Буддийский храм в пермском крае. Гора качканар и буддийский монастырь. Что можно увидеть в Качканаре и по пути к нему

Просматривая путеводитель по Уралу, я мысленно планировал свои поездки по области, отмечая на карте наиболее интересные для себя места и маршруты. Одно из таких мест - гора Качканар, находится на Севере Свердловской области и является одной из высочайших вершин Среднего Урала. На горе расположен буддийский монастырь Шад Тчуп Линг. Он является единственным буддийским дацаном на Урале. Погуглив в интернете, я узнал, что у монастыря есть своя группа в контакте http://vk.com/shad_tchup_ling . Созвонился с монастырем, чтобы договориться о своем визите. Получил одобрение главного Ламы Докшит, мне разрешили посетить монастырь и остаться на ночлег. М онах по телефону попросил привести некоторые продукты и рассказал подробно как до них добраться.

Собрав свой походный рюкзак, рано утром я отправился в Шад Тчуп Линг.

Маршрут моего путешествия начинался от города Верхний Тагил, на машине я доехал до города Качканар. Город был основан для обеспечения разработки группы Качканарских месторождений. С момента принятия решения о строительстве и по сегодняшний день город неразрывно связан с горно-обогатительным комбинатом. Строительство ГОКа и города началось в 1957 году и было объявлено ударной комсомольской стройкой.



От города Качканар направился к проходной Западного карьера, это конечная точка движения на машине, дальше предстояло пешее восхождение в гору.


Примерно через 2 км подьема в гору я вышел на смотровую площадку Западного карьера. Его освоение началось еще в 30—40-х годах. Вся добываемая руда с карьера отвозится на горно-обогатительного комбината (ГОК) "Качканарский", находящийся неподалеку, м ощность по переработке которого составляет 33 млн. т железной руды в год. Качканарский ГОК является самым крупным горно-обогатительным комбинатом в России.






На тропе заметны следы от санок: в монастыре есть собаки, на которых послушники поднимают в гору продукты и разный груз.





На тропинке стоит указатель. Обозначающий: прямо пойдешь - к скале "верблюд" придешь, направо пойдешь - в монастырь придешь. От этой таблички до монастыря осталось идти 1 км.











Теперь о том, как на горе Качканар появился монастырь.
Лама Докшит (означает защитник) - бывший военный, о нем расскажу чуть позже. Его учитель - Дарма Доди Жалсараев - жил в Бурятии. Однажды учителю приснился красивый монастырь на горе под названием Качканар. Утром он позвал Ламу Докшита и рассказал о своем сне. Они начали искать гору с таким названием и обнаружили ее в 5500 километров от Бурятии в самом центре Урала. Там Лама Докшит и начал строить монастырь в 1995 году. С троительство монастыря согласно плану строительства рассчитано на 300 лет.



Строительство ведется по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик.

В этом году в монастыре были установлены солнечные батареи, благодаря которым появилось внутреннее освещение во всех корпусах, возможность зарядить телефоны и ноутбук.




Сейчас в монастыре проживает четыре послушника, не считая Ламы, которые проходят практики, работают по хозяйству и выполняют разные обеты. Кто-то живет уже 12 лет, кто-то пришел месяц назад.

Лама Санье Тензин Докшит в миру Михаил Васильевич Санников, очень добрый, открытой души человек с тонким чувством юмора. С ним можно разговаривать на любые темы, у меня даже сложилось такое впечатление, что он знает ответ на любой вопрос. К Ламе Докшиту постоянно приходят разные люди, различного уровня достатка и сословия. Заходят обычные туристы ради любопытства, приезжают продвинутые буддисты и Гуру Йоги, чтоб позаниматься практиками в монастыре. Многие приходят, чтобы просто пообщаться, поговорить о жизни, получить опыт. Он никому не навязывает свое мнение, не занимается нравоучением и впариванием религии, как это делают различные проповедники различных религий.

Немного расскажу о быте в монастыре. Каждый день назначается дежурный. Он просыпается раньше всех, растапливает печь, готовит еду и убирает со стола.



На плите постоянно стоят чайники с горячим чаем. Чайники утепляют колпаками, чтобы дольше сохранить тепло. В белых - черный чай, в остальных зеленый. При таких морозах чай помогает согреться, его тут пьют постоянно и угощают всех гостей. Лама Докшит шутит, что "вода у нас волшебная". Шутки шутками, но вода действительно очень вкусная, несмотря на то, что ручья или источника на горе нет. Летом ребята собирают дождевую воду, зимой - поднимают из специальной ямы-колодца.


В отдельной комнате расположен алтарь. Для почитания Тела Будды на алтаре устанавливаются изображения (танка) статуи Будды.



Восемь чашечек для подношения дара, в них утром наливается вода, вечером выливается. В некоторых чашечках насыпан рис, он используется так же в качестве подношения.


Слева на алтаре лежат священные тексты - это речь Будды, учение, посредством которого живые существа дости-гают Просветления. Поэтому они считаются са-мым священным предметом на алтаре.


Различные ритуальные принадлежности.



С утра я пошел погулять по окрестностям монастыря, полюбоваться зимними красотами горы Качканар.



Интересная скала под названием "Верблюд", действительно есть сходство.





Пришло время возвращаться обратно домой, прощаюсь с Ламой Докши и его учениками. Спасибо за гостеприимство, за волшебный чай и интересное общение.

Если соберетесь посетить монастырь, не забудьте захватить с собой подарки - стройматериалы, монтажную пену, любые продукты и т.д. Лучше заранее созвониться или списаться по контакту с монастырем, чтобы узнать о текущих потребностях.

Буддийский храм на горе Качканар

В это путешествие мы ездили в августе 2011 года. Случайно увидела в интернете зимнее фото буддийской Ступы Пробуждения и сказала: «Хочу туда». Мы, конечно, не буддисты и поехали даже не из праздного любопытства, а с целью познания: что же за монастырь в горах и как же там можно жить… Да и гора, говорят, красивая, только на нее не забраться.

При въезде в город понимаем, что он находится на горе, потому что с дороги было видно красивые дали. Как позже узнали, она называется гора Долгая.Прямо из города можно во всей красе и величии увидеть гору Качканар, но только одну из ее вершин.

Гора Качканар — высочайшая вершина Среднего Урала, высота ее 887,6 м. Когда то давно она была сакральным местом для мансийского языческого населения. С приходом в монголо-ойратские степи буддизма владыкам гор стали приносить бескровные жертвы, отдавать в дар живых животных. Семья, которая прикочевала на новое место, нужно было на самом высоком холме или горе совершить подношение духу местности. Не только манси воздавали хвалу горе Качканар, но и калмыки почитали ее для обеспечения их поддержкой в рискованных мероприятиях. Между городом и горой Качканар течет речка Выя, превращенная плотиной в Нижневыйское водохранилище.

“Качканарское море” – так еще называют в народе Нижневыйское водохранилище. В междуречье рек Ис и Выи на реке Выя была построена плотина и вырыт Качканарский пруд. Из одной половины водоема берется питьевая вода для города, на другой половине оборудован пляж, лодочная станция, в пруду ловят рыбу. В водохранилище запускали несколько тысяч особей малька карпа, толстолобика и белого амура. По южному берегу пруда в его верхней части идёт граница Свердловской и Пермской областей. Нам повезло с местом ночевки на берегу водохранилища и мы весь вечер наблюдали красивейший закат.

А ночью в полную силу светила луна. Мы даже проснулись оттого, что прямо на нашу палатку от луны по всему озеру «бежит» лунная дорожка. Но, к сожалению, встать и сфотографировать ее не захотелось, сон взял свое.

Проснувшись в 8 часов утра, позавтракав и искупавшись, мы отправились дальше в путь — на гору искать монастырь. Доехали до шлагбаума «Западного карьера», припарковали машину (их там стоит немало), нагрузили себя рюкзаками и отправились. Дорога сначала очень пыльная оттого, что из карьера и в карьер ездят МАЗы и другая техника. Идти по ней всего метров 500. Дальше будет дорога чуть левее на горнолыжную трассу, но на нее идти не надо. А вот следующий поворот налево ведет к монастырю и горе Верблюд. Дальше нужно идти все время левее, направо не сворачивать, кроме как посмотреть на сам карьер со смотровой площадки. Примерно через 2 км будет своротка направо, где можно посмотреть Западный карьер Высокогорского ГОКа.

Карьер, конечно, впечатляет, интересно смотреть как все суетится далеко внизу, но от пыли была плохая видимость всего, что можно было рассмотреть далеко вдали.

Детальное изучение Качканарского рудоносного массива началось в 30-40-х годах. В 1931 г. было установлено, что он состоит из двух месторождений - Гусевогорского и Качканарского. 10 июня 1950 г. было принято постановление о строительстве у подножия горы Качканар крупнейшего в стране горно-обогатительного комбината (ГОКа) мощностью по переработке 33 млн. т сырой железной руды в год.

27 мая 1957 г. на гору Долгую пришел первый отряд смельчаков. Продукция ГОКа идет на Нижнетагильский металлургический комбинат, Челябинский и Чусовской металлургические заводы. Посмотрели, как работают другие и возвращаемся на насыпную дорогу, чтобы продолжить подниматься. Далее идти примерно 4 км до развилки, где деревья промаркированы белыми ленточками, где лежат стройматериалы, где стоит монастырская техника и т п.

Прямо — дорога к «горному озеру», примерно триста метров и справа будет небольшой пруд, бывший раньше карьером. Но мы туда не пошли. А направо — тропа, ведущая к монастырю. Подниматься до монастыря примерно 1 км. Если взять с собой что-то из стройматериалов и принести в монастырь, то вас напоят чаем в знак признательности. Такая помощь является и входным билетом на территорию монастыря. По тропе, выложенной из камня, досок, решеток выходим к «Ступе Пробуждения».

Подъем к видимой постройке монастыря – это небольшой курумник – дорога из камней.

Перед этим курумником расположена довольно большая поляна, на которой можно и передохнуть.

Вдалеке до сих пор плохая видимость из за карьерных разработок.

Поднимаемся к Ступе Пробуждения.

При входе расположены правила монастыря, гонг, охрана, местная живность и уже достаточно много интересного. Сразу всего и не заметишь, мы, например, все заново рассматривали и на обратном пути…

И тут нас встречает монах и приглашает выпить чай. Потом рассказывают, как пройти на гору верблюд и к памятнику Юрию Гагарину! Да, есть там и такое!!!

Сквозь территорию монастыря к скале Верблюд идти примерно 200 м. Он красив, величав и огромен. Это он же издалека, с основной вершины, куда мы отправимся дальше.

Но еще незабываемо то, что видно с горбов верблюда! Вот это — именно та вершина горы, которую было видно из города. То есть если дойти до нее, то можно увидеть и пруд и город.

Вот это тот самый карьер, который мы рассматривали по пути к монастырю.

А это все, что кругом!

Чтобы от Верблюда пройти к основной вершине Качканара, нужно найти тропу, которая протоптана справа у его основания. По ней до главной вершины Среднего Урала идти минут 15-20. С горы Верблюд ее видно ровно в середине с металлическим шпилем на самой вершине.

А какие виды с нее открываются! У подножия с этой стороны горы находится поселок Косья.

Виден и сам монастырь.

От основной вершины есть протоптанная тропа до вершины горы, ближней к городу. Как нам сказали, идти примерно 1 час. Жаль, но у нас не хватало времени туда добраться, и мы пошли обратно в монастырь на экскурсию по его территории. Пока шли, старались фотографировать все, что попадалось на пути.

А теперь о территории…. Монастырь «Шад Тчуп Линг» строится в скалах на северо-восточном склоне горы Качканар на высоте 843 метра над уровнем моря. Строительство соблюдается по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик

Одна из основных целей строительства монастырского комплекса - сохранение буддийского учения и в частности уникальной системы самопознания и самосовершенствования, какой является тантрический буддизм. Одно из ключевых строений монастыря — ступа. Ступа (чортен, субурган) — один из важных атрибутов буддизма. Представляет собой памятник просветленному уму Будды, а так же является вертикальной моделью мироздания. Устанавливается в определенных местах, гармонизируя и структурируя вокруг себя пространство. Это пастбище.

Здесь вход во внутренний двор.

Видимо, местная электростанция…

Внутри построек…

Горные травы.

В монастыре, прямо на горе, есть даже баня. Канатная переправа для поднятия тяжестей.

Библиотека.

1 этаж – библиотека, 2 этаж – комнаты для проживания.

Рядом с библиотекой на 1 этаже находитя кочегарка (выложена камнем). Зеленым цветом выкрашен чайный домик, а над ним детская комната.

План монастыря в будущем.

ВНИМАНИЕ!!! Из путешествия мы не делаем рекламу монахам, не призываем к уходу из дома людей для жизни в этом монастыре, а также не распространяем данную религию. К нам со стороны монахов никаких призывов остаться и принять их учение не было, но потрясающая красота вокруг, тишина и спокойствие очень способствуют ну… остаться хоть на чуточку… вызывают желание уйти от городской суеты… Поэтому приведу биографию монаха в очень кратком изложении только с познавательной целью.

Биография Ламы Санье Тензин Докшита

Тендзин Докшит (в миру Михаил Васильевич Санников) родился 30 ноября 1961 г. в г. Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных. В 1979 г. был принят в Пермский Сельскохозяйственный Институт. Закончил курсы гражданской авиации. В мае 1980 г. был призван в ряды ВС СССР.

В феврале 1981 г. был отправлен по контракту в Афганистан. Одной из постоянных главных задач его группы в Афганистане было уничтожение караванов с оружием, шедших к моджахедам из Пакистана. В 1987 г. в звании капитана вышел на пенсию. В течение нескольких месяцев работал в морге Ленинского района г. Перми санитаром и помощником патологоанатома.

Выучился в Нижнетагильском художественном училище. От своего бывшего наставника в японской борьбе на мечах (Кендо) узнал о существовании в Бурятии традиции буддизма. В 1989 г. поступил на учёбу в Иволгинский дацан, где был определён в группу, специализировавшуюся по буддийской Тантре, которую отбирал лама Пема Джанг (Дарма-Доди Жалсараев), и принял монашеские обеты под именем Тензин Докшит.

В 1991-1993 гг. жил в г. Гусиноозёрске, затем — в Танчин-дацане Даши Гандан Даржалинг (пос. Гусиное Озеро), где проходил практику по совершению ритуалов. Летом 1993 г. ездил в Монголию, где получил посвящение в тантру Ямантаки от ламы Санже-ла в затворе близ г. Орхонтуул (Селенгинский аймак). В декабре 1994 г. получил посвящение в ламы. Зимой 1995 г. его Коренной Учитель, Пема Джанг, дал ему распоряжение о возведении буддийского дацана в России, указав место постройки – вершина горы Качканар (Свердловская область).

Храм было назвали «Шадтчуплинг» (в тибетском произношении «Шеддублинг», тиб. bshad sgrub gling; «Место изучения и осуществления»). 16 мая 1995 г. начались работы по возведению монастыря на указанном месте. Храм «Шадчуплинг» строится силами Тензина Докшита и немногочисленной общины лиц, принявших у него начальные монашеские обеты. Материально строительство обеспечивается общиной его учеников-мирян, проживающих на Среднем Урале.

В 2001 г. в Качканаре учениками Тензина Докшита была зарегистрирована как часть «Российской Ассоциации Алмазного Пути школы Карма Кагью» местная религиозная организация. Рассматривался вопрос и о непосредственной регистрации монастыря в качестве затворнического центра «Ассоциации». Ориентация «Ассоциации» — на преимущественно мирской, немонашеский буддизм.

Как доехать на автомобиле:

по автодороге Екатеринбург — Качканар. В Качканаре по главной дороге, на втором светофоре (остановочный комплекс «Площадь» будет справа у светофора) поворот налево на ул. Крылова. Это дорога в сторону Валериановска. Ехать до большого указателя «Западный карьер», поворот по нему налево и ехать до шлагбаума перед въездом на территорию карьера. Оставить машину у шлагбаума и по отсыпанной дороге идти прямо вдоль железнодорожных путей, по которым на вертушках вывозят руду из карьера.

(тиб. «Место практики и реализации») основана 15 мая 1995 года. Это удивительное место, в котором ты понимаешь свою атомарную причастность к творению Вселенной. Шад Тчуп Линг - это место, где рождается Солнце!

Сегодня я поведаю Вам о своём первомайском путешествии на гору Качканар, в гости к обитателям Шад Тчуп Линг, и немного затрону тему созидания и удивительного спокойствия людей, которые поменяли быт на жизнь.

Моя поездка на гору Качканар в монастырь Шад Тчуп Линг пришлась на раннюю весну - 6 мая 2016 года. Подъем я начинал от шлагбаума Западного карьера, потому что проход через Косью весной труднопроходимый. Очень много тающего снега.

Для тех, кто решил посетить общину мой Вам совет: позвоните им и спросите, что принести. Это не обязательное действие, конечно, но в рамках гостеприимства они всегда рады полезным подаркам от гостей. В этот раз я им привез крупы, хлеб и растительное масло. Телефон общины прежний: +7 965 529 2708.

Подъем на Качканар через Западный карьер похож на длительную прогулку, общее расстояние от шлагбаума до монастыря - порядка 8,5 км. Весь подъем проходит по грунтовой дороге, поэтому надевайте обувь на толстой подошве, иначе к середине пути у Вас очень сильно будут болеть стопы.

Добраться до проходной Западного карьера очень просто - заезжаете в Качканар, доезжаете до улицы Крылова и по ней всё время прямо, пока не упретесь в шлагбаум. Здесь оставляете автомобиль и через лес слева от проходной обходите КПП, т.к. охрана через шлагбаум пускает только по пропускам. Дальше путь идет по грунтовой дороге, все повороты - налево. Где-то через 1,5 км будет большой поворот налево. На нем, если идти прямо, можно выйти на смотровую площадку, с которой открывается интересный вид на Западный карьер. Если Вы выбрали маршрут правильно и всё время поворачивали налево, то Вы дойдете до дерева с ленточками и указателю, на котором будет указан маршрут: Верблюд гора - прямо, монастырь направо.

Дорога от указателя до самой общины проходит по очень живописному лесу. Мне повезло гораздо больше - мой маршрут проходил по весеннему лесу, который во всех красках раскрыл свой природный художественный потенциал.

Подножие буддисткой общины сказочным силуэтом вырисовывается в лучах весеннего солнца, словно сказочный неприступный замок, который ты обязан завоевать. Только не оружием, а остановкой внутреннего диалога.

Подъем по курумнику к монастырю - это, на мой взгляд, самый колоритный элемент всего маршрута. Переступая аккуратно, с камня на камень, ты поднимаешься всё ближе. Ближе к себе и своим вопросам.





Вся территория монастыря в активном строительстве, община всегда открыта к помощи и ждет волонтеров. Снос Шад Тчуп Линг временно прекратился: Качканарский ГОК заморозил разработку месторождения до 2028 года, а монастырь, в свою очередь, будет получать статус достопримечательности. Поэтому, я думаю, этот уникальный памятник иной веры навсегда сохранится на Уральской земле!

Каждое утро мы рождаемся вновь. И то, что мы сделаем сегодня, и будет иметь наибольшую важность.
Сиддхартха Гаутама
Продолжаю рассказ об интересных людях. Да, рассказ в основном будет об единственном на территории России горном буддистском монастыре, но монастырь — дело рук конкретного человека.
Итак, весна, Свердловская область, Качканар, одноименная гора.

01.
Информацию о монастыре я нашел случайно при подготовке весенней поездки на Урал. Толковых отчетов о посещении можно пересчитать по пальцам, в основном какие-то статьи о судебных тяжбах с Качканарским ГОКом и слухами о скором сносе. Так что надо было брать руки в ноги и ехать, пока не поздно.

02.
Гора Качканар стоит рядом с одноименным городом, точнее, город раскинулся у подножия горы. Гора так себе, далеко не Эльбрус, всего 887,6 м. Вот на эту высоту нам и надо было зайти.

03.
Самым сложным из всего восхождения было пройти проходную ГОКа. Гора-то оказалась на территории предприятия. Спросил у охранницы, можно ли пройти на гору, та ответила, что можно, но надо согласовать в управлении, это в городе, но они сеодня не работают (суббота), да и не быстрое это дело. Но раз уж мы приехали издалека, она просто обязана рассказать нам о том, что работа у них сложная, территория огромная и за всем уследить просто невозможно. Вот тут у шлагбаума она видит, а вон там, за кустами в трех метрах уже нет. Говорят, там есть тропинка, а дальше уже по дороге, главное, под БелАЗ не попасть. Поблагодарив охранницу и громко высказав свое сожаление по поводу недоступности монастыря из-за бюрократических проволочек, мы отправились за кусты.

04.
Ну а дальше по отличной дороге поднимаемся в гору. По пути можно тормознуть на паре смотровых площадок, даже залезть на осветительные вышки. Карьер действующий, так что смотреть есть на что и смотреть надо в оба.

05.
От второй смотровой в гору уходит прямая старая дорога, нам по ней. Поднимаясь, буквально за час пересекаешь несколько природных поясов. Сюда надо водить на экскурсии детей, редко в такой доступности можно так наглядно показать изменения в природе.

06.
И в итоге выходишь на небольшую поляну. Прямо пойдешь — попадешь к скале Верблюд и высокогорному озеру.

07.
Озеро так себе. Летом, наверное, повеселее будет, а в мае на нем еще был лед. На люду такой толщины еще сидят рыбаки по весне

08.
А направо начинаются просто фантатические (для конца весны) залежи снега, по которым видена цепочка старых следов. Идем по ним. Шаг в сторону и проваливаешься почти по пояс.

09.
Под ногами толстенный слой снега, а под снегом журчат ручьи. Их отлично слышно и проваливаться в них совершенно не хочется. Через несколько сот метров прямо в лесу большая стопка досок и табличка в стиле «Путник, выброси свои вещи, оставь усталость и помоги в строительстве монастыря». Мы помогли, да.

10.
Последний рывок по курумнику, прыгаем по скользким камням и вот, монастырь. Честно говоря, были опасения не застать его на месте.

11.
Монастырь строится, из полностью готовых строений, пожалуй, только ступа Пробуждения. Через ворота, барабаны и информационную доску наконец-то попадаем внутрь.

12.
Нам явно рады

13.
Да нет, на самом деле рады. На лай собак вышел человек и провел нас внутрь, сушиться после купаний в снегу и пить чай. «Пить чай», пожалуй, самая частоиспользуемая фраза на вершине.

14.
В это понятие вкладывается не само чаепитие, хотя оно конечно же непременно будет, а, скорее, разговоры и посиделки. Восточный такой вариант, это же Азия.
«А вы откуда сами-то? А фотки потом где посмотреть? В жж? Он еще жив?!»
Вскоре у них появился бортовой журнал shadtchupling

15.
Обогревшись, выходим на разведку. Это потрясающей красоты место! Я люблю горы, даже такие небольшие. Что-то в них есть первобытное, раскрывающее в человеке подсознательное.

16.
Давным давно на этих землях жили манси. На самой горе не жили, но она считалась местом силы и использовалась для свершения религиозных обрядов.

17.
Когда в эти места пришли русские, они заинтересовались местными месторождениями. По слухам, сам Демидов хотел выкупить у манси гору целиком, но что-то там у них не срослось.

18.
Потом по этим местам прошла платиновая лихорадка, но быстро закончилась. ГОК был основан в конце 50-х годов прошлого века, тогда же был основан и город Качканар у южного склона горы.

20.
Идея постройки монастыря пришла его создателю в 1995-м году. Создателем стал Михаил Васильевич Санников, очень интересный человек. Он родился в семье военных, сам несколько лет командовал диверсионно-разведовательной группой в Афганистане.

21.
Из армии он демобилизовался по инвалидности в звании капитана, работал санитаром в морге, коком в речфлоте, экстерном закончил Нижнетагильское художественное училище.

22.
В конце 80-х, в возрасте 27-ми лет, Михаил решает поступить на учебу в Иволгинский дацан. Поступил и принял монашеское имя Тензин Докшит. Ездил в Монголию и после окончания обучения хотел перебраться туда жить. Но судьба распорядилась иначе.

23.
Если быть совсем точным, иначе распорядился его учитель Пема Джанг. Молодому ламе Докшиту было дано распоряжение о постройке буддистского дацана на Урале. Логика проста: на востоке есть бурятские храмы, на западе питерский Гунзэчойнэй, на юге дацаны Калмыкии, а посередине пусто. Нет на Урале буддистских храмов. А чтоб совсем выделится, храм должен стоять на вершине горы.

24.
Выбрали Качканар, гору на границе Европы и Азии. Как я уже говорил, это место давно было известно как место силы. А имя монастырю дали Шад Тчуп Линг — «место практики и реализации» (или «Место изучения и осуществления», кому как больше нравится). Стройка началась 15 мая 1995-го года и строил первые годы Тензин Докшит один.

25.
Первые постройки практически полностью были деревянные и случившийся в 1998 году пожар уничтожил все отстроенное. Ламе и его немногочисленным ученикам пришлось начинать все заново.

26.
После прогулки по горе опять пьем чай.

27.
Михаил отличный собеседник со своеобразным чувством юмора. В общем, если вы общались с буддистом, который был военным, патологоанатомом и речником, да еще с неплохим образованием и энциклопедическими знаниями в различных областях, то вы меня поймете
Почему-то мне все время вспоминался «Золотой теленок»
«– Читали про конференцию по разоружению? – обращался один пикейный жилет к другому пикейному жилету. – Выступление графа Бернсторфа.
– Бернсторф-это голова! – отвечал спрошенный жилет таким тоном, будто убедился в том на основе долголетнего знакомства с графом. – А вы читали, какую речь произнес Сноуден на собрании избирателей в Бирмингаме, этой цитадели консерваторов?
– Ну, о чем говорить… Сноуден-это голова! Слушайте, Валиадис, – обращался он к третьему старику в панаме. – Что вы скажете насчет Сноудена?
– Я скажу вам откровенно, – отвечала панама, – Сноудену пальца в рот не клади. Я лично свой палец не положил бы.
И, нимало не смущаясь тем, что Сноуден ни за что на свете не позволил бы Валиадису лезть пальцем в свой рот, старик продолжал:
– Но что бы вы ни говорили, я вам скажу откровенно-Чемберлен все-таки тоже голова.
Пикейные жилеты поднимали плечи. Они не отрицали, что Чемберлен тоже голова. Но больше всего утешал их Бриан.
– Бриан! – говорили они с жаром. – Вот это голова!»

28.
Нет, на самом деле я готов был слушать Михаила Васильевича целый день, а то и два. Он рассказал, почему курить сигареты с фильтром вреднее, чем просто сигареты, чем отличается трубочный табак от папиросного (он любит курить), историю о приходе на эти земли русских и что было до этого, как добывают руду и почему Кочканарский ГОК хочет их отсюда выселить и еще много всего.

29.
Я узнал кучу новой информации, но так и не получил ответа на свои вопросы о планах монастыря, откуда деньги на строительство и почему нет документов на землю. С буддистской прямотой лама отвечал мне, что мы есть то, что мы думаем; что монастырь не главное, главное процесс; а деньги это как с едой: если ее принимать внутрь по потребности организма, то еда становится пищей и раз организм жив, значит пища есть. Отличный ответ налоговой, можете использовать

30.
После чая и разговоров перерыв на работы. В тот день делали навес-сарай для всяких хозяйственных нужд.

31.
Люди тут собрались рукастые, да и хочешь ты того или нет, поневоле научишься работать руками. Всякие механизмы собирались по округе и используются в хозяйстве. Просто так никто не потащит на гору такие тяжести.

32.
Еще пару лет назад проблем с доставкой стройматериала, продуктов, да и вообще с передвижением было меньше. От ГОКа был пропуск на проход и проезд, машина могла доехать до той площадки с указателем на Верблюд.

33.
С тех пор политика комбината кардинально изменилась и даже пешком монахи проходят КПП нелегально. Есть еще тропинка с северной стороны горы, но для перевозки чего бы то ни было она пригодна только в зимний период.

34.
Тогда с помощью собак или снегохода производится заброска стройматериала. По большому счету, в монастыре два времени года: зима время заброски стройматериала и учебы, лето время строительства и учебы.

35.
Тут, наверху, нет электричества, водопровода, парового отопления. Нет официальных разрешений, нет документов. Один на один с окружающим миром.

36.
Территория монастыря, собственно, как и вся гора со всеми озерами, Верблюдами, памятником Гагарину и массой туристических троп Качканарский ГОК хочет окончательно закрыть. Бассейн расширяется, начинают разработку нового месторождения и есть риск, что гора от взрывов может разрушаться.

37.
Шад Тчуп Линг единственный в России горный буддистский монастырь, Качканарский ГОК разрабатывает единственное в России ванадиевое месторождение. Трудно спорить с деньгами, комбинат выдает 55 млн тонн железной руды в год.

38.
Кроме монастыря мы можем потерять еще и гору, как это случилось с одной из стерлитамакских шихан. В 2015-м году ГОК собирается запустить добычу на новом месторождении у самого подножья горы.

39.
Один из главных постулатов буддизма в том, что все в этом мире изменчиво и непостоянно.

40.
Но вернемся в монастырь. Мы пришли туда на пару часов, в итоге остались на баню, ужин и ночевку. Откуда что берется на этой каменной вершине?

41.
Хоть на дворе и май месяц, расписание еще зимнее. Учеба, походы за стойматериалами, чай. Никто не стоит над учащимися с палкой, просто если ты пришел сюда, значит хочешь учится, а чтобы выжить надо заниматься хозяйством.

42.
Таким должен стать монастырь в конце стройки. В перевозке стройматериалов основную помощь оказывают собаки. Ребята говорят, что намучались с ними, пока не поняли, что надо делать, чтобы они тащили сани в нужную сторону. Ну и собаки вроде бы поняли, что от них хотят. Но все равно бывают случаи, когда вся связка срывается в сторону и улепетывает куда глаза глядят, увлекая с собой сани.

43.
Михаил говорит, что уровень учеников разный. Кто-то с высшим образованием, а кому-то надо подтягивать школьный курс. Книги в библиотеке на любой вкус, это точно.

44.
Согласно распорядку, из числа монахов назначаются дежурные по хозяйству, наряд на стройку, кто-то уходит в город по делам или за продуктами. В общем, как в армии.

45.
В подсобном хозяйстве куры, козы, корова, собаки. Всех надо накормить, за всеми убрать.

46.
Некоторых еще и подоить.

47.
Это огород. Говорят, что-то даже выращивают. Михаил за год закончил Пермский Сельскохозяйственный Институт и, наверное, знает какие-то тайны, как на камнях вырастить картошку. Я же говорю, очень интересный и разносторонний человек.

48.
Электричества нет, свет от керосинки, но есть светодиодное освещение, работающее от автомобильного аккумулятора. От него же работает ноутбук, а аккумулятор заряжается днем, когда для работ заводится бензогенератор.

49.
Вода местная, дождевая. Она набирается в естественный резервуар, и берется по мере надобности. Зимой это все промерзает до дна и приходится топить лед и снег.

50.
Как говорит лама, пьют не первый год, рога-копыта не отрасли, так что все нормально Трудно было в засушливые годы. Было лето, когда несколько месяцев не было дождей и сидели без воды.

51.
Вот как-то так и живет это уникальное место. Понятно, что не все законно, понятно, что внешне это больше напоминает трудовую общину, но очень бы хотелось, чтобы ГОК нашел возможность оставить монастырь и гору в покое.

52.
Пожелаем монахам удачи и крепости духа. Насколько я знаю, сейчас, спустя полгода года, ситуация у них без изменений.