Арт военных летчиков 80х американских девушки. Наскальная живопись американских ввс

С момента своего зарождения авиация переняла многие морские традиции, в том числе повышенное пристрастие моряков к различного рода суевериям. Так, вслед за флотом («баба на корабле к беде»), одной из наиболее дурных примет, сулящих летчику сплошные неприятности, стало присутствие на борту самолета или даже рядом с ним представительниц женского пола (что, впрочем, не отменяло благосклонности летчиков к девушкам за пределами аэродрома). Другой характерной чертой первых авиаторов была их яркая индивидуальность, которая неизбежно привела к попыткам придать узнаваемый внешний вид и своим самолетам. Так, уже в Первую мировую войну на бортах аэропланов появились различные рисунки и личные эмблемы летчиков, но в целом пуританское отношение общества того времени к изображению женского тела долгое время не позволяло появляться подобным картинам на бортах самолетов.

Как ни странно, но первопроходцами в изображении игривых красавиц на фюзеляжах стали российские летчики. Произошло это после Февральской революции 1917 года, когда авторитет командного состава сильно пошатнулся, и стало можно всё или почти всё. Начавшаяся вскоре Гражданская война только добавила вольницы в творчество аэродромных «живописцев», и борта «ньюпоров» и «сопвичей» запестрели девицами во фривольных позах. Что характерно, подобного рода живопись совершенно не прижилась в военно-воздушных силах других государств-участников Первой мировой, летчики которых ограничивались менее вызывающей живописью, а британские аэропланы вообще имели аскетичный внешний вид, и отличались друг от друга максимум тактическими знаками, состоявшими из геометрических фигур.

Закончившаяся Первая мировая, а затем и Гражданская войны унесли с собой и разноцветье внешнего вида авиационной техники. Следующий приход бортовой живописи в теперь уже в ВВС РККА состоялся в период Великой Отечественной войны, причем массовый характер это приобрело уже во второй ее половине, после завоевания советскими летчиками превосходства в воздухе. Однако, под бдительным взглядом политработников на «Яках» и «Лавочкиных» сталинских соколов появлялись в своем большинстве рисунки представителей животного мира (хищные птицы или всевозможные львы и тигры) или политическая сатира. Автору известно всего два снимка советских самолетов военного времени с рисунками, которые с большой долей условности можно отнести к эротической тематике, и на обоих снимках изображены «Аэрокобры», полученные по ленд-лизу. Вот оно, тлетворное влияние Запада!

На этом самом Западе тем временем бортовая живопись цвела махровым цветом. К началу Второй мировой войны необычайную популярность в США приобрел жанр рисунка, получивший название пин-ап (pin-up – от «прикалывать», т.е., подразумевается, что такой рисунок вешается на стену при помощи кнопок), классическим сюжетом которого была девушка, попавшая в неловкую ситуацию и лишившаяся части одежды. Соблазнительные красотки цеплялись чулками за колючий кустарник, их платья раздували внезапные порывы ветра, они нечаянно попадали на глаза художнику во время принятия душа или переодевания.

Если в Первую мировую войну американские летчики не были замечены в пристрастии к обнаженным красоткам, то с началом Второй мировой пин-ап начал победное шествие по фюзеляжам самолетов ВВС США. Командование предпочитало закрывать на художества глаза, справедливо полагая, что особого вреда для воинской дисциплины в этом нет, а вот определенное поднятие боевого духа присутствует. В дальнейшем эта традиция сохранилась, и как только американские ВВС вступали в бой, будь то война в Корее, Вьетнаме или Персидском заливе, на фюзеляжах самолетов сразу же появлялись нарисованные «боевые подруги». В последние пару десятилетий отношение к фюзеляжным художествам на эротические темы стало более лояльным и в других ВВС мира.

Истребитель «Ньюпор-23» из состава 22-го КАО Западного фронта с изображением русалки на борту – первый известный рисунок в стиле «ню» на самолете (http://vikond65.livejournal.com)


Русалка на борту «Ньюпора-17» преподносит ленту с красной звездой, видимо, владельцу самолета – начальнику авиации 9-й Армии Южного фронта И.И. Семенову (http://vikond65.livejournal.com)


На этот «Ньюпор» неизвестного красного летчика перенесен и вовсе классический сюжет – «Венера Урбинская» кисти Тициана
(http://vikond65.livejournal.com)


«Ньюпор-17» из 43-го разведывательного авиаотряда Туркестанского фронта, Бухара, 1920 г. Рисунок на борту воспроизводит картину французского художника Жюля Жозефа Лефевра «Мария Магдалина в гроте» (http://vikond65.livejournal.com)


Этот захваченный в апреле 1919 г. поляками на железнодорожной станции Вильно «Ньюпор-24бис» из состава 3-го артиллерийского авиаотряда украшает античный сюжет – стреляющая из лука богиня Диана. После ремонта поляки включили этот истребитель в состав своих ВВС (http://vikond65.livejournal.com)


На борту «Ньюпора-24бис» красвоенлета Попова из состава 44-го разведывательного отряда Западного фронта заламывает в отчаянии руки очередная обнаженная красотка. В октябре 1919 года летчик перелетел на своем истребителе к полякам. Закрасив красные звезды, те не тронули «произведение искусства» (http://vikond65.livejournal.com)


Летчики 3-й эскадрильи «Ангелы Ада» (Hells Angels) Американской Добровольческой Группы на фоне своего «Томагавка» P-40С, Бирма, 1941 г. В руках летчиков эмблема эскадрильи – обнаженная женская фигурка красного цвета с крыльями, призванная изображать исчадие ада (http://www.archives.gov)


«Аэрокобра» командира эскадрильи 69-го Гв.ИАП Героя Советского Союза Николая Прошенкова, 1944–1945 гг. Сложна композиция из отметок воздушных побед и двух женских портретов крайне нехарактерна для ВВС Красной Армии (http://waralbum.ru)


Летчики 102-го Гв.ИАП на крыле «Аэрокобры», дверь кабины которой украшена картинкой в стиле пин-ап. Судя по имеющимся снимкам других самолетов полка, процесс «украшения» истребителей был быстрым и эффективным – попавший в СССР вместе с летчиками-перегонщиками американский журнал был по-братски разобран на страницы и расклеен на дверках кабин (коллекция автора)


«Lady in the Dark» – ночной истребитель Northrop P-61 Black Widow, получивший свое имя в честь популярного мюзикла (http://www.indianamilitary.org)


Первый лейтенант Ричард О. Ленерт со своим механиком на крыле «Лайтнинга» P-38J «California Cutie». 55-я истребительная эскадрилья ВВС США, Англия, июнь 1944 г. (http://www.americanairmuseum.com)


Американские летчики любуются шедевром изобразительного искусства на борту бомбардировщика «Дуглас» A-20 «Хэвок» из состава 410-й бомбардировочной эскадрильи 97-й бомбардировочной группы. Великобритания, лето 1944 г. ()


Американские морские летчики Второй мировой войны баловались бортовой живописью вообще и пин-апом в частности на порядок реже своих сухопутных собратьев, однако нет правил без исключений. На фото линейка флотских «Хеллкэтов» F6F-5N из ночной истребительной эскадрильи VMF(N)-451, каждый из которых несет на носу свой рисунок
(http://www.zone-five.net)


Ночной истребитель P-61 с собственным именем «Moon Happy». Для кого-кого, но для японских бомбардировщиков, действовавших ночью, встреча с «Черными Вдовами» не сулила никакого счастья!
(http://www.modelersalliance.com)


Транспортный «Дуглас» C-53 «D-Day Doll» несет рисунок, посвященный высадке союзников в Нормандии 6 июня 1944 г.
(http://www.warbirdinformationexchange.org)


Лейтенант Гай Борделон – единственный среди морских летчиков США, принимавших участие в Корейской войне, добившийся титула аса, на фоне своего «Корсара» F4U-5N «Annie-Mo». Все его победы были заявлены ночью, в боях с легкими По-2 и Як-18, применявшимися в качестве бомбардировщиков (

Aircraft Nose Art – искусство нанесения рисунков на фюзеляж самолёта – получило наибольшее распространение в американской авиации в годы Второй мировой войны.

Сюжеты были разными: патриотическая тематика, герои комиксов и диснеевских мультиков, но прежде всего, конечно, девушки.

Nose Art не является чем-то принципиально новым - он ведёт свои корни от старинного обычая воинства украшать себя: рыцари надевали богатые доспехи, моряки устанавливали на корабли ростры, индейцы раскрашивали лица...

Авиационный Nose Art возник вместе с военной авиацией. Вот аэроплан итальянского аса Первой мировой войны Франческо Баракка:


(поговаривают, что эта лошадка позже перекочевала на эмблему автомобилей «Феррари»)

Эпохой расцвета Nose Art стала Вторая мировая война.
Практически все американские самолёты имели собственные имена. Точной статистики нет, но, по всей видимости, около половины самолётов носили рисунки Nose Art.

Знаки зодиака. Весы

и Рак

Nose Art одобрялся командованием ВВС, как поднимающий моральный дух и оказывающий некоторую психологическую поддержку экипажу.
Были и ограничения. Рисунки, как правило, носили только боевые самолёты, а в военно-морской авиации Nose Art были запрещены вовсе.

Американские психологи, занимавшиеся исследованием феномена Aircraft Nose Art, считают, что таким образом самолет очеловечивался, напоминал лётчику о доме и мирной жизни, служил своего рода психологической защитой от войны. Многие самолёты носили имена жен, подруг, матерей.
Капитан Ervin С. Ethell и его жена Дженни

"Временно исполняющая обязанности вдовы"

Капрал Ruby Newell - красивейшая девушка подразделения - у своего портрета:

Экипажи раскрашивали самолёты исключительно за собственный счёт. Этим занимались как любители, так и профи, служившие в частях – бывшие художники, карикатуристы.

«Жена нашего пилота как-то рассказала нам легенду об аисте, который жил на острове в Тихом океане и ежедневно облетал тысячу окружающих островов, чтобы пожелать им добра. Нам сразу понравилась история, и за две кварты ирландского виски один солдат нарисовал нам этого аиста на борту».


(лично я бы не дал за этот рисунок и капли виски)

Девушки в стиле pin-up встречались гораздо чаще реальных жён и подруг.
Нередко эти работы являлись копиями журнальных рисунков.


(этот экипаж совершил 90 боевых вылетов, что по американским меркам очень много)

Как отмечают, на тихоокеанском театре военных действий девушки почему-то были гораздо легче одеты, чем в Европе.

Ночное задание

Самый распространённый рисунок Aircraft Nose Art – акулья пасть – придуманный ещё во время Первой мировой.

Карты, кости, четыре листка клевера – символы удачи.

Интересно, что значат эти верблюды...

«Трудный ребёнок»:


(этот самолёт снимался в фильме «Поправка 22»)

После вьетнамской войны Nose Art практически исчезает и постепенно возвращается только в 1980-х годах. Посчитали, что это восстанавливает преемственность славных боевых традиций.

Принцесса Лея

Кот натравливает ракету на МиГ-29:

В 2007 году британское министерство обороны запретило использовать изображения девушек, как потенциально оскорбительные для женского персонала.
Сейчас процедура усложнена: сначала экипаж представляет эскиз Nose Art своему командиру, а тот должен согласовать рисунок с командованием авиакрыла.

UPD 9.12.12 Оказывается, верблюды на фюзеляже означают, что основной маршрут пролегал через Гималаи. Число верблюдов – число вылетов, повернувшийся в другую сторону верблюд – экипажу пришлось повернуть обратно из-за неисправности двигателя (

Фав

После начала Первой мировой лётчики пустились во все тяжкие. Кто рисовал на железных птицах тузов, кто черепа, а один итальянец ― коня(того самого, что стал эмблемой Ferrari). И без женщин, разумеется, не обходилось.

Блюстителей нравственности такие украшения самолётов, конечно, раздражали, но приходилось терпеть ― сложно проповедовать мораль 20-летнему профессиональному убийце, которому завтра гореть в аэроплане на полнеба.

Когда война кончилась, гайки закрутили. Армия ― это порядок, здесь всё должно быть однообразно, подстрижено, покрашено и посыпано песком. Однако стоило начаться следующей мировой заварушке, как история повторилась.

Самыми большими ценителями самолётного арта оказались американские пилоты. Тому есть логичное объяснение. Британцы красили свои бомберы в маскировочные цвета и летали по ночам, когда их мало кто мог увидеть. Правда, цель разглядеть как следует тоже особо не получалось, но при бомбёжке городов особой точности не требуется. Американцы же, жутко гордившиеся своим прицелом« Норден», летали днём, а в солнечном небе такую бандуру, как Б-17, замаскировать под тучку не взялся бы даже Винни-Пух. Когда же командование спохватилось, что пилоты массово рисуют на самолётах какое-то нештатное безобразие, запрещать было уже поздно. Запретили только нечистую силу и азартные игры ― то есть чертей и карты попросили перерисовать.

Разумеется, каждому экипажу хотелось, чтобы на их самолёте был не сеятель в стиле Остапа Бендера, а настоящее произведение искусства. Лучше всего это получалось у тех, кто дружил с кистью и краской еще на гражданке.

Например, на Тихом океане в 20-й картографической эскадрилье в звании капрала служил Эл Мерклинг, до войны работавший иллюстратором и дизайнером игрушек. Вскоре на окрестных бомберах начали появляться не предусмотренные уставом рисунки. Первым стал бомбер лейтенанта Джона Вутена. При перелёте из США в Австралию самолёт так перекосило в турбулентности, что боевую машину пришлось латать ещё до фронта. По этому случаю экипаж скинулся и попросил Мерклинга нарисовать им что-нибудь эдакое. Эл и нарисовал ― Patched Up Piece, в смысле,« заплатка на заплатке». Картинка всем понравилась, и к Мерклингу народ выстроился в очередь. До конца войны он разрисовал не меньше двенадцати B-24 и пару-тройку машин помельче.

По другую сторону планеты повезло истребителям из 334-й эскадрильи. Их механик, Дон Аллен, до войны успел окончить художественную школу в Кливленде. Рисовать на истребителях было, конечно, труднее, чем на бомберах, но у Аллена получалось. Кстати, он не мешал искусство с порнографией. Поэтому, когда пилоты просили:« Дон, а нарисуй мне такое ню, чтобы у фрица глаза на лоб полезли!» ― Аллен отвечал:« Спокуха! Сделаем красиво и не пошло!» И так разрисовал почти сорок самолётов. После войны стал крутым коммерческим художником, главой студии. Как-то под настроение перерисовал часть своих военных рисунков и подарил музею авиации в Довере, штат Делавэр. Будете в тех местах ― не пропустите.

Дон Аллен рисует« Мисс Даллас»

Работавшая на базе 385-й бомбардировочной группы Энн Хейворд начала с рисунков на стене клуба для лётчиков, а потом принялась за куртки пилотов и за сами самолёты. Судя по всему, парням нравился как результат, так и сам процесс. В самом деле, жизнь бомбера скучна и однообразна, что ни день ― одно и то же:« мессеры», зенитки, приполз на честном слове и одном крыле. А тут среди унылых будней красивая девушка тебе самолёт раскрашивает. Лётчики группы даже написали коллективное письмо с просьбой освободить её от другой работы и выделили Энн специальный джип.

Конечно, талантливые художники, способные придумать оригинальный рисунок, на войне были в дефиците. В таком случае брались готовые сюжеты. В топе был Альберто Варгас из журнала« Эсквайр». Говоря« пин-ап», обычно именно его и вспоминают. Владельцы журнала тогда проявили выгодный патриотизм ― разослали военнослужащим бесплатно аж девять миллионов экземпляров. Только представьте: сидят бедные джи-ай в какой-нибудь дыре посреди Тихого океана, куда даже акулы только по праздникам заплывают, и тут в очередной посылке ― бац, журнал с полуодетыми красотками. Боевой дух сразу твердеет и поднимается на недосягаемую высоту.

Ну а кому журналов не хватило, копипастили с плакатов известных актрис, танцовщиц и просто симпатичных девчонок. Получалось иногда даже отдалённо не похоже на оригинал, но парням нравилось.