Замок принца конде. Парк шантийи - пейзажное сердце регулярных садов франции. Самостоятельное посещение Шантийи

Провинция Пикардия, близко расположенная к Парижу, славится роскошными замками. По великолепию они не уступают Версалю или дворцам, расположенным вдоль берегов Луары. Одной из таких жемчужин архитектуры является замок Шантийи, притаившийся в лесах долины реки Нонетт в 49 км от столицы Франции, Парижа. Одного взгляда достаточно, чтобы от восхищения захватило дыхание. Необычное сочетание в архитектуре готического стиля и барокко создает впечатление застывшей сказки.

Замок Шантийи, Франция – описание.

Дорога, идущая сквозь лес, приводит к замку, возвышающемуся посреди пруда и окруженному великолепными садами. Комплекс Шантийи состоит из дворца, включающего в себя несколько зданий, а также ансамбль из трех ландшафтных парков: французского, английского и англо-китайского. Неподалеку от замка Шантийи расположены Большие Конюшни с музеем Лошади и современным ипподромом.

Замок Шантийи – история.

Свое название замок Шантийи получил в X столетии, во времена завоевания Галлии римскими легионами. Оно произошло от имени человека, первым построившим для себя дом в этих густых лесах. Позже на его месте был возведен замок, служивший защитой хозяевам. Внутреннее убранство сооружений того времени не отличалось роскошью, упор делался на надежность.


В 1528 г. хозяином замка стал де Монморанси, командующий французской армии, и замок Шантийи расцвел. Владелец решил превратить крепость в великолепный дворец, для чего пригласил известного архитектора Ж. Бюллана. Нынешнему поколению в наследство досталась лишь часть уцелевших строений, именуемая «Капитенри».

Вскоре владельцами замка Шантийи во Франции стали родственники французского королевского рода – Бурбоны-Конде. Герцог Конде продолжил перестройку зданий и улучшение парковой зоны, мечтая сделать поместье местом для проведения роскошных балов и званых приемов. К работе приступил архитектор Ленотр, создавший французский парк с каскадом фонтанов. Позже был создан англо-китайский парк с богато обустроенными «хижинами» для гостей, фруктовыми деревьями и каналами.


Парк Шантийи.

Весь парковый комплекс отреставрирован, и сегодня посетители могут прогуляться по дорожкам английского сада, полюбоваться на лебедей, плавающих в озере, посетить храм Венеры или беседку Любви с сохранившейся статуей Эроса. В англо-китайском парке остались мостики через каналы и три «хижины». Как и несколько сотен лет назад, сегодня можно совершить прогулку по лабиринту, немного отличающемуся от прежнего.


Все владельцы поместья были обеспеченными людьми, прекрасно разбирались в живописи, музыке и литературе. Они всячески старались приумножить уже существующие коллекции. Собранию картин, предметов быта из фарфора и драгоценных металлов, уникальных книг и скульптур мог бы позавидовать Лувр. Но французская революция не пощадила ни парки, ни дворцы, входящие в ансамбль. Великолепные коллекции были разграблены, парковые зоны разорены.

По счастливому стечению обстоятельств, ярость толпы удалось усмирить, и погромы были пресечены. Замок Шантийи стали восстанавливать. Окончание XIX столетия было ознаменовано реконструкцией Большого замка и возвращением в родные пенаты практически всех украденных экспонатов. Последний из рода Конде передал поместье герцогу Омальскому, который продолжил реставрацию комплекса, а на склоне лет завещал все имущество Институту Франции.


Коллекция замка Шантийи, Франция.

Чтобы полностью ознакомиться со всеми достопримечательностями и экспонатами, входящими в экспозицию, потребуется намного больше времени, чем запланировано для экскурсии. На обозрение выставлено более 1000 полотен, принадлежащих кисти знаменитых живописцев. В библиотеке принца Орлеанского выставлено в два яруса 13000 уникальных старинных книг и рукописей. Вся коллекция насчитывает 30000 экземпляров, некоторым из них более 400 лет.

Во дворце выделена огромная комната, в которой на бордовых стенах размещены полотна Рафаэля, Пуссена и других великих художников. Согласно последней воле завещателя, картины нельзя менять местами или выставлять в других музеях.

Изящное оформление внутреннего убранства всех дворцовых комнат поражает разнообразием:

  • люстры, сделанные из бесчисленного количества деталей;
  • позолоченная мебель;
  • различные резные декоративные фигурки;
  • стены, украшенные гобеленами;
  • расписные потолки;
  • газовые фонари;
  • мраморная лестница и т.д.



Все это приводит посетителей замка Шантийи во Франции в трепетный восторг. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для туристов это место так притягательно. Сюда лучше приезжать в начале лета, в это время здесь можно встретить знаменитых актеров и музыкантов, деятелей шоу бизнеса и особ королевской крови. Они приезжают на скачки, проводимые на ипподроме. Здесь каждый год можно полюбоваться грандиозным шоу фейерверков. Кстати, именно в замке Шантийи во Франции были сняты фильмы «Видок» и «Ватель».

Франция.Замок Шантийи. Жемчужина французского Ренессенса.

Замок Шантийи находится во Франции. Был возведен Пьером Шамбиж для герцога де Монморанси в 16-ом столетии в стиле французского Ренессанса, этот архитектурный ансамбль стал одной из жемчужин французского Ренессанса.


Поскольку сам Монморанси служил при семи королях, а его дети воспитывались вместе с наследными принцами, то не удивительно, что этот замок посещало так много королевских особ, восхищаясь здешним великолепием.


С этим замком связана и история любви Генриха IV, которому в ту пору было 54 года, к пятнадцатилетней Шарлотте де Моноранси. Желая соблюсти приличия король выдает девушку замуж за одного из представителей династии Конде. Однако послушный жених вдруг становится строптивым мужем и увозит молодую жену в Бельгию, где они находятся под покровительством короля Испании.


Это вызвало настоллько сильный гнев короля, что он даже всерьез подумывает о военных действиях. Этим планам не суждено было осуществиться, поскольку вскоре Генрих погибает от руки религиозного фанатика Равальяка.

Возвратившись после его смерти во Францию молодая пара через некоторое время вступает во владение замком Шантийи. Его расцвет cвязывают с именем их сына, принца Конде. Именно он поручил самому известному французскому парковому дизайнеру Ле Нотру оформить зеленые насаждения вокруг замка.


Гордостью Шантийи являются и его фонтаны, которые считаются одними из самых красивых во Франции. Недаром Людовик XIV при постройке Версаля взял за образец как раз фонтаны Шантийи.


Коннетабль Франции Анн де Монморенси.

Являясь поклонником и покровителем искусств принц Конде нередко приглашал в свой замок известных писателей и художников. Среди них были Буало, Расин, Ла Фонтен, мадам де Севиньи. Здесь же вШантийи состоялось первое представление "Тартюфа" Мольера, который также был частым гостем у принца Конде.


Шантийи — один из красивейших замков Иль-де-Франс — стоит в величавом одиночестве, окруженный рвом, посреди лесной чащи. Шантийи — это целый мир с парком и садами, великими произведениями искусства и собственной богатой событиями историей.



Приезжая в замок Шантийи, сразу окунаешься в атмосферу жизни аристократии XVIII в. Его прекрасно отреставрированные комнаты обставлены мебелью той эпохи, стены библиотеки от пола до потолка заняты полками с книгами, а частные покои выглядят так, словно их обитатели только что вышли.

Внутри здания. Это действительно настоящий дворец - мраморные лестницы, расписные плафоны, позолота и витражи, скульптуры, люстры, роскошная посуда, прекрасная живопись на стенах. Рафаэль, Ван Дейк, Пьеро ди Козимо, Филиппино Липпи, сорок миниатюр Жана Фуке, Пуссен, голландские маринисты, Теодор Руссо, Энгр, Делакруа...






Герб дома Бурбон-Конде на полу замка Шантийи.

Библиотека.

Сохранилась в прекрасном состоянии знаменитая библиотека принца Орлеанского, а в ней - более 13 000 редчайших книг и рукописей, в том числе псалтырь королевы Дании Ингеборг, жены Филиппа-Августа, и знаменитый "Часослов" герцога Беррийского.


Библиотека.

Библиотека.





Стены ее украшены картинами, иллюстрирующими победы, одержанные Гранд Конде в боях.


Галерея деяний Господина Принца.


Галерея деяний Господина Принца.


Галерея деяний Господина Принца.


Комнату господина Принца.

Комнату господина Принца. Это роскошная комната, украшенная деревянными с позолотой панелями, картинами и мебелью, большая часть которой, увы, была вывезена отсюда в годы революции. Это не может помешать, однако, полюбоваться великолепным комодом Ризенера, который был заказан для спальни Людовика XVI в Версале.


Комнату господина Принца.

А также картинами с изображением животных, которые были написаны Кристофом Уэ.





Спальня графини.

Спальня графини хранит стулья в стиле Луи XV, кровать с балдахином и люльку для ребёнка. Стиль неоготика дополнен техникой маркетри по красному дереву. Будуар украшен фиолетовым атласом, парчой и серебром. Здесь стоит фортепиано Grohe из красного дерева. Маленькая комната соединяет жилища графа и графини стенами в стиле сенжери, на которых изображены обезьяны.


Эта комната расположена в покоях для приемов и представляет собой немалую художественную ценность. Она была расписана в 1737 году. Стены украшают великолепные расписные панели, от которых просто глаз не оторвать. Над большими каминами установлены зеркала, которые создают ощущение еще большего пространства.


Стулья привезены из Версаля, из покоев Марии-Антуанетты. А один из них, имеющий форму якоря, принадлежал когда-то Графу де Тулуз, и был привезен из его домика в Рамбуйе.


Интересен в этой комнате также каминный экран с обезьянкой, который появился здесь лишь в 1890 году. Эта работа мастера Кристофа Уэ была приобретена герцогом Омальским для украшения именно этой комнаты в Шантийи - он посчитал, что экран с обезьянкой идеально впишется в интерьер Гранд Санжери и оказался совершенно прав.


Музыкальный салон.Подсвечники в музыкальном салоне замка Шантийи.


Музыкальный салон.

Эта комната посвящена воспоминаниям о герцоге Энгиенском.Великолепные позолоченные подсвечники, позолота на дверях и стеновых панелях, а также золоченые музыкальные инструменты создают блеск роскоши и богатства, пронизывающей комнаты замка, а в особенности Музыкальный салон замка Шантийи.


Музыкальный салон.


Капелла сердец рода Конде.

Заглянем в часовню дворца. Она была построена сравнительно недавно - в 1882 году, но точно на том месте, где еще до революции находилась старая молельня.

Капелла сердец рода Конде.

Алтарь приписывают мастеру Жану Гужону, а великолепные витражи датируются XVI веком.

Капелла сердец рода Конде.


Потолок.


Капелла сердец рода Конде.

В ее задней части, за алтарем, находится урна, в которой хранятся сердца принцев Конде и Генриха II (тела усопших покоятся в церкви в Бургундии).

Капелла сердец рода Конде.

В неспокойные революционные времена было осквернено немало могил, и чтобы спасти память о принцах, их сердца было решено спрятать в церкви в Шантийи, а затем, столетие спустя, их перенесли в новую часовню.


Капелла сердец рода Конде.





Эта комната изначально планировалась под размещение картин, поэтому имеет такую нестандартную форму - кесонный потолок, стеклянная крыша, дающая большое количество естественного света. Уникальность коллекции картин в этом зале ставит картинную галерею Шантийи на второе место после музея Лувра.


На бордовых стенах развешены картины: слева - итальянская школа, справа - французская. Порядок картин определил сам герцог в соответствии со своими замыслами. Также он завещал никогда не менять расположение картин и выставлять хоть одну из них в ином месте, кроме как в замке Шантийи. Поэтому видеть все эти картины можно только здесь.












В сорока километрах от Парижа находится это удивительное место. На фоне старинного парка - шедевры архитектуры барокко в ожерелье прудов, а рядом - травяная дорожка ипподрома, которая выходит к стенам великолепного дворца. Но нет, это не дворец, это конюшни - самые грандиозные и, пожалуй, самые красивые в мире.


В них и сегодня живут, вернее, царствуют лошади: здесь помещается уникальный музей, в котором сливаются воедино искусство, история и гимн благородному животному.


Известный своим замком и парком, Шантийи издавна привлекает к себе любителей верховой езды, которые приезжают сюда на скачки или для того, чтобы посетить Музей-выставку лошадей и пони, расположенный в, должно быть, самых красивых в мире конюшнях с роскошными стойлами для скакунов.


Именно эти конюшни разительно отличают Шантийи от других замков. Анри-Луи Бурбон, владевший замком в начале XVIII в., заказал архитектору Жану Оберу грандиозную постройку, в которой должно было хватить места для 240 лошадей, своры из 300 гончих, всех карет, манежа для тренировок и жилых помещений для конюхов, кучеров и форейторов. Одно только главное здание 186 м в длину.


























Источник

Поместье Шантийи на протяжении столетий меняло хозяев, но всегда принадлежало аристократическим династиям, которые были очень близки и родственны королевской власти и зачастую соперничали с ней: Монморанси, Бурбон-Конде, а последний владелец Генрих Орлеанский, герцог Омальский собрал значительную художественную коллекцию, которую вместе с замком подарил в 1884 году Франции. Думаю, что все знают рукопись XV века "Великолепный часослов герцога Беррийского" со знаменитыми миниатюрами - герцог Омальский купил его для коллекции в 1856 году и с тех пор она хранится именно в Шантийи, еще здесь можно увидеть мозаики и предметы из Помпей. А коллекция картин Шантийи стоит во Франции на втором месте по значимости после коллекции Лувра, здесь есть картины Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Энгра, Делакруа, Пуссена. Интересно, что залы музея Конде выглядят как в конце девятнадцатого века, потому что согласно завещанию герцога Омальского ни один предмет из его коллекций не может быть вывезен за пределы усадьбы Шантийи, а постоянная экспозиция не должна изменяться

Тому, кто пропустил начало и еще не побывал в , советую сначала заглянуть в предыдущий пост, а мы пройдем внутрь ренессансного шато, окруженного водой. Хотя на поверку этот замок оказывается реконструкцией XIX века. Во время революции Большой замок Шантийи был разрушен, поэтому в 1875 году герцог Омальский поручил архитектору Оноре Доме построить новый замок на прежнем месте, но параллельно была поставлена задача подготовить помещения для коллекции. Для проекта восстановления Доме использовал планы и гравюры XVI века, ему удалось передать дух архитектуры французского Ренессанса

Помимо изобразительного искусства страстью герцога Омальского были книги: он скупал книги на аукционах по всей Европе. Собрание выставлено в уютной библиотеке (1876-1877). Металлическая двухуровневая конструкция с галерее характерна для библиотечной архитектуры второй половины XIX века. Хотя в замке нет аудиогида, но в каждой комнате есть большой информационный лист на русском языке

В Шантильи хранится почти 1500 рукописей, после коллекции Национальной библиотеки Франции - это вторая по величине библиотека в стране с украшенными орнаментом и миниатюрами манускриптами. Старейшие рукописи относятся к XI веку. К сожалению, самую ценную жемчужину коллекции - "Великолепный часослов герцога Беррийского" - в оригинале увидеть не удастся, в целях сохранности ее не выставляют, можно только посмотреть факсимильную копию и полистать электронную версию


Украшу и свое повествование парой сюжетов из знаменитого часослова, воскрешающих перед нами картины средневековой жизни и мыслей. "Февраль", Поль Лимбург. Миниатюрист выводит нас на улицу на холодный зимний воздух. Заснеженный ландшафт, город на заднем плане, покрытый снегом, по дороге к которому бредет крестьянин с ослом. Другой крестьянин усердно рубит дрова, а третий спешит к укрытию. На переднем плане мы видим ферму и крестьян, греющихся в небольшом деревянном доме. Туники обоих мужчин высоко подняты, чтобы согреть ноги, а женщина лишь слега приоткрыла лодыжки


Ужасно прекрасное в свом контрастном исполнении "Чистилище", Жан Коломб. А как потрясающе выполнена готическая рамка, создающая трехмерный эффект


Фото с сайта en.wikipedia.org

В центральных витринах во время моего визита была выставка, посвященная связям семьи герцога с США. Книга "Хижина дяди Тома", напечатанная в 1853 году, помню как я заливалась слезами в детстве во время чтения этой книги

А эта забавная иллюстрация из одной из книг: две татуированных туземки пристроились рядом с европейцем, лица такие выразительные у всей троицы. Судя по подписи это карикатура на отца герцога Омальского Луи-Филиппа Орлеанского, бывшего королем Франции Луи-Филиппом I с 1830 по 1848. После череды революционных событий в 1796 году Луи-Филипп попадает в Америку и на Кубу, где живет в течение трех лет

На первом этаже расположены Большие покои, в которых воссоздана церемониальная пышность апартаментов XVIII века - классическая дворцовая анфилада со спальней, музыкальной комнатой и необычным образом украшенными комнатами для приемов. Во время революции замок был разграблен, и герцог Омальский собирал по стране мебель и убранство того времени, чтобы восстановить период величия и пышности принцев Конде.

В 1643 году поместье Шантильи стало собственностью семьи Бурбон-Конде. По инициативе Луи II де Бурбона, принца де Конде (1621-1686), известного как Великий Конде, парком Шантийи занялся знаменитый садовник Версаля Андре Ле Нотр. Время Великого Конде - золотой век Шантийи, поместье стало главным местом для модного общества и интеллектуального общения, балов и фейерверков. Во время Фронды Великий Конде сначала был на стороне официальной власти в лице Мазарини и несовершеннолетнего Людовика XIV, но затем повёл себя дерзко по отношению к Мазарини и королеве-регентше Анне Австрийской, и после года тюремного заключения возглавил новую Фронду принцев, но проиграл, и на пятнадцать лет был изгнан от двора короля-солнца


Над камином античная мозаика с виллы в Стабии, древнего города на берегу Неаполитанского залива возле Помпей. Стабии тоже оказались погребенными на века во время извержения Везувия. Во второй половине XVIII века в Стабии начались раскопки

На мозаике изображен знаменитый мифологический сюжет похищения Европы богом Юпитером, превратившимся в быка. Мозаика была частью коллекции тестя герцога Омальского - Леопольда, принца Бурбон-Сицилийского

У одной из комнат забавное название - "Великий обезьянник". Этот будуар свидетельствует о моде на Азию в XVIII веке, стены украшены фресками с обезьянами и китайцами. В сюжетах росписи аллегории войны, охоты, живописи, скульптуры, геометрии, химии

Обезьяна с гранатой с ружьем. Можно найти даже обезьяну-географа, сидящую на карте мира, обезьяну-скульптора

Красивый стул - общий фон выцвел, а букет цветов по-прежнему яркий и красочный

На каминном экране тоже продолжается обезьянья тема. А на столике мозаика с китайскими мотивами

Галерея сражений, или галерея деяний Великого Конде была украшена в конце XVII века Жулем Ардуэном-Мансаром, придворным архитектором короля Людовика XIV. В галерее сражений представлена серия из одиннадцати картин, заказанных самим Великим Конде и иллюстрирующих его основные военные победы: взятие Перпиньяна 1642, битвы при Рокруа 1643, Фрибурге 1644, Нордлингене 1645, Дюнкерке 1646, завоевание Анжера и осаду Лерида 1647, Ланс 1648, блокаду Парижа 1649, завоевание Франш-Конте1668 и форсирование Рейна 1672

Признавая воинские победы Великого Конде, историки говорят, что он отличался надменностью, скупостью, жестокостью, оскорбительной грубостью с подчиненными , во время битвы ради блеска и быстрого и сильного натиска, он не щадил людей, войска Конде особенно отличались грабежами и насилиями

Дальше идут уже галереи и комнаты, в которых была размещена художественная коллекция герцога Омальского. Обход музея начинается с зала Оленей, или Оленьей столовой. Зал назван так же, как и помещение, построенное в 1528 году в старом замке Анна де Монморанси. Зал с балконом для размещения музыкантов при герцоге Омальском использовался как парадная столовая. На первом музыкальном ужине у герцога одним из гостей был Александр Дюма. На потолке, декорированном кессонами, как было принято в XVI веке, изображены гербы хозяев Шантийи. Все остальные украшения зала связаны с темой охоты. По стенам развешаны шпалеры XVII века из цикла "Охота императора Максимилиана в окрестностях Брюсселя" - реплика знаменитой фламандской серии XVI века, выполненная по заказу Людовика XIV на мануфактуре Гобеленов для его внебрачного сына графа Тулузского. Оригинал в настоящее время находится в Лувре. На шпалерах представлены сцены придворной охоты в разные времена года. Зал этот напомнил мне любимое Фонтенбло

Раньше я не понимала красоты гобеленов, но в последнее время прониклась этим искусством. В прошлом году в Мадриде в королевском дворце увидела комнату, украшенную превосходными гобеленами на необычную тему - вытканы тропические цветы, растения, животные, к сожалению, фотографировать в Испании постоянно запрещают, что глупо, потому что широкая публика не знает, какое стоящее место для посещения этот королевский дворец

Кстати, привычное нам слово "гобелен" возникло именно во Франции в XVII веке, а до использовали другие названия, на русском официальное название этого искусства - шпалера. Гобелен - это была фамилия семьи, в чьем доме расположилась французская мануфактура. А еще интересно, что для некоторых циклов шпалер образцом служила книжная миниатюра, и крохотные миниатюры превращались в грандиозные ковры-гобелены. Я очень хотела увидеть знаменитую серию шпалер "Дама с единорогом", который хранится в Париже в музее Клюни, но музей был закрыт на ремонт.

После ужина, герцог приглашал своих гостей в большую галерею живописи, очень похожую на один из залов Эрмитажа, это сердце музея Конде. Галерея освещается верхним светом, её стены отделаны "помпейским красным". Картины размещены так называемой "салонной развеской". По левой стороне картины итальянской школы и произведения, которые были созданы в Италии, например, работы Никола Пуссена. Правая сторона отведена под образцы французской живописи и произведения ориенталистов

"Дама в ванной", портрет официальная фаворитка короля Генриха IV Габриэль д"Эстре, первой четверти XVII в

В конце картинной галереей находится круглый зал-ротонда, в которой размещены несколько знаменитых картин и замечательная мраморная статуя "Жанна д"Арк слушает голоса" 1873, скульптор Анри Шапю

А на полу мозаика на полу с охотничьей сценой обнаруженная при раскопках Помпей, вероятно происходит из Casa dei Fiori (Дом цветов / Дом трех дворов/ Дом кабанов). После посещения Помпей и я неровно дышу к античным мозаикам, а здесь еще и великолепный вариант цветной мозаики, я была впечатлена

Как мастерски выложены уточки, специалист, наверное, сможет даже определить виды рыб

А бело-черный пес и преследуемый им кабан как хороши! Даже шерстинки на хвосте собаки и шкуре кабана выложил мастер. Только непонятно, что это за оранжевый зверь в углу

Кабанчик на всех парах пытается убежать от охотника и собаки

Со времени погребения Помпеи под грудом пепла прошло уже две тысячи лет, а яркие краски на хвостах петухов не потускнели

В ротонде висит портрет одной из самых красивых женщин эпохи Ренессанса, возлюбленной Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Великолепного. Это "Портрет Симонетты Веспуччи" работы Пьеро ди Козимо, до 1520 г. Вишенкой в этой любовной истории является факт, что Симонетта была замужем. Ко времени создания портрета ее уже не было в живых: она умерла в 1476 году в возрасте двадцати трех лет от чахотки. Волосы уложены в сложную причёску из кос, переплетённых жемчужными ожерельями и украшенных крупным жемчугом, а лоб высоко выбрит по моде того времени. Тёмные облака на заднем плане почти повторяющие профиль Симонетты, высохшее дерево слева и змей, обвившийся вокруг цепочки, символизируют преждевременную смерть девушки, хотя по другой интерпретации змея, кусающая себя в хвост, является аллегорией вечности или символом обновления жизни. Считают, что именно Симонетта послужила прообразом для картины Сандро Ботичелли "Рождение Венеры", Боттичелли даже завещал, чтобы его похоронили рядом с Симонеттой в церкви Оньиссанти, что и было исполнено через 34 года после её смерти


Лоренцо Великолепный пишет, что прочитав письмо о смерти прекрасной Симонетты, он вышел в сад: "Была ночь, и мы с моим дражайшим другом шли вдвоем, беседуя о поразившем нас несчастье. Погода была ясная, и мы, беседуя, увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в её свете. Любуясь той звездой, я обернулся к другу своему и сказал: Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней".

"Мадонна с вуалью" Рафаэль Санти, ок. 1508. На картине святое семейство - Мария, Иосиф и младенец Христос, играющий с вуалью своей матери. Из полумрака на происходящее с грустью взирает как бы предвидящий будущее Иосиф. В ренессансной живописи вуаль означала соединение Рождества, когда Мадонна завернула младенца в покрывало со своей головы, и Распятия, когда Богоматерь укрыла тем же покрывалом распятого сына

Круглый зал Ля Трибюн - Трибуна - назван в честь зала в флорентийской галерее Уффици во Флоренции, он тоже в шестиугольный и задрапирован красным бархатом, и по кругу на восьми стенах размещены картины.

Мне очень понравилась эта черноглазая красавица с картины Энгра "Портрет мадам Девосе", 1807

В небольшом кабинете драгоценных камней хранятся оружие и ювелирные коллекции, а также портретные миниатюры. В Шантильи коллекция почти 350 миниатюр, портреты в основном представителей семей принцев Конде, герцогов Орлеанских, дома Габсбургов и Бурбон-Сицилийских. Помните, как в фильме "Гордость и предубеждение" Элизабет рассматривает в подобной витрине миниатюрный портрет мистера Дарси?

Красиво, дух ушедших эпох

Сантуарио (с итальянского "святилище") - это небольшая комната с верхним светом, где хранятся две небольших картины Рафаэля: "Три грации" и "Мадонна дома Орлеанских", панель с росписью Филиппино Липпи "Эсфирь и Артаксеркс" и 40 миниатюр Жана Фуке из "Часослова Этьена Шевалье"

"Часослов Этьена Шевалье" - рукопись, созданная первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452-1460 годов. Наибольшая часть из сохранившиеся миниатюр (40 листов) находится в музее Конде, в Шантийи. Остальные семь листов разбросаны по нескольким коллекциям. В "Часослове", выполненном в первые десятилетия французского Ренессанса, Фуке освободился от традиционного для Средневековья формата иллюстрирования манускриптов. Используя новые техники, он обновил искусство иллюминирования, его подход стал поворотным пунктом в истории французского искусства иллюстрации. Несколько листов были разделены на два поля: в верхнем - основной сюжет, в нижнем -примыкающие, либо же какое-нибудь фантастическое существо, как в готической живописи - что было новшеством. "Часослов" был разделён в начале XVIII века в монастыре Сен-Мор: края у листов с миниатюрами были обрезаны (предположительно, миниатюры были обрамлены орнаментальными рамками). Текст и заглавные буквы, которые нельзя было обрезать из-за слишком близкого расположения к миниатюрам, были отретушированы или же заклеены кусками пергамента. Таким образом миниатюры, избавленные от украшений на полях, узорных рамок и прочего декора, превратились каждая в своего рода отдельную картину. Сорок из них были сгруппированы и около 1790 года смонтированы на дубовых досках в одной из парижских мастерских.

"Святой Илларий" (Saint Hilaire) предстает перед собором под председательством еретического папы Леона, а ниже рассказывается об острове Галлинария, недалеко от Генуи, где пресмыкающиеся бежали перед святым

На иллюстрациях присутствует и французская архитектура того времени. По большей части изображён Париж, как место постоянного пребывания заказчика. "Мадонна на троне" из Богородичного цикла миниатюр. Богородица с младенцем воссидает в нише в окружении готического портала. Хор ангелов играет музыку, поет или благоволит к Богородице

"Святой Иоанн Евангелист" из цикла Страстей Христовых. Фуке показывает молодого апостола, прильнувшего ко груди Господа во время предсказания предательство Иуды, которму предлагает хлеб. Барельефы в золотых оттенках изображают святого Иоанна, свергающего идолов в Эфесе, священник заставляет его выпить яд, и крещение священника и проконсула Азии. В картуше, поддерживаемом двумя ангелами, Святой Иоанн в бочке кипящего масла

"Арест Иисуса" из цикла Страстей Христовых. Эмоциональная сцена на фоне прекрасного вечернего неба

"Несение креста" во время восхождения на Голгофу, справа святая Вероника ждет Христа. В парижском ландшафте мы видим часовню Сент-Шапель, построенную для хранения тернового венца. На заднем плане на дереве качается повесившийся Иуда. Внизу сцена показывает как куют гвозди для распятия. В прямоуглоьнике святая Вероника держит плат, на котором отпечатался портрет Христа, ставший прообразом иконы Спас Нерукотворный

"Распятие" Иисус и два вора на фоне неба, у Спасителя скрещены ступни. Взволнованный круг, состоящий из солдат, Пилата и верховного жреца на лошади, обращенных к зрителю спиной. На переднем плане четыре солдата, безразличные и расслабленные, играют в кости на одежду Христа. На расстоянии от этих двух групп и отодвинувшись к границам изображения, в пирамидальной композиции, Богородица нежно придерживаемая святым Иоанном, смотрящим со слезами на распятие Христа

В 1725 году по приказу герцога Бурбонского в Шантийи была создана одна из первых мануфактур по производству фарфора, для чего пригласили японца Сикер Сиру. Сначала делали имитацию японского фарфора без каолина - хрупкий фарфор, с добавлением белого мергеля, только в 1769 году в Лиможе открыли месторождения каолина. В росписи и формах тоже заметно влияние востока

Кабинет античного искусства. В 1843 году герцог Омальский присутствовал на раскопках в Помпеях, и некоторые предметы были любезно подарены ему. Стекланные сосуды, извлеченные спустя почти две тысячи лет

Изящная терракотовая статуэтка женщины, смотрящейся в зеркало

Спустившись по лестнице, я попала в часовню замка, посвященную святому Людовику. Часовня построена на месте старой дореволюционной часовни и спроектирована таким образом, чтобы в ней могли разместиться предметы из замка Экуэн: алтарь с барельефом работы Жана Гужона "Жертвоприношение Авраама", резные панели и два окна с витражами. Стены часовни украшены изображениями святого Христофора и святого Иоанна, здесь же находится флаг Аугсбургского подразделения, который был захвачен в битве при Рокруа


В часовне Конде стоит урна, в которой хранятся сердца принцев Конде и Генриха II. Сердца были спрятаны во время революции. Последнее серде было помещено в урну самим герцогом Омальским, это сердце его старшего сына Людовика Орлеанского, который умер в Сиднее в 1866 году

Я очень хотела еще неспешно прогуляться по парку Шантийи, но когда вышла из замка, увидела на небе тяжелые грозовые тучи. Но понадеявшись на везение, решила все-таки идти в парк. Территория разделена на три части: французский сад Андре Ленотра с фонтанами, статуями, зелеными газонами, конец XVII в; англо-китайский сад с пятью деревенскими домиками, вдохновленный деревушкой Марии-Антуанетты в Малом Трианоне, 1773 год; и английский ландшафтный парк, 1819 год

Чуда не случилось, и как только я вышла в английский сад, начался ливень. Сад был спроектирован во время Реставрации, он занимает участок части садов Андре Ленотра, которые были разрушены во время революции. Прогулочные маршруты приводят к беседке-ротонде со статуей Венеры, озеру любви.


В отличие от сада в французском стиле, с его геометрическим расположением и грандиозными перспективами, английский сад черпает вдохновение в романтизме, под искусством сада понимается украшение естественной природы, чтобы выглядело все как-будто так и выросло

От потоков дождя мне пришлось спрятаться под раскидистое дерево, рядом с которым выгорожено пастбище для овец

В такую погоду не очень интересно разгуливать, поэтому пришлось повернуть назад. Эти круглые зеркальные фонтаны и лужайка, как раз и есть французский сад Андре Ленотра. Струи фонтанов могут бить на высоту пяти метров, что в то время считалось инженерным достижением. Большой канал длиной 2,5 км, на шестьсот метров длиннее канал в Версале

Сад в французском стиле символизирует триумф порядка над беспорядком, культуры над пустыней, отражения спонтанности. Он характеризуется театральной постановкой сада, целью которого является удивление посетителя игрой на перспективу, в таком саду геометрическая планировка, которая часто симметрична, клумбы, рощи и пруды, украшенные многочисленными статуями. Ленотру противила идея английского сада с извилистыми дорожками и имитацией дикой природы

У меня осталось чувство неудовлетворенности от того, что не смогла спокойно погулять по парку, поэтому придется как-нибудь снова вернуться в Шантийи. А в следующий раз мы опять обратимся к мастерству Ленотра, и увидим знаменитый замок с садом Во-ле-Виконт.

«В период с 1632 по 1700 гг. великим Ленотром были созданы наиболее знаменитые французские парки, такие как: Во-ле-Виконт, Марли, Сен-Клу, Версаль, Шантийи. Идеи французского абсолютизма нашли отражение в формировании классического садово-паркового стиля XVII века - французский регулярный сад с его характерными элементами: партерами, боскетами, бордюрами, берсо, шпалерами, павильонами, эрмитажами, фонтанами, скульптурами, топиарами, кадочными деревьями. Стиль известен своей геометрической планировкой. Тем неожиданнее всего в 49 км от Парижа увидеть превосходный ландшафтный парк с великолепным замком, который произвел на меня гораздо большее впечатление чем Версаль и Во-ле Виконт.
Шантийи (1663-1684), подобно другим паркам того времени, подвергся влиянию новой моды, и часть парка была весьма осторожно переделана. Осторожно, потому что поместье Шантийи было резиденцией принцев Конде, и там хранилось все, что оставалось от их предков: произведения искусства и культуры. И сегодня в замке находится вторая по значимости после Лувра коллекция живописи Франции. По замыслу Ленотра и приемам, использованным при создании сада, он был близок к пейзажному, за исключением главного партера, лестниц и амфитеатра (вертюгаден), которые располагались непосредственно перед замком, и где проходили все праздники. Добавления в XVIII веке к произведению Ленотра были сделаны чрезвычайно осторожно, и в результате получилась картина исключительной ценности и цельности. Вся пейзажная реконструкция не имела и намека на ту фантастичность, капризность или нагромождения, какими отличались другие переделанные по последней моде сады.

Конечно, не все дошло до наших дней, но, к счастью, остался путеводитель по садам Шантийи «PROMENADES OUITINERAIRE DE JARDINS DE CHANTILLY», изданный в 1791 году. Из него можно узнать многое: что исчезло и что необходимо знать, чтобы представит себе роскошь и художественную ценность подобных имений. Описание начинается с цветочного партера, расположенного возле террасы окаймленной балюстрадами с 28 большими беломраморными вазами, ручки которых, сделанные из позолоченного свинца, имели вид бараньих голов. Пьедесталы, на которых стояли вазы, украшены масками, выбрасывающими воду. Вдоль террасы проходил небольшой ров, наполненный водой из ручья, который служил для водоснабжения Шантийи.

Особый интерес представлял театр под открытым небом. В Версале был водный театр, но там эффект получался из комбинации зеленых перспектив и струй, а в Шантийи создавалось сочетание из настоящего театра и садовых каскадов. Эта выдумка показывает богатство замыслов той эпохи, вместе с тем объясняет возможность появления в садах театральных декораций и даже сцен. Как он выглядел этот театр под открытым небом? Цитирую: «...На другой стороне галереи находится квадратный «Павильон Аполлона», украшенный двумя вазами снаружи, а внутри восьмью однотонными панно, представляющими драматических писателей и сцены их произведений. На двери в глубине павильона был написан Аполлон Бельведерский. Дверь, распахиваясь, открывает доступ в вестибюль театра, где две лестницы ведут непосредственно в театр. Зрительный зал очень богато украшен серебром по голубому фону. Над ложами возвышаются колонны в виде стволов пальм, образуя аркады и поддерживая завесы, а сверху виден плафон, украшенный амурами и гирляндами. Роскошь и изящество этого зала не является единственной его прелестью. При помощи скрытого механизма можно открыть фон сцены, и тогда снаружи видна ниша со статуей Дианы, которая помещена на
каскаде из многочисленных струй воды, падающих в бассейн. Эта перспектива дополняется восьмью гладкими каскадами, которые по желанию начинают бить на сцене, как в саду. Эти настоящие каскады, великолепно дополненные соответствующими декорациями и фоновой перспективой, производят во время представлений при освещении более 500 свечами самое необыкновенное, блестящее впечатление и кажутся настоящим волшебством».
Водный партер с фонтаном «Сноп» — одно из лучших созданий Ленотра — состоит из широкого залива канала, где помещены статуи четырех сезонов и вазы. По обе стороны
залива расположены участки партера, разделенные на клумбы и украшенные пятью бассейнами и фонтанами. По обе стороны партера помещено по аллее и по ряду ваз. Около левой аллеи расположен остров Амура. Остров по виду отвечает своему назначению. К нему ведет деревянный мост. На одном конце аллеи помещена статуя Венеры Стыдливой, на другой - Венера Каллипиги, в середине устроен зал из зелени в окружении восьми термов из мрамора. В середине зала - статуя бескрылого амура, держащего не лук, а сердце. На пьедестале написаны стихи Грувеля: «Обнаженный, как истина, безоружный, как невинность, бескрылый, как постоянство, - Амур Золотого века подносит красоте только сердце. Такого бога любви не найти, но его везде ищут». Цепочные партеры, рощи платанов и фонтаны дополняют украшения этого места. Рядом находится
павильон Венеры - маленький, продолговатый холмик, декорированный трельяжами. Фасад его состоит из четырех ионических колонн, а на фронтоне его изображены голубки, факел, стрелы, корзины с цветами, словом, все атрибуты той, кому посвящен этот храм. В павильоне бьют фонтаны в виде грибов, и вода их падает в мраморные фигурные бассейны. Зеркала отражают эти фонтаны. В середине каждого из окон помещена ваза из переливающегося алибастра с ручками в виде амуров. Из этих ваз бьют высокие струи, падающие затем в них обратно.
Следующий фрагмент - Английский парк. В нем искусство изменяет природу только для украшения и сходства с лучшими образцами, созданными природой. Сад повсюду открывает радостные и приятные виды, при прогулке по этому саду можно забыть соседнюю роскошь.

Пространство, занятое этим участком, до 1780 г. было болотистым лугом, превращенным как бы волшебством в дивный пейзаж. Рощи громадных деревьев, газоны, цветы были внезапно заменены камышами и журчащей водой. Канал проточной воды, начинающийся и заканчивающийся гладкими каскадами, образованный мелкими ручьями, журчащими между деревьями, изгибается и дает быстрый поток несколькими каскадами. Недалеко от дерновой скамьи открывается исключительно живописный вид. Через просеку виден мост над ручьем, сделанный из обломков скал, а за ними вдали — каскад, который находится в начале большого канала. Далее путешествующий по саду попадает в пещеру, представляющую громадный скалистый свод, нависший над ручьем. Перейдя по мостику через ручей попадаем на « Английский лужок» — газон, окруженный группами редких растений и клумбами с различными цветами. Ручей, протекающий в обрамлении зелени, завершает эту картину.

В этой же части парка расположены семь построек, называемые хижинами, размещенные в беспорядке и покрытые соломой. В середине видна широкая газонная площадка, прорезанная тропинками. С одной стороны растет старинный вяз, с другой находятся колодец и ряд огородов. Одна из хижин - водная мельница, другая — хлев, третья - молочня. Следующий домик очень скромен по виду, так что кажется обиталищем бедного, а внутри поражает пышностью, так как он полон всякой посуды, предназначенной для пребывания Конде в хижинах. Еже дальше находится скромная постройка, предназначенная для столовой и устроенная в виде охотничьей хижины. Посетителю кажется, что он перенесен в лес. Обрубки деревьев служат для сидения, цветы растут прямо в земле, несколько отверстий, как бы случайно сделанные между ветвей, которыми украшена хижина, дают свет.
Во время ужина зал освещает гирлянда фонарей, которые кажутся подвешенными к ветвям. Еще одна хижина служит бильярдной, а другая — библиотекой. Также в Шантийи находились зверинец, голубятня с двумя фонтанами, павлиний двор, где был устроен фонтан в виде четырех павлинов, бросавших струи воды на ворону, сидящую на раковине. На фазаньем дворе фонтан состоял из скалы с двумя фазанам, из ртов которых струи падали в бассейн.
В те времена было модно отмечать все праздники в садах. Для этого строились всевозможные храмы, китайские беседки. Праздники имели грандиозный размах.
Путешествие по парку закончилось, но в памяти навсегда останутся незабываемые впечатления удивительного по своей красоте пейзажного парка».

Добраться до этого великолепного места совсем не сложно: 25 минут на поезде от Gare du Nord (Северного вокзала), до остановки Chantilly-Gouvieux. Сориентироваться на месте тоже довольно просто.







Вход на территорию замка Шантийи: мостик через ров, касса в маленьком домике и ворота (ворот на снимке не видно, но верьте мне - они там есть!).




Казалось бы - 4 марта! А уже лужайка ровно подстриженная зелененькая. Хотя что и говорить - климат-то другой.






Мне пришелся по вкусу этот милый "домик"



Смотришь на него и кажется, что вот-вот из-за шторки выглянет милая дама в напудренном парике:



И вновь - мостик через ров. =) Красота красотой, но о мерах безопасности предпочитали не забывать.





Двор Капитенри (Capitainerie): Здание справа - ансамбль Капитенри, все что осталось от замка, который Анн де Монморанси поручил построить Жану Бюллану рядом с уже имевшимся замком. Теперь здесь располагается ресторан .


Капитенри или Кухни де Ветэль. К сожалению. в наличии только такой снимок.


Панорамка

Маленькая панорамка снятая от памятника Анн де Монморанси


Вид на мост перед входом в Почетный Двор:
1. Ворота Почетного двора


2. Вид на мост со стороны "домика" и Капитенри:


Вход в Почетный Двор. В нишах - скульптуры, наверху - картуш с гербом, везде много декора. И тем не менее красота-красотой, а решетки настоящие.

Направо и налево от ворот идут две небольших галереи



Почетный Двор. Вход в Приемную Замка:



Вид на Часовню, она расположена слева от входа в Приемную.


Мне нравится эта архитектура. Продуманные и гармоничные решения. Не скучная и без излишеств.

Почетный двор, вид от Часовни:



Статуя коннетабля Анн де Монморанси :


Фигурки охотничьих собак, забавные такие: