Замок шантийи как добраться из парижа. Шантийи - очаровательный замок под парижем. Дворец в подарок конюху

О замке

На территории в восемь тысяч гектаров стоит замок Шантийи в окружении массива Трёх Лесов. Всего в часе езды от Парижа находится памятник средневековья, и замковая коллекция живописи и старинных книг уступает лишь Лувру.

Музей Замка Шантийи

Более трёх тысяч картин, две тысячи пятьсот гравюр, полторы тысячи манускриптов и тридцать тысяч фолиантов открыты для просмотра.

Библиотека, построенная в 1876-1877 годах архитектором Оноре Доме, влилась в общую струю реконструкции замка. Двухэтажная металлическая конструкция с верхней галереей типична для библиотек второй половины 19-ого столетия. Железные полки покрыты кожей, а их расположение защищает книги от солнечного света. Здесь всем заправляет функциональность, но дорогие материалы вносят элемент роскоши. Это книги, напечатанные до 1501, библиотека герцога Бурбона, 200 средневековых рукописей и «Часослов» герцога Беррийского.

Просторная комната со скошенными углами освещается через стеклянную крышу. Произведения искусства выставлены на рельсах Pompey Red, не соблюдая хронологию. На левой стене висят картины итальянских живописцев, а правая стена посвящена картинам французской школы. Неоклассицизм, романтизм, ориентализм встречает гостей с полотен в Картинной галерее замка.

Жилая галерея (Galeries du Logis) открывает историю замка Шантийи, повествуя о строительстве и скачках на лошадях. В зале Клуэ располагаются портреты королевских особ 16 столетия. Всего их более трёхсот, не считая эскизов, выставленных на обозрение. Каролинский зал переносит любителей искусства к портретной живописи 18 столетия, а салон Орлеана хранит коллекцию великолепного фарфора с китайской синей росписью, произведённого на территории замка. Зал Изабеллы знакомит с трудами различных школ живописи, начиная с романтизма и заканчивая академизмом, а в кабинете du Giotto расположились полотна итальянских примитивистов. Зал Минервы знакомит с портретами семейства Орлеана и развитием портретной живописи во Франции конца 17 столетия и середины 18-ого столетия. Галерея графа - только для мужчин и их развлечений под звуки оркестра на трибуне и в окружении охотничьих гобеленов. Галерея Психеи - это 44 витражных окна, рассказывающих о её романтической судьбе, зал Святых (Santuario) показывает полотна Рафаэля, вдохновлённого античностью.

Апартаменты замка Шантийи

Первый этаж небольшого крыла замка посвящен эпохе Возрождения.

Вестибюль и Караульное помещение погружают гостей в атмосферу 19 столетия. Они соединяются два поместья, что ранее разделялись рвом. Стены в покоях принца обшиты деревом, а комод выделяется позолотой и техникой маркетри. Угловая комната украшена изображениями охоты, выполненными на белом фоне с позолотой. На стенах будуара Сенжери (Singerie) оживают нарисованные обезьяны. Галерея сражения принца воспроизводит военные действия в одиннадцати картинах. Музыкальный салон хранит сувениры и антикварную мебель.

В малые апартаменты графа и графини Омаль можно пройти через Escalier d"Honneur или «Лестницу Чести». Её ступеньки уходят вниз в круглое отверстие пола, образуя балкон с коваными перилами. Апартаменты включают 9 комнат. Salon de Guise предназначен для отдыха среди семейных портретов, развешенных на белых стенах с позолоченными орнаментами. Здесь зарождалась история замка. Спальня графини хранит стулья в стиле Луи XV, кровать с балдахином и люльку для ребёнка. Стиль неоготика дополнен техникой маркетри по красному дереву. Будуар украшен фиолетовым атласом, парчой и серебром. Здесь стоит фортепиано Grohe из красного дерева. Маленькая комната соединяет жилища графа и графини стенами в стиле сенжери, на которых изображены обезьяны. В ванной комнате всегда была горячая и холодная вода, а с 1886 года она обогревалась на газу. Спальня графа навевает мысли о военной дисциплине, хотя стены её увешаны семейными портретами, а в центре стоит стол из красного дерева - подарок Короля Луи Филлипа. Салон де Конде погружает в эпоху Ренессанса многочисленными портретами, мягкой мебелью и хрустальной люстрой. Мраморная комната предлагает сесть у камина и насладиться величием 16 века.

Часовня замка Шантийи посвящена святому Луи, и его статуя определяет архитектуру фасада. Внутри расположен алтарь скульптора Жана Гудона. Часовню опоясывают панели в стиле маркетри, а свет попадает на алтарь через витражные окна.

Сады и парки замка Шантийи

Французский парк построен в конце 17 столетия Андре Ленотром. Он же проектировал Версаль. Основная скульптура парка - статуя коннетабля Франции Анн де Монморанси. От неё идёт величественная панорама садов и канала.

Английский сад, разрушенный французской революцией, был восстановлен в 1818 году, чтобы дарить романтику храма Венус, решётчатой беседки и статуи Эроса на Острове Любви (L’ile d’amour), фонтана и его водных каскадов, населённых лебедями.

На территории парка в зелени прячется Le Hameau - это деревня, отстроенная в крестьянском стиле. Но скромность её названия преувеличена. Соломенный дом, великолепная столовая и оптические иллюзии (trompe l"oeil) создают уникальные интерьеры.

Дом для тенниса (Jeu de Paume) имеет стены из песчаника и крышу из сланца, скрытую кронами деревьев. Он украшен кованым балконом, на который выходили гости после игры. Однако позже дом стал музеем, вместив картины, не нашедшие места в музее замка.

Рядом с лесом находится длинное здание для гостей замка. В Chateau d"Enghien останавливались знаменитые историки, архитекторы и члены академии наук.

История замка Шантийи

С 1386 до 1897 земли замка Шантийи попадали во владения разных ответвлений одного семейства, но никогда не продавались. В 14-15 столетиях здесь проживала семья Оргемонт вместе с представителями знатного рода Монморансe. Именно они способствовали развитию замка во времена правлениями коннетабля Франции Анн де Монморанси. Друг королей Франсуа I и Генри II уполномочил Жана Бюлана возвести Малый Шантийи. Позже по прибытию семьи Бурбона Конде (17-18 столетия) и кузенов королей Франции к строительству приобщили известного Ленотра, а потом в замке поселились Генри де Орлеана, герцог Омальский, сын Короля Франции Луи Филиппа.

Семь башен да канава рва оставались от средневековой крепости Оргемонт, когда крепость перешла в руки роду Монмаранси. Он, пользуясь благосклонностью королей, выстроил ансамбль Капитенри и Малый Шантийи - их разруха коснулась меньше всего.

Он также благоустраивал террасу, где сегодня стоит статуя наездника, и построил семь часовен, три из которых сбереглись по сей день. Монмаранси подарил замку витражи "Grisaille", изображающие романтику Психеи и Купидона. Его внук Генри II Монмаранси (1595 - 1632) построил «Дом Сильвии», но был обезглавлен в Тулузе, и замок конфисковал Луи XIII.

В 1643 году замком занималась сестра Генри II Монмаранси, жене Генри II де Бурбон Конде. Луи II де Бурбон Конде (1621 – 1686 года) приказал создать Большой Канал (1671 – 1673 года) и внутренний дворик. Конде сделал замок Шантийи пристанищем литературного круга, а его сын перестроил мансарду Большого Шантийи, привлекая архитектора Жана Обера. Луи Генри, принц де Бурбон Конде и премьер-министр Луи XV, уполномочил этого мастера возвести «Большие конюшни»(Grandes Ecuries) - архитектурный шедевр 18 столетия, восстановить апартаменты Малого замка и выстроить фабрику по производству фарфора. Он нанял живописцев Жана-Батиста Удри, Филиппа Депорта, Кристобаля Уэта, чтобы украсить интерьер замка.

Его сын Луи Жозе, Принц де Конде (1736 - 1818), построил Жё-де-пом (теннисный корт) в 1756 году и Английский сад. В него входили китайские сады, крестьянские дома Le Hameau и виллу, но эмигрировал в 1792 году.

Во время революции сокровища замка были доставлены в Лувр в Париже, и Шантийи превратили в тюрьму. В 1799 году здания были разрушены, и только после 1815 принцу Луи Джозефу вернули некоторые картины и книги из Лувра. По возвращению во Францию он попросил архитектора Виктора Дюбоа проектировать английский сад в 1817 году и ров, отделяющий два замковых здания.

Герцог Омальский унаследовал замок Шантийи от великого дяди, Принца де Конде, когда ему было восемь лет в 1830 году. Ему достался Большой замок, снесённый ветрами французской революции и восстановленной, чтобы дать пристанище картинам, книгам и другим предметам искусства. Генри Орлеанский или Герцог Омальский был пятым сыном Короля Луи Филиппа. Он украсил собственные апартаменты и создал деревянную галерею, ведущую к ним.

В 1884 году герцог Омальский, не имея наследников, завещал замок группе Институты Франции из пяти академий, и так на свете появился музей Конде. Великолепное культурное наследие включает не только замок и музей, но и ипподром, и парк с достопримечательностями.

Информация для туристов

Замок Шантийи, музей Конде и сады можно посетить в любой день недели, кроме вторника с 10 утра до 6 вечера.
Стоимость осмотра замка, музея, парка, конюшен и праздничного шествия лошадей:
для взрослых - €20;
для детей - €8;

Стоимость осмотра замка, музея, парка, конюшен и абонемент на три праздничных выступления лошадей:
для взрослых - €29,5;
для детей - €16,5;

Стоимость осмотра замка, музея, парка:
для взрослых - €13;

Стоимость осмотра музея, парка:
для взрослых - €6
для детей до 18 лет в сопровождении взрослых - бесплатно

Стоимость осмотра конюшен и праздничного шествия лошадей:
для взрослых - €11
для детей - €8

Прогулка на лодке по Большому каналу проводится с 11 утра до 6 вечера. Лодка вмещает не более четырёх человек, а за час катания придётся заплатить €12.

Парк закрывается в 8 часов, а с 11 утра до 6 вечера его можно объехать на небольшом поезде. Прогулка длится 40 минут и стоит:
для взрослых - €6
для детей - €3

Библиотека принимает гостей с 9:15 утра до 5 вечера с понедельника по пятницу. Стоимость её посещения входит в стоимость прогулки по замку.

Адрес: Франция, в 49 км от Парижа
Координаты: 49°11"37.9"N 2°29"07.7"E

Содержание:

Краткое описание

Архитектор и одновременно главный садовник герцога Конде Ленотр, естественно, внес огромный вклад в обустройство парковой зоны Шантийи. Однако после его смерти и смерти герцога, дворец и прилегающая к нему территория постоянно расстраивались и облагораживались. В Шантийи появился даже огромный ипподром и большая конюшня. Как известно, французы еще с незапамятных времен всегда следовали моде: во времена правления Марии-Антуанетты в Шантийи был разбит еще один небольшой сад. Несмотря на его размеры, он всегда поражал своей уникальностью: еще бы, это был самый настоящий сад из Поднебесной с небольшими домиками и водными каналами. К слову, этот сад был не последним во дворцово-парковом комплексе Шантийи: чуть позже был разбит прекрасный сад в английском стиле с великолепным озером, где плавали гордые лебеди. В этом парке архитекторы создали остров любви и даже возвели храм Венеры, которая, как известно, и «отвечала» за это высокое чувство.

Парадная лестница

Шантийи - новая история и собрание бесценной коллекции

Все без исключения представители семейства Монморанси и династии Бурбонов-Конде были ценителями мира прекрасного. Каждый владелец замка или дворца (кому как нравится) вносил в его архитектуру и коллекцию свою лепту. Благодаря влиятельным особам, жившим с 16-го века до французской революции, была собрана огромнейшая коллекция, в которую входили картины, книги, предметы быта из драгоценного металла, фарфора и многое другое. Герцоги Конде всегда покровительствовали талантливым литераторам, живописцам и скульпторам, которые оставили свой след в их резиденции Шантийи. До революции у владельцев замка нередко в гостях бывал сам Расин, Ла Фонтен и другие не менее известные личности.

Говоря о коллекции замка Шантийи, следует обязательно выделить герцога Омаля, который в определенный промежуток времени владел замком и не скупился на приобретение шедевров живописи и других предметов, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте. Увы, французская революция не обошла стороной и дворцово-парковый комплекс Шантийи: многие предметы коллекции были разграблены, повреждены некоторые части зданий, был нанесен ущерб и внутреннему убранству. К огромному счастью, бесчинства толпы были остановлены, и замок Шантийи был одним из первых во Франции зданий, где началась реконструкция. Уже к концу 19-го века были возращены в стены дворца почти все экспонаты из легендарной коллекции и отстроен Замок д’Ангьен, напоминающий собой Большой замок, который почти полностью был разрушен во время революции.

Кабинет в замке Шантийи

Замок Шантийи - путеводитель для туриста

Добраться до прекрасного дворцово-паркового комплекса, коллекция живописи, книг и драгоценных предметов быта которого практически ни в чем не уступает версальской, можно из Парижа на автомобиле или поезде. Поездка в комфортном вагоне займет у туриста не более 25-ти минут, а вот на машине придется добираться до Шантийи немного дольше, связано это с многочисленными пробками на трассе под индексом N16.

Во многих туристических проспектах говорится о том, что экскурсия по Шантийи займет у путешественника не более 3-4 часов. Однако эта информация далека от истины, чтобы полюбоваться роскошными и уникальными в своем роде садами, осмотреть архитектуру зданий, входящих в дворцово-парковый комплекс, и познакомиться с коллекцией семейства Монморанси и династии Бурбонов-Конде, понадобится даже не один день. Стоит только представить себе, что в стенах музея хранится более 1 000 полотен самых известных художников и огромное количество бесценных книг, среди которых самое первое печатное издание на нашей планете – Библия Гуттенберга. Кстати, по официальной информации, в коллекции замка Шантийи хранится ровно 30 000 старинных книг .

Библиотека в замке Шантийи

Естественно, не все они доступны для обозрения, многие из них находятся в специальном хранилище с определенным микроклиматом, ведь возраст некоторых книг превышает 400 лет. Кроме коллекции живописи и книг, в музее хранится более 2 000 произведений графики, каждая из которых имеет свою интересную историю. Туристу, приехавшему в Шантийи, следует обязательно увидеть рисунки, называемые «иллюстрациями к часослову герцога Берийского». Созданы эти иллюстрации были вначале 15-го (!) века.

…Любовные письма, коварства, интриги,
А после свидания в тихих садах.
О, если бы замки мне рассказали
Обо всём, что случалось в здешних краях!

О том, как учёные люди Сорбонны
О чём-то великом спорили здесь.
Как рыцари, гордость французской короны,
Сражались за славу, сражались за честь!

А ныне ивы склонились к воде,
И замки загадочно дремлют веками.
Но всё же я слышу - они говорят,
Они говорят со мною стихами!
Иван Мамонтов

История нынешнего Шантийи начинается в 1484 году, когда полуразрушенная средневековая крепость досталась по наследству Коунту Энн де Монморанси, очень богатому и влиятельному человеку того времени.

Монморанси и его потомки занялись обустройством доставшихся владений - отреставрировали старое здание, построили рядом новое, разбили великолепный парк.
Но в конце 15 века история сделал крутой поворот - замок был конфискован королем Луи XII, устроившим здесь охотничью резиденцию. Последовавшие вскоре политические катаклизмы стали причиной появления у замка Шантийи нового хозяина - принца Конде.
С этим именем связаны самые масштабные преобразования замка - Шантийи украсился новым парком, был окружен рукотворным озером, внутренние покои обогатились великолепными коллекциями картин, скульптур и фарфора. Конде, большой поклонник лошадей, свято веривший в то, что в другой жизни станет лошадью, заложил в 1719 году в Шантийи великолепную конюшню, построил ипподром, используемый до сих.
И вновь потрясения, на этот раз гораздо более серьезные, чем прежде, едва не привели к разрушению замка - Французская революция и последовавшие за ней смутные времена стали периодом тяжелых испытаний и для Шантийи - замок был разграблен, многие внутренние помещения разрушены. Пылью стал великолепный фарфор, бесследно исчезли бесценные произведения искусства.
Восстановление замка Шантийи началось лишь после 1830 года, было прервано революцией 1848 года и вновь продолжено в 1870 году. Огромный вклад в нынешнее процветание Шантийи внес Генрих Орлеанский, герцог Омальский, сын последнего французского короля Луи Филиппа I. Это именно ему Шантийи обязан сегодня славой второго во Франции музея после Лувра - герцог собрал в замке богатейшую коллекцию произведений искусства - живописи, графики, скульптуры, редчайших книг, среди которых уникальные средневековые манускрипты, исторической мебели, гобеленов. В 1884 году герцог передал замок во владение государства, а в 1894 году Шантийи украсила его конная статуя.

Бронзовые собаки охраняют вход в замок, работы Николя Каэна, 1880 год. Собаки принадлежали герцогу Омальскому.

Галерея графа - только для мужчин и их развлечений под звуки оркестра на трибуне и в окружении охотничьих гобеленов.

Галерея Психеи - это 44 витражных окна, рассказывающих о её романтической судьбе. Витражи 13 века.

Салон Орлеана хранит коллекцию великолепного фарфора с китайской синей росписью, произведённого на территории замка.

Маленькая комната соединяет жилища графа и графини стенами в стиле сенжери, на которых изображены обезьяны. Будуар 1737 года работы Кристофа Юэ, что соответствовало китайской моде того времени. Залы, украшенные декорациями китайских обезьян, часто встречаются в замках и особняках восемнадцатого века. Из - за этой росписи, это самая дорогая комната в замке.

Салон де Конде погружает в эпоху Ренессанса многочисленными портретами, мягкой мебелью и хрустальной люстрой. Мраморная комната предлагает сесть у камина и насладиться величием 16 века.

В этом зале находятся такие знаменитые полотна как "Автопортрет" и «Рождение Венеры» (Венера Анадиомена) работы Энгра.


Коллекция эмали.

Картинная галерея в которой находятся такие знамениты полотна как "Мадонна с вуалью" Рафаэля, портрет Габриэль Д´Эстре, «Портрет Симонетты Веспуччи» работы Пьеро ди Козимо. Рафаэль «Три грации» и"Мадонна Орлеанского дома"

Зал Клуэ. В нем собраны портреты 16 века

Замок Шантийи , название которого по-французски звучит как Chateau de Chantilly , расположен в окружении лесного массива примерно в 49 км от Парижа. С остроконечными башнями и глубоким рвом этот средневековый замок выглядит очень живописно, привлекая тем самым не только многочисленных иностранных туристов, но и парижан, которые не прочь прогуляться за городом на выходных.

Добраться до Шантийи из Парижа довольно легко. Мы выехали в 9 часов утра с парижского вокзала Nord на скоростной электричке. Билеты покупали непосредственно перед выездом в кассе вокзала. Думаю, даже для тех, кто не владеет французским, покупка билетов не составит труда: кассир повернёт к вам монитор, чтобы вы выбрали время отправления и сказали количество пассажиров. И обязательно прокомпостируйте билет у выхода на перрон. Дорога заняла около 25 минут.

В высокий сезон от вокзала до замка Шантийи курсирует бесплатный автобус, но мы решили пройтись пешком - всего 30 минут, зато подышали свежим воздухом.

Шантийи начал свою историю в 1484 году, когда королевский конюх Анн Монморанси перестроил доставшиеся ему огромные угодья с остатками крепости в замок, сделав основой башни и ров.

А вот и памятник Монморанси.

Затем замок перешёл во владение принцу Конде , который создал на территории замка огромный парк, задействовав лучшего ландшафтного специалиста Ле Нотра, и построил здесь конюшни, которые сами по себе являются достопримечательностью. Есть и ипподром, где сейчас проводятся соревнования.

По дороге к замку проходим мимо женщины-сфинкса и реалистично исполненных псов.

Дойти до замка можно по широкому мощёному мосту.

В самом замке, на мой взгляд, слишком уж много позолоты, картин и блеска. Но это на мой вкус, поэтому всё-таки советую вам зайти внутрь здания. Билеты, кстати, мы приобретали через Интернет ещё будучи в Москве.

Несмотря на то что замок огромный, жилые комнаты в нём оказались не такими уж и большими. Это, возможно, было связано с не очень хорошей отопительной системой.

Комнаты в замке Шантийи практически все проходные.

Вот что мне очень понравилось, так это богатая библиотека, в составе которой около 30 тысяч книг. Сама бы от такой не отказалась!

Удивило то, что в большее количество помещений нельзя попасть без экскурсовода, который прикладывал большой палец к красной кнопочке, чтобы открыть дверь. В парадных залах находится картинная галерея.

Честно говоря, картинные галереи посещать не люблю. Чтобы по-настоящему ими наслаждаться необходимо разбираться в истории и как минимум понимать «тайные знаки», которые автор оставляет в своих работах. Но вот картины, отражающие быт, разглядывать люблю. Вот эта картина, к примеру, мне нравится.

В соседнем зале была выставка фотографии XIX века.

После посещения замка Шантийи решили прогуляться по большому парку на его территории. Начинается он с классического французского сада с фонтанами и скульптурами. Не знаю почему, но фонтаны в день нашего посещения были отключены. Очень жаль.

Затем сад переходит в несколько хаотичный английский парк, после чего - в изящный японский. Оказывается, на территории замка недавно открыли забавную детскую площадку.

Погуляв ещё немного, мы отправились обратно к вокзалу, но на этот раз сели в тот самый бесплатный автобус, т. к. после нескольких часов, проведённых в этом чудном месте, мы просто валились с ног.

Поместье Шантийи на протяжении столетий меняло хозяев, но всегда принадлежало аристократическим династиям, которые были очень близки и родственны королевской власти и зачастую соперничали с ней: Монморанси, Бурбон-Конде, а последний владелец Генрих Орлеанский, герцог Омальский собрал значительную художественную коллекцию, которую вместе с замком подарил в 1884 году Франции. Думаю, что все знают рукопись XV века "Великолепный часослов герцога Беррийского" со знаменитыми миниатюрами - герцог Омальский купил его для коллекции в 1856 году и с тех пор она хранится именно в Шантийи, еще здесь можно увидеть мозаики и предметы из Помпей. А коллекция картин Шантийи стоит во Франции на втором месте по значимости после коллекции Лувра, здесь есть картины Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Энгра, Делакруа, Пуссена. Интересно, что залы музея Конде выглядят как в конце девятнадцатого века, потому что согласно завещанию герцога Омальского ни один предмет из его коллекций не может быть вывезен за пределы усадьбы Шантийи, а постоянная экспозиция не должна изменяться

Тому, кто пропустил начало и еще не побывал в , советую сначала заглянуть в предыдущий пост, а мы пройдем внутрь ренессансного шато, окруженного водой. Хотя на поверку этот замок оказывается реконструкцией XIX века. Во время революции Большой замок Шантийи был разрушен, поэтому в 1875 году герцог Омальский поручил архитектору Оноре Доме построить новый замок на прежнем месте, но параллельно была поставлена задача подготовить помещения для коллекции. Для проекта восстановления Доме использовал планы и гравюры XVI века, ему удалось передать дух архитектуры французского Ренессанса

Помимо изобразительного искусства страстью герцога Омальского были книги: он скупал книги на аукционах по всей Европе. Собрание выставлено в уютной библиотеке (1876-1877). Металлическая двухуровневая конструкция с галерее характерна для библиотечной архитектуры второй половины XIX века. Хотя в замке нет аудиогида, но в каждой комнате есть большой информационный лист на русском языке

В Шантильи хранится почти 1500 рукописей, после коллекции Национальной библиотеки Франции - это вторая по величине библиотека в стране с украшенными орнаментом и миниатюрами манускриптами. Старейшие рукописи относятся к XI веку. К сожалению, самую ценную жемчужину коллекции - "Великолепный часослов герцога Беррийского" - в оригинале увидеть не удастся, в целях сохранности ее не выставляют, можно только посмотреть факсимильную копию и полистать электронную версию


Украшу и свое повествование парой сюжетов из знаменитого часослова, воскрешающих перед нами картины средневековой жизни и мыслей. "Февраль", Поль Лимбург. Миниатюрист выводит нас на улицу на холодный зимний воздух. Заснеженный ландшафт, город на заднем плане, покрытый снегом, по дороге к которому бредет крестьянин с ослом. Другой крестьянин усердно рубит дрова, а третий спешит к укрытию. На переднем плане мы видим ферму и крестьян, греющихся в небольшом деревянном доме. Туники обоих мужчин высоко подняты, чтобы согреть ноги, а женщина лишь слега приоткрыла лодыжки


Ужасно прекрасное в свом контрастном исполнении "Чистилище", Жан Коломб. А как потрясающе выполнена готическая рамка, создающая трехмерный эффект


Фото с сайта en.wikipedia.org

В центральных витринах во время моего визита была выставка, посвященная связям семьи герцога с США. Книга "Хижина дяди Тома", напечатанная в 1853 году, помню как я заливалась слезами в детстве во время чтения этой книги

А эта забавная иллюстрация из одной из книг: две татуированных туземки пристроились рядом с европейцем, лица такие выразительные у всей троицы. Судя по подписи это карикатура на отца герцога Омальского Луи-Филиппа Орлеанского, бывшего королем Франции Луи-Филиппом I с 1830 по 1848. После череды революционных событий в 1796 году Луи-Филипп попадает в Америку и на Кубу, где живет в течение трех лет

На первом этаже расположены Большие покои, в которых воссоздана церемониальная пышность апартаментов XVIII века - классическая дворцовая анфилада со спальней, музыкальной комнатой и необычным образом украшенными комнатами для приемов. Во время революции замок был разграблен, и герцог Омальский собирал по стране мебель и убранство того времени, чтобы восстановить период величия и пышности принцев Конде.

В 1643 году поместье Шантильи стало собственностью семьи Бурбон-Конде. По инициативе Луи II де Бурбона, принца де Конде (1621-1686), известного как Великий Конде, парком Шантийи занялся знаменитый садовник Версаля Андре Ле Нотр. Время Великого Конде - золотой век Шантийи, поместье стало главным местом для модного общества и интеллектуального общения, балов и фейерверков. Во время Фронды Великий Конде сначала был на стороне официальной власти в лице Мазарини и несовершеннолетнего Людовика XIV, но затем повёл себя дерзко по отношению к Мазарини и королеве-регентше Анне Австрийской, и после года тюремного заключения возглавил новую Фронду принцев, но проиграл, и на пятнадцать лет был изгнан от двора короля-солнца


Над камином античная мозаика с виллы в Стабии, древнего города на берегу Неаполитанского залива возле Помпей. Стабии тоже оказались погребенными на века во время извержения Везувия. Во второй половине XVIII века в Стабии начались раскопки

На мозаике изображен знаменитый мифологический сюжет похищения Европы богом Юпитером, превратившимся в быка. Мозаика была частью коллекции тестя герцога Омальского - Леопольда, принца Бурбон-Сицилийского

У одной из комнат забавное название - "Великий обезьянник". Этот будуар свидетельствует о моде на Азию в XVIII веке, стены украшены фресками с обезьянами и китайцами. В сюжетах росписи аллегории войны, охоты, живописи, скульптуры, геометрии, химии

Обезьяна с гранатой с ружьем. Можно найти даже обезьяну-географа, сидящую на карте мира, обезьяну-скульптора

Красивый стул - общий фон выцвел, а букет цветов по-прежнему яркий и красочный

На каминном экране тоже продолжается обезьянья тема. А на столике мозаика с китайскими мотивами

Галерея сражений, или галерея деяний Великого Конде была украшена в конце XVII века Жулем Ардуэном-Мансаром, придворным архитектором короля Людовика XIV. В галерее сражений представлена серия из одиннадцати картин, заказанных самим Великим Конде и иллюстрирующих его основные военные победы: взятие Перпиньяна 1642, битвы при Рокруа 1643, Фрибурге 1644, Нордлингене 1645, Дюнкерке 1646, завоевание Анжера и осаду Лерида 1647, Ланс 1648, блокаду Парижа 1649, завоевание Франш-Конте1668 и форсирование Рейна 1672

Признавая воинские победы Великого Конде, историки говорят, что он отличался надменностью, скупостью, жестокостью, оскорбительной грубостью с подчиненными , во время битвы ради блеска и быстрого и сильного натиска, он не щадил людей, войска Конде особенно отличались грабежами и насилиями

Дальше идут уже галереи и комнаты, в которых была размещена художественная коллекция герцога Омальского. Обход музея начинается с зала Оленей, или Оленьей столовой. Зал назван так же, как и помещение, построенное в 1528 году в старом замке Анна де Монморанси. Зал с балконом для размещения музыкантов при герцоге Омальском использовался как парадная столовая. На первом музыкальном ужине у герцога одним из гостей был Александр Дюма. На потолке, декорированном кессонами, как было принято в XVI веке, изображены гербы хозяев Шантийи. Все остальные украшения зала связаны с темой охоты. По стенам развешаны шпалеры XVII века из цикла "Охота императора Максимилиана в окрестностях Брюсселя" - реплика знаменитой фламандской серии XVI века, выполненная по заказу Людовика XIV на мануфактуре Гобеленов для его внебрачного сына графа Тулузского. Оригинал в настоящее время находится в Лувре. На шпалерах представлены сцены придворной охоты в разные времена года. Зал этот напомнил мне любимое Фонтенбло

Раньше я не понимала красоты гобеленов, но в последнее время прониклась этим искусством. В прошлом году в Мадриде в королевском дворце увидела комнату, украшенную превосходными гобеленами на необычную тему - вытканы тропические цветы, растения, животные, к сожалению, фотографировать в Испании постоянно запрещают, что глупо, потому что широкая публика не знает, какое стоящее место для посещения этот королевский дворец

Кстати, привычное нам слово "гобелен" возникло именно во Франции в XVII веке, а до использовали другие названия, на русском официальное название этого искусства - шпалера. Гобелен - это была фамилия семьи, в чьем доме расположилась французская мануфактура. А еще интересно, что для некоторых циклов шпалер образцом служила книжная миниатюра, и крохотные миниатюры превращались в грандиозные ковры-гобелены. Я очень хотела увидеть знаменитую серию шпалер "Дама с единорогом", который хранится в Париже в музее Клюни, но музей был закрыт на ремонт.

После ужина, герцог приглашал своих гостей в большую галерею живописи, очень похожую на один из залов Эрмитажа, это сердце музея Конде. Галерея освещается верхним светом, её стены отделаны "помпейским красным". Картины размещены так называемой "салонной развеской". По левой стороне картины итальянской школы и произведения, которые были созданы в Италии, например, работы Никола Пуссена. Правая сторона отведена под образцы французской живописи и произведения ориенталистов

"Дама в ванной", портрет официальная фаворитка короля Генриха IV Габриэль д"Эстре, первой четверти XVII в

В конце картинной галереей находится круглый зал-ротонда, в которой размещены несколько знаменитых картин и замечательная мраморная статуя "Жанна д"Арк слушает голоса" 1873, скульптор Анри Шапю

А на полу мозаика на полу с охотничьей сценой обнаруженная при раскопках Помпей, вероятно происходит из Casa dei Fiori (Дом цветов / Дом трех дворов/ Дом кабанов). После посещения Помпей и я неровно дышу к античным мозаикам, а здесь еще и великолепный вариант цветной мозаики, я была впечатлена

Как мастерски выложены уточки, специалист, наверное, сможет даже определить виды рыб

А бело-черный пес и преследуемый им кабан как хороши! Даже шерстинки на хвосте собаки и шкуре кабана выложил мастер. Только непонятно, что это за оранжевый зверь в углу

Кабанчик на всех парах пытается убежать от охотника и собаки

Со времени погребения Помпеи под грудом пепла прошло уже две тысячи лет, а яркие краски на хвостах петухов не потускнели

В ротонде висит портрет одной из самых красивых женщин эпохи Ренессанса, возлюбленной Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Великолепного. Это "Портрет Симонетты Веспуччи" работы Пьеро ди Козимо, до 1520 г. Вишенкой в этой любовной истории является факт, что Симонетта была замужем. Ко времени создания портрета ее уже не было в живых: она умерла в 1476 году в возрасте двадцати трех лет от чахотки. Волосы уложены в сложную причёску из кос, переплетённых жемчужными ожерельями и украшенных крупным жемчугом, а лоб высоко выбрит по моде того времени. Тёмные облака на заднем плане почти повторяющие профиль Симонетты, высохшее дерево слева и змей, обвившийся вокруг цепочки, символизируют преждевременную смерть девушки, хотя по другой интерпретации змея, кусающая себя в хвост, является аллегорией вечности или символом обновления жизни. Считают, что именно Симонетта послужила прообразом для картины Сандро Ботичелли "Рождение Венеры", Боттичелли даже завещал, чтобы его похоронили рядом с Симонеттой в церкви Оньиссанти, что и было исполнено через 34 года после её смерти


Лоренцо Великолепный пишет, что прочитав письмо о смерти прекрасной Симонетты, он вышел в сад: "Была ночь, и мы с моим дражайшим другом шли вдвоем, беседуя о поразившем нас несчастье. Погода была ясная, и мы, беседуя, увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в её свете. Любуясь той звездой, я обернулся к другу своему и сказал: Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней".

"Мадонна с вуалью" Рафаэль Санти, ок. 1508. На картине святое семейство - Мария, Иосиф и младенец Христос, играющий с вуалью своей матери. Из полумрака на происходящее с грустью взирает как бы предвидящий будущее Иосиф. В ренессансной живописи вуаль означала соединение Рождества, когда Мадонна завернула младенца в покрывало со своей головы, и Распятия, когда Богоматерь укрыла тем же покрывалом распятого сына

Круглый зал Ля Трибюн - Трибуна - назван в честь зала в флорентийской галерее Уффици во Флоренции, он тоже в шестиугольный и задрапирован красным бархатом, и по кругу на восьми стенах размещены картины.

Мне очень понравилась эта черноглазая красавица с картины Энгра "Портрет мадам Девосе", 1807

В небольшом кабинете драгоценных камней хранятся оружие и ювелирные коллекции, а также портретные миниатюры. В Шантильи коллекция почти 350 миниатюр, портреты в основном представителей семей принцев Конде, герцогов Орлеанских, дома Габсбургов и Бурбон-Сицилийских. Помните, как в фильме "Гордость и предубеждение" Элизабет рассматривает в подобной витрине миниатюрный портрет мистера Дарси?

Красиво, дух ушедших эпох

Сантуарио (с итальянского "святилище") - это небольшая комната с верхним светом, где хранятся две небольших картины Рафаэля: "Три грации" и "Мадонна дома Орлеанских", панель с росписью Филиппино Липпи "Эсфирь и Артаксеркс" и 40 миниатюр Жана Фуке из "Часослова Этьена Шевалье"

"Часослов Этьена Шевалье" - рукопись, созданная первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452-1460 годов. Наибольшая часть из сохранившиеся миниатюр (40 листов) находится в музее Конде, в Шантийи. Остальные семь листов разбросаны по нескольким коллекциям. В "Часослове", выполненном в первые десятилетия французского Ренессанса, Фуке освободился от традиционного для Средневековья формата иллюстрирования манускриптов. Используя новые техники, он обновил искусство иллюминирования, его подход стал поворотным пунктом в истории французского искусства иллюстрации. Несколько листов были разделены на два поля: в верхнем - основной сюжет, в нижнем -примыкающие, либо же какое-нибудь фантастическое существо, как в готической живописи - что было новшеством. "Часослов" был разделён в начале XVIII века в монастыре Сен-Мор: края у листов с миниатюрами были обрезаны (предположительно, миниатюры были обрамлены орнаментальными рамками). Текст и заглавные буквы, которые нельзя было обрезать из-за слишком близкого расположения к миниатюрам, были отретушированы или же заклеены кусками пергамента. Таким образом миниатюры, избавленные от украшений на полях, узорных рамок и прочего декора, превратились каждая в своего рода отдельную картину. Сорок из них были сгруппированы и около 1790 года смонтированы на дубовых досках в одной из парижских мастерских.

"Святой Илларий" (Saint Hilaire) предстает перед собором под председательством еретического папы Леона, а ниже рассказывается об острове Галлинария, недалеко от Генуи, где пресмыкающиеся бежали перед святым

На иллюстрациях присутствует и французская архитектура того времени. По большей части изображён Париж, как место постоянного пребывания заказчика. "Мадонна на троне" из Богородичного цикла миниатюр. Богородица с младенцем воссидает в нише в окружении готического портала. Хор ангелов играет музыку, поет или благоволит к Богородице

"Святой Иоанн Евангелист" из цикла Страстей Христовых. Фуке показывает молодого апостола, прильнувшего ко груди Господа во время предсказания предательство Иуды, которму предлагает хлеб. Барельефы в золотых оттенках изображают святого Иоанна, свергающего идолов в Эфесе, священник заставляет его выпить яд, и крещение священника и проконсула Азии. В картуше, поддерживаемом двумя ангелами, Святой Иоанн в бочке кипящего масла

"Арест Иисуса" из цикла Страстей Христовых. Эмоциональная сцена на фоне прекрасного вечернего неба

"Несение креста" во время восхождения на Голгофу, справа святая Вероника ждет Христа. В парижском ландшафте мы видим часовню Сент-Шапель, построенную для хранения тернового венца. На заднем плане на дереве качается повесившийся Иуда. Внизу сцена показывает как куют гвозди для распятия. В прямоуглоьнике святая Вероника держит плат, на котором отпечатался портрет Христа, ставший прообразом иконы Спас Нерукотворный

"Распятие" Иисус и два вора на фоне неба, у Спасителя скрещены ступни. Взволнованный круг, состоящий из солдат, Пилата и верховного жреца на лошади, обращенных к зрителю спиной. На переднем плане четыре солдата, безразличные и расслабленные, играют в кости на одежду Христа. На расстоянии от этих двух групп и отодвинувшись к границам изображения, в пирамидальной композиции, Богородица нежно придерживаемая святым Иоанном, смотрящим со слезами на распятие Христа

В 1725 году по приказу герцога Бурбонского в Шантийи была создана одна из первых мануфактур по производству фарфора, для чего пригласили японца Сикер Сиру. Сначала делали имитацию японского фарфора без каолина - хрупкий фарфор, с добавлением белого мергеля, только в 1769 году в Лиможе открыли месторождения каолина. В росписи и формах тоже заметно влияние востока

Кабинет античного искусства. В 1843 году герцог Омальский присутствовал на раскопках в Помпеях, и некоторые предметы были любезно подарены ему. Стекланные сосуды, извлеченные спустя почти две тысячи лет

Изящная терракотовая статуэтка женщины, смотрящейся в зеркало

Спустившись по лестнице, я попала в часовню замка, посвященную святому Людовику. Часовня построена на месте старой дореволюционной часовни и спроектирована таким образом, чтобы в ней могли разместиться предметы из замка Экуэн: алтарь с барельефом работы Жана Гужона "Жертвоприношение Авраама", резные панели и два окна с витражами. Стены часовни украшены изображениями святого Христофора и святого Иоанна, здесь же находится флаг Аугсбургского подразделения, который был захвачен в битве при Рокруа


В часовне Конде стоит урна, в которой хранятся сердца принцев Конде и Генриха II. Сердца были спрятаны во время революции. Последнее серде было помещено в урну самим герцогом Омальским, это сердце его старшего сына Людовика Орлеанского, который умер в Сиднее в 1866 году

Я очень хотела еще неспешно прогуляться по парку Шантийи, но когда вышла из замка, увидела на небе тяжелые грозовые тучи. Но понадеявшись на везение, решила все-таки идти в парк. Территория разделена на три части: французский сад Андре Ленотра с фонтанами, статуями, зелеными газонами, конец XVII в; англо-китайский сад с пятью деревенскими домиками, вдохновленный деревушкой Марии-Антуанетты в Малом Трианоне, 1773 год; и английский ландшафтный парк, 1819 год

Чуда не случилось, и как только я вышла в английский сад, начался ливень. Сад был спроектирован во время Реставрации, он занимает участок части садов Андре Ленотра, которые были разрушены во время революции. Прогулочные маршруты приводят к беседке-ротонде со статуей Венеры, озеру любви.


В отличие от сада в французском стиле, с его геометрическим расположением и грандиозными перспективами, английский сад черпает вдохновение в романтизме, под искусством сада понимается украшение естественной природы, чтобы выглядело все как-будто так и выросло

От потоков дождя мне пришлось спрятаться под раскидистое дерево, рядом с которым выгорожено пастбище для овец

В такую погоду не очень интересно разгуливать, поэтому пришлось повернуть назад. Эти круглые зеркальные фонтаны и лужайка, как раз и есть французский сад Андре Ленотра. Струи фонтанов могут бить на высоту пяти метров, что в то время считалось инженерным достижением. Большой канал длиной 2,5 км, на шестьсот метров длиннее канал в Версале

Сад в французском стиле символизирует триумф порядка над беспорядком, культуры над пустыней, отражения спонтанности. Он характеризуется театральной постановкой сада, целью которого является удивление посетителя игрой на перспективу, в таком саду геометрическая планировка, которая часто симметрична, клумбы, рощи и пруды, украшенные многочисленными статуями. Ленотру противила идея английского сада с извилистыми дорожками и имитацией дикой природы

У меня осталось чувство неудовлетворенности от того, что не смогла спокойно погулять по парку, поэтому придется как-нибудь снова вернуться в Шантийи. А в следующий раз мы опять обратимся к мастерству Ленотра, и увидим знаменитый замок с садом Во-ле-Виконт.