Падение самолета руслан 1997. Крушение самолета «Руслан» на жилой дом в Иркутске. год. Крушение «Конкорда» под Парижем

Первая крупная авиакатастрофа 2017 года, которая произошла утром 16 января под Бишкеком, получилась не самой типичной. Большинство жертв на сей раз были не пассажирами и членами экипажа, а жителями .

Транспортный самолет Boeing 747 турецкой компании ACT разбился при заходе на посадку в киргизском аэропорту Манас. Лайнер упал на поселок Дача-Суу, расположенный в 1,5-2 км от взлетной полосы аэропорта.

В Дача-Суу разрушено не менее 15 домов, жители которых и составили большинство из 37 погибших, о которых известно на данный момент.

Проживание в непосредственной близости от аэропорта, особенно в зоне, через которую проходит линия взлета и посадки самолетов — вещь небезопасная. При строительстве воздушных гаваней делается все, чтобы минимизировать подобную угрозу.

Но иногда новые жилые поселки в опасной зоне появляются уже после того, как аэропорт начинает работу. Иногда бывает и по-другому — аэропорт из-за дефицита места изначально располагают вблизи районов массовой застройки. В таких случаях остается уповать только на мастерство пилотов и надежность систем безопасности.

Неписаный закон летчиков гласит — экипаж должен уводить самолет от жилых кварталов, даже если такой маневр может стоить жизни самим летчикам.

Вот только сделать это порой невозможно. При взлете и посадке катастрофическая ситуация развивается настолько быстро, что времени для принятия каких-либо мер просто не остается.

Несмотря на то, что сценарий катастрофы, подобный тому, что произошел под Бишкеком, не самый распространенный, трагических случаев подобного рода немало.

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

1992 год. Грузовой Boeing 747 упал на жилой комплекс в Амстердаме

Грузовой самолёт Boeing 747-258F-SCD авиакомпании El Al 4 октября 1992 года совершал рейс LY 1862 по маршруту Нью-Йорк—Амстердам—Тель-Авив. Через шесть минут после взлета из аэропорта Амстердама произошел отказ двух правых двигателей. Пилоты развернули самолёт и пытались посадить его в аэропорту Амстердама, но лайнер опрокинулся и рухнул на жилой комплекс «Грунэвэн» в пригороде Бэйлмер.

Лайнер врезался в 6-й этаж 11-этажного жилого здания, разрушив 31 квартиру. Всего погибли 43 человека, 39 из которых были жильцами разрушенного здания. Кроме того, 26 человек на земле получили ранения различной степени тяжести.

Версия о теракте, которая рассматривалась изначально, подтверждения не получила. Следствие установило, что крепление третьего двигателя в момент максимальных взлетных нагрузок не выдержало из-за усталости металла. Оторвавшийся двигатель врезался в соседний, четвертый, оторвав его, а также повредив поверхность крыла. После этого удержать самолет в воздухе оказалось невозможно.

1996 год. Самолет Ан-32 врезался в заполненный людьми рынок в Киншасе

8 января 1996 года в столице Демократической Республики Конго (на тот момент носившей название Заир) Киншасе произошла самая масштабная катастрофа по количеству жертв на земле.

Российский грузовой самолёт Ан-32Б авиакомпании «Московские воздушные линии» (Moscow Airways) совершал грузовой рейс из Киншасы в Кахембу.

Самолет начал разбег, достиг расчетной скорости взлета, но не смог оторвать от земли. Действия экипажа по прекращению взлёта не предотвратили выкатывания самолета за пределы ВПП и аэропорта.

Рядом с аэропортом находился рынок, заполненный людьми. Самолет влетел в толпу, промчался по торговым рядам около 240 метров и загорелся от столкновения с рыночными постройками.

Из шести членов экипажа погиб только бортмеханик, остальных эвакуировали. На земле погибли 297 человек, преимущественно женщин и детей, ещё 253 получили ранения.

Тела погибших оказались настолько изувечены, что удалось идентифицировать личности лишь 66 человек. Неопознанные жертвы были похоронены в братской могиле.

Российскими следственными органами было установлено, что полеты «Международных воздушных линий» выполнялись со значительными нарушениями, что привело к запрету деятельности компании 4 января 1996 года комиссией Московского регионального управления воздушным транспортом по причине некачественного техобслуживания воздушных судов. Однако компания незаконно продолжала свою деятельность вплоть до катастрофы в Киншасе.

Причиной катастрофы, по мнению следователей, явилось выполнение полета с взлетной массой, превышающей максимально допустимую. По расчетам, взлетная масса самолёта при взлёте составляла 29 200-34 000 кг, то есть превышала максимально допустимую 27 000 кг.

Власти Заира обвинили в убийстве двух граждан России — командира Ан-32 Николая Казарина и второго пилота Андрея Гуськова . Летчики было осуждены на два года лишения свободы каждый.

1997 год. Грузовой Ан-124 «Руслан» упал на жилые кварталы Иркутска

6 декабря 1997 года самолет Ан-124-100 перевозил во Вьетнам два истребителя Су-27УБК, собранных Иркутским авиационным заводом. Через три секунды после отрыва от взлетно-посадочной полосы аэродрома Иркутска произошел отказ одного из двигателей. В течение следующих 8 секунд отказали еще два двигателя. Транспортный самолёт с левым креном и малой поступательной скоростью рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Хвост самолёта существенно задел дом № 120 по улице Мира, а остальные обломки — здание детского дома.

Десятки тонн топлива мгновенно воспламенились, не оставляя людям шансов на спасение.

Всего погибли 72 человека, из которых 49 — на земле, включая 14 детей.

Официально причиной отказа двигателей была признана перегрузка самолета, хотя с этой версией до сих пор согласны не все эксперты.

2000 год. Крушение «Конкорда» под Парижем

25 июля 2000 года сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд» авиакомпании Air France выполнял чартерный рейс AFR 4590 по маршруту Париж—Нью-Йорк.

Во время разбега по ВПП у самолета загорелся левый двигатель. Остановить взлет было уже невозможно, и экипаж принял решение взлетать, чтобы затем развернуться и совершить вынужденную посадку. Однако отказ еще одного двигателя фактически лишил пилотов возможности управлять лайнером. Спустя две минуты после взлета «Конкорд» рухнул на небольшой отель «Hôtelissimo Les Relais Bleus» в муниципалитете Гонесс примерно в 3 километрах от аэропорта. Лайнер полностью разрушился, здание отеля охватил пожар. В результате катастрофы погибли 113 человек — 109 на борту «Конкорда» и 4 человека, находившихся в отеле. Ещё 12 человек на земле получили ранения.

Следствие установило, что при разбеге авиалайнера по ВПП произошло повреждение шины основного шасси титановой пластиной, которая отделилась от двигателя американского самолёта McDonnell Douglas DC-10, совершавшего взлёт по той же полосе. Обломки покрышки пробили балансировочный топливный бак, вследствие чего произошло короткое замыкание и воспламенение авиатоплива, а затем пожар двигателя.

Катастрофа под Парижем поставила точку в истории коммерческой эксплуатации «Конкордов».

Интересно, что сверхзвуковой «Конкорд» погиб всего в 5 км от места, где в 1973 году во время демонстрационного полета разбился другой сверхзвуковой пассажирский лайнер — Ту-144.

3 июня 1973 года во время демонстрационного полета в рамках авиасалона в Ле-Бурже Ту-144 внезапно вошел в пике, а через несколько секунд рассыпался в воздухе и упал на расположенные под ним жилые районы городка Гуссенвиль.

В катастрофе погибли все 6 членов экипажа, а также 8 человек на земле, включая троих детей. 25 человек на земле получили ранения.

6 декабря 1997 года в поселке авиастроителей Иркутск-II потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». На его борту находились два истребителя Су-27. По официальным данным, погиб 71 человек.

Терпящие бедствие самолеты и вертолеты редко падают на города, сметая огнем и металлом все сущее на земле. На этот раз 400-я машина со 100 т керосина рухнула на поселок авиастроителей Иркутск-II.

6 декабря 1997 года военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» совершал рейс по маршруту Москва - Иркутск - Владивосток - Вьетнам. На борту находилось два штурмовика Су-27, стоимостью около 30 миллионов долларов каждый. Декабрьские полеты «Руслана» осуществлялись согласно решению правительства (апрель 1997 года), предписывающему Министерству обороны перевезти во Вьетнам четыре самолета Су-27УБК и два Су-27СК. Для операции планировали использовать один Ан-124 «Руслан» и один Ан-22 «Антей». С 1 по 4 декабря «Руслан» совершил рейс по маршруту Иркутск-II - Владивосток - Фанранг (где находится авиабаза вьетнамской национальной армии) - Иркутск-II, доставив заказчику два Су-27УБК. Два других «Су» этой модификации загрузили в «транспортник» перед роковым взлетом 6 декабря.

Аэропорт в Иркутске находится рядом с жилыми домами. До поры до времени об этом мало кто вспоминал. В России в городской черте расположены аэропорты Омска и Сыктывкара, а также Быково. Да и десятки крупнейших аэропортов мира находятся в черте города. Например, главные воздушные ворота Англии - Хитроу. А в Гонконге заходящие на посадку самолеты лавируют между башнями небоскребов. Но в «иркутской истории» это обстоятельство оказалось фатальным.

По словам очевидцев, двигатели «Руслана» стали сбоить еще на взлете: хлопки, брызги, языки пламени. Однако отменить взлет экипаж уже не в силах: как говорят профессионалы, минуло «время принятия решения».

К сожалению, внутренние переговоры экипажа не сохранились - оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. На магнитофоне руководителя полетов осталось несколько эпизодов переговоров с экипажем «Руслана».

Командир экипажа запросил разрешение на взлет.

«Руководитель полета: „Ноль ноль пять, у земли тихо, взлет разрешаю“.

Через 1 минуту 20 секунд с земли проинформировали: «Ноль ноль пять, с левого двигателя выхлоп пламени».

Экипаж сообщил диспетчеру об отказе двух левых движков. Командир корабля Владимир Федоров отдал приказ перезапустить крайний отказавший двигатель - тут же связь оборвалась.

Впереди по курсу у «Руслана» - многоэтажки поселка авиастроителей, где находились тысячи человек. Экипаж сделал все возможное, чтобы исключить удар в высотки. Летчики пытались дотянуть до широкой улицы, а еще лучше - до пустыря. Им удалось увести махину от многоэтажек, но «Руслан» накренился влево.

В 14.40 самолет зацепил крылом деревянный двухэтажный дом; от этого машину развернуло на 180 градусов, и она рухнула на кирпичную пятиэтажку, задев находящийся рядом детский дом. Более 140 т горючего из баков самолета разлилось по земле и тотчас воспламенилось. Так закончился последний, 25-секундный полет «Руслана»…

По свидетельству очевидцев, самолет падал совершенно бесшумно. К счастью, у детей в это время «тихий час» - они находились в здании, а не на игровой площадке. Воспитатели, нянечки почти всех вывели, вынесли. И все-таки две девочки, Яна Потанина и Люда Пташкина, погибли от удушья, еще нескольких детей перевезли в ожоговый центр.

В доме по адресу Гражданская, 45 (дом полностью разрушен) проживали 108 человек. Первоначальная информация о 150 погибших, прошедшая по телевизионным каналам, оказалась ошибочной. За неделю до катастрофы в поселке отключили газ, что позволило избежать больших жертв и разрушений. По рассказам очевидцев, один мужчина, спасаясь, прыгнул вниз с четвертого этажа.

Спустя несколько минут после катастрофы пожарные машины прибыли на место катастрофы и начали эвакуировать людей. Из горящих квартир пожарные вынесли двадцать семь человек.

Вскоре приехала группа иркутских спасателей, подоспели ангарские и слюдянские отряды. Утром 7 декабря на подмогу пришли красноярские, читинские и улан-удэнские спасатели, на помощь пришли курсанты Высшей школы МВД, сотрудники милиции…

В ночь на 7 декабря в Иркутск прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу оперативная группа МЧС - двадцать два спасателя и с ними четыре поисковые собаки.

К утру пожар потушили, однако отдельные очаги, в основном перекрытия зданий и топливо, еще дымились и время от времени загорались. Спасатели продолжали разбирать завалы в поисках тел погибших.

Хвостовая часть «Руслана», оставшаяся практически неповрежденной, опиралась на пятиэтажное здание. Днем 7 декабря решили уронить хвост самолета на землю.

Все остатки разрушенного «Руслана» оперативно убрали. Фрагменты самолета, которые могли пролить свет на причину катастрофы, отправили на экспертизу в Москву.

По официальным данным, погиб 71 человек. Спасатели обнаружили 47 тел и 19 фрагментов тел; опознаны 34. За медицинской помощью обратились 27 пострадавших, из них шестнадцать госпитализированы.

Поначалу версий относительно причин катастрофы выдвигалось девять - от конструктивно-производственных недостатков двигателей до некондиционного топлива.

Сразу после трагедии специалисты ФАС заявили, что им предстоит найти «тот самый оборвавшийся проводок или заклинивший механизм, который и привел к катастрофе». Сделать это в огромной куче искореженного и обгоревшего металла оказалось не так просто. В таких случаях окончательная оценка всех факторов объективна на 80 процентов.

Министр МЧС Сергей Шойгу объявил, что «вины экипажа нет», пилотировали «Руслан» опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году. Это отличные показатели для летчиков военно-транспортной авиации.

Правда, некоторые эксперты Федеральной авиационной службы полагали, что в экстремальных условиях летчики отключили не те двигатели, которые начали сбоить. Именно это стало причиной катастрофы Ту-134 два года назад под Нахичеванью.

Самолет Ан-124 «Руслан», с бортовым номером 82005, был выпущен Ульяновским производственным объединением 31 декабря 1986 года. Назначенный ресурс - 6 тысяч часов; с начала эксплуатации налетал 1034 часа. Регламентные работы выполнялись 1 ноября 1996 года.

Неизвестно, правильно ли были закреплены разобранные машины. Специалисты «Росвооружения» и Министерства обороны позже назвали загрузку «Руслана» двумя истребителями «трюком на грани фола». Международная практика торговли самолетами прежде не знала случаев, когда Су-27 перевозились бы на борту Ан-124, не считая первого полета этого же экипажа неделей раньше. Су-27 всегда перевозили морем или по железной дороге - безопаснее и дешевле.

С этим мнением не согласился технический директор и председатель совета директоров авиакомпании «Волга - Днепр» (Ульяновск) Виктор Толкачев. Ведь «Волга - Днепр» успешно использует семь «Русланов», перевозя негабаритные грузы по всему свету. Например, Ан-124 доставил за шесть рейсов из Чикаго в Якутию пять карьерных самосвалов «Катерпиллер». Каждая такая машина весит 103 т. В ноябре 1997 года «Руслан» перенес на Байконур из Калифорнии «космический» 65-тонный груз; главный его элемент - 14-тонный американский спутник «Азиасат».

Иркутская катастрофа - четвертая в послужном списке «Руслана». Однако предыдущие инциденты (8 октября 1992 года, Киев, испытательный полет; 15 ноября 1993 года, аэродром Керман, Иран, коммерческий полет, 8 октября 1996 года, Турин, Италия, коммерческий полет) не имели ничего общего с трагедией 6 декабря. На испытаниях в экстремальных условиях машину погубил разрушившийся обтекатель носового радиолокатора. В Иране и Италии к беде привел «человеческий фактор», а не дефекты самолета.

Еще одна причина, на которой настаивали некоторые члены комиссии, - отказ электронной топливно-регулирующей аппаратуры, что привело к поочередной остановке трех двигателей.

Директор ФСБ Николай Ковалев в интервью «Интерфаксу» высказался в том смысле, что акт диверсии сегодня не просматривается, зато велика вероятность смешивания 60 т летнего топлива с зимним, так как «Руслан» брал курс на теплый Вьетнам.

Версия некачественного топлива была наиболее близка производителям моторов Д-18Т - представителям запорожского завода «Моторсич», которые участвовали в работе комиссии в качестве экспертов. Четыре мотора, установленные на разбившемся самолете, имели запас по ресурсу и прошли необходимые регламентные работы.

Пробы топлива, обломки самолета и два бортовых самописца, зафиксировавшие параметры полета, доставили в Москву. В Федеральной авиационной службе сделано предварительное заключение по топливу, находящемуся в заправщиках аэропорта Иркутск-II; оно соответствует стандартам.

Правда, доставленные из Вьетнама образцы подтвердили, что в самолете заправка на треть оказалась без соответствующих зимних присадок. Поскольку «Руслан» стоял больше суток с полупустыми баками на морозе, вода, содержавшаяся в горючем, превратилась в лед. Часть его осталась в топливе, а часть осела в виде инея на стенках топливного бака. При дозаправке горючее еще больше перемешалось со льдом. А после запуска двигателей кристаллы начали оседать на решетке топливного фильтра. Образовавшаяся ледяная пробка при переводе силовых установок в форсированный режим работы сорвалась и заклинила механизм распределения горючего. Это могло привести к остановке сразу трех двигателей. Хотя, по словам специалистов, в конструкции Д-18Т предусмотрен автоматический обогрев фильтров. Кроме того, в системе имеется обходной путь поступления топлива в двигатель в случае их засорения.

Руководитель Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев добавил, что заправка проходит тщательный контроль, поэтому закачка «Руслана» некондиционным топливом, по его мнению, невозможна.

Среди иркутских авиастроителей популярна следующая версия. Власти из всех вариантов сразу исключили факт саботажа, - это не случайно. Стало быть, «Руслан» погиб по чьему-то злому умыслу. Во время загрузки самолета вокруг толпилось много народу - при желании любой мог сделать что угодно. По странному совпадению все катастрофы «Русланов», кроме первой, случившейся во время испытаний, происходят накануне выгодного контракта или в период его выполнения.

Еще одно неожиданное предположение сделал старейший сотрудник радиоэкологического мониторинга Гидрометеослужбы: «В день катастрофы температура воздуха в Иркутске была 26 градусов ниже нуля при полном воздушном штиле. В таких погодных условиях над городом формируется атмосфера с малым процентным содержанием кислорода, то есть воздух насыщен выхлопными газами и смогом большого города (известно, что недалеко от места падения самолета находится ТЭЦ). Низкие температуры не дают массиву горячего воздуха подниматься вверх, вследствие чего на границе встречи аэродрома с городом создается разность температур и состава воздуха. По многочисленным наблюдениям специалистов, огромные „пузыри“ теплого воздуха и смога зависают на городом на высоте от 90 до 300 метров, как раз на траектории взлета воздушного лайнера». При наличии всех этих обстоятельств мог произойти срыв пламени.

По мнению специалистов, эта версия выглядит весьма правдоподобно, но для ее подтверждения или опровержения следовало провести натурное моделирование ситуации путем задувки соответствующей смеси в двигатели прямо на стоянке. Источники из правительственной комиссии не исключали, что у «тяжеловеса» отказали все четыре двигателя одновременно. Хотя за последние 10 лет у самолетов такого класса выходов из строя двух и более двигателей не отмечалось.

Тем не менее два «черных ящика», расшифрованных на месте специалистами Министерства обороны, указывают на неполадки в двигателях. Что же послужило причиной отказа?

Сам по себе «Руслан» - самолет надежный, но есть у него то, что маршал Шапошников назвал слабой газодинамической устойчивостью двигателей. Впадают они, случается, в режим, называемый в авиации помпажем, то есть в опасное положение, когда резко меняется обтекание лопаток компрессора у движка; это приводит к падению тяги, мощнейшим вибрациям и даже разрушению силовой установки. Такие случаи в армейской авиации бывали, но не приводили к авариям и катастрофам. Это происходит в том случае, если на земле не провели прогона двигателей. Прогон съедает уйму горючего и поэтому проводится не всегда или не полностью.

По словам генерального директора «Моторсич» Вячеслава Богуслаева, случаи помпажа действительно бывали на Ан-124 в 1991-1993 годах, но вместе с АНТК имени Антонова дефект устранили. В последнее время, утверждает Богуслаев, так называемой нерасчетной работы двигателей не было зафиксировано.

Генеральный директор АНТК Петр Балабуев не исключал «топливной» первопричины трагедии. По его мнению, она произошла из-за воды, оказавшейся в горючем, или нарушений технологии при прогреве двигателей перед взлетом. Потерю тяги могли вызвать и птицы, угодившие в воздухозаборники движков.

К январю 1998 года осталось три версии: недостаточный запас газодинамической устойчивости двигателей, неполадки в системе подачи топлива, сбои в работе электро - и электронной систем самолета-гиганта.

Результаты экспертиз показали, что топливо самолета было пригодно для использования. Не могло стать причиной катастрофы и его биозасорение, - число микроорганизмов в пробах не превысило допустимых показателей.

По мнению специалистов, из трех оставшихся версий маловероятен также отказ топливной системы: на «Русланах» она надежна. Даже при полном обесточивании самолета подача топлива прекращаться не должна и осуществляется автономно. Впрочем, любая катастрофа чаще всего результат не одной конкретной причины, а целой цепочки таковых.

14 января 1998 года, через 40 дней после трагедии, иркутяне провели панихиду по погибшим в катастрофе Ан-124 «Руслан». У памятного знака в Иркутске-II собрались родственники и соседи погибших, пострадавшие, представители областной и городской администрации.

6 декабря 1997 года военно‑транспортный самолет Ан‑124 "Руслан" из‑за последовательного отказа трех из четырех двигателей упал на жилой район города Иркутска сразу после взлета.

Самолет совершил взлет с аэродрома Иркутск‑2 в субботу в 14.40 по местному времени (09.40 мск). На его борту находились два истребителя Су‑27, собранные Иркутским авиационным производственным объединением, которые должны были быть доставлены во Вьетнам.

В течение менее чем полуминуты после отрыва самолета от взлетно‑посадочной полосы произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего то же самое произошло и со вторым двигателем. Попытка по удержанию воздушного судна на одном оставшемся двигателе, предпринятая экипажем под командованием подполковника Владимира Федорова, не увенчалась успехом, и машина, войдя в правый крен, рухнула на дом №45 по улице Гражданской. Хвост самолета существенно задел дом №120 по улице Мира, а остальные обломки — находившееся рядом здание детского дома. К тяжелым последствиям катастрофы в немалой степени привели и мгновенно воспламенившиеся десятки тонн авиационного топлива. Спустя несколько минут после катастрофы пожарные машины прибыли на место катастрофы и начали эвакуировать людей. Из горящих квартир пожарные вынесли двадцать семь человек.

В ночь на 7 декабря 1997 года в Иркутск прилетели премьер‑министр РФ Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу, оперативная группа МЧС — двадцать два спасателя и с ними четыре поисковые собаки.

К утру 7 декабря 1997 года пожар был локализован, однако отдельные очаги, в основном перекрытия зданий и несгоревшее топливо, еще дымились и периодически загорались. Спасатели начали разбор завалов и извлечение тел погибших. Оставшиеся без крова люди были временно размещены в детских яслях. Организован сбор вещей и продуктов от населения.

Хвостовая часть самолета, оставшаяся практически неповрежденной, опиралась на соседнее со сгоревшим домом здание и создавала угрозу для работающих спасателей. Днем 7 декабря было принято решения уронить хвост самолета на землю. Остовы сгоревших домов пришлось полностью снести.

Внутренние переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно отказа двигателей. Причины их выключения как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось . Вместе с тем, специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д‑18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор сич" (именно такие двигатели были установлены на погибшем Ан‑124).

Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет . Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году.

В 1999 году в Иркутске на улице Мира на месте одного из разрушенных домов была возведена церковь Рождества Христова, первая же служба в которой была посвящена памяти погибших.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Каждый год 6 декабря ровно в 14.45 на весь микрорайон Иркутск -2 слышатся звуки колокола. Горожане вспоминают жертв страшной авиакатастрофы 1997 года. Именно в этот день и в этот час военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» 20 лет назад рухнул на жилой дом...

Трагедия развернулась за считанные секунды. Огромный Ан-124 с двумя истребителями Су-27 на борту, который выполнял рейс Москва - Иркутск - Владивосток - Камрань, взлетел с аэродрома в Иркутске-2. Едва самолет оказался в воздухе, как у него отказали сразу три двигателя, после чего он перешел на резкое снижение.

Когда он только взлетел, я сразу заметил: у двигателя промелькнуло что-то красное, похожее на искры, - рассказывает Сергей Белоусов, который тогда работал помощником начальника восьмой пожарной части и оказался на летном поле. – Я тут же крикнул об этом напарникам, мы прыгнули в машины, но в этот момент уже увидели густой черный дым… На месте крушения мы были через несколько минут.

Позже выяснится, что летчики до последнего пытались не задеть жилые высотки, но крыло самолета зацепило двухэтажное деревянное здание. От этого судно развернуло, и «Руслан» упал прямо на дом по улице Гражданской, 45, а его огромный хвост остался на пятиэтажке по улице Мира. Погибли все, кто был на борту: 8 членов экипажа и 15 пассажиров, а также 49 человек на земле, из них 14 детей… Многих спасла случайность. Например, в этот субботний день в Иркутске играла хоккейная «Сибскана», на матч которой против «Уральского трубника» на стадионе собралось 12 тысяч человек. Несколько десятков болельщиков отправились на «Труд» и из дома по улице Гражданской.

Одним из первых, кто оказался на месте страшного пожара, возникшего из-за разлившегося керосина, оказался и житель дома № 45 - 25-летний тогда пожарный Юрий Старовойтов . В тот день он был на смене, а в разрушенной горящей квартире… остался его младший брат.

Когда ехали, я уже понимал, что самолет мог упасть на мой дом, - даже спустя 20 лет Юрию трудно вспоминать тот день. - Братишке было всего 18 лет, он учился как раз на авиастроителя. На разборах завалов я проработал все дни. В грудах обломков из вещей нашел только пачку обгорелых фотографий. Они сохранились, потому что лежали в диване.

Серьезно пострадал и детский дом № 1, в который попали обломки. В момент авиакатастрофы у 156 дошколят был сончас.

Дети босиком выбегали на 25-градусный мороз , - рассказывает директор детского дома Галина Крюкова . – Хорошо, заводчане быстро предоставили нам автобусы и мы вывезли ребятишек в школу-интернат № 13, потому что оставаться в нашем здании было невозможно. Одна половина его выгорела полностью, а другую залили пожарные.

После того как пожар был потушен, спасатели продолжали проливать участок водой, ведь разлитый керосин мог вспыхнуть в любую минуту. Ну а чтобы снести дом по Гражданской и убрать повисший хвост, понадобилась почти неделя.

Местные жители и спасатели объединились, - вспоминает заместитель начальника Управления государственной противопожарной службы Валерий Перфильев . – Пенсионеры мерзли на улице, предлагали пожарным и курсантам, которые стояли в оцеплении, пройти к ним домой погреться, носили горячий чай, пирожки, носки, перчатки.

6 декабря 1997 года стало черной датой в истории Иркутска: при взлете из аэропорта «Иркутск-2» самолет Ан-124 упал на жилой район города.

Ан-124 «Руслан» — советский тяжелый транспортник, крупнейший и самый грузоподъемный в мире серийный самолет.

Борт с номером RA-82005 был выпущен в 1986 году, принадлежал 556-му военно-транспортному полку (Сеща, Брянская область). В тот день «Руслан» вылетел по маршруту Иркутск-Владивосток-Вьетнам. В его грузовом отсеке находились два новых истребителя Су-27 общей массой сорок тонн, собранных местным авиазаводом. Истребители были куплены Вьетнамом по цене $30 млн каждый.

На борту самолета находились 23 человека, включая восемь членов экипажа. Командир - подполковник . Транспортник был заправлен 140 т топлива. Вскоре после взлета, который состоялся в 14.40 по местному времени,

у самолета один за другим отказали третий, второй и первый двигатели, после чего он начал падать.

Попытка командира Владимира Федорова удержать самолет в горизонтальном полете на одном двигателе не увенчалась успехом, и машина, войдя в правый крен, упала на жилые дома микрорайона Авиастроителей и полностью разрушилась. Падение пришлось на дом 45 по улице Гражданской, при этом был задет дом 120 по улице мира. Кроме того, обломки задели здание детского дома, две его воспитанницы погибли, находясь в душе.

Всего в катастрофе погибли 72 человека, включая всех, кто находился на борту. Среди них - 14 детей. Более 79 семей остались без крова.

Всю страну в тот день облетели сюрреалистические кадры с места катастрофы: разрушенные дома, дым, обломки самолета и гигантский хвост «Руслана», упершийся на кирпичную пятиэтажку.

К тяжелым последствиям привело большое количество топлива, моментально воспламенившегося после удара. «Он был заправлен «под пробку», лететь должен был далеко. Условия работы были довольно сложными, поскольку любая искра могла воспламенять топливо опять», - вспоминал подробности ликвидации последствий крушения Сергей , занимавший тогда пост главы . Он лично руководил работами на месте падения самолета.

В ночь на 7 декабря он прилетел в город вместе с главой правительства . Пожар был локализован только к утру, тогда же было решено опрокинуть застрявший на стене дома хвост самолета, а остовы сгоревших домов - снести.

Еще накануне указом премьера была создана правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил, генерал-полковник .

Шойгу после катастрофы объявил, что экипаж не виноват: самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики.

Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году.

Вскоре выяснилось, что внутренние переговоры членов экипажа не сохранились - бортовые самописцы оказались в эпицентре пожара.

«Черные ящики сгорели. Пленка пришла в негодное состояние, и мы не сможем определить, что было зарегистрировано на этой пленке», — пояснил вскоре , начальник НИИ эксплуатации и ремонта авиатехники .

Комиссия провела большую работу, однако точно установить причину последовательного отказа двигателей не смогла.

Между тем рядом специалистов высказывались претензии к двигателям Д-18Т производства Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс». На эту же причину указал в одном из интервью бывший член комиссии, генерал-майор авиации Борис .

«На Ан-124 отказали три двигателя из-за помпажа, низкой газодинамической устойчивости.

Двигатель диаметром 3 метра, внутри вращается ротор. Необходимо сделать зазоры между лопатками ротора и корпусом такими, чтобы при нагреве до рабочей температуры они не касались. Это было достигнуто за счет увеличения зазора, но ухудшения газодинамической устойчивости двигателя, — рассказывал Туманов МК.— Эта проблема считалась у самолетов несущественной. Как насморк у людей. И были случаи, когда самолет, у которого вчера отказал двигатель из-за помпажа, на следующий день опять пускали в рейс».

Эту версию, впрочем отвергли на . Окончательное заключение комиссии до сих пор не обнародовано.

Катастрофа «Руслана» в Иркутске стала одной из крупнейших и истории современной России и крупнейшей по масштабу разрушений и жертв с данным типом самолетов.