Путешествие по нормандии самостоятельно на машине. Самостоятельное путешествие по нормандии на машине. Маршрут по восточной Франции

,
День 6 - ,
День 7 -
День 8 - , Мон Сен Мишель
День 9 -

Прилетели в Париж, арендовали автомобиль в аэропорту. Поехали на север и заехали в маленький городок Les Andelys, где посмотрели замок Шато-Гайар.

Утром поехали в Довиль и Трувиль, погуляли 4 часа.


После обеда вернулись в Онфлёр, пообедали и отдохнули. Ближе к вечеру поехали в Этрету, по пути пересекли мост Нормандия. Сразу за ним расположен пункт оплаты, там можно остановиться и подняться на смотровую площадку.


В Этрете гуляли до заката


Ночевка в Отфлёре.

День 3 - ,

Утром выехали в сторону Сен-Мало, по пути были запланированы несколько остановок. Сначала погуляли на пляже Омаха и посетили американское кладбище.


А затем заехали в одно малоизвестное место - мыс с видом на Мон Сен Мишель.


Ночевали две ночи в Сен-Мало.

Утром поехали в Динан


На обратном пути заехали в городской парк


Днем гуляли по городу, отдыхали на пляже и снимали таймлапсы прилива.


Ближе к вечеру поехали в Мон Сен Мишель, где погуляли снаружи аббатства.


День 5 - ,

Утром посмотрели восход с пирса в Сен Мало.


Поехали в направлении Saint Guirec, по пути заехали в Форт-ла-Латт и на мыс Фреель.


Приехали на пляж Saint Guirec, где у нас был забронирован отель на одну ночь. Погуляли немного около отеля.


День 6 - ,

Утром было туманно. Мы посмотрели главную достопримечательность региона - красные валуны на пляже Плуманак.


Далее поехали в направлении Нанта. Нант находится в регионе Земли Луары, но мы хотели посетить один из крупных городов в северной Франции и выбрали именно его. Как оказалось - не прогадали. По пути еще заехали в Ванн.


В Нанте поселились и погуляли по городу.


Ночевали две ночи в Нанте.

День 7 -

Утром посмотрели рассвет на набережной около отеля.


И затем весь день гуляли по городу.


День 8 - , Мон Сен Мишель

Утром посмотрели механического слона и покатались на карусели.


В Мон Сен Мишеле у нас был забронирован отель на территории аббатства. Поэтому заселились и пошли гулять вокруг стен, пока не начался прилив.


А вечером смотрели на нашу главную цель в северной Франции - высокий прилив в Мон Сен Мишеле.


Когда стемнело еще сходили на смотровую площадку на дамбе.


День 9 -

Общественный транспорт Нормандии развит достаточно хорошо, поэтому удобен и для туристических передвижений. Практически в каждом городе есть своя автобусная сеть, а в городах Кан, Гавр и Руан также функционирует трамвайная линия.

Автобусы в Нормандии

В городе Кан имеется 20 городских автобусных линий, которые позволяют быстро и удобно добраться в любую точку города. Время ожидания автобуса зависит от маршрута, но в среднем составляет примерно 15-30 мин. График работы автобусных линий различается, поэтому лучше уточнить его .

Также по городу в ночное время суток курсирует автобус NOCTIBUS. Он ходит каждые полчаса в четверг с 00:30 до 05:00 и каждый час в пятницу с часа ночи до 05:00. В субботу последнее отправление ночного автобуса 06:00.

Трамваи в Нормандии

Трамвайные линии Кана делятся на две ветви А и В, они охватывают практически все крупные объекты. Между станциями Коперника и Пуанкаре, линии А и В имеют одинаковый маршрут. Курсирует каждые 8 минут на линии А и В, и каждые 4 минуты на общей линии между станциями Пуанкаре и Коперника. Трамвай работает с 05:30 до 00:30 с понедельника по субботу и с 08:30 до 00:30 по воскресеньям. Маршруты можно посмотреть .

Одним из самых популярных видов общественного транспорта в Руане является трамвай. Сейчас в Руане поезда ходят по двум маршрутным линиям: Ligne Technopôle и Ligne Georges Braque. Первый поезд стартует в 04:30 утра, а последний в 23:00. Интервалы между поездами в будни составляют около 4 минут, достигая 10 минут в выходные.

Билеты на «метро» действительны те же, что и на другой общественный транспорт города. Билет на одну поездку позволяет ехать в течение одного часа на всех видах общественного транспорта, включая 6 пересадок.

Билеты

Билет на одну поездку составляет 1,35 € в городе Кан, 1,50 € в Руане, в остальных городах проезд обойдется примерно в 1,20 €, действителен в течение одного часа с первого прохода. Билет на неограниченное количество поездок, действительный 24 часа с момента первого прохода обойдется в 3,75 € в городе Кан, 4,40 € в Руане остальных городах проезд обойдется примерно в 3,40 €. Билет можно приобрести на трамвайных и автобусных остановках.

Нормандия – один из самых красивых и интересных регионов Франции. Здесь и удивительная природа, и средневековые города, и красивые деревни, казино и роскошь, сидр и кальвадос, да чего только в Нормандии вы не найдете. Проблема региона в том, что если вы хотите это всё увидеть, общественный транспорт не подходит – потратите много денег и увидите 2-3 города. Поэтому тут либо заказывать экскурсию (смотрите, кстати, предложения из Парижа по ), либо арендовать машину и ехать самому. О втором способе и расскажем. Так вы увидите больше и лучше.

Аренда машины во Франции

Аренда автомобиля во Франции – дело стандартное. Никаких особых премудростей нет. Мы подробно писали о процессе в отдельной статье , а . Посоветуем теперь только этот сайт , на котором можно без труда зарезервировать себе автомобиль.

В этой статье мы предлагаем вам неспешное путешествие по Нормандии примерно на одну неделю. При желании вы можете уложиться и в 3-4 дня. В таблице приведен весь маршрут, с трассами, километрами, расходом бензина и стоимостью платных дорог. А сейчас опишем пункты остановки и вы сами сможете выбрать, что для вас интереснее.

День первый

Мы предполагаем, что свое путешествие вы начинаете в Париже. Машину можно взять напрокат прямо в аэропорту Шарль-де-Голль или Орли , или же в самом городе.

Первый день мы предлагаем провести вам в столице Нормандии – Руане (Rouen). Город знаменит своим гигантским собором, тем самым, что Клод Моне раз 30 изобразил при разном освещении, а еще тем, что в Руане сожгли Жанну д’Арк (место костра до сих пор сохранилось). Город богат средневековой архитектурой и открывает дорогу к Нормандии – камамберу, крепам, сидру и мидиям. Всё это вы можете найти в Руане.

Стоит посетить и музей изящных искусств, особенно, если вы ценитель импрессионистов. В Нормандии жили многие из них и её родимую и писали. Изображенные места позже стали популярными, ниже о них и поговорим. В общем, музей познавателен не только с художественной, но и с географической точки зрения.

Расстояние от Парижа до Руана примерно 140 км. По пути вы можете заехать в дом-музей, а скорее даже сад-музей Клода Мон е – Живерни (Giverny). Здесь он писал свои знаменитые кувшинки, и сейчас Живерни стало местом паломничества поклонников его творчества. Побывать в деревне великого художника можно и в ходе отдельной экскурсии, где вам предоставят наушники с аудиогидом на русском языке. Поездка организована прямиком из Парижа, узнать подробную информацию и заказать ее .

Переночевать в первый день мы предлагаем в Руане. Вечером в городе можно сходить в ресторан или бар, полюбоваться ночным представлением на Соборе или прогуляться по набережной Сены. Здесь немало отелей, которые предлагают своим посетителям парковки. Лучшие предложения гостиниц в центре Руана смотрите по этой ссылке .

День второй

Едем дальше. Небольшой город Дьеп (Dieppe ) – следующий. Это первый город в нашем путешествии на Ла Манше. Отсюда раньше отплывали корабли осваивать Новую Францию, то есть Канаду. Город портовый, много рыбных ресторанчиков, длинный пляж и средневековый замок на вершине утеса. Есть, что посмотреть! Дьеп находится в 82 км от Руана.

Далее, после обеда, едем в город Этрета (Etretat ). Небольшой городок, известный своей природой. Обрывистые скалы, зеленые луга, удивительного цвета море. Пляж в Этрета очень приятный, но туристов крайне много. Удивительную форму скал пытались передать многие художники на своих работах.

От Дьеппа до Этрета – 84 км. А по пути вы можете заехать в одну из самых красивых деревень Франции - Veules les Roses. Она расположилась на берегу самой маленькой реки страны. Здесь много фахверковых домов и фабрик, а на центральной площади не забудьте отведать дюжину свежих устриц.

Учитывайте, что летом, особенно на выходные, в Нормандию едут все парижане. Это их загородная дача. Поэтому в теплую погоду, места на парковке в центре города не найти (парковки, кстати, чаще бесплатные). Иногда машину приходится оставлять за 1-2 километра от центра города.

То же самое и с отелями. Их лучше бронировать заранее. Во второй день мы предлагаем вам переночевать в городе Этрета , гостиниц здесь немного, но есть среди них очень уютные.

День третий

Всего 47 километров, в течение которых вы пересечете один из самых известных мостов мира – мост Нормандии (вантовый мост, изображенный на купюре номиналом в 500 евро), и вы окажетесь в небольшом портовом городке Онфлер (Honfleur). Его уж кто только не рисовал!

Это, пожалуй, самое нормандское место на всем вашем пути. Небольшой порт, яхты, архитектура и вкуснейшая кухня – вот залог успеха города. Онфлер удостоился даже попасть в инстаграм Дмитрия Медведева в его бытность президентом, это вам не мидии с картошкой фри лопать!

Продолжаем путешествие. Проезжаем еще всего 20 километров на юг и попадаем сразу в два города – Довиль (Deauville) и Трувиль (Trouville), они находятся по разные стороны реки. Трувиль – это деревня на море. Само название переводится с французского, как город-дыра, но это далеко не правда. Более цветущий городок во Франции ещё поискать нужно. А Довиль знаменит своим казино, пляжем и скачками. Оба они претендуют на звание лучшего пляжа. Сейчас сюда приезжают состоятельные парижане, провести выходные или каникулы.

Здесь и будет наша следующая ночевка. Хотите ощутить себя в центре роскоши – вот отели в Довиле , предпочитаете более скромную жизнь – тогда гостиницы в Трувиле .

День четвертый

Утром сходите на пляж Довиля, если погода позволяет (она обычно не балует этот регион), а дальше направляйтесь в Кан (Caen). Не будьте русскими журналистами, не путайте с Каннами. Это два абсолютно разных города. И, к сожалению, Кан – это далеко не Лазурный берег . Но зато, отличный город с огромным, чуть ли не самым большим в Западной Европе, средневековым замком. Его возвел тот самый Вильгельм Завоеватель, нормандец, покоривший Англию . После него уже больше никто не смог. До Французской революции он был здесь и похоронен.

Кан находится в 42 км от Довиля. По дороге загляните в Cabourg, прославившийся своим фестивалем, пляжем, казино, ипподромом и Гранд Отелем. В Кане следующая ночь. Выбирайте отель или комнату .

День пятый

День шестой

На шестой день мы с вами покинем Нормандию и отправимся в Бретань – еще один аутентичный регион страны. От Мон-Сен-Мишеля 48 км и мы в Сен-Мало (Saint-Malo). В этом маленьком, но гордом городке-крепости пишет свои книги Борис Акунин. Хотите романтики? Лучше места, чем Сен-Мало не найти. И, раз уж мы в Бретани, пора пробовать крепы или блины, пшеничные или гречишные и с разными начинками!

Отдыхайте, наслаждайтесь морем, Бретанью, Францией. А на следующее утро назад, в Париж !

До столицы из Сен-Мало – 368 км и примерно 5 с половиной часов в пути. Всего вы проедете по нашему маршруту около 1000 км, потратите примерно 100 литров бензина и получите чуть больше чем гору, размером в Мон-Сен-Мишель, удовольствия.

Изучайте нашу таблицу, оставляйте комментарии о своих поездках и счастливого пути!

14.08.2017

Пляжный отдых во Франции обычно прежде всего ассоциируется с югом и средиземным морем. Между тем хорошо знающие свою страну французы отдают предпочтение пляжам Нормандии. Просто нужно выбрать правильные время и место.

Довиль – богатые особняки, шикарные пляжи, чистейший океан...

Северо-западные регионы Пятой республики, Нормандия и Бретань, которые в силу их расположения русскому человеку трудно соотнести с пляжным отдыхом – во-первых, «север», во-вторых, формально не открытое море или океан, а берега сурового Ла-манша, – привлекают в основном экскурсантов в рамках коротких организованных поездок из Парижа. Однако путешествие по Нормандии – живописному зеленому краю с богатым культурно-историческим наследием, фантастическими пейзажами и не менее славными гастрономическими специалитетами – занимательнее средиземноморских курортов. Отправляться сюда лучше всего на пике лета, в июле-августе, когда почти везде во Франции жарко, и даже вода в Ла-манше прогревается до приемлемой для купания температуры. Начало сентября – тоже неплохое время: еще довольно тепло, а в Довиле к тому же проходит известный кинофестиваль американского кино, который по масштабу и уровню приезжающих звезд можно назвать если не «младшим братом», то уж точно «кузеном» знаменитого Каннского.

Вообще, путешествие по городам Нормандии можно назвать настоящим наслаждением для киномана: огромное число культовых французских фильмов снималось именно здесь, а актеры первой величины, такие как Жан Габен, Ален Делон, Лино Вентура, Луи де Фюнес, Анук Эме, Робер Оссейн, Мишель Морган, и десятки других часто приезжали сюда отдохнуть и набраться вдохновения.

Самые известные исторические курорты Нормандии – Довиль-Сюр-Мер и Трувиль-Сюр-Мер, так называемая «Парижская Ривьера», или даже «XXI округ Парижа» – связаны со столицей скоростным шоссе.

Также не представляет никакого труда с комфортом доехать сюда из Парижа на прямом поезде всего за два часа. А для путешествие по Нормандии лучше всего арендовать автомобиль, чтобы увидеть удаленные от крупных городов природные достопримечательности и лучше прочувствовать невероятную сельскую красоту Нормандии.

Трувиль и Довиль, появившийся на карте маршрутов для аристократии чуть позднее, в начале XIX века, были, как и большинство ныне знаменитых французских курортов, небольшими рыбацкими деревушками, примечательными разве что своей живописностью. С появлением моды на морские купания и солнечные ванны сюда, привлеченные широкими красивыми пляжами, все чаще стали приезжать состоятельны е отдыхающие, вслед за этим не заставило себя ждать появление инфраструктуры для богатых и знаменитых. К 1840–1860 годам относится бурное строительство роскошных отелей, частных вилл, развлекательных заведений и променадов в Трувиле. А уже к 1870-му этот курорт расцвел и стал популярен у представителей самых высших кругов европейской аристократии.

Довиль-Сюр-Мер, брат-близнец Трувиля, отделен от него лишь руслом реки тук. «Направо пойдешь – в Трувиль попадешь, налево пойдешь – в Довиль попадешь» – ориентир, если стоять лицом к океану в районе порта. Территория курортов довольно компактная, и, отдыхая в одном из них, не составляет никакого труда перемещаться в соседний.

В 1860-х, когда Трувилю уже стало некуда расширяться, появился проект курорта Довиля, авторами которого стали доктор Олифф, сводный брат императора Наполеона III герцог Де Морни и банкир Арман Донон. Упор был сделан на престижность нового места отдыха. На бывшей болотистой местности удивительно быстро вырос городок с огромными отелями, казино, ипподромом и вымощенным деревом променадом с резными кабинками для купания, которые и по сей день остаются одним из узнаваемых символов Довиля. «Золотой век» курортов пришелся на конец XIX – начало XX века, когда пышный имперский стиль архитектуры дополнился роскошными зданиями в стиле бель эпок. Несмотря на то, что многие уникальные виллы из архитектурного ансамбля Довиля и Трувиля были уничтожены (после Второй мировой войны или стараниями некоторых ретивых градоначальников городков), все же сегодня можно остановиться в большинстве из старинных исторических отелей, построенных на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. По-прежнему безупречен знаменитый пятизвездочный отель «Нормандия», часто становившийся местом действия кинофильмов, например «Барон де Л`Эклюз» с Жаном Габеном. По-прежнему роскошен отель «Рояль» в Довиле, по-прежнему открывает свои двери для игроков «Гранд-казино» в Трувиле…

Прогулки по историческому дощатому променаду вдоль океана в Довиле отсылают к одной из самых романтичных картин современности – «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Если вы захотите выпить чашку кофе или пообедать с видом на океан, стоит выбирать Bar du Soleil, Bar de la mer или ресторан Le Ciro`s – это заведения, которые ведут свою историю с начала XX века и видели немало знаменитых гостей. На курортах традиционно востребованы казино, ипподром, конные прогулки вдоль берега. В ближайших окрестностях Довиля и Трувиля можно найти безупречные поля для гольфа, которыми вообще славится Нормандия. Центр талассо-терапии и множество спа, плавательные бассейны с подогреваемой морской водой, яхт-клуб, теннисные корты, шопинг-центры расположены на территории между отелями и дощатым променадом.

Набережная Онфлер

Посетить живописный, будто сошедший с полотен импрессионистов городок Онфлер в 15 км от Трувиля. Сердце Онфлера и главная точка притяжения для туристов – его гавань, обрамленная очаровательными старинными особняками в нормандском стиле.

Проехать по 40-километровому «Пути сидра», который начинается примерно в 20 км к востоку от города Кан и проходит через аутентичные маленькие деревеньки с фермами. Здесь производится один из главных специалитетов Нормандии – яблочный сидр и его более крепкая производная – бренди Кальвадос, можно все это продегустировать и купить. К тому же регион – родина знаменитого на весь мир сыра Камамбер, и нигде, кроме Нормандии, вы не найдете такого выбора разновидностей и вкусов этого сыра.

Прогуляться по краю почти отвесных скальных обрывов вокруг деревни Этрета (20 км к юговостоку от города фекан) и увидеть мощные утесы-арки, которые стали одним из самых узнаваемых символов Нормандии в мире. Полюбуйтесь на безлюдные пляжи у подножия скал – дикие и поражающие мощью волн.

Посетить одно из чудес франции – остров Мон-Сен-Мишель с расположенным на нем аббатством, а по сути – отлично сохранившийся средневековый город, первые упоминания о котором относятся к 709 году. Мон-Сен-Мишель входит в число самых популярных достопримечательностей страны и внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому не увидеть его, будучи в Нормандии, было бы как минимум обидно.

Увидеть памятные места второй мировой. Северное побережье региона в конце второй мировой войны стало местом, где 6 июня 1944 года развернулась операция высадки союзных десантных войск под кодовым названием «Оверлорд». Пляжи Омаха, Юта, Суорд, Джуно и Голд стали местами кровопролитнейших боев воздушно-десантных дивизий англичан и американцев с гитлеровскими войсками. Одна из самых мощных по эмоциональному воздействию достопримечательностей этих мест – американское военное кладбище с кажущимися бесконечными рядами скромных белых крестов.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в .

Текст: Елена Куриленко

Самостоятельное путешествие на машине по Нормандии и Бретани позволило мне добраться до Ренна, увидеть, как хороша бывшая столица герцогов Бретонских, оценить достопримечательности Ренна и выяснить, где в Ренне можно поесть недорого; чтобы узнать больше, читайте отчёт про Бретань

Уходящий день путешествия на машине по Нормандии и Бретани получился довольно насыщенным: осмотрев Сен-Мало и заглянув на пляжи Динара , мы затем отмахали порядка сотни километров по трассе, чтобы успеть добраться до гостиницы в Ренне прежде чем закроется её стойка регистрации. Я уже имел опыт общения с сетью «Appart ’City », и знал, что если заявиться в неурочные часы, придётся потом дозваниваться до центральной диспетчерской, вести переговоры насчёт кода от сейфа с ключами и так далее. Так что я по мере возможностей нажимал на педаль газа и нервничал. К счастью, мы управились как раз вовремя, появившись в холле отеля за четверть часа до ухода портье.

Отзывы на отель «Appart "City Rennes Saint -Gregoire » упоминали его неудачное расположение в дальнем пригороде, однако, как я выяснил, рядом проходит автобусный маршрут и поскольку остановка находится почти напротив гостиницы, по-моему, добраться до центра Ренна не составляет особого труда. А вот что мне не понравилось, так это соседство иммигрантов: стоящие рядом здание переполнены семействами негров и арабов. На разные мысли наводила и огороженная забором автостоянка для гостей отеля… Но так как никаких эксцессов с нами за время проживания не произошло, то подозрения остались подозрениями…

Плюсом я называл бы, помимо бесплатной автостоянки и вполне сносных условий проживания, наличие рядом продуктового супермаркета. Цены на продукты по Франции сильно разнятся в зависимости от сети магазинов, и «Lidl » часто оказывается чемпионом. Он и работает допоздна, так что я культурненько затоварился там сразу после того как мы распаковались. Отныне у нас имелся и плотный ужин, и солидный завтрак, а затраты составили всего полтора десятка евро…

Наутро, прекрасно выспавшись, отдохнув и наевшись, мы погрузились в авто и отправились осматривать достопримечательности Ренна.

Городок, в общем, слабо известен в туристических кругах, и если он упоминается теми, кто написал отчёты о путешествии по Бретани, то обычно в связи с поездкой в Мон-Сен-Мишель, потому что пересадку на местный автобус туристы, прибывшие из Парижа поездом, делают в Ренне. А ведь этот уголок Франции обладает на диво старинной и очень интересной историей. Город основали примерно в I веке до нашей эры кельты, и римляне, знавшие толк в организации дел, по достоинству оценили удобное расположение поселения. Через бывшие владения племени редонов протянулись торговые пути из глубины Галлии к побережью и далее в Англию, благодаря чему Редонум начал процветать. Когда Римская империя распалась, область оказалась между двух огней: с одной стороны напирали франки, с другой к ней проявляли интерес бритты. В итоге Нант, Ренн и Ванн оказались объединены под скипетром герцогов Бретани. Город упорнее всего сопротивлялся всем, кто хотел его покорить, и продолжал бороться даже когда почти всё герцогство досталось французам. В 1491 году бретонцы утратили независимость окончательно, но про былые времена вовсе не забыли.

Внешний вид Ренна того времени определяло наличие окрест густых лесов: Париж и другие города Франции постепенно лишились возможности строить дома из дерева и перешли на более дорогие материалы, а столица Бретани активно использовала древесину вплоть до начала XVII века. Конец этой традиции положил пожар, вспыхнувший 23 декабря 1720 года и погубивший порядка девятисот зданий. Тем не менее, пострадала только северная часть города, и в центре сохранилось множество фахверковых построек, придающих району возле собора Сен-Пьер необычайную живописность.

План застройки пепелища разработал Жан Габриель, будущий придворный архитектор короля Людовика XV. Его трудами городские кварталы образовали более-менее упорядоченную сетку, строительство зданий велось исключительно из камня. С того времени Ренн получил тот хитрый вид, которым любуются туристы: одна часть города служит напоминанием о средневековье, вторая обустроена на новый лад.

В том, как по-разному выглядит Ренн, мы убедились когда покинув гостеприимный отель прокатились через центр бывшей столицы независимого государства с севера на юг. Из окна машины город смотрится довольно современным, по крайней мере если ехать через те кварталы, где разрешено движение автомобилей. В районе вокзала он вообще кажется смахивающим на парижский Дефанс с уменьшенном масштабе. А вот если перевалить, как это сделали мы, через железнодорожные пути и сдвинуться ещё малость к югу, окружающая застройки сильно изменится; мне местность напомнила пригороды Лондона с их невысокими домами и палисадниками. Только там мы нашли место, где можно бесплатно оставить машину в Ренне: центральные улицы были заставлены либо запрещающими знаками, либо парковочными автоматами. А тут у нас вышло припарковаться довольно близко от центра, и задарма…

Первым делом мы направились на вокзал Ренна, надеясь там разжиться картой местности – взятая в отеле схема была примитивной ксерокопией, к тому же плохо сделанной. К сожалению, внутри терминала турофиса не нашлось, но за исключением этого недостатка там всё обустроено как надо. Есть и кафе, и магазины, и эскалаторы, и хорошо видимые информационные табло. На одном я высмотрел автобус, которым можно добраться из Ренна до Мон-Сен-Мишель: его отправление приурочено к прибытию очередного поезда из Парижа. Значок чётко указывал, что ехать надо будет автобусом, а не электричкой «TER », и что отправление состоится с автовокзала местных линий, который находится тут же. В общем, если хочется точно знать, откуда в Ренне отправляются автобусы до Мон-Сен-Мишель, надо держать в уме правую часть привокзальной площади; ориентиром станет отель «Ibis Styles Rennes».

Турофис мы нашли гораздо позже, когда углубились в исторические кварталы. Он находится на Quai Lamennais. Она кажется площадью, но на самом деле это форменная набережная, даром что русло реки скрыто асфальтом. Прогуляться по этому импровизированному бульвару приятно, но куда интереснее сунуть нос в старые кварталы Ренна – вот уж где красота!

Реально, стоило нам свернуть с так называемой «набережной», как нас встретили кривые улочки, фахверковые домики, поросшие мхом стены и другие атрибуты старины. Мы только и делали, что любовались пейзажами да снимали красивые кадры… Особенно мне запомнились дома на Rue du Champ Jacquet: три из перекосились так сильно, что середина окна третьего этажа находится по вертикали там же, где край окна на первом. Думаю, если бы не тесное соседство других построек, подкреплённое залитым в щели уплотнителем, эта компания подражателей Пизанской башни уже могла бы завалиться…

Гулять по району было чертовски приятно, однако в какой-то момент пришлось взять себя в руки, чтобы планомерно осмотреть основные достопримечательности Ренна. Первой ласточкой стал собор Сен-Пьер, возвышающийся над округой. Громадный готический храм построили примерно в XII веке, но так как в 1490 году его башня и западный фасад обрушились, современный облик здание приобрело существенно позже. Сначала, в 1540-х годах был восстановлена часть собора, в середине следующего века начался второй этап реконструкции, а башни удалось дотянуть до положенной отметки 48 метров только к началу восемнадцатого столетия. Казалось бы, на этом можно угомониться, да не тут-то было: в 1754 году старая структура принялась натурально рассыпаться. Тогда местные власти решили подобру-поздорову снести большую часть собора, чтобы выстроить её заново. Со сносом они справились успешно, но воплощение в жизнь второй части замысла пришлось отложить из-за начавшейся Французской революции. Работы стартовали только в 1816 году и с грехом пополам завершились через сорок лет. Тогда самой заметной достопримечательности Ренна и придали неоклассический вид, заменивший первоначальную готику.

В нескольких минутах ходьбы от собора находятся две приметные церкви. Мы сперва идём на северо-запад, где стоит E glise Saint- E tienne. Храм считается старейшим в Ренне, его впервые упоминают документы XII века. Здание спустя четыреста лет перестроили, а в 1740-х годах к нему прибавилась внушительного вида колокольня. Это окончательно сформировало облик церкви, обставляющей по размерам все другие религиозные постройки за исключением собора.

Стоит дойти и до другой достопримечательности Ренна: базилика Сен-Совер очень неплоха. Её построили в конце XVIII века для августинского монастыря на месте небольшой средневековой часовни. Когда та начала от старости рассыпаться, монахи очень обрадовались возможности обзавестись более просторной церковью. Их места сбылась, и с 1700 года центр города украсился очень приятным зданием.

Теперь надо сдвинуться на пару кварталов к северу, чтобы оценить, как шикарно смотрится величественный храм Сен-Обен, чьи стены покрывает плющ. Кажется, что базилика возведена много столетий назад, но это чистый обман, потому что старую приходскую церковь снесли в начале XX века и выстроили на её месте ту красоту, которая нынче радует глаз.

К следующей достопримечательности Ренна тоже не придётся долго идти: дворец парламента Бретани расположен примерно в четырёхстах метрах на юго-восток от базилики Сен-Обен. Вообще-то к этому громадному ансамблю лучше подходить с юга, чтобы сразу подпасть под его обаяние – здание стоит не само по себе, оно замыкает перспективу просторной площади и рядом с ним стоят весьма импозантные дома. Мы вот выскочили сбоку и потому сперва оценили декор, а размеры только потом. Дворец, чьё строительство заняло больше 40 лет, распахнул свои двери для депутатов в 1655 году. Его проект разработал архитектор Жермен Готье, выбравший стиль французского маньеризма. Получилось очень впечатляюще и не зря любой путеводитель по Бретани называет дворец парламента жемчужиной местной архитектуры.

Но вообще-то мне куда больше понравилась другая постройка, дворец Сен-Жорж, расположенный в сотне метров восточнее. Здание, выстроенное в 1670-х годах, смотрится на редкость здорово, особенно если созерцать его с юга, где перед парадным фасадом с его девятнадцатью арками распростёрт ковёр из травы и цветов. Раньше на месте дворца располагались корпуса бенедиктинского монастыря, основанного в 1032 году. Новый вариант оказался куда приятнее глазу, но долго наслаждаться проживанием монахиням не удалось, потому что грянувшая революция изгнала их из родной обители. Сейчас помещения интереснейшей достопримечательности Ренна заняты административными службами местного правительства.

Помимо перечисленных объектов маршрут экскурсии по Ренну должен включать и церковь Сен-Жермен. Этот образец готической архитектуры строили мучительно долго: начали в 1470 году, закончили только спустя 220 лет. Зато храм сохранил исторический вид и вдобавок уцелели созданные тогда витражи, которые пережили революцию, войны, бомбёжки и другие катаклизмы.

Познавательную прогулку по историческому центру бывшей столицы бретонских герцогов можно было бы продолжить, но так как весь предыдущий день моя половина не имела возможность рыскать по магазинам, её настоятельную просьбу провести шоппинг в Ренне пришлось уважить. Впрочем, по ходу дела довольно быстро выяснилось, что магазины в историческом центре ничем порадовать не могут. Как следствие, нашего пристального внимания удостоился торговый комплекс «Les 3 Soleils », где помимо прочего есть секция «C &A ». На мой взгляд, чтобы сделать выгодные покупки во Франции, данная марка подходит как нельзя лучше, и мы смогли купить мне за 12 евро светлые бриджи, а моя радость разжилась двумя симпатичными блузками. Словом, я рекомендую заглянуть в этот громадный центр, занимающий место на западной стороне площади де Голля.

Ну и прежде чем распрощаться с городом, нужно напоследок сказать о том, где можно поесть в Ренне недорого. Самое оптимальное тут вести поиски в старых кварталах, если не устраивают точки фаст-фуда в торговых центрах и возле вокзала. Лично мне запомнились те заведения, что выставили столики перед фасадом базилики Сен-Обен. Там и окружение шикарное, и цены достаточно невеликие, как следует поесть можно за 17-20 евро. Также рекомендую заглянуть на Place Saint-Michel и пройтись оценивающим взглядом по её окрестностям. Уверен: прогулка быстро приведёт в такой ресторан, где можно будет поесть в центре Ренна очень сытно и недорого.

Подводя итог путешествия на машине по Нормандии и Бретани, могу сказать, что всё прошло как по маслу, и все мои опасения насчёт аренды авто оказались напрасными. У нас не возникло проблем ни с непривычным ритмом движения на дорогах Франции, ни с поведением водителей, ни с техникой. Даже животрепещущий вопрос, можно ли бесплатно парковаться во французских городах, получил положительный ответ, и за всё время поездки мы не заплатили за стоянку ни одной копейки. Что касается общих расходов, то они окупились с лихвой, потому что цена аренды машины во Франции с учётом стоимости потраченного топлива всё равно многократно перекрыла ту сумму, которую нам пришлось бы потратить на поезда и автобуса, вздумай мы ехать в Бретань из Парижа общественным транспортом.

В общем, после той поездки я окончательно убедился в том, что совершать поездки по Европе на арендованной машине просто и удобно…