Замок сфорца кремль. Миланский кремль - замок сфорца. Описание музеев в замке Сфорца

Замок Сфорца в Милане - одна из важнейших достопримечательностей Италии. Он долго служил символом власти для местных и иностранных правителей. В начале двадцатого века сооружение спасли от сноса. Теперь там находится несколько гражданских музеев.

История Сфорца

В 1358 году Галеаццо Иск Висконти (первый герцог Милана) приказал построить крепость. Возведение завершили в 1368 году. Изначально замок имел базовую планировку: четыре стены, каждая по сто восемьдесят метров (591 футов) в длину и на каждом углу квадратная башня. Его преемники (Джиан Галеаццо и Филиппо Мария) расширили крепость и превратили ее в роскошную резиденцию. После того, как Филиппо Мария Висконти умерла, не оставив наследника в 1447 году, миланцы провозгласили Амвросианскую Республику и полностью разрушили здание, рассматриваемое, как символ Висконти.

Неоперившаяся республика, воевавшая с Венецией, обратилась за помощью к известному военачальнику Франческо Сфорца. Всего три года спустя он захватил власть и объявил себя герцогом Милана. Сфорца быстро восстановил замок, но на сей раз была возведена центральная башня высотой в семьдесят метров (230 футов) - Торре-дель-Филарете, окруженная большими круглыми башенками. Его последователи также улучшили и украсили структуру.

В период своего расцвета во времена правления Людовико Сфорца, прозванного «Иль Моро», крепость превратили в роскошную резиденцию эпохи Возрождения. Герцог обратился к великим художникам своего времени, в том числе Донато Браманте и Леонардо да Винчи, чтобы они украсили ее.

В последующие века, когда Милан находился под иностранным господством, замок был заброшен и в основном использовался в качестве казармы. Торре-дель-Филарета, которая использовалась в качестве хранилища боеприпасов, взорвалась в 1521 году. В течение второй половины шестнадцатого века испанцы добавили вокруг крепости звездообразные укрепления, позже частично разрушенные войсками Наполеона.

После объединения Италии в 1861 году замок оказался в таком плохом состоянии, что жители города рассматривали вопрос касательно его сноса. Тем не менее архитектор Лука Бельтрами спас полуразрушенную структуру от гибели, предложив превратить ее в общественное здание с помещением для нескольких культурных учреждений. В 1893 году Бельтрами начал ремонт монументального замка. Он восстановил поврежденные башни, воссоздал ров и снес сооружения, которые были добавлены во время иностранного правления. Он даже восстановил Торре-дель-Филарете, используя первоначальные планы.

Отреставрированный замок Сфорцеско открылся для публики в 1900 году. Кстати, его можно спутать с замком княгини Боны Сфорца в Рогачеве, но это уже совсем другая история и территория тоже.

Стоит отметить, что замок Сфорца и Кремль почти близнецы, а это особенно видно, если сравнить их фото. Он расположился вокруг трех внутренних дворов, во власти своих многочисленных построек. На каждом углу стоят четыре внушительных башни: две круглые у главного фасада, обращенные к городу, и две квадратные на другом конце. Круглые башни (31 м или 102 фунта в высоту) известны как Torre di Santi Spirito и Torre del Carmine. В тылу находятся еще две обычные башни - Torre Castellana и Torre Falconiera.

Главный вход в замок Сфорцеско ведет через самую высокую башню (Торре-дель-Филарете) до Пьяцца-д"Арми - обширного внутреннего двора. Еще одна вышка (Torre di Bona di Savoia) видна со двора.

За ней находится «сердце» замка - дворцовые резиденции герцогов Сфорца, окружающих два небольших двора: Кортиль делла Роккетта слева и Корте-Дюкале справа.

Роккетта была крепостью замка и последним прибежищем в случае осады. Во времена правления Людовика Иль Моро резиденции вокруг двора были великолепно украшены фресками. Три галереи, окаймляющие внутренний двор, были спроектированы тремя разными архитекторами. Башня Torre Castellana в западном углу Роккетты использовалась в то время в качестве сокровищницы.

Корте-Дюкале (Ducal Courtyard) выполнен в стиле эпохи Возрождения и имеет красивую лоджию Loggetta di Galeazzo Maria. Несколько комнат вокруг Корте-Дюкале украшены великолепными фресками пятнадцатого века.

Самой известной является фреска в Sala delle Asse в башне Falconiera, созданная не кем иным, как Леонардо да Винчи.

Ко всему прочему, замок Сфорца имеет гражданские музеи - Musei Civici. Они занимают несколько этажей вокруг внутреннего двора Рокетты и Дюкале.

Коллекцию археологического музея, содержащую доисторические и египетские артефакты, можно увидеть в подвальных этажах возле Дворца герцогов. На первом этаже находится экспозиция предметов античного искусства. Наиболее яркие: саркофаг четвертого века, мавзолей четырнадцатого века Бернабо Висконти и Пьета Ронданини - незаконченная скульптура Микеланджело. На первом этаже находится коллекция мебели и картинная галерея, где в основном представлены итальянские картины, в том числе «Trivulzio Madonna» Андреа Мантеньи.

На первом и втором этажах дома Роккетты находятся музей музыкальных инструментов и коллекция прикладного искусства. На первом этаже вы найдете исторические музыкальные инструменты, такие как венецианский клавесин шестнадцатого века, стеклянная гармоника и фламандский двойной верджинал. Коллекция прикладного искусства включает в себя множество предметов из золота, серебра, стекла, фарфора, слоновой кости и кованого железа начиная эпохой Средневековья и заканчивая девятнадцатым веком. Посетив замок Cфорца в Милане и его великолепные музеи, вы не сможете привезти с собой некрасивые фото.

Подземные ходы

Под замком находится лабиринт подземных туннелей. Некоторые из них построил Людовико Сфорца в XIV веке. Он был не совсем хорошим герцогом, поэтому граждане Милана искали любую возможность либо причинить ему страшный вред, либо покончить с ним. Итак, Людовико построил эти тоннели таким образом, чтобы приходить и уходить, когда ему вздумается. В то время гнев против него был на пике. Ходят слухи, что один из туннелей соединял замок с женским монастырем Санта-Мария-делла-Грация. Тем не менее этот туннель был разрушен во время Второй мировой войны.

Что касается испанцев, то они добавили еще несколько туннелей к уже существующим только по причине войны. Они были заинтересованы в том, чтобы прочно удерживать регион, и сделали все возможное для этой цели. Туннелирование было частью разработанной испанцами стратегии. Сегодня подземные ходы в замке Сфорца в городе Милан пользуются особой популярностью у туристов.

Итак, наиболее популярны такие отели рядом с замком Сфорца: UNA Hotel Cusan (расстояние до замка 200 м), Style Hotel (расстояние 300 м), Genius Hotel Downtown (350 м) и Brera Apartments in Garibaldi (450 м).

Полезная информация

Замок работает с 7:00 до 19:00 в летнее время и с 7:00 до 18:00 зимой. Вход бесплатный, но посещение музеев платное. Они открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30. Не работают во время религиозных праздников и по понедельникам. Один вход обойдется в 3 EUR, доступ на сезон - 15 EUR.

Замок находится в районе Умберто. До него можно доехать на метро, автобусе или трамвае.

Стоит отметить, что замок Сфорца имеет официальный сайт:


История миланского замка берет начало в XIV в. Правда, тот вариант современный путешественник не обнаружит. В нем местные жители видели не что иное, как символ угнетения и оплот тирании правивших тогда Висконти, поэтому и разобрали на части. Новый замок появился в середине XV в. стараниями династии Сфорца, чаявшей создать величайшую резиденцию в Европе.




Но век процветания был недолгим. Видимо, непростая судьба владельцев распространилась и на их детище. На протяжении столетий крепости суждено было пережить самые разные неприятности: равнодушие хозяев, военные действия, удары молний, организацию казарм и многое другое. Судьба повернулась к ней лицом лишь в XIX в., когда была проведена реставрация, вернувшая комплексу средневековые черты. Многое пришлось восстанавливать и после Второй мировой войны.








Замок Сфорца и парк Семпионе являются гордостью миланцев и одним из символов этого древнего и красивого города.
Решение о начале строительства замка-крепости было принято в 1368 году герцогом Милана Галеаццо II Висконти из известной династии Висконти, правившей Миланом около двух столетий, с 1277 по 1447 год. Строительство же замка Сфорца началось при Франческо Сфорца, захватившем власть в Милане в 1450 году
Франческо Сфорца умер в 1466 году, и его наследники с помощью Леонардо да Винчи и Браманте перестроили замок под герцогскую резиденцию. Тогда же создаются и роскошные интерьеры замка, часть которых еще можно видеть и сегодня. Замок стал включать ряд внутренних двориков, изящную площадь, обрамленную аркадами работы Браманте и Филарете. Дворец становится резиденцией герцогов Милана, сюда из городского дворца переезжает Галеаццо с женой Боной Савойской
.






Во время правления герцога Лодовико Моро, брата Галеаццо (конец 70-х — 90-е годы XV века), замок Сфорца стал одним из самых красивых и богатых герцогских дворов в Италии
С началом Итальянских войн Лодовико Сфорца бежал из Милана, а в замок Сфорца водворился французский король Людовик XII. При его преемнике Франциске замок пришёл в запустение; в 1521 г. от удара молнии взорвался пороховой склад в башне Филарете, после чего она была разобрана

Испанский наместник Ферранте Гонзага, приступив к усилению города, встроил замок Сфорца в центр новых миланских укреплений в форме звезды. В дворцовых покоях были устроены казармы на 2000 солдат

В период испанского владычества замок Сфорца, который продолжал играть роль защитной крепости, был окружен дополнительными фортификационными сооружениями и массивными валами. Рисунки и литературные источники того времени свидетельствуют о том, что здесь были размещены также госпиталь, таверна, хранилища для льда и пищевых продуктов, и две войсковых церкви. Залы, расписанные Леонардо и Брамантино, были превращены в подсобные помещения
Во времена Наполеона герцогская власть вновь пала, и часть миланцев, исповедующих крайние взгляды, потребовала уничтожения дворца Сфорца. Наполеон вопреки этим требованиям решил восстановить старую часть замка-крепости для размещения своих войск. И в замке вновь разместились войска — теперь уже наполеоновские. При Наполеоне снесли многочисленные валы и фортификационных сооружения, построенные ещё испанцами. Но обустроена была лишь часть территории, превращенная в обширный сквер.




Во время Революционных войн Миланом опять овладели французы, которых ненадолго вытеснил из города А. В. Суворов в апреле 1799 г. После возвращения французов местные патриоты вручили Наполеону петицию о том, что Кастелло Сфорцеско должен разделить судьбу Бастилии как символ ненавистного им самовластия. Вместо уничтожения замка Наполеон велел разбить перед ним просторную площадь. В 1833 г. была проведена масштабная реставрация Кастелло в романтическом духе, предусматривавшая восстановление таких примет средневековья, как ров вокруг замка
Восстановление дворца началось к середине XIX века. Но по-настоящему к нему приступили лишь после создания единого независимого итальянского государства в 1861 году. Замок в это время не только попал в перечень памятников, подлежащих первоочередной реконструкции, но и был признан одним из главных символов города








Источник: http://tiptotrip.ru/tips/962-zamok-sfortsa-v-milane#ixzz2322AbdjW
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=783

3. Говорят, что Замок Сфорцеско напоминает Московский Кремль и это действительно так, так как Кремль строили миланские архитекторы, которые и взяли за образец Миланский Замок. Интересная архитектурная деталь: все стены и башни замков обычно венчают зубцы, они бывают двух видов: квадратной формы, либо в виде ласточкина хвоста. Оказывается это имеет свою подоплеку. Замки и крепости с зубцами в виде квадрата строились сторониками Папы Римского, а с формой ласточкиного хвоста строили его противники. Так, уже внешне можно было предугодать кому принадлижит сие укрепление. Поэтому и в московском Кремле логически поразмыслив, миланские архитекторы построили зубцы в виде ласточкиного хвоста.
герб Милана...

4. Автор первоночального проекта неизвестен, по всей вероятности начало строительства было предпринято в 1368 году и замок пережил свои моменты расцвета и упадка, множество раз перестраивался. Прямо перед Замком находится большой фонтан, а позади него Башня Филарета. Эта четырехугольная башня имеет высоту 70 метров. Башня украшена несколькими декоративными элементами....

5. Барельеф над воротами изображает короля Умберто I

6. Прямо под первым зубчатым орнаментом стоит статуя Святого Амброджио между двумя большими гербами,

7. ну а выше, находятся большие башенные часы. Часы - это "солнце правасудия" - символ семьи Висконти, которые и начали строительства этого памятника архитектуры...

8. Если пройти под главной башней, то оказываешся на большой площади - Пьяцца д’Арми - раньше они играла роль военного Плаца для учений солдат, которые и охраняли замок.

9. В стенах по периметру площади встроены зданий музеев и Библиотеки, так же площадь украшает множество декоротивных элементов, колонн, остатки скульптур, фресок. Угловые башни были построены примерно в 1455 году - конечно основная их цель была оборона, но как нам поведала гидесса, также служила тюрьмой.

11. Напротив башни Филарета в 1729 г. был установлен памятник известному чешскому святому, Яну Непомуцкому (по итальянски он звучит как Сан Джованни Непомучено)

13. Через ворота с большим гербом рода Сфорца можно войти в Герцогский двор, где находятся здания музеев Кастелло, а далее детали замка...

14. колонка с питьевой водой во внутреннем дворе замка...

15.во дворе были замечены вот эти кошки, которые мирно бродили то там, то сям, но самое интересное это птица которая между ними - чувствует себя вполне комфортно)))

16. наверное такое соприкосновение с вечностью более.....усваемо)

19. Замок был когда то просто огромным, теперь за его территорией сохранились некоторые элементы замка 16го столетия.

Castello Sforzesco

" Франческо Сфорца, умея воевать, из частного лица стал Миланским герцогом, дети его, уклоняясь от тягот войны, из герцогов стали частными лицами.»
Николо Макиавелли, «Государь»

Замок Сфорца — один из самых знаменитых замков Италии расположен в самом сердце Милана и, будучи неразрывно связан, символизирует собой всю многовековую историю города. Много раз замок перестраивался, много раз приходилось ему держать оборону не только от внешних врагов, но и от самих горожан, но благодаря итальянским архитекторам и реставраторам он и сегодня может привести в восторг любого посетителя.

Джованни Висконти Свое начало замок Сфорца берет еще в то время, когда Миланское герцогство перешло в руки дома Висконти (Visconti), сумевших получить его из рук врагов — Дома Делла Торре (Della Torre). Благодаря мудрой политике Дома Висконти, в частности Маттео I (Matteo I), под его контролем находилась большая часть Ломбардии.

Bernardo Bellotto, Castello Sforzesco di Milano, 1750 circa

Во время правления Джованни Висконти (Giovanni Visconti) миланское герцогство захватило город Болонья, получило выход к морю захватив Геную, под его контролем был один из кантонов нынешней Швейцарии.

Джованни Висконти (Giovanni Visconti) умер в 1354 г. Племянники Маттео II (Matteo II), Галеаццо (Galeazzo II) и Вернабо (Bernabo) получили в наследство все его владения, в т. ч. Милан. Маттео умер через год, так что все территории, и Милан, были поделены между двумя оставшимися братьями. Бернабо получил восточные земли на границе с Вероной, Галеаццо — западные. Милан же должен был управляться каждым братом по-очереди.

Il progetto dell"Antolini (lato Milano)
В то время Милан предствалял собой могущественный город с развитой инфраструктурой: город был обнесен защитными стенами и воротами, были построены мосты, рынки, вымощены и обеспечены канализационными стоками улицы города.

Между 1360 и 1370 гг. Галеаццо II принимает решение об укреплении одних из городских ворот и начинает строительство замка-крепости в составе существующих стен города. Дело продолжил сын Галеаццо, Джиан-Галеаццо (Gian-Galeazzo). Он построил небольшое строение, которое служило казармами для наемников.

1958 План устройства замка времен Висконти Джиан за годы своего правления (1378-1402) централизовал управление герцогством, создал условия для развития искусств, промышленности и торговли. Именно при нем начал строиться и знаменитый миланский кафедральный собор Дуомо.

Bramantino, Argo, Sala del Tesoro

Estátua de San Giovanni (São João) Nepomuceno

Последний из династии Висконти, Филиппо Мария (Filippo Maria) продолжил работы по устройству замка, превратившегося уже в герцогскую резиденцию. По инициативе рядом с замком был разбит парк.

У Филиппо не было наследников по мужской линии, а его незаконная дочь, Бьянка Мария (Bianca Maria), вышла замуж за видного миланского военачальника наемников — Франческо Сфорца (Francesco Sforza).

После смерти Филиппо в 1447 г. миланцы, уставшие от тирании Висконти, провозгласили т.н. Амброзианскую республику. Замок Висконти был разрушен, а его камни пошли на уплату долгов строителям, которые подновили старые стены города.

Республика просуществовала недолго, всего 3 года. За это время Франческо Сфорца удалось защитить ее от нескольких нападений как венецианцев так и ломбардийцев. Учитывая подобный успех и свою роль в победах Франческо сумел провозгласить себя новым герцогом Милана.

После прихода к власти Сфорца решает выстроить разрушенный когда-то им самим замок. По его замыслу новая крепость должна стать символом красоты города и защитить Милан от возможных противников. Для работы над замком были выписаны многие известные архитекторы, в т. ч. Jacopo da Cortona, Giovanni da Milano и Marcoleone da Nogarolo.

Франческо Сфорца

В 1452 г. флорентийскому архитектору Антонио Аверулино (Antonio Averulino), известному также как Антонио Филарете ("Il Filarete") была поручена постройка центральной проездной башни замка. Хотя замок задумывался как роскошная резиденция герцога, вскоре Антонио был отстранен от работы и за дело взялся военный архитектор Bartolomeo Gadio.

Для завершения работ Сфорца даже попросил разрешения у Папы Римского, чтобы разрушить церковь, мешавшую строительству. Однако несмотря подобную любовь к детищу Сфорца все же предпочитал жить в Милане в старом Дворце Аренго (Arengo).

После смерти Франческо Сфорца в 1466 г. к власти в Милане пришел его первый сын Галеаццо Мария (Galeazzo Maria). Он вновь загорелся идеей сделать из замка роскошную резиденцию и выписал флорентийских архитекторов. Ими было добавлено много новых элементов, в т. ч. спроектированы конюшни на 90 лошадей.

Историки же характеризуют Сфорца того времени как людей любящих покупать роскошные вещи, лошадей, бриллианты, но при этом спящих рядом с «курятником». Часто они засыпали в той же зале, где до этого был банкет.

После нескольких лет неустанных работ замок-таки превратился в роскошную резиденцию. Внутренний двор Rocchetta был украшен портиком, а внутри в одном из помещений был устроен Бальный Зал ("Sala della Balla"). Здесь Галеаццо Мария любил заниматься спортом чем-то похожим на современный теннис.

Галеаццо Мария Сфорца был убит 26 декабря 1476 г. напротив часовни Св. Стефана. Опасаясь за свою жизнь, его жена Бона Савойская выстроила в самой защищенной части замка, Rochetta, высокую башню. Отсюда она могла наблюдать за всеми зданиями. Сегодня эта башня известна как "Torre di Bona" (Башня Боны).

В 1480 г. власть у малолетнего сына Галеаццо Марии перехватил его брат, Лодовико Мария, известный также как "Il Moro" (Мавр) Инициалы Галеаццо Марии во всех комнатах замка были заменены на вензеля Лодовика

В 1482 г. герцог Лодовико пригласил к себе в Милан на службу в коллегию герцогских инженеров Леонардо да Винчи. Последний украсил замок фресками в "Sala delle Asse". После длительной реставрации фрески можно видеть и сегодня. В ходе т.н. «Итальянских войн» Милан, а вместе с ним и Замок Сфорца переходил то в руки французов, то швейцарцев, то в руки войск Священной Римской Империи.

23 июня 1521 г. архивы сообщают, что в Башню Филарете замка ударила молния. Башня использовалась как склад для боеприпасов, поэтому башня была почти полностью уничтожена, а замок серьезно поврежден.

Начиная с 1549 г.года вокруг Милана были построены новые массивные стены (снаружи от старых). Замок Сфорца был соединен с ними с помощью "Tenaglie" (клешни). Одни вели к Porta Comasina, другие к Porta Vercellina. Вскоре однакод подобная система была признана неудачной и была заменена бастионной системой, уже доказавшей к тому времени свою эффективность.

Замок Сфорца превратился из роскошной резиденции в настоящую крепость, в ней могли одновременно находиться до 2000 солдат. Все расходы по строительству легли на жителей Милана. В сответствии с архивными источниками в крепости были также: госпиталь, аптека, ремесленные цеха, булочная, таверна, склады и две церкви.

В 1706 г. году Милан был захвачен австрийцами под предводительством Евгения Савойского. Замок снова использовался как казармы, теперь уже для австрийских солдат.

Одна из важных строчек в истории Миланского замка связана с Наполеоном. 9 Мая 1796 года герцог Фердинанд сбежал из Милана оставив для защиты города гарнизон всего лишь из 2000 солдат, 152 пушек, 3000 квинталов пороха. Поначалу австрийскому лейтенанту Лами (Lamy) удавалось сдерживать горожан, поддерживающих французов, однако Милан был осажден Наполеоном и 15 мая 1796 г. французский император вошел в город. К концу июня замок тоже был в руках французов

Наполеон планировал разместить в замке гарнизон в 4000 человек, однако фанатично настроенные граждане Милана, требовали разрушить до основания символ былой тирании. К счастью, в апреле 1799 г. года к Милану подошли войска, под руководством А. В. Суворова (Россия, Англия и Австрия предприняли совместные военные действия против экспансии Наполеона), город был осажден и взят суворовской армией. Вскоре Суворову пришлось по просьбе австрийского императора уйти с армией в Швейцарию (это был его знаменитый переход через Альпы).

Герцогская часовня была превращена в конюшню, комнаты герцога превратились в общие спальни, а фрески были закрашены известью.

В начале XIX века были снесены бастионы и валы звездчатых укреплений, построенные еще при австрийцах. Население ликовало! Согласно новому проекту площадь вокруг замка появлялась огромная площадь, получившая название Foro Bonaparte. В центре ее — замок Сфорца, в котором должно было разместиться правительство.

Однако после апреля 1801 г. проект был отложен, а затем постепенно трансформировался в площадь известную сегодня как Piazza delle Armi. После поражения Наполеона в 1815 г. австрийцы вернулись в Милан. В жизни замка Сфорца мало что изменилось — его продолжали использовать как бараки. Только на воротах в северо-западной части замка появились несколько декоративных элементов, изображающих генералов из династии Габсбургов.

Во время «Пяти Дней» (восстание миланцев) с 18 по 22 марта 1848 г. пушки Замка Сфорца обстреливали Милан. Все зачинщики восстания были арестованы и заточены в тюремные камеры замка.

После ухода австрийцев из Ломбардии в 1859 г. замок был захвачен и разграблен жителями Милана.

После Воссоединения Италии (Risorgimento) были предложены различные проекты по восстановлению Замка Сфорца. Некоторые вновь предлагали его разрушить, кто-то считал необходимым перестроить укрепления в готическом стиле и т. д.В итоге был выбран «филологический» вариант. Работы начались в 1893 г. под руководством архитектора Luca Beltrami. Была уменьшена высота нескольких башен, снесены стены соединявшие замок с городскими стенами. Были восстановлены старые комнаты, фрески, карнизы, подновлена крыша. В герцогских апартаментах расположился музей.

Fra Filippo Lippi - Madonna of Humility (Trivulzio Madonna)

Открытие замка Сфорца для широкой публики состоялось в мае 1900 г. Полностью же реконструкция замка завершилась в 1905 г. с восстановлением башни Филарете.

Museo egizio di Milano (situato nel Castello sforzesco). Sarcofago di Tas-Bestet-Peret. Tebe, XXVI dinastia.

К сожалению, Вторая Мировая Война не пощадила замок и в 1943 г. во время бомбежек он вновь серьезно пострадал, особенно Rocchetta.
К 1956 г. замок вновь был восстановлен в том виде, который любой посетитель может видеть сегодня.

Pietro Bussolo "Annunciata" Bassorilievo ligneo, 1480 circa

Египетский музей

Музей музыкальных инструментов

Замок Cфорца, или Кастелло-Сфорцеско (Castello Sforzesco) является одним из символов Милана. Он получил свое название по имени Франческо Сфорца, однако тот не был ни его основателем, ни первым владельцем.

Начало возведения будущего замка приходится на время Галеаццо II, одного из представителей рода Висконти. В 1368 году замок начал строиться как военная крепость для отражения врагов.


Нескончаемые войны, борьба за власть и тирания рода Висконти вели к ослаблению его правления, которое завершилось в 1447 году. Граждане Милана поднялись против ненавистных тиранов и создали Амброзианскую республику. Восставший народ разрушил большую часть сооружений замка.

После кратковременного республиканского правления власть в Милане перешла к Франческо Сфорца, умелому военачальнику, наемнику, находившемуся на службе в Милане.


Он был женат на Бьянке Марии, дочери последнего правителя из рода Висконти. Успешно защищая республику от нападений в течение трех лет, Франческо Сфорца сумел провозгласить себя герцогом Милана.

Новый правитель не просто взялся за восстановление замка, в его планах было возведение и собственной резиденции, и крепости, способной защитить Милан.

Перед лучшими архитекторами и инженерами – Джованни да Милано, Якопо да Кортона и Марколеоне да Ногароло – была поставлена задача создать такую роскошную резиденцию, которая не напоминала бы прежнюю крепость.



Строительство было завершено в 1452 году. Внешний вид построенного замка своим видом напоминает крепостные стены и силуэты башен Московского Кремля. Это не случайное сходство: замок Сфорца послужил образцом итальянским архитекторам, приглашенным в Москву.

В частности, Аристотель Фьораванти находился на службе у Франческо Сфорца, он одно время работал с Антонио Филарете, которому принадлежит центральная башня замка, названная его именем.

Есть сведения, что Фьораванти, построив Успенский собор в Кремле, принимал участие в составлении плана реконструкции стен и башен Московского Кремля при царе Иване III.


Замок Сфорца получил высокие крепостные стены. В плане он представляет собой правильный квадрат со сторонами длиной 200 метров. Внешние фасады приобрели привлекательный вид благодаря работе специально приглашенного для этих целей архитектора Филарета.

Он же построил центральную надвратную башню замка. Круглые угловые башни придавали сооружению законченный вид и играли важную оборонительную цель.

Однако Франческо Сфорца и его семья предпочитали новому замку, который находился тогда за границами города, старый дворец на Соборной площади.


Castello Sforzesco в основном использовалась для организации торжественных приемов. В одной из круглых башен размещался гарнизон, в основном это были лучники. В подземных помещениях замка держались в заключении преступники.

Замок Сфорца в своей последующей истории неоднократно перестраивался. В 1466 году умер Франческо Сфорца, к власти пришел его старший сын Галеаццо Мария.

Представители следующего поколения семьи известны своей любовью к роскоши, но при этом долго оставались людьми равнодушными к комфорту и удобствам.

Они покупали предметы роскоши, дорогие ювелирные украшения, породистых лошадей, однако продолжали жить в неподобающих условиях.


И все же Галеаццо Мария взялся за благоустройство замка. Он пригласил архитекторов из Флоренции. Потребовалось несколько лет для создания настоящей резиденции.

В замке устроили Бальный Зал, где не только танцевали, но и занимались спортивными играми. Во внутреннем дворе появился портик, аркада и другие служебные помещения.

В парадных залах сделали дорогую отделку, приобрели изящную мебель. Росписи того времени во многом дошли до наших дней.


Когда замок начал соответствовать статусу герцогской резиденции, здесь обосновались Галеаццо и его жена Бона Савойская. В 1473 году в замке построена часовня Корте Дукале.

В ее создании участие принимали такие мастера, как Бонифачо Бембо, Джьякомино Висмара и Стефано Федели.


Однако через несколько лет Галеаццо Мария Сфорца был убит. Его вдова, Бона Савойская, для безопасности в Rochetta, которая является наиболее укрепленной частью замка, построила самую высокую башню, чтобы контролировать всю территорию. Ее назвали Torre di Bona, то есть Башня Боны.

Следующим правителем Милана стал Людовико Мария Сфорца, также известный как Людовико Моро. Годы его правления были временем подъема Милана, когда осваивались земли, строились каналы, развивалась культура и наука.


Людовико Моро пригласил на службу многих ученых, деятелей искусства, в том числе Леонардо да Винчи, который занимался архитектурными и военными проектами. Однако нынешних гостей замка больше привлекают сохранившиеся фрагменты фресок Леонардо в Saladella Aste.

Людовико Моро правил до 1500 года, пока не потерпел поражение в войне с королем Людовиком XII. В результате он оказался пленен во Франции. Замок Сфорца при новых правителях, которые неоднократно менялись, постепенно превращался в военное укрепление.




В этом смысле политика французов, швейцарцев, испанцев или австрийцев мало отличалась друг от друга. Все стремились использовать замок Сфорца как настоящую крепость, свой форпост в северной Италии.

Это имело свои печальные последствия. В 1521 году в башню Филарете ударила молния, что вызвало взрыв хранившегося там запаса пороха, разрушившего башню и сильно повредившего замок.

Вокруг Милана появились новые крепостные стены, которые охватывали и замок, затем их заменили более надежными бастионами. В замке размещалось до 2000 солдат.


В зале с фресками Леонардо да Винчи размещался склад. Согласно архивным данным, в крепости были госпиталь, аптека, ремонтные мастерские, таверна и две церкви.

В эпоху революционных наполеоновских войн в 1796 году Наполеон, которого поддерживали местные жители, отвоевал Милан у Австрии.

Существует версия, что миланцы хотели разрушить замок как символ деспотического правления, однако, к счастью, это не удалось из-за продолжающихся военных действий.


Для противодействия Наполеону была создана коалиция европейских государств, в которой принимала участие и Россия. Русскими войсками командовал А.В. Суворов.

После сражения при реке Адде и следующих боев, в которых французы понесли большие потери, русской армии открылась дорога на Милан.

Город, из которого бежала большая часть французского гарнизона, сдался без боя в апреле 1799 года передовым русским отрядам.

В окруженном казаками замке Сфорца оставалась часть гарнизона вместе с больными и ранеными. Здесь тоже никто не помышлял о сопротивлении.


Миланцы восторженно встречали русскую армию, как, впрочем, за несколько лет до того они не меньше ликовали, приветствуя генерала Бонапарта.

На этом русская страница в истории Милана не заканчивается. Туда прибыл сам Суворов. Среди прочих мероприятий он должен был принять участие в торжественном богослужении в Миланском соборе по случаю пасхи. Однако Суворов сначала отправился на Via Torino, в храм Сан Джорджо.

Существует городское предание, что русский полководец, войдя в храм, встал на колени, поцеловал пол, на коленях дополз до алтаря, где долго молился покровителю христианского воинства Георгию Победоносцу.


Зная экзальтированный и эксцентричный характер Суворова, очень легко верится в эту историю.

После ухода союзных войск Милан и замок Сфорца остались во владении Австрии, однако уже через несколько лет Наполеон сумел взять реванш и восстановил контроль Франции над Италией. В эти годы Милан стал столицей Цизальпинской республики.




Замок Сфорца по-прежнему оставался казармой, хотя вокруг него сняли фортификационные сооружения и успели распланировать территорию под парк. В эти годы забелили известью фрески Леонардо да Винчи.

После окончательного изгнания Наполеона австрийцы до конца 1859 года использовали замок как казарму.

Именно в этом году итальянцам удалось избавиться от оккупантов. На победной волне темпераментные миланцы не щадили военные укрепления.

Они основатели разграбили замок Сфорца, в очередной раз в своей истории подвергшийся большим разрушениям.

Только в процессе воссоединения Италии, который известен как Risorgimento, встал вопрос о реконструкции замка. Он все-таки оставался символом Милана и, наконец, получил статус архитектурного памятника.


Первый этап включал в себя необходимые научные изыскания. Миланский архитектор Лука Бельтрами использовал архивные графические и литературные источники.

В результате эту реконструкцию стали именовать «филологической». Параллельно шел сбор средств на реконструкцию, прошедшую в 1895-1897 годах.




С 1 мая 1900 года, когда в замке открылись музеи археологии и искусства, он стал доступен для всех желающих. Первую мировую войну замок пережил благополучно, но после бомбардировок 1943 года пришлось ликвидировать серьезные повреждения.

Работы продолжались до 1956 года. Были восстановлены разрушенные здания, обновлены фрески, элементы внутреннего декора.

Сегодня замок Сфорца предстает в виде, который максимально приближен ко времени его расцвета. Перед Центральной башней находится площадь Кастелло и фонтан, которому, недолго думая, дали такое же наименование – Fontana di Piazza Castello.

Иногда из-за характерной формы фонтан называют «Свадебным тортом».




Центральная четырехугольная башня состоит из нескольких ярусов, ее венчает небольшой купол. Высота башни составляет 71 метр. На первом ярусе размещены геральдические фрески и изображение святого Амвросия.

Замок Сфорца, который наряду с прилегающей парковой территорией является своеобразной визитной карточкой Милана, — не только яркая достопримечательность города, но и бывшая правительственная резиденция рода Висконти.

История строительства

История замка Сфорцеско восходит к середине XIV века. Строительству предшествовали некоторые события в политической жизни Милана, а именно приход в XIII веке к власти представителя семейства Висконти – архиепископа Оттоне Висконти. К XIV веку семейство Висконти сумело подчинить себе множество городов северной Италии.

Потомок архиепископа, Галеаццо Висконти, решил возвести для себя и своей семьи замок. Изначально комплекс задумывался не только как личные владения, но и как оборонительная крепость , чтобы исключить любую попытку проникновения в покои герцога. Замок был выстроен на месте, которое в то время считалось пригородом Милана, поэтому он был обнесен высокой крепостной стеной.

Но к середине XIV века герцог Висконти начинает терять свои политические позиции, и в Милане была установлена Амброзианская республика. Горожане, устав от тирании герцога, частично разрушили замок , нанеся ему огромный урон.

Потомок герцога, Франческо Сфорца (являвшийся зятем последнего представителя мужской линии Висконти), в 1450 году получив от миланского Сената титул герцога, решает восстановить бывшую герцогскую резиденцию. По замыслу Сфорца, замок должен был стать не только защитной крепостью, но и символом миланской красоты .

Со временем по углам крепостных стен появились высокие башни, в 1473 году была построена часовня Корте Дуккале (часовня герцога). В конце XV века один из наследников герцога – Людовик Сфорца – велел переделать замок, добавив в него изящества и великолепия .

Для этого были созваны лучшие мастера своей эпохи, и в их числе – Леонардо да Винчи. Именно здесь были созданы его знаменитые полотна – «Дама с горностаем» (возлюбленная герцога Чечилия Галлерани), «Прекрасная ферроньера» (Лукреция Кривелли). Были еще великолепные потолочные фрески Леонардо, но от них на сегодняшний день мало что осталось.

После смерти Людовика Сфорца замок постепенно стал приходить в упадок. В 1521 году в башню Филарета ударила молния, и ее пришлось разобрать — настолько сильно она была повреждена. Во время Итальянских войн в середине XVI века замок превратился в неприступный бастион : его помещения стали казармой для более 2000 солдат, башни стали наблюдательными пунктами, а часовня – войсковой церковью. Битвы тоже не прошли бесследно для здания, до сих пор кое-где можно увидеть отметины и следы от пуль.

Размещались здесь и войска Наполеона . Да и сам Император любил бывать в этом замке. Вопреки воинственно настроенным горожанам, требовавшим уничтожения бастиона, Наполеон велел снести фортификационные сооружения и восстановить часть замка, чтобы вернуть ему былую красоту.

В 1833 году городской администрацией было принято решение восстановить замок в качестве городской достопримечательности . Реставрация проходила под руководством миланского мастера Луки Бельтрами. А после создания в 1861 году независимого итальянского государства Кастелло Сфорцеско было решено не просто отреставрировать, но и превратить в один из главных архитектурных символов города.

Восстанавливать замок пришлось еще и после событий Второй мировой войны – в результате вражеских налетов замок был серьезно поврежден. Восстановительные работы шли вплоть до 1956 года.

В этом видеоролике показано современное обличье замка Сфорца:

Описание достопримечательности и фото

Чтобы попасть в центральный двор замка, нужно было миновать главные ворота через башню Филарета – многоярусную постройку, высота которой доходит до 71 метра .

Башня украшена геральдическими фресками, барельефом короля Умберто Первого, второй ярус украшают старинные часы «Солнце правосудия». Они остались как память о первом герцоге Висконти, который заложил первые камни в основу Кастелло Сфорцеско.

Вокруг замка на месте бывшего плаца был разбит парк Семпионе . Большая площадь Piazza delle Armi, где ранее проводились воинские учения, теперь стала местом встреч отдыхающей молодежи.

Очень многие побывавшие в Милане говорят, что замок внешне очень напоминает Московский Кремль из-за украшавших башни зубцов в форме ласточкиного гнезда. Этому есть разумное объяснение: в строительстве Кремля участвовали миланские архитекторы, которые пожелали предать русской постройке строгий, но роскошный внешний вид.

Как архитектурный и исторический памятник замок Сфорца стал доступен для посещения туристами только в 1900 году, когда в помещениях замка были открыты Музей археологии и истории.

Сегодня в замке работает целый музейный комплекс : Музей Египетских древностей, Исторический музей, Музей античной мебели, Музей деревянной скульптуры, Музей редких музыкальных инструментов. Огромное собрание картин художников средневекового Милана составляют украшение коллекции – желающие могут познакомиться с работами Джиованни Беллини, Микеланджело Буонаротти, Мантеньи.

Кроме того, под крышей замка работает городская библиотека , в которой собраны уникальные материалы по истории Милана.

Ознакомьтесь с и — возможно, эти терминалы покажутся вам наиболее удачными для путешествия в город.

Неподалеку от Милана расположено озеро Комо. Рекомендуем вам посетить это , а чем там заняться узнайте из нашего обзора.

А здесь рассказано и показано, что можно посмотреть рядом с Миланом.

Замок Сфорца вольготно раскинулся на живописных просторах в парке Семпионе, в самом центре Милана. В настоящее время, это гигантское сооружение известно во всем мире. Многие российские туристы при первом же ознакомлении с ним замечают его поразительное сходство с московским Кремлем. И это неудивительно, ведь проект был создан известными архитекторами из Милана, а они естественно сделали чертежи, взяв за основу замок Сфорца. Внимательно присмотритесь к форме башен и окантовке стен в виде короны, и вы тоже обязательно заметите это сходство.

Замок предназначался для резиденции герцогов из знаменитой династии Сфорца и в течение нескольких столетий он представлял собой символ герцогской власти. Нужно сказать, что веками миланцы считали его эмблемой тирании и иностранного господства. Много раз за долгую историю местные жители пытались атаковать и снести это ненавистное здание. И только с объединением Италии, став центром культуры, замок стал дорог для миланцев, как настоящий символ города. В начале ХХ столетия он стал историческим памятником и знаменитой достопримечательностью Италии, притягивающим миллионы туристов со всех уголков планеты.

Если немного вспомнить его историю, то башня Филарете была построена по проекту известного итальянского зодчего Антонио Филарете. Это многоярусная величественная постройка, высота которой достигает около 70 метров. Ее украшает барельеф с изображением короля Умберто, рядом можно увидеть старинные часы «Солнце правосудия» и другие геральдические фрески. Башни, расположенные по бокам от башни Филарете, носят название Фалконьера и Кастеллана. Их украшением послужили боевые щиты с родовыми гербами старинных родов Висконти и Сфорца.

Фото: Alessandro Franceschi / Wikimedia Commons

Над глубоким рвом построен мост, соединяющий все сооружения с лоджией, где располагались покои Лодовико Моро. Нужно сказать, что закладка первого камня в основание фундамента произошла еще во II половине XIII века, при герцоге Джане Галеаццо II Висконти. Он был известен своей расточительностью далеко за пределами Милана, и распорядился приобрести роскошную мебель, и казна порядком опустела после трат на отделку внутренних покоев. Но зато появился Бальный зал, где часто принимали иноземных послов и именитых гостей города. Через короткое время замок был признан современниками самым величественным на севере Италии. Значительное и роскошное оформление внутренних интерьеров произошло при герцоге Лодовико Моро.

Именно по его повелению в Милан были приглашены выдающиеся мастера той эпохи – да Винчи и Браманте. В этих старинных стенах были созданы бессмертные шедевры живописи: «Дама с горностаем», где художник изобразил любовницу герцога Цецилию Галлерани, и «Прекрасная ферроньера», когда мастеру позировала Лукреция Кривелли. К сожалению, фрески на потолке, принадлежащие руке да Винчи, утрачены полностью. О них можно узнать, лишь листая пожелтевшие от времени документы в архивах. Во время так называемых итальянских войн, Лодовико Моро покинул Милан, а в замке обосновался король Франции Людовик XII, провозгласивший себя герцогом Милана.


Фото: RoseHAN / Wikimedia Commons

После того, как его преемником стал Франциск, дворец постепенно стал приходить в запустение, а потом и вовсе стал обычной военной крепостью. После того, как в башню Филарете угодила молния и в ней взорвался склад с порохом, она была разобрана. Нужно сказать, что замок Сфорца оставался крепостью и во время захвата города испанцами и здесь обосновался наместник Испании Ферранте Гонзага.

Замок окружили фортификационными сооружениями и огромными валами. Архивные документы указывают на то, что на территории действовал военный госпиталь, таверна, склады продуктов и небольшие церквушки для военных, которых здесь было размещено более двух тысяч человек. Залы, которые были расписаны да Винчи и Браманте, командование крепости превратило в подсобные сооружения.


Фото: Naval S / flickr.com

Замок, особенно в отдалении, выглядит величественным и торжественным. Это готический стиль, получивший большую популярность в Средневековье. Стены сложены из обожженного кирпича, а проемы окон имеют достаточно внушительные кирпичные карнизы. Без всякого преувеличения, его древняя история полна трагических событий. Он был свидетелем революции и народных бунтов, а также пережил не одну правящую династию. За прошедшие семь веков замок Сфорца неоднократно был полностью реставрирован. Но в 1799 г. замку грозила печальная участь парижской Бастилии.

В Милан вступили войска Наполеона и ему вручили просьбу активной части горожан о том, что здание необходимо разрушить, как память о тирании правления герцогов. Но тщеславный император приказал разбить перед дворцом площадь, восстановить часть замка, где и разместил свою армию. Возведенные испанцами сооружения были снесены. В 1815 г. в город вошли австрийцы и сделали Милан столицей Ломбардии и Венеции.


Фото: IgorSaveliev / pixabay.com

В 1833 г. правительство обратило внимание на комплекс, как на историческую ценность и приняло решение провести масштабное восстановление этого шедевра архитектуры Средневековья. Руководил работами местный талантливый архитектор Лука Бельтрами. Он предложил восстановить детали дворца по сохранившимся историческим источникам. Нужно сказать, что это было дорогостоящее мероприятие, но многие итальянцы приняли участие в сборе пожертвований.

Проводились всевозможные выставки, устраивались лотереи и в конце концов было собрано 4 000 300 лир. Восстановление комплекса длилось два года. Революция 1848 г., когда жители Милана единодушно вступили в борьбу за независимость от Австрии, также негативно отразилась на сооружениях. Весной 1900 г. здесь открылись два публичных музея: археологический и музей искусства. В это же время были разрешены экскурсии по залам.


Фото: dimitrisvetsikas1969 / pixabay.com

В 1943 г. он был подвергнут бомбардировке с воздуха и многие строения получили серьезные повреждения. Через несколько лет прошел капитальный ремонт и сейчас замок Сфорца или Castello Sforzesco является центром искусства. Кроме экскурсий по роскошным залам замка, посетите Слоновий портик. Любители музейных экспозиций могут выбрать поход в один из многочисленных музеев. В музеи можно приобрести единый билет. В одном из залов располагается галерея, где выставлено для всеобщего обозрения более 230 полотен знаменитых живописцев Италии разных эпох.

Большой интерес у посетителей вызывает неоконченная статуя «Пьета Ронданини» – шедевр гениального Микеланджело. А рядом разнообразные виды музыкальных инструментов, на которых когда-то играли итальянцы и сочиняли свои великолепные произведения. Отметим, что вход до 18 лет в музеи бесплатный, остальные цены вы можете посмотреть на официальном сайте этого комплекса.

  • Часы работы: замок работает ежедневно с 7 до 19.30.
  • Адрес: Piazza Castello, 20121 Milano MI, Италия.

Но это еще не все. Как мы уже отметили ранее, замок Сфорца окружает уютный парк Семпионе, где можно насладиться утренней прогулкой или пробежкой. Этот парк прославился знаменитой Аркой мира, созданной в XIX в по инициативе Наполеона. Согласно легенде, если провести прямую линию от Арки мира в Милане, то она пройдет через парижскую триумфальную арку и арку Каррузель. Те, кто посещает Милан не впервые, то часто приходят на прогулку в парк, так как вход сюда свободный и здесь довольно приятно находится. В следующем нашем материале мы расскажем вам , где вы узнаете его историю создания, часы работы билетных касс и сможете посмотреть предстоящую афишу.