Как построить экскурсию. Индивидуальный текст экскурсии. Описание товаров и услуг


* В расчетах используются средние данные по России

49 000 ₽

Стартовые вложения

121 500 ₽

81 000 ₽

Чистая прибыль

2 мес.

Срок окупаемости

Городские пешеходные экскурсии - это вид досуга, позволяющий глубже погружаться в историю улиц. В бизнес-плане мы рассмотрим экскурсии с элементами спектакля, которые смогут приносить от 80 тыс. руб.

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

В настоящем бизнес-плане рассматривается проект по осуществлению пешеходных экскурсий в городе с населением более 1 млн. человек. Проект представляет собой проведение мероприятий в формате “экскурсия + уличный спектакль”. Финансовые средства, необходимые для старта проекта, составят 49 тыс. руб. и будут использованы для закупки экскурсионного инвентаря, создание презентационных материалов, приобретение костюмов актеров и сценических атрибутов.

Прогнозируемый объем выручки в месяц при проведении одной экскурсии в неделю и участии в ней 15 экскурсантов составит 121,5 тыс. руб., чистая прибыль 81,5 - тыс. руб. Финансовый план рассчитан на трехлетний период деятельности. После этого планируется расширение видов экскурсий и обновление программы мероприятий. Проект потребует подготовительного этапа сроком 3 месяца, необходимого для написания сценария, проведения тестовых экскурсий и репетиций, а также создания рекламной продукции и предварительного наполнения соцсетей.

Таблица 1. Ключевые показатели проекта


2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

Городские пешеходные экскурсии - это набирающий популярность вид экскурсий, позволяющий участникам более глубоко погружаться в историю улиц, исследовать объекты и представлять себя участниками минувших событий. В отличие от автобусных экскурсий они позволяют прокладывать более маневренные маршруты и давать участникам логический и последовательный зрительный ряд. Длина таких маршрутов обычно не превышает 6 километров, продолжительность же составляет не более 3 часов.

С точки зрения организации пешеходные экскурсии требуют гораздо меньше финансовых и временных затрат, так как отпадает необходимость заключать договор с транспортной компанией, согласовывать время движения с водителем и подгонять маршрут экскурсии под правила дорожного движения. В то же время создание пешеходного маршрута требует более продуманного сценария. Объекты показа должны находиться довольно близко друг к другу. От экскурсантов необходима физическая готовность, а от экскурсовода - умение держать темп и вовремя подгонять отставших от группы. Особенностью экскурсионного бизнеса в крупнейших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург является высокий уровень конкуренции. В других городах-миллионниках и региональных центрах с населением менее миллиона жителей, конкуренция не столь значительна, однако сразу выделиться на фоне действующих предложений довольно трудно.


Настоящим проектом предлагается организация мероприятий, формат которых будет сочетать экскурсию с тематическим спектаклем на тему истории города. Выбор данного формата был обусловлен высокой конкуренцией среди организаторов экскурсий. С одной стороны подобное мероприятие потребует больших временных и финансовых затрат на организацию, с другой стороны при хорошем позиционировании - привлечет внимание общественности и может стать одним из знаковых культурных событий в городе. Проект будет реализован собственными силами на базе имеющихся у организатора знаний по истории города и интереса к краеведению, наличия некоторых умений в данной области, сертификата о прохождении курсов для экскурсоводов, а также личных связей с творческими личностями города, которые будут привлечены к участию в спектакле в качестве партнеров.

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

На начальном этапе будет разработано два сценария экскурсий, каждый из которых будет включать небольшой 30-минутный уличный спектакль на тему экскурсии. Продолжительность одного из мероприятий составит 3 часа, другой - 2 часа 30 минут. Стоимость участия будет разделяться для детей и взрослых (см. Табл 2). Стоимость была определена с учетом анализа предложений конкурентов. Так, стоимость обычной пешеходной экскурсии в регионах варьируется от 400 до 650 рублей, стоимость автобусных экскурсий либо экскурсий с какими-либо дополнительными услугами, в том числе квестом, кофе-брейком и т. д. составила от 1100 до 1500 рублей. Таким образом, 800-950 рублей - это, с одной более дорогой вариант по сравнению с обычными экскурсиями, но в то же время более выгодный на фоне аналогичных предложений.

Таблица 2. Описание товаров и услуг


Также отметим, что на старте проекта планируется провести две-три бесплатных экскурсии для привлечения внимания к проекту, когда экскурсанты сами определят уровень вознаграждения для гида. Помимо этого в бесплатном порядке экскурсантам будут доступны аудиоматериалы и фотоматериалы, предлагаемые экскурсоводом по ходу экскурсии, поощрительные призы за активность во время экскурсии (значки, сувениры, брелоки и прочее).

4.ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Целевой аудиторией проекта станет, с одной стороны, возрастная аудитория, активно интересующаяся историей города (преимущественно женщины возрастом от 35-40 лет), с другой стороны - творческая молодежь от 18 до 30 лет, а также туристы и гости города. Процесс организации продаж и рекламы потребует реализации нескольких этапов.

    Подготовительный этап. На данном этапе за два месяца до начала продаж создаются страницы в социальных сетях “Вконтакте”, “Одноклассники” и Instagram, которые планируется использовать как генераторы основного потока в основной период работы. Сообщества наполняются тематическим контентом по истории города, производится предварительный набор целевой аудитории, публикуются рекламные сообщения о наборе пробных бесплатных экскурсий. Создается сайт-одностраничник с основной информацией о стоимости, времени проведения экскурсий, маршруте и контактами для предварительной записи. Происходит создание рекламных шаблонов и распечатка рекламных объявлений.

    Начальный этап. Проводятся две-три бесплатных экскурсии, во время которых производится фотосъемка, собираются отзывы участников, устраняются возникшие по ходу пробелы в организации. По возможности привлекается внимание интернет-СМИ и телевидения. Далее публикуются рекламные посты в популярные группы города в социальных сетях. Происходит активная раздача рекламных объявлений в посещаемых туристами местах.

    Основной этап. Текущая рекламная деятельность с использованием всех имеющихся каналов для выхода на целевую аудиторию. Параллельно происходит налаживание контактов с руководителями музеев, культурных и развлекательных учреждений, антикафе, которые могут размещать рекламу на собственных площадках, происходит раздача объявлений. В качестве дополнительных каналов притока клиентов также могут использоваться:

    собственный блог экскурсовода по истории города;

    партнерство с туристическими фирмами с передачей клиентов за процент;

    партнерство с информационными туристическими центрами (передача клиентов за процент, размещение рекламы или визиток).


Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

В таблице 3 представлены примерные расходы на рекламные цели в основной период работы. Наполнение контентом групп в социальных сетях и обновление информации на сайте планируется организовать собственными силами. Заявки на участие в экскурсии будут приниматься в телефонном режиме, сбор оплаты будет осуществляться организатором перед началом мероприятия. В дальнейшем планируется использование специальных сервисов (timepad и прочие).

5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

На начальном этапе проведение экскурсий-спектаклей планируется организовывать с частотой раз в неделю - по субботам или воскресеньям, в дневное время. Для создания спектаклей потребуется нанять актеров из числа добровольцев актерского кружка при одном из вузов города. Актерский состав включит пять постоянных актеров и трех человек, играющих либо эпизодические роли либо вызываемые на подмену. Для начала деятельности потребуется приобрести необходимый сценический и экскурсионный инвентарь. Расходы на эти цели составят около 39,2 тыс. рублей.

Таблица 4. Перечень необходимого оборудования и инвентаря

При проведении одной экскурсии в неделю с учетом участия в ней 10 взрослых экскурсантов при среднем чеке в размере 900 рублей, месячная выручка составит 81 тыс. руб. Такого плана планируется придерживаться в течение первого года работы. План на второй год работы составит 15 участников на экскурсию, т.е. 121,5 тыс. руб в мес. В дальнейшем при увеличении числа участников и организации двух экскурсий в неделю плановая выручка может быть увеличена в полтора-два раза.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Проект потребует подготовительного периода сроком 3 месяца, в течение которого создается маршрут экскурсии, сценарий спектаклей, организуются репетиции, подбор актеров и т.д. В отличие от многих стран мира в России лицензия на оказание экскурсионных услуг не требуется. Для того чтобы деятельность осуществлялась в рамках правового поля необходима лишь регистрация ИП . Коды деятельности по ОКВЭД:

  • 79.90.2 Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг
  • 79.90.22 Деятельность самостоятельных экскурсоводов и гидов по предоставлению экскурсионных туристических услуг.

Срок оформления документов на регистрацию ИП составит 3 дня. Госпошлина - 800 рублей. Наиболее целесообразная система налогообложения для данного вида бизнеса - упрощенная, где объектом налогообложения выступает доход 6%.

Документы для бизнеса на пешеходных экскурсиях:

Приведем и перечень документов, необходимых для ведения деятельности в рамках правого поля:

    договор на оказание услуг , где будут указаны все предложения экскурсий, свои обязательства и те моменты, за которые компания ответственности не несет;

    должностная инструкция для сотрудников . В ней подробно описываются служебные обязанности для каждой должности и план действий в случае возникновения внештатной ситуации;

    договора с сотрудниками . Не обязательно по ТК, но договорная основа должна быть зафиксирована;

    для сотрудников (желательно) - документ, который подтвердит статус преподавателя истории/культуры/филологии и т.д. либо право заниматься турбизнесом.


Дополнительно необходимо составить памятку для клиентов, правила безопасного поведения на маршруте и список возможных источников опасностей, с которыми можно столкнуться. Также в некоторых случаях экскурсоводам требуется аккредитация. Например, для проведения экскурсий иностранцам необходимо спецразрешение гособразца.

Команда проекта

Команда проекта включит двух организаторов и одновременно исполнителей проекта в лице экскурсовода и руководителя театральной труппы, а также непосредственно актеров.

    Экскурсовод. Это человек, обладающий историческим или филологическим образованием, знающий английский язык, увлекающийся краеведением и историей города, имеется сертификат о прохождении курсов экскурсовода от специализированного учебного центра, готовящего кадры для туристической отрасли. Личностные качества: коммуникабельность, грамотная речь, поставленный голос, креативность и находчивость, талант педагога и психолога, терпеливость.

    Руководитель театральной труппы. Имеет опыт работы режиссером в студенческом театре, талант организатора, рекламщика, оформителя.

    Актеры. Группа актеров из восьми человек (пять регулярных актеров, трое - на подмене), участники крупных театральных конкурсов, городских спектаклей, труппа при студенческом театре. Оплата труда актеров составит 500 рублей за спектакль. По опыту подобных проектов рекомендуется подбор запасной труппы на все роли (в случае болезни актеров, неявки на репетиции/спектакль по семейным или другим причинам и т.д.).

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план учитывает все доходы и расходы проекта. Стартовые вложения в проект составят 49 тыс. рублей. В расходы основного периода работы войдет оплата труда актеров - 22500 руб., расходы на рекламу и продвижение проекта. Подробный финансовый план проекта с учетом налоговых отчислений приведен в Приложении 1.

Таблица 5. Инвестиционные затраты проекта

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Оборудование и инвентарь

Оборудование для экскурсий

Инвентарь для спектаклей

Нематериальные активы

Оформление ИП

Печать листовок

Средства на оплату труда актеров (на 2 первые экскурсии)


Таблица 6. Расходы основного периода







8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Благодаря минимальным вложениям проект способен окупиться уже на второй месяц с момента начала продаж экскурсий. Годовой оборот проекта в первый год составит 972 тыс. руб., чистая прибыль - 521,8 тыс. руб. Рентабельность - 53%. Годовой оборот во второй год - 1458 тыс. руб, чистая прибыль - 978,2 тыс. руб., рентабельность - 67%.

9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

Проект потребует минимальных вложений в открытие, полностью отсутствуют расходы на арендную плату и привязка к какой-либо недвижимости и материальным ценностям (продуктом выступает интеллектуальный и актерский труд) в связи с чем все финансовые риски минимальны. Большинство возможных трудностей могут быть связаны с внутренними проблемами - ошибками в организации, неверным продвижением, неправильным преподнесением информации экскурсантами и т.д. Предотвращаются эти риски, во-первых, путем тщательной подготовительной работы, которая должна включать написание качественного сценария экскурсии и спектакля, их тестовую “прогонку”. Во-вторых, Важен грамотный анализ рынка: мониторинг всех действующих предложений в сфере, анализ ценовой и рекламной политики конкурентов, их методов сглаживания фактора сезонности и прочее. Ключевым же фактором для основного периода будет работа над повышением качества услуги, расширение перечня услуг, осуществление обратной связи с клиентами и реклама.

Существуют и внешние рисковые факторы - конкуренция, неблагоприятная ситуация в экономике страны, влияющая на платежеспособность населения и заставляющая отказываться от досуга и прочее. Для минимизации этих факторов необходимо качественное продвижение с первых дней существования проекта, а в перспективе - обретение статусности и признания мероприятия как значимого культурного события города, которое посещают представители средних и крупных компаний и которое активно советуют туристам и гостям города.

2495 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 365277 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

«КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ЭКСКУРСИЮ В МУЗЕЕ»

Цель: ознакомление педагогов с основными аспектами опыта работы

по организации и проведению экскурсии в школьном краеведческом музее.

Задачи мастер-класса:

Передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной проблемы;

Создавать эмоциональный положительный настрой на деловое сотрудничество, стимулировать активность участников через включение педагогов в работу по подгруппам;

Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: мультимедийная установка, музейные экспонаты, тексты, документы, раздаточный материал.

План

    Организационно-мотивационный этап (индукция)

    Презентация опыта

    Создание проблемной ситуации

    Моделирование (имитированная игра)

    Физкультминутка

    Афиширование

    Подведение итогов

    Рефлексия

Ход мастер класса

    Организационно-мотивационный этап

Приветствие участников мастер-класса.

Объявление темы.

Совместное целеполагание.

Что необходимо сделать, чтобы подготовить и провести экскурсию в музее?

Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение

«Свободный разговор»:
- Поговорим? - О чем? - О разном и о прочем. - О том, что хорошо, - И хорошо не очень. - Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно. - Поговорим? - Поговорим. - Вдруг будет интересно.

II . Презентация опыта

Это наше 1 занятие, на котором мы познакомимся с краеведческим музеем средней школы №1 , его разделами. У вас на столах лежат визитные карточки музея. В ходе заочной экскурсии в наш школьный краеведческий музей вы более подробно познакомитесь с ним.

( Презентация о школьном краеведческом музее ГУО «Средняя школа № 1 г. Старые Дороги имени Героя Советского Союза Ф.Ф. Куликова» ).

    Создание проблемной ситуации

А теперь пришло время поставить задачу нашей встрече. В ходе вашей работы мы выберем экскурсоводов, исследователей, журналистов, тех, без кого невозможно представить деятельность ни одного музея.

Перед тем, как отправиться на экскурсию я хочу вас угостить и пригласить в наш музей. (Участникам предлагается выбрать конфету)

Сейчас попрошу занять место за столом, который совпадает с цветом вашего раздела .

Мы находимся с вами не в нашем музее, но у вас есть уникальная возможность посетить его не только виртуально через презентацию, но и реально разглядеть, оценить и поработать с экспонатами с помощью мобильного музея – «Музея в чемодане». Как вы думаете, что можно вместить в такой небольшой чемодан ?

Я хочу вам предложить вместе научиться оценивать музейный экспонат, давать ему характеристики и говорить о нем. Ведь не зря же существует высказывание: «Вещи говорят!»

Участникам мастер класса предлагается совместная работа с мастером.

Не изучив до конца, невозможно судить о предмете в целом. Вашему вниманию предлагается один из экспонатов нашего школьного краеведческого музея – гляк (сосуд). Наша задача – описать его и выяснить, где, когда, кем, для чего он применялся и какой материал использовался для его изготовления. Полученную информацию мы должны применить для того, чтобы составить текст экскурсии и провести ее.

    Моделирование

(Работа в группах)

I. На столах лежат музейные экспонаты, документы, тексты.

Каждой группе необходимо:

1. Составить рассказ с показом экспоната с пояснениями (для журналистов)

2.Познакомиться с архивными документами и сделать вывод (для исследователей)

3.По предложенному тексту провести экскурсию по своему разделу (для экскурсоводов)

1 группа ( Стародорожчина литературная) (книги стародорожских авторов: К.Цвирко, А.Усеня)

2 группа (Шла война народная) (пилотка, письма с фронта)

3 группа (Народные промыслы) (пояс, миска гончарная)

4 группа (Матуля-школа) (перо с чернильницей, прошение на открытие школы)

5 группа (Край Стародорожский) (книга «Старые Дороги», камень с отверстием (орудие труда) 2-1 тыс. до н.э.).

    Физкультминутка

    Афиширование

(Презентация групповой работы участников мастер-класса)

    Подведение итогов

1 . По завершении работы каждому вручается звание:

    экскурсовод,

    исследователь,

    журналист.

2 .Совместная практическая работа

Эмблема краеведческого кружка. Чтобы надолго сохранить в памяти воспоминания о посещении различных интересных мест, люди обычно приобретают предметы с изображением каких-либо объектов той местности, где они побывали. Мы также вместе с вами соберем эмблему нашего учреждения образования. Собираем из мозаики эмблему средней школы

1. У каждой группы на столе лежит элемент пазла для единого рисунка. (Приклеиваем на большом ватмане).

Вот и я считаю, что после нашего мастер класса у вас появилось представление о том, в чем заключается работа музейного работника. После собственных попыток описать экспонат, составить о нем рассказ и применить его во время экскурсии запомнится вам надолго.

    Рефлексия

Игра «Чемодан ПОЖЕЛАНИЙ»


Каждому участнику по очереди: все участники группы на прощание собирают «чемодан пожеланий», кладя в него экспонаты, с которыми они работали. Каждый высказывается и обязательно выражает свое восхищение положительными сторонами личности и формулирует свои пожелания.

Что вы получили от мастер-класса?

Оправдались ли ваши надежды?

Большое спасибо за работу.

Неоспоримо одно:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Я хочу, чтобы все услышанное также вы пропустили через свое сердце, тогда у вас все получится.

Глина

Заужен к верху, широкий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Музей СШ №1, раздел: народные промыслы Глина

Заужен к верху, щирокой закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Удовлетворит.

Хранение молока

Музей СШ №1, раздел: народные

промыслы

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Узкий, самотканый из цветных нитей

Удовлетворит.

Ношение одежды

Глина

щирокая закругленной формы

Удовлетворит.

Для продуктов питания

Стекло, металлическое перо

Перо с рукояткой, квадратная чернильница с подставкой для пера

Удовлетворит.

Написание текстов

бумага

письмо

Копия

Открытие школы

Книга

«Старые Дроги»

бумага

Книга с иллюстрациями города

Удовлетворит.

Изучение истории города

Камень

Камень с отверстием внутри для рукоятки

Удовлетворит.

Обработка шкур

Каменное орудие труда: к. II – нач. I тыс. до н.э., д. Левки, Стародорожский район, в ходе полевых работ учащихся

Книга «Старые Дороги»: подарок учителя истории Станилевич И.М.

Письмо-прошение на открытие школы:

Перо с чернильницей: к. XIX – нач. XX века, подарок учащихся

Миска гончарная: к. XIX – нач. XX века, дар музею от местной жительницы д. Старые Дороги

Пояс тканый: нач. XX века, дар музею от местной жительницы д. Залужье

Пилотка:

Письма с фронта:

К. Цвирко:

А. Усеня:

Государственное учреждение культуры

4. организованность осмотра

5. наличие маршрута

К особенностям музейных экскурсий следует отнести большую подвижность и частую смену тематики и маршрутов вследствие постоянного развития экспозиции (введение новых тем, экспонатов, частичные реэкспозиции и т. п.). Музейная экскурсия ограничена пространством экспозиционного помещения. Экскурсовод в ходе проведения экскурсии не может прибегнуть к паузам; ограничены его возможности для разрядки, подготовки группы к восприятию нового материала. Часто экспонаты, предстающие перед экскурсантами в разнообразии и множестве, рассеивают внимание группы, и экскурсоводу приходится приложить немало умений и усилий, чтобы организовать и направить внимание аудитории на нужный экспонат.

Всё вышеперечисленное следует учитывать при подготовке и проведении экскурсии по музею.

В зависимости от широты тематики, глубины её раскрытия экскурсии делятся на обзорные и тематические. Также в ряде случаев имеют место цикловые экскурсии.

Самый распространённый тип экскурсии – обзорная экскурсия .

Цель её – дать посетителю общее представление о музее, его коллекциях, экспозиции в целом.

Тематическая экскурсия – это экскурсия по одной конкретной теме. Она ставит задачу полного и глубокого раскрытия темы при использовании максимума относящегося к ней материала, представленного в экспозиции.

Тематические экскурсии возможны не во всех негосударственных музеях. Наличие их зависит от профиля музея, характера его основной тематики, экспозиционной площади, количества разделов и тем, а самое главное – от разнообразия и богатства музейного материала.

Цикловые экскурсии для негосударственных музеев явление редкое, так как требуют объединения экскурсий единой темой, работы с одной и той же группой посетителей в определённой последовательности в течение определённого времени.

II. Подготовка музейной экскурсии

1. Началом работы над новой экскурсией является определение темы, цели, круга вопросов, которые необходимо осветить .

Все эти составные начального этапа работы зависят, прежде всего, от профиля музея, коллекций, которые представлены в экспозиции, а также спроса посетителей.

IV. Методика ведения экскурсии

Основные методы и приёмы проведения экскурсии намечаются в процессе разработки её содержания. Однако конкретные формы и законченный характер они получают только после специальной отработки их на экспозиции, в условиях, максимально приближенных к экскурсии. Экскурсовод должен на практике выбрать наиболее удачные для данной экспозиции методические приёмы.

Различают следующие общие приёмы ведения экскурсии:

2. рассказ

На практике все они выступают во взаимосвязи, образуя в конечном итоге единый экскурсионный метод. Главным его требованием является органическая связь показа с рассказом, но, как правило, в процессе ведения экскурсии показ предшествует рассказу. Показ экспоната – не простая демонстрация предмета. Каждый материал, представленный в экспозиции несёт в себе определённую информацию и играет определённую роль. Задача экскурсовода – донести это до экскурсантов.

При проведении конкретной экскурсии методы показа и рассказа реализуются путём целого ряда приёмов, таких как:

1. словесная или мысленная реконструкция (воссоздание какого-либо события по представленным в экспозиции материалам)

2. сравнение

3. цитирование экспонируемых документов (зачитываемые выдержки должны умело сочетаться с показом самого экспоната, помогать раскрытию темы)

Беседа является неотъемлемой частью любой экскурсии. Прежде всего, это вступительная и заключительная части экскурсии, о которых шла речь выше. Отдельные элементы беседы вводят и в основную часть экскурсии, заранее продумав вопросы к экскурсантам.

Кроме показа, рассказа и беседы, составляющих базу экскурсионной методики, в музейной экскурсии нередко используются дополнительные приёмы: прослушивание звуковых записей воспоминаний участников событий, о которых идёт речь в экскурсии, просмотр видеофильмов, диафильмов и т. п. Следует заметить, что прибегать к таким методам следует лишь в тех случаях, если этот материал ярок, эмоционален, насыщен информацией. Продолжительность таких «вставок» не должна превышать 4-5 минут. Иначе внимание экскурсантов будет рассеиваться, снизится интерес к продолжению экскурсии.

Для более полного раскрытия темы при небольшом количестве экспонатов можно прибегнуть к использованию дополнительного, вспомогательного материала, не входящего в экспозицию: фотографии, репродукции, копии, схемы, карты, чертежи и т. д. (так называемый «портфель экскурсовода»).

V. Некоторые правила ведения экскурсии

Успех экскурсии зависит от многих слагаемых. От экскурсовода требуются:

Знание материала

Правильная речь

Безупречный вид

Умение установить контакт с группой и т. д.

Во время экскурсии экскурсовод должен так расположить группу, чтобы экскурсанты, все без исключения, могли видеть тот экспозиционный материал, с которым на данный момент ведётся работа. Место экскурсовода – между группой (1,5 м от неё) и стендом. Показывая указкой тот или иной материал (если только не зачитывается какой-либо документ или указываются те или иные особенности экспоната), экскурсовод должен быть обращён к группе, вести наблюдение за её реакцией. Безразличие экскурсовода к поведению аудитории, а также проявление им плохого настроения не допустимы. Экскурсовод своего рода актёр. И от того, как он подготовит свою роль и сыграет её на публике, во многом зависит успех и всей работы по подготовке экскурсии, и проведения её для конкретной экскурсионной группы.

VI. Совершенствование экскурсии

Прежде чем выйти с подготовленной экскурсией на группу, экскурсовод должен представить её на прослушивание более опытному и знающему материал сотруднику, а затем экскурсия официально принимается комиссией, в состав которой могут входить представители администрации музея, штатные сотрудники, члены Совета музея.

Но даже и после приёма экскурсии комиссией, работа над ней не считается законченной.

Необходимо продолжать изучение выбранной темы – знакомиться с новыми публикациями, уточнять сведения об экспонатах, прослушивать экскурсии других экскурсоводов, анализировать реакцию посетителей.

Это даст возможность постоянно совершенствовать экскурсию, делать её более актуальной, привлекательной для экскурсантов, а, следовательно, повышать интерес к музею в целом.

2.3. Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический , тематический и тематико-хронологический .

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, "Архангельск строится", "Литературное Подмосковье" и др.).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться "Правилами дорожного движения", "Уставом автомобильного транспорта", "Правилами перевозки пассажиров" и другими ведомственными нормативами.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные .

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

Показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых "петель";
- наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными "пробками", ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Объезд (обход) маршрута

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

Комплектование "портфеля экскурсовода"

"Портфель экскурсовода " - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач "портфеля экскурсовода" состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф - друзей А. С. Пушкина - при проведении экскурсии по "Пушкинскому кольцу Верхневолжья").

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии .

Наглядные пособия "портфеля экскурсовода" должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов "портфеля" включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для "портфеля" экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

Определение методических приемов проведения экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

Определение техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты "портфеля экскурсовода" и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки "Организационные указания". Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем, организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов "портфеля"; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

Составление методической разработки

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

На титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.
- на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Вот, например, как выглядят рекомендации экскурсоводу о построении вступления в методической разработке экскурсии на тему - "Тюмень - ворота в Сибирь": "Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет представлено время для этого. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме; привлечь внимание экскурсантов, т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами А.С. Пушкина или цитатой - высказыванием декабристов о несметных богатствах Сибири, большом будущем этого сурового края". Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Таблица 2.1

Образец методической разработки экскурсии

Маршрут Остановка Объекты показа Время Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания
Новая Басманная ул. - М. Разгуляй - Бауманская ул. Проездом Новая Басманная ул.; собор св. Павла;
д. № 16 на Новой Басманной ул., д. № 2 на Спартаковской ул.
Подтема I: Пушкинская Москва
1. Бывшая Немецкая слобода -
один из аристократических районов Москвы XVIII-XIX вв.
2. Новая Басманная ул. - уголок Пушкинской
Москвы
Рассказ ведется при замедленном движении автобуса 1. Использовать прием репортажа, давая характеристику бывшей Немецкой слободы. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах
2. Характеризуя облик Немецкой слободы
конца XVIII в., когда здесь поселились Пушкины, использовать для показа планировку и застройку Новой Басманной ул. Использовать
в рассказе названия переулков, по которым проходит маршрут, для характеристики прошлого. Упомянуть о сохранившихся на берегу р. Яузы домах вельмож (Лефортовский дворец, Слободской дворец и т. д.)
Бауманская ул., д. 8/10 Остановка во дворе школы им. А. С. Пушкина № 353 Здание школы им. А. С. Пушкина,
мемориальная доска
с барельефом Пушкина-ребенка на фасаде здания
3. Место рождения поэта
4. "Моя родословная"
5. Детство поэта
Группу вывести из автобуса, подвести
к зданию школы, остановиться у мемориальной доски. Затем подвести к па­мятнику
А. С. Пушкина, расположив группу так, чтобы был виден двор школы, памятник, здания слева и справа от него
3. Словесная реконструкция этого уголка Немецкой слободы конца XVIII в. Показать: рельеф двора школы (высохшее русло ручья Кукуй), сохранившиеся флигели (д. 8), напоминающие владение Скворцова,
в котором родился А. С. Пушкин.
Раскрывая вопросы 4, 5, процитировать отрывки из произведений "Моя родословная" и "Гости съезжались на дачу". Использовать "портфель экскурсовода" (виды старой Москвы, Лефортово, портреты родных
А. С. Пушкина).
Вариант логического перехода темы:
"В. Л. Пушкин - оказал влияние на формирование литературных вкусов будущего поэта"

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки - 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе "Маршрут экскурсии " называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе "Остановки " называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: "Набережная реки Волги" или "Центральная площадь". Правильнее записать: "Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову".

В графе "Объекты показа " перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту - издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа "Продолжительность экскурсии ". Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа "Наименование подтем и перечень основных вопросов " содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в одна из подтем носит название "Полтава в Северной войне между Россией и Швецией". Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, - "Шведы на Украине" и "Полтавская битва". В подтеме "Новь старого города" раскрываются основные вопросы: "Жилищное строительство в городе", "Развитие культуры и искусства", "Строительство спортивного комплекса". Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе "Организационные указания " помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие "Техника ведения экскурсии". Приведем пример записи: "Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание". "На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования". В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа "Методические указания " определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии "Мемориальный комплекс "Хатынь" по объекту "Линия обороны 100-й стрелковой дивизии" даются два методических указания: "При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР" и "Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия".

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов "портфеля экскурсовода", включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, "После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом", "Экскурсоводу следует объяснять термины...", "При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов..." и т. д.).

Составление индивидуального текста

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст , который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и то же.

Не следует прятать контрольный текст от тех, кто разрабатывает новую для себя экскурсию, поскольку над контрольным текстом работала творческая группа наиболее подготовленных экскурсоводов, и готовящий новую для себя тему экскурсовод не сумеет добиться того, что до него было сделано коллективными усилиями. После того, как предварительная работа экскурсовода над новой темой будет закончена (сбор, изучение и первичная обработка материала), он допускается к ознакомлению с контрольным текстом. Это поможет ему отобрать материал для рассказа, определить оптимальное количество примеров, используемых при освещении подтем, сделать правильные выводы по подтемам экскурсии и целом. Обращение к контрольному тексту, сделанное вовремя, гарантирует более высокий уровень подготовки новичка к экскурсии.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для "использования" рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи "исполнителя". Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.

Составляя индивидуальный текст, его автору нельзя забывать о логике звучащей речи, о том, что слово и изображение (объект) действуют, как правило, на чувство экскурсантов синхронно. Стремление к живости подачи материала на экскурсии не должно вести к попыткам развлекать экскурсантов. При решении вопроса о сочетании на экскурсии элементов познавательных и развлекательных дело должно быть решено по формуле: максимум познавательного и минимум развлекательного. Особое место в подготовке экскурсии имеет вопрос о легендах. В экскурсиях могут быть использованы только легенды.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают "стандартны". Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

Проводя анализ одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как эталона.

Однако при равном содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности. Индивидуальность экскурсии состоит и в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

Рассказ и индивидуальный текст

Успех рассказа зависит от того, насколько индивидуальный текст приближен к общепринятой речи, как в нем учтены речевые особенности того конкретного экскурсовода, которому этот текст принадлежит. "Степень воздействия на наше сознание различных текстов зависит от многих причин и условий (логика, доказательность, новизна темы и информации, психологическая установка автора на воздействие или ее отсутствие и т. д.)". Однако не меньшую роль играет речь, ее свойства, структура, особенности.

Для индивидуальных текстов почти всех экскурсоводов на одну и ту же тему характерно сходство в содержании и изложении материала, в оценке исторических событий, фактов и примеров. Однако рассказы всех экскурсоводов индивидуальны. В чем находит свое выражение индивидуальность экскурсовода? Все экскурсоводы, проводя экскурсии по одной теме, рассказывают одно и то же, но говорят по-разному. Их рассказ по содержанию одинаков, а по форме, использованию словарного запаса, эмоциональному уровню различен.

Методика требует от экскурсовода, чтобы он при составлении индивидуального текста помнил о существенной разнице между речью лектора и экскурсовода.

В ходе экскурсии экскурсовода "торопят" объекты, которые необходимо показать группе. Два-три часа, отведенные на экскурсию, пребывание экскурсантов на ногах и на открытом воздухе вынуждают экскурсовода говорить кратко, четко характеризовать находившиеся перед группой памятники, сжато рассказывать о связанных с ними событиях.

Продолжительность рассказа не должна превышать времени, какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Не случайно в методической литературе используется термин "язык объекта". Одна из задач экскурсовода состоит в том, чтобы заставить "заговорить" объект.

Техника использования индивидуального текста

Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Если в экскурсии появляется значительный перерыв между объектами, экскурсовод может еще раз посмотреть карточки, освежить в памяти материал рассказа. Чаще всего карточки в качестве конспекта рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключения составляют те карточки, на которые занесены цитаты и большие отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу приема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются полностью.

Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного применения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем.

Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу уверенность в своих знаниях.

Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.

Логические переходы

Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов , которые должны рассматриваться как важная, хотя и не имеющая самостоятельного значения, часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.

Часто в экскурсиях при переходе от одой подтемы к другой пользуются формальными (конструктивными) переходами . Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является "переходным мостиком" от одной части экскурсии к другой. (Например, "А теперь проедем по площади", "Сейчас мы с вами последуем дальше", "Давайте осмотрим еще одно примечательное место"). Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их одной из ошибок в экскурсионной работе.

В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, "Теперь посмотрите сюда" или "Прошу обратить внимание на памятник, расположенный рядом"). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. Конструктивный переход, не являясь "переходным мостиком" между подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом.

Более эффективен логический переход, увязанный с темой экскурсии . Такой переход может начаться до передвижения группы к следующей остановке или может закончиться уже на остановке около объекта. Логический переход диктуется не столько особенностями экскурсионного объекта, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается этот переход.

Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу) группы от объекта к объекту, но она может быть и больше и меньше.

Прием (сдача) экскурсии

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного "портфеля экскурсовода" и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием "портфеля экскурсовода", списком использованной литературы и т. д.

Утверждение экскурсии

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.

Выводы

Обязательная документация по теме. Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы. Документация по экскурсионным темам хранится в методическом кабинете.

Таблица 2.2.

Документация, необходимая для каждой темы

№ п/п Название документа Содержание документа
1 Список литературы по теме Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии
2 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники
3 Контрольный текст экскурсии Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов
4 Индивидуальные тексты экскурсоводов Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом. Дает характеристику объектов и событий
5 Схема (карта) маршрута На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам
6 «Портфель экскурсовода» Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции предприятий, другие наглядные пособия
7 Методическая разработка на тему Рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам
8 Материалы экскурсии Материалы

Введение…………………………………………………..3

1. Предмет и иды экскурсионной методики.

1.1 Предмет и виды экскурсионной методики……5

1.2. Методика подготовки экскурсий………………...8

2. Классификация методических приемов.

2.1 Классификация методических приемов………….14

2.2 Методические приемы показа……………….…...17

2.3 Методические приемы рассказа………………….25

3. Особые методические приемы.

3.1.Прием демонстрации наглядного пособия………35

3.2Усвоение экскурсоводом методическим приемов……………………………………………………..39

4. Техника ведения экскурсий.

4.1 Техника ведения экскурсий………………………42

Заключение…………………………………………………..51

Библиографический список……………..……………….…52

Введение.

Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной це­ли, а в более узком смысле представляет собой совокуп­ность конкретных методических приемов проведения лек­ций, бесед, экскурсий на определенную тему и для опреде­ленной группы.

Методику разделяют на общую и частную.

Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.

Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии.

Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2. Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему по­священо ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

Экскурсионная методика состоит из нескольких само­стоятельных, связанных друг с другом частей:

Методики разработки новой для данного бюро темы;

Методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

Методики подготовки экскурсовода к проведению оче­редной экскурсии;

Методики проведения экскурсии;

Методики после экскурсионной работы.

1.Предмет и виды экскурсионных методик.

1.1 Предмет и виды экскурсионных методик.

Методика проведения экскурсии – это совокупность, как заведено, используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны отыскать путь более обычного и совместно с тем, как всем известно, действенного заслуги цели экскурсии, посодействовать экскурсантам легче и прочнее наконец-то усвоить содержание экскурсии.

Методические приемы проведения экскурсии разделяются на общие, личные и единичные. Вообразите себе один факт о том, что общие приемы являются, как заведено, основой проведения, как всем известно, хоть какой экскурсии независимо от ее темы, состава, как заведено, экскурсионной группы. Надо сказать то, что личными, в конце концов, числятся те приемы, которые употребляются в экскурсиях, как большинство из нас привыкло говорить, определенного вида (производственных, музейных, природоведческих, транспортных, пешеходных), либо в экскурсиях, проводимых для определенной, как люди привыкли выражаться, экскурсионной аудитории (малышей, молодежи, взрослых). Не для кого не секрет то, что личные методики, делая упор на главные требования экскурсионной методики, развивают и конкретизируют более, как многие выражаются, действенные приемы проведения экскурсий данного вида. Все знают то, что в конце концов, единичные приемы являются, как мы с вами постоянно говорим, неповторимыми методами наблюдения какого-нибудь, как многие выражаются, 1-го объекта либо рассказа о нем, к примеру показ строения, стоящего на берегу водоема, которое в летний погожий день, наконец, отражается на его поверхности. И даже не надо и говорить о том, что такие приемы, обычно, являются интеллектуальной собственностью 1-го экскурсовода не, наконец, используются всеми, кто, стало быть, проводит подобные экскурсии. И действительно, к единичным приемам относятся и те, внедрение которых ограничено, как мы выражаемся, определенным временем года либо дня.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,связанных друг с другом частей:- методики разработки новой для данного бюро темы;- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но ужеразработанной в данном бюро;- методики подготовки экскурсовода к проведению очереднойэкскурсии; - методики проведения экскурсии;- методики послеэкскурсионной работы.

Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.

Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

1.2 Методика подготовки экскурсий.

Разработку экскурсии осуществляет творческая группа, состоящая в зависимости от сложности темы из 3-10 человек. Каждый из участников работает над одним из раз­делов или одной из подтем экскурсии. Объединяет и редак­тирует подготовленный материала руководитель творческой группы.

Подготовка делится на два этапа:

Предварительный - подбор и изучение фактических материалов (т.е. процесс первоначального накопления зна­ний по данной теме), осуществляемый творческой группой, выбор объектов, на которых будет построена экскурсия;

Непосредственный - составление экскурсионного мар­шрута, обработка фактического материала.

Кроме того, проводится работа над структурой мето­дической разработки: вступление, основная часть, за­ключение; составляется контрольный текст, анализируется методическое ведение экскурсии (определение наиболее це­лесообразных методических приемов показа и рассказа кон­кретно для той или иной части экскурсии), формируется "портфель экскурсовода", подготавливается индивидуаль­ный текст. Методическая разработка представляет собой сжатый план, документ, который определяет, как провести данную экскурсию, в какой последовательности организовать показ памятников, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения экскурсии. Здесь же экскурсовод должен найти советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие материалы из "портфеля экскурсово­да" и когда лучше продемонстрировать. Методическая раз­работка составляется на каждую тему экскурсии.

Методическая разработка является обязательным доку­ментом, без которого экскурсия на данную тему не может проводиться.

Обязательным документом является и индивидуальный текст, который дает экскурсоводу право проведения экскур­сии по данной теме. Правильно составленная методическая разработка помогает экскурсоводу более полно раскрыть тему.