Где находится куляб. Карта Куляб со спутника — улицы и дома онлайн. Куляб и современный Таджикистан

Под современным названием город Куляб впервые упоминается в 13 веке.

На протяжении многих веков он являлся одним из важных политических, торговых, экономических и культурных центров Хатлонской области современного Таджикистана. Город находился на одной из дорог Великого Шелкового пути и имел тесные торгово-экономические и культурные связи со многими странами Востока и Запада.

В период средневековья город был центром Кулябского бекства Бухарского ханства. Он являлся важным политическим, экономическим и культурным центром. В тот период здесь функционировало большое количество мактабов (школ) и медресе (высших учебных заведений), развитие получили различные ремесленные производства и торговля, активно действовали литературные и научные объединения.

В 17-19 веках в Кулябе жили и занимались творчеством 40 поэтов. Наиболее прославленными из них стали Насех (Абдурахмон Ходжа), Ходжи Хусайни Кангурти, Бисмил, Шохин.

На территории города и в его окрестностях во время археологических раскопок были найдены останки построек и мавзолеев, свидетельствующих о высоко развитой культуре архитектуры и строительства в городе.

В начале 20 столетия город Куляб превратился в самый крупный город Восточной Бухары - в своем составе он имел 20 кварталов. На высоком уровне были различные виды ремесел. Особенно значимыми и уважаемыми из них здесь считались ткачество (шелковые высококачественные ткани: парча, алочи, куртачи, сюзане), ювелирное дело, гончарное и кожевенное производство, столярное дело, а также производство ножей, конской сбруи, оружия и других металлических изделий.

Кроме того, развита в городе была торговля, существовали восточные базары. В основном в Кулябе ценились вышивки (гулдузи и чакан), которые имели неповторимую своеобразную форму и расцветку.

Достопримечательности

Главными достопримечательностями города являются мавзолей Мир Сайида Али Хамадони и исторический городской музей.

Мавзолей Мир Сайида Али Хамадони (14 - 17 века). Мемориальный комплекс Мир Сайида Али Хамадони находится в самом центре города Куляба, в парковой зоне, где растут величественные вековые чинары.

Человек, останки которого сейчас покоятся в этом мавзолее, являлся видным деятелем 15 века - поэтом, философом и мыслителем. Однако помимо Мир Сайида Али Хамадони, здесь также похоронен его сын Мухаммад, многочисленные родственники и бывший смотритель мавзолея и мечети при нем - шейх Шохи Толикони из афганского города Толукана.

Здание мавзолея представляет собой традиционную средневековую постройку. Первоначально она имела три портальных входа с купольным залом, украшенным резным декором. Эта постройка датируется концом 15 века. Позже к нему были пристроены мечеть и усыпальница.

В 70-х годах прошлого века мавзолей был отреставрирован. При этом мастера стремились сохранить облик мавзолея таким, каким он был в течение всех пяти веков. И с этим заданием они вполне справились.

Рядом с мавзолеем находится еще одно мраморное надгробие с надписями на арабском и персидском языке, украшенное геометрическим орнаментом. На западной стороне надгробия есть надпись, которая гласит, что здесь погребен сын правителя Хатлона - Амир Мухаммад бин Шайх Абдулла. Сам надгробный камень, прямоугольной формы, весом около тонны. По преданию, он был доставлен в Куляб из Индии на слонах.

В настоящее время мавзолей является местом паломничества местного населения и многочисленных туристов.

Город, ц. Кулябской обл., Таджикистан. Возникновение названия связывают с тадж. кулоба озерная вода или кулоб заболоченные места, плавни, заросли; окрестности города в прошлом были заболочены. Географические названия мира: Топонимический словарьГеографическая энциклопедия

Город (с 1934) в Таджикистане, в долине р. Яхсу, в 202 км от Душанбе. 79,3 тыс. жителей (1991). Заводы: по производству аккумуляторов, хлопкоочистительные и др.; пищевая промышленность. Педагогический институт. Театр. Историко краеведческий музей … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (Куль аб) бекство и город в южной части бухарского ханства,на правом берегу Аму Дарьи, в бассейне К. Дарьи (Аксу), небольшогоправого притока Аму. Поверхность волнистая, а на СВ гористая. Климатумеренный, зима мягкая и дождливая, лето жаркое.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Куляб - КУЛЯБ, город (с 1934), областной центр в Таджикистане, в долине реки Яхсу, в 203 км от Душанбе. 79,3 тыс. жителей. Промышленность: хлопкоочистительная, пищевая (маслобойная, молочная, мясная); производство аккумуляторов и другое. Педагогический… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Город (с 1934) в Таджикистане, в долине р. Яхсу, в 202 км от Душанбе. 79,3 тыс. жителей (1991). Заводы: по производству аккумуляторов, хлопкоочистительный и др.; пищевая промышленность. Педагогический институт. Театр. Историко краеведческий музей … Энциклопедический словарь

- (в 1939 55 центр Кулябской области) город в Таджикской ССР. Расположен в долине р. Яхсу (бассейн Пянджа), у подножия хребта Хазратишох, в 203 км к Ю. В. от г. Душанбе, с которым соединён железной и автомобильной дорогами. 40 тыс. жителей… … Большая советская энциклопедия

- (Куль аб) бекство и город в южной части Бухарского ханства, на правом берегу Аму дарьи, в бассейне К. Дарьи (Аксу), небольшого правого притока Аму. Поверхность волнистая, а на СВ гористая. Климат умеренный, зима мягкая и дождливая, лето жаркое.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Куляб - город, ц. Кулябской обл., Таджикистан. Возникновение названия связывают с тадж. кулоба озерная вода или кулоб заболоченные места, плавни, заросли; окрестности города в прошлом были заболочены … Топонимический словарь

Куляб: Куляб город в Таджикистане Куляб аэропорт в Таджикистане. Куляб бекство Бухарского эмирата … Википедия

Книги

  • Таджикистан. Памир. Практический и транспортный путеводитель , Антон Кротов , Это первый практический путеводитель по самой высокогорной стране СНГ. Как попасть в Таджикистан на поезде, самолете, на своей машине или автостопом? Как самостоятельно передвигаться внутри… Категория:

На странице интерактивная карта Куляб со спутника. Подробнее на +погода. Ниже спутниковые снимки и поиск в реальном времени Google Maps, фото города и Хатлонской области в Таджикистане, координаты

Спутниковая карта Куляб — Таджикистан

Наблюдаем на спутниковой карте Куляб (Kulob), как именно размещены здания на улице Сафарова. Просмотр схемы территории района, трассы и шоссе, площади и банки, станции и вокзалы, поиск адреса.

Представленная здесь в режиме онлайн карта города Куляб со спутника содержит снимки зданий и фото домов из космоса. Можно узнать, где находятся и как доехать до улиц. Воспользовавшись поиском сервиса Гугл Мапс, вы найдете нужный адрес в городе и его вид из космоса. Советуем изменять масштаб схемы +/- и перемещать центр изображения в нужную сторону.

Скверы и магазины, дороги и границы, здания и дома, вид на улицу Куйбышева. На странице детальная информация и фото всех объектов местности, для того чтобы в режиме реального времени показать необходимый дом на карте города и Хатлонской области в Таджикистане.

Подробная спутниковая карта Куляб (гибрид) и района предоставлена сервисом Google Maps.

Координаты — 37.9163,69.789

Территория Кулябской долины занимает выгодное географическое положение. Плодородные почвы, обильно орошаемые многоводными горными реками и их притоками, привлекли оседлое и кочевое население в эти края.
Речные долины являлись основными местами поселения человека с древних времён. Археологи установили, что прежде здесь в пещерах жили люди эпохи каменного века. Были открыты также поселения людей, живших здесь около 2000 лет назад. В частности, обнаружены каменные зернотерки для растирания зерна в муку.
Территория современного Куляба VI-IV вв. до нашей эры входила в состав Ахеменидского государства. В результате ряда захватнических походов царь Ахменидов Кир овладел огромной территорией, куда входила и Бактрия.









В верховьях Аму-Дарьи, на территории нынешнего Северного Афганистана, Памира и в приамударьинских горных районах Таджикистана, где расположен современный Куляб, жили оседлые бактрийцы. В Бактрии еще в древние времена население занималось земледелием, скотоводством и другими отраслями сельского хозяйства.

В IV веке до нашей эры Александр Македонский, после разгрома державы Ахеменидов, вторгся в пределы Центральной Азии. Весной 329 года он захватил почти всю Бактрию, и греческие войска через Термез и Кабадиян направились в район современного Куляба. Исторические факты говорят о том, что Александр завоевал территорию верховьев Амур-Дарьи, а после этого двинулся к столице Согда Мараканду.
В Бактрии очень часто вспыхивали восстания против Александра. В области Хутталян «как тогда называли район между Пяджем и Вахшем» в местности Бубасену повстанцы во время борьбы против Александра держались дольше всего. Этому благоприятствовал горный характер районов. Местности Бубасену отождествляется с районами Куляба и Бальджувана. Отстаивая свою независимость, народ храбро сражался против иноземных захватчиков. Но и за военного превосходства врага и измены местной знати сопротивление повстанцев было сломлено.
Для того чтобы создать опорные пункты греко-македонской колонизации, Александр построил в Бактрии ряд городов - форпостов. Один из них был, воздвигнут в Хутталене, и ему по примеру многих других аналогично возникших городов было дано название Александрия на Оксе.
Даже в десятом веке нашей эры, по мнению ученных в Хутталяне был известен город по имени Сикандра – восточная форма имени Александр. По мнению известного таджикского ученного Бободжона Гафурова город Александрия на Оксе (Аму-Дарьи) находился предположительно в районе нынешнего Куляба. Бактрия имела широкие культурные связи с Грецией и Индией. Во II веке нашей эры в государстве Хутталь стал очень быстро, распространятся буддизм, который прочно держался там до VIII века. Укрепившись, буддизм стал, распространятся отсюда в сторону Гисарской долины и вместе с этим начала распространятся индийская культура. О том, что сюда проник буддизм, говорят некоторые источники, где указывается, что даже в VII в. население этого края поклонялось Будде. Подтверждением этому служит найденная в Хатлонской области 13-метровая статуя Будды, которая сейчас выставлены в музее института истории Академии наук Республики Таджикистан.
В II в. до нашей эры часть Центральной Азии было заселена племенем тохаров. Поэтому территория, расположенная в верхнем течении реки Аму-Дарьи, получила название Тохаристан. Эта территория делилась на несколько мелких независимых или полу независимых государств одна из которых называлась Хутталян (Хатлон).
В IV в. нашей эры приходить к концу процесс распада Кушанского царства. К этому времени племена тохаров уже смешались с местным населением. На месте распавшегося государства Кушан, в том числе и в Бактрии (Тохаристане), устанавливается власть Эфталитов.
Тохаристан формально входил в состав государства Эфталитов а фактически был самостоятельным государством. Под напором нашествия кочевых тюрок в VI веке государство Эфталитов приходит в упадок и возникает тюркские каганат, куда входила вся Центральная Азия, включая территорию современного Куляба.
По сообщению некоторых источников, Тохаристан был разделен на 24 мелких полу самостоятельных владений, которые номинально подчинялись тюркскому каганату. Хуталян являлся одной из саммых развитых частей Тахаристана. Здесь, например, был развит горный промысел и добыча золота.
Страна Хутталь занимала территорию между Пянджем и Вахшем. Хутталь как самостоятельное государство, по мнению исследователей, возник в IV в. нашей эры. Постепенно он становится сильным государством и занимает одно из первых мест в торговле между отдельными районами Центральной Азии.
Особенностью экономической жизни страны было развитое скотоводство и особенно коневодство. Хутталь прославился в то время разведением лошадей. Хуттальская лошадь воспевалась в арабско-персидской поэзии. Лошади были предметом поставки в культурные оазисы Центральной Азии и считались самыми лучшими.
Местные жители занимались и охотой. Они заслуженно признавались прекрасными охотниками, и охота была постоянным занятием для многих из них.
Столицей Хутталия согласно исследованиям ученных был Хульбук, который находится на территории нынешнего Восейского района в окрестности современного кишлака Курбан –Шаид что подтверждают археологические раскопки. Хульбук был одним из крупнейших городов в Центральной Азии. Его центральная часть занимала площадь около 70 гектаров, а в юго-западной стороне возвышалась цитадель. При раскопках были обнаружены остатки богато украшенного дворца правителей Хутталия. Обильный подземный материал X-XII веков примерно ориентирует исследователей относительно времени наиболее интенсивной жизни города.
С наибольшей роскошью отделывались монументальные постройки- дворцы и мечети. Дворец правителей Хутталя был украшен великолепной резьбой. Интересен дворцовый комплекс XI столетия, вскрытый археологами в Хульбуке. Находки газневидских монет подтверждают факт вхождения этих районов в ту эпоху в состав Газневидского государства.
В лёсовых толщах вблизи Бальджувонского района таджикский археолог В.А. Ранов раскопал каменные орудия, древнейшие из найденных в Центральной Азии, их возраст 850 тысяч лет. Он же открыл уникальную стоянку неандертальцев в Дангаринском районе у пещеры Огизкичик с очагами, около которых обнаружено 15 тысяч обуглившихся панцирей черепах. Среди других находок в Кулябском регионе – алтари храмов времен зороастризма, у которых тысячи лет назад горел священный огонь.
На этой древней земле возникали и распадались могущественные государства: Бактрия, Греко-Бактрийское царство, Кушанское царство, Тохаристан.
Таджикский археологи много лет ведет раскопки городов Хутталя. В Хульбуке, столице Хутталя, найдены останки дворца правителя, в Манзаре – средневековая баня, в Сайеде – дворцовый комплекс и дом ремесленника. Данный объект является памятник истории и архитектуры.
Удивительный мир ушедших времен раскрылся здесь для изучения. Изделия из бронзы, водопроводные трубы, керамическая и стеклянная посуда, шахматы из слоновой кости, резные украшения из ганча. А многофигурные композиции, портрет девушки XI века, играющей на арфе, стали событием в археологии, так как после нашествия арабов в VII-VIII веках и распространения в Центральной Азии ислама запрещалось изображать людей и животных.
В XI-XII веках по неизвестным причинам люди покинули города Хутталя. Позже вместо разрушенного Хульбука возник новый город, который называется ныне Кулябом.
В XIII веке по земле Куляба прошел караван венецианского путешественника Марко Поло.
До середины 20-х годов прошлого века Кулябское бекство было отдаленной глухой окраиной Бухарского эмирата. Зерно вывозилось на арбах к пристани Файзабад-Кала на Пяндже и на каюках отправлялось вниз по реке.
Этнограф, археолог, путешественник А. Бобринский, посетивший Куляб в конце XIX века, писал: «В Кулябе и Бальджуане процветает серебряное дело, ткутся бумажные и шелковые материи, выделывается медная, деревянная и глиняная посуда. Кочевники валяют войлоки, ткут ковры, паласы, гилемы (ковры). Они же владеют большими табунами коней».
В далеком прошлом деспотичный гнет вызывал возмущение народа. Вот характерная страничка истории.
Несколько лет подряд в Кулябской и Бальджуанской долинах была засуха. 1885 год стал первым урожайным годом. Представители эмира потребовали от дехкан не только уплаты всех налогов за текущий год, но и выплаты недоимок за предыдущие. Это означало снова обречь народ на голод. Произошло столкновение между чиновниками и населением, которое в последующем переросло в восстание лидером которого стал дехканин Восе. Ныне Восейский район, который находится в 20 километрах от города Куляба, носит его имя.
В 1934 году в Куляб стал городом, и в 1956 году к нему была проведена узкоколейная железная дорога, которая соединяла Куляб с Термезом и Душанбе. Теперь на базе узкоколейки построена современная железная дорога, которая соединяет регион не только со столицей республики, но городами соседних государств - Узбекистана, Казахстана, Туркмении и Российской Федерации.
Рядом с гостиницей «Хатлон» находится автовокзал новое современное здание. Отсюда отправляются автобусы во все города и районы региона. От автовокзала хорошо видна гора Ходжамумин- у неё зеленные склоны с белыми пятнами на гребне. Но это не снег, а соль, сверкающая на солнце.
Напротив гостиницы «Хатлон» расположен большой восточный базар, где продаются в изобилии фрукты и овощи (абрикосы, яблоки, виноград, гранаты, грецкие орехи, фисташки). Как и в других городах республики, здесь по воскресеньям проводится большой базар. Ранним утром раскладывают свои товары продавцы многочисленных торговых лавок. Вокруг базара расположены большие и маленькие магазины, а также мастерские народных умельцев, которые изготовляют различные принадлежности быта и сельскохозяйственные инструменты.
Рядом с базаром – кафе «Бадахшан» и современное здание Дома быта «Наргис». Далее вдоль центральной улицы города расположенны гостиница «Куляб», торговый центр «Равшан», кинотеатр «Джавонон» («Молодежь»).
В краеведческом музее города Куляба имеется отделы природы, истории, промышленности, сельского хозяйства, народное творчества, изобразительное искусства, свыше 1500 экспонатов. В музее можно ознакомиться с историей края и современным её состоянием.
В Кулябе привлекают внимание ковры, сюзане, национальные платья, местный колорит жизнеустройства, самобытные традиции и обычаи. Один из путешественников так писал о кулябцах: «Одежде они придают пеструю раскраску, применяя не теряющие свежести краски». Во время свадьбы сюзане (национальная настенная вышивка) украшают весь дом, они могут висеть несколько месяцев. Оранжевые, фиолетовые, зеленые, черные вышивки. Узоры просты и наивны – похоже на детские рисунки. Жениху преподносят вышитые тюбетейки и кушаки. Женщины носят красные рубахи, головные платки с узорами.
Уникальным памятником истории и архитектуры является мавзолей выдающегося мыслителя и религиозного деятеля ХУ века Мир Саида Али Хамадони в городе Кулябе, куда совершают религиозное паломничество многие последователи почитающие его софистское учение.
Мавзолей Мир Саида Али Хамадони находится в центральном парке города рядом с краеведческим музеем. Поэт, философ, мыслитель Мир Саид из Хамадони (Иран) родился в 1314 году. В юности он учился у именитых арабских ученных. В 21 год отправился он в большое путешествие по разным странам. Жил после в Хамадони, написал много книг по философии, этики, эстетики. В 1379 году Тимур завоевал Хамадони, и ученый расстался с родными и учениками, уехав в Кашмир. Мавзолей был построен в конце XIV- начале XV века местными мастерами по иранскому проекту. Ученики Хамадони на большом прямоугольном камне выбили надписи об учителе и изречения из Корана. Из Кашмира на слоне камень – памятник доставили в Куляб. Он лежит неподалеку от мавзолея.
Большой интерес представляют для иностранных туристов достопримечательности красивых окрестностей древнего Хуталя ныне города Куляба. Особенно привлекательна гора Ходжамумин, уникальный природный памятник, которая сплошь состоит из чистой соли разных цветов, палевых и серых, голубовато зелённых и розовых.
Известный Венецианский путешественник Маркр Поло писал о солёной горе Ходжа Мумин так «…её соли так много, что хватит на весь свет, до окончания мира». В словах путешественника почти нет преувеличения, поскольку доказано, что запасы Ходжамумина могли бы обеспечить солью все человечество на многие сотни лет. Миллионы лет назад здесь была не земная твердь, а древнее море Тетис. На его дне отлагалась соль, на которую со всех сторон давили другие породы. В результате соль приняла форму огромного столба и растекалась в стороны. Купола горы ныне поднимаются вверх почти на километр, а толща соли в недрах земли еще 4 километра.
У подножия горы Ходжамумин находятся 160 источников. Очень интересно побывать и в пещерах горы, где звучит причудливая музыка, потому что ветерок перебирает длинные тонкие сталактиты, висящие у входа, и они начинают звенеть. Здесь находится одна из самых крупных пещер каменной соли – почти 350 метров длиной. Между глыбами соли течет ручей, белоснежные сталактиты и наплывы украшают проходы и залы. Эти пустоты в горе образовались от вымывания соли водой. Особенности горы позволяют развивать здесь спелео туризм, потому что ни на что не похожий подземный мир все больше привлекает туристов и никогда не забывается.
Один из древнейших городов Центральной Азии город Куляб в 2006 году будет отмечать свой юбилей 2700-летие, который станет знаменательным событием для страны.
Уникальными природными и рекреационными особенностями, а также разнообразной флорой и фауной отличаются Муминабадский, Ховалингский, Бальджуванский и Шурабадский районы Кулябского региона, где успешно можно развивать такие виды туризма как экологические туры, треккинги и фото охоту с привлечением возможностей местных сообществ.
В регионе при надлежащей организации, планировании и управлении экотуризм может быть важным источником экономических выгод в равной степени для государственных стуктур, туристских предприятий и местных общин. Более того, данный вид туризма может быть эффективным инструментом охраны природных и культурных ценностей. Однако при этом следует не допустить, чтобы организация экотуристской деятельности приводила к неоднозначным результатам и негативно воздействовала на окружающие экосистемы, флору и фауну и не ставила под вопрос устойчивое развитие экотуризма в целом.
В Муминабадском районе природный памятник «Чилдухтарон» (дословный перевод сорок красавиц) представляющий собой большой скалистый горный массив в виде силуэтов сорока девушек поражает воображение. Причудливые каменные силуэты создают впечатления, что это девушки застывшие в камне и существует много красивых легенд повествующих об этих удивительных каменных образованьях.
Другим наиболее привлекательным для развития туризма регионом является удивительное по своим природным ландшафтам местечко Сари Хосор, которое охватывает территорию Бальджуванского и частично Ховалингского районов. Решением Правительства Республики Таджикистан, данный регион объявлен зоной международного туризма и в настоящее время на основе принятой Государственной Программы здесь ведутся соответствующие работы по строительству инфраструктуры необходимой для развития туризма.
Сари Хосор представляет собой большое горное ущелье вдоль которого течет водный поток формирующий реку Яхсу. От города Куляба Сари Хосор находится на расстоянии 150 километров. Здесь по обе стороны ущелья можно увидеть обильные леса, состоящие в основном из плодовых деревьев (Орешник, Тутовник, Вишня, Черешня). Из животного мира в Сари Хосоре много медведей, диких кабанов, горных козлов (Сибирский козерог), дикобразов.
Наиболее привлекательным местом в Сари Хосоре является её знаменитый водопад, находящийся в кишлаке Мулокони куда в летний период съезжается множество горожан и туристов желающих полюбоваться красотами природы, подышать чистым горным воздухом и насладиться успокаивающим звуком водного потока текущего с высоты более 50 метров.
В целом Хатлонская область располагает достаточным туристским потенциалом на базе, которого целесообразно развивать следующие виды туризма:
- культурно-исторический туризм;
- горно-спортивный туризм;
- спелеотуризм;
- экотуризм и фото охоту.
Для развития туризма в области с приобщением членов местных сообществ к занятию туризмом и разработки в этой связи туристских программ и маршрутов следует базироваться на следующие основные культурно-исторические и природно-рекреационные объекты Хатлонской области с учетом использования, которых можно привлечь большое число иностранных туристов.

Куляб находится в долине р. Яхсу, в 203 километрах от Душанбе. Своими достопримечательностями Куляб привлекает к себе немало туристов. Название город получил от таджикского слова, которое переводится как «озерная вода» либо «заросли, заболоченное место».

Появление Куляба

Первые упоминания о Кулябе дотируются 13 веком. После этого многие столетия город был важным культурным, торговым, экономическим и политическим центром в Хатлонской области Таджикистана. Куляб (Таджикистан) имел взаимовыгодные связи со многими странами Запада и Востока.

Средневековье

В Средневековье город был главным в Бухарском ханстве. В Кулябе работало много школ и высших учебных заведений. Постоянно и быстрыми темпами развивались ремесла и торговля. Вели активную работу научные и литературные объединения. В период с 17 по 19 вв. в городе проживало сорок поэтов. Вошедшие в историю: Насех, Шохин, Бисмил и некоторые другие.

Куляб и современный Таджикистан

Г. Кулябполучил статус городав 1934 г. Он стал крупнейшим населенным пунктом в Восточной Бухаре. В городе насчитывалось 20 кварталов. Многообразные ремесла находились на высоком уровне по качеству и производительности. Самыми востребованными были:

  • ткачество;
  • столярное и ювелирное дело;
  • кожевенное и гончарное производство;
  • производство металлических изделий (ножей, конской сбруи и т.д.).

Соответственно, был богат базарами Таджикистан. Куляб - город, в которомбыстро развивалась торговля. Очень дорого оценивались кулябские вышивки, имевшие неповторимые узоры и расцветку. Это были действительно художественные шедевры.

Местные достопримечательности

Интересными достопримечательностями может порадовать туристов Таджикистан. Город Куляб известен уникальной горой Ходжа Мумин, которая находится от него всего в 22 километрах. Гора состоит из разноцветных кристаллов соли. На ее месте миллионы лет назад плескались волны древнего моря Тетиса. На морском дне постоянно откладывались соли. Их в свою очередь прессовали сдвигающиеся породы. В результате соль ложилась пластами в одном месте и постепенно образовывала природный столб. Потом отложения немного растеклись в стороны, и получилась настоящая гора. На сегодняшний день купол соляной горы возвышается над поверхностью почти на километр, а еще 4 уходят в недра земли.

Не только этим интересна гора. Туристов притягивают ее пещеры. Они полностью состоят из соляных разноцветных переливающихся сталактитов. При этом в пещерах можно услышать удивительную природную музыку. Она издается раскачивающимися от ветра сталактитами.

Еще одна достопримечательность, которой может похвастаться Таджикистан (Куляб), - это мавзолей мир Сайида Али Хамадони. Мемориальный комплекс расположен в центре города. Мавзолей окружает парковая зона с величественными вековыми чинарами.

Останки покоящегося в мемориальном комплексе человека принадлежат поэту, мыслителю и философу. В мавзолее также похоронены его сын и другие родственники вместе со смотрителем мемориала и его мечети - шейхом Шоки Толикони. Он жил в Толукана.

Здание построено в традициях Средневековья. Сначала мавзолей имел 3 портальных входа с купольным залом, который был разнообразно декорирован. Усыпальница и мечеть пристроены к мемориалу значительно позже. Изначальная постройка датируется пятнадцатым веком.

В 1970-х гг. мемориальный комплекс (Таджикистан, Куляб) был отреставрирован. Работы проводились с целью максимального сохранения первозданности старинного памятника. Рядом с ним находится надгробие. На нем выгравированы надписи на персидском и арабском языках. Надгробие украшено геометрическим орнаментом.

С западной стороны надписи указано имя погребенного - Амира Мухаммада бин Шайха Абдуллы. Он был сыном царя Хатлона. Надгробный камень прямоугольный и весит приблизительно тонну. По легенде, материал был привезен на слонах из Индии. Мемориальный комплекс (Таджикистан, Куляб) - место паломничества не только местного населения. Мавзолей постоянно посещают тысячи туристов.

Также в городе можно посетить другие памятники культуры и истории. Например, мавзолеи Тилло Халлоджи и Ходжа Дурбод, крепость Калам Мир, городище Кофыркальа. А также природные объекты: горный массив «Чилдухтарон» и ущелье Сари Хосор.