Посадочная скорость а320. Аэробус А320: фото и подробные характеристики. В авиакомпании «Аэрофлот»

Самолет Airbus A320 - является визитной карточкой концерна Airbus S.A.S. Этот лайнер известен на весь мир тем, что наравне с ведущими моделями своего главного конкурента - Боинга - поставляет авиаперевозчикам большое число машин. На сегодня известно, что заказано более 11000 самолетов, из которых 8000 уже произведено, и большая часть из них успешно эксплуатируется. Это делает лайнер основополагающим в мире гражданской авиации.

Высочайшая надежность и тотальное использование цифровых технологий, которые призваны обеспечивать безопасность полетов, превратили Эйрбас А320 и ближайшие к нему модели семейства в настоящий летающий компьютер. Это выгодно отличает европейский лайнер от своих главных конкурентов в небе.

История создания

Первые упоминания о разработке нового самолета в концерне Airbus датируются 1981 годом. Тогда на всем континенте усиленно спорили о том, почему и первые модели 737 семейства прочно обосновались в небе. Им нужно было подготовить достойный ответ.

Французский производитель делал основной упор на экономичности, но размеры самолета должны были полностью соответствовать главным конкурентам.

К моменту испытаний было подготовлено два варианта исполнения машин: одна на 154 кресла (A320-100), другая - на 172 кресла (А320-200).

Позже было принято решение отказаться от обоих вариантов и создать 162-местный лайнер.

Окончательные испытания проходили в феврале 1987 года, а лицензию на осуществление полетов консорциум получил в 1988 году.

На тот момент Эйрбас А320 стал самым технологичным самолетом своего времени. Он остается флагманом европейского производителя, а завод постоянно поддерживает специальные программы, направленные на систематическое улучшение не только цифровой начинки самолета, но и двигателей и конструктивных элементов фюзеляжа, крыла, кабины.

Конструкция лайнера и его салона

Эйрбас А320 послужил основоположником всего семейства самолетов производителя. По своей конструкции он является классическим вариантом гражданского самолета.

Эта модель - моноплан с расположением двух двигателей под крылом.

Крыло стреловидной формы и имеет на концах дельтовидные винглеты для уменьшения завихрения воздушных потоков и экономии топлива, а так же увеличения подъемной силы на взлете.

Особая форма винглетов (направление и вверх и вниз) - характерная черта, по которой можно отличить Эйрбас А320. Однако после 2012 года винглеты изменили, превратив их в классический вариант (устремлены вверх).

Двигатели турбовентиляторные, производятся компаниями CFMI (модель CFM56-5B) или IAE (модель V2500-A5). В перспективе ведутся совместные работы по разработке двигателей Pratt & Whitney (модель PW1000G), которые могут помочь повысить экономичность полетов.


Силовые установки выносятся вниз крыла, так как консоли тонкие и не допускают встраиваемые варианты. Существующие двигатели являются самыми тихими в классе, производя на режиме взлета не более 82 децибел.

Топливные баки располагаются в крыле и фюзеляже. Шасси традиционно сделаны трехопорными - одна поворотная стойка в носовой части, две других - в центральной части крыла. На каждой стойке закрепляется по два колеса, передняя тележка имеет отличительную особенность, она не становится вертикально, а имеет всегда немного скошенное вперед положение.

Неоспоримое конкурентное преимущество самолетов Эйрбас А320 - это самая современная, передовая авионика на борту.

Эту концепцию европейский производитель сохраняет уже несколько десятилетий и будет использовать в своих разработках. По уровню цифрового обеспечения машина является самой продвинутой в мире гражданской авиации.
Вся информация о полете выводится на жидко-кристалличекие мониторы.

Для улучшения обзора в кабине предусмотрели использование уникальных для гражданской авиации устройств. На А320 используются не штурвалы, а ручки управления (как на военных истребителях).


Важнейшее отличие - цифровая обработка всех действий, производимых экипажем. В самолете предусмотрено не прямое механическое сообщение между штурвалом и закрылками, а подача сигнала в компьютер, который приводит в действие привод систем управления. Уровень автоматизации позволил легко сократить экипаж до 2 пилотов.

Но такое же количество персонала используется и у главных конкурентов - Боинга. Однако у американцев переход на 2 пилотов сопровождался ожесточенными спорами и многочисленными комиссиями и испытаниями, а также забастовками.

Салон Эйрбас продуман до мельчайших деталей.

Инженеры предусмотрели все: от расстояния между креслами, до индивидуального освещения и регулировки яркости мониторов. Интерьеру салона и полкам для ручной клади уделялось повышенное внимание. В облицовке использовали современные композитные панели, а полки вмещают на 11% больше груза, чем предыдущие версии самолетов европейского производителя. Впрочем, некоторые меры пошли в ущерб вместительности.

Эйрбас А320 - это узкофюзеляжный лайнер, поэтому между сидениями есть 1 проход. Классическая компоновка подразумевает места для бизнес-пассажиров и эконом-класс. Такие версии лайнера самые популярные, они вмещают до 150 человек. Без бизнес-кресел Эйрбас способен перевезти до 180 человек. Стандартные места экономичного размещения подразумевают компоновку «3-3». В бизнес-классе кресла располагаются по форме «2-2».

Эйрбас А320 имеет 4 стандартных выхода и 4 аварийных.


В целом, по комфорту всех мест в салоне гражданский лайнер превосходит своих конкурентов. Но есть места, которые смело можно назвать лучшими по удобствам. Считается, что это помимо бизнес-мест, экономический 4 и 11 ряд в общем салоне.

Летно-технические характеристики

Эйрбас А320 Боинг 737-400
Длина фюзеляжа, м 37,57 36,4
Размах крыла, м 34,1 (для всего семейства) 28,88
Взлетный вес, максимальный, т 77 62,8
Пассажировместимость, чел 150…180 До 168
Скорость, крейсерская, км/ч 840 807
Дальность полета, км 6150 5000
Потолок, высота полета, км 12 11,3

Производство

В производстве Эйрбас используются композитные материалы. Они составляют до 20% от всех материалов, которые применяются при постройке лайнера. Производитель отдает предпочтение, в основном, пластику, усиленному стекловолокном. Больше всего композитов применяется при постройке крыла и киля.


До 2008 года самолеты окончательно собирались исключительно во Франции, на заводе в Тулузе. Но из-за необычайно высокого спроса, с марта 2008 года в работу включился и немецкий завод в Гамбурге. Позже подключился и Китай, который в перспективе будет собирать на своих линиях до 4 машин в месяц.

Эксплуатация

Первые поставки Эйрбас А320 начались в 1988 году. Сначала они поступали в распоряжение европейских производителей, затем - в США. На момент своего выпуска они являлись первыми во многих аспектах. Так, в них заменили классические штурвалы на рукоятки, которые ставились слева от командира корабля и справа от второго пилота.

Самолет стал первым, на котором так широко применялись композитные материалы при изготовлении не только внутреннего интерьера, но и главных конструкций - крыла и киля.

Кроме того, Эйрбас А320 отличался от своих конкурентов тем, что использовал в управлении лучшие достижения компьютерной инженерии.

Модификации

Эйрбас А320 считается основоположником серии самолетов французского производителя. Успех лайнера послужил фундаментом для создания более совершенных моделей самолетов.

А318 - самые маленький по вместительности лайнер, который поднялся в воздух в 2003 году. Он может разместить на борту от 107 до 132 человек, но обладает низким уровнем шума (что делает его очень удобным для использования в аэропортах в черте городов). Эта модель может садиться и взлетать с коротких взлетно-посадочных полос.


А319 - получил укороченный (в сравнении с А320) фюзеляж на 2 ряда кресел. По количеству посадочных мест есть версии от 116 до 158 кресел, но увеличилась дальность полетов. На базе этой модификации строятся варианты для бизнеса или с увеличенными топливными баками (дальность перелетов - до 8300 км).

А321 - эксплуатируется с 1994 года и получил меньшую дальность полета, чем основоположник А320, но большую вместительность. Поместиться на борту может от 170 до 220 человек.

В июле 2011 года концерн Airbus S.A.S. заключил перспективное соглашение с известнейшей американской авиакомпанией American Airlines о поставке 130 самолетов Эйрбас А320 и 130 новейших Эйрбас А320neo.

Практически все компоненты лайнеров А320 и ближайших к ним самолетов семейства СУ перевозят транспортными судами .

Перспективы

Главная надежда компании в будущем - модель А320 neo. Изменения в сравнении с предшественником коснулись конструкции крыла (винглетов).

Также у разработчиков получилось увеличить дальность на 950 километров, а экономия достигла 16% топлива, в сравнении с А320.

В 2016 году эти самолеты стали поставляться в авиакомпании, но по-прежнему большинство предзаказов еще не выполнено, так как А320 neo стал самым популярным гражданским лайнером в мире по количеству заказов в момент показа публике на авиасалоне в Ле Бурже.


Предзаказы на модели били не один рекорд. Больше всех заказал Малазийский лоукостер AirAsia, который оформил сделку на 200 лайнеров. Проявляли заинтересованность и европейские перевозчики, которым принадлежит львиная доля от 1029 предзаказанных моделей лайнера.

(Airbus А-320) — семейство узкофюзеляжных самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанных европейским консорциумом Airbus S.A.S.

Консорциум Airbus Industry, который основные усилия сосредоточил на программах широкофюзеляжных самолетов, предпринял в начале 1980-х годов исследования узкофюзеляжных самолетов под условными обозначениями SA1, SA2 и SA3 с двумя ТРДД CFM56. Из семейства SA были выбраны варианты SA1 (130≈140 мест) и несколько удлиненный SA2 (150≈160 мест). В феврале 1981 года первому варианту присвоили обозначение А320-100, а второму — А320-200. В дальнейшем пассажировместимость обоих проектов стала равной 150, а отличаться они стали только дальностью полета и платной нагрузкой.

Официально программа самолета А320 началась в марте 1984 года. Первый полет опытный самолет А320 с двигателями CFM56-5A1 совершил 22 февраля 1987 года. В конце февраля 1988 года самолет был сертифицирован в Европе, а в декабре — в США. В марте 1988 года авиакомпания "Эр Франс" получила первый самолет.

Самолет А320 является первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащенной боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композиционных материалов.

Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы "TOMCOH-CSF", состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах.

До февраля 2008 года , конечный монтаж A-320 производился только в Тулузе (Франция), а с марта 2008 года, из-за большого спроса, его стали также производить на заводе в Гамбурге (Финкенвердер, Германия). Кроме этого, в Китае была открыта линия монтажа самолётов семейства А320 с расчётной производительностью 4 машины в месяц (в 2011).

Самолёт А320 послужил основой для разработки целого семейства самолётов:

A320 — базовая модификация лайнера, вмещающая в себя от 150 до 180 пассажиров;

A321 — удлинённая версия A320, вмещающая в себя от 185 до 220 пассажиров;

A319 — модификация А320 с укороченным фюзеляжем за счёт уменьшения количества пассажирских кресел на два ряда, обладает самой большой дальностью полёта во всём семействе (6,850 километров);

A318 — самый маленький представитель семейства A320. Вмещает в себя от 107 до 132 пассажиров.

По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия А-320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа.

Технические характеристики A-320

Размах крыла — 34.09 м.

Длина самолета — 37.57 м.

Высота самолета — 11.76 м.

Площадь крыла — 122.60 кв. м.

Масса

пустого снаряженного самолета — 41800 кг,

максимальная взлетная — 73500 кг.

Тип двигателя — 2 ТРДД CFM International CFM56-5-A1.

Тяга — 2 х 11320 кгс.

Максимальная скорость — 925 км/ч.

Крейсерская скорость — 900 км/ч.

Практическая дальность — 4900 км

Практический потолок — 11275 м.

Экипаж — 2 человека.

Полезная нагрузка — 150 пассажиров в кабине двух классов или 164 пассажира в экономическом классе или 179 максимально или 19200 кг груза.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Aэробус а320 - это пассажирский реактивный лайнер с узким фюзеляжем и первый борт, на котором применили электро-дистанционную систему управления. Он относится к ближне- и среднемагистральному типу. Серийное производство а320 было налажено в 1988 г. Лайнер пользуется огромной популярностью у авиакомпаний. До 2017 года было выпущено около 8 тыс. машин, из которых 6,5 тыс. эксплуатируются до сих пор.

Версии А320

Первая версия авиалайнера аirbus а320-100, разработанная в 80-е годы прошлого столетья и произведена в ограниченном количестве: всего 21 машина. Дело в том, что практически сразу была разработана модель а320-200, которая стала ведущей модификацией аэробуса. Этот самолет оборудован дополнительными топливными баками, позволяющими увеличить дальность полета. Его вариации А 320-212, А320-214, А 320-232, А 320- 231 существенных изменений в летных характеристиках не претерпевали. Обновления касались в основном внутренней комплектации.

В начале 2010-х гг. в результате глубокой модернизации а320 появился новейший суперсовременный самолет Airbus А320neo, который совершил первый коммерческий рейс 21 января 2016 г. в компании Lufthansa.

Компоновка пассажирского салона аэробуса А320

Того, кому предстоит совершить перелет на данном аэробусе, бесспорно, волнует вопрос, как выглядит пассажирский салон а320? В своем сегменте его отличает простор и вместительные ниши для размещения ручной клади. Большой вместимостью обладает грузовая палуба. Самолет имеет разные варианты комплектации пассажирского салона, внутри которого можно разместить до 180 человек. Однако чаще аэробус имеет два класса обслуживания: бизнес и экономический. Бизнес-сектор может быть рассчитан на:

  • 8 посадочных мест (перевозчик «EasyJet»),
  • 12 кресел (авиакомпания «Россия»),
  • 20 мест (у «Аэрофлота»).

Таким образом, общее количество мест может быть снижено до 134, а вместимость эконом-сектора соответственно до 114.

Схема пассажирского салона Airbus A320

Эконом класс

Места в экономическом салоне начинаются с 3, 4 или 6 ряда. Они расположены сразу за перегородкой бизнес-сектора. Во время принятия пищи пассажиры на этих местах используют откидные столики. Кресла располагаются по типу «3×3». Они могут иметь ширину 43,2 см и 45,7 см. Если кресла узкие, то проход между сиденьями достаточно широкий и составляет 63,5 см. Это создает дополнительные удобства пассажирам, занимающим места с края. Их не будут задевать проходящие мимо люди. Салон эконом класса располагает двумя санузлами, которые находятся в конце салона сразу за последним рядом.

Бизнес класс

С 1 по 2 (в иной комплектации по 3 или 5 ряд) расположены бизнес-места по типу «2×2». Широкие кресла (57 см), откидывающаяся почти горизонтально спинка, подставка для ног создают пассажирам этого класса обслуживания комфортные условия перелета. Расстояние между рядами более полуметра, поэтому желающий вздремнуть пассажир, не доставит неудобств сидящим позади людям, даже если откинет спинку своего кресла под максимально возможным углом.

Лучшие места

  • места С и D в аэробусе а320-214 находятся в непосредственной близости от туалета;
  • большинству людей не очень приятно на протяжении нескольких часов видеть перед собой (на расстоянии 1 -1,5 м) стену.

6 ряд (в других комплектациях 3 или 4 ряд) - это первые места эконома. Они располагают большей площадью для ног, и для пассажиров, путешествующих с детьми до 2 лет, это самый удобный ряд, потому что:

  • впереди к стене крепятся люльки;
  • здесь не потревожат другие пассажиры: нет впереди откидывающейся спинки, а технические помещения (туалет и кухня) расположены в конце самолета.

Фото салона

13 ряд (10 или 11 в плане других комплектаций) также обладает дополнительным пространством для ног, так как здесь кресла расположены сразу за аварийным люком. Однако а320 обладает двумя аварийными люками, и второй располагается непосредственно за 13 рядом, ограничивая угол откидывания спинки.

Наибольшим комфортом в салоне эконом класса, безусловно, обладают места 14 ряда (11 либо 12 в других комплектациях). Расстояние для ног у них увеличено за счет аварийного люка, и угол откидывания кресла не ограничен. Однако по существующим правилам безопасности авиаперевозок места перед аварийными люками нельзя занимать детям, беременным, инвалидам и пассажирам, перевозящим животных.

Основные характеристики

Передовые для конца прошлого столетья технологии в корне изменили и оснащение авиалайнера а320:

  1. В кабине экипажа приборная панель со стрелками заменена электронной, которая была снабжена лучевыми дисплеями (затем им на смену пришли жк-мониторы).
  2. Полет самолета а320 вместо штурвала регулируется удобными боковыми ручками. Траектория движения, задаваемая ими, сначала анализируется бортовым компьютером, а уже потом подается на рулевые плоскости.
  3. Электро-дистанционное управление позволило вести самолет экипажу, состоящему только из двух пилотов, так как управление лайнером стало намного проще.

Есть у А320 и другие менее яркие, но все-таки значащие характеристики: это увеличение количества дверей: 4 пассажирских выхода и столько же аварийных.

Конструктивные особенности

Аэробус 320 представляет собой моноплан, обладающий низкорасположенным стреловидным крылом, с размещенными под ним двигателями.

Вместимость, размеры, вес

А 320 способен вместить 180 пассажиров, при этом максимальная коммерческая загрузка самолета составляет 16 600 кг.

Длина этого самолета 37,57 м, в то время как протяженность именно пассажирского салона всего 27,5 м, а ширина - 3,7 м. Размах крыла лайнера 34,1 м. Они достаточно тонкие и имеют улучшенную аэродинамику, способствующую экономичному расходу топлива и снижению индуктивного сопротивления. Аэрофлот первым из российских перевозчиков стал эксплуатировать а320 с новыми аэродинамическими Sharklets (шарклетами) - законцовками крыльев.

От того, сколько весит сам самолет, в определенной степени зависит и его коммерческая масса. Так максимальный взлётный вес а320 составляет 78 т, посадочный - 66 т при небольшом собственном весе самолета - 42 100 кг.

Летные данные

А320 может развивать скорость до 890 км/ч при скорости взлета 240 км\ч. Он способен преодолевать расстояния до 6150 км при максимальной высоте полета 11900 м, однако не каждый аэродром может принять этот аэробус. Посадочная полоса должна соответствовать минимальной протяженности его взлётной дистанции, которая составляет 2090 м. Конструкция самолета предполагает расход топлива при крейсерской скорости (840 км/час) 2 600 л/час. В то же время объем топливных баков составляет 24 210 - 27 200 л.

История создания Airbus A320

Впервые борт аirbus industrie a320 поднялся в небо в 1987 г. Он достаточно быстро, без нареканий, прошел испытания и был сертифицирован. Первым заказчиком разработанных аэробусов стала известная европейская авиакомпания Эйр Франс. И в начале весны 1988 г. лайнер а320 совершил самый первый регулярный рейс.

После машина неоднократно усовершенствовалась. A320neo - представитель нового поколения узкофюзеляжных магистральных лайнеров. 25 сентября 2014 года впервые были проведены испытания а320neo. К концу года машина была сертифицирована. Для этого потребовалось 600 раз поднять в небо авиалайнер. Общая продолжительность полетов составила 1700 часов.

Где производится

Компоненты, производимые на заводах «Аэробус», транспортируют для заключительной сборки а320 в Тулузу. В целях финансового оздоровления компании в 2007 г. выпуск а320 был перенесен из Франции в Германию, и дополнительно было налажено производство этих машин в Китае. Также в 2010 г. был заключен договор по производству компонентов для авиалайнера на авиационном заводе в Иркутске.

Стоимость разных моделей

Сколько стоит аirbus а320 зависит от года выпуска, модификации и износа машины и варьируется от 65 до 105 млн. долларов. Так борт а320-200 2002 г. в. с общим налетом 26435 часов можно приобрести за 70 000 000 $, а модернизированный A320neo б/у: за $102,8 млн. Новые лайнеры стоят значительно дороже. Например, только что выпущенный а320-214 обойдется покупателю в 93,9 млн. долларов и выше (особенности комплектации только увеличивают стоимость машины), а а320neo - в 107,3 миллиона долларов.

В прошлом году концерн Airbus получил огромное число заказов на 1619 авиалайнеров общей стоимостью 240,5 млрд долларов.

Новости, модернизация, перспективы

У а320 большое будущее. Подобные аэробусы пользуются спросом на рынке пассажирской авиатехники. По долгосрочному тридцатилетнему прогнозу, сделанному фирмой Boeing, мировые авиалинии нуждаются в 38050 новых самолетах, в том числе в 26730 с узким фюзеляжем.

Особенной популярностью у авиакомпаний пользуется современный модернизированный A320neo различной комплектации. И хотя в воздушных парках ведущих компаний в сегменте среднемагистральных самолетов пока преобладают а320-200 всех модификаций, будущее все же за новым вариантом этого лайнера.

Посмотрите видео об истории создания самолета Airbus A320

Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму .

Имеют эту модель в своем авиапарке. Аэрофлот в их числе.

Если рассмотреть характеристики самолета A320, то можно легко увидеть, почему он пользуется таким спросом у всех компаний. Вместимость самолета Airbus A320 и вес самолета Аэробус 320 — все впечатляет в этом самолете. Сами пассажиры отзываются о нем более, чем положительно.

Этот лайнер начали создавать, чтобы у компании появился подходящий конкурент для и 727. Его разработчики хотели сделать его похожих размеров , но при этом усовершенствовать технологии, которые применялись на тот момент в самолетах.

Airbus A320-200.

Одним из нововведений стала электродистанционная система управления в кабине пилотов. Это значит, что вместо штурвалов были введены рукоятки. Также и в самой конструкции Аэробуса были применены композитные материалы.

Сборка лайнера производилась в Тулузе , а затем и в Гамбурге , так как стал пользоваться спросом.

В марте 1984 года была начата работа по производству этого воздушного судна. Так что первый полет новой модели был осуществлен в 1987 году . В 1988 году Air France приобрела первый лайнер этого типа.

Особенности Аэробуса А320

Он относится к узкофюзеляжным типам пассажирских лайнеров , с достаточно широким фюзеляжем . Этот самолет разрабатывали для маршрутов ближней и дальней протяженности . У него два двигателя — турбовентиляторных , которые расположены под крыльями.

Этот же лайнер стал первым, на котором были установлены так называемые шарклеты. Это специальные законцовки крыльев, которые позволяют увеличить аэродинамические характеристики крыльев, а также уменьшают расход топлива.

Внутри кабины пилотов.

Кроме нововведений в кабине пилотов, сам салон самолета тоже подвергся изменениям . Он более просторный, а полки для ручной клади — большие и вместительные. Также есть индивидуальное освещение для каждого пассажира в салоне. Фото салона Аэробуса A320 представлено ниже.

Грузовая палуба тоже была расширена , как и люки для загрузки багажа.

Обслуживание самолета также менее затратно . Это стало одной из причин популярности этого самолета. Также и снижен и уровень шума самолета.

Салон самолета.

Его дальность полета — 4900 км . Крейсерская скорость достигает 840 км/ч . Салон способен вмещать до 140-180 пассажиров. Вес пустого самолета — 42 100 кг.

Он легко узнаваем и по одной маленькой особенности — передняя стойка шасси чуть скошена .

Компоновка салона

Как правило, в салоне есть только один центральный проход . Имеется 4 пассажирских выхода и 4 — аварийных.

Типичная компоновка — это по два кресла в ряд в Бизнесе и по три — в Экономе.

Как видите, благодаря своим характеристикам, Аэробус А320 стал очень популярен не только в Европе и Америке, но и в России и в Азии. Сейчас в эксплуатации находится около 6 092 таких воздушных судов.

Airbus A320 – узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный концерном Airbus. Серийное производство лайнера продолжается с 1987 года по наши дни.

Обзор салона и схема расположения лучших мест

Аэробус A320 при двухклассовой компоновке пассажирского салона (бизнес и эконом) вмещает 150 пассажиров.

Салон бизнес-класса вмещает (согласно схеме пассажирского салона) шесть мест, занимающих ряды с номерами от 1 до 3. Здесь имеется более широкий (по сравнению с салоном эконом-класса) центральный проход, а места располагаются по схеме «2-2». Бизнес-класс располагается в носовой части пассажирского салона аэробуса A320, имеет более мягкие сиденья и меню несколько разнообразнее, чем для пассажиров эконом-класса. Расстояния между креслами здесь большие, что обеспечивает должный отдых для ног даже людям высокого роста.

Лучшими в бизнес-классе являются места во втором ряду, в особенности у иллюминаторов. Несколько неудачными являются места первого и третьего рядов. Это объясняется тем, что места первого ряда, хоть и имеют большее пространство для ног, но в то же время располагаются непосредственно у туалета и подсобных помещений. Эта особенность становится причиной порой оживлённого движения здесь, что может серьёзно помешать спокойному отдыху. Места третьего ряда расположены вплотную у перегородки, отделяющей салон бизнес-класса от эконом-класса. Движение обслуживающего персонала и шум, доносящийся из эконом-класса, также могут стать причиной определённых неудобств.

За салоном бизнес-класса размещается эконом-класс с более узким центральным проходом, а также креслами, расположенными по схеме «3-3». Места эконом-класса занимают (согласно схеме) ряды с номерами от 4 до 27.

Лучшими для эконом-класса являются места в четвёртом ряду. Это объясняется их некоторой удалённостью от шумной середины и несколько большим пространством для ног пассажиров. Не самыми лучшими для эконом-класса являются места, расположенные в самом его конце (в 27 ряду). Их неудобство заключается в близком расположении туалета и подсобных помещений, что может доставить немало неудобств. При бронировании билетов этих не самых лучших мест следует по возможности избегать.

Варианты Airbus A320

На сегодняшний день существует 4 варианта аэробуса A320: A318, A319 , A320 и A321 .

Самолёт Airbus A318 является наиболее компактным из всего семейства A320: его пассажировместимость составляет от 107 человек в двухклассовом до 132 человек в одноклассовом варианте. Одним из важнейших качеств данного лайнера является то, что он может взлетать с более коротких взлётно-посадочных полос.

Также стоит отметить, что именно на аэробусе A318 были впервые установлены усовершенствованные бортовые системы, которыми сегодня оборудуются все самолёты семейства A320.

Коммерческое использование самолёта было начато в 2003 году.

Airbus A319 является несколько укороченной версией аэробуса A320 за счёт убранных двух последних рядов пассажирских мест в салоне эконом-класса. Благодаря этому самолёт может использовать более короткую взлетно-посадочную полосу. Базовая модель имеет пассажировместимость 116 человек, однако имеется и другая версия, позволяющая перевозить до 156 человек.

Эксплуатация A319 началась в 1996 году.

Аэробус A319 имеет следующие модификации:

  • Airbus A319LR – основным отличием от базовой модели являются дополнительные топливные баки, позволяющие увеличить дальность полёта до 8000 км.
  • Airbus A319CJ – бизнес-модификация с увеличенной дальностью полёта.
  • Airbus A320 является узкофюзеляжным самолётом, максимальная пассажировместимость которого составляет 180 человек. Коммерческое использование продолжается с 1988 года.
  • Airbus A321 является удлинённой версией аэробуса A320 с повышенной (до 220 человек) пассажировместимостью. Самолёт является среднемагистральным (дальность полёта – до 5950 км). Эксплуатируется с 1994 года.

Характеристики A320

Конструктивно самолёт Airbus A320 является низкопланом. Крыло – стреловидное. Оперение — вертикальное однокилевое. Силовая установка аэробуса представлена двумя турбовентиляторными двигателями, марка которых зависит от модели самолёта.

Airbus A320 создавался в качестве замены устаревшим самолётам A300 концерна Airbus, а также для конкуренции набравшим на тот момент (середина 80-х годов XX века) самолётам Boeing 727 и Boeing 737 . Основным нововведением стала полная модернизация бортовой электроники, а также усовершенствованная приборная панель: вместо стрелочных приборов были использованы электронно-лучевые трубки.

Ещё одним важным отличием семейства A320 от ранних самолётов компании Airbus является то, что вместо стандартных штурвалов для пилотов был применён сайдстик (боковая ручка управления), что вкупе с современной на тот момент электроникой позволило облегчить управление самолётом и ограничить его экипаж двумя пилотами.

Лётно-технические характеристики самолётов семейства A320:

Airbus A318-100 Airbus A319-100 Airbus A320-200 Airbus A321-100
Длина, м 31,4 33,8 37,6 44,5
Размах крыла, м 34,1
Диаметр фюзеляжа, м 3,95
Ширина салона, м 3,7
Высота, м 12,5 11,8 11 11,8
Площадь несущих поверхностей, м² 122,6
Макс. взлётная масса, кг 68 000 75 000 77 000 93 500
Минимальная полоса при максимальной взлётной массе, м 1355 1950 2090 2180
Крейсерская скорость 840 км/ч или 0,78 М
Пассажировместимость 107 до 132 116 до 156 140 до 180 170 до 220
Дальность полёта, км 5950 6850 6150 5950
Запас топлива, л 24 210 от 24 210 от 24 210 от 24 050
до 30 190 до 30 190 до 30 030
Пассажирских дверей 4 4 4 4
Аварийных выходов 2 2 4 4
Практический потолок, м 12 000
Расход топлива, л 2400 2600 2700 2900
Двигатели 2 CFMI CFM56-5B каждый 105,9 кН или 2 Pratt & Whitney PW6000A каждый 96 кН 2 CFMI CFM56-5B каждый 104,5 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 104,5 кН 2 CFMI CFM56-5B каждый 118 кН или 2 IAE V2500-A5 2 IAE V2500-A5 каждый 118 кН 2 CFMI CFM56-5B каждый 142,3 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 146,8 кН