Палаццо веккьо зал пятисот. Тайные ходы в палаццо веккьо. Башня и укрепления

Палаццо Веккьо является зданием муниципалитета Флоренции. Он был создан в начале 14-го века, как Палаццо дель Пополо, или Народный Дворец. Напоминающее крепость здание с зубчатыми стенами - одна из самых известных достопримечательностей Флоренции.

Первый камень Палаццо Веккьо был заложен в 1299 году. Строительство началось после того, как флорентийцы захотели создать новое здание правительства, отражающее важность постоянно растущего города.

Колокольня Палаццо Веккьо

Здание было завершено двадцать три года спустя, когда большой колокол был поднят на впечатляющую колокольню. В него звонили, чтобы объявить об общенародных собраниях, или предупредить о надвигающейся опасности. Башню высотой в 94 метра (в то время это была очень впечатляющая высота) называют Торре Арнольфо в честь итальянского архитектора и скульптора Арнольфо ди Камбио. Именно он считается главным проектировщиков Палаццо Веккьо.

Дворец был первоначально известен, как Палаццо дель Пополо (Народный Дворец). Позже его переименовали в Палаццо делла Синьориа в честь синьоров - представителей важных семей, управлявших городом. Это объясняет название площади рядом с дворцом - Пьяцца Синьория. После того, как в 1537 году к власти пришел герцог Козимо I, дворец был переименован в Палаццо Дукале (Дворец Герцога). Когда герцог переехал в Палаццо Питти, здание стало известным как Палаццо Веккьо, или Старый Дворец.


Каменный фасад дворца практически не изменился с четырнадцатого века. Сразу же привлекают внимание два ряда изящных готических окон с гербами флорентийской республики над ними. Изысканно украшенный мраморный бордюр у входа был добавлен в 1528.

Внутренняя часть Палаццо Веккьо относится ко времени господства Козимо I, при котором над украшением дворца трудился архитектор семьи Медичи Джорджио Вазари. Большинство фресок во дворце также создано Вазари.


Основной внутренний двор был разработан в 1453 Микелоцци Микелоццо, а небольшой фонтан в центре украшен статуей дельфина, созданной Верроккио. Вазари сделал для фотната её копию, а оригинальная статуя была перемещена в комнату на втором этаже Палаццо Веккьо.


Две монументальных лестницы ведут к самой впечатляющей комнате дворца - Салоне деи Чинквеченто на первом этаже. Большой зал использовался для встреч и собраний флорентийской знати. В 1503 Пьедро Содерини пригласил Леонардо да Винчи и Микеланджело для украшения зала. Козимо I позже уполномочил Вазари на реставрацию Зала - Вазари работал над фресками с 1563 по 1565 год. Фрески демонстрируют сцены победы Козимо над Пизой и Сиеной, с последующим созданием главного герцогства Тосканы.


В марте 2012 ученые нашли доказательство, что в 1505 Леонардо да Винчи действительно нарисовал фреску в Салоне деи Чинквеченто, которая оказалась скрыта под работой Вазари. Фреска Да Винчи под названием "Сражение Ангиари" ознаменовал победу Флоренции над Миланом в 1440 году. Еще один интересный зал в Палаццо Веккьо - Комната Лилии на втором этаже. Стены зала украшены золотыми лилиями и фресками римских сановников. Палаццо можно смело включить в список ведущих

Название :

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Джорджо Вазари, Арнольфо ди Камбио, Микелоццо ди Бартоломео

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Палаццо Веккьо известно также под названием флорентийской Синьории. Его построил в конце XIII века зодчий Арнольфо ди Камбио. Участие Микелоццо сводится к решению главного двора палаццо и архитектурно-декоративной обработке внутренних помещений.

Палаццо Веккьо по наружному виду выдержан в духе романских замковых сооружений. Двор, имеющий в плане форму неправильного квадрата, сохраняет старую пространственную схему, характерную для творчества Брунеллески и Микелоццо (например, монастырь во Фьезоле , палаццо Медичи-Рикарди). Отличием является мотив галерей первого этажа. Вместо прежних легких изящных колонок здесь довольно солидные массивные опорные столбы равного диаметра по всей высоте. Арки приобрели более мощный вид, выросла и высота отдельных этажей. Двор палаццо Веккьо не создает впечатле ния легкости и интимности; намечается уже переход к более торжественно-монументальным приемам и формам.

Эффект, достигнутый Микелоццо, - результат широкого применения метода контрастов. Так, например, тяжелый массив стен контрастирует с открытым пространством галерей. Общая замкнутость и ограниченность двора еще более усиливаются и подчеркиваются беспредельностью небесного пространства, открывающегося через квадратное отверстие крыши. Льющийся сверху свет способствует выявлению архитектурных деталей и создает изумительную игру светотени.

Лепные орнаменты на фустах колонн, капители их, роспись стенных плоскостей, фонтан посреди двора относятся к более позднему периоду и не могут быть приписаны замыслам Микелоццо. Внутренняя же декоративная отделка чрезвычайно многообразна и представляет большой интерес. В известной части она является как бы дальнейшим развитием тех декоративных принципов, которые были заложены Микелоццо в капелле Сан-Миниато и в церкви Санта-Аннунциата . Общими моментами в этих сооружениях являются единство орнамента с конструкцией, логичность в применении отдельных декоративных мотивов, многообразие орнамента.

К новым чертам творчества Микелоццо можно отнести большую рельефность, объемность декоративных элементов и общее увеличение их удельного веса в архитектурном оформлении.

На данном примере можно проследить широкое применение кессонов для обработки потолков, в силу того большого распространения, которое к этому времени получают плоские перекрытия, а также сравнительно уже частое использование стенных поверхностей под живопись (Живопись в палаццо Веккьо и значительная доля внутреннего архитектурного оформления являются произведением более позднего периода). Характерен для творчества Микелоццо и построенный им вскоре двор палаццо Торнабуони.

Перестройка Вазари

В 1558 году Вазари было поручено произвести коренную перестройку здания: перепланировку внутренних помещений, их декоративную отделку и меблировку. Перепланировка преследовала определенные цели: создать большую последовательность в расположении залов и комнат; нужно было также переделать старые лестницы - крутые и неудобные. Вазари проявил большую практичность в перекомпановке внутренних помещений.

Декоративные работы заключались во введении новых, по выражению самого Вазари, «роскошных лепных орнаментов новейшего вкуса», а также в «украшении разнообразными живописными изображениями».

Колоссальные композиции палаццо Веккьо бесспорно наиболее значительные из живописных произведений Вазари. Среди них ряд фресок семейной хроники Медичи , портретов, писанных с натуры, а также большое количество стенных картин на мифологические сюжеты.

Самой ответственной работой Вазари в палаццо Веккьо являлась перестройка большого зала Совета пятисот, где были подняты стропила и, таким образом, значительно повышено помещение; зал он расписал картинами, «представляющими морские сражения, осады городов, здания, церемонии, триумфы и другие предметы», как он их сам определял. Как и все работы Вазари, они были исполнены в рекордные сроки; размеры картин не смущали художника. В своей биографии Вазари говорит по этому поводу: «Чтобы объяснить причину, заставившую меня спешить с окончанием начатого труда, скажу, что мне были известны переговоры о бракосочетании нашего принца с сестрой ныне царствующего монарха». Готовя дворец к этому событию, художник форсировал работу, не всегда заботясь при этом о ее художественной ценности.

В архитектурно-декоративном оформлении палаццо Веккьо вполне проявилась специфика его манеры: в дверных наличниках, в обработке потолков, во всех орнаментальных элементах много стилизации, но мало истинной классики. Вазари в погоне за внешней красотой и оригинальностью прибегал к различного рода «вольностям» в отношении форм и мотивов и не прочь был даже в известной мере подражать Микеланджело .

Вазари не перенасыщает плоскости орнаментацией, не переобогащает их. Однако сама эта орнаментация зачастую мало соответствует характеру архитектурной формы.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Палаццо Веккио (Старый дворец) находится на одной из прекраснейших площадей Италии - площади Синьории. Строительство Дворца началось в 1294 году по проекту Арнольфо ди Камбио как крепость для защиты резиденции приоров - мощное квадратное здание с зубчатым завершением. Еще большую основательность дворцу придает высокая башня (94 метра), поднявшаяся над галереей с 1310 года. Снаружи здание облицовано рустом из твердого камня. Трехэтажный фасад украшен парными окнами, вписанными в полукруглые арки, что придает всему зданию впечатление сдержанной строгости. Между 1343 и 1592 годами в первоначальный проект Арнольфо ди Камбио (как внутри здания, так и снаружи) были внесены изменения и дополнения. В этих работах принимали участие такие мастера, как Кронака, Вазари и Буонталенти. На фасаде, под арками галереи, можно видеть фрески с девятью гербами коммун города. Часы имеют механизм, который датируется 1667 годом. По обеим сторонам входа во дворец стоят мраморные скульптуры для навесных цепей.

Перед Палаццо Веккио находится ряд скульптур, среди которых знаменитая копия Давида работы Микеланджело, заменившая в 1873 году оригинал. Над фасадом над входом находится медальон с монограммой Христа, фланкированной фигурами львов на ярко-голубом фоне тимпана и увенчанной треугольным карнизом. Надпись по латыни "Rex regum et Dominus dominantium", что означает "Король правит, а Бог властвует", была помещена здесь в 1551 году по указу Козимо I.

Салон пятисот Палаццо Веккио, предназначавшийся для проведения заседаний Большого Народного Совета после вторичного изгнания Медичи из Флоренции, был создан по проекту архитектора Кронака. Работы по декорировке зала возглавил Вазари. Аллегорические картины на потолке и стенах повествуют о триумфальном Возвращении великого герцога Козимо I во Флоренцию, об Истории завоеваний Пизы и Сиены. Среди мраморных статуй следует отметить скульптурную группу Микеланджело "Гений, попирающий грубую силу".

Среди Верховных апартаментов, кроме апартаментов Элеоноры Толедской и Аудиенц-зала, следует выделить Зал лилий. Названием своим зал обязан декорировке с изображением золотого цветка лилии на синем фоне. На стенах - фрески Доменико Гирландайо. В Зале лилий выставлена знаменитая Юдифь - шедевр Донателло. Раньше она стояла на площади Синьории.

August 23rd, 2013

Осмотревшись на площади Синьории, входим в Палаццо Веккио.

Внутренние помещения открываются милым двориком, посреди которого расположен фонтан, окруженный апельсиновыми деревьями. Создан он был Микелоццо в 1453 г. Более сотни лет спустя, в 1565 г. Джорджио Вазари, придворный архитектор Козимо I , расписал его стены картинами с видами австрийских городов Вены, Линца и Граца в честь бракосочетания сына Козимо I - Франческо I де Медичи с Иоанной Австрийской, дочерью императора Священной Римской империи.


Вообще, интерьеры Палаццо Веккио связаны с именем Джорджио Вазари чуть более чем полностью очень сильно, так как именно ему Козимо I поручил перестройку средневекового дворца для своих нужд. Эта перестройка, как и в случае с Персеем Челлини, преследовала цель прославления герцогской власти и уничтожения напоминаний о периоде республики. Так, под руководством Вазари был переделан декор «Салона пятисот» - самого значительного зала размером 52 на 23 метра, который был построен в 1494 году после изгнания Медичи и при восстановлении республиканских институтов, и предназначался для заседаний Большого Народного Совета, состоявшего из пятисот членов. Огромный и торжественный зал при Козимо I служил для собраний его двора, приемов и суда. В середине XIX века, когда Флоренция была столицей Итальянского королевства, здесь заседали парламентарии.


При реконструкции росписей стен Вазари уничтожил незаконченные фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»… (Это - копия с картона фрески работы Рубенса)


… и Микеланджело «Битва при Кашине». Сохранившийся картон (заготовка) фрески.


Стены и потолок зала были расписаны фресками, прославляющими деяния Козимо I, в частности победы Флоренции над Пизой и Сиеной.


Потолок зала, состоящий из 39 панелей, посвящен славным событиям жизни патрона,…


… включая центральную панель, отражающую его триумф в качестве Великого Герцога Флоренции и Тосканы.


Также зал наполнен скульптурами. В нишах были установлены монументальные статуи пап из семьи Медичи, игравших ключевую роль в управлении Флоренцией в первой половине XVI века, работы придворного скульптора Козимо I Баччо Бандинелли. Папа Лев Х.

Папа Климент VII изображен в момент одного из важнейших событий истории своего понтификата - коронации императора Карла V, которому для этого пришлось разнести половину Италии, включая Рим))


Вдоль стен зала расположились скульптуры, прославляющие подвиги Геракла работы Винченцо де`Росси, это продолжение темы, начатой еще одним Гераклом на площади Синьории. Такое ощущение, что тема Геракла была самой популярной в период правления Козимо I, от Геракла, одерживающего победу над очередной нечистью на самом деле некуда деваться))
Там же находится скульптура Микеланджело «Дух Победы», созданная мастером в 1533-34 гг. изначально для грандиозной гробницы папы Юлия II, имевшего прозвище «Папа-воин»


К залу примыкает богато декорированная небольшая комната - Студиоло (то есть «маленькая студия») сына Козимо I Франческо I, служившая ему кабинетом, лабораторией и даже кунсткамерой. Она создана под руководством Вазари и считается шедевром маньеризма.


Первый этаж занимает целая галерея залов, посвященная славным предкам Козимо I из рода Медичи, в каждом из которых увековечены их портреты и славные деяния. Есть залы пап Льва Х и Климента VII , Козимо Старшего , Джованни деле Банде Нере и, конечно, Лоренцо Великолепного . Эта фреска работы Вазари, на которой Лоренцо принимает послов, воспроизведена на потолке одноименного зала. Можно заметить, что изображение Лоренцо здесь идентично его знаменитому портрету, хранящемуся в Уффици.

Второй этаж, на котором размещались личные покои герцога и герцогини, открывается Залом стихий, посвященным темам античной мифологии. Вот такое «Оскопление Урана Кроносом», тоже Вазари и Жерарди Христофано…

…и маньеристское Рождение Венеры

Впечатлила терраса Сатурна на верхнем этаже в задней части дворца - Лоджетта - с изумительным видом на город, которой мы частично компенсировали незалезание на Дуомо. Вид в сторону Санта-Кроче…

… и на другой берег реки.

Часовня в покоях супруги Козимо I Элеоноры Толедской расписана фресками Аньоло Бронзино.

Два зала-кабинета дворца, сохранившие элементы ренессансного декора - Аудиенц-зал и Зал Лилий. В Аудиенц-зале находится роскошный покрытый золотом потолок с изображением герба Флоренции работы Джулиано да Майано, созданный при Лоренцо Великолепном.

Сам зал расписан в середине XVI века в традициях римской школы последователей Рафаэля и выглядит помпезно.

Такое чувство, что во Флоренции купол Дуомо виден практически отовсюду. На фоне правой створки окна хочется усадить какую-нибудь ренессансную красавицу - и портрет готов.

Но самым примечательным в этом зале является стена, расписанная Доменико Гирландайо «Апофеоз Святого Зиновия», первого покровителя Флоренции, со святыми и героями античного Рима.

Туда же помещен оригинал творения Донателло «Юдифь и Олоферн», копия которого сейчас украшает площадь Синьории.

Из зала Лилий можно попасть в еще одно «деловое» помещение - зал Карт мира. Там стоит глобус 1581 года, который на момент своего создания был самым большим в мире.

На стенах размещены 53 карты, выполненные доминиканским монахом Игнатио Данти, дающие представление о географических познаниях второй половины XVI века.

Сказать, что дворец потряс, не могу. Конечно, все очень красиво и эпично, но видимо уже накопилось некое переполнение прекрасным и эмоции возникали только на шедевры. Я бы советовала смотреть его на свежую голову.

А мы, тем временем, кинем еще раз взгляд на противоположный берег Арно…

И отправимся туда…

Продолжение - .

Все посты про Италию - .

Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) — старый дворец, один из самых примечательных памятников Флоренции. Башня дворца высотой 94 метра сразу бросается в глаза со смотровой площадки Бельведере.

Палаццо Веккьо был построен в 1299 году по образу и подобию готического дворца городского совета в Вольтерре (1208г.), и первоначально его назвали новым дворцом, поскольку туда переехало правительство из прежнего здания Барджелло. В 15 веке здание стали называть Палаццо делла Синьория, так как тогдашние правители объявили себя синьорами.

В 16 веке дворец именовали Палаццо Дукале (дворец герцога), там поселился великий герцог тосканский Козимо I Медичи. По указанию герцога архитектор Вазари значительно изменил интерьеры дворца. Когда герцог переехал в Палаццо Питти, здание стали именовать старым дворцом. С тех пор дворец так и именуется — старый, становясь год от года все старее и старее…

С 1872 года дворец является резиденцией Городского Совета Флоренции. Кроме того, в Палаццо Веккьо располагаются музеи.

Внутренний двор Палаццо Веккьо был создан во второй половине XV века, колонны с бело-золотой лепниной поддерживают потолок с фресками XVI века.

Дворец украшают множество скульптур, среди них есть одна работы Микеланджело.

Залы дворца все без исключения великолепно декорированы.

Совершенно роскошные потолки с росписями и деревянной резьбой не повторяют друг друга, но выполнены в одном стиле.

Очень удивила яркая подсветка во дворце. Обычно в таких местах не разрешают даже фотографировать со вспышкой…

Обстановка дворца в большинстве случаев не сохранилась, можно увидеть лишь отдельные предметы интерьера.

Главное помещение дворца — зал Пятисот, который был предназначен для собраний Генерального Совета.

Вазари с учениками, декорируя интерьер по велению Медичи, уничтожили существовавшие ранее шедевры «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчии и «Битва при Кашине» Микеланджело. В наше время проводятся работы, которые возможно откроют нашему взору фреску Леонардо, скрытую более поздней росписью Де Росси.

Работы Вазари, изображающие Подвиги Геракла, были призваны продемонстрировать могущество и славу герцога и его государства.

Порой совершенно случайно получаются неожиданно красивые фото. Из лоджетты дворца Palazzo Vecchio сняла через оконное стекло крыши Флоренции.

А это тот же вид через открытый проем.

Фотографии с видом на базилику Санта-Кроче хорошо передали ощущение свежести после дождя в старинном городе.