Ролевая игра сценарий в психологии остров. Игра «Необитаемый остров. Оборудование и материалы

Цель: - научиться взаимодействовать;

Получить возможность побывать в разных социальных ролях;

Анализ своего поведения.

Все занятие посвящено игре. Ведущий:

В прошлый раз вы успешно оказались на необитаемом острове. К вам приплыли последние пять из выброшенных вами вещей. С ними вы будете жить на острове. Еще в кармане у кого-то оказалась зажигалка. Но вот неудача - у вас двое раненных. За ними нужен уход. Кто этим займется? Кто обследует остров? Кто будет добывать пищу? Кто будет готовить? Необходимо построить жилище. Оно будет одно на всех или у каждого свое, а может быть, вы построите несколько шалашей-палаток? Решать вам.

Когда ведущий видит, что все обстроились, он предлагает решить вопрос

Через некоторое время, когда все проблемы решены или просто стало скучно, ведущий вводит новые условия:

На соседнем острове обнаружено племя аборигенов. Возможно, они людоеды, а может быть, и нет. Они заметили вас и садятся на лодки, чтобы плыть к вам на остров. Ваши действия?

Для более динамичного хода игры ведущий предлагает распределить роли

между участниками.

Карточки с ролями для индивидуальной работы:

Ты - критик

Чтобы не происходило, тебе все не нравиться. Радуются? Нашли чему.... Боятся? Есть чего бояться.... По желанию ты можешь предлагать свои решения, а можешь только отвергать все. Постарайся Действительно вложиться в эту роль, а не играть её. Для этого подумай, чем хорош критик. Например, не дает расслабиться, стимулирует группу.

Ты - восторженный добряк

Что бы ни происходило, ты все и всех стараешься поддержать. Все - молодцы! Все люди - хорошие; Что ни делается, - к лучшему! Дерутся или ругаются? Хорошо, зато не скучают. Кого-то ты будешь раздражать, будь готов к этому. Зато без таких, как ты, мир был бы злой и серый.

Ты - лидер

Постарайся всех организовать. Если не ты, все погибнут. Если найдется другой лидер, он один все равно не справиться. Будешь слишком вялым - тебя не заметят, будешь слишком мягким не будут слушать. Будешь слишком жестким - будут не довольны, а то ещё и свергнут. Сложно? Зато если удастся найти золотую середину - все выживут, будут счастливы, и это - твоя заслуга.

Ты - беззаботная бабочка

Ты рада, что можно так вот счастливо пожить на острове, а главное повеселиться, потанцевать, потусоваться, попеть у костра. А организация жизни, проблемы - пусть другие этим занимаются. Не будем отнимать у них радостей. От Общей работы по возможности ты отлыниваешь. Лучше поискать друзей, какого-нибудь мальчика, познакомиться с ним, погулять. Благо, что учебы нет, в школу ходить не надо, родители не пристают... Свобода!!!



Ты - легкомысленный кузнечик

Ты рад, что можно так вот счастливо пожить на острове, а главное повеселиться, погулять, потусоваться, попеть у костра. А организация жизни, проблемы - пусть другие этим занимаются. Не будем отнимать у них радостей. От общей работы по возможности отлыниваешь. Лучше поискать друзей, какую-нибудь девочку, познакомиться с ней, погулять. Благо, что учебы нет, в школу ходить не надо, родители не пристают...Свобода!!!

Ты - человек, который нашел коноплю

Попробовал, тебе понравилось. Наркоманом себя ты не считаешь. Однако пробуешь травку каждый день, думая, что можешь остановиться в любой момент. Предлагаешь другим попробовать. (А почему бы и нет, если мы на необитаемом острове?). Тебе не нравится недовольство остальных. Тоже мне командиры! У нас свобода, и каждый делает, что хочет. У тебя есть друг, который хотя и не курит травку, но поддерживает. Найди его!

Ты - друг человека, который нашел коноплю (В роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)

Травку ты не куришь, но не осуждаешь друга и хочешь по-хорошему «вытянуть» его. Тебе не хочется, чтобы друга наказывали, и не хочется конфликтов с остальными.

Ты - человек, который в свободное время сделал лодку

Теперь ты ловишь рыбу, так как можешь отплыть подальше от берега. Лодку ты давать никому не хочешь. Рыбой ты тоже не делишься, потому что ловишь её в свободное время. Ты не хочешь уступать, потому что в свое время уговаривал других присоединиться к постройке лодки, но тебе не помогли. Делишься рыбой только со своей девушкой и другом, который помогал строить лодку и иногда рыбачит вместе с тобой.

Ты - девушка рыбака

(В роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)



Ты любишь его, не хочешь скандала, пытаешься уладить его конфликт с окружающими, чтобы и группа была довольна, и он не сердился.

Ты - друг рыбака

(в роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)

Ты помогал ему строить лодку, в свободное время помогаешь рыбачить. Ты рад, Что тебя друг иногда угощает рыбой. Ты не хочешь конфликта с группой, но и до конца в своей поддержке друга - то есть оставаться с ним наперекор группе -идти не хочешь.

Ты - тот, кто решил отделиться от общины (В роль вступаешь не сразу, по команде ведущего)

Тебе надоели порядки. Трудятся не многие, а едят поровну, поэтому жить голодно. Много болтают, мало делают. Лучше жить на другом конце острова одному, максимум с другом и девушкой.

Ты - та, которая решила отделиться от общины (В роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)

Тебе надоели порядки. Трудятся не многие, а едят поровну, поэтому жить голодно. К тому же никто из ребят не обращает на тебя внимания, а с девчонками отношения не сложились. Но ты - девушка умная и понимаешь, что одна ты не выживешь. Ждешь момента, когда кто-то из ребят тоже решит уйти, а ты - вместе с ним. Если не получиться, будешь сама уговаривать парня, который тебе понравился, отделиться.

Обсуждение.

Прощание.

Подойдите к тем, с кем вам было особенно приятно работать. Выберите двух-трех человек. Скажите им о своих чувствах.

Цели:
- зарождение интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру другого;
- формирование представлений о своих возможностях, способностях;
- формирование конструктивного поведения в различных ситуациях;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение групповой сплоченности.
Материалы : колокольчик, пронумерованные карточки с названиями птиц, животных, насекомых (по числу участников), карта, повязка на глаза, карточки для упражнения «Я - наоборот», бумага, карандаши.

ЧАСТЬ I. ПРОГУЛКА ПО МОРЮ

Ведущий . Сегодня я приглашаю вас на прогулку по морю. Необычную прогулку по Волшебному морю Страны сказок. Прекрасное парусное судно ожидает нас, покачиваясь на мягких волнах. Мы поднимаемся по трапу, подгоняемые криками чаек и ласковым ветерком.

Релаксационное упражнение
«Спокойное место для размышлений»

Ведущий . Волшебное море Страны сказок - море необыкновенное. Оно обладает даром предвидения. Теперь я хочу, чтобы вы некоторое время поразмышляли и придумали вопрос, на который вам очень хочется узнать ответ.
У всех есть такие вопросы? Кто уже придумал такой вопрос, поднимите руку. Я хочу показать вам, каким образом вы сами с помощью Волшебного моря сможете ответить, полностью или частично, на свой вопрос.
Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.
Если вы хорошенько прислушаетесь, то можете услышать, как волны мягко накатываются на берег. Быть может, сначала шум моря слышится где-то далеко, однако постепенно шорох накатывающейся на берег волны становится все громче и громче. Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает...
Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы. И подобно тому как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать ваш ум спокойным и ясным.
Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Вы чувствуете тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видите играющие на волнах блики.
Наберите всей грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Вы чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно.
Воспользуемся спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найдите для своего вопроса простые и ясные слова. И пока вы будете тихо произносить свой вопрос, смотрите в морскую даль и будьте готовы к тому, что море даст какой-нибудь ответ.
Возможно, вы услышите этот ответ сквозь шум прибоя... Возможно, море покажет какую-нибудь картину, какой-то образ... Возможно, каждый из вас ощутит в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ... Может быть и так, что море просто подскажет новые слова, чтобы вы смогли четко и ясно сформулировать свой вопрос (пауза 30 секунд).
В любом случае теперь вы знакомы с этим тихим и спокойным местом в глубине души. И вы можете возвращаться сюда в любое время, когда захотите обдумать что-то важное.
Сейчас надо попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежими и бодрыми.
Теперь пусть каждый возьмет листок бумаги и нарисует картину. Можно нарисовать то место у моря, где вы сейчас были, или то чувство, которое испытали, или свой вопрос, или полученный ответ. Нарисуйте то, что хотите (на рисунок дается 10 минут).

Анализ упражнения

- Получил ли ты какой-нибудь ответ на свой вопрос?
- Изменился ли твой вопрос?
- Как ты чувствуешь себя сейчас?

Упражнение «Звучащая сила»

Ведущий . Между тем погода на море поменялась. Небо заволокли серые свинцовые тучи, поднялся резкий холодный ветер. Вспышки молнии озарили небосвод, раскаты грома потрясают наше суденышко. Спустилась непроглядная тьма.
На минутку встаньте со своего места и превратитесь в этот сильный и бодрый ветер, несущий наш парусник. Сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. На этот раз выдохните со звуком «Ууу». А теперь постарайтесь произнести этот звук так, чтобы он был похож на порывистый ветер: то повышая, то понижая голос. И уже через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (пауза 30 секунд). Садитесь.
Прячась от бушующего шторма, мы спустились в каюту. Но и здесь нет спасения. Сильнейшая качка не позволяет нам обрести спокойствие.

Упражнение «Толкалки»

Ведущий . Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.
Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: «Стоп!» Когда «Стоп!» крикну я, все должны остановиться.
Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали!
Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе воцарится более открытая атмосфера, вы можете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

Ведущий . Всю ночь нас носило по беснующемуся морю. Лишь к рассвету волны замедлили свой бег. Но бурная ночь не прошла бесследно. Наше судно пришло в полную негодность. Чудо, что оно еще держится на воде. Разорванные паруса, поломанные мачты, трюмы, полные воды...
На наше счастье на горизонте появилась земля. Попутный ветер несет нас прямо к ней. Вот перед нами предстал чудесный остров. Оказавшись на берегу, мы бросились на горячий песок, обрадованные, что наконец обрели почву под ногами.
Однако счастье длилось недолго, потому что мы поняли, что оказались на... необитаемом острове.

(Продолжение следует)


ИГРОТЕКА

Необитаемый остров

ЧАСТЬ II. НА ОСТРОВЕ

Упражнение «Стряхни»

Ведущий . Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начинайте стряхивать ладони, локти и плечи. При этом представьте себе, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе - слетают с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки...
Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились (30–60 секунд).

Новое знакомство

Ведущий . Придя в себя и немного приободрившись, мы, изрядно проголодавшиеся, отправились в глубь острова в поисках чего-нибудь съестного.
Не пройдя и ста метров, мы увидели удивительную картину. Невдалеке, на пригорке, росли чудесные деревья: на одном свешивались бутылочки лимонада, на другом - вкусные пирожные, на третьем - бутерброды с сыром и колбасой. Ослепленные удачей, мы бросились вперед, но когда нам оставалось уже два шага до намеченной цели, все вокруг исчезло. Разочарованные, мы застыли в недоумении.
Неожиданно раздался тоненький голосок: «Ну что, будем знакомиться? Я - Лимонадикус Обыкновенный. И все, что вы сейчас видели, - отнюдь не иллюзия и не мираж. Мы действительно существуем. Ведь вы, надеюсь, не забыли, что находитесь в Стране сказок? А полакомиться нашими плодами вы, конечно, сможете, только сначала решите задачу».

Аналитические задачи

1. Сове, Ослику и Винни-Пуху подарили три воздушных шарика - большой зеленый, большой синий и маленький зеленый. Как они разделят между собой эти шарики, если Сове и Ослику нравятся большие шарики, а Ослик и Винни-Пух любят зеленые шарики?
2. Три девочки - Аня, Катя и Марина - занимаются в трех различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек чем занимается?
Детям младшего возраста можно предложить отгадать загадки.

Ведущий . Молодцы! Вы отлично справились с заданием и заслужили угощение. Какое кому дерево по вкусу?
Основательно подкрепившись и набравшись свежих сил, мы решили обследовать остров. И здесь наши мнения разделились: одни предлагали отправиться в глубь острова, а другие - идти вдоль берега. Начался спор.

Упражнение «Да и Нет»

Ведущий . Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?
Сейчас вам нужно будет использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами.
Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто - слово «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться.
Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда.
Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого гама и шума.

Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет очень шумно.

Ведущий . Определившись с направлением, мы отправились в путь. В походе прошел весь день. А когда солнце клонилось к закату, мы решили подыскать место для ночлега. В конце концов мы наткнулись на уютную пещерку, где и остановились.

ЧАСТЬ III.
В ПЛЕНУ У ЗЛОГО ВИЗАРДА

Ведущий . На утро нас разбудил непонятный шум. Открыв глаза, мы обнаружили, что окружены вооруженными людьми, облаченными в странные одежды и говорившими на неизвестном языке. Знаками они приказали нам следовать за ними по извилистым коридорам пещеры.
И вскоре перед нами предстало необычайное зрелище. Это был настоящий подземный город. Мы шли по угрюмым грязным улочкам, пока не уткнулись в огромные каменные двери, которые отворились лишь после того, как наши стражники произнесли заклинание.
- Добро пожаловать в наше подземное царство мрака, - произнес металлический голос, заставивший нас вздрогнуть.
Обладатель этого голоса сидел на высоком троне, укутавшись в черный плащ.
- Давненько у нас не было гостей. Что ж, располагайтесь как можно удобнее. Ведь по законам моей страны человек, однажды попавший сюда, уже не имеет права вернуться назад, в свой мир. Проводите гостей в их покои.

В этом месте прервите сказку. Дайте детям возможность продолжить, предположить, чем закончится это приключение. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку.

Ведущий . Отчаяние охватило нас. Мы сидели, не в состоянии вымолвить ни слова, в комнате, освещаемой лишь тусклой свечой, куда нас привели стражники. Как вдруг перед нашими глазами появилось розовое облачко, из которого вышло прекрасное создание.
- Тсс, не пугайтесь. Я пришла, чтобы помочь вам бежать. Я - фея Рада из Страны сказок. К сожалению, здесь, вблизи Злого Визарда, я не могу находиться долго. Но кое-что я все же успею сделать. Сейчас я превращу вас в насекомых, птиц и зверей. В этом обличье вам будет легче бежать. Остальное зависит лишь от вас. Приготовились?! Динь-дили-динь! - голос Рады растаял звоном колокольчика.
И мы, чувствуя себя непривычно в другом виде, бросились на поиски спасительного выхода.
Через несколько часов мы, уставшие от бега по извилистым коридорам, но довольные, что справились сами со столь опасным приключением, грелись в лучах послеполуденного солнца.
Лишь одно нас угнетало - мы не могли вернуть свой настоящий облик. Мы перепробовали все возможные заклинания, но результата не было. И, когда положение уже казалось безвыходным, на нас снизошло озарение. Мы поняли, как нам справиться с проблемой.

Упражнение «Пантомима»

Ведущий . Сейчас вы получите карточки с названием того существа, в которого вас превратила фея Рада. Посмотрите, что на них написано, но никому больше не показывайте. Для того чтобы превратиться в самих себя, вам нужно будет показать без слов то, что написано на вашей карточке, то есть то, во что вы были превращены. Игру начинает участник по номером «1».

Кодирование

Ведущий . Как только мы обрели свои настоящие тела, было решено как можно скорее бежать с этого острова. Но, когда мы пришли к месту, где оставили лодку, мы обнаружили, что от нее не осталось и следа.
Единственное, что мы нашли на берегу, была закупоренная бутылка с непонятным содержимым. Открыв ее, мы обнаружили послание:

5 7 5 2 9 6 3 1 2.
8 9 4

Ключ:
1 - о 2 - т 3 - л 4 - я 5 - и 6 - п 7 - щ 8 - ф 9 - е

Лабиринт

Ведущий . Тут же прилагалась карта (см. рис.).
Плот оказался совсем недалеко от берега. Мы с легкостью спустили его на воду и отправились в обратный путь. Казалось, что наше приключение подошло к концу, но все только начиналось, как мы убедились позже.


ИГРОТЕКА

Необитаемый остров

Психологическая игра для младших школьников

ЧАСТЬ IV. ПОГОНЯ

Ведущий . В то время, когда мы спускали плот на воду, Злой Визард узнал о нашем побеге и во что бы то ни стало решил нам помешать.

Игра «Плот среди скал»

Ведущий . Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки.
В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет плотом, а кто-то другой - рулевым.
«Плоту» мы завяжем глаза, а рулевой будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять плотом, чтобы тот не налетел ни на один утес.
Любой из вас может сейчас сказать: «Я хочу быть плотом» – и встать на любое место внутри круга, которое становится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал плотом, должен попросить кого-нибудь из вас стать рулевым, который будет управлять плотом в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем «плоту» глаза.
Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится плот в путешествие. Любой из ребят, образующих берег, может сейчас сказать: «Пусть плот плывет ко мне».
Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: «Мы хотим быть скалами». Эти ребята выходят в круг вместе со своими стульями и устраивают на предполагаемом маршруте следования плота такие скалы, через которые плоту будет достаточно сложно добраться до гавани.

Вы можете, конечно, регулировать количество «утесов» в зависимости от уровня развития и возраста детей.

«Скалы» остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их «плот». Рулевой же должен вести «плот» очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: «Сделай два маленьких шага вперед», «Стоп», «Повернись направо... Еще немного» и т.д.
Когда «плот» подойдет к конечной точке своего маршрута, «гавань» должна сказать «плоту»: «Ты достиг цели» - и радостно заключить «плот» в объятия.

Злому Визарду не удалось потопить наш плот, и он решил пойти другим путем. Он решил вселиться в одного из нас и таким образом расправиться с нами.

Игра «Ворвись в круг»

Ведущий . Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль.

Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Тот, кому это не удастся, и является воплощением Злого Визарда.
Если же всем детям удалось попасть в круг, то возможен следующий прием.

Да, Злой Визард очень хитер. Его не так-то легко разоблачить. Но у нас есть еще одна возможность лишить его силы.

Игра «Я - наоборот»

Участникам раздаются карточки. На одной из них есть надпись «Посвященный», а на другой - «Злой Визард», остальные пустые. Тот, кому попадет первая карточка, становится водящим. Его задача - найти Злого Визарда.
Посвященный задает детям вопросы об их внешних и внутренних особенностях, семье, увлечениях и тому подобном. Участники отвечают правду, и лишь Злой Визард отвечает наоборот. По ответам Посвященный делает выводы и разоблачает Злого Визарда.

ЧАСТЬ V. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Ведущий . Итак, Злой Визард побежден, и мы можем спокойно закончить наше плавание. Приключение очень сблизило нас, мы узнали друг о друге много нового. А что именно, вы нам сейчас и расскажете.

Упражнение «Рецепт приготовления друга»

Ведущий . Разбейтесь на пары. Сначала подумайте и вспомните все, что знаете о своем соседе: о его внешности, семье, о том, что он любит есть, с кем предпочитает играть, какую одежду любит носить, какие игры ему нравятся, где он обычно гуляет. Затем возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и напишите рецепт со всем необходимым для «приготовления» такого вот друга.
Например:
Рецепт для приготовления Димы
Состав:
- светлые короткие волосы,
- два карих глаза,
- веснушки,
- один большой, вечно улыбающийся рот,
- 28 блестящих зубов,
- одно сильное стройное тело.
Способ приготовления:
Все смешать. Добавить веселый смех и звонкий голос. Да побольше, иначе настоящего Димы не получишь. Лицо надо повернуть к солнцу, чтобы глаза сверкали ярче.
Ко всему прочему, не забудьте о футбольном мяче и кроссовках.

Обратите внимание детей на то, что упомянуты должны быть лишь положительные качества. По завершении процедуры соберите рецепты и зачитайте их (опуская имя), а дети должны будут угадать, о ком идет речь. После этого каждый ученик отдает свой рецепт партнеру.

Ведущий . Путь обратно был веселым и радостным. Мы чувствовали себя счастливыми, потому что нам удалось освободить Страну сказок от чар Злого Визарда. И мы знали, что удалось нам это лишь потому, что мы были вместе, все как один.

Упражнение «Ты мне нравишься»

Ведущий . Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как это сделать.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что...» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс».
Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более или менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше.
Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше...
Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните, что в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы: «Ты мне нравишься, потому что...», то позвольте им заменить ее словами: «Мне нравилось, как ты...»
Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Ведущий . Нашего прибытия ждали все жители Страны сказок, собравшиеся на берегу, чтобы поприветствовать нас.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ведущий . У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Игра проходит следующим образом: вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.
Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать еще одного. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Сценарий большой психологической игры «Путешествие на необитаемый остров».

Составила педагог-психолог МБОУ «СОШ №2 им. Д. Х. Скрябина» ГО «Жатай»

Уваровская Елена Александровна.

Пояснительная записка (актуальность):

Серьезные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться в группе, сотрудничать, устанавливать и сохранять отношения, соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

Общение и взаимодействие с другими людьми – это искусство. Умение строить отношения, находить подход к людям, располагать их к себе служит основой жизненного и профессионального успеха. Известно, что эффективность общения во многом зависит от того, как человек учитывает интересы, чувства и переживания окружающих его людей, как он способен устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающими.

Формирование и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы. Каждому школьнику необходима социально-психологическая подготовка. Необходимы знания и выработанные навыки, а для этого учащимся необходима помощь.

В предлагаемом внеклассном мероприятии обобщен опыт работы по развитию коммуникативных навыков. Игра-проживание может быть интересна как педагогам-психологам, так и классным руководителям.

    Название: игра-проживание «Путешествие на необитаемый остров».

    Цели и задачи игры:

создание условий для:

Развития готовности к сотрудничеству, умения присоединяться к группе, устанавливать и сохранять отношения;

Развития коммуникативных навыков, расширения представлений о способах конструктивного поведения;

Расширения сферы эмоциональных переживаний, развития умения справляться со своими эмоциями;

Построения своей деятельности в контексте ситуации и межличностных отношений, развития умений соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

    Описание проблем и задач развития, на решение которых направлена данная игра:

Игра направлена на диагностику и решение коммуникативных проблем и рекомендована для проведения в группе, где есть дети, которые:

    испытывают затруднения при знакомстве, бояться вступать в контакт;

    теряют интерес к дружеским отношениям в течение короткого времени;

    не умеют конструктивно взаимодействовать, управлять своими эмоциями;

    боятся строить отношения из-за прошлого неудачного опыта.

    Предполагаемый психологический результат:

Развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации,

Проживание различных эмоциональных состояний,

Развитие способности осознавать свои чувства,

Справляться со своими эмоциями,

Расширение представлений о новых способах конструктивного поведения,

Получение опыта решения проблемных ситуаций.

    Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:

Тип сюжета приближен к реальному.

На воздушном шаре участникам группы предлагается отправиться на необитаемый остров, который расположен в океане, и прожить там какое-то время, организовать совместную деятельность (поиски пищи, воды, разведение костра, постройка жилища и т. д.).

Это красивый зеленый остров с чистым воздухом и множеством маленьких голубых озер. На острове много плодовых деревьев, неизвестных нам, в зарослях – диковинных животных и птиц. Этот остров остался таким красивым до сих пор, потому что все на нем находится в полной гармонии. Но стоит на острове поселиться агрессии, эгоизму, лени, обиде, страху, раздражительности, остров сразу же начнет разрушаться. И, наоборот, если путешественники принесут с собой на остров положительные эмоции, остров станет еще прекраснее.

До острова участники группы добираются на воздушном шаре. Каждый может взять с собой в путешествие одну вещь, которая ему дорога или представляет для него наибольшую ценность и поможет ему в путешествии (вещь может быть как реальной, так и символичной).

В процессе всей игры инициативность и активность предоставляется самой группе. Участники группы сами распределяют роли, моделируют трудности, находят выход из создавшегося положения. Ведущий лишь «генерирует» возможные затруднения.

Действия участников обозначаются символически, оговаривая их и обозначая жестами. В помощь участникам предложены листы ватмана, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей.

По окончании игры (жизнь на острове налажена) участники возвращаются из путешествия, и проводится рефлексия.

    Время на игру и на обсуждение: от 1часа 15 минут.

    Участники:

    возраст участников 11 – 12 лет.

    размер группы 12 – 14 человек.

    сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих:

в качестве ведущего в игре участвует 1 взрослый – психолог. Ведущий выступает в качестве ведущего-наблюдателя и «генератора возможных затруднений».

    Оборудование и материалы:

стулья по количеству игроков, канат, магнитофон, листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

    Возможность продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя):

В деятельности психолога возможно продолжение игры в виде тренинга коммуникативных навыков, направленного на решение проблем, выявленных во время игры.

В деятельности классного руководителя возможно проведение общегрупповых мероприятий, направленных на развитие групповой сплоченности и решение коммуникативных проблем, выявленных во время игры.

    Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа:

этапа

Время

проведения

Задачи, решаемые на каждом этапе

Материалы, необходимые для проведения каждого этапа

Сбор в путешествие.

Ведущий предлагает отправиться в путешествие на необитаемый остров и предлагает взять с собой по одной вещи (символичной), представляющей ценность для участника.

Умение присоединяться к группе, устанавливать отношения.

«корзина воздушного шара» - стулья по количеству игроков, канат, обвязанный вокруг стульев.

Полет на воздушном шаре.

Ведущий предлагает участникам занять места на воздушном шаре и имитировать поездку.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Приземление на остров, распределение ролей.

Ведущий предлагает высадиться на остров, наметить план дальнейших действий и распределить кто и чем будет заниматься.

Построение своей деятельности в контексте ситуации и межличностных отношений.

Налаживание жизни на острове.

(поиск пищи, разведение огня, постройка жилища и т. д.)

Участники группы выполняют намеченный план действий (ведущий наблюдает).

Расширение сферы эмоциональных переживаний, развитие умений справляться со своими эмоциями, расширение представлений о способах конструктивного поведения, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других участников.

Листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Жизнь на острове.

Участники имитируют жизнь на острове, отдыхают, ходят друг к другу в гости. Ведущий наблюдает.

Развитие коммуникативных навыков, расширение представлений о способах конструктивного поведения.

Возвращение с острова, завершение игры.

Ведущий предлагает занять свои места на воздушном шаре и вернуться обратно. Ведущий благодарит за игру и предлагает участникам поблагодарить друг друга.

Развитие умения сохранять, установленные отношения.

«корзина воздушного шара», магнитофон (звучит негромкая мелодичная музыка)

Обсуждение игры.

(групповая рефлексия)

Участники рассаживаются по кругу и вместе с ведущим обсуждают игру.

Подведение итогов, выявление затруднений, выявление позитивных изменений.

Стулья по количеству игроков, расставленные по кругу.

    Формы обсуждения игры.

Групповая рефлексия – обсуждение игры проходит в форме обмена впечатлениями:

Что было трудно, что – легко?

Что самое важное?

Что помогало? Кто помогал?

Что мешало?

Какие чувства возникали на разных этапах игры?

Какие чувства участники игры испытывают сейчас?

Что понравилось и тронуло больше всего?

    Самоотчет ведущего.

После проведения игры ведущий проводит рабочую рефлексию – анализ личностных проблем, прогноз конфликтов, необходимость и формы дальнейшей коррекции.

Результативность работы:

В результате проведенной игры осуществляется диагностика и решение коммуникативных проблем, развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации, умения осознавать свои чувства, справляться со своими эмоциями. Участники игры расширяют представления о новых способах конструктивного поведения, получают опыт решения проблемных ситуаций.

ИГРА КАТОСТРОФА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Педагог-психолог

Седанова Валентина Анатольевна

ПЛАН ИГРЫ

Часть игры

Краткое описание

Реквизит

Организационный момент

Проверка, все ли участники собрались, объяснение, чем будем заниматься

Часть 1 Разминка

Энергизатор «Тормоз», «Аллигаторы»

Полоски бумаги, с расчетом чтоб на одну могла встать группа детей.

Часть 2 «Катастрофа на воздушном шаре»

Игра направлена на формирование групповой сплоченности, выявление лидерства, развитие коммуникативных умений.

Сначала ведущий дает вводную установку на игру. (легенда игры) А затем вручает игрокам список вещей, которые находятся в корзине. Этот список им предстоит проранжировать, т.е. выбрать из списка более и менее значимые вещи: какие из них нужно сразу выбросить за борт в целях спасения экспедиции, а какие сохранять и выбросить, только в крайнем случае.

Сначала каждый работает со своей карточкой индивидуально, затем в парах, потом в четверках, и так далее, стремясь договориться и принять общее решение. После этого происходит коллективное обсуждение.

Презентация с названием первой игры, иллюстрации, музыкальное и шумовое сопровождение, чтоб создать атмосферу игры.

Каждому участнику – писчие принадлежности бланк со списком вещей. Картонный планшет.

Часть 3. Игра «Необитаемый остров»

В задачу спасшейся экспедиции входит организация жизни колонии на необитаемом острове, для чего участники разбиваются на группы и разрабатывают свои проекты.

Ватман, фломастеры, писчая бумага, письменные принадлежности.

Часть 4. Рефлексия, подведение итог.

ЧАСТЬ 1. РАЗМИНКА

Энергизатор «Тормоз»

Участники соят в кругу.

Договоритесь, каким звуком будете обозначать звук, с которым заводится машина (например: «тр-тр»), и звук с которым она тормозит (например «стоп»).

Объясните, что если вы скажете «тр-тр», стоящий справа должен сказать то же самое и т.п. Если кто-то скажет «стоп», то движение начнется в противоположном направлении.

Задайте вопросы :

Какие качества участников тренирует упражнение?

Каков его психологический смысл?

Энергизатор «Аллегаторы»

Группа получает полоску бумаги.

Условие . Группа должна вообразить, что полоски – это лодки, а вокруг плавают аллегаторы. Если кто-то сойдет с полоски, того аллегаторы съедят.

Задача. Построиться по росту

Задайте вопросы:

Легкол вам было выполнить задание?

Что мешало в выполнении задания?

ЧАСТЬ 2. «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

Вступительное слово ведущего (инструкция к игре):

Итак, после полета на воздушном шаре вы все спаслись: кто-то упал прямо на сушу, кто-то - в воду и добрался вплавь. Вы все живы, раненым оказана возможная помощь, тяжелобольных нет. Правда, суша эта волею судьбы оказалась необитаемым островом. Вы предполагаете, что этот остров находится в стороне от линий движения морских судов и придется обустраивать свою жизнь здесь с расчетом на несколько лет. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть опасности: ядовитые растения, холодная зима, возможны визиты каннибалов (людоедов) с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку - почти нереально. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, тем более, что за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью следуют ярость и драки насмерть. Тут не место легкомыслию - вам нужно чем-то питаться и нужно выжить. Настройте себя соответствующим образом, наблюдайте за собой: как вы проявите себя в этой жизни.

С чего вы начнете? Сразу приходит на ум Робинзон Крузо и его первые шаги: разведка острова, поиск воды и пищи, сбор предметов и вещей, которые «могут пригодиться». Но ведь Робинзон был один, а вас целая группа, да еще каждый со своим характером!

После того, как удовлетворены первые материальные потребности и приняты меры безопасности, не кажется ли вам, что следует провести большой совет, чтобы определиться, как следует организовать жизнь на острове?

Вам необходимо решить следующие вопросы:

    1. Организация жизни, выживание. Какие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить вашу колонию пищей, одеждой, жильем? Как распределить обязанности: учитывать ли при этом индивидуальные возможности или у всех должен быть наряд, выполнение которого строго обязательно? Как обеспечить право на жизнь каждому? Или у вас не будет такого права? Как вы определите перспективы жизни на вашем острове? Что станет главной целью жизни вашей колонии?

      Власть: какой она будет? По какому принципу будет организована жизнь в вашей колонии? Из истории вы знаете различные типы организации человеческих сообществ: родоплеменное, монархическое, демократическое. Что возьмете за основу вы? Кто будет защищать интересы членов вашей колонии: общее собрание - вече, вождь, группа старейшин или группа сильнейших? Каким образом будет контролироваться выполнение? Какие меры будут применяться к тем, кто не выполняет решения или свои обязанности?

Какими мерами будут поддерживаться власть и порядок? Кто будет принимать окончательное решение: все жители колонии путем голосования или простое большинство? Или группировка самых сильных, авторитетных либо приносящих наибольшую пользу людей? А может быть, это будет делать лидер единолично? И каким образом будет контролироваться выполнение решений? Что будет, если приказ или поручение окажутся невыполненными?

    1. Кто и какие функции будет выполнять для осуществления жизнедеятельности колонии? Определите основные функции жителей, необходимые не только для выживания и защиты, но и для развития всего сообщества и его отдельных членов. Что кому-то надо освоить, чему научиться? По ситуации вы все - группа ученых-исследователей, так что большинству из вас физический труд незнаком. (Вспомните телевизионную игру «Последний герой», в которой известным актерам, политикам телеведущим пришлось учиться выживать на острове, при это еще и выполнять различные задания). Будете ли вы учитывать знания и умения каждого при распределении обязанностей, и как вы эти знания будете передавать другим? Как будут осваиваться новые знания и умения?

      Каков будет кодекс (правила, нормы) взаимоотношений жителей колонии? Разработайте свой свод правил, которые бы помогали решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, поддержанию порядка и добрых взаимоотношений. Как обеспечить активное участие каждого в жизни общества? Какие нормы взаимоотношений вы установите в своей колонии? Будет ли учитываться мнение меньшинства или даже одного человека при принятии решений? Будет ли иметь право жить в вашей колонии человек, который никого не слушает и никому не подчиняется? А если такой образ жизни сделает его обузой для других? Каковы пределы власти вашей колонии? Станет ли она вмешиваться в частную жизнь? Нужно ли предусмотреть санкции за нарушение правил? Будут ли у вас общие праздники? Какие традиции и ритуалы вы введете? Будут ли у вас свой герб, флаг, гимн?

Размышляя над этими вопросами, попробуйте составить свой свод законов - конституцию вашего острова.

На работу групп дается не более 20 минут, затем каждая группа по очереди представляет остальным свой вариант организации жизни колонии. Если предложения совпадают, то можно не повторять их полностью, а сказать, с чем из сказанного предыдущими группами согласны полностью, что хотели бы добавить. Когда все группы выступили, начинается коллективное обсуждение предложений. Чтобы их было видно всем, желательно, чтобы предложения были написаны на больших листах.

Следует очень хорошо настроить ребят на ситуацию на острове: ответить на интересующие их вопросы, подвести к тем проблемам, которые могут возникнуть в организации жизни, в защите и во взаимоотношениях людей, но при этом не подсказывать решения проблем. В процессе обсуждения можно применять «усиливающие» вербальные техники: «Правильно ли я вас понял...», «А что будет если...». Особое внимание следует обратить на то, как будут создаваться, обсуждаться и утверждаться законы жизни колонии.

Работу можно построить по следующей схеме:

      1. Формирование рабочих групп.

        Работа групп. Обсуждение и оформление законов по 4-м вышеуказанным позициям. Пятая группа разрабатывает эскизы герба и флага, подбирает текст и музыку для гимна.

        Защита: от каждой группы выступает один спикер, представляющий и комментирующий придуманные ребятами законы. Остальные группы имеют право задать по 1 вопросу на уточнение. Критические замечания не допускаются. Отвечать на вопросы групп может как сам спикер, так и любой член его группы. Время на выступление спикера - 3 минуты. На вопросы и ответы - 2 минуты.

        После того, как все спикеры выступили, за принятие законов голосует вся группа, в случае несогласия высказываются возражения, вносятся коррективы.

        Сравнение выработанных законов с Всеобщей декларации прав человека. В чем сходство и в чем их различие? Комментарий ведущего об истории создания декларации, о выполнении ее законов в мире. (если игра затягивается этот пункт можно исключить)

ЧАСТЬ 4. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Подведение итогов игры : «Мы с вами попробовали себя в роли законодателей. Создавая новое общество на необитаемом острове, мы опирались на общечеловеческие ценности: добро, истину, красоту. Мы пытались разобраться в таких понятиях как свобода, выбор, ответственность. Этого можно достичь, если на первом месте - взаимопонимание и уважение между людьми. Именно на этих ключевых позициях строятся основные законы обитателей нашей планеты Земля.

К сожалению, они декларируются, но не везде и не всегда выполняются.

Вопросы для обсуждения :

    1. Понравилась вам игра?

      Как вы считаете, ваш класс сплоченная команда? Почему?

      Что для вас было наиболее трудным? Что далось легко?

      Изменились ли в ходе игры ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?

      Есть ли еще права, которыми вы бы хотели дополнить Свод законов?

      Почему работа над Сводом законов была для вас полезной?

      Какие из придуманных законов для острова можно использовать в любом людском сообществе, а какие были созданы, исходя из обстоятельств?

      Какие из придуманных законов вы бы оставили для жизни вашего класса?

Использованная литература:

    Материалы

Приложение 1

Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара

п/п

Наименование вещей

Вес

Решения

Один

Группа

Посуда (котелки, миски, ложки, кружки)

12 кг

Ракетница с сигнальными ракетами

б кг

Аптечка с медикаментами

7 кг

Топоры, лопата, ломик

12 кг

Консервы мясные

20 кг

Винтовка с запасом патронов

25 кг

Большая палатка (на 10 мест)

10 кг

Канистра с питьевой водой

20 л

Шоколад и конфеты

15 кг

10.

Баллоны с кислородом

50 кг

11.

Рыболовные снасти

1 кг

12.

Транзисторный радиоприемник

2,5 кг

13.

Лодка резиновая, надувная

20 кг

14.

Фото и кинокамеры

25 кг

15.

Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам)

5 кг

16.

Теплая одежда и одеяла

50 кг

17.

Уникальный зверь для зоопарка

25 кг

18.

Комплект географических карт

2 кг

19.

Материалы ваших научных исследований (8 папок)

6 кг

20.

Соль, сахар

5 кг

Данная игра рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. В условиях лагеря такая игра будет наиболее эффективна в оргпериод. Нацелена на развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща. Усиливая элемент драматизации, эту игру можно превратить в эффективное средство для осознания участниками своих целей и ценностей, для выявления взаимоотношений участников игры. Также игру можно провести в другое время сезона, но следует иметь в виду, что полученный результат будет другим.
Ведущий. Представьте себе, что вся наша группа оказалась на большом океанском корабле, совершающем рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, но волею судьбы половина членов нашей группы оказалась в одной шлюпке, а половина - в другой.
В данной игре представляется необходимым деление на две группы по многим причинам, в частности - для усиления азартности, соревновательности. Поделить группу можно разными способами. Например, так: Ведущий быстро командует: «Встаньте те, кто сразу начнет спасательные работы!» Первые двое, кто вскочил со своего места, объявляются руководителями спасательных работ. Каждому из них предлагается выбрать одного участника, которого он увлечет в свою шлюпку. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя весьма дискомфортно. Поэтому ведущий должен сделать эту ситуацию позитивной, например предложив лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника. Пусть лидер произнесет краткий монолог и докажет, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его шлюпке. После этого участник сам выбирает для себя команду. Члены обеих команд образуют два отдельных круга.
Ведущий. Штормовые волны разметали шлюпки и унесли их в разные стороны от места кораблекрушения. Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на обеих шлюпках увидели на горизонте землю. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а острова, и, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Обе шлюпки разлетелись в щепки от удара о каменные рифы, но до берега уже можно было добраться вплавь. Через некоторое время и та и другая команда ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, для того чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами.
На каждом этапе на обсуждение выделяется до пятнадцати минут. Если группы вырабатывают свое решение быстрее, то они сообщают об этом ведущему. Участники обсуждают ситуацию. Ведущему следует обратить внимание на то, как организуется дискуссия, кто ею руководит, слушают ли люди друг друга. Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения. На этом этапе, как правило, сообщения не отличаются разнообразием: острова покрыты тропическими лесами, климат мягкий, опасных хищников нет, зато имеются козы, есть вода и полно фруктов. «Робинзоны» активно изучают свои острова и старательно подают сигналы спасателям.
Ведущий. Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными. Однако день проходит за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. И вы начинаете догадываться, что острова оказались удаленными от оживленных морских и воздушных путей и, может статься, спасатели уже прекратили поиски пассажиров корабля, посчитав их погибшими. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как-то обустраиваться. Итак, что же вы предпринимаете?
На этой стадии работы происходит более глубокое погружение в игровую реальность. Обозначаются приоритеты в целях и смыслах жизни на острове, предлагаются разнообразные способы добывания пищи и организации досуга (некоторые «поселенцы» создают кружки художественной самодеятельности, некоторые - лектории по всем областям знаний, дабы не растерять культурный багаж, и т.п.). После сообщений каждой группы о своем житье-бытье на острове, ведущий может задать следующие вопросы:
Как вы строите отношения друг с другом?
Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он?
Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни?
Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает?
Фактически участники групп начинают проектировать новое устройство мира, создавать его по тем законам, которые они считают правильными и необходимыми.
Ведущий. Итак, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло два года... И однажды волны прибоя вынесли на берег остов небольшой яхты. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Однако в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты - топоры, пилы, гвозди и прочее, а кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка, разумеется, породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю на всякий случай, что координат своего острова вы не знаете.
Участники дружно сочиняют письма, часто проявляя изобретательность в способах описания местоположения своего острова и с юмором рассказывая о своей жизни. Письма зачитываются вслух.
Ведущий. Письмо отправлено. Но ведь теперь у вас появились плотницкие инструменты. Что вы с ними будете делать? Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?
Посовещавшись, команды, как правило, решают строить плот, чтобы попытаться на нем добраться до материка. С этого момента сценарии событий на двух островах могут существенно различаться. Возникает несколько линий развития, и ведущий должен быть готов к неожиданным поворотам и импровизациям. Дело в том, что, например, часть какой-то команды захочет отправиться в рискованное плавание на плоту, а часть может воспротивиться этой идее. Ведущий предлагает участникам каким-то образом решить эту проблему. Если «мореплаватели» все-таки настаивают и готовы «отколоться» от основной массы, ведущий просит их сесть в стороне от круга («вы в пути»). В другой команде, возможно, такого раскола не происходит и они едины в своем решении - плыть или не плыть. Если на островах кто-то остался, ведущий дает новую вводную.
Ведущий. Через некоторое время очень далеко на горизонте вы увидели силуэт большого корабля. Но он прошел мимо, и люди с него не заметили подаваемых вами отчаянных сигналов. Через сутки к берегу прибило маленький одноместный катер. Он был абсолютно новенький, с полным баком бензина. По-видимому, его случайно обронили с борта проходившего ранее корабля, а может быть, его смыло волной. Так или иначе, у вас появился еще один шанс. Воспользуетесь ли вы им и как?
Это один из самых интересных моментов в игре. Участники быстро приходят к мысли, что отправиться на поиски земли на маленьком одноместном катере - занятие очень рискованное. Ведь если бензин закончится раньше, чем встретится земля, храбрец-одиночка вынужден будет дрейфовать по бескрайнему океану, пока не умрет от голода и жажды. Кто решится на это? Драматический выбор. Почти всегда находятся люди, готовые к самопожертвованию. (Некоторые предлагают компромиссный вариант: искать землю до тех пор, пока бак не опустеет наполовину, после этого возвращаться - впрочем, риск все равно остается.) С этого момента практически всегда возникает необходимость разных инструкций для жителей каждого из островов. Опытный ведущий может придумать собственные ходы. Вот несколько вариантов (при любом из них участники обязательно должны принять какое-то определенное решение).
Первый вариант (кто-то уплыл на плоту)
Ведущий. Вы не успели удалиться от острова на слишком большое расстояние, как увидели движущееся прямо к вам судно. Ваши крики были услышаны, не прошло и нескольких минут, как вы уже были подняты на борт. Радость переполняла вас, вы взахлеб рассказывали капитану о годах, проведенных на острове, просили его изменить маршрут, чтобы забрать с острова ваших товарищей. Капитан согласился. Однако радость ваша оказалась, увы, преждевременной: это было судно современных пиратов-работорговцев. Наивно указав путь к острову, вы превратили ваших друзей в пленников. Между тем, как это бывает свойственно жестоким людям, капитан-пират вдруг проявил сентиментальность. Приняв во внимание пережитые вами злоключения, он решил сделать благородный жест и оставить вас на острове, но не всех: двоих - по вашему выбору - он заберет с собой, чтобы продать наркодельцам для работы на маковых плантациях. Он дал вам время до утра, а утром эти двое должны явиться к нему на корабль. Решайте, как быть в такой ситуации!
Второй вариант (все остались на острове)
Ведущий. Однажды утром вы увидели входящее в бухту острова судно. Вы не поверили своим глазам: наконец-то сбылась ваша мечта о встрече с людьми. Вы бросились к берегу навстречу отошедшей от корабля шлюпке. Как только шлюпка причалила, вы бросились к морякам и стали взахлеб рассказывать о своей судьбе...
Далее события сходны с описанными в первом варианте. Снова возникает ситуация драматического выбора. Иногда появляются добровольцы, готовые пожертвовать собой для спасения остальных, - часто это связано с их уверенностью, что они смогут бежать из плена. Бывает, что участники решают сдаться пиратам вместе. Возможен и вариант, когда участники приходят к мысли вступить с пиратами в бой. Ведущий, разумеется, не вмешивается и не комментирует происходящее, однако ему придется придумывать дальнейшие сюжетные ходы в задаваемой логике.
Третий вариант (все участники группы становятся пленниками пиратов)
Ведущий. Капитан запер вас в трюме, и судно отправилось в море. Не прошло и двух суток, как по суете и крикам наверху вы поняли: что-то произошло. Загремели выстрелы. Пиратское судно догоняли полицейские катера. Не зная о том, что у пиратов есть пленники, полицейские открыли огонь из пушек и пулеметов. В трюме вспыхнул пожар, но, на ваше счастье, из-за попадания снаряда образовалась пробоина в потолке. Через узкое отверстие можно по очереди вылезти на палубу. Но огонь полыхает во всю. Нельзя сказать, все ли успеют выбраться из горящего помещения. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?
Четвертый вариант (находятся двое, которых отдают пиратам, или участники решают вступить с пиратами в схватку)
Ведущий. Вы укрылись от врагов в пещере. Но вот незадача: именно в этот момент внезапно проснулся давно спавший вулкан. Начавшееся извержение сопровождалось мощными подземными толчками, от которых стали рушиться своды пещеры. Камнями почти завалило вход - осталось только совсем небольшое отверстие, в которое едва можно протиснуться. В любую минуту потолок пещеры обвалится, и вы все можете погибнуть. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?
То, как поведут себя участники группы, во многом отразит систему отношений, возникших между ними, и ясно высветит многие жизненные ценности и ориентации детей. Эта процедура довольно жесткая, но, в группах старшеклассников можно рискнуть. Разумеется, по окончании игры следует особенно подробно обсудить чувства и мысли ребят именно в этот момент, все высказанные предложения и те критерии, на которые они опирались при выборе линии поведения. Эта ситуация является кульминационной. После нее надо переходить к последнему этапу игры. Игру необходимо завершить на положительном настрое.
Ведущий. Вам всем удалось выбраться на палубу (из пещеры). И вы сразу увидели приближающихся к вам вооруженных людей. Но пугаться уже не стоит: это полицейские из специального отдела по борьбе с наркомафией и российские моряки. Над вашей головой ревел двигателями вертолет. Эти люди появились неслучайно: в открытом море они встретили плот, на котором плыли ваши друзья (одноместный катер, на котором отправился за помощью N), и узнали о постигших вас злоключениях. Через несколько дней вы были уже дома.
Ведущему важно не забыть всех персонажей и «вернуть» их домой тем или иным образом. После поздравлений в связи с окончанием приключений следует перейти к обсуждению игры.
Вопросы для обсуждения
Довольны ли вы пережитыми приключениями?
Какие эпизоды игры оказались для вас наиболее интересными?
В каких ситуациях вам было особенно трудно принять решение?
Удовлетворяли ли вас решения, к которым приходила группа?
Почему вы решились (не решились) отправиться в плавание на плоту (на одноместном катере)?
Почему это рискнул сделать N?
Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации выбора, кого отдать в жертву пиратам?
Легко ли вы согласились с местом, которое вам отвели в очереди к спасению во время пожара (землетрясения)?
Проявляли ли вы сами активность во время жизни на острове и других событий или предпочитали следовать за лидерами?
Кто был лидером? Почему? Было ли ему дано это право группой или он сам взял инициативу в свои руки?
Игра может занять более двух часов. Однако не следует экономить время на обсуждение. Оно должно быть подробным и многосторонним - только тогда за увлекательной фабулой игры участники тренинга увидят глубокий психологический смысл.