Столицей македонии был город пелла. Панорама Пелла (город). Виртуальный тур Пелла (город). Достопримечательности, карта, фото, видео. Восстановление памяти о Пелла

Возвращаемся в сторону Верии к переправе через Альякмон, однако через реку не переезжаем, а поворачиваем налево и едем по этой дороге вдоль реки до монастыря. Здесь на склоне высокого берега Альякмона, у подножья горы Пиерия, расположен монастырь Иоанна Предтечи .

История монастыря теряется в глубине веков. Известно, что здесь в IX в. принял монашеский постриг Святой Климент Охридский, один из «разработчиков» кириллицы. В монастыре, согласно собственному завещанию, в качестве реликвии хранится голова святого.

К XIV в. этот регион приходит в запустение. В это время в пещерах возле монастыря поселяется великий просветитель Святой Григорий Палама с учениками. В те же годы прошел через монастырь Предтечи и Святой Афанасий, основавший впоследствии монастырь Великий Метеор.

В XVI в. со Святой горы Афон пришел в эти места Святой Дионисий, игумен Филофейского монастыря, и основал здесь киновию – общежитийный монастырь. Позже, не желая уступить требованиям жителей Верии, которые настаивали на том, чтобы святой стал их архиереем, Дионисий удалился и впоследствии на Олимпе основал монастырь Святой Троицы, который сегодня носит его имя. Святой Никифор, основатель монастыря в Заворде (ном Гревена), был другом и сподвижником Святого Дионисия.

Всего здесь чтут память двенадцати святых, так или иначе связанных с монастырем. Все они посещали обитель, жили подолгу или краткое время под сенью монастыря Иоанна Предтечи.

После восстания в Наусе в 1822 г. турки сожгли все монастыри в округе, в том числе и этот. Однако монахи смогли вовремя спрятать реликвии. Возвратившись, они нашли лишь выжженные земли. Восстановить все удалось только к 1835 г. В наши дни монастырь имеет вид, приобретенный в то время.

Перед входом в монастырь расположена беседка с источником. Войдя в ворота внутрь крепостных стен обители, мы окажемся в первом монастырском дворе. Здесь разгуливают павлины, а в монастырском магазинчике можно купить все что понравится. Причем во время нашего приезда продавца там не было, и можно было взять выбранные вещи, а деньги за них кинуть в приспособленный для этого ящик. Я приобрел здесь путеводитель паломника и компакт-диск с церковными песнопениями.

Дальше за еще одними воротами расположен второй двор. Здесь находится трапезная и синодальный зал. Слева – вход в пещеру. Еще дальше расположен кафоликон, главный храм. Это трехнефная базилика, посвященная Усекновению Честной Главы Иоанна Предтечи. Слева от церкви находится источник; беседка, сооруженная над ним, служит сегодня колокольней. Напротив храма расположено крыло с кельями. С недавно построенной возле церкви террасы открывается замечательный вид на реку Альякмон и горы.

Если пройти дальше по низкому коридору, можно попасть в западное крыло монастыря. Там мы не были и я не знаю, доступен ли этот проход для посетителей монастыря. Здесь расположены монашеские кельи а также здание, где в течение десяти лет до 1915 г. функционировала семинария. В конце находится старый кафоликон монастыря, построенный в 1622 г.

За пределами монастыря, на западе, находится водопад, а за ним пещеры, в которых жили святые насельники обители, в том числе Григорий Палама.

История

Впервые название Пеллы прозвучало у Геродота при описании похода персидского царя Ксеркса на Грецию в 480 до н. э. ; Геродот назвал Пеллу городом, расположенным в области Боттиея, населённой племенем боттиев .

Стефан из Византия в своем географическом трактате заметил: прежде Пелла в Македонии называлась Боуномос или Боуномейя. В царствование македонского царя Александра I ( - гг. до н. э.) земли Македонии стремительно расширялись на север и восток за счёт вытеснения и поглощения фракийских и прочих племён. При сыне Александра I, царе Пердикке II , Пелла уже входила в состав Македонии, а племя боттиев переселилось на п-в Халкидику . Когда фракийский царь Ситалк вторгся в Македонию во 2-й половине V в. до н. э. , македоняне укрылись в немногочисленных крепостях, делая партизанские вылазки против врага. Возможно именно тогда Пердикка II решил сделать Пеллу, расположенную в защищённом месте, практически в центре Эматии , своей столицей.

Неизвестно, кто именно и когда перенёс столицу Македонии из священных Эг в Пеллу, но по крайней мере сын Пердикки, македонский царь Архелай ( - гг. до н. э.), построил там роскошный дворец, на роспись которого пригласил известного греческого художника Зевксиса . Здесь был погребён Еврипид .

«Консул со всем войском покинул Пидну, назавтра был он у Пеллы и поставил лагерь в миле от города, несколько дней стоял там, со всех сторон рассматривая расположение города, и убедился, что не зря здесь обосновались цари Македонии: стоит Пелла на холме, глядящем на зимний закат; вокруг неё болота, непроходимые ни летом, ни зимою, - их питают разливы рек. Крепость Факос возвышается как остров среди болот в том месте, где они подходят к городу всего ближе; стоит она на громадной насыпи, способной выдерживать тяжесть стен и не страдать от влаги болот, её облегающих. Издали кажется, что крепость соединена со стеною города, хотя на самом деле их разделяет ров с водой, а соединяет мост, так, чтобы врагу было не подступиться, а любой пленник, заточённый царем, не мог бы бежать иначе как через мост, который легче всего охранять. Там, в крепости, была и царская казна… »

После римского завоевания Македонии во II в. до н. э. Пелла какое-то время оставалась центром одного из 4 административных округов, на которые римляне поделили Македонию, но потом центр перенесли в более удобно расположенную Фессалоники , а бывшая столица македонских царей оказалась заброшенной. Лукиан в 180 году назвал Пеллу незначительным городком с малым числом жителей.

Крепость среди болот не выдержала испытаний мирного времени. В I в. до н. э. землетрясение разрушило город. Природные изменения ландшафта также способствовали забвению Пеллы. Бывшая когда то портом на озере и имевшая выход в Эгейское море через реку Лудий, со временем Пелла оказалась сухопутным городом.

Археология

В наше время о существовании Пеллы напоминали только античные руины близ городка Айи Апостоли (греч. Άγιοι Απόστολοι ), но уверенности, что это именно тот самый город - место рождения Александра Великого - не было. В г. Айи Апостоли, расположенный в километре от развалин древнего города и в 40 км к северо-западу от Салоник (греч. Салоники или Фессалоники Θεσσαλονίκη), сменил имя на Пелла.

Раскопки в Греции на предполагаемом месте античной Пеллы начались в г. и были продолжены с г. В г. обнаружены декоративные черепицы с надписями Пелла, подтвердившие правильность предположений археологов. В процессе раскопок найдены поселение периода неолита (7-е тысячелетие до н. э.), следы дворцового комплекса площадью 6 га, крепости. От стен крепости остался только каменный фундамент, сами стены были выложены из сырцового кирпича, который с течением времени превратился в грязь, покрывшую фундамент.

Античный город площадью около 2 км² располагался к югу от дворца. В центре находилась большая площадь (агора), а сам город регулярно спланирован пересекающимися под прямым углом улицами шириной в 9-10 м. Здания (почти 500) были одно- и двухэтажные.

Мозаика

Охота на льва («Дом Диониса», кон. IV в. до н. э.)

На полах некоторых зданий найдены хорошо сохранившиеся мозаики периода раннего эллинизма .

Особый интерес представляют напольные мозаики андронов т. н. «Дома Диониса» («Дионис», «Охота на льва»), и «Дома похищения Елены» («Охота на оленя» и «Похищение Елены» (сохр. фрагмент)).

На мозаике изображающей сцену охоты на оленя выложена надпись: «γνῶσις ἐποίεσεν» («Гносис сделал») - первый в истории мозаики автограф автора.

Охота на оленя («Дом похищения Елены», кон. IV в. до н. э.)

Это новый уровень мозаичного искусства, которого не знали ни мастера классической Греции и долго ещё не достигнут мастера эпохи эллинизма. Здесь впервые появляется реалистичность: пространство и объём, свободно используется цвет. В технике - тщательнейший отбор камешков не только по размеру, но и по форме, для лучшей детализации применяются новые материалы - полоски глины и свинца.

Экспедиция по предприятиям Санкт­Петербурга и Ленобласти состоялась! С 21 по 26 ноября я посетил с десяток различных предприятий Северной столицы и его окрестностей, где мне посчастливилось не только сделать фоторепортажи, но и взять интервью. Первым предприятием, которое я осмотрел, был Ленинградский судостроительный завод "Пелла", расположенный в городе Отрадное. О нем и пойдет сегодня речь.

Основная продукция завода "Пелла" ­ это буксиры нового поколения, современные, удобные и надежные, потому как успешно трудятся во всех крупных портах и военно­морских базах России. Отдельные экземпляры можно встретить за рубежом: в Латвии, в Литве, даже в Италии.

Практически в каждом из моих северодвинских репортажей есть буксир производства "Пеллы". Буксиры Северного флота "Виктор Тихонов" и "Анатолий Тарасов", а также буксир северодвинского предприятия "Звёздочка" "Александр Зрячев" являются самыми настоящими "рабочими лошадками" и выполняют труднейшие задачи, в том числе вывод строящихся и ремонтирующихся кораблей из акватории предприятий "Звёздочка", "Севмаш" и Беломорской военно­ морской базы.

Предприятие располагается на двух площадках - старой и новой. Старая находится на территории бывшего Пеллинского дворца, где находятся заводоуправление, машиностроительное подразделение "Пелла-Маш" и "Пелла-Фиорд" (стеклопластиковое судостроение). Новая площадка находится на границе города и области в поселке Саперное.

Старая площадка расположена на территории бывшего Пеллинского дворца, построенного при Екатерине II. Сегодня от дворца, разобранного до основания по приказу Павла I, остались лишь каретно­конюшенный корпус и флигель Почтовой станции.

4. Каретно­конюшенный корпус и флигель Почтовой станции Пеллинского дворцового комплекса.

В 30­е годы ХХ века на этой территории был построен завод автоприцепов Министерства лесной промышленности СССР, а в 1950­м на нём организовали судостроительное производство, после чего основной продукцией завода стали буксиры, быстроходные катера, лоцманские боты и другие маломерные суда.

В 1957 году предприятие переименовали в Ленинградский судомеханический завод. Мощности предприятия со времен росли, развивались новые направления. Так, в 1960­х годах на заводе появилось новое направление ­ стеклопластиковое судостроение. Первыми образцами подобных судов явились ловцы "Надежда" для рыболовной базы "Восток", гидрографические суда типа "Кайра", рабочие боты "Бекас", лёгкие суда всех отечественных глубоководных аппаратов для исследования Мирового океана.

5. Катер проекта ЛМ 4-87.

В 1965 году предприятие в качестве опытного производства передается в подчинение ЦНИИ технологии судостроения, и ему возвращается историческое название "Пелла" – Ленинградский судостроительный завод "Пелла".

С 70­х годов здесь при непосредственном участии ЦНИИ ТС освоен выпуск средств технологического оснащения для судостроительной отрасли: окрасочных аппаратов, трубогибочных станков, машин термической резки металла.

В 1992 году предприятие приватизируется и становится акционерным обществом открытого типа "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" (с 21.06.1996 г. – Открытое акционерное общество "Ленинградский судостроительный завод "Пелла").

В 2012 году началось строительство новой площадки в посёлке Сапёрный, благодаря которой появилась возможность строить корабли и суда с большей длиной и осадкой и с более удобным спуском на воду.

6. Новый судостроительный комплекс "Пелла".

В 2016 году предприятию передано в аренду имущество феодосийского судостроительного завода "Море" (Крым).

На сегодняшний день "Пелла" – акционерное общество, имеющее в своем составе 8 дочерних и зависимых обществ, владеющее территорией в 33 га и достаточными для ведения успешного бизнеса активами.

Первая площадка (старая)

Строительство заказа начинается не только с листового проката, но и с поступления на склад остального необходимого оборудования для будущего судна/корабля.

7. Хранящийся на складе кран-манипулятор PALFINGER PC 2300 для будущего буксира.

Затем в корпусосборочном цехе начинается сборка конструкций будущего судна.

8. Корпусосборочный цех. Здесь происходит сборка крупных конструкций будущего судна.

9. Внутри корпусо-сборочного цеха.

10. Здание заводоуправления. Также внутри находится столовая и медпункт с массажным кабинетом. Позади расположена целая сеть цехов по металлообработке и сборке станков.

После того, как крупная конструкция собрана, ее перевозят к цеху у достроечной набережной. Готовые блоки перевозят из корпусосборочного цеха в эллинг, где из блоков собирают готовый корпус.

После достройки корпуса судна начинается его насыщение оборудованием и покраска.

11. Буксир проекта 16609

Спуск судна на воду производится с помощью тележек и трансбордера.

12. Строительство буксира проекта ПЕ­65. Слева видны рельсы трансбордера.

Затем буксир в высокой степени готовности выводят на стапельных тележках на площадку и по наклонному слипу спускают на воду.

13. Рельсы трансбордера. Именно по ним производится спуск заказа на воду.

14. Рейдовый буксир "Волчок" у достроечной набережной предприятия. Его строительство ведётся для Военно­морского флота.

15. Рейдовый буксир "Волчок" и стапельный цех.

16. Случайные гости.

На действующей территории завода существуют ограничения по осадке строящихся судов ­ не более 3,5­4 м из-­за порогов на фарватере Невы. Поэтому сейчас завод имеет возможность вести строительство судов технического флота: буксиров, лоцманских катеров и других специальных судов, с осадкой не более 4 м и длиной до 50 м в количестве 12 – 15 ед. в год. Из них по государственным заказам различных федеральных ведомств завод ежегодно выпускает не менее 5 – 9 судов.

17. Мачта будущего буксира.

Вторая площадка (новая)

Строительство новой площадки началось 16 июля 2012 года в посёлке Саперный Ленинградской области на участке между дорогой Санкт­Петербург ­ Отрадное и набережной реки Нева.

На новом участке р. Нева нет ограничений по порогам, поэтому "Пелла" планирует организовать там серийное строительство и спуск до 10 морских судов в год, длиной до 100 м, шириной до 22 м, с осадкой до 8 м. В том числе:

сспециальных судов технического флота: буксиров повышенной мощности усиленного ледового класса, гидрографических и других специальных судов, в том числе для обеспечения работы объектов инфраструктуры Северного морского пути;

ссудов рыбопромыслового флота (суда для ярусного лова донных рыб, разноглубинные траулеры, научно­ исследовательские суда для отраслевых институтов Росрыболовства), которые должны строиться в России во исполнение пунктов 1б и 2в Перечня Поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 21.03.2013г. №Пр­613;

кораблей для Военно-морского флота России.

18.Административное здание на территории новой площадки.

На новой площадке судостроительного предприятия "Пелла" строительство кораблей ведется практически так же, как и на старой. Начинается всё с поставки листового проката и оборудования на склад.

19. Многотонные листы металла перемещаются по корпусообрабатывающему цеху с помощью нескольких мостовых магнитных кранов.

20. Листовой прокат в ожидании обработки

После того как металл поступил на предприятие, с ним начинается работа в корпусообрабатывающем цеху.

21. Корпусообрабатывающий цех.

Металлические листы проходят через десятки различных станков, после работы с которыми обыкновенный лист превращается в деталь будущего судна/корабля.

22. Гидравлический пресс SMT.

С помощью машин, находящихся в корпусообрабатывающем цеху, листу металла можно придать практически любую форму.

23. Гидравлический листогибочный пресс Boscert.

24. Листосгибочная машина.

Длина судна составляет 63,8 м, ширина - 10,8 м, максимальная осадка - 3,8 м, скорость - 12 узлов, дальность плавания - 1 тыс. миль, автономность - 20 суток, экипаж - 16 человек, состав экспедиции - 20 человек.

В ближайшее время на нашем портале будет опубликовано интервью с заместителем директора предприятия "Пелла". В интервью будет подробно рассказано о работе предприятия, заказах, достижениях, перспективах и проблемах.

; Геродот назвал Пеллу городом, расположенным в области Боттиея, населённой племенем боттиев .

Стефан из Византия в своем географическом трактате заметил: прежде Пелла в Македонии называлась Боуномос или Боуномейя. В царствование македонского царя Александра I ( - гг. до н. э.) земли Македонии стремительно расширялись на север и восток за счёт вытеснения и поглощения фракийских и прочих племён. При сыне Александра I, царе Пердикке II , Пелла уже входила в состав Македонии, а племя боттиев переселилось на п-в Халкидику . Когда фракийский царь Ситалк вторгся в Македонию во 2-й половине V в. до н. э. , македоняне укрылись в немногочисленных крепостях, делая партизанские вылазки против врага. Возможно именно тогда Пердикка II решил сделать Пеллу, расположенную в защищённом месте, практически в центре Эматии , своей столицей.

Неизвестно, кто именно и когда перенёс столицу Македонии из священных Эг в Пеллу, но по крайней мере сын Пердикки, македонский царь Архелай ( - гг. до н. э.), построил там роскошный дворец, на роспись которого пригласил известного греческого художника Зевксиса . Здесь был погребён Еврипид .

«Консул со всем войском покинул Пидну, назавтра был он у Пеллы и поставил лагерь в миле от города, несколько дней стоял там, со всех сторон рассматривая расположение города, и убедился, что не зря здесь обосновались цари Македонии: стоит Пелла на холме, глядящем на зимний закат; вокруг неё болота, непроходимые ни летом, ни зимою, - их питают разливы рек. Крепость Факос возвышается как остров среди болот в том месте, где они подходят к городу всего ближе; стоит она на громадной насыпи, способной выдерживать тяжесть стен и не страдать от влаги болот, её облегающих. Издали кажется, что крепость соединена со стеною города, хотя на самом деле их разделяет ров с водой, а соединяет мост, так, чтобы врагу было не подступиться, а любой пленник, заточённый царем, не мог бы бежать иначе как через мост, который легче всего охранять. Там, в крепости, была и царская казна… »

После римского завоевания Македонии во II в. до н. э. Пелла какое-то время оставалась центром одного из 4 административных округов, на которые римляне поделили Македонию, но потом центр перенесли в более удобно расположенную Фессалоники , а бывшая столица македонских царей оказалась заброшенной. Лукиан в 180 году назвал Пеллу незначительным городком с малым числом жителей.

Крепость среди болот не выдержала испытаний мирного времени. В I в. до н. э. землетрясение разрушило город. Природные изменения ландшафта также способствовали забвению Пеллы. Бывшая когда-то портом на озере и имевшая выход в Эгейское море через реку Лудий, со временем Пелла оказалась сухопутным городом.

Археология

В наше время о существовании Пеллы напоминали только античные руины близ городка Айи Апостоли (греч. Άγιοι Απόστολοι ), но уверенности, что это именно тот самый город - место рождения Александра Великого - не было. В г. Айи Апостоли, расположенный в километре от развалин древнего города и в 40 км к северо-западу от Салоник (греч. Салоники или Фессалоники Θεσσαλονίκη), сменил имя на Пелла.

Раскопки в Греции на предполагаемом месте античной Пеллы начались в г. и были продолжены с г. В г. обнаружены декоративные черепицы с надписями Пелла, подтвердившие правильность предположений археологов. В процессе раскопок найдены поселение периода неолита (7-е тысячелетие до н. э.), следы дворцового комплекса площадью 6 га, крепости. От стен крепости остался только каменный фундамент, сами стены были выложены из сырцового кирпича, который с течением времени превратился в грязь, покрывшую фундамент.

Античный город площадью около 2 км² располагался к югу от дворца. В центре находилась большая площадь (агора), а сам город регулярно спланирован пересекающимися под прямым углом улицами шириной в 9-10 м. Здания (почти 500) были одно- и двухэтажные.

Мозаика

На полах некоторых зданий найдены хорошо сохранившиеся мозаики периода раннего эллинизма .

Особый интерес представляют напольные мозаики андронов т. н. «Дома Диониса» («Дионис», «Охота на льва»), и «Дома похищения Елены» («Охота на оленя» и «Похищение Елены» (сохр. фрагмент)).

На мозаике изображающей сцену охоты на оленя выложена надпись: «γνῶσις ἐποίεσεν» («Гносис сделал») - первый в истории мозаики автограф автора.

Это новый уровень мозаичного искусства, которого не знали ни мастера классической Греции и долго ещё не достигнут мастера эпохи эллинизма. Здесь впервые появляется реалистичность: пространство и объём, свободно используется цвет. В технике - тщательнейший отбор камешков не только по размеру, но и по форме, для лучшей детализации применяются новые материалы - полоски глины и свинца.

Объясняют это тем, что мастер Гносис ориентировался в своем искусстве на современную ему реалистическую живопись, тогда как другие, как ранние, так и поздние мастера ориентировали мозаику скорее на краснофигурную вазопись с её преимущественно двуцветной колористикой и плоскостной графикой.

Мозаики Пеллы - вершина искусства галечной мозаики и хотя галька ещё будет применяться в 3-2 вв. до н. э., она изживает себя как материал для художественных работ.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пелла (город)"

Примечания

Ссылки

  • , Princeton Encyclopedia of Classical Sites (via Perseus)
  • , Hellenic Ministry of Culture
  • - в Либерее «Нового Геродота»

Координаты : 40°45′36″ с. ш. 22°31′09″ в. д.  /  40.76000° с. ш. 22.51917° в. д.  / 40.76000; 22.51917 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Пелла (город)

Метивье пожимая плечами подошел к mademoiselle Bourienne, прибежавшей на крик из соседней комнаты.
– Князь не совсем здоров, – la bile et le transport au cerveau. Tranquillisez vous, je repasserai demain, [желчь и прилив к мозгу. Успокойтесь, я завтра зайду,] – сказал Метивье и, приложив палец к губам, поспешно вышел.
За дверью слышались шаги в туфлях и крики: «Шпионы, изменники, везде изменники! В своем доме нет минуты покоя!»
После отъезда Метивье старый князь позвал к себе дочь и вся сила его гнева обрушилась на нее. Она была виновата в том, что к нему пустили шпиона. .Ведь он сказал, ей сказал, чтобы она составила список, и тех, кого не было в списке, чтобы не пускали. Зачем же пустили этого мерзавца! Она была причиной всего. С ней он не мог иметь ни минуты покоя, не мог умереть спокойно, говорил он.
– Нет, матушка, разойтись, разойтись, это вы знайте, знайте! Я теперь больше не могу, – сказал он и вышел из комнаты. И как будто боясь, чтобы она не сумела как нибудь утешиться, он вернулся к ней и, стараясь принять спокойный вид, прибавил: – И не думайте, чтобы я это сказал вам в минуту сердца, а я спокоен, и я обдумал это; и это будет – разойтись, поищите себе места!… – Но он не выдержал и с тем озлоблением, которое может быть только у человека, который любит, он, видимо сам страдая, затряс кулаками и прокричал ей:
– И хоть бы какой нибудь дурак взял ее замуж! – Он хлопнул дверью, позвал к себе m lle Bourienne и затих в кабинете.
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Ростопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый, боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной.
На днях приехавший в Москву в отпуск Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреевичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.
Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис неделю тому назад, когда при нем Ростопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть:
– В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
– Ах да, да, – отвечал главнокомандующий. – Что он?..
Небольшое общество, собравшееся в старомодной, высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом, было похоже на собравшийся, торжественный совет судилища. Все молчали и ежели говорили, то говорили тихо. Князь Николай Андреич вышел серьезен и молчалив. Княжна Марья еще более казалась тихою и робкою, чем обыкновенно. Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров. Граф Ростопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях.
Лопухин и старый генерал изредка принимали участие в разговоре. Князь Николай Андреич слушал, как верховный судья слушает доклад, который делают ему, только изредка молчанием или коротким словцом заявляя, что он принимает к сведению то, что ему докладывают. Тон разговора был такой, что понятно было, никто не одобрял того, что делалось в политическом мире. Рассказывали о событиях, очевидно подтверждающих то, что всё шло хуже и хуже; но во всяком рассказе и суждении было поразительно то, как рассказчик останавливался или бывал останавливаем всякий раз на той границе, где суждение могло относиться к лицу государя императора.
За обедом разговор зашел о последней политической новости, о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского и о русской враждебной Наполеону ноте, посланной ко всем европейским дворам.
– Бонапарт поступает с Европой как пират на завоеванном корабле, – сказал граф Ростопчин, повторяя уже несколько раз говоренную им фразу. – Удивляешься только долготерпению или ослеплению государей. Теперь дело доходит до папы, и Бонапарт уже не стесняясь хочет низвергнуть главу католической религии, и все молчат! Один наш государь протестовал против захвата владений герцога Ольденбургского. И то… – Граф Ростопчин замолчал, чувствуя, что он стоял на том рубеже, где уже нельзя осуждать.
– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
– Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
– Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
– Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d"avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
– Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.
Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.
– Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!
– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.

Вы, наверняка, не раз слышали о неком Македонском государстве? Во всяком случае, о его царе – великом Александе Македонском уж точно. Так вот, город Пелла древняя столица великого Македонского царства, место, где собственно и родился Александр Великий.

Во времена правления Филиппа II и Александра Македонского Пелла процветала и была самым крупным городом Македонии. Сегодня же руины древнего рода лежат в самом центре области на , в 40км от . Ежегодно множество туристов съезжаются сюда, чтобы побродить по некогда процветавшему богатому городу.

Место раскопок представляет собой огромный археологический парк и музей, на территории которых и расположены дошедшие до нас руины города. Здесь вы сможете увидеть святилище Афродиты и храм Деметры , а также знаменитые развалины дворца с мозаичными полами. Эти мозаики – одно из главных сокровищ Пеллы. Выполненные из речной гальки, они изображают картины повседневной жизни древних греков и события из мифов – похищение Елены Прекрасной, битву амазонок либо охоту на оленей. Все исследователи и специалисты в один голос заявляют, что данный уровень мастерства не только был редкостью в древнем мире, но и сама техника выполнения мозаики существенно повлияла на развития искусства в Греции – впервые изображение кажется «объемным» благодаря использованию гальки разных оттенков. Кстати, обратите внимание на то, как искусно подобраны камешки друг к другу – не только по размеру, но и по форме!

Еще одна местная достопримечательность – центральная площадь древней Пеллы — Агора, — спроектированная знаменитым греческим архитектором Гипподамом . Не смотря на древний век, на агоре имелась своя собственная система водоснабжения и канализация. Вокруг главной площади расположены руины некогда роскошных домов в дорическом и ионическом стиле, а также в центре города находится невысокий холм Акрополь и руины дворцового комплекса общей площадью почти 6га – вот уж было где развернуться!… Большая, прямоугольной формы площадь агоры была окружена дорическими портиками, за которыми находились магазины и гончарные мастерские, к северу от площади располагался храм Афродиты с ритуальными залами и Святилище нимф.

Большинство уникальных мозаик и других артефактов, найденных при раскопках, хранятся сейчас в , лежащем через дорогу от главной территории раскопок. В музее собрана коллекция из более, чем 3 тысяц экспонатов: ювелирных украшений из золота и драгоценных камней, великолепных древних экспонатов — архитектурных и топографических чертежей, ваз, статуй и статуэток, монет эллинистического и македонского периода, и многого другого.

На территории музея есть кафе, где вы сможете перекусить и выпить чашечку кофе, также здесь есть магазин сувениров. Вход на территорию археологических раскопок – 6 евро (включая посещение музея).