Что входит в архитектурный комплекс воронцовского дворца. Мальтийская капелла. Описание парка, окружающего Воронцовский дворец

А у нас продолжается викторина Золотое руно 2017, и сейчас у нас вопрос - В архитектурный комплекс этого дворца входит католическая часовня.

Варианты ответа:

A) Строгановский
B) Таврический
C) Воронцовский
D) Аничков

Правильный ответ на вопрос - C) Воронцовский

Католическая часовня входит в комплекс Воронцовского дворца Санкт-Петербурга. Построенный по проекту знаменитого Растрелли, отличается изысканной архитектурой.

Воронцовский дворец за долги отошел к казне во второй половине 18 века. Павел приняв шефство над Мальтийским Орденом, передал его рыцарям. В Ордене были как католики, так и православные. Для католиков была построена отдельная Католическая Капелла. Для православных рыцарей Храмом служила домовая церковь. А Мальтийский Крест как символ Ордена.
Хотя по сути, виды креста это уже человеческая фантазия. Православный, Католический, Мальтийский - не суть. Христиане поклоняются не форме Креста и даже не самому Кресту - а силе распятого на кресте Христа.

Воронцовский дворец.

Воронцовский дворец - дворец в центральной части Санкт-Петербурга, располагающийся на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён архитектором графом Бартоломео Франческо Растрелли в 1749-1757 годах для канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров. Во дворце более 50 парадных залов и помещений. Дворец украшают лепнина, золочёная резьба и другие элементы, характерные для стиля барокко.

Воронцовский дворец - главное сооружение на территории усадьбы графа Михаила Илларионовича Воронцова, знатного вельможи, государственного канцлера, участника дворцового переворота 1741 года, приведшего к власти императрицу Елизавету Петровну.

Строительство дворца велось по проекту придворного архитектора Елизаветы Петровны - Федерико Бартоломео Растрелли в период с 1749 по 1757 год.

Усадьба занимала обширную территорию между Садовой улицей и рекой Фонтанкой. Нарушив традиции городского усадебного строительства, Растрелли разместил дворец не у реки, а ближе к Садовой, отделив от неё здание оградой художественной работы.

Граница обширного двора-сада, раскинувшегося за оградой, сформирована главным корпусом дворца и его боковыми флигелями. Подобная планировка буквой "П", в России издавна называлась "покоем".

Главный трёхэтажный корпус с четырёхугольным в плане двором расположен в глубине усадьбы. Два симметричных двухэтажных флигеля вынесены вперёд и поставлены по красной линии улицы. Центральная часть главного фасада декорирована сдвоенными колоннами и пилястрами, окна оформлены декоративными наличниками.

Дворец был построен в стиле пышного и нарядного барокко. Как известно, Растрелли был мастером этого стиля, достигшего своего расцвета в русской архитектуре во времена правления Елизаветы Петровны. Об этом свидетельствуют такие названия этого стиля середины XVIII века, как "Растреллиевское барокко" и "Елизаветинское барокко".

Позади главного корпуса был разбит регулярный сад, простиравшийся до Фонтанки, с многочисленными бассейнами, фонтанами, аллеями подстриженных деревьев, и другими "затеями".

Над одноэтажным корпусом, выходящим в парк, была устроена открытая терраса с видом на реку. Отсюда открывался прекрасный вид на фейерверки, устраивавшиеся в Аничковом саду. Роскошью отличались и интерьеры, оформленные так же в традициях барокко. Пятьдесят парадных залов размещались по анфиладному принципу вдоль главного фасада и в боковых корпусах. В центральной части Воронцовского дворца был расположен большой двусветный зал, в другом просторном зале помещалась библиотека Воронцова, тогда одна из лучших в Санкт-Петербурге.

В 1763 году М. И. Воронцов вынужден был уступить дворец казне в счёт долгов за 217.600 рублей, так как строительство требовало огромных вложений.

После вступления на престол императора Павла I в конце 1790-х годов дворец был передан Мальтийскому Ордену, здесь же разместился капитул российских орденов. Бывший Воронцовский дворец было велено называть "Замком мальтийских рыцарей". Над решётчатыми воротами дворца укрепили орденский герб: на красном фоне белый мальтийский крест с четырьмя раздваивающимися лучами.


На территории усадьбы были построены два храма - православная церковь и католическая капелла ордена мальтийских рыцарей (архитектор Джакомо Кваренги).


Позднее в дворце разместился Пажеский корпус. Для нужд этого учебного заведения, которое размещалось во дворце с 1810 по 1918 годы, в 1827 году помещения были перестроены по проекту архитектора Александра Егоровича Штауберта; тогда же была утрачена прежняя барочная отделка интерьеров.

Сегодня в Мальтийской капелле проходят концерты органной музыки. Хорошо сохранилась отделка интерьеров капеллы - колоннада коринфского ордера, роспись, лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором. Реставрация капеллы проводилась в 1927 году архитектором Н. П. Никитиным.

После революции здесь разместилась Первая Петроградская Пехотная школа командного состава РККА, на базе которой в 1937 году было образовано Ленинградское Пехотное училище им. С. М. Кирова. В 1958 году здание полностью было отдано Суворовскому военному училищу.


Говоря об архитектурных памятниках Крыма, наверное, первое что приходит на ум – это Воронцовский дворец. Он находится в городе , в живописном месте между скалами и морем. Адрес Воронцовского дворца г. Алупка ул. Дворцовое шоссе 18, телефон для справок +7 3654 722 281.

Географические координаты Воронцовского дворца на карте Крыма - N 44.419861, E 34.055972.

Воронцовский дворец одно из самых роскошных сооружений на полуострове , его величественность и великолепие просто захватывают дух. А трудился над этим грандиозным проектом английский архитектор Эдвард Блор. Ему понадобилось около года, чтобы представить его графу Воронцову – владельцу этих земель. В 1828 году началось строительство Воронцовского дворца, а свой окончательный вид он обрёл только через два десятка лет. Долгое время это имение принадлежало графу Воронцову, позже у него были и другие владельцы, а в 1921 году оно перешло в государственную собственность и в стенах дворца был создан музей.


Материалом для строительства Воронцовского дворца стал диабаз, который добывали здесь же в . Дворец необычен тем, что его фасады выполнены в разных архитектурных стилях. Например, северный фасад соответствует архитектурному веянию Тюдоров. Фасад, выходящий к морю, выполнен в мавретанском стиле. А в целом всё сооружение можно назвать неоготическим. Кстати, на территории Воронцовского дворца снимались многие киноленты, в том числе по мотивам книг Шекспира. Это было связано со схожестью архитектурных композиций дворца с английским стилем того времени.


Весь Воронцовский дворец состоит из пяти зданий , внутри которых расположена часовня, библиотека, бильярдная, столовая, а также зимний сад. В целом, во дворце расположено 150 комнат. Наверное, у каждого посетителя Воронцовского дворца есть фотография с одним из белых мраморных львов, которые «охраняют» имение с южной стороны. Вместе они образуют «Львиную террасу». В залах современного музея представлены коллекции картин, мебели, фарфора. Все они имеют немалую историческую ценность.


Воронцовский дворец, безусловно прекрасен, однако его великолепие дополняет парк , раскинувшийся на 40 гектаров вокруг него. Этот парк достоин отдельного внимания. Изначально над созданием парка работал немецкий садовод Карл Кебах. Он оформил парк в виде амфитеатра, и очень логично разместил все его атрибуты. Здесь растёт более 200 видов представителей флоры из разных уголков земного шара.

Прогулявшись по можно увидеть очень необычное сооружение под названием «Хаос». Такое название вполне оправдано, так как сооружение состоит из огромных кусков диабаза, а высота его более 10 метров. «Хаос» находится в рамках, так называемого, Верхнего парка, которому свойственна суровость и каменистость. А Нижний парк включает в себя нежные магнолии, стройные кипарисы, фонтаны, павильоны и озёра. Сочетание несочетаемого делает Воронцовский парк поразительным и незабываемым, поэтому посетить его и Воронцовский дворец будет интересно каждому.

Воронцовский дворец на карте Крыма

Связью с Мальтийским орденом Петербург обязан императору Павлу I, который в 1798 году принял звание Магистра – высший религиозный чин этого рыцарского союза. Благодаря ему на российском гербе на время возник мальтийский крест, среди государственных наград появился орден святого Иоанна Иерусалимского, а Мальту император планировал сделать российской губернией. Но этим планам не суждено было сбыться из-за трагической смерти Павла I.

Между тем, полностью связи с Мальтийским орденом разорваны не были: в нем состояли Александр Суворов, Александр II, Александр III и Николай II. Увлечение воинов и монархов этим религиозным течением нашло отражение в градостроительстве, и сегодня в Петербурге можно найти места, связанные с мальтийской символикой.

Самым ярким из них, безусловно, остается Мальтийская капелла, торжественно открытая 29 апреля 1800 года. SPB.AIF.RU рассказывает о ней и четырех других «мальтийских» достопримечательностях Северной столицы.

Мальтийская капелла

Садовая улица, 26

Мальтийская капелла была построена по проекту архитектора Джакомо Кваренги и изначально задумывалась Павлом I как католическая церковь ордена мальтийских рыцарей. Она входит в состав Воронцовского дворца, в котором сегодня помещается Суворовское училище. Дворец, который Франческо Бартоломео Растрелли создавал в XVIII веке для графа Воронцова, сменил множество хозяев, и в итоге Павел I с принятием титула протектора, а затем и великого магистра ордена, отдал Воронцовский дворец мальтийским рыцарям.

Мальтийская капелла в чертеже Джакомо Кваренги. Фото: Commons.wikimedia.org

Продолжая созданный Растрелли ансамбль, Кваренги выстроил капеллу в духе ренессанса. Храм имеет форму прямоугольника с цилиндрическим сводом. Два ряда колонн из искусственного мрамора делят внутреннее пространство капеллы на три нефа. За мраморным алтарем – запрестольный образ работы художника А.И. Шарлеманя «Иоанн Креститель» (святой пророк и предтеча Иисуса Христа Иоанн Креститель является небесным заступником и покровителем Мальтийского ордена). Справа от алтаря под балдахином стояло малиновое бархатное кресло гросcмейстера (великого мастера) ордена.

Капеллу освятили в июне 1800 года, а год спустя Павел I был убит в Инженерном замке. Его преемник Александр I отказался от звания Великого магистра ордена, но сохранил титул его протектора. Из российского государственного герба был удален мальтийский крест. В 1803 году Александр I сложил с себя звание протектора, а в 1817 году было высочайше объявлено, что «орден в Российской империи более не существует».

Какое-то время капелла действовала как обычная католическая церковь. В середине XIX века к ней пристроили придел, где упокоился прах бывшего попечителя герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

В 1928 году здание Мальтийской капеллы было передано под клуб пехотной школе им. Склянского, затем Ленинградскому дважды Краснознаменному военному училищу им. С.М. Кирова, а с 1955 года оно принадлежит Суворовскому военному училищу. Интерьер Мальтийской капеллы был отреставрирован к 300-летию Санкт-Петербурга.

Михайловский замок

Садовая улица, 2

Михайловский замок, или Инженерный замок – пример экстравагантных предпочтений Павла I. Дворец стал последним домом и местом гибели императора, в нем воплотились мечты самодержавца о «рыцарской твердыне».

Михайловский замок - мечта и погибель Павла I. Фото: Commons.wikimedia.org / Aleks G

Дворец, который Павел упорно именовал «замком» (впрочем, он даже Зимний дворец так называл), по своему архитектурному решению был необычен для Петербурга. Возводили его в чрезвычайной спешке по проекту Винченцо Бренны и завершили к тому моменту, когда император согласился принять титул великого магистра ордена. Планировалось, что здесь будут проходить собрания и торжественные церемониалы мальтийских кавалеров. Поэтому в интерьерах так часто повторяется изображение мальтийского креста.

На центральной стене Парадной лестницы был установлен бронзовый герб Российской империи в утвержденном при Павле варианте – с крестом. Герб - единственная мальтийская реликвия в замке, сохранившаяся до настоящего времени.

Одним из спорных вопросов в истории замка остается его загадочный рыжеватый цвет. Есть красивая легенда о том, что стены были выкрашены в цвет перчатки, которую обронила на балу фаворитка императора Анна Гагарина. Вторая версия гласит, что кирпично-красный – традиционный цвет для мальтийского ордена.

Сегодня в интерьерах Инженерного замка располагается филиал Русского музея.

Собор Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце

Дворцовая набережная, 32

Собор Спаса Нерукотворного (или Большая церковь Зимнего дворца) был заложен в 1753 года как православный дворцовый храм. Франческо-Бартоломео Растрелли выполнил его в стиле рококо. Долгие годы это был домовой храм императорской семьи.

Так выглядел собор изнутри до 1917 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Сюда в декабре 1799 года были доставлены три древние реликвии госпитальеров: частица древа Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница святого Иоанна Крестителя, — врученные Павлу I в октябре в Гатчине. В память об этом событии в 1800 году Священный Синод установил 12 (25) октября праздник в честь «перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя». Сегодня десница Иоанна Крестителя хранится в монастыре в черногорском городе Цетинье.

С 1918 года собор — один из залов музея Эрмитаж, используемый для выставок.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Каменноостровский проспект, 83

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, или Иоанновская церковь, была построена в 1778 году по проекту Юрия Фельтена при инвалидном доме моряков Балтийского флота. Это здание в стиле псевдоготики можно издали принять за католический костел благодаря нехарактерной для православных храмов архитектуре: стены из красного кирпича с остроконечным стрельчатым куполом серого цвета. О готике напоминают стрельчатые зарешеченные окна, узкий козырек над входом, деревянный иконостас.

За церковью некоторое время действовало мальтийское кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org / IKit

Во времена Павла I церковь была передана Мальтийскому ордену, и при ней устроили кладбище мальтийских кавалеров. Погост закрыли после вступления Александра I на императорский престол. В 1807 году останки кавалеров перенесли на Смоленское кладбище. После постройки Каменноостровского дворца церковь была передана ему. Здесь крестил двух своих детей Александр Сергеевич Пушкин.

Церковь была закрыта 15 марта 1938 года, а в ее разоренных интерьерах размещались разные организации. Она была возвращена приходу в 1989 году, в ноябре 1990 в ней возобновились богослужения. Сегодня храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Петроградского благочиннического округа.

Дворец Кантемира

Миллионная улица, 7

В Петербурге на Миллионной улице более 40 лет прожил выдающийся итальянский дипломат Юлий Литта, мальтийский кавалер и самый молодой генерал в истории России – чин ему пожаловали в 26-летнем возрасте. Такое внимание к итальянцу объяснялось желанием Екатерины II укрепить связи с мальтийским орденом.

Литта появился в Петербурге сначала в качестве опытного морского офицера, а затем посланника Мальтийского ордена при русском дворе. Кстати, именно он привез в Россию «Мадонну» Леонардо да Винчи, которая красуется сегодня в Эрмитаже под условным названием «Мадонна Литта».

У дома, где жил Литта, одновременно три адреса. Фото: Commons.wikimedia.org / Helvin spb

Дом за Мраморным дворцом имеет сразу три адреса: Миллионная улица №7, Мраморный переулок №1 и Дворцовая набережная №8. В 1715 году на этом участке по воле молдавского аристократа Дмитрия Кантемира Франческо-Бартоломео Растрелли выстроил дворец в стиле барокко. В 1743 году на верхнем этаже была устроена церковь великомученика Феодора Стратилата. Позже здесь жили граф Алексей Бестужев-Рюмин, граф Владимир Орлов, граф Павел Скавронский. Вдова Скавронского Екатерина Васильевна вышла замуж за Литта, который и обосновался с ней во дворце. Для них архитектор Луиджи Руска перестроил один из корпусов дворца в стиле классицизма. После смерти Юлия Литта особняк перешел в ведение министерства финансов, а сейчас его занимают Морской Регистр Российской Федерации и Институт Культуры.


Замечательная Мальтийская капелла Воронцовского дворца. Закрыта уже второй год для посещений.

При Павле I Мальтийскому ордену был пожалован дворец, после чего русский император естественно стал великим магистром Мальтийского ордена. Мальтийская капелла - католическая церковь ордена мальтийских рыцарей, построенная по приказу императора Павла I в 1800 году архитектором Джакомо Кваренги. Капелла входит в состав Воронцовского дворца. Пристройка с восточной стороны здания дворца католической капеллы для капитула Мальтийского ордена относится к 1798-1800 гг.
Строил капеллу достойный собрат и невольный соперник Франческо Растрелли, один из выразителей новых архитектурных идей - Джакомо Кваренги.
Внутренняя отделка капеллы - колоннада коринфского ордера, стены облицованы искусственным мрамором.
Интерьер Мальтийской капеллы был отреставрирован к 300-летию Санкт-Петербурга.

Создавая это небольшое здание рядом с растреллиевским дворцом, Кваренги слегка нарушил свою обычную классическую строгость. Он сделал попытку смягчить линию фасада, вводя округлые профили на стыке нового здания со старой постройкой. Без нарочитого подчеркивания, только этими, казалось бы незначительными, деталями он стремился связать художественный облик капеллы с архитектурой растреллиевского сооружения.
До сих пор в капелле хорошо сохранилась внутренняя отделка - колоннада коринфского ордера, роспись, лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором. Тщательная реставрация капеллы была произведена в 1927 году архитектором Н. П. Никитиным.

Зал Мальтийской капеллы, а также церковный зал во дворце приобрели особую ценность как интерьеры Кваренги, ибо почти все другие этого дворцового комплекса на Садовой впоследствии подверглись значительным переделкам или вообще погибли.
В Капелле к 300-летию Санкт-Петербурга восстановлен орган "Валькер". К сожалению добраться до него не было возможности - ключ от двери у органиста, который естественно отсутствовал, так как капелла с 2012 года более не принимает людей - то есть полностью закрыта.