Что находится внутри кайласа. Гора Кайлас на Тибете: что от нас скрывают? Ритуальные обходы вокруг горы Кайлас

Гора Кайлас (6714 м) является самой священной вершиной Азии. Она окутана таинственностью древних легенд и мистических учений, и на протяжении многих веков является местом поклонения и центром паломничества для последователей четырех великих религий – буддизма, индуизма, джайнизма и религии Бон-По, а в последнее время привлекает все больше туристов со всего мира. Мы отправляемся туда, чтобы на своём опыте понять и почувствовать, что может дать обычному человеку из мегаполиса это уникальное место на географической карте, свято чтимое мистиками, йогами и святыми.

Верующие четырех религий - индуисты, буддисты, джайнисты и приверженцы бон считают эту необычайную гору «сердцем мира», «осью земли». Кайлас — это гора Меру, находящаяся в центре Гималаев, имеющая особое географическое расположение в центре Тибетского плато, на котором берут начало реки Карнали (впадающая в Ганг), Инду, Сутлеж и Брахмапутра. Паломничество к горе и ее священный обход – кора вокруг Кайласа – является одним из главных паломничеств в Тибете.

Гора известна под многими именами: у европейцев - Кайлас, у китайцев - Гандисышань либо Ганжэньбоци, в традиции бон - ЮндрунгГуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Римпоче (KangRimpoche) - «Драгоценная снежная гора» или «Великая снежная».

Эта поразительной красоты вершина, увенчанная сияющим ледовым куполом, является грандиозной скальной пирамидой совершенных пропорций. Четыре ребра горы почти точно соответствуют основным сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику — буддистский символ духовной силы. Ни географически, ни геологически Кайлас не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, он поднялся вместе с плато со дна океана, и существовал задолго до появления Гималаев. Вершина горы до сих пор остаётся непокорённой.

Главным событием во время паломничества к Кайласу является ритуальное обхождение горы по часовой стрелке, которое тибетские буддисты называют «корой», а последователи индуизма и джайнизма – «парикрамой». Высшая точка коры вокруг Кайласа – перевал Дролма Ла (5640м) – знаменует кульминацию путешествия, освобождения от негативных последствий предыдущих действий и новое рождение.

Но в нашем путешествии мы попробуем пойти даже немного дальше… Те, кто почувствуют потребность и готовность приблизится к Горе, смогут это сделать, подойдя к её склонам на максимально возможное расстояние. Несмотря на то, что во всех традиционных религиях существует запрет на прямое касание склонов горы руками паломников, такая кора получила неофициальное название «кора касания лиц».

Это путешествие к горе Кайлас составлено таким образом, чтобы обеспечить максимально щадящую акклиматизацию и наиболее комфортное прохождение маршрута, который проходит на высотах, к которым человек из обычного западного мира не приспособлен.

Если вы хотите больше узнать, как готовиться к такому путешествию физически и нравственно, а также о том, каков Тибет сегодня, посмотрите запись моей лекции.

Как присоединиться к путешествию

  1. Заполните заявку, чтобы гид мог связаться с вами для краткой беседы и ответа на все интересующие вопросы (кстати, ответы на общие вопросы уже есть в ).
  2. После подтверждения участия вы приобретаете авиабилеты и вносите гиду предоплату. Оставшаяся часть суммы передается гиду по прилету в пункт назначения.
  3. В дальнейшем общайтесь с гидом напрямую, поскольку он является одновременно и организатором путешествия.

30 апреля. Вылет в Гуанчжоу (КНР)

1 мая. Смотрим Гуанчжоу

Прибытие в Гуанчжоу (пересадка с ночёвкой). Гуанчжоу не является целью нашего путешествия, тем не менее, это один из крупнейших мегаполисов Азии и всего мира, один из основных промышленно-коммерческих центров КНР.

Поэтому, с теми, кто не захочет терять время и просто остаться в отеле для отдыха, мы совершим небольшой обзорный променад по наиболее интересным местам этого города: увидим исторические и новые кварталы Гуандуна, суперсовременное здание кантонской оперы, небоскрёбы, музей, где хранятся древние резные шедевры в стиле Чаожоу, ну, и может быть что-то ещё…

2 мая. Долина реки Ярлунг

Перелёт в Лхасу (высота 3600 м над уровнем моря). Переезд в долину Ярлунг. Колыбель тибетской цивилизации: посещение дворца древних царей Тибета – Ямбуланганг – и одного из древнейших храмов/монастырей Тибета – Трандрук – где хранится жемчужная танка, вышитая руками невесты первого великого царя Тибета Сонгценгамбо – принцессы Венчень.

Переезд в Самье. После заселения в гестхауз, если останутся силы, попробуем подняться на вершину холма Хэпо Ри, где согласно традиции великий Гуру Римпоче (Падмасамбхава), основатель монастыря в Самье, победил демонов Тибета, с тем, чтобы утвердить здесь буддийскую веру. Отсюда открывается потрясающий вид на окружающую долину и монастырь.

3 мая. Монастыри Самье и Джоканг

Утром осматриваем самый древний монастырь тибета – Самье, который по-прежнему находится в стадии реставрации после разрушений, которые были учинены китайскими хунвейбинами во время Культурной Революции. Монастырь представляет собой мандалу, а его архитектура сочетает в себе три стиля: тибетский, непальский и китайский.

Переезжаем в Лхасу. Заселение в гостиницу. Во второй половине дня посещение самого священного храма Лхасы – Джоканга. Здесь, где находится статуя Джово, Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет, тибетцы-паломники из самых дальних уголков Страны Снегов создают потрясающую атмосферу набожности и почитания. Вечером прогулка в районе Баркор и кора вокруг храма Джоканг, а также фотографии на фоне ночной Поталы.

4 мая. Потала, Ганден и Драг Йерпа

Лхаса. Начинаем нашу программу с посещения самого фотографируемого и популярного места в Тибете – дворца далай-лам Потала, хотя заранее время посещения этого охраняемого ЮНЕСКО шедевра архитектуры мы знать не можем.

Далее направляемся в монастырь Ганден – один из шести основных монастырей тибетской школы буддизма гелуг. Исторически именно он являлся его центром. Расположен он очень живописно на вершине холма, в 47 километрах на восток от Лхасы.

Драк Йерпа или просто Йерпа, монастырь и ретритный центр, расположенный в горной местности на высоте почти 4900 м над уровнем моря. С древних времён и до наших дней он оставался одним из основных мест для медитации для поколений великих лам и монахов. Заложенный в 11 веке учеником Атиши и основателем школы кадампа Гуру Дронтомпой, несмотря на все потрясения XX века, а также близость к Лхасе, это место обладает потрясающей энергетикой и поныне хранит удивительную атмосферу прозрачности и возвышенной гармонии. Кроме того, что в этом месте вас почти неизбежно настигнет чувство глубокого умиротворения…Передвигаясь медленно и осторожно, мы сможем хорошо акклиматизироваться, что очень поможет нам в дальнейшем… Возвращение в Лхасу.

5 мая. Озеро Ямдрок, монастырь Ралунг, ледники и плоскогорья

Сегодня нас ждёт очень красивая дорога: переезд из Лхасы в Гьянтзе.

Первой точкой остановки является перевал Камба Ла (4800 м) – отсюда открывается потрясающий вид назад на долину реки Ярлунг и далее на лежащее внизу сказочной красоты озеро Ямодрок, одно из четырёх самых священных в Тибете озёр и, сияющий вечными снегами, хребет Ноджинг Кангтсанг, главная вершина которого вздымается в небо на высоту 7191 м. На перевале вы сможете сфотографироваться с дюжиной огромных тибетских мастифов, которых местные приводят сюда специально для увеселения туристов.

Спустившись с перевала, мы омоем руки и лицо в священных водах и, примерно через полчаса попадём в городок Нагартце, где и пообедаем. После обеда нас ждёт подъём на перевал Каро Ла (5036 м), где в 1904 году произошло самое высокогорное сражение в истории колониальных войн между тибетцами и сипаями полковника Янгхазбенда. Обычно здесь много китайских туристов, которые фотографируются на фоне массивного ледника, сползающего с южной грани Nojing Kangtsang (7191 м).

За перевалом путешественникам открываются обширные плоскогорья и высокогорные пастбища, которые чаще всего всплывают в воображении тех, кто много путешествовал по Тибету. Здесь, если у нас будет достаточно времени, мы сможем посетить знаменитый монастырь Ралунг, главный монастырь знаменитой школы Друкпа Кагью, которая является одной из основных ветвей школы Кагью тибетского буддизма. Мы увидим как развалины старого монастыря, так и монастырь, воссозданный за последние годы. Этот место особенно интересно тем, кто отправляется в сторону Кайласа, т.к. большая часть монастырей в районе священной горы принадлежит именной этой ветви тибетского буддизма.

Последней остановкой на нашем пути в Гьянтзе станет небольшой перевал Сими Ла (4330 м). Главной достопримечательностью здесь является небольшое искусственное озеро, возникшее в результате строительства плотины и электростанции в Гьянтзе. Отсюда до города не более получаса езды. Вечером мы сможем прогуляться по улицам старого города и поужинать в ресторане непальской кухни.

6 мая. Кумбум и Шалу

С утра монастырь Пелкор Чоде потрясёт вас великолепием знаменитой ступы Кумбум. Монастырь был создан в начале XV века и знаменит тем, что в его стенах уживались сразу три школы тибетского буддизма: школы гелуг, кадам и сакья. Однако наиболее известен монастырь 32-метровой ступой Кумбум, которая представляет собой девятиярусную мандалу, символизирующую полный путь духовной реализации человека.

Наша следующая остановка – монастырь Шалу, расположенный в 25-ти километрах от Шигатзе. Его слава разнеслась по всему Тибету в XIV веке благодаря деятельности тантрического мастера и историка буддизма Будона Ринчен Дуба. Несколько столетий именно Шалу считался главной школой, где готовили бегунов лунгомпа, которые, введя себя в состояние транса, могли покрывать огромные расстояния с большой скоростью почти без остановки.

7 мая. Ташилунпо и Сакья

Шигатзе. Монастырь Ташилунпо – ещё один важнейший монастырь школы гелуг и один из крупнейших в Тибете. Именно он являлся и является резиденцией Панчен Ламы – второго по значению лица в тибетской духовной и светской иерархии. Здесь находится самая большая в мире позолоченная статуя – 26-метровая статуя будды будущего – Майтрейи.

Ещё одну остановку по дороге в Тингри мы сделаем с тем, чтобы осмотреть монастырь Сакья, центр одноимённой школы, одной из главных школ тибетского буддизма. Заполненный ступами и статуями будд огромный зал общих собраний, потолок которого поддерживают древние колонны из цельного дерева XIII века (одна из которых считается подарком императора Хубилай Хана) и огромная библиотека древних текстов высотой 16 метров, вряд ли оставит кого-либо из вас равнодушными.

Вечером мы прибудем на ночёвку в небольшой посёлок Тингри (4348 м) – место, где делают первую остановку все альпинисты… Вернее те, что держат свой путь к базовому лагерю Эвереста.

8 мая. Эверест, Шишапангма и озеро Пейку

Сегодня нам нужно будет подняться очень рано, около 5 утра. Для чего?… Для того, чтобы успеть поймать первые лучи рассвета на сияющей льдом северной стене Вершины Мира – Джомолунгмы (8848м). Прогулка в сторону базового лагеря Эвереста будет для нас хорошей подготовкой к коре. По дороге мы также сможем увидеть и другие вершины Главного Гималайского хребта. Здесь же расположен самый высокогорный в мире монастырь – Ронгбук.

Во второй половине дня нас ждёт переезд в Сагу. По дороге увидим красивейшее озеро Пейку Тсо и вид на ещё один «самый маленький» восьмитысячник – Шишапангму (8021м). Почти всю дорогу нас будут сопровождать потрясающие виды Главного Гималайского Хребта. Ночуем в Саге (4640 м).

9 мая. Долгая дорога на Манасаровар

Переезд в Чу Гомпа на озере Манасаровар. По дороге мы посетим небольшой монастырь Даргьелинг и очень интересный и живой монастырь школы сакья – Зонгба. Песчаные дюны в районе Парьянга в последнее время покрыли тканью и они потеряли часть своего очарования, но виды, открывающиеся отсюда путешественнику, по-прежнему радуют глаз.

Вечером мы, если успеем, искупаемся в горячих источниках возле озера Манасаровар.

10 мая. Манасаровар и Ракшастал, Кьюнлунг и Гуругьям

Рано утром встречаем восход на холме над Манасароваром, откуда открывается круговой обзор на озеро и окрестные горы.

После завтрака посетим монастырь Чиу Гомпа — место, связанное с деятельностью Падмасамбхавы. Здесь в небольшой пещере, он медитировал неделю после посещения Кайласа и здесь же находится его нерукотворная статуя из сандалового дерева. Далее мы увидим озеро Ракшастал и великое священное озеро Манасаровар, самое важное из озёр Тибета.

Во второй половине дня мы отправимся в Гуругьям, монастырь древней религии тибетцев бон. Ещё несколькими километрами далее, в долине реки Сатледж, мы посетим развалины древней столицы царства Шангшунг – Кьюнглунг или Серебряный Дворец Гаруды. Переезд в Дарчен. Подготовка к коре.

11 мая. Чуку Гомпа и Западное Лицо

Первый день коры. Сегодня нам предстоит преодолеть 20 км по долине реки Лха. По дороге мы неизбежно сделаем остановки возле чортена Кангни, а также мест поклонения Южному и Западному Лицам, можем посетить монастырь Чуку Гомпа и небесное кладбище 84 махасиддхов. По дороге мы обязательно совершим подход к Западному Лицу Горы.

Вечером мы остановимся в гестхаузе в местечке Дира Пук, напротив Северного Лица Кайласа на высоте более 5000 м. Здесь же расположен один из трёх важнейших монастырей на коре с одноимённым названием – Дира Пук Гомпа.

12 мая. Дира Пук и Северное Лицо

Основная цель сегодняшнего дня – восхождение и подход к Северному Лицу Горы. Путь в одну сторону на высоту около 5400м займёт 2-3 часа. Каждый приходит в это место со своими помыслами и целями, поэтому у всех нас будет достаточно времени и пространства для того, чтобы задать свои вопросы и получить нужные ответы. Мы проведём в этом благословенном месте ровно столько времени, сколько будет нужно, после чего вернёмся в Дира Пук.

Во второй половине дня те, кто захочет, сможет посетить монастырь Дира Пук и «пещеру Ячицы», где в XIII веке медитировал великий тибетский мастер Готсанпа Гонпо Дорже, открывший путь коры вокруг Кайласа.

13 мая. Перевал Дролма Ла

Главный день коры, который начнётся для нас в 6 утра. Через несколько часов непрерывного движения мы с вами поднимемся на перевал Дролма Ла (5640 м), который в мандале Кайласа символизирует новое рождение и очищение от привязанностей и омрачений прежней жизни.

Недалеко от перевала есть ещё одно небольшое небесное кладбище – Шива Цал, где паломники, идущие на перевал, оставляют волосы, одежду, фотографии и прочие вещи, которые символически помогают им избавиться от прежних привязанностей. За перевалом нас ждёт долгий спуск к монастырю Зутрул Пук.

14 мая. Завершение коры, переезд в Сагу

Именно здесь, в небольшой пещере монастыря Зутрул Пук, великий йогин и поэт Тибета Миларепа, ждал утра, чтобы с первым лучом света взлететь на вершину священной горы и тем самым положить конец в своем состязании с бонским мастером Наро Бончунгом. Отсюда нам остаётся всего 11 километров до Дарчена, где мы завершим священный обход вокруг Горы. Обед и переезд в Сагу.

15 мая. Долгая дорога в Шигатзе

Переезд в Шигатзе через 8 перевалов.

16 мая. Резервный день на случай задержек в пути

17 мая. Домой

Переезд в аэропорт Лхасы и вылет домой через Гуанчжоу.

Примечание: маршрут и программа могут корректироваться гидом в зависимости от погодных и транспортных условий, состояния и пожеланий участников группы.

СТОИМОСТЬ 2950$ – при минимальной группе – 5-6 человек.
2850$ – при группе 7-8 человек
2750$ – при группе 9-10 человек
2650$ – при группе 10 и более человек
ВКЛЮЧЕНО автотранспорт по всему маршруту
проживание (гостиницы в городах и лоджии на коре)
все входные билеты в музеи и монастыри
все разрешения, пермиты и билеты в национальные парки
профессиональное сопровождение (гид клуба и местный тибетский гид)
транспортировка рюкзаков на коре
ВЫКЛЮЧЕНО авиабилеты в Лхасу и обратно (через Гуанчжоу)*
питание (20-25$ в день), кроме завтраков, включённых в проживание в гостиницах
виза в Китай (100$)
медицинская страховка
чаевые местному гиду, водителю и портерам
личные расходы: сувениры, алкоголь и тд.

*Билеты приобретаются самостоятельно, при этом гид поможет вам подобрать наиболее оптимальный и дешевый перелет. Пожалуйста, предварительно согласуйте покупку билетов с гидом!

4.9166666666667 Рейтинг 4.92

- 4.8 out of 5 based on 6 votes

Самые интересные факты и тайны горы Кайлас

«В этом диком краю редко бывали чужеземцы. Местами мы могли смотреть через границу Тибета и видеть гору Кайлас. Хотя высота Кайласа всего 6666 метров, индуисты и буддисты считают ее самой священной из всех гималайских вершин. Возле нее находится большое озеро Манасаровар, также священное, и знаменитый монастырь. Во все времена сюда приходили паломники из самых отдаленных частей Азии». Тенцинг Ногрей, покоритель Эвереста.

Факт №1. Множество имен

Гора Кайлас (Кайлаш) является одной из самых таинственных мест на нашей планете. Она известна и под другими именами: европейцы называется её Кайлас, китайцы – Гандисышань (冈底斯山) либо Ганжэньбоци (冈仁波齐), в традиции бон ее название - Юндрунг Гуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ; gangs rin po che) – «Драгоценная снежная». Множество интересных тайн и легенд про Кайлас не оставляют равнодушными людей, как паломников, так и исследователей.

Факт №2. Центр 4-ех религий

Гора Кайлас – это священный центр 4х религий: индуизма, джайнизма, тибетской религии Бон и буддизма. Мечта каждого индуиста – хоть раз в жизни увидеть Кайлас собственными глазами. С этим желанием связаны серьезные ограничения визового плана, выдаваемые Китаем для индусов, желающих побывать в этих местах. В Ведах (древних текстах этой религии) гора Кайлас – излюбленное место пребывания Шивы (космического сознания, олицетворяющего собой мужское начало Вселенной).

Тибетская древняя религия Бон считает гору Кайлас местом возникновения жизни во Вселенной и средоточием силы. По их преданиям, именно здесь расположена мистическая страна Шангшунг (Шамбала), а первый мастер джайна Тонгпа Шенраб спустился в мир именно с Кайласа.

Буддисты почитают эту гору как обитель Будды в одной из главных инкарнаций – Самвара. Поэтому каждый год во время буддистского религиозного праздника Весак (другие названия - Сага Дава, Вишакха Пуджа, Дончод-хурал), посвященного просветлению Будды Гаутамы, у подножия горы Кайлас со всего мира собираются тысячи паломников и туристов.

Факт №3. Начало 4-ех рек

Согласно индуистской мифологии на склонах горы Кайлас берут свое начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Инд, Брахмапутра, Сатледж и Карнали. Джайны считают, что у горы Кайлас их первый святой Джина Махавира достиг просветления, после чего основал собственное учение – джайнизм.

Факт №4. Символ свастики из тени

Гора свастики – еще одно название Кайласа. Появление этого названия связано с рисунком, который образуют две трещины на южной ее стороне. В вечернее время тень, отбрасываемая выступами скалы, вырисовывает на ней громадное изображение свастики. Свастика – священный символ для многих народов мира. В Индии, например, свастика рассматривается как солярный знак – символ жизни, света, щедрости и изобилия, тесно связанный с культом бога Агни. В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии. Свастика – один из символов Джайнизма.



Факт №5. Ориентация на стороны света

Гора Кайлас имеет пирамидальную форму, строго ориентированную по сторонам света. Имеются также данные, позволяющие предполагать наличие пустот как в самой горе, так и у ее подножия. Некоторые исследователи, занимавшиеся изучением горы и ее тайн утверждают: Кайлас – неприродное искусственное образование, возведенное в далекой древности неизвестно кем и с какой целью. Возможно что это какой-то комплекс, пирамиды.

Факт №6. Освобождение от грехов

В религии Бон и индуизме существует легенда, которая гласит: обход вокруг Кайласа (кора) позволяет очиститься от всех грехов, совершенных в данной жизни. Если кора совершена 13 раз, совершивший ее паломник гарантированно не попадает в Ад, совершивший кору 108 раз – вырывается из круга перерождений и достигает степени просветления Будды. Кора, совершенная в полнолуние, считается за две. Именно поэтому вокруг горы сегодня всегда имеется множество паломников, совершающих свой путь искупления грехов.

Факт №6. Восхождение на Кайлас невозможно

Гора Кайлас – закрыта для альпинистов: ни один человек еще не побывал на ее вершине. Связано это не только с тем, что официально восхождения на нее запрещены. Ходят легенды о том, что Кайлас способен непостижимым образом изменять желание альпинистов о восхождении, тем самым никого к себе не допуская. Те, кто приближается к ней слишком близко, и те, кто намерен взобраться на ее вершину, внезапно получают установку идти в обратном направлении.

Так это или нет, но до сих пор вершина горы остаётся непокорённой. В 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил от китайских властей разрешение на восхождение, но отказался в последний момент.

В 2000 году испанская экспедиция за достаточно значительную сумму приобрела разрешение (пермит) на покорение Кайласа у китайских властей. Команда установила базовый лагерь у подножия, но ступить на гору так и не смогла. Тысячи паломников преградили путь экспедиции. Далай-лама, ООН, ряд крупных международных организаций, миллионы верующих во всем мире выразили свой протест покорению Кайласа и испанцам пришлось отступить.

Факт №7. Зеркала Времени на поверхности Кайлас

Еще одной загадкой Кайласа, вокруг которой идут многочисленные споры и суждения, является зеркала времени. Под ними подразумевается множество скал, расположенных вблизи Кайласа, имеющих гладкую или вогнутую поверхность. Созданы ли эти поверхности искусственно в далекой древности или являются игрой природы, до сих пор не известно.

Существует предположение о том, что данные образования являются своеобразными «зеркалами Козырева» – вогнутые зеркала, в фокусе которых может изменяться скорость течения времени. Человек, попадающий в фокус такого зеркала, может испытывать различные аномальные и психофизические ощущения. По мнению Мулдашева, зеркала вокруг Кайласа размещены по определенной системе по отношению друг к другу, что создает нечто вроде «машины времени», способной переносить посвященного не только в разные временные эпохи, но и в другие миры.

Факт №8. Озера Манасаровар и Ракшас Таль – такие близкие, но такие разные

Два озера, находящихся у подножия горы Ракшас Таль и Манасаровар расположены рядом и разделены между собой лишь небольшим перешейком. Тем не менее, оба этих озера разительно отличаются друг от друга, что представляет собой еще одну загадку Кайласа.

Воды озера Манасаровар, почитаемого тибетцами как священного, пресные. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Отсюда пошло и его название: на санскрите «Manas sarovara» означает «Озеро Сознания» от слов manas (сознание) и sarovara (озеро). По одной из буддистских легенд это озеро является тем самым легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. Манасаровар, также как и Кайлас, является местом паломничества, вокруг которого также совершается ритуальный обход – кора с целью очистки кармы. Паломники приезжают сюда, чтобы принять церемониальные ванны в очистительных водах Манасаровара. Считается, что это озеро – место, где обитает «чистота», в придонном его слое, у северо-западного берега, вода является живой. Тот, кто касается священной земли Манасаровара или купается в этом озере, обязательно попадет в рай. Тот, кто выпьет воды из озера – поднимется на небеса к Богу Шиве и очистится от своих грехов. Поэтому Манасаровар считается самым священным, почитаемым и известным озером во всей Азии. Кора вокруг священного озера составляет 100 км.

Рядом с Манасаровар расположено соленоватое мертвое озеро Ракшас таль (также Лангак, Ракас, Ланга Цо (кит. упр. 拉昂错, пиньинь: Lā’áng Cuò) . В индуистской мифологии это озеро было создано повелителем ракшасов демоном Раваной и на этом озере находился специальный остров, где Равана каждый день приносил в жертву Шиве одну из своих голов. На десятый день Шива дал Раване сверхсилы. Озеро Ланга Цо ставится в противопоставление созданному богами озеру Манасаровар. Манасаровар имеет круглую форму, а Ланга-Цо вытянуто в виде месяца, что символизирует свет и тьму соответственно. Касаться воды мертвого озера по местным обычаям запрещено, т.к. это может принести несчастье.

Количество легенд, историй и различных преданий, связанных с этим местом – просто огромно: вряд ли какое-то из других мест нашей планеты может похвастаться таким количеством тайн и загадок.

Доклад на II Международной научно-практической конференции «САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ. АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА», 9-12 апреля 2016, Санкт-Петербург

С.Ю. Балалаев
Исследовательская группа Феномена Кайласа, Воронеж, Россия

Аннотация
На основе анализа древних индуистских, буддийских и бонских текстов, а также результатов регулярных экспедиций исследовательской группы «Феномен Кайласа», проводимых последние десять лет, приводятся данные о сакральной географии региона самой священной горы Азии Кайлас, расположенной в юго-западной части Тибета. Гора Кайлас миллионами людей считается центром Вселенной. В индуизме она идентифицируется как физическое проявление мифологической вершины Вселенной, горы Меру – оси, связывающей небо и землю. В совокупности, священная гора, озера и берущие около нее начало четыре реки формируют обширную географическую мандалу, которая оказала глубокое влияние на мироощущение проживающих в Гималаях людей. Мандала Кайласа может оказывать особое влияние на паломников. Делается вывод о необходимости комплексного изучения феномена Кайласа.

Ключевые слова: Кайлас, Меру, сакральная география

В Тибете три области считаются наиболее важными для паломников: Кайлас, Тсари и Лапчи. Труднодоступность и ограничения тибетского правительства в первой половине 20 века, а затем запрет на посещение этой территории со стороны КНР вплоть до 80-х годов не позволили иностранным путешественникам подробно исследовать этот уникальный регион. Впрочем, и по настоящее время Тибет является наиболее закрытой для посещений территорией на нашей планете. Доступны только вполне определенные области, для посещения которых необходимо специальное разрешение (пермит).
За последние десять лет нашей группой было организовано и проведено 16 экспедиций в регион горы Кайлас (Тибет), одной из целей которых являлось исследование феномена горы Кайлас.
Кайлас является священным местом паломничества для около миллиарда (!) приверженцев четырех мировых религий (индуизм, буддизм, джайнизм и бон). Паломничество у Кайласа является самым высокогорным в мире и проходит на высотах от 4600 до 5830 м. Конфигурация окружающих Кайлас долин позволяет совершить кору (обход) Кайласа за один день (около 50 км). На нашей планете нет другой такой горы, являющейся священной для такого огромного количества людей, принадлежащих разным религиозным конфессиям.


Фото 1: Спутниковое изображение маршрутов внешней и внутренней кор.

Сразу на юг от горы лежит довольно крупное озеро Манасаровар (в бонской традиции Мапанг). Вместе гора и озеро образуют самое знаменитое естественное паломническое святилище высокогорной Азии. На протяжении нескольких тысячелетий эта область имела большое культурное значение не только среди тибетских буддистов и бонпо, она также описывалась в искусстве, литературе и ритуалах основных индийских религиозных традиций (брахманизм, буддизм и джайнизм).

Фото 2: Озеро Манасаровар

В последнее время эта область стала привлекать западных ученых, исследователей, искателей духовных истин и интересующихся Азией туристов. На наш взгляд большое значение имеет изучение сакральной географии Мандалы Кайласа как с использованием анализа древних текстов, так и с помощью непосредственного энерго-информационного восприятия во время путешествий в эти места. Чтобы получить более целостную картину мы попробуем сложить мозаику из представлений различных религиозных конфессий, которые считают эту гору священной: индуизма, буддизма и бона. Особое внимание мы уделим древним тестам, описывающим этот регион.
Кора вокруг Кайласа для паломников — это нечто большее, нежели прохождение по географическим местам; это — прохождение через бессмертный мир человеческой души, где миф, материальный мир и осознанность сливаются в нераздельную сущность.
Регион горы Кайлас является одной из восьми сильнейших геоактивных зон нашей планеты, находящихся в вершинах планетарной Меркабы. Высокая активность таких зон, являющихся ее «акупунктурными» или «чакровыми» точками, обусловлена более высокой проявленностью в этих областях энергоинформационного взаимодействия континуумов разной размерности пространства и времени с нашим физическим трехмерным миром.

Местоположение горы Кайлас и некоторые геометрические особенности этого региона.
Обнаружена интересная закономерность расположения Кайласа, связанная с его координатами. Координаты точки на перевале Сердунг Чуксум 31.058926°, 81.313320°, отношение долготы к широте дает 2,618… Это число связано с золотым сечением, точнее является квадратом Ф=1,618….


Фото 3. На поверхности планеты можно провести линии, точки которой будут иметь координаты, отношения долготы к широте которых равны 0,618; 1,618; 2,618.


Фото 4. У Кайласа эта линия проходит через перевал Сердунг Чуксум, соединяющий горы Кайлас и Нанди, через гору Пакна, перевал Кхандро Санглам, озеро Ченме.

Особые энергетические потоки присутствуют здесь в день летнего солнцестояния, во время восхода солнца. Несмотря на большое расстояние от Кайласа (около 40 км), в хорошую погоду с круглой площадки можно наблюдать священную вершину, которая начинает светиться в первых лучах восходящего Солнца над пока еще темной поверхностью озера, похожего на реку, несущую свои воды к Кайласу. За спиной человека, находящегося на берегу озера и созерцающего Кайлас, встает Солнце. Постепенно озеро начинает светлеть, словно загорается от Кайласа. Вместе с первыми солнечными лучами возникает мощнейший энергетический вихрь, направленный к Кайласу, который буквально переносит на вершину Священной Горы.

Расстояние от перевала Сердунг Чуксум до середины священного озера Гаури Кунд равно 6,666 м, азимут 55,5 град. Расстояние 6,666 м с точностью до множителя 1000 соответствует одному из характерных размеров нашей планеты – одной шестой длины земной окружности (40,000/6=6,666.67 км). Делением длины земной окружности на целые числа получаются и другие характерные расстояния. Необычна точность соответствия числу 6,666 расстояния между точкой у Кайласа и маленьким горным озером!


Фото 5. Кайлас и озеро Гаури Кунд


Фото 6. Расстояние от перевала Сердунг Чуксум до вершины горы Пакна равно 3,333 м, азимут 64,3 град.


Фото 7. «Особые» расстояния, связанные с озерами в регионе Кайласа

Древние источники выделяют Четыре Великие Несотворенные Горы Существования. Самая важная – это, конечно, гора Кайлас (Тисе).
Вторая гора описанных в древних текстах это – гора Благоуханного Воскурения (Пори Нгеден, на современных картах Понри). Вот, что о ней говорится: «Слева от горы Тисе, в области, простирающейся на столько йоджан, сколько можно преодолеть за один день, находится Шанг-Шунгская гора Благоуханного Воскурения, гора божеств. По форме и очертаниям она напоминает рогатого оленя, перемахивающего через скалы и луга. Вершина — покрытый снегом валун, похожий на сверкающую огненную гору Мери. Посредине снежных скал и лугов — роща целебных и благовонных растений, наполняющая воздух приятными запахами и благоуханием; целебные растения, сами собой произрастающие на этой горе, могут излечить все болезни живых существ».


Фото 8. Гора Благоуханного Воскурения.

«То, что на северо-востоке, - это большой валун огонь-камня, который лежит на горе Благоуханного Воскурения и называется Скала, Направляющая Живых Существ. Говорят, что, когда на этой скале зажигают огонь, всё съеденное и выпитое и всё то, чего коснулись огонь и дым, порождает просветление».
У подножия горы Понри находятся руины монастыря с таким же названием. Он был разрушен во время «культурной революции» и не восстановлен до сих пор. Этот монастырь является одним из восьми монастырей, которые раньше посещали тибетцы во время коры вокруг Манасаровара. Сейчас он посещается паломниками очень редко…

Фото 9. Руины монастыря Понри.

Третья гора, описанная в древних Тибетских текстах — это гора Гурла Мандхата (7,694 м). Она является высочайшей вершиной на плато Тибета и находится в 69,6 км от Кайласа в южном направлении. Эта гора смещена в сторону от главной оси Великого Гималайского Хребта. Название Гурла Мандхата используют обитатели индийского субконтинента. Тибетцы обычно называют ее Нгемо На Ньи, а для последователей религии бон она известна под именем Такри Трабо.


Фото 10. Гора Гурла Мандхата.

«В местности, простирающейся на столько йоджан, сколько можно преодолеть за два дня, и называемой Страной Старшей Сестры, Дарующей Молитву с Улыбкой, к этой великой горе обращена Целебная Гора Такри Трабо. Она называется так потому, что по форме и очертаниям напоминает индийского полосатого тигра. Ее вершина - покрытый снегом валун, белый, как клыки молодого тигра, бросающегося на свою жертву. Верхняя часть - из черного сланца с белыми полосками, напоми¬нает кабана с белой щетиной на груди. Средняя часть - из синего сланца, ясного, как небо, отражающееся в озере. У подножия горы раскинулись луга, желтизна которых на¬поминает Золотой остров. Внутри тело горы похоже на свастику долгой жизни, из середины которой непрерывно струится приятная на вкус вода долгой жизни. Если пить эту воду или использовать ее для омовений, это дает долголетие и телесную силу. Кроме того, в пещере Ke-ru-ri j обитают люди, которые живут бесчисленные кальпы не претерпевая рождения и смерти». Мы нашли несколько упоминаний о пещере у подножия этой горы и особой целебной воде, стекающей с ее склонов. Это предмет для исследований в наших будущих экспедициях…
В Вечном Боне эта гора, также как и озеро Ла Нга Тсо, лежащее у ее подножия, — это владения богини невероятной силы Драблай Гьялмо. Считается, что эта одетая в доспехи и несущая смертоносное оружие королева божеств-воителей происходит из эпохи Шангшунга. Супруга Гекхо — Драблай Гьялмо, которая, подобно своему супругу, также является божеством с небес. Ей до сих пор почтительно поклоняются бонские практики, как бы далеко от Верхнего Тибета они не жили. Говорят, что эта богиня обладает огненным сиянием солнца и имеет солнечные и лунные украшения на своей голове. Ее брови — зигзагообразные молнии, а ее волосы — вихревой поток золотого света и громовых стрел. Четки Драблай Гьялмо сделаны из восьми великих планет (включая два лунных узла), а ее кружево — это двадцать созвездий. В своей мирной форме она представляет белую богиню, восседающую на львице и держащую украшенную тканями стрелу жизни. В своей гневной форме она — черная колдунья, облаченная в шкуру козы, выпускающая бело-красную сову смерти. В ужасающем аспекте у Драблай Гьялмо в беспрекословном повиновении находятся все боги-воины Шангшунга.
Чисто географически в южном направлении от горы Кайлас находится озеро Ракшас Тал, а от горы Понри – озеро Манасаровар. Соответственно водные потоки с Кайласа текут только в озеро Ракшас Тал, а с горы Понри – в озеро Манасаровар. Отметим, что часть водных потоков с горы Понри течет сначала в озеро Кургьял Чунго, озеро, возникшее в процессе Первотворения, и только потом они попадают в озеро Манасаровар.

Фото 11. Спутниковое изображение озер Ракшас Тал и Манасаровар.

4-я гора, упоминаемая в древних текстах, это гора Рива Тсепгье, которая находится западнее озера Ракшас Тал

Горные образования особой формы в регионе Кайласа
Каменные Омы
По обоим сторонам тропы, по которой идут паломники через перевал Дролма Ла, находятся два горных образования, форма которых похожа, при взгляде сверху на священный ведический символ – ОМ. Размеры ОМов около 2,8 км. Особенно хорошо это видно на спутниковых изображениях, на которых синим фоном отмечен уровень 5700 м. По-видимому, это самые большие каменные ОМы на нашей планете. Весьма необычным представляется тот факт, что оба Ома имеют центр симметрии, находящийся в священном озере Гаури Кунд. Конечно, это нерукотворные каменные образования, но поражает то, что они находятся рядом друг с другом и основные их элементы симметричны!


Фото 12. Спутниковое изображение 2-х каменных ОМов и озера Гаури Кунд.

Значение ОМ в ведической традиции
Мантра ОМ считается сакральным звуком, появляющимся при творении, возникновении вселенной и при ее разрушении. Она одна из древнейших в ведической культуре. Символ ОМ — символ бесконечности духа, Божественного в мире и человеке. Слог Ом — первоначальный звук, творящий Вселенную – первое проявление неявленного еще Брахмана, давший начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной звуком ОМ.
Центральная точка этого «устройства» — озеро Гаури Кунд. Кроме медитаций на перевале Дролма Ла представляется весьма важным спуститься немного ниже тропы коры к озеру Гаури Кунд. Здесь можно выпить несколько глотков воды, смочить голову и умыться. И слиться с двумя ОМами, ощутить божественный звук внутри себя…

Фото 13. Озеро Гаури Кунд.

Восточнее Серлунга, монастыря, расположенного вначале тропы внутренней коры находится ответвляющаяся долина Гьянгдрак. Над одноименным буддийским монастырем проходит большая долина в форме амфитеатра, содержащая остатки более 30 докхангов. Высокий уровень поселения в этом районе отражает его статус в качестве вероятной столицы Шангшунга. Амфитеатр Гьянгдрак — идеальное место для устройства древнего поселения. Он хорошо защищен от суровых северных ветров и имеет южное расположение. В Гьянгдраке также имеются постоянные источники воды, то, что играет немаловажную роль в засушливых условиях западного Тибета. Кроме того, в этом районе имеются достаточные запасы камней для постройки древних жилых помещений. Монастырь Гьяндрак расположен в месте огромной геомантической силы. Фокусные оси двух долин, образующих каменный ОМ пересекаются именно в месте нахождения этого монастыря! Два огромных каменных зеркала концентрируют энергии именно в этом месте!

Фото 14. Спутниковое изображение каменного Ома и монастыря Гьяндрак

Крупный естественный амфитеатр в Гьянгдраке имеет очень глубокую историю. Согласно бонским источникам, этот амфитеатр был ничем иным как местом первой столицы Шангшунга. Говорят, здесь был основан замок, известный как Гьянгри Юлоджон, в котором правили три разных царя.

Пирамидоподобные горные образования около Кайласа
Под пирамидой в комплексе Кайласа понимается не только ее классический вариант с плоскими гранями, а, более общий случай, когда грани могут быть вогнутыми или выгнутыми с различной степенью кривизны и состоят из нескольких слоев.


Фото 15. Восточная грань Кайласа с примыкающим к ней вогнутым Каменным Зеркалом Дхарма Кинг Норсанг.

Хорошо видна правильная пирамидоподобная форма Кайласа и правильная вогнутая форма Каменного Зеркала, похожего на полумеся. Наклонное ребро, ведущее к площадке на вершине, ориентировано точно восток-запад.
Около Кайласа встречаются и трехгранные и четырехгранные пирамиды. Верхняя часть пирамид часто состоит из нескольких слоев-террас, обладающих своими резонансными свойствами. Некоторые пирамиды имеют усеченную вершину, некоторые остроконечную. Пирамиды перетекают друг в друга, образуя своими вогнутыми гранями своеобразные конструкции с долинами правильной эллипсоидной формы.


Фото 16. Пирамидоподобное горное образование, расположенное в западном направлении от Кайласа.


Фото 17. «Мексиканская» пирамида. Вид с перевала внутренней коры Сердунг Чуксум.

В Мандале Кайласа есть множество горных образований, формировавшихся в особых тонкоэнергетических полях, присущих этому месту, и, вследствие этого, обладающих особыми формами. Одно из таких необычных своими правильными формами и размерами пирамидоподобное образование находится в 18 км от Кайласа, азимут 108 градусов. У подножия пирамиды на высоте 5512 м есть два небольших озера, одно с бирюзовой водой, второе с темной, почти черной.

Фото 18. Пирамидоподобное образование, расположенное в юго-восточном направлении от Кайласа. Синий фон – уровень 5800 м

Каменные свастики


Фото 19. Трехлучевая свастика из вогнутых горных граней рядом с озерами Капала Тсо и Кавала Тсо.

Каменные «зеркала»
Под каменными зеркалами мы понимаем вогнутые каменные образования, являющиеся склонами горных хребтов. Как правило, они образуют характерные полукруглые долины. Такие зеркала могут отражать и усиливать различные энергетические и информационные потоки. Многие каменные зеркала, соприкасаясь друг с другом, образуют каменные пирамиды с вогнутыми гранями.


Фото 20. В хребте Канг Тисэ существует довольно много вогнутых каменных образований. Одно из самых больших – вогнутое каменное зеркало Долины Жизни и Смерти.

Каменное зеркало Долины Жизни и Смерти состоит из 3-х частей, как бы из трех параболических антенн. Соединения этих зеркал образуют небольшие выступы, создающие, если смотреть из долины, боковые стороны правильной трапеции. Их угол наклона примерно 55 градусов от горизонта. Поэтому настоящий фокус – не на земной поверхности. Он находится на высоте около 1500 м над поверхностью, т.е. на высоте вершины Кайласа! А в начале ледника, на расстоянии около 2 км от каменной антенны, находится проекция фокуса центрального зеркала, ориентированного на земную поверхность. Эту удивительную точку истинного фокуса можно в полной мере ощутить во время медитации в этом месте…

Фото 21. Кайлас и каменное зеркало.

Фото 22.

Если взять горизонтальный срез на высоте 5780 м, то окажется, что длина дуги, образованной каменным вогнутым зеркалом, составляет 1,97 км и равна радиусу образующей ее окружности.
Напомним, что длина дуги окружности, вдоль которой умещается ее радиус, составляет естественную дуговую и угловую единицу радиан. Как мы знаем, вдоль любой полной окружности ее радиус укладывается приблизительно 6,28 раза. Точнее, длина полной дуги окружности составляет 2 радиан, причем в любых системах счисления и единицах длины. Таким образом размеры и форма каменного зеркала Долины Жизни и Смерти связана с мировой константой «Пи».


Фото 23.Каменные зеркала юго-восточного плеча Кайласа, образующие долину Жизни и Смерти и Симметричную долину, имеют общую ось симметрии на расстоянии около 6 км.

Восприятие Мандалы Кайласа в различных традициях в соответствии с уровнем сознания человека.
Существуют различные типы восприятия Мандалы Кайласа. Во-первых, восприятие со стороны тех людей, которые не следуют религиозному пути: для них это сверкающая и величественная покрытая снегом гора, возвышающаяся в небо подобно восседающему на своем троне царю. И гора обладает таким великолепием, потому что ее малые вершины расположены на манер кланяющихся перед царем министров.

Фото 24. Вид Кайласа с вертолета.

Во-вторых, с точки зрения индуистов, внешне эта снежная гора похожа на кристальное святилище-реликварий (ступу). И она обладает таким великолепием, потому что внутри заключает дворец, в котором пребывают великий бог Махадева и богиня Ума в единении по типу «мать-отец».
Даже сегодня ежегодно сотни тысяч индусов отправляются к местам паломничества в Гималаях (тиртха). Наиболее посещаемое место паломничества, которое чаще всего упоминается в религиозных текстах и эпических произведениях- район горы Кайласа и озера Манасаровар. Для многих он является земным олицетворением Меру — великой горы, упоминаемой в Махабхарате. Эта гора также воспринимается как физическое воплощение лингама Шивы. Она воплощает в себе древнюю идею «пупа земли», «ось мира», «первая из гор», «неподвижная точка вращающегося мира», «имеющая корни в седьмом аду и поднимающаяся к высочайшему раю».
Мифические сказания в Шива Пуране говорят о том, что Гималаи — это обитель Шивы. Это страна, где Бог Шива живет со своей супругой Парвати.
Популярное индуистское восприятие ассоциирует Гималаи с Богом Шивой — Разрушителем и Созидателем индуистской Триады. Здесь также обитают и другие два бога Триады: Брахма — Создатель, и Вишну — Защитник. По утверждениям древних индуистских религиозных текстов, обитель создателя Брахмы называется Брахмалока, обитель Бога Вишну называется «Вайкунтха», а обитель Бога Шивы называется Кайлас. Из всех трех только к Кайласу можно прийти в физическом теле и вернуться, прикоснувшись к божественности. Согласно индуистской мифологии, Кайлас — это божественный центр в сердце всего создания, и с его почитанием приходит видение божественности всех вещей.
Северная грань горы Кайлас и хребет примыкающих гор — первичный лингам (фаллос) Шивы. В течение продолжительного времени он воспроизводился в тысячах архитектурных форм и стал фетишем в Индии. Лингам символизирует порождающий импульс к просветлению, присутствующий во всей Вселенной.

Фото 25. Шивалингам и гора Кайлас

Лингам Шивы, или гора Кайлас, имеет природное совершенство, и вместе с йони, или утробой, представляет собой общность, или единение противоположностей. Утроба и фаллос символизируют противоположные природные силы и их союз — трансцендентальные качества божественности. Предания, легенды, мифы и религиозная значимость Канг Ринпоче (гора Кайлас) составляют богатейший аспект человеческой культуры. Это перекликается с почитанием природных особенностей во всем мире, однако, нигде больше нет такого долго существующего и сложно организованного моста между природой и религией.
В-третьих, по мнению тех, кто придерживается учения «Малой колесницы» и самостоятельных вставших на путь практиков, внешний вид представляется как снежная гора, но внутри нее находится величественный буддийский святой Ангаджа, пребывающий в великой радости медитации со своей свитой из 500 достойных буддистов (архатов).
В-четвертых, согласно восприятию тех, кто обрел высшее благо — святых, которые достигли свершения пути Ваджраяны из скрытых ритуальных формул (мантра), то для них гора Тисе (Кайлас) обладает формой Самвары — совершенной способности, заключенной в объятия Варахи — совершенной мудрости в форме снежной горы Малой Тисе. Все ее малые вершины имеют форму шестнадцати богинь знания, совершающих ей подношения.

Священные долины Кайласа

Фото 26, 26а. Главные долины — Долина Флага, божественная Долина и Долина Крепости имеют форму трех каналов передачи жизненной энергии тонкого йогического тела, соответственно, центрального, левого и правого

Итак, древние индуистские, буддийские и бонские тексты говорят о Мандале Кайласа как об уникальном многомерном, многоуровневом образовании, Центре Мира, содержащем все аспекты Бытия. Центральная часть Мандалы Кайласа представляет собой огромный каменный восьмилепестковый лотос, образованный восемью долинами, разделенными восемью горными грядами, примыкающими к Кайласу. В центре этого каменного лотоса расположен Кайлас. Все это соответствует древним описаниям легендарной горы Меру.
В основе понимания сакральной географии региона Кайласа лежит так называемая лотосовая модель Мандалы Кайласа. С точки зрения буддийских представлений эта модель подробно описана немецким исследователем Вольфгангом Волмером.

Фото 27. Спутниковое изображение Мандалы Кайласа. Оранжевая линия – кольцо внешней коры. Синие линии – русла рек, начинающихся у Кайласа. Голубой фон – горизонтальный срез на высоте 5600 м.

1. Гангджам Чу (север)
2. Полунг Чу (север-восток)
3. Кхандро Чу (северо-восток)
4. Восточные врата
5. Шингджонг Чу
6. Гедхун Чу
7. Гьянгдраг Чу/Селунг Чу
8. Западные врата
Рассматривая эти долины в качестве разделительных линий между лепестками, и обособленные горы между долинами в качестве самих лепестков лотоса, массив Кайласа можно рассматривать как цветок лотоса с восемью лепестками — Круг Великого Блаженства.
Отметим, что долины внешней коры, конечно, не образуют правильной круговой формы. Но в ее размерах есть удивительная закономерность. Если построить ориентированный по четырем сторонам света крест, центр которого находится на вершине Кайласа, то его перекладины в пределах тропы внешней коры будут иметь размеры 15,400м и 9,510м в направлении север-юг и запад-восток, соответственно. Отношение этих чисел дает 1,619, т.е. размеры коры, которую проходят паломники практически соответствуют золотому сечению!

Фото 28. Гора Трон Будды. Место, где раньше Учитель Будда проповедовал буддийскую доктрину Ма-дрос-па, царю змеиных божеств (клу).

Шелдра (Кристальное Подобие) — одно из самых известных мест паломничества у Канг Ринпоче. Оно расположено выше по долине от монастыря Серлунг на высоте 5300 м. На протяжении столетий Шелдра использовалась буддистами для медитаций и была частично восстановлена после последствий китайской культурной революции. Однако постоянно в ней сейчас никто не обитает. Не было никакой предварительной информации об истории места. Учитывая изобилие древних мест, построенных в таком же стиле и занимающих подобное географическое положение в регионе, кажется, что корни Шелдры уходят в древний культурный пласт.

Фото 29. На скалистой горе за долиной Серлунг находится знаменитое Кристальное подобие (Шелдра).


Фото 30. На вершине Шелдра имеется скалистая гора известная как Дворец Шивы, а сбоку — выступающая скала, которая называется помощник Шивы обезьяна Хануман.

Внутри ограждения из ритуальных скипетров (дордже ра-ба) окружающего величественную мандалу Тисе находится так называемая Внутренняя Кора (нанг-скор) Шел- дра, и здесь расположены золотые погребальные святилища иерархов (гдан-рабс) секты Бри-гунг. В настоящее время «Тринадцать золотых гробниц» являются полностью буддийским местом-святилищем. До XI века нашей эры, вероятно, это место принадлежало бонпо. Вероятно, эти памятники в своей оригинальной форме были тринадцатью гробницами-чортенами, упоминаемыми в традиции священной географии бон. Однако пока не было обнаружено никаких археологических свидетельств в поддержку этой идеи.


Фото 31. Тринадцать чортенов в нише Сапториши.

«Тринадцать золотых гробниц» расположены прямо над древними храмами и отшельническими убежищами региона, таким образом, невозможно установить прямую связь с древними моделями поселений. Климат на высоте 5800 м исключительно суровый, характеризующийся снегопадами и отрицательными температурами в течение всех месяцев года. Также, давление воздуха на этой высоте очень низкое для того, чтобы быть пригодным для постоянного проживания людей. Как и сейчас, в древние времена использование этого места, вероятно, ограничивалось ритуальными и церемониальными функциями непродолжительного характера.
Несмотря на современный архитектурный характер, места возле «Тринадцати золотых гробниц» изобилуют мифологией бон. В бонских текстах говорится, что передняя (южная) сторона великого кристального чортена, которым является Кайлас, была украшена основателем религии бон (Тонпа Шенраб) и первым королем Шангшунга (Какки Чарусен, Кагс Куи бья-ру кан), а также другими религиозными деятелями. Предполагают, что недалеко от «Тринадцати Кристальных Чортенов» также спрятаны древние священные тексты, написанные на языке королевства Шангшунг.
Нижняя Долина лХа-лунг. Главный обход по кругу
Затем, если пройти от низовья долины Дар-лунг далее [на северо-запад] вокруг буддийского пути кругового обхода (чос-скор), то можно выйти на так называемый Хребет Простирания в низовьях долины лХа-лунг. Гора на востоке — Дворец Желтой Дзамбхалы. Выше по пути на запад, на Террасе Мандалы, находится «незыблемый ноготь» — отпечаток ноги Будды Учителя, который окружен отпечатками ног 500 достойных буддистов.
Еще чуть выше на пологих склонах горы расположена пещера, где в прошлом останавливался Наро Бон-чунг, а внутри имеется отпечаток ноги мастера Ми-ла [Рас-па]. Сбоку от этой пещеры есть источник, который называют Излечивающая Болезни Лечебная Вода. Также наверху имеется святилище-гробница, известная под именем Самопроявляющиеся Шестнадцать Буддийских Святых. Отсюда, по пути на запад от Золотого Бассейна, можно перейти через реку лХа-чу и продолжить путь до горы под названием Дворец Черной Дзамбхалы.

Фото 32. Спутниковое изображение

Долина Дзонг-лунг, монастырь Зутрул Пхук


Фото 33. Гора, на юге, на нижнем конце Кхандро Санглам — Дворец Благодатной Матери Долгой Жизни. Отсюда, на восточном берегу реки Дзонг-чу расположены отпечатки ног защитника живых существ гТсанг-па рГья-рас.


Фото 34. Палаточный лагерь у подножия горы Будда Медицины

Ниже в стороне стоит холм, похожий на золотой двухэтажный дом, который называется Дворец Будды Медицины. На склонах этого холма растут все виды лекарственных трав, здесь бесчисленное множество келий для медитации отшельников Бри-гунг.

Доказательство и вера
Что касается утверждений об элементах ландшафта типа «Это — божество, а это — его дворец», то не следует придерживаться взглядов, считающих эти высказывания преувеличениями лишь по причине того, что они невидимы для обычного восприятия. Это — исключительно видения многих бодхисатв, которые обитали в этом месте. В этом отношении каждый может открыть в своем сердце веру и почитание без какого-либо двусмысленного восприятия.
Мандала Кайласа несет особые «эталонные» вибрации при со-настройке с которыми человек может активизировать работу собственной энергетической системы, выровнять тонкие тела и выстроить канал связи со своими высшими аспектами.
Кайлас оказывает трансформирующее влияние на людей, совершивших к нему паломничество. Это выражается, например, в изменении картины мира, в которой человек начинает себя воспринимать не только и не столько как физическое тело, но как духовное существо, дух которого лишь временно пребывает в плотном теле. Полученный вектор развития приводит к выравниванию баланса духовной и материальной сторон.
Мандала Кайласа является одним из важнейших энергоинформационных узлов нашей планеты, гигантским природным преобразователем энергий, идущих из Космоса, для нашей планеты и населяющих ее людей, а также местом, где осуществляется обратный энергетический обмен планеты с Космосом. Таким образом, осуществляется один из вариантов энерго-информационного обмена Земли и окружающего пространства. Кайлас оказывает влияние на эволюционные процессы Земли и человека.

Фото 35. Энергоинформационный обмен планеты и Космоса через Кайлас.

Представляется весьма важным продолжение изучения сакральной географии региона Кайласа с точки зрения индуизма, джайнизма, буддизма и бона, а также с помощью современных научных исследований и непосредственного духовного восприятия.

Публикация 2017-12-04 Понравилось 13 Просмотров 1012


Священная кора: 13 + 1 вокруг Кайласа

Мифы о горе Кайлас

Вокруг этой таинственной горы ходит множество легенд и рассказов. Кайлас или Кайлаш - это одна их самых высоких гор в хребте Гангдисе, который находится по большей части в Китае, в Тибетском нагорье.


Кайлас необычен и ночью. До Млечного пути, кажется, рукой подать

4 главных загадки Кайласа

Предкам, глядя на гору, было легче - они во всем видели божественную волю. В век научно-технического прогресса загадки Кайласа не дают покоя рациональным и пытливым умам. Возможно, потомки смогут найти все ответы.

  1. Никто так и не покорил эту гору. Хоть она и не самая высокая точка мира, ни одному альпинисту не удалось взобраться на ее вершину. По преданиям буддистов, ни одно живое существо не имеет право подниматься в обитель богов. В противном случае ему придется умереть.
  2. Стороны Кайласа обращены к четырем сторонам света. Будто бы это не гора, а рукотворная пирамида. Неужели природа была так точна в своих измерениях, и зачем? На этот вопрос ответа нет.
  3. На южной стороне пирамидального пика Кайласа можно увидеть знак свастики - сакральный символ многих народов мира. На самом деле это две пересеченные почти под прямым углом трещины или впадины, углубленные водотоками. А дальше человеческое сознание решает, видеть в этом необъяснимые знамения или нет.
  4. Высота Кайласа составляет 6666 метров. Ученые продолжают спорить насчет точности этих данных, по некоторым данным высота Кайласа несколько меньше. Можно отыскать в этой цифре темное начало, но стоит перевести меру измерения из метров в футы и вся мистика растворяется.

Озеро Мансаровар - еще одна загадка горы Кайлас

Священная кора: 13 + 1

Паломники приезжают к горе Кайлас, чтобы совершить ритуальный обход вокруг нее. Во время обхода они читают священную мантру «Ом Мани Падме Хум». В религиозных текстах говорится что тот, кто обойдет Кайлас 108 раз, навеки обретет освобождение и достигнет нирваны. Тем не менее даже один или несколько обходов вокруг горы являются мощнейшим поклонением тому божеству, в которое верит приезжий.


Схема внешней коры. 53 километра проходят обычно за 3 дня

Пеший тур или обход вокруг Кайласа называется «ко́ра». Троп несколько, но самые популярные - это внешняя кора и внутренняя кора. Считается, что внутреннюю кору может совершать лишь тот, кто совершил 13 внешних кор вокруг Кайласа.


Тибетские паломники совершают кору вокруг священной горы

Почему Кайлас - всеобщая святыня

Гора Кайлас считается священным местом для верующих нескольких . Сюда стремятся индуисты, буддисты, джайны и другие. Индуисты считают, что на Кайласе живет Шива со своей семьей. Гора - центр вселенной, самая энергетически сильная точка земли, откуда расходятся деяния и благословения Шивы.


На Гугл картах на Кайласе обнаружили улыбающееся лицо Шивы

Буддисты полагают, что на Кайласе обитает Будда. Он сидит здесь столетиями в состоянии самадхи и увидеть его может лишь тот, кто сам достигнет этого состояния. Последователи Будды выполняют простирания возле Кайласа в знак обуздания собственного мечущегося ума и с целью приобретения благих заслуг.


Паломница у подножия горы Кайлас

Духовная аскеза в виде сложного и продолжительного путешествия сжигает карму, очищает ум и тело, соединяет человека с высшими силами. Это своего рода вызов самому себе, своей зоне комфорта и психическим ограничениям, которые не позволяют самореализовываться. Если оставить у горы Кайлас то, к чему привязан больше всего, пусть даже мысленно, после паломничества жизнь может сильно измениться.


Священнослужители разных религий проводят у горы свои ритуалы

Вход в Шамбалу, незримую страну великих учителей и знаний, находится у подножия Кайласа. Так думают буддисты и индуисты, об этом писала Елена Блаватская, Елена и Николай Рерих.


Получить благословение от садху - На Кайлас едут в том числе и за этим

Мифы о Кайласе

Некоторые псевдоученые убежденно заявляют, что горы Тибета - дело рук древних цивилизаций, и все пики Гималаев выстраиваются в единую цепочку загадочных пирамид. Некоторые «мудрецы» высчитали, что от Кайласа до Стоунхенджа ровно 6666 километров. Это, конечно же, не так. И никакие живые существа не смогли бы построить Гималаи.


Убедиться, что миф, а где правда можно лишь на месте, прислушавшись к своей душе

К мифам про рукотворную гору Кайлас также приплетают информацию про аномальные «тибетские зеркала», теорию Николая Козырева. Якобы у горы Кайлас время может замедляться и ускоряться, оно может течь в обратном направлении и так далее. Все это очень интересно, но крайне малоинформативно и неубедительно - научных доказательств этим теориям пока не существует.


Вокруг Кайласа все рукотворное обладает огромным значением

Туры в Тибет, к горе Кайлас и к достопримечательностям этой непризнанной официально страны организовывают многие туроператоры. Власти Китая открыли Лхасу, столицу Тибета к посещению совсем недавно, в 2008 году после проведения Олимпиады в Пекине. С этого времени тур к горе Кайлас можно выполнить из Непала на автомобиле или самолетом, либо из Китая на поезде или самолетом. Визу и разрешение на въезд оформляют в туристических агентствах.

Кайлас – это священная гора и «место силы» в Тибете. Вершина со снежной шапкой известна и под другими именами: Кайлаша, Кангринбоче, Гангдисе. «Снежная драгоценность» окутана тысячами тайн и легенд и до сих пор никем не покорена. как магнит притягивает не только верующих, но и исследователей.

Местоположение

Кайлас входит в систему Гималайских гор и располагается на юге Цинхай-Тибетского нагорья. Территория находится на юго-западе Китая, в Тибете.

В регионе текут 4 великие реки: Инд, Гхагхара, Брахмапутра и Сатледж. Последователи индуизма верят, что все эти источники берут начало с Кайласа. Спутниковые снимки показывают, что воды с горных ледников попадают в озеро, из которого вытекает лишь 1 река – Сатледж. Так, ученые доказали, что верования ошибаются.

6666 м

Гора Кайлас самая высокая в своем регионе. Однако из-за различных методик измерения точная протяженность неизвестна.

Ориентировочно этот параметр равняется 6638–6890 м. Распространена точка зрения, что Кайлас имеет высоту 6666 м.

Однако утверждение ошибочно. Ведь Гималаи являются молодыми горами и «растут», в среднем, на полсантиметра в год.

Мистические свойства приписывают и расположению Кайласа. Ведь расстояние от горы до и Северного полюса – ровно 6666 км, до Южного полюса – дважды по 6666 км.

Математические связи

Крупнейшие мегалитические сооружения планеты и Кайлас связаны между собой математически:


Гора Кайлас математически точно объединяет все пирамиды мира. Кем и для чего была разработана эта система, остается только гадать.

Гора или пирамида?

Полагают, что и самагора Кайлас является огромной пирамидой, а не природным образованием. На эту мысль наталкивает целый ряд факторов:


Что внутри?

Некоторые ученые уверены, что внутри горы Кайлас расположена система помещений. В одной из комнат скрыт мифический черный кристалл Чинтамани, способный исполнять желания. Предмет передает вибрации Космоса, которые облагораживают людей и способствуют их духовно-нравственному развитию.


Мистики уверены, что внутри прячутся предки в состоянии самадхи. Мудрецы хранят генофонд человечества еще со времен . По другой версии, в бессознательном состоянии пребывают Христос, Будда, Кришна и другие великие мира. Они живут в усыпальнице, связанной с горой тоннелем. Пророки придут в себя в тяжелейшее для планеты время и помогут людям.

108 пирамид и «Город Богов»

На фото из космоса видно, что Кайлас расположена в самом центре каменной спирали. Ученые полагают, что вокруг горы состредоточен комплекс из 108, по другим данным из 110–115, малых пирамид и монументов.

Сооружения имеют различную форму и высоту от 100 до 1800 м. Система по своим размерам превышает все известные комплексы, в том числе в Египте, Китае, у острова Йонагуни.

Существует несколько теорий строительства пирамидальной системы Кайласа:

  1. По легенде, у священной горы располагался «Город Богов», построенный атлантами и лемурийцами. Народы были вынуждены переселиться после перемены полюсов и гибели Атландиды. В последствии население древнего Тибета стали называть «сыновьями Богов», а саму Кайлас «горой Богов».
  2. Систему соорудили для возобновления жизни на планете после Всемирного потопа. Биологи отмечают, что схемы комплекса идентичны объемной структуре ДНК.
  3. Среди других предположений – вмешательство земной или внеземной сверх цивилизации. Ведь передвигать и поднимать на высоту гигантские плиты без антигравитационных технологий крайне сложно. А для выполнения винтовых отверстий в горах нужен аппарат со скоростью в 500 раз большей, чем у современных приборов.

«Машина времени» и энергетический кокон

Пирамиды в Тибете связаны между собой посредством гигантских плоско-вогнутых конструкций – «каменных зеркал». Самое крупное из этих устройств имеет высоту 800 м и называется «Домом счастливого камня».

А в «Зеркале царя смерти» протяженностью 3 км расположилась «Долина смерти», куда отправляются умирать йоги-практики.


«Главное зеркало времени» направлено на огромные ливанские и сирийские сооружения-мегалиты.


На западе «зеркало» горы Кайлас наклонено под углом 108°, на севере – под углами 30° и 78°, что в сумме равняется 108°. Это неслучайно, ведь число 108 сакральное. Ровно столько раз нужно обойти вокруг горы, чтобы исцелиться духовно и физически. Ровно 108 бусин на буддистских четках.

Ряд исследователей полагает, что «зеркала» Кайласа создают особое энергопространство, способное ускорять или замедлять ход времени. Так, у паломников, обходящих гору, за сутки отрастает борода и ногти. Согласно теории, в древности «машина времени» использовалась:

  • для путешествий в будущее и прошлое;
  • для перехода в параллельные миры;
  • для связи с «зеркалами» других пирамид мира;
  • для обмена мыслями на расстоянии.

Другие ученые считают, что Кайлас является крупнейшим на Земле накопителем космической энергии. Этой функции способствует в том числе симметричная форма горы. «Зеркала» собирают энергию Космоса и передают ее живым организмам, в том числе и людям.

Мистики уверены, что гора Кайлас – один из входов в мифическую страну Шамбала в Тибете. Недавние исследования показали, что регион, упомянутый в Махабхарате, вполне мог существовать.


Религиозное значение

В современных религиях Кайлас считают священной горой и «сердцем мира». К месту совершают паломничества для парикрамы, или коры. Считается, что один обход вокруг горы снимает с человека все грехи. А 108 кор даруют исцеление и нирвану. На путников воздействуют божественные энергопотоки из камней. По преданиям, в камнях живут полубоги и высшие духи.


Гора Кайлас в Тибете сакральна для последователей 4 религий:

  1. Индуизм. Индуисты уверены, что на вершине располагается обитель Шивы. А сама гора–земное отражение космической сверх горы, которая расположена в центральной точке Вселенной. Поговаривают, что иногда наверху виднеется многорукое существо.
  2. Буддизм. Буддисты верят, что Кайлас – обитель Будды в воплощении Самвары. Поэтому у горы отмечают праздник Дончод-хурал, посвящённый Будде.
  3. Джайманизм. Джайныверят, что на Кайласе достиг прозрения их первый пророк – Махавира.
  4. Религия Бон. Бонцы полагают, что Кайлас – центр жизненной силы, сердце и душа древней империи Шангшунг, где возник Бон.

Именно на священную гору с неба снизошел Тонпа Шенраб Мивоче – основатель традиции.


Представители религий по-разному смотрят на обход горы Богов. Большинство из них совершают кору по часовой стрелке, будто вместе с солнцем. Последователи традиции Бон – против часовой стрелки, встречая солнце.

Гора Кайлас: восхождение

Предания и тексты гласят, что каждый рискнувший покорить Кайлас, умрет. Ведь на горе Богов нет места смертным. Так, четверка альпинистов, пытавшаяся покорить вершину, состарилась и умерла за 2 года. Не зря тибетские ламы не советуют сворачивать со священной тропы.

Туристы говорят, что при попытке взобраться на гору Богов возникает невидимая стена, которую невозможно преодолеть. Кайлас позволяет лишь совершать коры, или парикрамы.

По сей день вершина остается не покоренной. В 1985 году разрешения на восхождение добился немецкий альпинист Райнхольд Месснер. Однако внезапно мужчина передумал. Поговаривают, что у спортсмена было видение.

В 2000 пермит получила экспедиции из Испании, но тысячи паломников преградили команде путь. Против восхождения также выступили Далай-лама и ООН.

В 2004 без разрешения гору Кайлас пытался покорить русский ученый с сыном. По заверениям путешественников, с каждым метром ухудшалась погода: ветер и снег усиливались и сбивали семью с ног.

Среди тех, кто покорил вершину горы лишь полумифические персонажи:

  • небожитель-основатель традиции Бон Мивоче;
  • йог и учитель Миларепа, ухватившийся за солнце.


Свастика и световые явления

На горе Кайлас в Тибете периодически наблюдаются туманы и необычные вспышки света. Ежесекундно в небе образуются сферы, размером с баскетбольный мяч. Тибетцы издревле называют их тигле и изображают на рисунках. А ночью небо покрывают сотни ярких полос, образующих огромную сетку из свастик.

На южной стороне Кайласа вертикальная трещина пересекается горизонтальной в форме свастики. На закате, при игре теней, символ становится заметным и виднеется на километры вперед. Поэтому Кайлас называют «Горой Свастики».


В древности знак солнцеворота обозначал огромную духовную силу, движение и жизнь. Однако трещина-свастика имеет вполне земное происхождение. Разлом возник после мощного землетрясения.

Живая и мертвая вода

У горы Кайлас расположилось 2 водоема, разъединенных узким перешейком:



С позиций науки, такая разница между близлежащими водоемами необъяснима.

Величайшие умы планеты пытаются понять, что скрывает гора Богов. Неоспоримо лишь то, что Кайлас – место духовной силы.

Ритуальный обход действительно очищает разум и сознание, приносит душевный покой и гармонию. Убедиться в этом может каждый.

А вы что думаете, уважаемый Читатель? В чем сила и тайна горы? Кто живет на вершине? И что не дает альпинистам покорить эту гору? Пишите свои мысли в комментариях к статье. Нам очень интересно ваше мнение.

Впереди вас ждет еще много увлекательных загадок нашей непознанной планеты