Как написать экскурсию по музею. Проведение экскурсии. Определение методических приемов проведения экскурсии

2.5. Техника ведения экскурсий

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.

Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остается сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом.

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, сооружения, местности, объекта природы. Эти особенности отражаются в графе "Организованные указания методической разработки". Каждый экскурсовод внимательно изучает эти указания и до выхода с группой на маршрут уточняет вопросы, связанные с расстановкой группы для наблюдения объектов. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтоб один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтоб одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности при соблюдении этого условия вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело руководят передвижением на маршруте.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав опасных зон в работающих цехах и т. д.

В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.

Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа.

Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры. Они взбираются на холм, чтобы определить его высоту, поднимаются на колокольню, минарет, чтобы убедиться в необычном "шаге" ступеней крутой лестницы, спуститься в крепостной ров для определения его глубины и т. д. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия.

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Необходимо избегать пересчитывания экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, порой вызывает комические ситуации, нарушая тем самым ход экскурсии.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем (кресло за водителем предназначено для другого водителя). Стоять экскурсоводу при движении автобуса (так же как и экскурсантам) не разрешается в целях безопасности.

На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений. Это особенно важно в загородных экскурсиях, когда экскурсовод во время движения автобуса, сидя на своем месте спиной к экскурсантам, смотрит в переднее стекло автобуса и рассказывает о том, что уже видят или вот-вот увидят экскурсанты.

Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Умение уложиться в отведенное время к экскурсоводу приходит не сразу. Для этого требуется большая практика, в том числе проведения экскурсии с часами в руках: дома, у конкретного объекта. Нужно добиться соблюдения времени при проведении логического перехода, освещении отдельно взятой подтемы и основных вопросов. Помогает экскурсоводу хронометраж затраты времени на отдельные части экскурсии. На основе такого хронометража с учетом замечаний прослушивающего экскурсовод вносит соответствующие коррективы в свой рассказ. Из экскурсии убирается все лишнее, что ведет к перерасходу времени. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса и др. В результате экскурсия начинается с опозданием. У экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, экскурсоводу вести рассказ во время движения бесполезно. Шум двигателя и тряска автобуса ограничивают слышимость, так что пояснения будут слышны лишь экскурсантам, сидящим вблизи. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на четыре группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме. Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсий и лишь четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Содержание их различно - иногда они связаны с объектами, иногда - с жизнью известных деятелей, а нередко - с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило работы с такими вопросами - не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер, т. е. вызывать у экскурсантов желание поспорить, продолжить тему, затронутую в вопросе.

Делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие задачи:

Первая - смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке;
- вторая - дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.

Паузы в загородных экскурсиях совмещаются с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 мин. по истечении каждого часа работы (для экскурсовода час ведения экскурсии равен 45 минутам). Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях могут быть также паузы - свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

Техника использования "портфеля экскурсовода". Содержание "портфеля экскурсовода", его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

Выводы

Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов.

Контрольные вопросы

1. Понятие "техника проведения экскурсий".
2. Содержание графы "Организационные указания".
3. Организация работы экскурсовода с группой.
4. Умелое использование техники проведения экскурсии.
5. Навыки использования техники ведения экскурсии.
6. Темп передвижения группы, его значение.
7. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона.
8. Установление необходимого порядка в группе.
9. Использование свободного времени в течение экскурсии.
10. Ответы на вопросы экскурсантов.
11. Техника использования наглядных пособий.

Вступление.

Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Анна. И сегодня я ваш экскурсовод. Мы с вами, сегодня собрались, для того, что бы прослушать очень интересную экскурсию. Тема нашей экскурсии « Малахов курган памятник – двух оборон» . Маршрут нашей экскурсии проходит по территории Малахового кургана, здесь вы увидите много памятников, орудий, оборонительную башню, места смертельных ранении Нахимова и Корнилова, единственное дерево пережившее ВОВ. Я порошу вас не отставать от группы, в ходе экскурсии отвечу на ваши вопросы.

Ну а теперь вернёмся к теме нашей Экскурсии!! Малахов курган - не просто исторический памятник, это священная земля для каждого севастопольца, здесь решалась судьба первой обороны Севастополя. Название кургана, как поясняет одна из версий, связано с именем отставного военного моряка Михаила Малахова, который был весьма уважаемым человеком на Корабельной стороне, одним из первых поселившимся у подножья кургана. Его дом стоял на склоне этого кургана. К Малахову часто приходили за советом, помощью, за судом: он был человеком честным и справедливым. Так и говорили: "Пойдем к кургану, к Малахову". Курган постепенно стали называть его именем.

Курган внешне, может, и не очень впечатляет - холм как холм. Высота его всего 97 метров над уровнем моря, но слава кургана велика. В течение одной сотни лет курган дважды становился ареной жесточайших битв.

Во время обороны Севастополя в 1854-1855 годы Малахов курган, господствующий над окружающей местностью, был ключевой позицией левого фланга обороны. Тут находился и главный бастион Корабельной стороны, который после гибели вице-адмирала В.А. Корнилова стали называть Корниловским .

Здесь французские войска вели самые яростные штурмы. Однако овладеть курганом неприятелю удалось лишь после одиннадцатимесячных боев, когда многодневными артиллерийскими бомбардировками были снесены оборонительные сооружения и иссякли силы его защитников. Потеря Малахова кургана предрешила исход 11-месячной обороны города.

В период обороны на Малаховом кургане было девять батарей, две из них воспроизведены в 1958 году. На них установлены подлинные корабельные пушки времен Крымской войны. Пушки отлиты из чугуна и имеют вес от двух до семи тонн. Много сил нужно было приложить морякам, чтобы затащить их на бастионы. Пушки стреляли сплошными и разрывными (бомбическими) ядрами. Несмотря на несовершенство вооружения и на нужду оборонявшихся буквально во всем, две мощные имперские державы не могли взять Севастополь почти год.

Первый штурм города неприятель сумел предпринять только через девять месяцев после начала осады, 6 июня 1855 года. Штурм этот был героически отбит защитниками Севастополя. О событиях этого дня рассказывает Панорама обороны Севастополя, расположенная на бывшем четвертом бастионе.

На Малаховом кургане сражались многие выдающиеся герои обороны: адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин, сестра милосердия Даша Севастопольская, участник многих вылазок в стан врага матрос Кошка. По ночам смельчаки-охотники (как их называли) захватывали трофеи, пленных, разрушали неприятельские укрепления, а главное - это было очень мощное психологическое оружие. После Крымской войны название "Малахов курган" стало известно во всем мире. В 1856 году французский маршал Пелисье, который в 1855-1856 годах командовал французской армией в Крыму, был удостоен титула "герцог Малаховский". В Германии есть форт Малахов, небольшой город под Парижем стал называться "Малакоф".

Прославился курган и во время второй обороны Севастополя. Поэтому Малахов курган - мемориальный комплекс памятников двух войн: Крымской и Великой Отечественной.

Основная часть

Сейчас мы находимся у Главного входа на Малахов курган. Арку украшает массивный дорический портик с датами на фризе: 1854-1855 гг. Широкая парадная лестница ведет на вершину кургана. Лестница раздваивается и снова соединяется, образуя большую лужайку с ухоженным газоном. Отсюда открывается вид на весь Севастополь: центральная часть города; Владимирский собор - усыпальница адмиралов, трое из которых погибли здесь, на Малаховом кургане; открытое море; Константиновская батарея у входа в Севастопольскую бухту; Северная сторона Севастополя, увенчанная пирамидой храма св. Николая на Братском кладбище.Теперь мы с вами поднимемся по этой лестнице

Сейчас мы находимся на первой широкой горизонтальной площадке, на которой находятся два памятника. Тот, что слева - времен Крымской войны, справа - Великой Отечественной. Давайте пройдём к памятнику который находится правее. Это памятник летчикам 8-й воздушной армии, которые в мае 1944 года освобождали Севастополь от фашистов. Командовал ею генерал-майор Хрюкин. В составе армии сражался ночной бомбардировочный женский полк под командованием Евдокии Бершанской. Девушки летали на самолетах с перкалевыми крыльями ПО-2, вылетали только ночью, так как самолеты были несовершенны, в случае попадания снаряда горели, как спички. На этих самолетах летчицы наводили ужас на врага, фашисты называли их ночными ведьмами. Более сорока летчиц полка
были Удостоены звания Героя Советского Союза.

Монумент представляет собой гранитную скалу, с которой «взлетает» истребитель. В качестве прототипа для мемориального самолета использован один из лучших истребителей Второй Мировой Як-3. Сооружен памятник военными строителями в июле 1944 года, реставрирован в 1994 году. Рядом с памятником установлены гранитные доски, на которых перечислены летные соединения и части, которые участвовали в освобождении Севастополя.

Теперь проследуем в левую сторону площадки. Здесь находится - небольшой беломраморный монумент, установленный в 1892 году над братской могилой русских и французских воинов. В ней покоятся воины, погибшие в последнем бою на Малаховом кургане 27 августа 1855 года.

Когда в последний день первой обороны французы ворвались на Малахов курган, русские предприняли несколько контратак, дрались самоотверженно, в результате потери были очень большими и с одной, и с другой стороны. Погибших в этом бою похоронили в одной могиле. Хоронили французы, которые высоко оценили мужество своих противников.

Над белым постаментом возвышается черная стела с черным крестом. Символизм цветов объясняет надпись на французском языке, выбитая на тыльной стороне монумента: "Их воодушевляла победа и объединила смерть. Такова слава храбрых, таков удел солдата". На лицевой стороне памятника выбиты слова: «Памятник воинов русских и французских, павших на Малаховом кургане при защите и нападении 27 августа 1855 г.».

В годы Великой Отечественной войны памятник был сильно поврежден, восстановлен в 1960 году.

С этой площадки, которую французские солдаты прозвали «чертовой», начинается главная аллея Малахова кургана, возраст ее уже приближается к пятидесяти годам. Деревья на этой аллее высажены партийными, государственными и общественными деятелями СССР и зарубежных стран, Героями Советского Союза, космонавтами (в том числе и Юрием Гагариным). Раньше у деревьев стояли таблички, на которых были написаны фамилии. Называлась эта аллея аллеей Дружбы.

А теперь пройдёмте по аллее. Итак слева вы видитеМощное корабельное орудие. Это подлинная корабельная пушка времен Второй мировой войны. Калибр пушки - 130 мм, дальность стрельбы - 20 км. На этом месте стояло второе орудие (впереди за деревьями - первое). В октябре 1941 года эсминец «Совершенный» подорвался на фашистской мине. С него сняли орудия, установили на суше. Так была создана батарея «Малахов курган». Пушки обслуживали моряки эсминца (60 человек), командовал батареей капитан-лейтенант Матюхин. Так и называли батарейцев - «матюхинцы». Батарея оказывала поддержку нашим частям на Мекензиевых горах (в 16 км к северу), на Северной стороне города.

Матюхинцы сражались до последних дней обороны. 30 июня 1942 года фашисты захватили Малахов курган. Силы были неравны. Ocтавшиеся в живых уходили на юго-запад Севастополя и там продолжали сражаться. Многих постигла участь других защитников города: они попали в плен. Пушки, которые вы видите, сняты с эсминца "Бойкий". Они точно такие же, как были на эсминце "Совершенный", и стоят здесь как памятники морякам, защищавшим Севастополь.

Пройдя немного дальше мы видим необычный памятник. Это дерево-памятник - старый миндаль, он пережил Великую Отечественную войну. Когда освободили Севастополь, на Малаховом кургане была сожжена даже земля, конечно, вся зелень погибла, и только маленькое обожженное деревце миндаля выжило и зацвело. На нем осталась всего одна живая ветка. Но каждую весну она покрывается белыми цветами, символизируя торжество жизни над смертью.

Теперь обратите внимание на центр аллеи, в ней установлена бронзовая рельефная карта бастиона «Малахов курган»(архитектор А. Шеффер). На карте указаны батареи, пороховые склады, укрытия - все, что было здесь во время обороны 1854-1855 годов. В районе угла, направленного в сторону противника, так называемого исходящего, обозначена Оборонительная башня, в которой теперь располагается филиал Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Давайте пройдём к Оборонительной башне. Эта башня-донжон - единственное каменное оборонительное сооружение на бастионе. Оно было построено летом 1854 года на средства жителей Севастополя по проекту военного инженера Ф.А. Старченко. Построена башня из инкерманского камня. Толщина стен нижнего яруса - 152 см, верхнего - 88 см. Башня на двух ярусах имела 52 бойницы, на верхней площадке было установлено пять крепостных восемнадцатифунтовых пушек. На башне укреплена мемориальная доска с наименованием полков и частей, защищавших Малахов курган во время первой обороны.

5 октября 1854 года в первую же бомбардировку Севастополя верхний ярус башни был снесен снарядами неприятеля, нижний же cлужил укрытием. В нем располагались перевязочный пункт, пороховой склад, походная церковь и штаб контр-адмирала В.И. Истомина, командовавшего четвертой дистанцией оборонительной линии (в которую входил Малахов курган). 7 марта 1855 года Истомин инспектировал выносное укрепление Малахова кургана, так называемый Камчатский люнет (впереди за оборонительной башней), где был убит наповал вражеским ядром, которое поразило его в голову. Это была большая потеря для защитников Севастополя.

Слева от башни вы видите Противоштурмовую батарею. На этом месте во времена войны, находилась фрунтовая корабельная пушка образца 1803 года. Теперь пройдем вверх по дороге за башню. Здесь вы видите Батарею на гласисе, также здесь установлена мраморная плита, отметившая место смертельного ранения адмирала Нахимова

28 июня 1855 года Нахимов стоял на гласисе и наблюдал за позициями французов. Как всегда, адмирал был в форме с золотыми эполетами, представляя хорошую мишень для французских штуцерников (штуцер - ружье с нарезным стволом). Командир четвертой дистанции, в которую входил Малахов курган, капитан первого ранга Ф.С. Керн (родственник Анны Керн) попросил его спуститься в укрытие, Нахимов довольно резко отказался. Несколько пуль ударили рядом в бруствер, он успел сказать: «Они сегодня довольно метко стреляют», как одна из пуль попала ему в левый висок. Никакие старания медиков не могли спасти адмирала, и через два дня, не приходя в сознание, Нахимов скончался.

В этот день скорбел весь Севастополь. Очевидец писал, что не было в городе человека, который с радостью не отдал бы свою жизнь за жизнь адмирала. 1 июля Павел Степанович был погребен рядом со своим незабвенным учителем Лазаревым и боевыми товарищами, погибшими на Малаховом кургане, Корниловым и Истоминым. В некрологе Нахимову сказано: «Мир праху твоему, умный, искусный и опытный, страстно любивший свое искусство и своих подчиненных, равно любимый ими, всегда хладнокровно-мужественный, добрый сердцем, великий умом и мужеством, честный, великодушный человек!". Близко знавшие адмирала Нахимова писали: «всецело преданный службе, он вне нее не знал и не имел никаких интересов». Всего себя он отдал военно-морской службе, не обзавелся семьей. Его сослуживцы-моряки были его семьей, все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга. «Все здесь так явно и сильно воодушевлено душой и силой Нахимова, что невозможно не осознавать, что он действительно олицетворяет настоящую эпоху, и нельзя представить, что было бы без него...» Ночевал, где придется, спал, не раздеваясь, потому что собственную квартиру отвел под лазарет для раненых, а личные деньги адмирала шли на помощь семьям моряков. О его отваге и презрении к смерти ходили легенды. Появление адмирала на батареях и бастионах сопровождалось громким восторженным "Ура!". С Нахимовым умерла душа Севастопольской обороны.

Пройдя далее вы видите батареи Сенявина, Емельянова. Справа от батарей находится памятник Корнилову., установленный на месте ранения Корнилова (архитектор А. Бильдерлинг, скульптор академик И. Шредер). На постаменте, верх которого отображает часть укрепления, помещена фигура смертельно раненного адмирала. Правой рукой он указывает на город, его слова, сказанные перед смертью, начертаны ниже, звучат как призыв или даже приказ: «Отстаивайте же Севастополь!». Справа - фигура матроса-артиллериста, которому придано сходство со знаменитым героем-матросом П. Кошкой. У подножия памятника - крест, выложенный по приказу Нахимова севастопольскими юнгами из вражеских ядер.

Адмирал Корнилов был ранен в день первой бомбардировки Севастополя, 5 октября 1854 года, около 11 часов. Корнилов прибыл на Малахов курган, осмотрел башню, укрепления и направился к лошади, чтобы продолжить осмотр, но тут вражеское ядро раздробило ему левую ногу у паха. В тот же день в половине четвертого вице-адмирал Корнилов скончался. Когда началась оборона, Корнилов был начальником штаба Черноморского флота. Он и возглавил оборону, будучи прекрасным организатором, много сделал для строительства оборонительных укреплений, для организации обороны с целом. Несмотря на то, что Корнилов погиб в самом начале обороны, заслуги его были велики, и потеря для Севастополя была очень большой.

Начертанные на постаменте слова умирающего Корнилова приводили в ярость фашистских оккупантов, заплативших за взятие Севастополя страшную цену. Поэтому памятник они разрушили: бронзу вывезли, а постамент взорвали. Восстановлен памятник к 200-летию Севастополя. За основу был взят первоначальный вариант памятника, модель которого хранится в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.Малахов курган - место подвига сотен, тысяч защитников города. Отметим, что среди тех, кто сражался на Малаховом кургане, был и отец «красного лейтенанта» Петра Шмидта - П.П. Шмидт, командовавший противоштурмовой батареей, а вместе со знаменитым Н.И. Пироговым и профессором Киевского университета X.Я. Гюббенет боролась за жизнь раненых и мать Шмидта Е.Я. Вагнер.

Заключение

Итак, наша экскурсия подошла к концу. Спасибо всем за внимание. Вы очень хорошие слушатели. Я готова ответить на ваши вопросы.

Создание новой интересной экскурсии - дело непростое. Следует разбить запланированное мероприятие на два равноценных этапа — это подготовка и проведение экскурсии.

Для разработки нового экскурсионного маршрута надо определиться с целью экскурсии, видом (по содержанию - обзорная, тематическая; по способу передвижения - пешеходная, автобусная) и объектами показа. От этого будет зависеть текст экскурсии, его длительность и насыщенность фактами. Этим должен заниматься не один человек, а творческая группа, в которую должно входить от трех до семи человек.

Первые шаги к планированию экскурсии

Когда объекты выбраны, приступаем к сбору информации по каждому из них и составляем самый удобный маршрут переходов (переездов и т. п.). Теперь из большого объема информации по объектам нужно составить экскурсионный текст к каждому из них и карточку объекта. Такая карточка - это незаменимая часть портфеля экскурсовода, она содержит краткую информацию об объекте и, возможно, его фотографию.

После того как написаны экскурсионные тексты к объектам, проще создать интересный и лаконичный текст экскурсии, связать части грамотными переходами.

После подготовки материалов делается методическая разработка экскурсии - это документ с описанием экскурсии, ее основными параметрами. Методичка включает в себя тему, карту маршрута, его протяженность, вид экскурсии, правила безопасности, цель, задачи и время проведения. Также она включает таблицу - план проведения экскурсии:

  • маршрут;
  • объект показа;
  • остановка;
  • время в минутах;
  • перечисление основных вопросов, названия подтем;
  • организационные указания;
  • методические указания (логические переходы).

После этого методичку должно заверить руководство, она служит подтверждением качества экскурсии.

Портфель экскурсовода

Перед тем как проводить экскурсию, нужно собрать «портфель экскурсовода». Это профессиональное название комплекта наглядных пособий для упрощения проведения экскурсии. Это могут быть репродукции картин, фотографии людей, которые имеют отношение к данной теме, картосхемы с изображением предприятий или военных действий, географические карты, геологические образцы, образцы продукции, магнитофонные записи и другие материалы, помогающие насытить экскурсию.

Требования к материалам

Критерии отбора визуального материала невысоки: сохранность, необычность, выразительность, необходимость показа и познавательная ценность. Это основные качества указанных критериев. Очень важно иметь хорошие материалы по объектам, которые не дошли до наших дней или сильно видоизменились. Это упростит восприятие материала. Стоит учитывать, что репродукции, карты и фотографии должны быть на картонном основании, изображение должно быть четкое с размером не менее 18*24, лучше 24*30 см.

Теперь, когда весь материал готов, давайте разберемся, как правильно проводить экскурсию. Обычно у каждого экскурсовода своя техника проведения экскурсии, основанная на личном опыте и наблюдениях. А вот методика проведения экскурсии - это целая система требований и задач, приемов рассказа и показа. Все это необходимо для достижения максимальной усвояемости материала. Хорошо проработанная методика - это своеобразный список правил для экскурсовода при проведении конкретной экскурсии. Но стоит обратить внимание на то, что методики проведения экскурсии должны немного отличаться в зависимости от возрастной особенности группы и заинтересованности экскурсантов.

Для детей школьного возраста лучше не перегружать текст фактами, им будет интересней увидеть наглядный материал и услышать интересную легенду или историю. Также стоит подготовиться к вопросам, от детей их поступает очень много. Немаловажно уметь удержать внимание экскурсантов-школьников. Для этого надо задавать вопросы: «Знаете ли вы?»; «Слышали вы о…?»; «Нравится вам…?» и т. п. В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время.

Экскурсанты старшего поколения, как правило, ведут себя тихо и спокойно, причем достаточно сложно понять, интересен им рассказ или нет. В том случае, если это не профессора и ученые, желательно не перегружать текст экскурсии большим количеством дат и цифр. Всегда давайте время на фотографирование, всего пять-семь минут будет достаточно.

Приемы экскурсоводов

Существуют общепринятые методики проведения экскурсии, они включают приемы рассказа и показа. Приемы показа позволяют обратить внимание экскурсантов на самые важные детали, оценить общий вид объекта и его сочетание с окружающей средой. Приемы рассказа, в свою очередь, помогают воссоздать в воображении экскурсантов более точную картину событий. Ключевые слова: «Представьте…», «Шел … год..» и т. п.

Правила безопасности

Но кроме интересного материала и приятного экскурсовода, мероприятие должно быть безопасным.

Безопасность при проведении экскурсий, особенно пешеходных, очень важна. Основные правила безопасности и поведения на маршруте можно прочесть в методической разработке экскурсии. Но экскурсовод обязан оповестить группу о технике безопасности непосредственно перед экскурсией. Рассказать обо всех нюансах маршрута. Самые банальные фразы о том, что нельзя высовывать голову в окно автобуса и выпрыгивать на ходу, должны обязательно прозвучать. Так как ответственность за группу во время экскурсии берет на себя экскурсовод, то и рассказать о правилах безопасности - его задача.

О чем стоит предупредить экскурсантов

Особое внимание стоит уделить пересечениям дорог и переходам (канатные мосты, пещеры, тоннели и т. п.). Если экскурсия проводится на природе, то следует предупредить о правилах пожарной безопасности. Также необходимо рассказать о том, что нельзя пробовать грибы, трогать руками различных насекомых и животных, пить воду из открытых водоемов и ходить босиком.

Стоит бережно относиться к предметам быта местного населения и окружающей природе в месте проведения экскурсии. К тому же, к экскурсиям должны допускаться лица, прошедшие предварительный инструктаж и медицинский осмотр, а также люди, не имеющие противопоказаний, связанных со здоровьем.

Экскурсия, как мы уже выяснили, является одновременно и способом отдыха, и методом познания новой информации. В связи с такой двусторонностью для проведения экскурсии разрабатываются специальные методические приемы. Главный акцент в экскурсии делается на показе, на знакомстве экскурсантов с новыми для них объектами, на кратких комментариях к показу.

При проведении экскурсии используются следующие общие методические приемы: прием основного показа, прием предварительного осмотра, прием мысленной реконструкции экскурсионного объекта, прием мысленного воссоздания исторического фона, прием сравнения, прием абстрагирования, прием дискуссии, прием репортажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием активизации внимания, использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», показ и характеристика объекта по ходу движения автобуса, панорамный показ, краткая характеристика объекта показа, краткое информирование об уникальном историческом или природном объекте, подробное описание особенностей объекта, пояснения и комментарии по ходу экскурсии, включение в рассказ ярких цитат, прием пауз, ответы на вопросы экскурсантов.

При разработке экскурсии экскурсовод должен учитывать, что:

о максимальное число объектов, которые могут воспринимать взрослые экскурсанты, - 30, дети - не более 15; о максимальное время непрерывного экскурсионного рассказа - 15 мин для взрослых и 10 мин для детей;

о максимальное время показа одного экскурсионного объекта - 4 мин;

о на каждый час рассказа экскурсовода возможна 10-минутная пауза.

Методические приемы проведения, их использование и особенности зависят от: формы проведения, содержания и тематики экскурсии, состава группы, места проведения, способа передвижения.

1. Выбор методических приемов в зависимости от формы проведения экскурсии. Форма экскурсии (познавательная экскурсия, экскурсия-беседа, экскурсия-игра, экскурсия-прогулка, экскурсия-спектакль и т.д.) значительно влияет на возможность и необходимость использовать те или иные методические приемы.

На самой распространенной познавательной экскурсии (ранее их называли учебными) применяются практически все приемы, их использование и чередование зависят от других решающих факторов.

В экскурсии-беседе (чаще всего эта форма применяется для проведения индивидуальной экскурсии) оптимальными будут приемы основного показа, сравнений, абстрагирования, кратких комментариев, прием ответов на вопросы экскурсантов.

В экскурсии-игре, чаще всего проводимой для младших школьников, внимание детей помогут удержать яркие сравнения, активизация воображения, панорамный показ, включение дополнительных объектов показа (фильмов, компьютерных роликов, археологических находок).

Во время экскурсии-прогулки для удержания внимания детей экскурсовод старается воздействовать не только на зрительные и слуховые ощущения, но и на тактильные. Например, экскурсантам дается задание собрать небольшой гербарий, самостоятельно найти окаменелость и т.п.

2. Выбор методических приемов в зависимости от состава группы. Как известно, самые любознательные группы - это школьники среднего возраста и взрослые. У участников-студентов низкое внимание.

В детских группах целесообразно применять приемы основного показа, краткие комментарии, приемы сравнения и мысленной реконструкции; при этом нежелательно делать паузы часто и на длительное время, из-за чего ослабляется концентрация внимания.

Во взрослых группах кроме основного показа и более подробного рассказа применяются приемы абстрагирования, исторической реконструкции, соучастия, репортажа, персонификации. В индивидуальных взрослых группах оптимально использовать прием беседы и прием комментариев по ходу показа.

Опытный экскурсовод всегда «чувствует» свою группу и в зависимости от ее настроения, интеллектуальной подготовки и других факторов применяет те или иные методические приемы.

3. Выбор методических приемов в зависимости от места проведения экскурсии. Экскурсия в городе не требует каких-либо особых методических приемов, тогда как загородная экскурсия проводится по своим законам. При этом лучше всего использовать приемы сравнения, репортажа, проблемной ситуации, панорамный показ.

В музейных экскурсиях с использованием экспозиций лучшими будут сочетание приемов показа и рассказа, прием мысленного создания исторического фона, прием персонификации и прием объяснения.

При проведении тематической экскурсии в музее под открытым небом оптимальными будут приемы основного показа, комментариев к объектам, кратких объяснений, приемы абстрагирования, репортажа, прием предоставления краткой информации об уникальности того или иного экспоната.

4. Выбор методических приемов в зависимости от способа передвижения. Понятно, что автобусная экскурсия без выхода из автобуса будет разительно отличаться от обычной пешеходной экскурсии или музейной экскурсии.

По поводу проведения автобусной экскурсии с остановками в определенных местах разработаны четкие правила, регламентирующие посадку в автобус, показ и рассказ по ходу движения, выходы из автобуса. Лучшие приемы при движении в автобусе: прием показа с комментариями, прием сравнений, прием абстрагирования, прием использования наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», прием комментариев и приемы активизации внимания.

При пешем движении экскурсовод не должен говорить во время перехода от одного объекта к другому. В пешеходных экскурсиях используются приемы предварительного осмотра, подробного показа и комментариев, прием сравнения, прием абстрагирования, прием соучастия, прием персонификации.

5. Выбор методических приемов в зависимости от содержания экскурсии и ее тематики. В обзорных городских экскурсиях возможно применение всех существующих методических приемов. Некоторые особенности присущи приемам, используемым в тематических экскурсиях. Так, в исторической экскурсии можно использовать практически все приемы, но наилучшими будут приемы мысленной реконструкции исторического фона, прием основного показа и прием сравнения. При ботанической экскурсии, например по природному парку, целесообразно применять прием основного показа, прием комментариев, прием сравнения. При проведении экологической экскурсии принесут успех прием проблемной ситуации, прием основного показа, прием соучастия, прием репортажа. Религиозная экскурсия пройдет более эффективно с использованием приемов основного показа и кратких комментариев к нему; возможно применение приема соучастия и мысленной реконструкции исторического фона. Следует учитывать, что не очень этично вести рассказ непосредственно в храме, а лучше ограничиться небольшими объяснениями и большую часть информации предоставить экскурсантам в автобусе заранее или после посещения храма.

Производственная экскурсия - это прежде всего прием репортажа, прием соучастия, прием основного показа, прием проблемной ситуации, прием дискуссии. В литературной экскурсии стоит использовать прием основного показа и комментариев, прием персонификации, прием цитат, прием отступления. При проведении театрализованной экскурсии не обойтись без приема мысленной реконструкции исторического фона, приема абстрагирования, приема репортажа, приема соучастия.

Особенности показа объектов по ходу автобуса без остановок и выходов из автобуса. Такой показ характерен для экскурсионной группы, отправляющейся от места проживания (например, из гостиницы за чертой города) в старую часть города с целью посещения местного музея. Экскурсионный маршрут не предполагает остановок, и рассказ экскурсовода ведется непосредственно во время движения. Показ объектов по ходу движения должен быть подготовлен заранее. Экскурсовод может сначала давать краткую характеристику объекту, а затем его показывать (рассказ либо предшествует показу, либо плавно «обтекает» его). Комментарии экскурсовода должны быть построены так, чтобы заранее ориентировать экскурсантов на внешний вид интересующего объекта и его местоположение.

  • 1. «В нашем городе останавливался Петр I во время одного из азовских походов. Сейчас справа по ходу движения автобуса вы сможете увидеть храм, который посещал русский царь во время своего краткого пребывания в нашем городе».
  • 2. «Волга - гордость нашей страны, а мы особенно гордимся тем, что истоки этой великой реки находятся в нашей области. Впереди по ходу движения автобуса можно видеть коренное русло Волги, а мост, по которому мы проезжаем, - один из 5 мостов в нашем городе. Он построен по проекту известного питерского архитектора».
  • 3. «Через несколько минут мы подъедем к месту приземления первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина. В настоящий момент мы проезжаем по аллее тополей, посаженных к 10-летию первого полета в космос».

Панорамный показ. Возможность показать город, красоту окружающей природы или какой-либо архитектурный комплекс с высокой точки является украшением экскурсии. Панорамный показ может служить ярким началом экскурсии, быть ее кульминационным моментом или завершающим штрихом. В любом случае панорамный обзор позволяет создать более полное впечатление обо всем увиденном и услышанном. Желательно после панорамного показа предоставить экскурсантам возможность задать вопросы (не более 5 мин).

Самые красивые панорамы открываются с обзорной площадки в горах на живописное предгорье, сильное эмоциональное воздействие оказывают и городские панорамы. В экскурсиях по Москве экскурсионные группы часто привозят на Воробьевы горы, с которых открывается прекрасная панорама на столицу; отлично видна большая часть Москвы и со смотровой площадки Останкинской башни. В тех городах, где отсутствуют возвышенные природные места, для панорамного показа могут быть использованы колокольни, сохранившиеся крепости, высотные здания и т.д. Так, в Санкт-Петербурге гостям города часто показывают панораму города с высоты обзорной площадки Исаакиевского собора.

  • 1. Панорамный показ перед началом экскурсии (панорамная площадка расположена на одной из окружающих город невысоких гор): «Перед вами - волжский город, окруженный с трех сторон горами. Старую часть города вы можете видеть на волжском побережье, там сохранились старинные здания и храмы. Самый большой храм с высокой колокольней - это кафедральный собор нашего города, он построен 100 лет назад местным архитектором. Отсюда можно увидеть несколько небольших городских парков, зеленые аллеи вдоль многих улиц. Застройка города велась таким образом, что все центральные улицы пересекаются друг с другом исключительно под прямыми углами. Центральная часть города напоминает шахматную доску, на которую смотрят с высоты. Справа от кафедрального собора вы можете видеть старый мост через Волгу. Его длина 3,5 км, и это один из самых больших мостов в Европе. В равнинах между гор расположились новые спальные районы, но наша с вами цель - старая часть города и волжская набережная. Отправляемся в автобус и продолжаем наше путешествие».
  • 2. Панорамный показ в качестве кульминационного момента: «Мы с вами познакомились с историей города, его основными архитектурными и историческими достопримечательностями. А теперь у вас есть возможность увидеть город с высоты птичьего полета. Видите слева храм? Это кафедральный собор, который вы осматривали. Правее него расположен мост через Волгу, по которому мы совершили обзорную поездку. Если все наши гости налюбовались панорамой города, мы можем отправляться дальше. Нам предстоит посещение этнографического музея под открытым небом».
  • 3. Панорамный показ в качестве завершающего этапа экскурсии: «Перед вами - город, путешествие по которому мы уже закончили. Теперь с высоты вы можете еще раз увидеть все памятные места, о которых узнали много нового. Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу».

В любом из трех описанных случаев панорамный показ надолго останется в памяти экскурсантов и оставит наилучшие воспоминания об экскурсии.

Музейная экскурсия. При проведении музейной экскурсии используется большинство основных методических приемов, но с учетом ограниченного пространства.

Пришедшую в музей группу экскурсовод встречает на специально выделенном для этого месте, в каждом музее своем. Экскурсовод сразу представляется, громко объявляет тему экскурсии и ведет группу за собой к началу рассказа. Если в зале, куда вошла группа, уже находится другая экскурсия, экскурсоводу следует или говорить тише, или пройти в следующий зал, если позволяет тема экскурсии.

В вводной части любой музейной экскурсии следует сообщить группе краткую (не более 2-3 мин) информацию об истории создания музея, напомнить правила поведения в залах, где много стеклянных витрин и хрупких предметов. После этого экскурсовод приступает к основной части экскурсии, встав вполоборота к витрине или первому экспонату. Не следует заострять внимание большой группы на мелких экспонатах, так как большинство экскурсантов ничего не разглядят, но появится риск разбить витрину. Переходы от одной витрины к другой или из одного зала в другой должны сопровождаться логическими переходами в рассказе. В заключительной части экскурсии подводятся итоги, предоставляется информация об остальных залах музея, где могут побывать экскурсанты. После этого экскурсовод отвечает на вопросы участников экскурсии и прощается с ними.

Важное условие грамотно проведенной экскурсии в музее - четкое соблюдение времени.

Дополнительные методические приемы. Каждый опытный экскурсовод всегда имеет в запасе несколько авторских методических приемов, помогающих превратить экскурсию и в качественный процесс познания, и в приятно проведенное время.

  • 1. Включение в экскурсию короткой встречи со специалистом, наир и м е р во время археологической экскурсии - с археологом, во время палеонтологической экскурсии - с палеонтологом, во время искусствоведческой экскурсии - с художником или музыкантом и т.д. Общение со специалистами активизирует и углубляет интерес, вызываемый темой экскурсии, помогает лучше разобраться в рассматриваемых вопросах и, безусловно, оказывает сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов.
  • 2. Просмотр фильмов или компьютерных клипов по теме экскурсии. Инновационные моменты вносят в экскурсию особый колорит, усиливают зрительное воздействие на участников экскурсии. Такие дополнения устраивают во время длительной поездки на автобусе, снабженном необходимым оборудованием.
  • 3. Введение поисково-исследовательской части по теме экскурсии. Активные действия помогают экскурсантам улучшить процесс познания новой информации, почувствовать себя настоящими исследователями. Во время археологических, палеонтологических, геологических, ботанических, экологических экскурсий можно предоставить экскурсантам возможность самим найти на поверхности земли какие-либо артефакты, предметы исследования:

о подъемный материал на археологических памятниках (обломки посуды, фрагменты железных предметов, вымытых из почвы дождевыми водами);

о окаменелости на местах палеонтологических обнажений (раковины моллюсков, древние губки);

о минералы на местах геологических памятников (поделочные камни, самоцветы);

о предметы гербария (листья, цветы).

Собранный на поверхности земли материал можно разрешать забрать с собой, если это не наносит вреда памятнику.

4. Включение в процесс экскурсии мини-викторин. Проведение мини-викторины положительно воспринимается даже во взрослых группах. Например, экскурсовод может предложить участникам группы вспомнить длину Волги, картины известного художника, кроме увиденных в музее, назвать писателей, книги которых посвящены событиям на Дону, и т.д. Можно предложить экскурсантам определить, к какому архитектурному стилю принадлежит здание, какова приблизительная высота мемориальной стелы, длина моста и т.п.

Вопросы могут предлагаться вместе с вариантами ответов, например:

«Как вы думаете, по какому принципу чаще всего давалось название русскому городу:

о по имени его основателя;

о по наименованию древних племен, живших на этом месте ранее;

о по названию реки, на которой основан город?»

Разумеется, экскурсовод должен не только аргументированно доказать правильность ответа, но и привести примеры. В данном случае правильный ответ третий, а примерами могут служить такие города, как Москва, Самара, Царицын, Томск, Тверь и др.

  • 5. Включение в экскурсию элементов беседы. Экскурсовод, познакомившийся с группой, в процессе экскурсии может включить в нее элементы беседы, активизирующие внимание группы и придающие комфортность психологической обстановке. Например, зная, что группа приехала в северный город из Краснодарского края, можно поинтересоваться, не мерзнут ли гости, гуляя по заснеженной набережной, или узнать у гостей, что особенно удивило их среди осмотренных объектов, есть ли в их городе подобные и т.д. Встречный интерес экскурсовода к гостям вызовет большее удовлетворение экскурсией, оставит о городе и его жителях хорошее впечатление.
  • 6. Включение в экскурсию элементов театрализации - участие в народном празднике, карнавале, в фестивале исторической реконструкции. Элементы театрализации довольно давно вошли в туризм и как бы превращают участников познавательных экскурсий в непосредственных участников событий. Театрализация оказывает благоприятное воздействие как на восприятие подаваемой в экскурсии информации, так и на формирование общего впечатления о поездке. Например, во время проведения некоторых археологических экскурсий гости попадают на театрализованное шоу, организованное клубом исторического фехтования. В сценарий экскурсии входит «похищение» одного или нескольких участников экскурсии, освобождение их с помощью русских воинов из плена, наблюдение за каскадерским боем, фотографирование с участниками шоу в красочных костюмах, стрельба из лука, дегустация плова, приготовленного по средневековым рецептам, и т.д. Подобные театрализации с успехом проходят в Саратовской области; в Ярославле гостям предлагается надеть простые робы и попробовать свои силы в роли бурлаков на Волге; в музее краеведения Екатеринбурга гостей непременно встречает красавица в костюме Хозяйки Медной горы. Такие элементы театрализации (даже в сокращенном варианте) не могут оставить экскурсантов равнодушными и являются замечательным дополнением к тематической экскурсии по древней истории края.

Портал mos.ru решил разобраться, откуда берутся маршруты и что заставляет людей ходить на экскурсии по городу. Как среди небоскрёбов и автомобилей увидеть древний город? Где находится дом-утопия? Кто придумывает экскурсии по городу и кто на них ходит? Как правильно проложить маршрут и заставить человека внимательно слушать? О плюсах и минусах работы экскурсовода, о загадках Москвы и самых лучших экскурсантах mos.ru рассказал ведущий экскурсовод Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Лариса Скрыпник.

— Кажется, что о Москве рассказано уже всё, все городские лабиринты и закоулки пройдены, и вдруг неожиданно появляется новый маршрут, новая экскурсия — как это возможно?

— Музей Москвы, в котором я работаю, в этом году отмечает 120-летний юбилей. И все эти годы сотрудники музея занимаются изучением города, его истории, следят за всеми переменами, которые происходят в мегаполисе. В нашей коллекции есть тысячи документов, книг, фотографий, которые до сих пор продолжают исследоваться. Одно это уже даёт множество поводов для нового взгляда даже на самые тривиальные экскурсии.

Есть, конечно, обязательный блок экскурсий. Как правило, это обзорная экскурсия по Москве, по Красной площади, по историческому центру, которые предназначены именно для первого знакомства с городом — для тех, кто хочет узнать о городе, в котором живёт. Таких немало — как показывает опыт, москвичи часто знают город плоховато. Человеку кажется: я здесь, я успею всё — и он проходит мимо интересных мест, не обращая на них внимания. Но, когда интерес проявляется, человек, как правило, становится нашим постоянным клиентом. То есть тот, кто пришёл один раз, начинает ходить постоянно. Очень радостно видеть, как год от года популярность пешеходных и автобусных экскурсий возрастает: всё больше горожан хотят узнать о столице максимум.

Но есть и другой блок маршрутов — те, которые мы придумываем самостоятельно. Это всегда необычные прогулки, на которых мы показываем город с новой стороны. Они могут быть тематическими, приуроченными к определённым датам, событиям. Так, у нас постоянно появляются новые маршруты по неизведанной Москве. Нам очень хочется показать любимый город с разных сторон; хочется, чтобы участники прогулок влюбились в Москву так же, как и мы. И такие экскурсии, как правило, очень востребованы.

— Можете рассказать подробнее про такие маршруты?

— Была интересная история во время празднования годовщины Николая Васильевича Гоголя. К нам обратились с просьбой придумать пешеходную экскурсию по гоголевским местам. Причём просили показать не только памятники писателю, которые находятся на расстоянии 400 метров друг от друга, не только храм Симеона Столпника, прихожанином которого был Гоголь, а что-то ещё необычное. Это в каком-то смысле вызов, я такие вещи очень люблю. Надо было сделать пешеходную экскурсию и много-много рассказать про Гоголя. В итоге с огромным интересом для себя я обнаружила больше 20 мест, связанных с Николаем Васильевичем, на Арбате. Не в Москве в целом, а только на Арбате. Эксклюзивные экскурсии рождаются, например, от такого предложения — помочь кому-то с темой.

Или, например, экскурсия, посвящённая 1612 году в Москве. Она не была особенно востребованной, никогда никто не просил водить по этим местам. Но когда все-таки запрос появился, оказалось, что это действительно очень интересная экскурсия. Конечно, экскурсии рождаются ещё и потому, что тебе самому что-то очень нравится. Я люблю архитектуру, и, конечно, я придумала пешеходную экскурсию по модерну. Маршруты могут появиться после того, как ты прочитал интересную книгу. Сейчас выходит очень много мемуаров, всевозможных трудов дореволюционных москвоведов, которых раньше мы не знали. Ты читаешь — и вдруг видишь район совершенно другим, не таким, как ты его себе представлял, и у тебя возникает идея сделать экскурсию по этому месту и показать Москву с какой-то, может быть, неожиданной стороны.

— А как это происходит? Как готовится экскурсия?

— Сначала начинается поиск материала: чтение специальной литературы, дневников, поход в библиотеки и, конечно же, изучение самого района, о котором собираешься рассказывать. Порой, когда ходишь по улицам, заходишь в переулки, во дворы, обнаруживаешь совершенно невероятные сокровища, которых люди не видели. Например, Никитский бульвар — такая фасадная улица. Но один раз, когда я готовила там экскурсию, увидела металлические ворота с дверцей, за которыми было написано, что там находится ремонт обуви или каких-то скобяных изделий. В общем, совершенно непрезентабельного вида дверца. Но, когда я вошла в эту подворотню, я поняла, что это целый город с лабиринтами. Кто бы мог подумать, что такое может быть? Людям это всегда очень интересно. Как будто погружаешься в прошлое, и можно себе представить, как бы ты себя чувствовал, если бы жил в этом доме и у тебя окна выходили в этот дворик….

— Вы сказали, что разработали экскурсию по модерну, но ведь это не совсем московский стиль, что вы показываете?

— Поскольку это пешеходная экскурсия, то она проходит между Остоженкой, Пречистенкой и в переулках. Это и доходный дом Исакова кекушевский, и собственный дом архитектора Кекушева. Это и доходный дом крестьянина Лоськова. Такие у нас чудесные были крестьяне, которые могли приглашать самых лучших архитекторов и возводить дома в стиле северного модерна. В Москве их действительно маловато, в основном этот стиль распространён в Питере.

— Мне кажется, самое сложное в вашей работе — заставить людей слушать, не всем экскурсоводам и не всегда это удаётся.

— Просто нужно знать и понимать: люди не могут бесконечно слушать набор каких-то фактов, даже если они достаточно интересные, им всё равно нужны какие-то разрядки. Но важно не просто о чём-то похихикать, а чтобы это было привязано к теме. И кстати, на экскурсиях иногда участники сами помогают находить такие расслабляющие моменты. У меня однажды на экскурсии по Арбату и арбатским переулкам была чудесная девочка лет семи. На Арбате каждое здание с историей, и хочется обо всём рассказать. Я начала рассказывать о доме с рыцарями напротив Тетра Вахтангова и сказала, что, к сожалению, не все рыцари сохранились, а эта девочка говорит мне: «А я могу сказать, куда этот рыцарь подевался». Я спрашиваю: куда? Она говорит: «Дело в том, что он влюбился в эту принцессу, — а у Театра Вахтангова стоит фонтан «Принцесса Турандот», — он влюбился, спустился вниз, купил ей украшения, а она не приняла подарок. Поэтому рыцарь расстроился и ушёл». Это же прелесть! Я теперь это всегда рассказываю, такое живое восприятие ребёнком Москвы с её историей.

— А сколько времени нужно, чтобы подготовить экскурсию?

— Это зависит от темы. Есть такие, по которым огромное написано количество литературы, и здесь нужно просто отобрать то, что тебе интересно. Есть темы, которые требуют серьёзной подготовки, может быть, даже запросов, встреч с какими-то людьми, которые владеют информацией по тому или иному району. Интересные вещи рассказывают сами жители. Это всегда большой труд.

Подбор материала — один из самых волнующих моментов, и тут важно себя контролировать. Ты ищешь, читаешь, и это так увлекает, что ты можешь к трём часам ночи оказаться где-нибудь вообще на другом конце Москвы. Потому что, когда готовишь материал, один факт цепляется за другой: а вот фамилия проскочила, а не уточнить ли... Это очень сложно, но ещё сложнее что-то выбрать, когда ты собрал огромное количество материала и понимаешь, что всё рассказать невозможно, — всегда очень жалко убирать часть информации.

Затем наступает ещё один очень важный момент: ты должен связать все объекты… Понятно, если экскурсия тематическая, например наша «Москва посольская», тогда всё более или менее понятно. А если это экскурсия по улице и там абсолютно разнородные здания, абсолютно разные истории, но ты должен их каким-то образом соединить между собой, должна получиться история.

У меня была замечательная экскурсия, я вела её по Волхонке, и одна из экскурсанток как интеллигентный человек меня заранее предупредила, что ей нужно забирать ребёнка из детского сада, поэтому она через 50 минут тихо по-английски уйдёт. И я веду экскурсию и понимаю, что прошло уже 50 минут, час прошёл, а женщина всё ещё с нами. И я ей говорю: «Вы меня извините, пожалуйста, но вам, кажется, ребёнка нужно забирать из детского сада». Она говорит: «Вы понимаете, я никак не могу уйти. Вы заканчиваете рассказывать и так цепляете следующим, что мы сейчас дальше увидим, что я никак не могу уйти». Вот это была правильная экскурсия, раз так получилось.

Есть ещё чисто технические моменты, специальные, которые тоже нужно учитывать: как встать правильно, чтобы тебя все слышали, чтобы ты мог реагировать на выражение лица, глаз, чтобы ты видел экскурсантов и при этом не мешал им видеть объекты; как встать, чтобы максимально показать объект; как встать так, чтобы ты мог, не сходя с места, рассказать о нескольких объектах. Когда готовишь экскурсию, на это уходит дополнительное время. Я, например, иду по улице и начинаю, к удивлению прохожих, перебегать с одного места на другое, переходить через улицу, возвращаться обратно, для того чтобы понять, а где мне лучше поставить группу. И здесь надо проявлять фантазию.

Есть ещё много других нюансов. Например, нужно учитывать расположение пешеходных переходов: где они находятся, удобно ли вам переходить с этой стороны на противоположную, чтобы потом не возвращаться на этот переход через другой переход, по маршруту как-то дальше пройти, потому что людям неинтересно по одному и тому же месту туда-обратно ходить. В общем, это очень большая работа на самом деле.

— Давайте попробуем назвать минусы и плюсы вашей профессии.

— Мне задавали этот вопрос на экскурсиях… Но так получается, что минусы превращаются в плюсы. Конечно, это работа, которая требует больших физических нагрузок, потому что нужно много двигаться и в процессе подготовки, и во время экскурсии. А они длятся иногда два-три часа, а иногда шесть-семь.

Погода, которую мы не выбираем, а погоды наши московские не радуют, скажем так, большую часть года. Дальше — то, что ты работаешь всегда, потому что ты должен находиться в теме современной Москвы, знать всё новое, что появляется, новые книги о Москве, новую информацию, новые объекты. Материала такое количество, что ты никогда не сможешь освоить его полностью, но всегда к этому стремишься. В итоге ты постоянно тренируешь свою память, свой ум, ты всегда в движении и постоянно на свежем воздухе.

И ещё люди бывают разные, и ты прилагаешь много усилий, для того чтобы удержать внимание. Когда это получается, я чувствую колоссальный моральный подъём, потому что я отдаю свою энергию людям, а они в ответ — свою. Я после экскурсии всегда чувствую себя эмоционально заряженной. Здесь всё взаимосвязано, и если тебе это нравится, то ты от этого получаешь удовольствие в большей степени.