Воронцовский дворец вид. Воронцовский дворец в Алупке: внутренние покои и парк. История строительства. Начало

В 1823 году генерал-губернатором Новороссийского края, в состав которого в то время входил Крым, становится герой Отечественной войны 1812 года граф Михаил Семенович Воронцов. Развитие Крыма многим обязано этому волевому и энергичному человеку. Под его началом строится шоссе на южном берегу Крыма, бурное развитие получает аграрная и особенно винодельческая отрасль, стремительно растет количество промышленных предприятий. В 1828 году начинается история черноморского пароходства. В эти же годы граф активно скупает земли у местного татарского населения и мечтает о создании своего дворца.

Строительство дворца продолжалось в течение 20 лет.

После смерти в 1829 году Томаса Хариссона в 1831 году граф Воронцов неожиданно распоряжается остановить строительство дворца и кардинально изменить стиль неоклассический стиль дворца. Граф приглашает одного из талантливейшего архитектора того времени — Эдварда Блора. По задумке архитектора дворец строится в стиле английской готики. В этом же году начинается строительство главного корпуса. Строительным материалом для возведения стен послужил диабаз – горная порода вулканического происхождения, которая в несколько раз крепче гранита. Залежи этого камня в изобилии находятся рядом. Диабаз очень трудно подвергается обработке, но графа Воронцова это не останавливает, ведь он был богатейшим человеком в стране и под его началом трудилось более 60000 крепостных. В земляных работах принимал участие даже саперный батальон, солдаты которого трудились на сооружении террас с южной стороны фасада.


Интересный факт: архитектор Блор ни разу не побывал на строительной площадке. Все представление о рельефе местности он получил с многочисленных рисунков и гравюр.

В 1948 году строительство дворца подошло к концу. Воронцовский дворец состоит из пяти корпусов, украшенных башнями, которые соединяются между собой разнообразными переходами, лестницами и двориками. Архитектору удалось органически вписать вытянутые с запада на восток корпуса в горный ландшафт местности. Внешне дворец очень сильно напоминает родовой феодальный замок в Англии.

Интерьеры дворца

Роскошью своей отделки интерьеры Воронцовского дворца ничем не уступает Ливадийскому дворцу. Отделка комнат почти полностью сохранилась. Каждое помещение, а их всего около 150, имеет выполнено в персональном стиле. Материалы, которые были использованы в отделке, нашли свое отражение в названиях комнат. Китайский кабинет отделан тончайшей рисовой соломкой, элементы декора вышиты бисером и шелком. Отделка Ситцевой комнаты искусно выполнена именно из этой ткани. Самым светлым помещением Воронцовского дворца является Голубая гостиная, изюминкой которой является орнамент из лепнины в виде лепестков и листьев. Всего их около трех тысяч и каждый из них не похож на другой. Отдельным шедевром архитектурного искусства являются камины дворца. В каждой комнате они неповторимы и исполнены из различных материалов.

Алупкинский парк

Воронцовский дворец находится на территории Алупкинского парка, который является жемчужиной ландшафтного дизайна. Создавал этот шедевр Главный садовник Южного берега Крыма Карл Антонович Кебах в течении 25 лет. Парк раскинулся на площади 40 гектар. Здесь произрастает больше двухсот видов растений, которые были завезены из регионов Северной и Южной Америки, Средиземноморья. Территориально делится на Верхний и Нижний парки. Парк устроен таким образом, что он дополняет местную природу. На территории парка искусственно созданы три водоема.

Интересный факт: Для украшения дна Лебединого озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.

Достопримечательностью парка является груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом еще в незапамятные времена, получившие названия «Большой хаос» и «Малый хаос». Также в парке построено большое количество фонтанов.




поляна в парке




Интересные факты о Воронцовском дворце

Дворцом владели три поколения семьи Воронцовых. Стоимость разбивки парки выше в два раза строительства самого дворца. На содержание парка в 1910 ходу тратилось до 36000 рублей, огромная сумма по тем временам. Воронцовский дворец – одно из первых зданий в России, где для комфорта проживания были сооружены канализация и водопровод. С 1921 года в дворцовом комплексе функционирует музей. Лишь после Великой отечественной войны около 10 лет территория Воронцовского дворца являлась секретным объектом и здесь находилась дача для партийного руководства. Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля и Сталина. Дело в том, что лестница со стороны фасада, который обращен к морю, украшена скульптурами стерегущих львов. Черчиллю, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» — такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил «Конечно же указательный». «Неправильно» — ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.



Курортный полуостров славится не только своими природными богатствами, по всей береговой линии разместились красивейшие имения имперской элиты. На Южном берегу Крыма, утопает в зелени вечно зелёных деревьев не просто дворец, а самый настоящий средневековый замок.

Здание возведено из камня вулканической породы, цвет которого зелёно-серый, называется он «диабаз». Строительство можно назвать уникальным и беспрецедентным, ведь рабочие при помощи самых примитивных орудий труда высекли из прочнейшей породы настоящий шедевр архитектуры. Шедевр этот — Воронцовский дворец. Алупка для реализации замысла была выбрана графом Воронцовым не случайно. Она была во владении целых трёх поколений одной династии.

Дворец прославил Алупку. Городок настолько мал, что его просто не было бы заметно среди прочих посёлков городского типа, которые вместила в себя Большая Ялта. А грандиозное имение делает населенный пункт желанным и узнаваемым в туристическом плане.

Архитектору удалось выстроить композицию, которая органично вписалась в ландшафт гор и буйства субтропической зелени южного побережья. Своими шпилями, дворец, словно повторяет формы самой красивой горы Крыма – Ай-Петри. Окончание грандиозной стройки выпало на 1848 год.

Будучи в Алупке, обязательно посетите одноименный дворец. Все экспозиции музея пронизаны утонченным вкусом и роскошью тех времен. Замок стоит, словно непреступный бастион, крепкий, надежный, высокий с узенькими окошками «бойницами».

Можно выдвинуть смелое заявление, предположив, что ансамбль Воронцова возымел колоссальное влияние на романтическую архитектуру в последующем столетии. Соседняя Ялта стала быстро пополняться всевозможными дворцами, которые и по сей день удивляют путешественников.

Национализация и оккупация

После кровопролитной революции, уже в 1920 году все «пережитки империи» были национализированы. Теперь родовое имение стало достоянием народным. Так продолжалось не долго. Во время боевых действий, германские оккупанты нанесли практически непоправимый урон музейному комплексу, вывезя с полуострова бесценные предметы искусства. А в те времена таковыми предметами было всё, начиная от столовых приборов, заканчивая живописью и предметами мебели.

Какое счастье, что фашисты не успели сравнять с землёй дворец, а ведь таковой замысел имел место быть. По всей видимости, имение охраняет счастливая звезда Воронцовых, и по сей день музейный комплекс процветает. Большое количество научных сотрудников, хранителей и реставраторов ведут кропотливую работу, в настоящий момент, время, будто застыло в выставочных залах, экспонаты содержатся в идеальном состоянии.

А в музейных «фондах», сокрытых от любознательных глаз туристической толпы, стоит глобус Михаила Семёновича. Этот земной шар не простой, на нём Аляска — Российская!

Удивительные комнаты

Есть во дворце некая лазурная комната, она так и называется «Голубая гостиная». Комната просто небывалой красоты, кажется, что таких помещений просто не может быть на земле. На стенах небесного цвета вручную вылеплены белоснежные цветы. Примечательно, что ни один узор по всей достаточно объемной кубатуре комнаты не повторяются. Гармонично дополняет альянс белоснежный рояль и роскошный белый гарнитур с позолоченными вставками.

Видео: Дворец с высоты птичьего полета

У графа был кабинет в китайском стиле, очень занимательный объект на экскурсии. Так сразу и не поймёшь, выписывал ли хозяин мастеров из Китая или это наши умельцы потрудились в стиле страны восходящего солнца.

Да много всего еще интересного есть во дворце: «ситцевая комната», замечательные картины, камины и роскошь, много роскоши. А сколько фильмов снималось в здешних королевских покоях!

А в помещении большого обеденного зала потолки из дерева, здесь до сих пор стоит необыкновенный запах древесины, наверняка, так пахло и в те времена, когда именитые хозяева еще проживали в своём дворце.

Великолепные скульптуры

Скульптуры, выполненные итальянским мастером Д.Бонанни и его подмастерьями из каррарского мрамора, можно назвать едва ли не чудом света. Подход к дворцу с моря защищают цари зверей – огромные белоснежные львы. Особенно восхищает «спящий» лев, словами не передать, как он прекрасен, как в нём воплощены благородство, сила, мудрость и каким он кажется уязвимым, когда спит.

Этот самый лев не случайно изображен на путеводителях, календарях, открытках, эмблемах, сайтах, гербах и так далее, он является визитной карточкой Крыма наряду с замком «Ласточкино гнездо».

На «Южных террасах» дворца есть и другие скульптуры, все они, словно магнитом притягивают туристов. Эти идеальные каменные изваяния манят, просто невозможно пройти мимо и не запечатлеть их на фото. Кто-то то и дело пытается оседлать одного изо львов, но строгие смотрители сразу пресекают эти порывы.

Зимний сад

Чудеса искусных мастеров прошлых столетий не перестают удивлять, одной из выставочных зал является зимний сад. Этот самый сад, как десерт, экскурсоводы оставляют на самый конец «лекции». Тут царит особый микроклимат, плещется вода из миниатюрного фонтана, летом можно спрятаться от обжигающего зноя.

Хотя резиденция была задумана как летняя, отдавая дань моде, граф распорядился организовать «зелёный уголок» на манеру тех, что разбивались в замках Англии. Тут много зелени, пальм, но на себя во всей этой изумрудной листве обращают внимание белоснежные, как будто античные статуи.

Самые бурные овации срывает скульптура «девочка». Выполнена статуя из каррарского мрамора скульптором Корбеллини. Вряд ли Вы встречали что-то подобное ранее. Работа настолько тонкая, что у девочки видны даже поры на коже! А когда смотришь ей в глаза, кажется, что она живая, никогда еще скульпторы того времени не высекали зрачки. А какие кружева у девчушки на платье! Это же мрамор, в голове не укладывается, как мастер еще и строчки на одежде показал и даже лёгкую помятость ткани!

Альгамбра – дань турецкому хану

Если с северной стороны дворец выглядит как замок, то южная сторона, та, что обращена лицом к Турции, выполнена в восточном стиле. Портал южного входа походит на мавританский дворец – Альгамбру. Граф Михаил Воронцов велел написать секретное послание мусульманам в виде повторяющейся шестикратно надписи «Нет победителя, кроме Аллаха».

Цены на экскурсии

Цена билета в алупкинском дворце вполне приемлема. Посещение парадных залов для взрослого обойдется в 300 рублей, студенту в 150, а ребёнку всего в 70 рублей.

Фотосъемка, как и видео, производится на платной основе, хотите сделать репортаж – добро пожаловать в кассу на оплату.

Шуваловский флигель

Дополнительно можно посетить очень самобытный флигель, тут проживала чета Шуваловых. Здесь осталось множество личных вещей и убранства именитых жильцов. Слегка даже удивляют сравнительно скромные по площади помещения.

Самой трогательной комнатой можно назвать личный кабинет Софьи Михайловны, дочери графа. По всевозможным мелочам становится понятно, что она была истинной светской дамой, которая следит за собой. Заглянуть в будуар графини очень занимательно. Софья очень любила Алупку, была к ней бесконечно привязана.

А в портретной комнате вывешена серия картин с изображенными на них членами династии Воронцовых. Лоск, шик мундиров, блеск орденов, достоинство во взгляде, вот, характерная черта, просматривающаяся во всех портретах.

Воронцовский парк

Если дворцовые экскурсы Вас совсем не прельщают, то всё же не стоит отказывать себе в удовольствии и побывать в местном парке. Здесь могучие деревья помнят прогулки графской семьи. Могучие платаны защищали от солнца своими раскидистыми ветвями и широченными листьями. И по сей день деревья прячут разгоряченных туристов от раскаленного южного солнца.

Если Вам захочется узнать об истории создания, трудностях и победах при разбивке парка, то можно пойти гулять с организованной группой. Экскурсионное сопровождение стоит всего 100 рублей, детям и учащимся ВУЗов – 70.

Если нет желания ходить по парку пешком, можно проехать по нему на электромобиле. Эта услуга стала предоставляться сравнительно недавно, но пользуется спросом. Другого автотранспорта на территории не встретить, поэтому парк можно причислить к разряду «эко-парков».

Кстати, территория зелёных насаждений, просто, немыслимая по своим размерам, за день парк не обойти.

Лучшие фотосессии здесь!

За оговоренную плату можно договориться о проведении самой романтичной выездной церемонии бракосочетания. Соединиться узами семьи в одном из красивейших мест в Крыму – мечта многих.

А какие здесь получаются шедевральные фотосессии! Точно лучшие в Алупке, да что в Алупке, во всем Крыму! Места, пропитанные духом исключительного вкуса и элегантности – вот что делает снимки особенными.

Обязательно приезжайте в Крым в Воронцовский дворец, он должен непременно оказаться в списке достопримечательностей, намеченных к осмотру.

Алупкинский дворец, шедевр архитектуры романтизма, строили почти 20 лет, с 1828 по 1848 год, по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, аристократа и англомана графа Михаила Семеновича Воронцова. Граф самолично выбрал место для своей крымской резиденции на живописном каменном мысу у подножья горы Ай-Петри в малоизвестном татарском селе Алупка. Органично вписать здание дворца в окружающий ландшафт удалось англичанину Эдварду Блору - автору замка Вальтера Скотта в Шотландии, придворному архитектору британской короны. В архитектуре Воронцовского дворца Блор соединил разные стили - английский, неомавританский и готику, отдав должное светской моде того времени на романы Вальтера Скотта и восточные сказки.

История создания

Первоначально возводить резиденцию был назначен знаменитый итальянский архитектор Франческо Боффо, уже построивший графу дворец в Одессе. Помогать ему должен был англичанин Томас Харрисон, инженер, приверженец неоклассики. Начались работы, и к 1828 году фундамент, который для сейсмоустойчивости залили свинцом, а также первая кладка портальной ниши центрального корпуса были готовы. Но в 1829 году умер Харрисон, а два года спустя граф решил приостановить строительство дворца, по всей видимости отказавшись от идеи возведения резиденции в стиле неоклассики.

Воронцов обращается к англичанину Эдварду Блору, блистательному историку архитектуры, графику и модному у себя на родине архитектору. Скорее всего, Воронцову его отрекомендовал граф Пембрук. Новых чертежей пришлось ждать почти год. Но результат Михаилу Семеновичу понравился, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов. Блор блистательно решил задачу в исторической перспективе: архитектура дворца демонстрирует развитие средневековой европейской и мавританской архитектуры, начиная от форм раннего Средневековья и кончая XVI веком. Здание дворца развернуто таким образом, что повторяет собой очертания виднеющихся гор. Удивительно, что сам архитектор, так точно вписавший здание в окружающую природу, ни разу не побывал в Крыму, а использовал лишь многочисленные пейзажные наброски и рисунки рельефа, которые были высланы ему в Англию.

Получившийся замок, вполне мог служить иллюстрацией к историческим романам: пять корпусов, укрепленных оборонительными башнями, различными по форме и высоте, объединены между собой множеством открытых и закрытых переходов, лестниц и двориков.

Строительство велось из местного камня зеленовато-серого цвета - диабаза, по прочности не уступающего базальту, который брался из естественных россыпей в Алупке. При его обработке требовались немалые усилия, так как сложные по рисунку украшения экстерьера дома мог испортить один неверный удар долотом. Поэтому для сложнейших каменотесных работ пригласили российских камнерезов, строивших белокаменные храмы в Центральной России.

Основное декоративное украшение Воронцовского дворца - мотив пологой стрельчатой килевидной арки - неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и в декоративном убранстве портала южного входа, выполненного в мавританском стиле дворца Альгамбра.

В оформлении обращенного к морю южного входа переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, которые завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха», так же как это написано в гранадской Альгамбре.

Перед фасадом располагается Львиная терраса и монументальная лестница белого каррарского мрамора работы итальянского скульптора Джованни Бонанни. С обеих сторон ступеней расположены три пары львов: левый снизу - спящий, правый снизу - пробуждающийся, выше - пара бодрствующих, и третья пара - рычащие.

Задний фасад дворца и его западная часть, вариация на тему тюдоровской Англии XVI - начала XVII века, напоминают суровые замки английских аристократов.

Кстати, этот дворец был один из первых в России, который оборудовали водопроводом с горячей водой и канализацией.

Расходы на строительство дворцового комплекса составили около 9 миллионов рублей серебром - астрономическая по тем временам сумма. Но граф Воронцов мог себе это позволить, так как после женитьбы в 1819 году на Елизавете Ксаверьевне Браницкой он удвоил свое состояние и стал богатейшим помещиком Российской империи. Елизавета Ксаверьевна, та самая, в которую, по одной из версий, в одесской ссылке влюбился Александр Пушкин, лично следила за созданием интерьеров здания, заботилась о художественном оформлении парка и нередко оплачивала работы.

Обитатели дворца

Долго пожить в Алупкинском дворце Михаилу Семеновичу не удалось. Последовало очередное назначение - на этот раз на Кавказ. Зато в Алупке в конце 1840-х годов поселилась с детьми его дочь, графиня Софья Михайловна. Затем, после смерти князя Воронцова (он получил княжеский титул в 1845 году), дворец по праву майората перешел к его единственному сыну - Семену Михайловичу. В 1882 году его вдова, Мария Васильевна Воронцова, уехала за границу и вывезла из дворца многие ценности. Детей у нее не было, дворец оказался брошенным, и к концу XIX века здание, парк и хозяйство пришли в полный упадок.

В 1904 году у замка появились новые хозяева - родственники по линии Воронцовых-Дашковых. Жена наместника царя на Кавказе графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урожденная графиня Шувалова, энергично взялась за дело. Она сдала земли под санатории и пансионы и построила на территории имения более 120 дач.

После революции и установления власти Советов в Крыму земли Воронцовых-Дашковых были национализированы. А 22 февраля 1921 года в Крым пришла телеграмма Ленина: «Примите решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин, фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава...»

В начале 20-х годов на Южном берегу Крыма, в ряде крупнейших дворянских усадеб были созданы музеи, среди них и Алупкинский музей. Коллекция музея серьезно пострадала во время Великой Отечественной войны: многое было вывезено оккупантами, в том числе 537 произведений живописи и графики. Лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.

В феврале 1945 года на время Крымской (Ялтинской) конференции Алупкинский дворец стал резиденцией английской делегации. В Парадной столовой дворца состоялись встречи глав союзных держав - Сталина, Черчилля и Рузвельта.

Позже дворец стал госдачей НКВД. В 1952 году там разместили санаторий, и лишь в 1956 году по решению советского правительства здесь открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства. С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В его коллекции сегодня представлены произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, а также документы, старинные рисунки и литографии, знакомящие с историей строительства дворца.

Английский парк

Английский парк дворца - произведение немецкого садовода-ботаника Карла Кебаха, которого Воронцов пригласил в Крым в 1824 году, когда не было и проекта самого дворца. Он с рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая, впрочем, все с новейшими достижениями садово-паркового искусства. Со всего мира сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов. Посылки с семенами и саженцами приходили из Америки, Италии, Кавказа, Карелии, Китая и Японии. Рассказывали, что здесь одновременно цвело более двух тысяч сортов роз. Немецкий садовод настолько прославился в Крыму, что его стали приглашать помещики для создания или улучшения своих парков и садов по всему побережью.

Карл Кебах четко спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Прибрежное шоссе (Ялта - Симеиз) делит парк на Верхний и Нижний.

Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения с фонтанами, мраморными скульптурами, византийскими колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний создан по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма - более естественным и природным: в нем скалистые обломки, тенистые пруды и сохраненные участки крымского леса перемежаются с живописными полянами, уникальной системой озер, водопадов, каскадов и гротов. Кебах создавал Верхний парк как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.

Тщательно продуманная дренажная система и индивидуальный уход за растениями сделали свое дело - многие, даже очень редкие и прихотливые растения хорошо укоренились. Всего на территории парка к концу XIX века произрастало 250 видов деревьев и кустарников. Растения Воронцовского парка пользовались такой популярностью, что саженцы даже продавали на сторону, в другие сады и усадьбы.

Славу Воронцовского парка как шедевра ландшафтной архитектуры упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов... А парки, сады и виноградники, принадлежавшие графу Михаилу Воронцову и его родственникам - Нарышкиным и Потоцким, полностью изменили облик побережья от Алушты до Фороса.

Дворец М.С. Воронцова в Алупке является одной из самых известных достопримечательностей Крымского полуострова. Он находится у подножия горного массива Ай-Петри. Окружающий его прекрасный парк, как и сам дворец, с 1956 г. является музеем.

Фото Воронцовского дворца:



Архитектура дворца

Стиль, в котором построено здание – это сочетание английского и неомавританского направлений, они не только отлично сочетаются между собой, но и прекрасно учитывают окружающий рельеф местности. Автор проекта – английский архитектор Эдвард Блор – сумел органично соединить элементы английского стиля от древнего периода до XVI в, что наблюдается в западной его части. Восточные элементы представлены на Южном входе, где арка, выполненная в виде подковы, и двухъярусный свод богато украшены резьбой. Есть даже арабский текст, он гласит: « и нет победителя, кроме Аллаха». Дымовые трубы в этой части напоминают башни минаретов.


Историческая справка

Воронцовский дворец возводили 20 лет, в 1828 — 48 г.г. для графа М.С. Воронцова, бывшего на тот момент губернатором Новороссийского края. Начинали строительство зодчие Ф. Боро и Т.Харрисон. Английский же архитектор Э. Блор сменил их после внезапной смерти Хариссона. Он не приехал ни разу, лишь хорошо изучил местность, на основании чего и создал свой шедевр. Руководил строительством У. Гунт, его ученик.

Интересно:
Строили дворец крепостные крестьяне Московской и Владимирской губерний. При выполнении сложнейшей рельефной отделки использовались только ручной труд и примитивные инструменты.

Первым был в 1830 – 34 г.г. возведён корпус столовый, завершено строительство в 1840 – 46 г.г. библиотечным корпусом. Одновременно в 1840 — 48 г.г. велись масштабные работы по устройству парка. К сооружению террас у южного фасада привлекли даже солдат сапёров.

Парк с 1824 по 1851 г. создавал немец К.А. Кебах, который был главным садовником всего ЮБК. Площадь парка 40 га. Здесь представлено более 200 видов растений.

Интересно:
На дно Лебединого озера, украшающего парк, было высыпано 20 мешков полудрагоценных камней для создания необыкновенной игры света в солнечную погоду.

Завершающей точкой в создании великолепного садово-паркового ансамбля стала установка на центральной лестнице у главного входа мраморных львов, созданных итальянскими мастерами.


Немного о заказчике и первом хозяине

Граф Михаил Семёнович Воронцов более всего известен нам с не очень лестной стороны. И это, благодаря едким эпиграммам А.С. Пушкина, который находился под его надзором во время южной ссылки. И правда, как можно относиться к тому, в чью жену ты влюблён без взаимности. Вот и наш великий стихотворец отыгрывался на муже Елизаветы Ксаверьевны со всем пылом. Каждый школьник знаком с пушкинской характеристикой генерала:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

В действительности же М.С. Воронцов умный, достойный уважения человек и настоящий герой. Фигура его не случайно представлена на памятнике 1000-летию России. Родился он в знаменитой семье, крестной его матерью стала Екатерина II. Образование (блестящее!) юноша получал в Лондоне, там отец его служил посланником.

Начав военную службу в 21 год, он участвовал во многих сражениях. Вот только некоторые из них:

  • — 1804 г. – штурм крепости Гянджа на Кавказе;
  • — 1809 г. – штурм крепости Базарджик на Балканах;
  • — 1812 г. – Бородино (рана штыком в рукопашном бою);
  • — 1813 г. – баталия под Лейпцигом;
  • — 1814 г. – взятие Парижа.

М.С. Воронцов возглавлял оккупационные войска в Париже, а когда они покидали Францию, собрал информацию о долгах офицеров и солдат местному населению и компенсировал из личных средств все (почти 1 500 000 тех рублей), продав для этого одно из своих имений.

Он очень много сделал для экономического развития Бессарабии, Одессы, Крыма, Новороссийской области, всей Южной России.

Военную службу М.С. Воронцов продолжил на Кавказе в 1844 г. За успехи получил титул князя, затем, светлейшего, звание генерал-фельдмаршала, должность Кавказского наместника.

Личные качества М.С. Воронцова.

Он был библиофилом и являлся членом Российской Академии наук. Имел уникальную библиотеку, которую начали собирать ещё его отец и родная тётка Е.Р. Дашкова.

Его награды за военные и государственные заслуги составляют огромный список, среди них

  • Георгиевский крест трёх степеней (за личное мужество);
  • — 2 золотые шпаги (за храбрость),
  • — Ордена Святого Владимира;
  • — Александра Невского;
  • — Андрея Первозванного и ещё очень много русских и иностранных орденов и наград.

Его любили солдаты, для которых он отменил физические наказания, был с ними прост в обращении и доступен, любили и уважали офицеры. После его смерти родилась грустная поговорка у военных: «До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер»

Существует несколько памятников генералу, созданных на деньги, которые собрали благодарные ему люди. Умер он в 1856 г., похоронен был в Одессе. С воинскими почестями в 2005 г его прах и прах супруги перенесли в Спасо-Преображенский собор.
В общем, не прав был великий поэт.

Дворец генерал-губернатора

Это сегодня Южный Берег Крыма является роскошным и популярным курортным местом, а в первые годы XIX в. он только обретал известность. Русские помещики осваивали благодатные места, не стал исключением и М.С. Воронцов – один из богатейших людей своего времени. Его выбор пал на небольшое татарское селение Алупка.

Что привлекло Новороссийского генерал-губернатора? Безусловно, то же, что высоко ценят современные туристы:

  • — целебный климат;
  • — роскошные пейзажи;
  • — тёплое море;
  • — окрестные родники.

Архитекторы отдали дань любви М.С. Воронцова ко всему английскому, но при этом подчеркнули и недавнее турецкое влияние, сохранившееся в Крыму. Всё это учтено в гармоничном смешении английского и восточного стилей, не забыто и участие в формирование образа дворца горного массива Ай-Петри.

Интересно:
Для повышения сейсмо устойчивости в плиты фундамента залит свинец.

Продолжение истории

После смерти хозяина дворец перешел к его племянникам, Павлу Андреевичу Шувалову, затем Михаилу Андреевичу. Последней владелицей стала внучка М.С. Воронцова Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова.

В советский период имение национализировали. Сначала здесь находилась дача НКВД, а в 1921 г. во дворце начал работать музей.

Во время Великой отечественной войны экспонаты эвакуировать не успели, вывезено в Германию было раритетов на 4 980 000 рублей (в исчислении 1945 г.)

Интересно:
Музей дважды спасал от разрушения С.Г. Щеколдин, сотрудник музея, назначенный немцами его директором. Он предотвратил взрыв от заложенного НКВД динамита. Удалось ему спасти здание и от авиабомб. Он же предоставил список похищенного. НО! Был осуждён «за сотрудничество с оккупантами» на 10 лет. Реабилитирован лишь в 1991 г.

В феврале 1945 года во время Ялтинской конференции во дворце жила делегация англичан, возглавляемая У. Черчиллем. До 1955 г. здесь была государственная дача.

С 1956 г. это музей, а с 1990 г. музей-заповедник, включающий парк и дворец.

Интерьеры дворца

В здании 150 комнат, расположенных в 5 корпусах. Здесь также сочетаются элементы английского стиля и восточные мотивы.

Комнаты симметричны, их двери находятся напротив друг друга. В каждой комнате имеется камин, на стенах портреты известных людей и пейзажи. Скульптуры в оранжерее – изображения членов семьи первого владельца.

В 1914 г. во дворце появилось электричество.

В настоящее время для посетителей доступны 10 комнат на первом этаже. В них, практически, сохранился первоначальный интерьер. Это парадные помещения, где хозяева принимали гостей, и оранжерея. Среди предметов мебели есть оригинальные. Остальные подобраны с таким умением, что не нарушают общую картину.


Интересно:
Паркет дворца подлинный – ему почти 200 лет.

Видео обзор дворца:

Информация для туристов

Помимо основной экспозиции вниманию посетителей предлагаются следующие выставки:

  • — квартира дворецкого;
  • — кухня Воронцовых;
  • — дом Шувалова;
  • — парковая скульптура
  • и ряд других.
Важно:
Можно покупать билеты на каждую выставку отдельно, но выгоднее купить единый билет за 650 рублей. Дети до 16 лет посещают дворец бесплатно. Студенты, пенсионеры и граждане 16 -18 лет за 325 рублей.

По парку можно покататься на электромобиле. Стоимость такой экскурсии 800 рублей за всю группу (от 4 до 20 человек.) Экскурсионное обслуживание предусмотрено и в музее.

Основная экспозиция работает без выходных с 8:00 до 20:00. Остальные выставки выходные в понедельник и среду.

Подробная и самая актуальная информация на сайте дворца: http://worontsovpalace.org (официальный сайт)

Как добраться в Воронцовский дворец

Из Ялты сюда идут автобусы с центрального автовокзала. Ехать до остановки «Алупкинский дворец». Далее по парку пешком. На маршрутке можно доехать до местного автовокзала и, ориентируясь по указателям, пройти 850 м. пешком. Можно на катере по морю – это дополнительное удовольствие и впечатления. Затем от пляжа в гору. Адрес: Алупка, Дворцовое шоссе, 18.

Воронцовский дворец на карте Крыма

GPS Координаты: N 44.419861, E 34.055972 Широта/Долгота

На берегу Черного моря расположен величественный памятник архитектуры XIX века – Воронцовский дворец. Его строительство шло 20 лет и завершилось в 1848 году под руководством придворного британского архитектора именитого Эдварда Блора. Шедевр эпохи романтизма был задуман в качестве резиденции графа Михаила Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края.

Место под строительство дворца граф выбрал сам – на красивом мысу у горы Ай-Петри в Крыму. Автор искусно совместил английский и неомавританский стили с готикой и блестяще вписал здание в существующий ландшафт. Блор никогда там раньше не был, но по зарисовкам «развернул» здание так, что его контур совпадает с очертанием гор.

В строительстве здания применяли диабаз – камень зеленовато-серого цвета. Его добывали в местных краях. Рисунки в оформлении здания были очень сложными, камень мог треснуть при обработке, поэтому проводить каменотесные работы вызвали лучших мастеров, которые строили храмы в Центральной России.

Так в непримечательном и малоизвестном до этого момента татарском селе Алупка появился замок из пяти корпусов с многочисленными переходами, лестницами и двориками. У парадной лестницы расположилась Львиная терраса. Шесть львов «восседают» по обе стороны великолепной лестницы из белого мрамора – один «спит», другой «пробуждается», остальные «бодрствуют» и «рычат».

Воронцовский дворец стал первым в России, в котором построили водопровод с горячей водой и систему канализации.

На строительство дворцового комплекса ушла огромная по тем временам сумма – около 9 миллионов рублей серебром. Но она была по плечу графу Воронцову – богатейшему помещику Российской империи.

История создания

История Воронцовского дворца тесно связана с событиями в стране. Вскоре после заселения графу пришлось покинуть новый дом в связи с назначением на Кавказ. Дворец менял своих хозяев – в разные годы в нем жили дочь графа Софья Михайловна, сын Семен Михайлович, вдова Мария Васильевна. В 1880-х годах здание опустело и было брошено.

В начале 20 века родственники Воронцовых – Дашковы устроили там санатории и пансионы. После революции земли были национализированы. В 20-х годах, как и в некоторых других крупных дворянских усадьбах на южном берегу Крыма, там был создан музей, получивший название Алупкинский. Коллекция музея сильно пострадала в Великую Отечественную войну. Фашисты вывезли более 500 произведений живописи и графики, не многое потом удалось вернуть обратно.

После войны во дворце расположилась государственная дача НКВД. И, наконец, в 1956 открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства, который позже вошел в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. Сегодня там размещены коллекции картин, скульптур и прикладного искусства, старинные документы, рассказывающие о строительстве дворца.

Выставки и экспозиции

Выставки и экспозиции размещены во многих помещениях Воронцовского дворца – в залах, Шуваловском флигеле, Гостевом корпусе, Хозяйственном корпусе, конферен-зале.

Так, гости могут посмотреть экспозиции «Парадные залы Главного корпуса», «Дом графа А.П. Шувалова», «Квартира Дворецкого», «Скульптура Южных террас», «Воронцовская кухня», выставки «Под платаном», «Фарфоровая кладовая» и другие.

Приемлемые цены доступны всем категориям посетителей. Стоимость билета для взрослых составляет от 50 до 300 рублей, для студентов, пенсионеров и детей от 16 до 18 лет – от 25 до 150 рублей. «Единый билет» стоит 650 и 325 рублей соответственно.

Например, на постоянной основе в музее работает экспозиция «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца». Эти помещения практически не изменились с давних времен. Отделка, мебель, даже портреты на стенах сохранили свой первоначальный вид в традиционной английской манере. Во время экскурсии гости увидят парадные залы главного корпуса, Китайский кабинет, вестибюль, Голубую гостиную, Зимний сад, Парадную столовую, бильярдную.

В кухонном здании Хозяйственного двора расположилась экспозиция «Воронцовская кухня». В этой части дворца прислуга не только работала, но и жила. Посетителям открыты три помещения этого корпуса, в которых можно познакомиться с интерьером дворцовой кухни. Первый зал просторный, расположен на территории в 60 квадратных метров и в высоту двух этажей. В центре стоит чугунная плита, украшенная литым орнаментом. Старинные посуда, раковина, самовары, кулинарные книги, интерьер кладовой создают яркое незабываемой впечатление.

В конференц-зале дворца открыта выставка «Заповедная Таврида». Она будет работать до 31 марта 2018 года. Посетители смогут увидеть 60 произведений искусства из фондов музея, их авторы – отечественные и зарубежные художники. На картинах изображены нереальной красоты природа Крыма и дворцы, парки, городские улицы, памятники археологии. Работы были созданы в первой половине XIX века, в конце XIX – начале XX века, в советское время. Все они представляют собой наследие крымчан, которое хранится для последующих поколений.