч. 1 ст. 176 и ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия; незаконное получение кредита и перевод валюты нерезидентам РФ с использованием подложных документов). Аналогичные статьи, но уже в заочной форме следствие инкриминировало совладельцу компании Рашиду Мурсекаеву , который еще до начала разбирательства покинул Россию.

Изначально ГСУ СКР обвиняло фигурантов в особо крупном мошенничестве, совершенном организованной преступной группой (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, зная о том, что авиакомпания находится в сложном финансовом положении и не может заплатить за топливо и аэродромное обслуживание, они продолжали продавать билеты на рейсы, которые в итоге не полетели. Однако, как полагает адвокат Александра Кочнева Михаил Воронин, следователи, проанализировав этот эпизод, очевидно, пришли к выводу, что авиакомпания все же пыталась до конца исполнять свои обязательства перед клиентами. Свою вину бывшие топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» не признали.

«Александр Кочнев добросовестно исполнял обязанности гендиректора авиакомпании, поэтому все его действия соответствовали закону,- полагает адвокат Воронин.- Сам Кочнев считает, что если бы в сентябре прошлого года компания смогла оплатить топливо, то ее самолеты летали бы до сих пор».

По словам адвоката Воронина, после предъявления окончательного обвинения его подзащитный отказался давать показания, посчитав нужным вначале подробно ознакомиться с его текстом. «Кроме того, нам необходимо изучить еще несколько документов, которых нет в деле,- пояснил “Ъ” защитник.- Мы заверили следствие, что дадим свой ответ на предъявленное обвинение через неделю».

После снятия обвинения в мошенничестве основной в деле стала статья УК РФ о злоупотреблении полномочиями, предусматривающая до десяти лет заключения. По версии следствия, топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» допустили его, в частности, в отношении ЗАО «Коммерческое агентство аэропорта Домодедово» , которому не заплатили более 500 млн рублей за наземное обслуживание самолетов, а также ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Последнее не смогло получить за аэронавигационное сопровождение полетов лайнеров «ВИМ-Авиа» более 200 млн рублей. При этом стоит отметить, что поручителем по топливным кредитам в Домодедово выступал Рашид Мурсекаев. К нему лично был удовлетворен иск на 300 млн рублей, однако обратить взыскание фактически оказалось не на что.

В пресс-службе аэропорта Домодедово сообщили, что по решению арбитража с «ВИМ-Авиа» была взыскана вся задолженность, однако затем она была в полном объеме включена в реестр требований кредиторов авиакомпании.

Адвокаты фигурантов расследования не смогли пояснить, с какими именно эпизодами связаны обвинения по ст. 176 и 193.1 УК РФ, объяснив это тем, что подробно не ознакомились с документами следствия. По данным источника “Ъ”, следствие полагает, что сотни миллионов рублей были выведены из авиакомпании под фиктивные контракты . Банковский же эпизод, очевидно, связан с ПАО «Банк “Зенит”» (62,66% принадлежит ПАО «Татнефть»), предоставившим «ВИМ-Авиа» кредитную линию на 3,6 млрд рублей до 31 декабря 2020 года. Средства выделялись под залог дорогостоящих авиадвигателей, вспомогательных силовых установок и ценных бумаг различных обществ. В 2017 году «ВИМ-Авиа» перестало обслуживать кредит, не выплатив по нему проценты в размере 32 млн рублей. Кроме того, в нарушение договора с «Зенитом» авиакомпания получила еще один заем - в банке «Абсолют» на 581 млн рублей. «Абсолют», кстати, до сих пор пытается вернуть свои деньги через арбитраж.

В свою очередь, «Зенит» уступил право требования по кредиту ООО «РНГО», которое также обратилось в суд. В ходе проверки залогового имущества выяснилось, что шесть из десяти авиадвигателей и одна вспомогательная установка (оцениваемые почти в 1 млрд рублей) отсутствуют, а ценные бумаги не очень соответствуют той стоимости, по которой их брали в залог. Арбитраж взыскал с подозрительного заемщика в пользу РНГО 3 млрд рублей, разрешив выставить на аукцион оставшиеся двигатели и реализовать векселя.

Предполагается, что уже через пару недель фигуранты расследования могут приступить к ознакомлению с его материалами, после чего обвинительное заключение будет направлено на утверждение в Генпрокуратуру.

Как сообщало агентство «Руспрес» , Рашид Мурсекаев с супругой покинули страну после появления первых просрочек по платежам, вылетев обычным рейсом на Стамбул. Правоохранительные органы препятствий владельцу «ВИМ-Авиа» не чинили. В связи со скандалом вокруг авиакомпании, президент Владимир Путин объявил о неполном служебном соответствии экс-министру транспорта Максиму Соколову. Взыскание было снято в мае, когда кандидатура ушедшего в отставку министра рассматривалась на должность главы «Аэрофлота» вместо Виталия Савельева .