Краткая история воронцовского дворца. Воронцовский дворец в Алупке — резиденция, достойная царей. Как добраться в Воронцовский дворец

Алупка - курортный городок в составе Большой Ялты, расположенный у подножья горы Ай-Петри в 17 км юго-западнее города Ялта в Крыму.

Воронцовский дворец и его парковый комплекс - «изюминка» Алупкинского пейзажа и

главная достопримечательность приморского городка .

Отдых на Черном море в Алупке привлекает туристов мягким климатом без резких сезонных колебаний, лечебным морским и сосновым воздухом, в котором дышится легко и свободно, а также живописным видом на окрестности российского приморского городка на Южном берегу Крыма.

Особенно завораживающий вид открывается на Алупку с моря: в центре панорамы на холме красуется великолепный Алупкинский Дворец (Воронцовский); корпуса прибрежных санаториев цепочкой растянулись вдоль моря и утопают в зелени парков, а над ними главенствуют зубцы величественной горы Ай-Петри.

Ай-Петринский горный массив - один из самых высоких в Крыму. Словно щит закрывает он Алупку от северных холодных ветров, а наибольшее число солнечных дней в году (по сравнению с Черноморскими курортами Кавказа) делают этот городок на берегу Черного моря прекрасным курортом — вторым после Ялты на Южном побережье Крыма.

Воронцовский дворец в Алупке.

Воронцовский дворец (Алупка) - это бывшая летняя Крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова .

Михаил Семёнович Воронцов

Портрет Михаила Семеновича Воронцова кисти Лоуренса, 1823 год.

Граф, с 1845 года — князь Михаи́л Семёнович Воронцо́в (18 или 19 мая 1782— 6 или 7 ноября 1856) — русский государственный деятель из рода Воронцовых, генерал-фельдмаршал (1856), генерал-адъютант (1815), герой войны 1812 года. В 1815—1818 годах — командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—1854 годах — новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов.

Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 годах — наместник на Кавказе.

ИСТОРИЯ ВОРОНЦОВСКОГО ДВОРЦА

Имение задумывалось как летняя резиденция генерал-губернатора Михаила Воронцова, который имел много поместий в разных регионах страны и считался богатейшим помещиком России. В 1824 году были приобретены владения семейства Ревелиоти, владевшего большей частью южного берега Тавриды. Воронцов приглашает немецкого ботаника Карла Кебаха, который занялся первыми посадками, из которых появился Воронцовский парк.

В 1824 году начинают возводить и Воронцовский дворец . Архитекторами стали Томас Харрисон (Воронцов провел в Англии все детство и юность, потому решил довериться опытному британскому зодчему) и Франческо Боффо (он создал дворец Воронцова в Одессе). Дворец задумывался в стиле неоклассицизма. Спустя 4 года завершена закладка фундамента, но Харрисон внезапно умирает в 1829 году.

Сам Михаил Воронцов в 1831-м решает приостановить строительство и решает изменить стиль дворца. Он отправляется в Англию к Эдварду Блору и тот только по представленным рисункам местности создал свой проект, основанный на английской готике. Сам Блор так и не появился в Алупке — Воронцовский дворец в Крыму возводил его ученик Уильям Гунт, которого рекомендовал сам архитектор.

Гунт внес ряд изменений в проект. Таким образом, Воронцовский дворец Алупки выдержан в стиле Тюдор, столь популярном в Англии XVIвека. Но учитывая, что в Крыму еще чувствовалось турецкое влияние, то южные ворота в противовес северным сделаны в восточном индо-мавританском стиле. Дополнили композицию мраморные львы скульптора Джованни Боннани. Дворец строился до 1848-го. Парк окончили создать на 3 года позже. Во дворце насчитывается 150 комнат, разделенных между 5 корпусами.

Особенность архитектуры дворца хорошо заметна со стороны моря — он гармонирует с массивом Ай-Петри. Это неудивительно, поскольку предполагалось, что стены будут продолжением гор, нависающих над ним.

Для изготовления дворца использовался местный камень — диабаз (зеленовато-серый камень вулканического происхождения), который в обилии был расположен в округе. Его взрывали динамитом и обтачивали на блоки. В парке и сегодня можно увидеть много обломков скал из диабаза.

В работе принимали участие иностранные мастера, занимавшиеся садом, и крепостные крестьяне графа Воронцова. Особенно преуспел лепщик Роман Фуртунов, который единственный из крепостных получал равный с иностранными мастерами оклад.

После смерти графа Михаила Воронцовский дворец Крыма переходил по наследству детям. Вначале по мужской линии, потом по женской. В годы советской власти он был национализирован. Здесь размещалась дача НКВД, а с 1952 года санаторий. В это время часть меблировки дворца была утрачена, в частности был утерян бильярдный стол, который после распада СССР был заменен другим, найденным на складах в Ялте.

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник идеально вписался в удивительный ландшафт с горной грядой, вечнозеленой растительностью и несколькими узкими улочками городка, поднимающимися в гору от морского побережья.

Он построен из диабаза - материала, который по своей прочности превышает в 2 раза гранит и добывается на Крымском полуострове. Серо-зеленый цвет камня создает единую архитектурную композицию Воронцовского дворца с природой.

Дворец спроектировал английский архитектор Эдуард Блор. Строительство велось с 1828 по 1848 год. Отделка длилась до 1852 года. Архитектура дворца своеобразна. Она заключается в сочетании разных стилей:

  • Северный Фасад - это поздняя английская готика;
  • Западный Фасад — это европейский средневековый замок, крепость 8-12 веков;
  • Южный - элементы Индии и Востока. Огромный купол Южного фасада с арабскими надписями, открытый в сторону Черного моря, имеет романтический вид. «Львиная терраса» с постепенно настораживающимися «царями» зверей украшает великолепную лестницу, ведущую ко входу в замок со стороны парка. Три пары львов из каррарского белого мрамора выполнены в мастерской флорентийского скульптора Боннани, но самая известная (нижняя) — «Спящий лев»

Шуваловский проезд.

Дворцовый ансамбль состоит из 5 корпусов, открытых и закрытых двориков, террас. Воронцовский дворец выглядит одновременно суровым и изящным, стабильным и романтичным.

Западная часть дворца (так называемый Шуваловский проезд) предстает перед туристами в виде вымощенной камнем улицы средневекового города со старыми крепостными стенами с мощными башнями и узкими окнами-бойницами.Дочь Михаила Семеновича Воронцова, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, и в правом корпусе располагались ее апартаменты.

Северный фасад

Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В тенистой перголе из цветущих глициний укрылся

Фонтан "Сельсибиль" - копия "фонтана Слез" из Ханского дворцы в Бахчисарае, воспетого Пушкиным.

Рядом, у левого крыла дворца - беломраморный фонтан "Источник Амура".

Южный фасад дворца.

Южный фасад знаменит высоким порталом с глубокой нишей, на фризе которой арабской вязью начертано изречение

«Нет победителя, кроме Аллаха».

Мраморный лев на южной террасе.

ИНТЕРЬЕРЫ ДВОРЦА

Основная экспозиция включает 10 комнат. Комнаты верхнего этажа закрыты, чтобы не подвергать перегрузке ослабевшие перекрытия. Начинается экскурсия через боковой вход, выводивший в коридор, который вел в кабинет графа. Первоначально комнаты нижнего этажа служили спальней для четы Воронцовых. Главные комнаты, открытые в экспозиции «парадные залы главного корпуса»:

1. Парадный кабинет;

2. Столовая, где расположен балкончик для музыкантов;

3. Оранжерея, включающая собрание редких растений из далеких стран;

4. Бильярдная;

5. Ситцевая комната;

6. Китайский кабинет;

7. Вестибюль;

8. Голубая гостиная, стены которой украшены лепными розами. Также здесь выставлен рояль, не являющийся оригинальным в интерьере Воронцова.

Каждая из 150 комнат, входящих в дворцовый ансамбль, своеобразна: «Ситцевая комната», «Голубая гостиная», «Парадная столовая», «Зимний сад», «Китайский кабинет», «Бильярдная», «Вестибюль». Всюду видна роскошь и любовь хозяев к своему дому.

Особая гордость Алупкинского дворца — роскошные камины в готическом стиле, выполненные из мраморовидного известняка и полированного камня диабаза.

"Парадный вестибюль

Парадный вестибюль расположен в центре дворца. С юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока расположены кабинеты и комнаты для отдыха. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле. В противовес английскости южный тамбур украшают ковры с изображением персидского шаха Фатх-Али.

"Парадный кабинет"

Кабинет выглядит достаточно сдержанно, по-английски, но обилие дерева в комнате придает теплоты и уюта в интерьере.Обои были специально заказаны в Англии.

Центральное место на западной стене кабинета занимает портрет графа Воронцова работы Луизы Дессеме.

Массивные деревянные двери дополнены дубовыми панелями на стенах и лепным потолком под дерево. У стены - антикварный книжный шкаф черного дерева в стиле Буль, купленный самим хозяином дворца. В отделке шкафа использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.

Рядом с книжным шкафом уютно пристроились круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Такая расстановка мебели придаёт кабинету атмосферу, располагающую не только к деловым беседам, но дружеским встречам.

Еще одно напоминание об англомании Михаила Семеновича Воронцова - окно в виде эркера. Этот часто встречаемый в английской архитектуре элемент, зрительно увеличивает пространство кабинета и дает больше света. В эркер поместили крытый зеленым сукном стол и два кресла. Сидя в кресле, можно любоваться верхним парком, а в ясную погоду и вершинами Ай-Петри.

"Ситцевая комната"

Из кабинета мы попадаем в Ситцевую комнату. Ситцевой она названа потому, что стены комнаты действительно затянуты ситцем.

На стенах оригинальная ткань, единственный изъян которой это выгоревший цвет. Первоначально ситец был малинового оттенка с небольшими вкраплениями голубого, что сочеталось с камином из розового уральского мрамора и люстрой в форме корзины. Розовато-голубые блики подвесок на люстре перекликались с цветом ситца на стенах.

Через Ситцевую комнату проходим в Китайский кабинет хозяйки дома Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой , чей портрет кисти Джорджа Доу можно увидеть на правой стене от входа.

Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, кисти Джорджа Доу.

"Китайский кабинет"

Комната оформлена в модном тогда восточном стиле, но без каких-то определенных привязок к Китаю, Индии или странам Востока вообще. Дубовые панели, высокие стрельчатые окна и двери, ведущие на южную террасу, к морю, неожиданно, но удачно сочетаются с расшитыми шелком и бисером рисовыми циновками на стенах и деревянными резными деталями в интерьере.

Потолок в комнате не деревянный, как может показаться, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.

В углу между окнами расположился ценнейший предмет мебели, это небольшой угловой шкафчик.

Он сделан в форме панциря черепахи в стиле Буль, украшенный бронзой, но особо в нем ценно то, что этоподарок императрицы Александры Федоровны,жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимствовладельцам дома в Алупке.

И немного лирических отступлений. Со школьной скамьи многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был увлечен женой новороссийского генерала-губернатора. Считается, что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил стихи "Сожжённое письмо", "Ненастный день потух…", "Желание славы", "Талисман", "Храни меня, мой талисман…".

Ходили слухи, что именно Пушкин был отцом одной из дочерей Елизаветы Ксаверьевны. Однако у исследователей биографии поэта есть основания предполагать и то, что Пушкин был лишь прикрытием для романа Елизаветы Ксаверьевны с её родственником и другом Пушкина Александром Раевским. В любом случае, можно сказать спасибо Михаилу Семёновичу Воронцову, который "поспособствовал" смене южной ссылки поэта на ссылку в Михайловское. Потому что именно там Александр Сергеевич написал не только роман "Евгений Онегин", но и другие свои поэтические произведения, ставшие гордостью русской литературы. И кстати, те же исследователи утверждают, что у самого Воронцова была внебрачная дочь с лучшей подругой его жены Ольгой Станиславовной Нарышкиной. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета.

«Парадная столовая»

«Парадная столовая» - самый величественный зал Воронцовского дворца.

Площадь столовой около 150 кв.м., высота потолка 8 м. При Воронцовых её освещали десятки канделябров и люстр. Огромный стол, состоящий из четырех сдвинутых частей с полированными столешницами красного дерева, возвышается на тумбах со звериными лапами и занимает значительную часть комнаты. У окна установлен массивный сервант на таких же львиных лапах, как и столы, а под сервантом - ванна в египетском стиле для охлаждения вина, которую наполняли колотым льдом.

В центре северной стены парадной столовой между каминами расположен фонтан, ниша которого украшена майоликовым панно с изображением фантастических птиц и драконов. Над фонтаном - резной деревянный балкон для музыкантов.

"Кухня"

"Голубая гостиная"

Гостиная поделена на южную и северную части выдвижными деревянными занавесами, которые в сложенном виде почти незаметны. В южной части располагался "зрительный зал", где разместился мебельный гарнитур, перевезенный в Алупку в конце XIX века из Одесского дворца. Интерьер дополняют резной камин из белого каррарского мрамора и огромные вазы - кратеры, расписанные в голубых тонах.

Для проведения музыкальных вечеров и театральных постановок в северной части Голубой гостиной установлен рояль. В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. В 1898 году в Воронцовском дворце под аккомпанемент Сергея Рахманинова пел Федор Шаляпин.

"Бильярдная"

Здесь много дерева: панели, потолок, паркетный пол.

Диваны и стулья обиты дорогим атласным сатином оливкового цвета. На стенах много картин. Особенно ценились тогда полотна живописцев Голландии, Фландрии, Италии 16-18 вв.

Из Голубой гостиной гости Воронцовых выходили в Зимний сад. В XIX веке почти в каждом европейском дворце был свой зимний сад, который использовался для чтения и отдыха.

"Зимний сад"

У застекленной стены, состоящей из огромных французских окон, расположен ряд мраморных бюстов, среди которых скульптурные портреты представителей семейства Воронцовых - Семёна Романовича Воронцова, самого Михаила Семеновича и его жены Елизаветы Ксарьевны. По соседству с ними мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха. Говорят, за излишнюю реалистичность её изображения в камне стареющая императрица не только не заплатила за работу, но и выслала скульптора из России в течение суток.

Зимний сад служит переходом из центрального корпуса в столовый. Первоначально это была лоджия, которую впоследствии застеклили, сконструировав сверху большой фонарь для лучшей освещенности. Стены зимнего сада оплетает фикус-репенс. Фонтан и мраморные скульптуры стоят в окружении араукарий, саговника, финиковых пальм и монстеры.

https://www.youtube.com/embed/u7-r7cK5dUE

"Воронцовский парк"

Работа по созданию парка, начатая даже несколько раньше, чем строительство дворца, в 1820 году, была поручена главному садовнику Южного берега Крыма Карлу Антоновичу Кебаху. При закладке парка учитывалось обилие горных источников, которые использовались для создания искусственных озер, многочисленных каскадов и небольших водопадов. В этой части парка беспрестанно слышится журчание воды.

Большинство дорожек Верхнего парка ведет к озерам и Большому Хаосу - огромному каменному завалу естественного происхождения.

Самое большое из озер парка - Лебединое. Садовник намеренно придал ему неправильную форму, чтобы создать иллюзию его природного, а не искусственного происхождения. При Воронцовых дно озера было усыпано полудрагоценными "коктебельскими камешками" - яшмой, сердоликами, халцедонами, которые в изобилии встречались в Коктебеле.

Рядом с Лебединым озером - Форелевый пруд и ещё дальше - Зеркальный. На Зеркальном пруду вода кажется неподвижной, отчего деревья и небо отражаются на его глади как в зеркале.

К востоку от озер в пейзажной части парка расположены четыре живописные поляны - Платановая, Солнечная, Контрастная, где посреди газона возвышаются кедр гималайский и тис ягодный, и Каштановая.

Выше прудов по дорожке сквозь Зал гротов, между искусно размещенными обломками скал, путь идет к Большому и Малому Хаосу. Миллионы лет назад застывшая магма в результате землетрясений и оползней превратилась в россыпь огромных обломков. Создатели парка оставили нетронутыми каменные глыбы, лишь убрали мелкие осколки и засадили верх соснами. Так получился знаменитый "алупкинский хаос".

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, также известный как Воронцовский дворец, был построен в период 1828-1848 гг. по проекту английского архитектора Эдварда Блора как крымская резиденция графа Михаила Семеновича Воронцова. При его создании использовался местный ландшафт, а главная черта дворца - это смесь нескольких диаметрально противоположных архитектурных стилей.

Вход на территорию дворца больше напоминает замок европейского средневековья.

Дворец выстроен из особо твердого камня долерита, природные запасы которого находились на месте будущего сооружения. Это застывшая магма, который раньше назывался диабаз. Для долерита характерны высокая твёрдость 6-7 единиц по шкале Мооса . Это значит, что данный материал настолько тверд, что используется для мощения дорог, а поддается обработке только алмазом.

Еще удивительнее это звучит, когда узнаешь, что строили дворец оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний, работая вручную самыми примитивными инструментами.

Этот узкий коридор между двух похожих на крепостные стены называется Шуваловский проезд. Графы Шуваловы приходились родственниками Воронцовых. И где-то здесь располагались апартаменты Софьи - дочери Михаила Семеновича.

Через проезд попадаем во внутренний двор. Здесь применена фактурная обработка стен «рваным» камнем. Музейные экспозиции мы не осматривали, ограничившись наружным осмотром.

Северный фасад дворца. Тут уже видны черты не средневековой крепости, а загородного английского дворца 16 века, для которого типичны большие оконные проемы и высокие дымовые трубы.

Западная же часть дворца выполнена в неоготическом стиле.

При Воронцовском дворце находится парк, заложенный около 200 лет назад, который насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Для его создания был специально приглашен известный немецкий садовод-архитектор Карл Кебах.

На особо интересных и редких экземплярах установлены таблички с названием, родиной и примерным возрастом. Например, это платан восточный с западного средиземноморья возрастом 190 лет.

Парковый ансамбль состоит из верхнего и нижнего парков. Верхний парк представляет собой массивы природного диабаза, его еще называют «алупкинский хаос». Через все эти камни и растения гармонично проложены тропинки.

Через парк подходим к восточному фасаду.

На южной террасе к фасаду ведет широченная лестница из того же диорита, по бокам которой стоят скульптуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Бонанни. Сам южный фасад выполнен в арабском стиле и с восточной пышностью. Это самое красивое место дворца.

Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса. На фреске ниши шестикратно повторенная надпись с изречением из Корана: «И нет бога, кроме Аллаха».

Дворец расположен прямо у подножия горы Ай-Петри, на неё мы также поднимемся, но немного позже.

А какой вид открывается на море от южного фасада...

Местность в районе Алупки богата водой, что позволило создать в Воронцовском парке более десятка разнообразных фонтанов. Большинство из них спроектировано В. Гунтом.

Нижний парк тоже разнообразен и начинается пологим рельефом. Он окаймляет Воронцовский дворец и оформлен в классическом парковом стиле.

А справа находится большой розарий.

Воронцовский дворец после революции был национализирован, оставшееся имущество дополнено коллекциями из других южнобережных дворцов, и в 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей.

В годы Отечественной войны Крым был оккупирован немецкими фашистами. При отступлении немцы хотели взорвать дворец, но взрыв осуществить не удалось, этому помешали музейные работники.

В феврале 1945 года, в период Крымской конференции, Алупкинский дворец был предоставлен английской делегации во главе с У. Черчиллем, который даже хотел купить его.

С 1945 по 1955 здесь была госдача, именуемая в документах «спец.объект №3».

Как музей дворец был вновь открыт для посетителей уже в 1956 году.

Воронцовский дворец в Алупке - это потрясающий по красоте дворец, окруженный очаровательным парком, находящийся у подножия горы Ай Петри. На южном берегу Крыма огромное количество достопримечательностей, но в Алупке всегда полно туристических групп. Что-то есть особое и притягательное в этом месте. Утопающий в зелени английский замок графа Воронцова в Крыму никого не оставляет равнодушным, и заставляет снова и снова возвращаться туда.

Дворец в Алупке - это бывшая дача, летняя резиденция видного политического деятеля 19-го века, бывшего губернатора Новороссии Михаила Воронцова. Любовь российского политика ко всему английскому была понятна - отцом графа Воронцова был посол Российской империи в Англии, поэтому все детство Михаила прошло в Лондоне. После национализации бывшая резиденция стала музеем.

На экскурсиях в крымском Воронцовском дворце я была дважды: первый раз в апреле, второй раз в августе. В каждое время года дворец и территория, которая к нему прилегает, выглядели восхитительно. Для посещения дворца лучше всего выбирать апрель или сентябрь, в сезон же здесь не протолкнуться.

Для того, чтобы подойти к главному входу во дворец, нужно пройти по узкому коридору дворцовых стен (Шуваловский проезд). Летом здесь довольно прохладно, так как почти всегда здесь лежит тень. Когда приезжаешь сюда впервые, не ожидаешь увидеть в Крыму настоящий английский замок. Проходя же по узкому суровому проходу, сердце замирает в ожидании чего-то необычного. И совсем скоро любопытство воздастся с лихвой.

После того, как путь через коридор из мощных стен пройден, туристы попадают на небольшую площадь перед дворцом. Перед взором возникает замок, построенный в английском стиле, причем тем же архитектором Эдвардом Блэром, который был автором Букингемского дворца в Лондоне.


Первое, на что обращаешь внимание - это необычный материал стен замка и стен. Позже, со слов экскурсовода мы узнали, что это очень твердый и редкий камень вулканического происхождения- диабаз. Дворец строили более 6 тысяч крепостных крестьян Воронцова, а также умельцы-каменщики специально привезенные из Московской и Владимирской областей. Для создания необычной поверхности каждый камень обрабатывался вручную! Работа надо сказать искусная и очень кропотливая. Воронцов строил этот замок на свои собственные деньги, для себя, на совесть.

Во дворе мы ждали пока сформируется экскурсионная группа и, посмотрев вверх, увидели осветленные солнечными лучами зубцы Ай-Петри - своеобразные остроконечные скалы, расположенные у самой вершины горы. Это один из лучших пейзажей Крыма!


На экскурсию в Воронцовский дворец можно попасть свободно, проводятся они ежедневно. Каждую группу сопровождает экскурсовод, экскурсия проходит на русском языке. Слушать экскурсовода было очень интересно, из её уст услышали много любопытной информации об истории дворца.

Через несколько минут мы переступили порог и ощутили себя как будто в старинном английском замке. Дворец имеет множество архитектурных особенностей: с одной стороны (северной) здание напоминает английский замок, а с южного фасада - мавританскую мечеть. Кроме того, замок настолько искусно вписан в горный ландшафт, что создается впечатление, будто создала и расположила его здесь сама природа.

В замке насчитывается более 150 комнат, но для экскурсии открыты около 9 парадных покоев.


Этот дворец принадлежал трем поколениям Воронцовых, поэтому элементы интерьера немного менялись, ведь каждый хозяин хотел внести что-то своё, современное.

В начале мы попали в парадную столовую. Особое внимание привлекла небольшая чаша, которая чем-то напоминала миниатюрный фонтан. Как оказалось, эта чаша служила для охлаждения напитков.

Каждая комната Воронцовского дворца имеет свой уникальный стиль и колорит. Очень приятно было находиться в голубой комнате, она понравилась мне больше всего. Здесь стены голубого цвета, на них присутствуют цветы из лепки и мебель золотистого цвета.


Очень интересна столовая, оформленная в английском стиле.

В кабинете

Посетив несколько других комнат, мы вышли в зимний сад, где увидели разнообразие видов тропических растений и изящные статуэтки.


Зимний сад


Из зимнего сада ведет выход на террасу, откуда открывается вид на море. Когда мы пожаловали туда, то увидели красивый закат солнца, который на фоне морского горизонта выглядел очень романтично.


Вид на море с террасы Алупкинского дворца


По пути к морю есть лестница, по обе стороны которой установлены скульптуры львов из каррарского мрамора работы итальянского мастера. Здесь также есть особенности. На самом верху террассы, расположены львы бодрствующие, в самом низу террасы -фигуры спящих львов.


Львы, терраса Дворца в Алупке

Спящие львы, Алупка

Окружает Воронцовский дворец великолепный парк со множеством необычных растений из субтропиков и не только. Пройтись по нему в летнее время года, когда все цветет и радует глаз - одно удовольствие.

Алупкинский парк делится на две части: Верхний и Нижний. Верхняя часть парка является более "дикой", в то время как нижняя часть - ухоженный классический парк в английском стиле.

В парке можно увидеть копию Бахчисарайского фонтана.


Копия Бахчисарайского фонтана


В "дикой" части парка прячутся многочисленные водопады, озера, лебед, деревья необычной формы.



В Алупкинском парке есть и свои достопримечательности, например "Большой" и "Малый хаос". - огромное нагромождение камней породы диабаз.


Большой хаос

Лебединое озеро в Алупкинском парке.


Рекомендую после экскурсии погулять по этому саду, отдохнуть в тени от летнего зноя и, конечно, сделать немало красивых фотографий. Этот парк называют еще Алупкинским парком, в нём можно увидеть порядка 200 видов самых разных растений: экзотические растения, различные кустарники, акклиматизированные растения из других континентов.


Вид из Воронцовского парка


Воронцовский парк

Ландшафт парка представлен в виде амфитеатра, внизу которого есть выставочный парковый павильон "Чайный домик". Побывать в нём нам не удалось, поскольку он был закрыт на реставрацию.

Цены на посещение Дворца

Стоимость взрослого билета составляет 70 гривень (8,75 доллара), для детей - 35 гривень (4,38 доллара), фотосьемка - 10 гривень (1,25 доллара).

Как добраться до Воронцовского дворца

Посетить Воронцовский дворец можно, добравшись в Алупку по следующему адресу: ул. Дворцовое шоссе, 10. На автомобиле сюда можно попасть по Южнобережному шоссе, эта трасса проходит вдоль моря через весь Южный берег Крыма. Если ехать по этой трассе в Воронцовский дворец со стороны Севастополя, то будет поворот направо в Алупку, а если со стороны Ялты, то налево.

Из Ялты с автовокзала можно доехать следующими автобусными маршрутами: 27, 26, 107, 42.

Из Севастополя идут попутные автобусы: "Севастополь - Мисхор", "Севастополь - Ялта".

Из Симфорополя: автобусы "Симферополь - Симеиз", "Симферополь- Кастрополь".

Все статьи по направлению Крым

Гостиницы Крыма: отзывы, бронирование

Гостиницы Ялты

Отели Алупка

Наличие у кого-то огромного состояния всегда вызывает вопросы. Но все же были и будут люди, что большие деньги (разными путями полученные) умеют тратить не только на ублажение себя, незаменимых. Да, представители богатейших русских дворянских родов были крепостниками. Но они же были покровителями искусств и наук, и оставили потомкам оплаченные их миллионами шедевры архитектуры. Такие, как Воронцовский дворец в Крыму.

Где находится Воронцовский дворец на карте

Взглянув на карте Крыма, становится понятно, что дворцово-парковый ансамбль располагается на территории Большой Ялты, в небольшом, но колоритном поселке Алупка, из-за чего дворец часто называют, как Алупкинский. Территориальное местоположение его – центр курортного селения, на берегу Черного моря.

История Алупкинского дворца

Крым и Англия

Род графов Воронцовых известен в российской истории. Его представители занимали важнейшие государственные посты. Семейство было также одним из богатейших в стране и могло себе позволить реализовывать любые, самые невероятные свои фантазии.

Представитель этого рода, М.С. Воронцов, был храбрым офицером, участником войны 1812 года. Еще он был родным племянником знаменитой Екатерины Воронцовой-Дашковой, что уже означало, что воспитание и образование у него были хорошими. Более других графу нравилась английская традиция – таких, как он, в XIX веке называли англоманами.

В середине 20-х годов XIX века этот дворянин получил назначение в Крым – губернатором Новороссии и Бессарабии. Вступив в должность, губернатор присмотрел себе неплохое имение недалеко от – у небольшой татарской деревеньки Алупка. В 1828 г. там начали строить по его заказу резиденцию – настоящий дворец с размахом.

Как англоман, Михаил Семенович Воронцов желал видеть в своем жилище черты английской архитектуры. Поэтому он отверг первоначальный проект Э. Боффо и Т. Харрисона в классическом стиле и обратился к Э. Блору, архитектору Вальтера Скотта и британской королевской семьи. Уж конечно мастер, доводивший до ума Букингемский дворец, годился и для русского графа.

Блор никогда не был в Крыму. Но он получил от заказчика исчерпывающие данные по местности, а также материалы своих предшественников. И совершил чудо – спроектировал здание-шедевр, в котором естественно соединились несколько эпох истории Англии с восточным колоритом.

Невероятное строительство

Дальше все стало еще чудесней. Основным строительным камнем для реализации идеи великого англичанина стал крымский диабаз – порода прочная даже слишком. Она весьма трудно поддается обработке. В условиях же Российской империи 1830 г. (как раз тогда начались непосредственные строительные работы) не предполагали механизации труда.

Основной рабочей силой на строительстве стали оброчные крестьяне из многочисленных имений владельца (в основном из-под Москвы и Владимира). Люди Воронцова старались отобрать для работ максимальное количество людей со специальностями – каменотесов и камнерезов. Ориентировались по факту участия кандидатов в строительстве и украшении богатых каменных церквей. Эти мастера работали в Крыму со сверхтвердым материалом фактически голыми руками – обрабатывали камень топорами и зубилами! Неудивительно, что времени на стройку потребовалось немало.

Однако проект Блора имел одно преимущество – дворец представлял собой как бы комплекс из строений разного стиля. Вот и строили его по частям, а не весь разом. В 1830-1831 гг. возводили столовый корпус. В 1831-1837 гг. к нему добавили центральный корпус. В 1838-1844 гг. строили все башни, восточные флигели, гостевое крыло, оформляли парадный двор. Одновременно в 1841-1842 гг. рядом со столовой сооружалась бильярдная. Позже всего была закончена библиотека – в 1846 г.

При этом отдельные элементы постройки демонстрировали разные этапы развития английской архитектуры. «Линия времени» пролегала с запада на восток: чем западнее располагался элемент, тем более древний стиль он представлял.

Затем губернатор начал обустраивать возле дворца парк, предосудительно задействовав для земляных работ солдат. В 1848 г. дворцовый ансамбль был дополнен еще террасой и лестницей, украшенными скульптурами львов. Но этого М.С. Воронцов уже не видел – в 1844 г. он был назначен служить на Кавказ.

Дворянское гнездо

Далее все дело чуть не погибло и все потому, что старший сын М.С. Воронцова не потрудился обеспечить его внуками. С.М. Воронцов, сын губернатора, жил во дворце со своей супругой и понемногу занимался завершением строительства и отделкой своего владения. Однако он умер, не обзаведясь наследниками. А его вдова жить в Крыму не пожелала и укатила за границу, прихватив с собой из крымского имения немало художественных ценностей.

Из-за этого дворец чуть было не пришел в запустение, ведь в нем долгое время никто не жил. Но потом имение досталось родственникам губернатора по линии Воронцовых-Дашковых и Шуваловых. Эти дворяне оказались людьми предприимчивыми – настроили на территории имения дач для сдачи в аренду. Это случилось в 1904 г. Но в 1917-м грянула революция, разорившая старинные дворянские гнезда.

С установлением советской власти в Крыму имение было национализировано. А уже 22 февраля 1921 года телеграф передал на полуостров личное распоряжение Ленина: принять все возможные меры к сохранению ценностей из дворцов крымской знати. И распоряжение было выполнено. Уже в середине того же 1921 г. дворец был открыт для посещения как музей.

Спасенная ценность

Надо отметить, что Воронцовский дворец в Крыму отлично сохранился, и выглядит сегодня почти так же, как во времена последних владельцев-графов. Но далось ему это нелегко.

После вторжения в 1941 году на территорию Крыма гитлеровцы беззастенчиво грабили местные . Они везли в Германию все, что не было приколочено, а что было – ломали и тоже увозили. Эвакуировать большинство крымских музеев советское командование не успело, а Воронцовский дворец входил в их число. Завоеватели вывезли оттуда массу ценных вещей и грозили уничтожением здания.

Но дворец устоял, и значительная часть его коллекций тоже сохранилась. Это стало возможным благодаря самоотверженности научного сотрудника С.Г. Щеколдина. Гитлеровцы назначили его директором музея, что означало, что он должен был передавать им наиболее ценные из экспонатов. Но Щеколдин прятал часть коллекций, снабжал оккупантов недостоверной информацией, а также помешал взрыву здания во время отступления фашистов.

Именно Степан Григорьевич составил полную опись вывезенных экспонатов на совершенно дикую по тем временам сумму в 5 млн. рублей (благодаря чему часть из них позже удалось разыскать и вернуть).

Самая скверная деталь всей этой истории состоит в том, что защитник музейных коллекций потом еще и отсидел несколько лет «за коллаборационизм». Правда, Щеколдину еще повезло – из мест заключения он вышел относительно быстро, относительно здоровым и потом еще долго занимался любимым делом, разыскивая пропавшие из музея ценности (умер он в 2002 г., на 98-м году жизни).

В 1945 г. Воронцовский дворец был в настолько хорошем состоянии, что его использовали для размещения участников . Английская архитектура предопределила выбор постояльца для имения – им стал британский премьер сэр Уинстон Черчилль.

Здесь прошла первая встреча лидеров Антигитлеровской коалиции в рамках конференции (далее все мероприятия удобства ради перенесли в ). Далее несколько лет замок использовался в качестве ведомственной дачи для сотрудников НКВД, а в 1955 г. снова стал музеем, каковым и является по сегодняшний день.

Архитектура и убранство дворца

Смешение стилей и народов

Как уже было сказано, в общем архитектура Воронцовского дворца представляет английский стиль. Причем это как бы история туманного Альбиона в миниатюре, так как строение объединяет в себе черты разных эпох – от Вильгельма Завоевателя до династии Тюдоров.

Но в веке в Англии (и в других странах Европы тоже) в связи с расширением колониальной экспансии возникла мода на Восток. Псевдоиндийские и псевдоегипетские элементы появлялись в литературе, одежде, интерьере; архитектура их тоже не миновала. И в здании Воронцовского дворца Э. Блор непостижимым образом сумел гармонично объединить современные ему представления о Востоке с традициями средневековой Англии.

Западный фасад дворца представляет собой настоящий замок средневекового барона-разбойника (видать, сказалась на королевском архитекторе работа на В. Скотта!). Это – прекрасный пример умелого использования неоготического стиля. Почти ту же эпоху представляет так называемый шуваловский проезд – подъездная дорожка, напоминающая скорей крепостную галерею. Во внутреннем дворе применена отделка неровным «рваным» камнем, что тоже наводит на мысли о средневековье.

Северный фасад демонстрирует уже совсем другой стиль и другой временной промежуток. Это начало нового времени, тюдоровский XVI век – прямые линии, большие высокие окна и дымовые трубы.

Южный фасад умудряется составлять гармоничное целое с прочими частями дворца и при этом представлять мавританский стиль – с приличествующей Востоку пышностью. Особенно интересна арка, в которой архитектор как-то сумел объединить мотивы розы Тюдоров и восточного лотоса, а также добавил изречение из Корана, не боясь навредить этим английской идее всего строения. Э. Блор сумел добавить мавританские нотки и старой Англии – так, чисто английский облик северного фасада венчают шатрообразные кровельные элементы, а длинные трубы сделаны похожими на восточные минареты.

Хотя дворец фактически состоит из 5 зданий, все они удачно увязаны в ансамбль и воспринимаются как единое целое. Мало того – архитектор, никогда не видевший Крыма, сумел удачно вписать свое творение в пейзаж. Он учел не только технически важные особенности местности, но и его эстетику (по переданным ему зарисовкам). В результате силуэт дворца как бы повторяет абрис плато , на фоне которого он расположен.

Дача с комфортом

В представлении губернатора Воронцова и его наследников дворец в Крыму был не официальной резиденцией, где следует демонстрировать парадное светское гостеприимство, а чем-то вроде дачи. Здесь должна была проводить лето семья, а также навещать владельцев родственники и близкие друзья. Тем не менее, граф вбухал в строительство 9 млн. рублей (дикие деньги по меркам XIX века!), а его наследники еще дополнительно вложились в обустройство интерьера.

Дворец внутри сохранился очень хорошо, так что можно убедиться – даже на даче представители семейства Воронцовых предпочитали жить и красиво, и комфортно. Всего в этом «летнем домике» 150 комнат, расположенных с английской строгостью – двери в двери. Еще одна английская деталь – в каждом помещении имеется камин (хотя в Крыму он не столь необходим, как в Англии).

Каждое помещение во дворце отделано в собственном стиле и имеет имя собственное. Здесь есть Голубая гостиная, Ситцевая комната, Китайский кабинет и тому подобные тематические помещения. Большая дворцовая гостиная как бы копирует главный зал феодального замка – там царят темные цвета, сплошной дуб и фамильная живопись.

Голубая гостиная не только выдержана в этом цвете, но и отделана необычной лепниной, изображающей 3 тыс. рельефных цветочков, каждый из которых не похож на другие. Ситец во времена графа Воронцова считался модным и довольно дорогим материалом, да и сейчас его успешно используют в интерьерах. А стены Китайского кабинета украшают инкрустации из рисовой соломки (и они неплохо сохранились).

Есть во дворце и оранжерея, именуемая в традициях того времени зимним садом. По аналогии с летним садом Петербурга, она украшена прекрасными статуями.

Владельцы-графы заботились не только о красоте, но и о практичности своего жилища. В Воронцовском дворце был проведен один из первых в внутренних водопроводов (с бесперебойной подачей горячей воды!) и устроена нормальная по современным представлениям канализация. В 1914 г. тут перешли на электрическое освещение.

Выполнялись все работы качественно, и это – не последняя причина отличной сохранности интерьеров. Художественные паркеты и стенные панели остались такими же, как во времена новороссийского губернатора. Сохранилось немало старинной мебели, утвари, украшающих безделушек. Сильнее всего пострадала художественная коллекция, так как гитлеровцы вывезли в Германию более 500 картин из . И лишь незначительную часть похищенного удалось разыскать и вернуть.

Фото внутри Воронцовского дворца

Звезда экрана

Благодаря своей отличной сохранности и приметной «внешности» Воронцовский дворец в Алупке пользуется неизменной популярностью у мастеров камеры. Его фото украшают всевозможные календари и рекламные плакаты, а внутренние помещения и прилегающая парковая территория стали местами съемок многих полюбившихся зрителям .

Самой знаменитой из снятых тут лент стали 1961 года. В этом популярнейшем фильме Воронцовский дворец «играл» богатый особняк семьи Греев. 30 лет спустя его «переквалифицировали» в интерьер усадьбы американского миллионера при съемках (вид имения Френсиса Моргана снаружи сняли ).

Комплекс также появляется в «Небесных ласточках», «Гамлете», «Десяти негритятах», «Обыкновенном чуде» (не самом известном варианте от М. Захарова, а более раннем, от Э. Гарина). Из более «новаторских» лент дворцу пришлось поучаствовать в создании «Ассы» и украинской ленты «Сафо» (на любителя, но в свое время кино это шуму наделало).

Перечислить полностью всю фильмографию Воронцовского дворца довольно сложно – кинематографисты использовали его часто. Причина, среди прочего, кроется в его архитектурном многообразии – правильно выбрав ракурс, тут можно было снимать буквально что угодно.

Воронцовский дворец – посещение и экскурсии

Несмотря на исключительно музейный статус комплекса, нельзя сказать, что посетить Воронцовский дворец так уж легко. Причина – не в желании спрятать что-то от туристов, а в необходимости соблюдать довольно жесткий охранный режим.

Бесплатно и полностью самостоятельно осмотреть дворец получится только снаружи. Вход в бесплатный. В Алупке многие отдыхающие через него на ходят, совмещая две приятности разом. Отзывы многих туристов утверждают, что и внешнего осмотра хватает для получения сильного впечатления.

Внутренние помещения посещают за деньги и с экскурсоводом. Но тут есть своя сложность: Воронцовский дворец – фактически не один музей, а несколько. В нем постоянно организовываются временные выставки самого разнообразного содержания. Соответственно, и программ экскурсий много, и расписание работы разных отделом может различаться.

Опытные туристы рекомендуют перед поездкой на экскурсию справиться по телефону о расписании работы (оно может меняться и для постоянно действующих экспозиций, особенно в зависимости от сезона), наличии временных выставок и действующих льготах.

Получить информацию можно также на официальных сайтах. Еще проще – записаться на экскурсию через бюро (Воронцовский дворец – обязательный элемент маршрута «Парки и », одного из самых востребованных в турбюро по всему полуострову), там все в курсе особенностей работы посещаемых объектов.

Данные о стоимости экскурсии во дворце занимают не одну страницу, ибо турист может выбрать посещение только одной какой-то экспозиции, нескольких из них или обзорную экскурсию по всему комплексу. Диапазон цен при этом может различаться в разы.

Кстати о ценах – их не назовешь низкими, но и затраты на поддержание в надлежащем состоянии такого большого и дорогого комплекса велики. Кроме того, в Воронцовском дворце действует сложная система льгот по оплате и прав на бесплатное посещение (в частности, и молодежи до 16 лет).

Но льготники должны помнить, что свою скидку или бесплатный билет они получат только при наличии оригинала документа, подтверждающего их статус (например, свидетельства о рождении или наградного удостоверения). Некоторые категории льготников обязаны оплачивать сбор на экскурсионное обслуживание, но вот его-то высоким не назовешь.

Основу экспозиции составляют несколько главных дворцовых залов, посещение которых позволяет ознакомиться с историей русского дворянства, и конкретно рода Воронцовых и его выдающихся представителей. Там же выставлены многие оригинальные вещи, принадлежавшие владельцам имения и их родственникам.

Отдельная экспозиция в одном из флигелей рассказывает о родственниках Воронцовых – роде графов Шуваловых. В музее можно получить информацию и о людях, не столь влиятельных, как графы-мультимиллионеры. В частности, в Хозяйственном флигеле оформлены помещения дворцовой кухни (с оригинальной столовой посудой и всем поварским оборудованием) и квартира графского дворецкого.

Среди постоянных экспозиций присутствует также коллекция авангардной живописи, собрание художественного фарфора и фаянса (русского и зарубежного производства), и художественных произведений с изображением цветов. Временные выставки сменяют друг друга, в результате чего во дворце появляются и неожиданные вещи, вроде коллекции вееров.

Музей технически продвинутый. Тут широко используются такие технические новинки, как аудиогиды на разных языках и виртуальные выставки.

Вести сюда детей дошкольного возраста не стоит – долгая может показаться им утомительной и скучной (хотя такие посещения не запрещены, и за дошкольников вовсе не надо платить). А вот школьникам среднего возраста посещение дворца даже очень рекомендовано – и вкус лучше будет, и уровень знаний по истории повысится.

Алупкинский дворец, шедевр архитектуры романтизма, строили почти 20 лет, с 1828 по 1848 год, по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, аристократа и англомана графа Михаила Семеновича Воронцова. Граф самолично выбрал место для своей крымской резиденции на живописном каменном мысу у подножья горы Ай-Петри в малоизвестном татарском селе Алупка. Органично вписать здание дворца в окружающий ландшафт удалось англичанину Эдварду Блору - автору замка Вальтера Скотта в Шотландии, придворному архитектору британской короны. В архитектуре Воронцовского дворца Блор соединил разные стили - английский, неомавританский и готику, отдав должное светской моде того времени на романы Вальтера Скотта и восточные сказки.

История создания

Первоначально возводить резиденцию был назначен знаменитый итальянский архитектор Франческо Боффо, уже построивший графу дворец в Одессе. Помогать ему должен был англичанин Томас Харрисон, инженер, приверженец неоклассики. Начались работы, и к 1828 году фундамент, который для сейсмоустойчивости залили свинцом, а также первая кладка портальной ниши центрального корпуса были готовы. Но в 1829 году умер Харрисон, а два года спустя граф решил приостановить строительство дворца, по всей видимости отказавшись от идеи возведения резиденции в стиле неоклассики.

Воронцов обращается к англичанину Эдварду Блору, блистательному историку архитектуры, графику и модному у себя на родине архитектору. Скорее всего, Воронцову его отрекомендовал граф Пембрук. Новых чертежей пришлось ждать почти год. Но результат Михаилу Семеновичу понравился, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов. Блор блистательно решил задачу в исторической перспективе: архитектура дворца демонстрирует развитие средневековой европейской и мавританской архитектуры, начиная от форм раннего Средневековья и кончая XVI веком. Здание дворца развернуто таким образом, что повторяет собой очертания виднеющихся гор. Удивительно, что сам архитектор, так точно вписавший здание в окружающую природу, ни разу не побывал в Крыму, а использовал лишь многочисленные пейзажные наброски и рисунки рельефа, которые были высланы ему в Англию.

Получившийся замок, вполне мог служить иллюстрацией к историческим романам: пять корпусов, укрепленных оборонительными башнями, различными по форме и высоте, объединены между собой множеством открытых и закрытых переходов, лестниц и двориков.

Строительство велось из местного камня зеленовато-серого цвета - диабаза, по прочности не уступающего базальту, который брался из естественных россыпей в Алупке. При его обработке требовались немалые усилия, так как сложные по рисунку украшения экстерьера дома мог испортить один неверный удар долотом. Поэтому для сложнейших каменотесных работ пригласили российских камнерезов, строивших белокаменные храмы в Центральной России.

Основное декоративное украшение Воронцовского дворца - мотив пологой стрельчатой килевидной арки - неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и в декоративном убранстве портала южного входа, выполненного в мавританском стиле дворца Альгамбра.

В оформлении обращенного к морю южного входа переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, которые завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха», так же как это написано в гранадской Альгамбре.

Перед фасадом располагается Львиная терраса и монументальная лестница белого каррарского мрамора работы итальянского скульптора Джованни Бонанни. С обеих сторон ступеней расположены три пары львов: левый снизу - спящий, правый снизу - пробуждающийся, выше - пара бодрствующих, и третья пара - рычащие.

Задний фасад дворца и его западная часть, вариация на тему тюдоровской Англии XVI - начала XVII века, напоминают суровые замки английских аристократов.

Кстати, этот дворец был один из первых в России, который оборудовали водопроводом с горячей водой и канализацией.

Расходы на строительство дворцового комплекса составили около 9 миллионов рублей серебром - астрономическая по тем временам сумма. Но граф Воронцов мог себе это позволить, так как после женитьбы в 1819 году на Елизавете Ксаверьевне Браницкой он удвоил свое состояние и стал богатейшим помещиком Российской империи. Елизавета Ксаверьевна, та самая, в которую, по одной из версий, в одесской ссылке влюбился Александр Пушкин, лично следила за созданием интерьеров здания, заботилась о художественном оформлении парка и нередко оплачивала работы.

Обитатели дворца

Долго пожить в Алупкинском дворце Михаилу Семеновичу не удалось. Последовало очередное назначение - на этот раз на Кавказ. Зато в Алупке в конце 1840-х годов поселилась с детьми его дочь, графиня Софья Михайловна. Затем, после смерти князя Воронцова (он получил княжеский титул в 1845 году), дворец по праву майората перешел к его единственному сыну - Семену Михайловичу. В 1882 году его вдова, Мария Васильевна Воронцова, уехала за границу и вывезла из дворца многие ценности. Детей у нее не было, дворец оказался брошенным, и к концу XIX века здание, парк и хозяйство пришли в полный упадок.

В 1904 году у замка появились новые хозяева - родственники по линии Воронцовых-Дашковых. Жена наместника царя на Кавказе графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урожденная графиня Шувалова, энергично взялась за дело. Она сдала земли под санатории и пансионы и построила на территории имения более 120 дач.

После революции и установления власти Советов в Крыму земли Воронцовых-Дашковых были национализированы. А 22 февраля 1921 года в Крым пришла телеграмма Ленина: «Примите решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин, фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава...»

В начале 20-х годов на Южном берегу Крыма, в ряде крупнейших дворянских усадеб были созданы музеи, среди них и Алупкинский музей. Коллекция музея серьезно пострадала во время Великой Отечественной войны: многое было вывезено оккупантами, в том числе 537 произведений живописи и графики. Лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.

В феврале 1945 года на время Крымской (Ялтинской) конференции Алупкинский дворец стал резиденцией английской делегации. В Парадной столовой дворца состоялись встречи глав союзных держав - Сталина, Черчилля и Рузвельта.

Позже дворец стал госдачей НКВД. В 1952 году там разместили санаторий, и лишь в 1956 году по решению советского правительства здесь открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства. С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В его коллекции сегодня представлены произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, а также документы, старинные рисунки и литографии, знакомящие с историей строительства дворца.

Английский парк

Английский парк дворца - произведение немецкого садовода-ботаника Карла Кебаха, которого Воронцов пригласил в Крым в 1824 году, когда не было и проекта самого дворца. Он с рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая, впрочем, все с новейшими достижениями садово-паркового искусства. Со всего мира сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов. Посылки с семенами и саженцами приходили из Америки, Италии, Кавказа, Карелии, Китая и Японии. Рассказывали, что здесь одновременно цвело более двух тысяч сортов роз. Немецкий садовод настолько прославился в Крыму, что его стали приглашать помещики для создания или улучшения своих парков и садов по всему побережью.

Карл Кебах четко спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Прибрежное шоссе (Ялта - Симеиз) делит парк на Верхний и Нижний.

Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения с фонтанами, мраморными скульптурами, византийскими колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний создан по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма - более естественным и природным: в нем скалистые обломки, тенистые пруды и сохраненные участки крымского леса перемежаются с живописными полянами, уникальной системой озер, водопадов, каскадов и гротов. Кебах создавал Верхний парк как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.

Тщательно продуманная дренажная система и индивидуальный уход за растениями сделали свое дело - многие, даже очень редкие и прихотливые растения хорошо укоренились. Всего на территории парка к концу XIX века произрастало 250 видов деревьев и кустарников. Растения Воронцовского парка пользовались такой популярностью, что саженцы даже продавали на сторону, в другие сады и усадьбы.

Славу Воронцовского парка как шедевра ландшафтной архитектуры упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов... А парки, сады и виноградники, принадлежавшие графу Михаилу Воронцову и его родственникам - Нарышкиным и Потоцким, полностью изменили облик побережья от Алушты до Фороса.