Действия персонала аэропорта при получении информации о наличии взрывного устройства на борту воздушного судна, находящегося на земле. Ексд - начальник службы авиационной безопасности аэропорта

  • 1.1.12. Способы совершения терактов.
  • 1.1.13. Методы совершения терактов.
  • 1.1.14. Средства осуществления терактов.
  • 1.1.15. Терроризм на воздушном транспорте.
  • 1.1.16. Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности.
  • 1.1.17. Обстоятельства, способствующие захватам вс.
  • 1.1.18. Воздушный терроризм в ссср и Российской Федерации.
  • 1.1.19. Понятие об авиационной безопасности в гражданской авиации.
  • 1.1.20. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте.
  • 1.1.21. Цели системы обеспечения защиты деятельности га:
  • 1.1.22. Меры обеспечения авиационной безопасности:
  • 1.1.23. Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
  • Тема 1.2. Состояние и анализ авиационной безопасности в гражданской авиации. Состояние аб в гражданской авиации рф. Анализ статистики и характера анв в последние годы.
  • 1.2.1. Состояние аб в га рф.
  • 1.2.1.1. Угрозы совершения террористических актов на воздушном транспорте.
  • 1.2.1.2. Проникновение посторонних лиц в контролируемые зоны аэропортов.
  • Анв в деятельность га Российской Федерации за период с 1958 по 2000 год:
  • Результаты досмотра пассажиров, ручной клади и багажа службами аб в аэропортах гражданской авиации России за 2000 - 2001 год.
  • Тема 1.3. Международные организации га. Стандарты и Рекомендуемая Практика икао по авиационной безопасности. Структура обеспечения аб в международной га
  • 1.3.1. Международная организация гражданской авиации (икао).
  • Общая структура представительных органов икао
  • Постоянные рабочие органы Совета икао
  • Часть I. Инструктивный материал по стандартам и рекомендуемой практике икао.
  • Часть 2. Документация икао, относящаяся к авиационной безопасности.
  • Часть 3. Дополнительный авиационный материал по авиационной безопасности.
  • 1.3.2. Европейская конференция гражданской авиации (екга) и её деятельность в области авиационной безопасности.
  • 1.3.3. Международная ассоциация воздушного транспорта (иата) и её деятельность в области авиационной безопасности.
  • 1.3.4. Международная федерация ассоциаций линейных пилотов авиакомпаний (ifalpa - ифалпа).
  • 1.3.5. Международная организация гражданской полиции.
  • Тема 1.4. Нормативно-правовая база обеспечения авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации. Структура обеспечения аб в рф
  • 1.4.1. Правовые и нормативные акты, регламентирующие обеспечение авиационной безопасности.
  • 1.4.2. Воздушный кодекс Российской Федерации.
  • Глава 12. Авиационная безопасность.
  • 1.4.3. Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
  • 1.4.4. Программа обеспечения авиационной безопасности аэропорта (авиакомпании).
  • Тема 1.5. Структура Департамента аб и соп мтр и отдела авиационной безопасности мту вт мтр.
  • 1.5.1. Структура и функции Департамента аб и соп мтр.
  • 1.5.2. Функции даб и соп:
  • 1.6.1. Деятельность, назначение, задачи и структура аэропорта.
  • 1.6.1.1. Основные термины и определения.
  • 1.6.1.2. Другие необходимые определения.
  • 1.6.1.3. Организация движения.
  • 1.6.1.4. Обслуживание воздушного движения.
  • 1.6.1.5. Вопросы взаимодействия служб аб и увд:
  • 1.6.1.6. Виды связи, используемые для обеспечения авиационной безопасности.
  • 1.6.2. Положение о службе авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия). Структура службы авиационной безопасности.
  • 1. Общие положения.
  • 2. Задачи и функции службы авиационной безопасности.
  • 3. Структура и состав службы авиационной безопасности аэропорта.
  • 4. Руководство службой авиационной безопасности аэропорта.
  • 5. Материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности аэропорта.
  • Тема 1.7. Взаимодействие саб с другими службами аэропорта (авиакомпании) при подготовке вс к отправлению.
  • Оперативная схема взаимодействия службы авиационной безопасности с другими службами аэропорта при предполетном обслуживании воздушного судна
  • 1.8.1. Организация взаимодействия.
  • Безопасности с другими организациями в целях обеспечения аб
  • 1.8.2. Координация деятельности по предотвращению актов незаконного вмешательства.
  • 1.8.3. Служба авиационной безопасности и Отдельный отряд пограничного контроля.
  • 1.8.4. Служба авиационной безопасности и Таможенные органы аэропорта.
  • 1.8.5. Служба авиационной безопасности и Линейный отдел внутренних дел аэропорта.
  • 1.8.6. Совместная инструкция от 24.04.96 года № дв 59/и-1/7450 «о взаимодействии служб авиационной безопасности аэропортов и отделов внутренних дел на воздушном транспорте».
  • 3. Структура и состав службы авиационной безопасности аэропорта.

    3.1. Положение о службе авиационной безопасности аэропорта, а также структура и штатное расписание службы авиационной безопасности утверждается руководителем аэропорта (авиапредприятия).

    3.2. Должностные инструкции работников службы авиационной безопасности утверждаются начальником службы авиационной безопасности.

    3.3. Численность сотрудников службы авиационной безопасности определяется руководителем аэропорта, исходя из объема и характера выполняемых задач, с учетом классности аэропорта, количества пунктов досмотра, постов и их дислокации.

    3.4. Комплектование службы авиационной безопасности личным составом производится по трудовому договору (контракту) на срок по соглашению сторон из числа граждан Российской Федерации, преимущественно лиц мужского пола, прошедших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах ФСБ, МВД и ФПС России и годных по состоянию здоровья к работе в САБ. Эти лица проходят испытательный срок до 3-х месяцев в целях проверки соответствия их профессиональной пригодности.

    3.5. При приеме на работу в САБ все лица проходят установленным порядком медицинское освидетельствование для определения годности к исполнению служебных обязанностей. Кандидаты, принимаемые на должности, связанные с применением огнестрельного оружия, кроме того, проходят проверки в органах внутренних дел.

    3.6 Сотрудники САБ проходят обязательную специальную подготовку по учебным планам и программам.

    3.7. Возмещение вреда, причиненного работникам службы авиационной безопасности увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Постановлением ВС РФ от 24. 12. 92г. №4214-1.

    4. Руководство службой авиационной безопасности аэропорта.

    4.1. Службой авиационной безопасности аэропорта руководит начальник службы АБ, который подчиняется заместителю руководителя аэропорта по авиационной безопасности, а при отсутствии такой должности - непосредственно руководителю аэропорта.

    4.2. Начальник службы авиационной безопасности назначается на должность и освобождается от должности руководителем аэропорта по согласованию с территориальными органами ГСГА России.

    4.3. Начальник службы АБ аэропорта несет персональную ответственность за состояние авиационной безопасности аэропорта и выполнение функциональных задач и мероприятий службой АБ в полном объеме настоящего Положения.

    5. Материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности аэропорта.

    5.1. Администрация аэропорта обязана создать службе авиационной безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на нее задач по обеспечению авиационной безопасности аэропорта и охраны труда. В этих целях должно быть предусмотрено:

    Наличие в зданиях аэропортов (аэровокзалов) оборудованных и оснащенных техническими средствами специальных зон контроля для проведения досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров, исключающих возможность контакта прошедших досмотр с лицами, не имеющими отношения к обслуживанию конкретных рейсов;

    Наличие на грузовых складах и комплексах оборудованных зон для проведения досмотра груза, почты и бортпитания;

    Наличие на территории аэропорта оборудованных мест стоянок для специального обследования воздушных судов при чрезвычайных обстоятельствах;

    Наличие ограждений и инженерно-технических средств охраны периметров, объектов, контрольно-пропускных пунктов аэродрома;

    Наличие условий для надежного хранения оружия и боеприпасов, исключающих возможность их хищения и утраты;

    Наличие необходимой материально-технической базы для подготовки и повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности, летного состава и работников других служб аэропорта по вопросам авиационной безопасности.

    5.2. Администрация аэропорта осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности аэропорта.

    Служба авиационной безопасности должна быть обеспечена:

    Служебными и складскими помещениями, а также оборудованием и мебелью для них;

    Автотранспортом для обеспечения деятельности службы авиационной безопасности;

    Средствами радио и телефонной связи;

    Предметами форменной и специальной одежды гражданской авиации и другими материальными средствами.

    Примерный вариант структурной схемы службы АБ аэропорта.

    В зависимости от статуса и класса аэропорта, выполняемого им объема перевозок, структура службы авиационной безопасности может быть различной, но в ее составе в большинстве случаев имеются следующие структурные подразделения (группы, отделы):

      Руководство САБ - начальник службы АБ;

      Координация работы подразделений САБ - сменный руководитель САБ;

      Группа обеспечения мер безопасности при обработке потоков пассажиров и грузов.

    Отделения группы:

    Отделение досмотра пассажиров, ручной клади и багажа;

    Отделение контроля за пассажиропотоком на перроне.

      Группа обеспечения мер безопасности в аэропорту.

    Отделения группы:

    Отделение осуществления пропускного и внутриобъектового режима;

    Отделение несения патрульной службы по периметру аэродрома;

    Отделение охраны жизненно важных объектов и въездных (выездных) ворот.

      Группа обеспечения мер безопасности воздушных судов.

    Отделения группы:

    Отделение охраны ВС;

    Отделение специального осмотра ВС;

    Отделение контроля обеспечения мер АБ на борту ВС.

      Группа организации мер противодействия актам незаконного вмешательства.

    Отделения группы:

    Отделение обучения и подготовки персонала по АБ;

    Отделение разработки планов «Набат» и обеспечения работы оперативного штаба;

    Отделение координации взаимодействия и организации учении и практических занятий.

    Требования к сотрудникам службы авиационной безопасности.

    Специфика работы по обеспечению авиационной безопасности и использование для этого высокотехнологичного оборудования предъявляют к сотрудникам служб АБ особые требования.

    Хорошо подготовленный и высококвалифицированный персонал служб АБ - ключ к успеху в обеспечении авиационной безопасности на требуемом уровне.

    В связи с этим вопросам отбора, приема на работу и подготовке сотрудников САБ должно уделяться постоянное и серьезное внимание на всех уровнях.

    Критерии подбора персонала служб авиационной безопасности.

    Индивидуальные критерии отбора персонала САБ в большинстве государств носят различный характер. Тем не менее, в большинстве ведущих стран мира подбор персонала служб авиационной безопасности осуществляется по общепринятой практике.

    Эта практика устанавливает процедуры для руководства аэропортов (авиапредприятий), которые требуется соблюдать при принятии решения о приеме кандидата на работу в службу авиационной безопасности.

    Прием на работу.

    При принятии решения о приеме на работу сотрудником САБ аэропортам и авиакомпаниям рекомендуется применять ниже указанные процедуры проверки сотрудника или кандидата, которые должны проводиться независимо от характера предыдущей работы кандидата, даже если он проходил службу в вооруженных силах или работал в другом аэропорту (авиапредприятии).

    Каждый аэропорт (авиапредприятии) при приеме на работу сотрудников служб АБ должен удостовериться, что все сотрудники САБ прошли проверку послужного списка согласно местным и государственным требованиям к сотрудникам безопасности за предшествующие 10 лет и тщательную проверку личного дела за предшествующие 5 лет до приема на работу в САБ, при этом:

    1. Проверка не выявила судимости (административных правонарушений) за предшествующие 10 лет за любое из ниже перечисленных преступлений:

    Различные виды судимостей (отбывание срока, условно и т. д.);

    Подделка различных документов, мошенничество, вымогательство, соучастие;

    Хулиганство, нарушение общественного правопорядка, нарушение правил воздушных перевозок;

    Случаи привлечения к административной ответственности (за хранение, ношение и использование оружия, передачу ложной информации, незаконное проникновение в охранные зоны и т. д.);

    2. Проверяемое лицо должно объяснить причины перерывов в работе (более 12 месяцев) за предшествующие 10 лет, а также вышеуказанных правонарушений (если таковые имеются);

    3. Принимаемое на работу в САБ лицо имеет среднее образование, плюс 3 года работы в правоохранительных органах, экономической безопасности или контроллером, или сочетание образования и опыта работы, которого, по мнению работодателя, достаточно для выполнения служебных обязанностей в САБ;

    4. Принимаемое на работу в САБ лицо умеет говорить, читать и писать по-русски достаточно хорошо для того, чтобы:

    а) выполнять устные и письменные инструкции, касающиеся выполнения порученных обязанностей,

    в) понимать вопросы, отвечать на них и давать инструкции на русском языке лицам, находящимся на территории аэропорта,

    г)заносить информацию об инцидентах и журнальные записи в документацию по авиационной безопасности на русском языке.

    5. Принимаемое на работу в САБ лицо имеет физические способности и возможности выполнять порученные функциональные обязанности. Помимо указанных способностей кандидаты в сотрудники групп досмотра должны иметь способность различать цвета, достаточно хорошее зрение и слух, координацию движений, а также моторные навыки, соответствующие следующим стандартам:

    а) сотрудники групп досмотра должны быть в состоянии понимать и исполнять инструкции на русском языке, касающиеся правильного исполнения своих обязанностей по досмотру.

    б) сотрудники групп досмотра должны быть в состоянии давать устные указания на русском языке, касающиеся процесса досмотра лицам, проходящим досмотр.

    в) сотрудники групп досмотра должны уметь различать на рентгеновском мониторе соответствующие формы оружия, боеприпасов и запрещенных к перевозке предметов и веществ. Если рентгеновское оборудование дает цветное изображение, сотрудник группы досмотра должен различать все цвета и знать, что обозначает каждый цвет;

    г) сотрудники групп досмотра в процессе работы должны быть в состоянии слышать и быстро реагировать на человеческую речь и звуковые сигналы, подаваемые оборудованием пункта досмотра;

    д)сотрудники групп досмотра, осуществляющие ручную проверку багажа и ручной клади, должны уметь эффективно просматривать и обращаться с предметами багажа и ручной клади;

    е)сотрудники групп досмотра, осуществляющие личный досмотр "похлопыванием" или с помощью ручного металлоискателя должны уметь обращаться со своим оборудованием при обыске различных участков тела человека,

    ж) сотрудники групп досмотра, производящие личный досмотр должны иметь возможность дотянуться до всех частей стоящего взрослого человека одной рукой или ручным металлоискателем в ней.

    Для осуществления специальных функций досмотра должны использоваться только те работники, которые имеют способности для такой работы.

    Все решения о пригодности кандидата к выполнению функций по авиационной безопасности должны приниматься старшим должностным лицом аэропорта (авиапредприятия). При принятии этого решения должностное лицо должно принять во внимание информацию, полученную во время проверок, а также учесть те периоды времени, за которые не удалось получить полную информацию.

    Принимаемое на работу в САБ лицо успешно прошло начальную, последующую и при необходимости специальную подготовку, в соответствии с требованиями программы обеспечения безопасности аэропорта (авиапредприятия).

    Подготовка сотрудников групп досмотра.

    Каждый аэропорт (авиапредприятие) при приеме на работу сотрудников служб АБ особое внимание должен уделить подготовке сотрудников групп досмотра. Каждый сотрудник группы досмотра должен пройти начальное обучение по эффективному и безопасному использованию технических средств досмотра, навыкам и особенностям процедур досмотра.

    Первоначальное обучение.

    Для осуществления функций досмотра требующих принятия самостоятельных решений к работе должны допускаться сотрудники, если они:

    а) были ознакомлены с перечнем предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом и способами их выявления техническими средствами досмотра, установленными на данном пункте досмотра.

    б) просмотрели аудиовизуальные программы, определенные для первоначального обучения.

    в) выявили все тестовые объекты в рабочих условиях.

    г)изучили курс обучения в классе не менее 12 часов и комбинированного обучения теории и практики на рабочем месте не менее 40 часов.

    Периодическое обучение.

    Весь персонал групп досмотра должен проходить периодическое обучение не менее 1 раза в год, которое должно включать:

    а) общее ознакомление и дискуссию по материалам утвержденных тем.

    б) просмотр аудиовизуальных программ, предназначенных для периодического обучения.

    Подготовка на рабочем месте.

    Аэропорт (авиапредприятие) должен иметь официальную программу подготовки сотрудников групп досмотра на рабочем месте. Программа должна быть направлена на следующее:

    а) все вновь принятые сотрудники групп досмотра первоначально приступают к работе под постоянным наблюдением более опытных сотрудников. Во время первоначального периода, перед допуском к самостоятельной работе (самостоятельному приему решений в процессе досмотра) аэропорт должен протестировать новичка согласно установленным процедурам и при положительном результате сертифицировать его,

    б) руководящий состав САБ путем регулярных проверок и повышенного внимания к новичкам (обеспечением их инструкциями, пособиями и практическими руководствами) должен удостовериться в их необходимой квалификации. Выявленные недостатки или важные наблюдения заносятся в записи об обучении сотрудников.

    Аэропорт (авиапредприятие) не должен использовать на работе в пункте досмотра лиц, получивших неудовлетворительную оценку при проверке их подготовленности к данной работе, до тех пор, пока данные лица не пройдут дополнительное обучение, предусмотренное программой обеспечения безопасности.

    Аэропорт (авиапредприятие) должен обеспечить ежегодную проверку (аттестацию или тестирование) каждого из своих сотрудников группы досмотра, фиксирование результатов этих проверок и представление результатов проверок для инспекции ГСГА России до 3-х месяцев после увольнения сотрудника.

    Аэропорт (авиапредприятие) может продолжать использовать своих работников группы досмотра на их рабочих местах, только убедившись после проверки, что:

    1) со времени последний проверки физические способности данного лица, необходимые для выполнения им своих обязанностей, не ухудшились;

    2) за прошедший год данное лицо не имело нареканий в работе, и внимательно относилось к своим обязанностям;

    3) данное лицо имеет все необходимые навыки для вежливого, бдительного и эффективного осуществления досмотра.

    Записи.

    Во всех случаях аэропорт (авиапредприятие) на каждого принятого на работу сотрудника САБ должен вести соответствующие записи, в которых указано:

    а) что процесс проверки был проведен как положено (в установленном порядке),

    б) результаты проверок с заключениями по каждому периоду деятельности кандидата, включая периоды, на которые не удалось собрать данные;

    в) кто принял решение о соответствии кандидата и приеме его сотрудником САБ.

    Общие требования к сотруднику САБ.

    знать:

    Основы ГА, структуру, деятельность и взаимодействие структурных подразделений конкретного аэропорта (авиапредприятия), схему организации и использования различных средств связи в обеспечении АБ;

    Информацию о воздушном терроризме, формы и методы борьбы с ним;

    Основы нормативной правовой базы функционирования АБ в ГА РФ;

    Требования нормативных документов ГСГА России по АБ, программу обеспечения безопасности аэропорта (авиапредприятия), действующие в аэропорту (авиакомпании) правила и процедуры обеспечения АБ;

    Структуру и организацию обеспечения АБ в ГА РФ и в конкретном аэропорту (авиапредприятии);

    Структуру, деятельность и взаимодействие структурных подразделений САБ;

    Действия сотрудников САБ при поступлении информации об угрозе взрыва или чрезвычайного происшествия (порядок действии в чрезвычайных обстоятельствах, взаимодействие с правоохранительными органами),

    Диверсионные устройства и методы их обнаружения:

    Опасные предметы и их внешние отличительные признаки, распознавание опасных предметов;

    Действия при обнаружении опасных предметов,

    Технические средства выявления и локализации опасных предметов, свои функциональные обязанности на вверенном участке обеспечения АБ

    Должен уметь:

    Применять государственные нормы и нормативы, законы и подзаконные акты, стандарты и руководства, регламентирующие обеспечение АБ, работу САБ;

    Определять местоположение всех основных зданий и служб, выделять и описывать характерные особенности аэропорта (определять границу между контролируемой и неконтролируемой зонами, установленные правила передвижения в зонах и т. д.).

    Осуществлять контроль мер АБ в аэропорту (авиакомпании);

    Осуществлять досмотр помещении и ВС в обычных и чрезвычайных ситуациях, выявлять ВУ, ВВ и другие опасные предметы и вещества, грамотно действовать при обнаружении опасных предметов и веществ, особенно в обращении с выявленными ВУ и ВВ;

    Обнаруживать подозрительную деятельность, правильно оценивать ситуацию (обстановку) и предпринимать необходимые меры пресечения в случае возникновения угрозы безопасности ВС, зданиям, средствам и службам аэропорта (авиапредприятия);

    Действовать при возникновении чрезвычайных обстоятельств, при пресечении АНВ и ликвидации их последствий. Эффективно применять действующие в аэропорту правила (процедуры) в случае вооруженных нападений, возникновения серьезного авиационного происшествия, угрожающего безопасности.

    Урегулировать инциденты при их возникновении,

    При необходимости обеспечивать немедленное уведомление руководства САБ,

    В случае необходимости задерживать лиц (без применения физических мер), не подвергая опасности их самих и находящихся рядом.

    Требования к сотруднику САБ по охране.

    Специалист авиационной безопасности Должен знать:

    Обеспечение защиты сооружений и наземных средств аэропорта (авиапредприятия) ГА от АНВ,

    Защита контролируемых зон и территорий аэропорта;

    Методы несения охраны;

    Организация пропускного и внутриобъектового режима;

    Обеспечение безопасности воздушных судов:

    Контроль доступа в ВС;

    Процедуры досмотра ВС в обычных и чрезвычайных условиях;

    Технические средства охраны (ИТСО)и их применение.

    Должен уметь :

    Применять установленные в аэропорту (авиапредприятии) правила и процедуры контроля доступа в контролируемую зону, систему пропусков (проверку документов), досмотр членов экипажей ВС и авиаперсонала. Предотвращать несанкционированный доступ в контролируемую зону

    Выполнять все виды сопровождения и патрулирования (пешком и на автомобиле), осуществлять охрану объектов и ВС, правильно обращаться со служебным оружием, умело действовать в чрезвычайных ситуациях;

    Работать и передвигаться в контролируемых зонах по установленным правилам, осуществлять контроль за движением людей и транспортных средств, соблюдать установленный порядок и правила ведения радиосвязи с различными службами аэропорта;

    Обеспечивать безопасное обращение с обнаруженным оружием или опасными предметами до прибытия специалистов.

    Требования к сотруднику САБ по досмотру:

    Специалист авиационной безопасности Должен знать:

    Основы психологии человека и поведенческие реакции в стрессовых ситуациях;

    Производство досмотра пассажиров и их ручной клади:

    Организация и оснащение пунктов досмотра;

    Обязанности и ответственность сотрудников групп досмотра:

    Методы досмотра;

    Использование технических средств досмотра;

    Ухищренные способы сокрытия предметов, запрещенных к перевозке ВТ;

    Распознавание особенностей и стереотипов поведения потенциальных преступников;

    Процедуры сопровождения в контролируемой зоне аэропорта пассажиров, оружия, боеприпасов, опасных предметов и т. д. к ВС;

    Производство досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов,

    Правила перевозки опасных грузов;

    Процедуры досмотра;

    Контроль и защита багажа, груза, почты и бортовых запасов;

    Производство досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала;

    возможности (параметры) применяемых технических средств досмотра, правила безопасной их эксплуатации;

    Должен уметь:

    Осуществлять досмотр пассажиров и их ручной клади в соответствии с установленными нормами, правилами и процедурами досмотра, производить изъятие и оформление запрещенных к перевозке предметов и веществ, выполнять установленные процедуры провоза оружия, грамотно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов;

    Слышать и быстро реагировать на человеческую речь и звуковые сигналы, подаваемые оборудованием пункта досмотра;

    Грамотно эксплуатировать установленные на пункте досмотра технические средства. Обращаться с ручным металлоискателем при осуществлении личного досмотра пассажира (обыск различных участков тела человека).

    Различать все цвета на индикаторах металлоискателей и мониторах применяемых рентгеновских систем, знать, что обозначает каждый цвет. Различать на экране монитора интроскопа провод 0, 5106 мм.

    Различать на рентгеновском мониторе соответствующие формы оружия, боеприпасов и запрещенных к перевозке предметов и веществ (определять предметы на экране).

    Прочитывать информацию с идентификационных бейджей, удостоверений, этикеток на бутылках, аэрозолях и упаковках.

    Проводить непосредственный осмотр ручной клади;

    Осуществлять досмотр багажа, груза, почты, бортовых запасов,

    Эффективно просматривать и обращаться с предметами багажа и ручной клади. Открывать и закрывать замки, молнии, винтовые крышки; передвигать и ощупывать содержимое багажа; достигать все полости и перегородки багажа.

    Опознавать и определять в процессе досмотра пассажиров и ручной клади самодельные ВУ, оружие, запрещенные к перевозке предметы и вещества:

    Обеспечивать безопасное обращение с выявленным оружием или опасными предметами до прибытия специалистов.

    Применять в своей деятельности (работе) современные методы распознавания (выявления) потенциальных правонарушителей и преступников;

    В совершенстве владеть русским языком (письменно и устно), составлять сообщения о происшествии, вести установленную отчетность и документацию.

    Вежливо, предупредительно, квалифицированно и эффективно проводить процедуры досмотра, требуемые программой обеспечения безопасности.

    Обеспечивать сбор, хранение и представление руководству аэропорта требуемой информации для включения в отчет по досмотру.

    Быть корректными, обладать хорошими манерами, рассудительностью, следить за своим внешним видом и быть обходительными с представителями общественности.

    Организационные меры по предотвращению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта (авиакомпании).

    Предотвращение и пресечение захвата (угона) воздушных судов и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации является одной из главных задач деятельности аэропортов (авиапредприятий) ГА, соответствующих органов и подразделений ФСБ, МВД и других министерств и ведомств РФ, взаимодействующих с ГСГА России по вопросам защиты деятельности ГА от АНВ.

    Все действия при проведении ответных мер против АНВ должны осуществляться исходя из принципа приоритетности цели сохранения жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей ВС и других лиц, оказавшихся в зоне происшествия.

    В целях предупреждения АНВ в деятельность ГА каждый аэропорт, авиационное предприятие (эксплуатант) должны разрабатывать и обеспечивать выполнение превентивных мер безопасности.

    Все мероприятия по предотвращению и пресечению случаев захвата, (угона) ВС, попыток диверсий и других АНВ в рамках Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляются авиапредприятиями ГА во взаимодействии с органами и учреждениями ФСБ, МВД, воинскими частями МО и ФПС Российской Федерации.

    Каждое авиапредприятие, осуществляющее обслуживание воздушного движения судна, подвергшегося АНВ, должно собрать и направить всю необходимую информацию о полете такого ВС всем другим авиационным предприятиям и государствам, в чьем ведении находятся соответствующие органы обслуживания воздушного движения, включая органы УВД в аэропорту предполагаемого назначения полета ВС с целью своевременного принятия необходимых мер защиты на маршруте и в известном или вероятном пункте назначения.

    Все организации, учреждения и предприятия независимо от их ведомственной принадлежности обязаны предоставлять все имеющиеся в их распоряжении средства связи для передачи информации об АНВ в деятельность ГА, а также иной информации, которая может способствовать урегулированию указанных чрезвычайных ситуаций.

    Все аэропорты РФ независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, должны быть открытыми для приема ВС, подвергшегося АНВ. Такому ВС должен быть обеспечен приоритет в обеспечении полета, в пользовании средствами связи,

    светосигнальным оборудованием, взлетно-посадочными полосами и рулежными дорожками аэродрома.

    "

    Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
    Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»
    Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32

    Начальник смены досмотра службы авиационной безопасности

    Должностные обязанности. Руководит работой смены досмотра службы авиационной безопасности. Организует работу по досмотру воздушных судов, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза, бортовых запасов, членов экипажей воздушных судов и обслуживающего персонала авиационного предприятия; контролирует соблюдение технологии досмотра. Анализирует результаты работы и дает оценку действиям работников смены досмотра службы авиационной безопасности. Осуществляет рациональную расстановку и загрузку работников смены по участкам работы. Координирует действия работников смены досмотра службы авиационной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; участвует в расследовании актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в мероприятиях по установлению лиц, осуществляющих анонимные угрозы о возможных террористических актах на воздушных судах и объектах авиационного предприятия. Осуществляет контроль за учетом, хранением и передачей другой смене оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте, изъятых в процессе досмотра.

    Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области авиационной безопасности; нормативные и методические документы, регламентирующие работу по предполетному досмотру пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов; системы обеспечения защиты аэропорта от актов незаконного вмешательства; технологию предполетного досмотра воздушных судов; правила охраны воздушных судов и объектов аэропорта; инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режимам аэропорта; правила личного досмотра пассажиров и ручной клади; порядок применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы; тактику защиты объектов аэропорта от противоправных посягательств в обычных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы в области авиационной безопасности не менее 2 лет или среднее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы в области авиационной безопасности не менее 3 лет.

    4.1. Службу авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта), по согласованию с территориальными органами ФАС России.

    4.2. Заместитель начальника САБ авиапредприятия (эксплуатанта) и другие сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) назначаются и освобождаются от должности Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта) по представлению руководства САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.3. Начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта) является прямым начальником для всех сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

    Начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта) несет ответственность за:

    4.3.1. Разработку и реализацию мер по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.3.2. Организацию работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.3.3. Принятие мер по обеспечению авиационной безопасности и предотвращению экономического ущерба авиапредприятию (эксплуатанту).

    4.3.4. Состояние трудовой дисциплины в САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.3.5. Подбор, обучение и воспитание сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.3.6. За организацию деятельности службы САБ авиапредприятия (эксплуатанта), обеспечение взаимодействия с САБ аэропорта базирования в вопросах пропускного и внутриобъектового режима.

    4.3.7. Реализацию Программы обеспечения авиационной безопасности.

    4.3.8. Организацию делопроизводства в САБ авиапредприятия (эксплуатанта) и контроль своевременного исполнения поступающих в САБ документов.

    4.4. Начальник Службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) обязан:

    4.4.1. Знать требования нормативных документов, регламентирующих вопросы авиационной безопасности и организовывать работу по их выполнению

    4.4.2. Готовить предложения по повышению авиационной безопасности авиаперевозок авиапредприятия (эксплуатанта) и вносить их для разработки эффективных технологий обслуживания пассажиров, обработки багажа.

    4.4.3. Принимать непосредственное участие в подготовке приказов и распоряжений Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта), служебных инструкций и других нормативных документов по вопросам авиационной безопасности.

    4.4.4. Организовывать взаимодействие САБ с другими подразделениями авиапредприятия (эксплуатанта) по совершенствованию авиационной безопасности.

    4.4.5. Принимать участие в учебно-воспитательной работе, направленной на повышение уровня специальной подготовки и бдительности членов экипажей и наземного персонала авиапредприятия (эксплуатанта) в обеспечении авиационной безопасности.

    4.4.6. Проводить профилактические мероприятия с целью обеспечения авиационной безопасности и сохранения материальных ценностей авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.4.7. Готовить предложения о командировании сотрудников САБ по служебным делам в пределах России и за границу.

    4.4.8. Готовить предложения и заявки по материально-техническому обеспечению САБ.

    4.4.9. Согласовывать и контролировать выдачу персоналу авиапредприятия (эксплуатанта) специальных пропусков для летного состава (идентификационных карт), пропусков для допуска в контролируемые зоны аэропорта базирования.

    4.4.10. Осуществлять анализ эффективности системы мер по обеспечению авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) и разрабатывать предложения по ее совершенствованию.

    4.4.11. Проводить регулярные проверки служебной деятельности персонала авиапредприятия (эксплуатанта) и технических средств, обеспечивающих авиационную безопасность.

    4.4.12. Проводить инструктаж по оперативной обстановке в аэропортах гражданской авиации и задачах сотрудников САБ по обеспечению авиационной безопасности.

    4.4.13. Выполнять функции руководителя рабочей группы оперативного штаба авиапредприятия (эксплуатанта) при возникновении угрозы акта незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.5. Начальник Службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) имеет право:

    4.5.1. Требовать от персонала авиапредприятия (эксплуатанта) точного выполнения приказов и указаний ФАС России, территориального органа ФАС России по авиационной безопасности и Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.5.2. Проверять состояние и организацию работы по обеспечению авиационной безопасности, давать указания, в пределах своей компетенции, об устранении выявленных недостатков.

    4.5.3. Проводить служебное расследование по фактам нарушения мер авиационной безопасности.

    4.5.4. Принимать решение об отказе в перевозке пассажира, багажа или груза, если это влечет нарушение требований безопасности полета и авиационной безопасности.

    4.5.5. Привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников САБ за допущенные нарушения трудовой и технологической дисциплины, а также временно отстранять сотрудников от исполнения служебных обязанностей, если их действия могут нанести ущерб авиационной безопасности или престижу авиапредприятия (эксплуатанта).

    Служба авиационной безопасности (САБ) - система органов безопасности аэропортов, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению авиационной безопасности

    Основными задачами службы авиационной безопасности являются:

    Предотвращение и пресечение совместно с органами СБ и УВД попыток захвата и угона воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта

    Разработка и осуществление мер противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов, объектов аэропорта, персонала авиапредприятия и авиапассажиров;

    Осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт ВС оружия, боеприпасов, взрывных устройств, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства. Выделение и оборудование для этих целей специальных зон контроля в аэровокзале;

    Осуществление пропускного режима и контроля за выполнением внутриобъектового режима на территории аэропорта;

    Обеспечение охраны аэропорта, воздушных судов, важных объектов, включая радио- и светотехническое обеспечение, склад ГСМ, коммерческий склад;

    Обучение персонала авиапредприятия мерам по обеспечению безопасности и действиям при попытках незаконного вмешательства в деятельность предприятия;

    Осуществление надзора за соблюдением Норм, правил и процедур по авиационн ой безопасности эксплуатантами ВС и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами;

    Предоставление эксплуатантам ВС дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана ВС, дополнительный досмотр ВС и др.) на договорных условиях.

    1. Служба авиационной безопасности согласно возложенных задач:

    1.1. Обеспечивает надлежащем уровне авиационной безопасности путем требований законодательства, государственных норм, правилами и процедурами, как и программы авиационной безопасности авиационного субъекта относительно защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

    1.2. Ведет: контроль на безопасность членов экипажей воздушных судов, пассажиров, их ручной клади, багажа, груза, курьерских и почтовой пересылки и бортовых припасов, в том числе бортового питания, используя мы технические средства контроля на безопасность, физический осмотр и личному контролю с целью выявления предметов и веществ, запрещенных перевозке воздушным судном, в связи с технологией, утвержденной руководителем авиационного субъекта согласно Инструкции из и осуществление гражданского контроля на безопасность в аэропортах Украины, утвержденной приказом Госавиаслужбы от 28.09.2004 N 81 (z1555-04) и зарегистрированной Министерством юстиции Украины 07.12.2004 за N 1555/10154, Венской конвенцией о консульских сношениях от 24.04.63 (995_047) (ратифицированная 23.03.89), как и Венской конвенцией о дипломатические сношения N 1138 (ратифицированная 21.03.64); повторный контроль пассажиров, их ручной клади и багажа в случае поступления достоверной сведений прибытия в аэропорт транзитного воздушного суда с аэропорта, в котором ненадлежащим образом проводился контроль на безопасность.

    1.3. Сопровождает вместе с агентом авиаперевозок и сотрудником линейного отдела органов внутренних дел в в аэропорта (в случае необходимости) пассажиров от этого места ожидания стерильной зоны к воздушному судна в связи с технологией, разработанной из Правил сопровождения в контролируемых зонах авиапредприятий материальные ценности и пассажиров, утвержденных общим приказом Укравиатранса и министерства внутренних дел в Украины 11.03.96 N 168/397 (z0334-96) и зарегистрированных Министерством юстиции Украины 28.03.96 за N 334/1359.

    Пассажиры и материальные ценности международным рейсам обслуживаются согласно требованиям Типової технологической схемы пропуска через государственную границу автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных и транспортных средств перевозчиков и товаров, что перемещаются ними, утвержденной постановлением Кабинета министров Украины 24.12.2003 N 1989 (1989-2003-п).

    1.4. Обеспечивает исключения контактов пассажиров, прошедших контроль на безопасность, с лицами, не прошедшие подобное контроля, в том числе с авиационным персоналом, который должен отношение к обслуживания данного рейса.

    1.5. Организовывает техническое обслуживание и ремонт оборудования технических средств безопасности.

    1.3. Защищает контролируемые, стерильные зоны и зоны ограниченного доступа подразделениями военизированной охраны с использованием технических средств охраны.

    1.7. Охраняет вооруженными подразделениями военизированной охраны воздушные суда в том числе воздушные судна авиации общего назначения, склады топлив-смазочных материалов, другие немаловажные объекты и расположено их имущество авиационного субъекта.

    1.8. Обеспечивает безопасность и сохранение от хищений в контролируемой зоне виационного субъекта, зонах ограниченного доступа, охраняемых, груза, багажа, почты, бортовых припасов, как и имущества юридических и физических лиц, что было приняли в перевозки воздушными судами или под охрану.

    1.9. Организовывает сохранения, принятия и перевозки оружия, боеприпасов в связи с Инструкцией о порядке перевозки оружия и боеприпасов пассажирскими рейсами авиационного транспорта, утвержденной приказом Госавиаслужбы от 18.03.2005 N 199 (z0378-05) и зарегистрированной министерстве юстиции Украины 11.04.2005 за N 378/10658.

    1.10. Осуществляет контроль по состоянию изгороди периметра аэродрома, особо важных объектов, за надлежащим функционированием систем охранной сигнализации и освещением объектов охраны.

    1.11. Осуществляет контроль по исполнению персоналом и посетителями установленной руководителем авиационного субъекта пропускной системы мер по приведения в порядок пропускного и внутреннего объектового режима, по изготовлению, выдачи, учета и контроля над использованием ними пропусков для входа и в секторах контролируемой зоны авиационного субъекта.

    В аэропортах, где открытые пункты пропуска через государственный границу, система мер по приведения в порядок пропускного и внутреннего объектового режима вводится в секторах контролируемой зоны, определенных приказом руководителя авиационного субъекта по согласованию руководителей подразделений пограничного и таможенный контроль у аэропорта.

    1.12. Осуществляет санкционированный допуск к (с) контролируемой зоны авиационного субъекта авиационного персонала, посетителей, а также и транспортных средств.

    1.13. Ведет контроль за доступ к воздушных судов, передвижением и транспортных средств, персонала и пассажиров на перроне и других местах контролируемой зоны.

    1.14. Участвует в проведении передпольотних, после полётных и особых смотров воздушных судов.

    1.15. Участвует в проведении служебных расследований за фактами совершение, попыток совершение актов незаконного вмешательства, невыполнение требований авиационной безопасности любой физической или юридическим лицом по оформлению соответствующие документы за результатами таких расследований.

    1.13. Готовит персонал службы авиационной безопасности на действия относительно урегулирования кризисной ситуации в связи с разработанным планам путем проведения соответствующих тренировок и реализует эти планы у случае его возникновения кризисных ситуаций в рамках контролируемой зоны.

    1.17.Узгоджує проекты договоров (соглашений) между эксплуатантом, заказчиком, арендатором воздушного судна о соответствии сторон при соблюдении авиационной безопасности относительно пассажиров, членов экипажа воздушного судна, ручной клади, багажа, груза, бортовых припасов, курьерских и почтовой пересылки и т.д.

    1.18. Немедленно сообщает руководителя авиационного субъекта, соответствующий орган Службы безопасности Украины и орган государственного управления деятельностью гражданской авиации о событиях, влияющие на растущий уровень угрозы безопасности гражданской авиации, повышают риск создания кризисной ситуации, как и о совершение акта незаконного вмешательства.

    1.19. Подает ежегодно и ежеквартально в орган государственного управления деятельностью гражданской авиации отчет о результатах работы службы.

    1.20. Отвечает за доступ лиц к контролируемой зоны авиационного субъекта.

    1.21. Контролирует вход и со стерильной зоны.

    1.22. Организовывает обучение и подготовку персонала служб авиационной безопасности согласно требованиям Программы подготовки авиационного персонала из области авиационной безопасности, утвержденной приказом Министерству транспорта Украины 17.02.2003 N 109 (z0310-03) и зарегистрированной Министерством юстиции Украины 17.04.2003 за N 310/7631.

    2. Служба авиационной безопасности в праве:

    2.1. Беспрепятственно входить внутрь и в помещения предприятий и организаций, расположенных территория авиационного субъекта, в здании и сооружения, что его принадлежат, а также борт воздушных судов независимо от их форм собственности для проведение осмотра с точки зрения обеспечения авиационной безопасности.

    В аэропортах, где открытые пункты пропуска через государственный границу, в режимных зонах пограничного и таможенного контроля, в помещениях, как и где находятся товары под таможенным контролем, мероприятия по обеспечению авиационной без опасности осуществляются по согласованием руководителей соответствующих подразделений в аэропорта.

    2.2. Требовать выполнения персоналом авиационных субъектов, арендаторами, другими физическими и юридическими лицами в контролируемой зоне правил авиационной езопасности, предусмотренных Программой авиационной безопасности авиационного субъекта, другими нормативно-правовыми актами с авиационной безопасности, как и соглашениями, заключенным между субъектами авиационной деятельности, арендаторами, другими юридическими лицами, что базируются одну территории.

    2.3. Осуществлять:

    Контроль на безопасность членов экипажей воздушных судов, пассажиров, их ручной клади, багажа, груза, курьерских и почтовой пересылки, бортовых рипасов и бортового питания как с помощью технических средств, и путем физического осмотра в связи с технологией, утвержденной руководителем авиационного субъекта;

    Личному контролю на безопасность пассажиров, членов экипажей (за проведение контроля на безопасность), авиационного персонала и граждан (у входа к контролируемой зоны);

    Контроль на безопасность дипломатической почты и консульских чемоданов согласно требованиям, предусмотренными Государственной программой авиационной безопасности гражданской авиации (545-15), Венской конвенцией о консульских сношениях от 24.04.1963 (995_047) (ратифицированная 23.03.89), как и Венской конвенцией о дипломатические сношения N 1138 (ратифицированная 21.03.64);

    Повторный контроль на безопасность пассажиров, их ручной клади, багажа, груза в благополучных случаях, предусмотренных Государственной программой авиационной безопасности гражданской авиации (545-15);

    Осмотр и транспортных средств с целью изъятия предметов, запрещенных для ввоз к контролируемой зоны авиационного субъекта;

    Предполетный, послеполётный и специальный осмотры воздушных судов.

    Применять специальное оборудования и средства обеспечения авиационной безопасности при обнаружении оружия, взрывчатых веществ, предметов, устройств, запрещенных для перевозки благодаря воздушному транспорту, как и запрещенных для ввоз к контролируемой зоны авиационного субъекта.

    2.4. Изымать предметы, запрещенные перевозке воздушным транспортом или к ввоз в контролируемую зону авиационного субъекта, в персонала, граждан, членов экипажей и пассажиров под время проведения фестиваля контроля на безопасность.

    2.5. Не допускать к посадке в воздушное судно пассажиров и членов экипажей при отказе от контроля на безопасность или предъявления этого контроля ручной клади и багажа.

    2.3. Не допускать к погрузке воздушную судно багажа, груза, курьерских, почтовой пересылки, бортовых припасов, бортового питания при отказе отправителем от контроля на безопасность.

    2.7. Требовать (в случае чего) документы, удостоверяющие лицо, от всех лиц при осуществлении контроля на безопасность, у входа к контролируемой зоны и пределах контролируемой зоны авиационного субъекта.

    2.8. Задерживать (с исполнением требований личной безопасности и Конституции (254к/96-ВР):

    Лиц, которые незаконно проникли к контролируемой зоны авиационного субъекта, и передавать их у установленном порядке в правоохранительных органов;

    Автотранспорт у въезда к (с) контролируемой зоны авиационного субъекта в отсутствии пропуско в на транспортный средство или у лиц, которые у нем находятся, как и в отсутствии соответствующие документы о праве вывоз груза или вынесения материальные ценности выходит за рамки контролируемой зоны;

    Выполнения рейсов воздушными судами на проведение дополнительных мер безопасности в получении с любых источников сообщения об угрозе безопасности выполнения полета - в порядке, установленном руководством авиационного субъекта;

    Нарушителей требований авиационной безопасности при формировании протокола о административных правонарушениях и применение административного взыскания начальником отряда (отдельной команды) военизированной охраны авиационного субъекта согласно требованиям в. 228 Кодекса Украины и административных правонарушениях (80732-10), как и Инструкции по оформлению материалы административные правонарушения на воздушном транспорте, утвержденной приказом Министерству транспорта Украины 23.12.2002 N 911 (z0039-03) и зарегистрированной Министерством юстиции Украины 17.01.2003 за N 39/7360.

    2.9. Проводить физический осмотр задержанных лиц, вещей, клади и багажа, что находящейся у них, осмотр и транспортных средств, как и изымать предметы, если они могут представлять опасность гражданской авиации.

    ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ (ЭКСПЛУАТАНТА) ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

    Глава 1. Общие положения

    1.1. Служба авиационной безопасности (САБ) авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации создается и действует в соответствии с положением (уставом) авиапредприятия (эксплуатанта), утвержденным в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по авиационной безопасности.

    Под авиационным предприятием понимается юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

    Под эксплуатантом понимается гражданин или юридическое лицо, имеющий воздушное судно (ВС) на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующий указанное ВС для полетов и имеющий сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

    1.2. САБ является самостоятельным структурным подразделением авиапредприятия (эксплуатанта) и подчиняется его Генеральному директору. Непосредственное руководство САБ осуществляет начальник службы авиационной безопасности.

    1.3. Основной целью деятельности САБ является организация и осуществление, в пределах своей компетенции, мероприятий по обеспечению авиационной безопасности, безопасности жизни и здоровья пассажиров, персонала авиапредприятия (эксплуатанта) во время выполнения ими служебных обязанностей, предотвращению актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта), а также попыток нанесения ему экономического ущерба.

    1.4. В своей деятельности САБ авиапредприятия (эксплуатанта) руководствуется:

    Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;

    Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

    Нормативными правовыми актами Федеральной авиационной службы (ФАС) России, а также актами территориальных органов ФАС России, регламентирующими вопросы авиационной безопасности;

    Межправительственными соглашениями в сфере воздушных перевозок;

    Международными нормативными документами по правилам перевозок пассажиров и грузов, Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО и ИАТА;

    Настоящим Типовым положением;

    Нормативными документами авиапредприятия (эксплуатанта).

    1.5. САБ авиапредприятия (эксплуатанта) разрабатывает Программу обеспечения авиационной безопасности и осуществляет ее реализацию.

    1.6. Деятельность САБ авиапредприятия (эксплуатанта) осуществляется во взаимодействии с САБ аэропорта, правоохранительными и другими органами исполнительной власти, а также со структурными подразделениями авиапредприятия (эксплуатанта).

    1.7. Ответственность за организацию и состояние авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта), выполнение задач, возложенных на САБ (наряду с Генеральным директором), несет начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

    1.8. Материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по авиационной безопасности осуществляет руководство авиапредприятия (эксплуатанта) по заявкам САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

    1.9. Сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) должны иметь форменную одежду и нарукавные знаки установленного образца.

    Глава 2. Основные задачи службы авиационной безопасности

    2.1. Основными задачами службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) являются:

    2.1.1. Предотвращение совместно с САБ аэропорта, правоохранительными органами и другими федеральными органами исполнительной власти актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

    2.1.2. Контроль сохранности багажа авиапассажиров и грузов, перевозимых ВС авиапредприятия (эксплуатанта).

    2.1.3. Организация взаимодействия с САБ аэропорта, других авиапредприятий (эксплуатантов), правоохранительными и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в интересах обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта).

    2.1.4. Организация обучения членов экипажей ВС, персонала авиапредприятия (эксплуатанта) вопросам авиационной безопасности.

    2.1.5. Контроль соблюдения Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

    2.2. САБ авиапредприятия (эксплуатанта), в соответствии с возложенными на нее задачами и договоренностью с администрацией аэропорта, осуществляет следующие функции:

    2.2.1. На основании договора с администрацией аэропорта принимает участие в досмотре ВС, членов экипажей, обслуживающего персонала авиапредприятия (эксплуатанта), пассажиров, их ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов в целях предотвращения доставки на борт ВС оружия, боеприпасов, взрывчатых и других предметов и веществ, запрещенных к перевозке на гражданских ВС.

    2.2.2. На основании договора с администрацией аэропорта осуществляет паспортно-визовый контроль и специальные процедуры безопасности (профайлинга) на международных рейсах авиапредприятия (эксплуатанта).

    2.2.3. Разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности ВС, членов экипажей, обслуживающего персонала авиапредприятия (эксплуатанта), пассажиров, багажа, почты, грузов и бортовых запасов.

    2.2.4. Разрабатывает и осуществляет меры по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

    2.2.5. Для оперативного принятия необходимых мер организует постоянное сменное дежурство.

    2.2.6. Контролирует погрузку в ВС и выгрузку из ВС багажа, почты, грузов и бортовых запасов.

    2.2.7. Проводит дополнительную проверку документов (пропусков) и осуществляет досмотр сотрудников авиапредприятия (эксплуатанта) и обслуживающего персонала аэропортов при проходе на борт ВС.

    2.2.8. Принимает участие в розыске и опознании багажа пассажиров, не явившихся на посадку или снятых с рейса.

    2.2.9. Контролирует соблюдение требований нормативных правовых актов ФАС России по перевозке оружия, боеприпасов и спецсредств пассажиров, имеющих право на их хранение и ношение.

    2.2.10. Осуществляет, по указанию руководства авиапредприятия (эксплуатанта), сопровождение ВС авиапредприятия (эксплуатанта) с целью обеспечения мер авиационной безопасности на борту ВС в полете.

    2.2.11. Принимает участие в решении вопроса об отказе в перевозке пассажиров, багажа или грузов, если это влечет нарушение требований безопасности полета и авиационной безопасности.

    2.2.12. Осуществляет взаимодействие в работе и обменивается информацией по вопросам авиационной безопасности со службами авиационной безопасности аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов, а также с пограничными, таможенными и правоохранительными органами России.

    2.2.13. Осуществляет охрану терминалов (складов) и других объектов авиапредприятия (эксплуатанта) при наличии сертификата и лицензии на эту сферу деятельности.

    2.2.14. Оформляет заявки и ведет учет выдачи пропусков персоналу авиапредприятия (эксплуатанта) и на транспортные средства в контролируемые САБ авиапредприятия (эксплуатанта) зоны аэропорта.

    2.2.15. Проводит занятия с персоналом авиапредприятия (эксплуатанта) по вопросам авиационной безопасности.

    2.2.16. Принимает дополнительные меры по обеспечению авиационной безопасности в период повышенной угрозы или в чрезвычайной обстановке.

    2.2.17. Совместно с правоохранительными органами и службой авиационной безопасности аэропорта участвует в мероприятиях по установлению авторов анонимных угроз в адрес авиапредприятия (эксплуатанта).

    2.2.18. Организует практическое использование персоналом авиапредприятия (эксплуатанта) технических средств досмотра и охраны.

    2.2.19. Осуществляет пропускной режим на объектах авиапредприятия (эксплуатанта), выявляет и задерживает правонарушителей, передает их правоохранительным органам.

    2.2.20. Анализирует состояние авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта), изучает работу представительств авиапредприятия (эксплуатанта) по вопросам авиационной безопасности и представляет информацию руководству авиапредприятия (эксплуатанта) и в территориальные органы ФАС России.

    2.2.21. Выполняет поручения руководства авиапредприятия (эксплуатанта) по профилактике нарушений мер авиационной безопасности, пресечению хищений и других правонарушений при обслуживании рейсов авиапредприятия (эксплуатанта). Проводит служебное разбирательство.

    Глава 3. Структура и комплектование службы авиационной безопасности

    3.1. Организационно-штатная структура САБ авиапредприятия (эксплуатанта), а также положение о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации согласовываются с территориальным органом ФАС России и утверждаются Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта).

    3.2. Должностные инструкции сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта) утверждаются начальником службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта).

    3.3. Численность сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта) определяется в зависимости от объема и характера выполняемых задач, количества и типов ВС, объема пассажирских и грузовых перевозок, а также с учетом возможностей базового аэропорта и служб, задействованных в производственном процессе.

    3.4. Комплектование САБ авиапредприятия (эксплуатанта) сотрудниками осуществляется по трудовому договору (контракту) на срок по соглашению сторон из числа граждан Российской Федерации, преимущественно лиц мужского пола, прошедших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах ФСБ, МВД и ФПС России и годных по состоянию здоровья к работе в САБ авиапредприятия (эксплуатанта). Кандидаты проходят испытательный срок не менее 3-х месяцев с целью проверки их профессиональной пригодности.

    3.5. При приеме на работу в САБ авиапредприятия (эксплуатанта) все кандидаты проходят медицинское освидетельствование для определения годности к исполнению служебных обязанностей. Кандидаты, принимаемые на должности, связанные с применением оружия и спецсредств, кроме того, проходят проверку (освидетельствование) в органах внутренних дел на получение соответствующей лицензии.

    3.6. Сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) проходят специальную подготовку по разработанным учебным планам и программам и должны иметь соответствующие сертификаты соответствия.

    Глава 4. Руководство службой авиационной безопасности

    4.1. Службу авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта) по согласованию с территориальными органами ФАС России.

    4.2. Заместитель начальника САБ авиапредприятия (эксплуатанта) и другие сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) назначаются и освобождаются от должности Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта) по представлению руководства САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.3. Начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта) является прямым начальником для всех сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

    Начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта) несет ответственность за:

    4.3.1. Разработку и реализацию мер по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.3.2. Организацию работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.3.3. Принятие мер по обеспечению авиационной безопасности и предотвращению экономического ущерба авиапредприятию (эксплуатанту).

    4.3.4. Состояние трудовой дисциплины в САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.3.5. Подбор, обучение и воспитание сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.3.6. Организацию деятельности службы САБ авиапредприятия (эксплуатанта), обеспечение взаимодействия с САБ аэропорта базирования в вопросах пропускного и внутриобъектового режима.

    4.3.7. Реализацию программы обеспечения авиационной безопасности.

    4.3.8. Организацию делопроизводства в САБ авиапредприятия (эксплуатанта) и контроль своевременного исполнения поступающих в САБ документов.

    4.4. Начальник службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) обязан:

    4.4.1. Знать требования нормативных документов, регламентирующих вопросы авиационной безопасности, и организовывать работу по их выполнению.

    4.4.2. Готовить предложения по повышению авиационной безопасности авиаперевозок авиапредприятия (эксплуатанта) и вносить их для разработки эффективных технологий обслуживания пассажиров, обработки багажа.

    4.4.3. Принимать непосредственное участие в подготовке приказов и распоряжений Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта), служебных инструкций и других нормативных документов по вопросам авиационной безопасности.

    4.4.4. Организовывать взаимодействие САБ с другими подразделениями авиапредприятия (эксплуатанта) по совершенствованию авиационной безопасности.

    4.4.5. Принимать участие в учебно-воспитательной работе, направленной на повышение уровня специальной подготовки и бдительности членов экипажей и наземного персонала авиапредприятия (эксплуатанта) в обеспечении авиационной безопасности.

    4.4.6. Проводить профилактические мероприятия с целью обеспечения авиационной безопасности и сохранения материальных ценностей авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.4.7. Готовить предложения о командировании сотрудников САБ по служебным делам в пределах России и за границу.

    4.4.8. Готовить предложения и заявки по материально-техническому обеспечению САБ.

    4.4.9. Согласовывать и контролировать выдачу персоналу авиапредприятия (эксплуатанта) специальных пропусков для летного состава (идентификационных карт), пропусков для допуска в контролируемые зоны аэропорта базирования.

    4.4.10. Осуществлять анализ эффективности системы мер по обеспечению авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) и разрабатывать предложения по ее совершенствованию.

    4.4.11. Проводить регулярные проверки служебной деятельности персонала авиапредприятия (эксплуатанта) и технических средств, обеспечивающих авиационную безопасность.

    4.4.12. Проводить инструктаж по оперативной обстановке в аэропортах гражданской авиации и задачах сотрудников САБ по обеспечению авиационной безопасности.

    4.4.13. Выполнять функции руководителя рабочей группы оперативного штаба авиапредприятия (эксплуатанта) при возникновении угрозы акта незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.5. Начальник службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) имеет право:

    4.5.1. Требовать от персонала авиапредприятия (эксплуатанта) точного выполнения приказов и указаний ФАС России, территориального органа ФАС России по авиационной безопасности и Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта).

    4.5.2. Проверять состояние и организацию работы по обеспечению авиационной безопасности, давать указания в пределах своей компетенции об устранении выявленных недостатков.

    4.5.3. Проводить служебное расследование по фактам нарушения мер авиационной безопасности.

    4.5.4. Принимать решение об отказе в перевозке пассажира, багажа или груза, если это влечет нарушение требований безопасности полета и авиационной безопасности.

    4.5.5. Привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников САБ за допущенные нарушения трудовой и технологической дисциплины, а также временно отстранять сотрудников от исполнения служебных обязанностей, если их действия могут нанести ущерб авиационной безопасности или престижу авиапредприятия (эксплуатанта).

    Глава 5. Правовой статус сотрудников службы авиационной безопасности и их социальная защита

    5.1. Сотрудники службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) обязаны:

    5.1.1. Реализовывать Программу обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) и других нормативных актов, регламентирующих вопросы обеспечения авиационной безопасности, выполнять их в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами ФАС России, а также Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО, требованиями законов государств, в которые выполняют полеты ВС авиапредприятия (эксплуатанта).

    5.1.2. Разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими подразделениями авиапредприятия (эксплуатанта) мероприятия по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

    5.1.3. Участвовать в подготовке ВС к полетам, обработке багажа и грузов, оформлении и перевозке пассажиров с целью обеспечения авиационной безопасности и сохранности материальных ценностей авиапредприятия (эксплуатанта). Своевременно докладывать руководству авиапредприятия (эксплуатанта) о выявленных фактах нарушения технологического процесса при оформлении рейсов и других недостатках, влияющих на авиационную безопасность, а также свои предложения по их устранению.

    5.1.4. Вносить, в пределах компетенции САБ авиапредприятия (эксплуатанта), на рассмотрение руководства и правления предложения по вопросам обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта).

    5.1.5. Создавать и эксплуатировать информационный банк данных с целью автоматизированной обработки сведений о состоянии авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта), а также производственной информации, характеризующей работу авиапредприятия (эксплуатанта) в области авиационной безопасности.

    5.1.6. Принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. При необходимости передавать в установленном порядке в правоохранительные органы нарушителей Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

    5.1.7. Все сведения, полученные сотрудниками САБ авиапредприятия (эксплуатанта) в процессе их служебной деятельности, являются конфиденциальными и разглашению не подлежат.

    5.2. При исполнении служебных обязанностей сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) имеют право:

    5.2.1. Осуществлять в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФАС России, мероприятия по обеспечению авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта).

    Использовать в этих целях технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде.

    5.2.2. Контролировать (совместно с юридической службой) выполнение персоналом авиапредприятия (эксплуатанта) законодательных актов Российской Федерации, приказов и распоряжений ФАС России, территориального органа ФАС России, инструкций авиапредприятия (эксплуатанта) и других нормативных актов по авиационной безопасности.

    5.2.3. В соответствии с компетенцией САБ авиапредприятия (эксплуатанта) осуществлять контроль выполнения структурными подразделениями авиапредприятия (эксплуатанта) пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту базирования. Принимать меры к устранению выявленных недостатков.

    5.2.4. По согласованию с руководством принимать решение об отказе в перевозке пассажиров, багажа или грузов, если это влечет нарушение требований авиационной безопасности и действующих правил перевозки воздушным транспортом.

    5.2.5. На основании договора с администрацией аэропорта досматривать пассажиров, вылетающих рейсами авиапредприятия (эксплуатанта), их ручную кладь и багаж. Не допускать к полету пассажиров, отказывающихся от предполетного досмотра. Требовать от сотрудников авиапредприятия (эксплуатанта) выполнения Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, а также обязательного выполнения предписаний по устранению нарушений мер авиационной безопасности.

    5.2.6. Контролировать, в пределах своей компетенции, деятельность представительств авиапредприятия (эксплуатанта) в вопросах обеспечения авиационной безопасности, оказывать им практическую и методическую помощь. Участвовать в подборе и расстановке персонала представительств авиапредприятия (эксплуатанта), задействованных в обеспечении авиационной безопасности.

    5.2.7. Проводить, по поручению Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта) или начальника САБ, служебные расследования по фактам нарушения требований авиационной безопасности.

    5.2.8. Устанавливать, по согласованию с руководством авиапредприятия (эксплуатанта), в целях обеспечения авиационной безопасности служебные контакты с правоохранительными органами и органами исполнительной власти, а также с САБ аэропортов.

    5.2.9. Сотрудникам САБ авиапредприятия (эксплуатанта) при исполнении своих служебных обязанностей предоставляется право проверки документов, разрешающих вход на объекты авиапредприятия (эксплуатанта), а также досмотра личных вещей персонала авиапредприятия (эксплуатанта).

    5.2.10. Сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) имеют право задержания для передачи в службу авиационной безопасности аэропорта или правоохранительные органы нарушителей мер авиационной безопасности.

    Требования сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта) во время исполнения ими служебных функций обязательны для всего персонала авиапредприятия (эксплуатанта) и перевозимых на воздушных судах авиапредприятия (эксплуатанта) пассажиров.

    5.3. Социальная защита сотрудников службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) регламентируется действующим законодательством Российской Федерации:

    5.3.1. Трудовая деятельность сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта) регламентируется действующим законодательством Российской Федерации о труде.

    По решению руководства САБ, в зависимости от складывающейся производственной обстановки, сотрудники САБ могут перемещаться на любой участок работы в службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта).

    5.3.2. Авиапредприятие (эксплуатант) должно гарантировать социальную защиту сотрудников САБ. Они подлежат обязательному страхованию за счет средств авиапредприятия (эксплуатанта) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья, связанного с исполнением служебных обязанностей.

    5.3.3. Возмещение вреда, причиненного сотрудникам САБ авиапредприятия (эксплуатанта) увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируется трудовым законодательством Российской Федерации.

    Глава 6. Материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности

    6.1. Администрация авиапредприятия (эксплуатанта) обязана создать для службы авиационной безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на нее задач по обеспечению авиационной безопасности. С этой целью должно быть предусмотрено наличие:

    Оборудованных специальных стоянок на случай чрезвычайных обстоятельств;

    Ограждений и инженерно-технических средств охраны объектов авиапредприятия (эксплуатанта) и контрольно-пропускных пунктов для прохода на территорию объектов авиапредприятия (эксплуатанта);

    Необходимой материально-технической базы для подготовки и повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности, членов экипажей и персонала авиапредприятия (эксплуатанта) по вопросам авиационной безопасности.

    6.2. Администрация авиапредприятия (эксплуатанта) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности.

    6.3. Служба авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) должна быть обеспечена:

    Служебными помещениями, мебелью и оргтехникой;

    Автотранспортом для обеспечения служебной деятельности сотрудников САБ;

    Средствами радио- и телефонной связи;

    Форменной и специальной одеждой;

    Другими материальными средствами.