Укрепление ласточкиного гнезда. Крым ласточкино гнездо история создания. Воронцовский дворец, алупка, крым

"Ласточкино гнездо" – тот самый игрушечный замок на отвесной скале, который украшает почти все обложки туристических изданий о Южном береге Крыма. Шутка ли, даже на обложке National Geographic этот замок успел побывать. И это при том, что и замком настоящим это сооружение назвать нельзя.

"Ласточкино гнездо" чисто декоративно, да ещё и рассыпается, всё время реставрируется… У меня эта крымская достопримечательность всегда вызывала спорные чувства. Какая-то смесь чуда и разочарования.

Но быть возле Ялты и не посетить всем известную «жемчужину» – тоже не дело. Только надо это сделать правильно…

История

Так откуда появился замок "Ласточкино гнездо"? К сожалению, никаких романтических историй не расскажу. Место на скале с прекрасным видом на море сначала облюбовал какой-то генерал и построил себе дачу. Это произошло году в 1880, здание было деревянным. Потом участок с домом переходил от одного владельца к другому, попутно оно получило своё красивое имя – Ласточкино гнездо. А в 1901 году участок купил барон Штейнгель и решил построить романтический замок, как в его родной Германии. Так и появился замок в таком виде, каком мы его узнаём сейчас.

Но смена хозяев на этом не прекратилась. "Ласточкино гнездо" переходило из рук в руки, а одно время и вовсе было заброшено – пережило крупнейшее землетрясение в Крыму. И вот, после установления советской власти на полуострове замок стал доступным для всех. Кстати, уже в 1968 году пришлось укреплять основание замка, чтобы он… не упал в море.

Замок "Ласточкино гнездо" в Крыму: сегодня

И немного неинтересной современной истории. "Ласточкино гнездо" постоянно используют под разные цели. Довольно долго тут был итальянский ресторан с сомнительной кухней и непомерно высокими ценами. Потом проводились выставки художников, а теперь нам показывают внутренний интерьер замка . Одно время вход на территорию делали платным, но это было незаконно.



Сейчас опять реконструкция и надо быть готовым к тому, что на «балкончик» над морем выходить запрещено. Придётся довольствоваться видами на заднюю часть замка. Но! Всё равно дух захватывает, когда смотришь на эту 40-метровую скалу, увенчанную каменным дворцом с башенками. Да и вообще, этот сказочный замок носит статус объекта культурного наследия федерального значения. Так что ехать смотреть надо, а лучше идти или плыть к этой хрупкой красоте.

"Ласточкино гнездо": где находится и как лучше добраться

Адрес замка: Россия, Крым, Большая , посёлок Гаспра, Алупкинское шоссе 9а. Точные координаты для онлайн карт: 44.430662 N, 34.128532 E. Для GPS-навигаторов: 44°25.839", 34°7.119.

А теперь понятным туристическим языком. "Ласточкино гнездо" находится в 20 км от Ялты и основной поток туристов приезжает именно из Ялты. Возле самого "Ласточкиного гнезда" есть посёлки, входящие в состав Большой Ялты: Гаспра и Курпаты. Добраться до замка можно аж тремя способами. И вот будьте уверены, что от вашего выбора зависит восприятие самой достопримечательности. Итак, добраться можно:


Если вы добирались до замка от Ливадийского дворца или на маршрутке/машине, то вы окажетесь на остановке "Ласточкино гнездо". Здесь можно начинать делать первые кадры с обзорных площадок, но до дворца ещё надо пройти 800 метров по лесенкам мимо санаториев.

И вот он – сказочный замок – возвышается на скале и так и просится под прицел камеры. Можно насладиться его эстетическими преимуществами и сделать хорошие фотографии.

"Ласточкино гнездо": лучшие локации для фото

Поделюсь своими любимыми и самыми выигрышными площадками для фотографирования "Ласточкиного гнезда" и себя на его фоне:


Что делать на "Ласточкином гнезде"

Кстати, немного важной практической информации: с ноября по май дворец-замок работает с 10:00 до 16:00 (понедельник – выходной), а с июня по октябрь – с 10:00 до 19:00 (без выходных). Вход бесплатный. На самом входе есть бесплатный туалет. С фотографиями всё понятно, – это одно из главных развлечений тут. Есть ещё несколько опций для времяпрепровождения, на любителя.


Где покушать возле "Ласточкиного гнезда"

Ласточкино Гнездо в Крыму было построено офицером в отставке сразу же после окончания войны с Турцией в 1877 году. Смелое решение мог придумать и реализовать только отважный человек.

Тогда это был небольшой деревянный домик в один этаж, который использовался владельцем, как дача.

Почему назвали Ласточкино Гнездо?

Позже дом стал собственностью придворного врача Александра III, Тобина. После его смерти, родственники продали строение знаменитой московской купчихе Рахманиной. Именно ей замок обязан своим названием. Рахманина сломала старую постройку. И на ее месте появился двухэтажный деревянный замок, которому купчиха дала имя - Ласточкино Гнездо.

Ласточкино гнездо история кратко

После купчихи Ласточкино Гнездо досталось Рудольфу фон Штенгелю, немецкому промышленнику, который часто любил проводить время в Крыму. Немец с помощью известного инженера и скульптура Леонида Шервуда создал настоящий каменный замок, которым мы можем любоваться по сей день. В связи с обострение русско-немецких отношений Штенгель был вынужден вернуться в Германию.

В 1914 году замок перешел во владение к купцу Павлу Шелапутину. В замке был открыт ресторан. Бизнес не принес ожидаемого результата и был признан убыточным, ресторан был закрыт. А замок, после смены нескольких владельцев, заброшен.

После революции 1917 года в Ласточкином гнезде работала столовая для партийных работников. Но сильное землетрясение 1927 года привело замок в аварийное состояние, здание было закрыто и на протяжении нескольких десятилетий пришло в запустение. Замок находился в этом виде до 1967 года. Команда специалистов во главе с ялтинским архитектором Татиевым укрепила фасад замка и фундамент скалы, в замке провели реставрационные работы.

В 2011 г. замок Ласточкино гнездо получил статус архитектурно-исторического памятника.

Сегодня Ласточкино Гнездо входит в 100 самых популярных мест России, занимает 38 место. В настоящий момент, в 2017 году, Ласточкино Гнездо открыто для посещений туристов. В помещении замка проводятся тематические выставки. Любой желающий может купить билет и попасть внутрь замка. Посмотреть можно только два зала на первом этаже здания.

В одной из недавних новостей прозвучала информация, что в следующем году начнутся реставрационные работы, которые позволят, в дальнейшем открыть для посещения замок полностью, включая второй этаж и балкон. Будем ждать.

История замка на скале. Ласточкино гнездо. Крым.

Ярко высвечен на фоне моря и неба знаменитый готический замок над обрывом — «Ласточкино гнездо». Неброско, почти затаенно, как все по-настоящему ценное, темнеет за ним юго-западный отрог мыса Ай-Тодор. О Ласточкином гнезде сложено много легенд, но и реальная его история интересна.

Загадочной романтикой средневековья овеян замок из серого камня с изящными готическими башенками, расположенный на самом краю обрывистой скалы. Ежегодно он привлекает к себе сотни тысяч туристов, стремящихся рассмотреть вблизи миниатюрную жемчужину архитектурного гения, являющуюся сегодня символом Южного берега Крыма. Сегодня Ласточкино гнездо служит эффектным украшением и достопримечательностью крымского полуострова.

С конца XVIII века, после присоединения Крыма к России (1783 год), состоятельные люди стали покупать на Южном берегу земли, строить дворцы, закладывать парки. Стало традицией приезжать в Крым на отдых. Приезжие, будь то владельцы имений с их семьями и гостями или люди победнее, которым Крым нужен был для лечения, любовались берегом и в каждое название невольно вкладывали отношение первооткрывателей того, что давно открыто.

Аврора у древних римлян — богиня утренней зари . Назвать скалу ее именем могли, скорее всего, люди, которые приезжали и приходили сюда на рассвете, чтобы встретить восход солнца. Они были мирными гостями на этой земле и продолжили бесконечную, как сама вселенная, традицию поиска красоты. Мы с вами — их наследники.

Первым известным строением на Аврориной скале считается деревянная дача »Генералиф» («Замок любви»). Ее хозяином был неизвестный генерал , участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и, как видно, романтик. Ведь, будучи уже в генеральском возрасте, он дал своей даче название «Замок любви» ! Какие причины навеяли такое романтическое название: красота окружающей природы, восторженные мечты или земное чувство любви к женщине, — нам неведомо. Можно только пофантазировать об истории позднего, печального и грешного чувства, ради которого и выстроили на труднодоступной скале это пристанище. Кто был рядом с хозяином звездными ночами, кого будила, кого утешала богиня утренней зари?

Сейчас остается только предполагать, что именно вдохновило генерала-романтика на столь неожиданное решение. Быть может, к строительству небольшой деревянной дачи его побудил не только очаровательный крымский пейзаж, но и рассказы старожилов о некогда располагавшемся на этом месте святилище богини Девы, которой поклонялись местные аборигены - тавры. Возможно также, что на эту мысль его навело особое дерево. По преданию, оно росло на том месте, где сейчас расположен замок, прямо из каменного монолита, пробив для себя отверстие, равное диаметру ствола. Кто знает, а может быть, причиной была одна из забытых ныне крымских легенд о богине утренней зари - Авроре, в честь которой и была названа скала.

Как бы там ни было, а живописная местность впечатлила бывалого воина и вдохновила его на строительство. Каждый день генерал поднимался на скалу, где проводились работы, и следил за тем, чтобы в точности выполнялось каждое его требование. И вскоре скалу увенчала небольшая, но уютная одноэтажная дача, получившая свое первое название - Генералиф.

«Замок любви» на труднодоступной скале привлекал внимание, его изображали на своих полотнах художники-маринисты И.К. Айвазовский (1817-1900), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.П. Боголюбов (1824-1896). Разве смогли бы они воспеть этот божественный пейзаж, не будоража фантазию, не обращаясь к самим богам?

Старожилы рассказывают полузабытую историю о жестоком и отважном джигите, который на потеху публике завязывал обреченной лошади глаза, садился верхом, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все сорок метров! Он ухитрялся остаться невредимым, выплыть на берег, поклониться зрителям, небрежно принять награду. Потом покупал новую лошадь и готовился к очередному прыжку.

После смерти таинственного генерала его наследники продали дачу члену городской управы города Ялты Альберту Тобину, который служил придворным врачом в Ливадийском дворце, излюбленном месте отдыха царской семьи. Известно, что чета Тобиных успела несколько видоизменить деревянный домик. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо». Но по неизвестным причинам мадам Тобина предпочла продать свое имение влиятельной московской купчихе Анне Рахмановой, владелице нескольких доходных домов в Москве.

Для новой хозяйки Ласточкиного гнезда, богатой и образованной дамы, это приобретение было просто очередным капризом. Рахманова с энтузиазмом приступила к перестройке крымского имения. Она снесла деревянную постройку и возвела каменный дом, который и сегодня можно видеть на открытках начала XX века. Но, видимо, к 1911 году у Рахмановой пропал интерес к своему гнездышку

В 1911 году имение у московской купчихи приобрел крупный немецкий нефтепромышленник барон фон Штенгель . Разрабатывая месторождения бакинской нефти и, очевидно, скучая по родной Германии, барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья. В 1912 году на Аврориной скале для него построили миниатюрный замок в готическом стиле, с башенками и стрельчатыми окнами. Именно благодаря ему мы сегодня восхищаемся красивым замком, напоминающим средневековые крепости в готическом стиле, которые можно часто видеть на родине барона, в Германии.

Как и прежние хозяева, нефтепромышленник решил изменить дизайн своего приобретения. Для этого он пригласил московского архитектора-модерниста Леонида Шервуда, младшего сына знаменитого архитектора Владимира Шервуда, который в свое время проектировал здание Исторического музея на Красной площади в Москве. Леонид Шервуд закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, а затем продолжил обучение в Париже. Он увлекался творчеством талантливого французского скульптора Огюста Родена, был лично с ним знаком и прислушивался к его советам. Обладая хорошим вкусом, Шервуд по достоинству оценил место расположения своего очередного шедевра и вскоре предоставил проект заказчику.

Автором проекта был талантливый потомственный московский зодчий А.В. Шервуд, сын знаменитого архитектора В.О. Шервуда, проектировщика здания Исторического музея в Москве. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад. Он в результате землетрясения обрушился в море.

Барон был в восторге от проекта и не жалел денег на строительные работы. Старый дом был полностью снесен, а на его месте в 1914 году вырос настоящий готический замок в миниатюре из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня. Но недолго он радовал своего владельца: 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, и немецкому нефтепромышленнику пришлось покинуть Российскую империю. Ласточкино гнездо было продано богатому купцу и меценату Павлу Шелапутину.

На взгляд специалиста неверные пропорции соединены столь же неудачно; комбинация двух кубов и плоской призмы зрительно давит на цилиндр башни, не уравновешивая композицию, а «пытаясь столкнуть ее в бездну». Вопреки архитектурным нормам, объемы не исходят один из другого и потому не выглядят единым целым. Части здания сопряжены механически, но с полярной нагрузкой, то есть не притягивая, а подталкивая друг друга. Некоторым элементам, например башне с провисшим балконом, явно недостает визуальной тяжести. Со стороны весь дворцовый комплекс кажется шаткой конструкцией, готовой в любой момент рухнуть в морскую бездну.

Возможно, конструктивная неустойчивость задумывалась изначально. Шервуд мог запланировать такую постройку по просьбе заказчика. Однако другим архитектурным несообразностям объяснения найти невозможно. Объемы возрастают в соответствии с высотой унылой лесенки, высоким концом направляющейся к обрыву. Проводя аналогию с арифметической прогрессией, каждый последующий элемент здания высится над предыдущим. Особого внимания не уделено ни одной из частей; все они выглядят в равной степени полновесными, напоминая группу сановников одного ранга, выстроившихся по росту.

В то же время некоторая значительность сообщена деталями. Зубчатый венец увеличивается по мере уменьшения высоты блока. В средней части ансамбля расположена гостиная, выделенная широкими окнами, балконами и высокими остроконечными шпилями конусообразной формы, соединенными с рядом небольших арок. Рустика цоколя выражена в облицовке этой части камнями с грубо отёсанной, выступающей лицевой поверхностью.

К архитектурным недостаткам здания можно прибавить несоответствие размеров оконных и дверных проемов, а также крайний лаконизм внутренней отделки. Украшениями парадного зала служат массивный камин, бронзовые бра, старинная инкрустация, резные детали потолка с выпуклыми изображениями драконов. Атмосферу ушедших эпох создают 11 средневековых гepбов. Все же сказочный образ нарушен темными деревянными балками с излишне выдающимися деталями крепления.

Если в архитектурном отношении Ласточкино гнездо отнюдь не шедевр, то его художественный образ вызывает восхищение. Трогательное одиночество дворца, стойко противостоящего морской стихии, исходит от эффектного расположения. Идея устройства замка на самом краю отвесной скалы, безусловно, не является заслугой архитектора. Живописное место выбрал первый владелец, который невольно увековечил свои грезы и преподнес потомкам сказку в камне.

Сегодня многие приписывают именно Павлу Шелапутину такое деяние, как открытие ресторана в замке Ласточкино гнездо. Однако это не соответствует истине. Дело в том, что Шелапутин к тому времени уже был тяжело болен. Он успел совершить сделку купли-продажи с бароном фон Штейнгелем и после этого сразу же уехал на лечение в швейцарский город Фрибур, где и умер в том же 1914 году. Ласточкино гнездо перешло по наследству его несовершеннолетним внукам.

И все же, как этот замок стал рестораном? Дело в том, что, пока наследники подрастали, управляющий крымскими имениями Шелапутиных решился открыть в этом здании доходное место - ресторан. Но особых доходов он не приносил, поскольку наступили нелегкие времена: сначала грянула Первая мировая война, затем - Гражданская, а после - революция. Имение было отобрано новой властью, а ресторан закрылся, но ненадолго.

В стране наступило время новой экономической политики (НЭП), которое внесло существенные изменения и в жизнь Ласточкиного гнезда. На этот раз оно перешло в ведомство ялтинского кооператива. В замке достроили открытую террасу, где и был восстановлен ресторан. Предприимчивые кооператоры тех лет пировали здесь под шум волн Черного моря ровно до 12 сентября 1927 года…

«Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.

- Мама! - крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.

Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.

Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров».

И. Ильф и Е. Петров,

«12 стульев»

В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение с эпицентром в море, близ берегов Ялты. Были два толчка среди ночи. Первый — слабый, как бы предупреждающий, заставил людей выйти из домов. Потому и оказалось при многих разрушениях сравнительно мало жертв. Второй толчок ударил в полные девять баллов.

Мощное землетрясение, которое вошло в историю полуострова как Ялтинское, или Крымское, принесло много бед и разрушений. Каменные глыбы срывались со скал и летели вниз, круша все на своем пути. Даже гора Аю-Даг сползла в море от столь мощного толчка. Не обошла беда стороной и замок на Аврориной скале. Вот как описано это событие в книге А. Никонова «Крымское землетрясение 1927 года»: «…На балконе, висевшем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха «Харакса». Публика разошлась лишь за 10 минут до главного толчка, от которого разрушилась башня этой затейливой дачи. Упавшие на балкон камни разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались на 10 минут позже. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались 2 бреши, как будто ее прошило огромное ядро». Часть Аврориной скалы обрушилась, смотровая терраса перед зданием нависла над пропастью. И в завершение этой катастрофы глубокой косой прямо под замком прошла в скале трещина.

Ласточкино гнездо устояло, но на долгие годы стало аварийным зданием, и на сорок лет превратилось в романтические развалины. Правда, есть сведения, что в 30-е годы жизнь здесь все же возобновилась на непродолжительное время. Замок переоборудовали в библиотеку для отдыхающих санатория «Жемчужина», который находился поблизости. Видимо, местные власти не приняли всерьез последствий землетрясения. И только когда трещины в здании стали угрожающе расползаться, эксплуатацию Ласточкиного гнезда запретили. Конечно, впоследствии не обошлось и без туристов-экстремалов, которые в поисках приключений искали любую возможность «просочиться» на территорию замка, чтобы полюбоваться дивным видом, открывавшимся со смотровой площадки.

Предложений по технике беспрецедентного и абсолютно необходимого ремонта поступило много. Возникла даже радикальная идея — разобрать замок, пронумеровать камни и плиты и сложить в прежнем порядке на новом, безопасном месте. Нет, это было бы уже не Ласточкино гнездо!

В 1930-е годы в замке находился читальный зал местного Дома отдыха.

Почтовые открытки 1928-33 годов

Только в 1967-1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили этот полуфантастический ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г. Татиев . Прежде всего, требовалось подвести к объекту подъемный кран и другую достаточно тяжелую строительную технику. И это по дорогам, которые предназначались в основном для легковых автомобилей и редких автофургонов с продуктами! С большим трудом и риском удалось завершить все приготовления. Скала оказалась перегруженной, а работа, между тем, планировалась долгая. Она требовала от строителей сноровки, сообразительности, большого мужества.

Начавшиеся в 1968 году восстановительные работы касались укрепления фундамента, частичного видоизменения фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации, ялтинский конструктор В.Н. Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объём. Таким образом была надежно закреплена крайняя часть дома, оставшаяся висеть над обрушенной скалой. Помимо монолитной плиты, всю постройку обнесли антисейсмическими поясами.

Увеличенная в высоту башня обрела декоративность благодаря четырем шпилям. Правильный архитектурный приём нарушил унылое возрастание объёмов, сделав акцент на крайней части дворца. Сегодня восстановленный замок официально признан памятником архитектуры прошлого столетия.

Если альпинисты привыкли проводить свои «рабочие дни» над пропастью, то для каменщиков «Ялтаспецстроя» это было в новинку. Отыскались и спасли дело добровольцы. Работая в подвешенной люльке, они закладывали трещину камнями, заливали бетоном. Под основание замка подвели железобетонную плиту, швы одели свинцовой оболочкой. Затем, уже без героизма и не торопясь, рабочие провели реставрацию здания. В таком «антисейсмическом поясе» обновленное Ласточкино гнездо обрело, на радость всем, кто любил и любит Крым, вторую жизнь.

В новейшее время возле готических стен разросся стихийный рынок сувениров. Чего только тут не увидишь: тысячи мелких поделок из керамики, можжевельника и всевозможных пластмасс, кораллы и ракушки тропических морей, цветные фотографии, картины. Больше всего видов самого Ласточкина гнезда: на холстах, на ватмане, на металлических и пластмассовых подносах, на «амфорах» из благородной керамики. Ходовой товар для круглосуточной местной торговли!

Скала «Парус»

Скала «Золотые ворота»

И сейчас многих молодых мужчин тянет на подвиги: удивить публику или даму сердца, проверить свои способности, посмотреть сраху в лицо, прыгнув с огромной высоты вниз… в волнующееся Черное море… Да, были отчаянные парни, которые решались на такие прыжки. Не всем, к сожалению, везло. Редкие счастливцы оставались невредимыми, только отлеживались по нескольку дней. Но находились сорвиголовы, готовые повторить прыжок и даже заработать! Правда и то, что на них разрывалась одежда, будто подсеченная бритвой…

На разные лады пересказывают здесь один фантастический случай. Молодой ялтинец, житель одного из старых кварталов Дерекоя, после тяжелой ссоры с женой поехал к Ласточкиному гнезду, поднялся на запретный обрыв, перелез через парапет и в отчаянии, а может быть и с некоторой рисовкой в расчете на зрителей, бросился вниз. Обреченное сердце могло остановиться еще в полете, но сработал многолетний навык: выросший у моря, человек много раз прыгал со скал и соляриев. Не поддался он смертельному ужасу — выпрямился, развел руки крыльями, полетел отвесно вниз, подправляя траекторию в воздушном потоке, который вдруг оказался ему помощником, вошел точно головой, разбив поверхность, как бутафорское перекрытие, выставленными вперед руками. Когда вынырнул и добрался до берега, к нему бросились отдыхающие с фотоаппаратами. «Героя» восхваляли, подзадоривали, просили повторить прыжок, даже собирали деньги. Неудачливый (или, наоборот, слишком везучий?) самоубийца отказался: шаг, смертельный по замыслу, вернул его к жизни…

Со стороны моря у подножия скалы можно отыскать несколько подводных пещер и даже занырнуть в каждую из них, освещая путь водонепроницаемым фонарем. Охотники за неповторимым, вы не разочаруетесь! Только будьте начеку: подводный грот — не лучшее место для встреч, а встреча с теми, кто нырнул туда раньше и уже плывет обратно, вовсе не исключена, особенно днем, в разгар пляжного сезона. Не напугайте друг друга!

Причал в уютной бухте позволяет швартоваться теплоходам местного сообщения даже в четырехбалльный шторм, когда закрыты соседние портопункты «Золотой пляж» и «Мисхор». Со всех концов Крыма собираются морские и сухопутные экскурсии к «оригинальному сооружению» — замку «Ласточкино гнездо». Почти все, кто приезжает в Крым, стремятся хотя бы раз подняться к «Ласточкину гнезду». Правда, на площадке перед замком, где и без того стало тесно от торговцев сувенирами, летом собирается столько любознательных, что невольно приходят мысли о благодатном межсезонье, когда хотя бы рано утром удается побыть здесь одному или вдвоем.

С июля 2011 года «Ласточкино гнездо» больше не является рестораном. Обновленный дворец-замок отныне открыт всем гостям и жителям крымского полуострова. Вход в замок всегда теперь будет бесплатным.

Туристов будут пускать в выставочный зал на территории замка. В замке развернута выставка «Волшебный мир Архипа Ивановича Куинджи», на которой представлены картины из фондов Симферопольского художественного музея, в т.ч. его легендарная картина «Лунная ночь на Днепре».

Уникальность выставки - в том, что она оформлена по тому же принципу, который применял сам художник. Картины представлены в абсолютной темноте, освещенные направленным лучом света. Также во дворце и на прилегающей к нему территории планируется проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и т.д.

Предусмотрено создание выставочного павильона, в котором будет открыт художественный салон для организации торговли произведениями живописи, фотоработами, декоративно-прикладными изделиями, сувенирной продукцией, краеведческой литературой. В плане - реконструкция памятника и приведение прилегающей территории в надлежащий вид: в частности, планируется обустроить две смотровые площадки, отремонтировать подъездные пути. «Ласточкино гнездо» — памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в ялтинском поселке Гаспра.

Министерство культуры Крыма и Республиканский комитет АРК по охране культурного наследия разработали концепцию использования памятника архитектуры: в замке и на прилегающей к нему территории будут проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и многое другое. В выставочном павильоне откроют художественный салон. Благодаря этому будет организована торговля произведениями живописи, фотоработами, сувенирной продукцией, краеведческой литературой и т.д.

Архитектурный памятник «Ласточкино гнездо» будет любимым местом туристов и людей, любящих искусство. Выставки и прекрасные концерты, безусловно, найдут своих постоянных зрителей.

В ближайшей перспективе — проведение на территории замка балов для молодежи под сопровождение изысканной живой музыки. Так что, возможно, мы скоро станем свидетелями и участниками первого бала для девушек Ялты.

В этом посте:

Знаменитые места Ялты – «Ласточкино гнездо»

В Крыму огромное количество разных мест, заслуживающих пристального внимания туристов. Главной считается замок с красивым названием «Ласточкино гнездо». Находится он практически в пригороде Ялты. И именно ему я решил посвятить этот пост.

Немного истории

О главной достопримечательности Крыма – «Ласточкином гнезде», сложено немало легенд, но история замка не менее захватывающая и интересная. И началась она в далеком 18 веке, а именно в 1783 году, когда Крымский полуостров официально присоединился к России. В это время на юге полуострова богатые люди стали активно скупать земли, разбивать сады и строить замки.

Именно в это время зародилась традиция отдыхать в Крыму. Примерно в это же время скала, на которой возвели «Ласточкино гнездо» получила свое название – «Аврора». И скорей всего дали его люди, приходившие сюда на восходе солнца. Самым первым строением на Аврориной горе стала дача с интересным названием «Генералиф», второе ее название в то время было – «Замок любви».


Построил дачу никому неизвестный генерал, принимавший участие в русско-турецкой войне (1877 – 1878 год). Что побудило его дать такое интересное название своему владению – неизвестно, но факт остается фактом. Уже тогда, одноэтажное здание на краю скалы вызывало восторг и желание писать у таких знаменитых сегодня художников как Айвазовский и Лагорио, а также у А.П. Боголюбова.

Наследники генерала после его кончины решили продать дом А. Тобину, придворному врачу из Ливадийского дворца. Он не стал поддерживать строение в первоначальном виде и внес в его вид определенные изменения. Впрочем и название не оставили прежним, а переименовали здание в «Ласточкино гнездо».


Никто не знает причину, но в определенный момент жена Тобина решила продать их имение одной влиятельной в те времена даме – А. Рахмановой. Новая хозяйка естественно стала вносить свои изменения, но уже кардинальные. Строение из дерева было полностью снесено, а на его месте возвели каменные хоромы, запечатленные на открытках, выпущенных в начале 20 века.

Правда и эта дама не долго была хозяйкой, в 1911 году она продала его немецкому барону Штенгелю. И вот уже именно он, точнее по его приказу, возвели здание, которым мы с вами сегодня и имеем возможность любоваться. Знакомясь с . В 1914 году на скале Аврориной появился небольшой замок в готическом стиле.

Занимался им сын очень известного архитектора – Леонид Шервуд. Это он задумал композицию из ступеней. Такое решение было принято в виду ограниченной территории, и в то же время он сумел вокруг даже разбить небольшой красивый сад. Общая высота здания составляла двенадцать метров. При ширине фундамента 10 и длине – 20 метров.

Правда и этот хозяин не задержался долго в современной достопримечательности Ялты. Так как в конце июля 1914 года началась война, и барону стремительно пришлось оставить свои владения. А замок перешел в собственность (был куплен) знатному купцу П. Шелапутину. Продержался замок без изменений до самого Ялтинского землетрясения (1927 год). Здание устояло, но получило статус «аварийное» и за его капитальный ремонт власти взялись только в конце шестидесятых годов прошлого века.


Сотрудники «Ялатспецстрой» выполнили воистину фантастическую работу. Их заслуга в том, что замок так и остался свисать над скалой. Стены не разбирали, укрепили фундамент. Немного изменили вид фасада и некоторых внутренних помещений. В процессе этих работ были также оборудованы антисейсмические пояса. Уже в таком виде строение получило статус «Памяники архитектуры».

Вот такая интересная и захватывающая история замка «Ласточкино гнездо» — главной достопримечательности Крымского полуострова. Читая ее, так и хочется в очередной раз отправиться в Ялту, чтобы снова насладится этим величием и красотой. А в дополнение узнать и несколько легенд, которых об этом месте сложено немало.


В чем особенность

Ялта богата на различные красивые и интересные места, возможно, поэтому сюда и стремится огромное количество туристов. Расположено «гнездо» в поселке Гаспра примерно в 14 километрах от центра курорта. Обладает это место несколькими особенностями. И первое из них – размещение. Замок построен на отвесной Аврориной скале. Сама скала входит в состав .

Зрелище потрясающее, особенно если учитывать, что строение в прямом смысле слова свисает со скалы, то есть, оно выходит за край. Стоит упомянуть, что высота Аврориной скалы – сорок метров. По дороге к замку есть смотровая площадка, откуда особенно величественно смотрится замок. Кстати, от данной точки к самому Ласточкину гнезду необходимо преодолеть еще путь в 1200 ступеней. Но пусть эта цифра вас не пугает.

Подъем не сложный, а ступеней все же меньше чем заявлено. Я считал, но точно утверждать не буду, может, и ошибся. , конечно же, не ограничиваются одним «гнездом». И в то же время именно этому месту стоит уделить внимание, раз вы уже приехали на полуостров. Кстати, по дороге до замка есть еще одно удивительное место – «Сад живых тропических бабочек». Их даже продают там, так что при желании можете сделать интересную покупку.


Возле здания есть еще одна площадка, с которой открывается не менее завораживающий вид. Это именно она выступает за край скалы. Подойдя к «Ласточкину гнезду» понимаешь, что оно не совсем, такое, как на картинках, календарях. Имеется в виду не общий внешний вид, а размеры строения. Честно, я ожидал увидеть здание намного больше.


Вообще достопримечательностей в Ялте много. И одну из них можно увидеть прямо со смотровой площадки «Ласточкино гнездо» — гору Ай-Петри. С ее знаменитой канатной дорогой. Мы кстати так и делали, посмотрели на замок, погуляли по территории, покушали в одноименном ресторане и отправились на «канатку». Впечатления – супер. Подробнее об Ай-Петри .

Цены 2019, официальный сайт

Где находится, как добраться

Тут все зависит от того, из какого города вы планируете поездку. Это может быть не только Ялта, из которой ходят автобусы до замка. Но и Алупка , впрочем, как и любой другой город Крыма. Если едите из Ялты, садитесь на автобус с табличкой «Ласточкино гнездо». Но предварительно спросите у водителя, куда он едет и какой автобус отправится раньше.

На автомобиле, своем или , а так же на такси добираться до этого знаменитого места конечно удобнее всего. Если едите своим авто, следуйте по трассе Н19 (Южнобережное шоссе), переходите на Т2709, с него надо свернуть на Алупкинское шоссе и следовать до соответствующего указателя. В принципе опытные автотуристы всегда найдут правильный путь. Точное место на карте и GPS координаты в конце статьи.


Экскурсии

Еще один вариант добраться до главной достопримечательности Крыма – экскурсии. Во-первых, это удобно. А во-вторых, узнаете больше интересной информации об этих местах. Кстати, из Ялты большинство экскурсионных программ проходят по морю. И это еще одна причина выбрать данный вариант пути к местной знаменитости.

Ищите где остановиться в Крыму?

Фото