Диспетчер в аэропорту что делает. Авиадиспетчер – профессия длиною в жизнь. Профессиональные навыки авиадиспетчера

«Следственный комитет снял обвинение с диспетчера-стажера Светланы Кривсун по делу о крушении во Внуково самолета Falcon» — это сообщение ТАСС двухнедельной давности о событии, произошедшем почти полтора года назад. Тогда молодой специалист попала под домашний арест и все это время испытывала значительный стресс. Хорошенькое начало карьеры!

Да, это — один из рисков этой профессии. Но подобные риски не снижают ее привлекательности. Ведь авиадиспетчер — особая профессия, но в чем это выражается?

Как это называется?

Авиадиспетчер — это наименование целого семейства профессий по управлению воздушным движением. Если вы думаете, что набравший высоту самолет летит как хочет, то глубоко ошибаетесь. За ним пристально следит диспетчер, контролирующий горизонтальный полет на своей территории. Он не только обеспечивает безопасность полетов, предлагая пилотам нужные высоту и коридор движения, но и рекомендует оптимальный путь, содействуя экономии топлива.

Все диспетчеры связаны и взаимодействуют между собой в рамках единой системы организации воздушного движения в стране, а за ее пределами — руководствуясь едиными международными правилами. Какие диспетчеры бывают?

  1. Диспетчер вылета выдает разрешение на полёт по заявленному плану полета.
  2. Диспетчер руления контролирует движение лайнеров с момента запуска двигателей до предварительного старта и с момента заруливания на рулежные дорожки после посадки.
  3. Диспетчер старта и посадки разрешает взлёт и посадку, руководит взлетающими и заходящими на посадку самолетами, контролирует движение на взлётно-посадочной полосе и предпосадочной прямой.
  4. Диспетчер «круга» контролирует движение воздушных судов в зоне взлёта и посадки на высотах до 1500 метров и в радиусе 50 км от аэродрома. Выдаёт разрешение на выполнение захода на посадку прилетающим и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим самолетам.
  5. Диспетчер подхода контролирует движение лайнеров на высотах 1 800-5 700 метров и в радиусе 90-200 км от аэродрома.
  6. Диспетчер контроля следит за движением воздушных судов на высотах выше 3 350 метров в пределах установленных границ в горизонтальной плоскости и передает контроль за полетом следующему диспетчеру, когда самолет выходит за пределы его зоны ответственности.
  7. Диспетчер местных воздушных линий контролирует полеты до высоты 1 500 метров в пределах района ответственности (обычно соизмеримого по площади с административным регионом) в горизонтальной плоскости.

Здесь перечислено семь видов диспетчеров, но есть и другие виды, например, диспетчер процедурного и радиолокационного контроля района, диспетчер процедурного и радиолокационного контроля подхода, диспетчер аэродрома, диспетчер посадочного радиолокатора, диспетчер-инструктор тренажера. Итак, они разные.

Как стать авиадиспетчером?

Подготовка авиационных диспетчеров, как и представителей любой другой сложной профессии, серьезный и ответственный процесс.

Специалисты готовятся на специализированных годичных курсах, в средних специализированных учебных заведениях (например, Санкт-Петербургскийавиационно-транспортный колледж гражданской авиации) и в вузах, например, в Санкт-Петербургском Государственном университете гражданской авиации, Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации и Московском Государственном техническом университете гражданской авиации. Эти вузы имеют филиалы в разных городах.

Диспетчеры регулярно проходят повышение квалификации и аттестацию с разной частотой, в зависимости от класса — ежегодно, раз в два или в три года. Руководители обучаются и аттестуются реже.

Обучение проводится либо на авиапредприятии, либо на базе специализированных учебных заведений.

Будущий диспетчер перед поступлением на учебу проходит врачебную комиссию. А став специалистом, делает это регулярно. Врачебно-лётная экспертная комиссия выдаёт заключение о профессиональной пригодности, позволяющее продолжать работу на протяжении следующих 4-х лет, если авиадиспетчер не старше 40-а лет, затем раз в два года и уже с 50-и лет авиадиспетчер должен проходить врачебно-летную экспертную комиссию каждый год, если он к этому возрасту не вышел на пенсию.

Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?

Рабочее место авиадиспетчера оснащено приборами навигации, средствами радиосвязи с пилотами и телефонной связи с другими диспетчерами и аэродромными службами. Кроме компьютера со специализированными программами, на рабочем месте присутствуют мониторы воздушной и метеорологической обстановки, различные табло, индикаторы и источники звуковых и визуальных сигналов, планшеты, графики, документы и справочники.

При этом специалист ведет переговоры с экипажем, следит за ходом полета на экране радара или монитора, поддерживает связь с метеослужбой и экипажами лайнеров, информируя их о погодных условиях или сообщая об изменении маршрута.

При этом, под контролем одного авиадиспетчера может находиться одновременно 10-20 воздушных судов.

Работа с техникой, разными источниками информации и каналами коммуникаций разного уровня предъявляет к диспетчерам целый ряд требований.

Требования к профессиональным качествам:

Среднее специальное или высшее образование по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» или «Управление движением воздушного транспорта».

Авиадиспетчер должен владеть английским языком и знать профессиональную летную терминологию на этом языке. По современным требованиям допуск к ведению полетов на международных трассах получают только те, кто владеет языком на 4-м уровне (из 6-и) по шкале ICAO (Международной организации гражданской авиации). Если диспетчер такого сертификата не имеет, он может работать только на местных линиях.

Требования к психологическим качествам:

По психоэмоциональной нагрузке эта профессия является одной из наиболее сложных, поскольку диспетчер несет ответственность не только за дорогостоящую технику, но и за человеческие жизни. Тем более, что эмоциональный резонанс в СМИ и сознании людей от авиакатастроф сильнее, чем, скажем, автокатастрофы, хотя происходят в сотни раз реже.

Поэтому помимо абсолютного здоровья для успешной работы авиадиспетчеру необходимо обладать высокой ответственностью и дисциплиной, стрессоустойчивостью, объемной оперативной памятью, пространственным воображением, способностью поддерживать внимание на высоком уровне активности в течение длительного времени.

Он должен уметь быстро определять воздушную ситуацию, поскольку ему приходится одновременно следить за несколькими объектами, движущимся в трехмерном пространстве в разных направлениях с разными скоростями, и управлять ими. Диспетчер должен отдавать команды в эфир и синхронно прослушивать переговоры своих коллег, работающих в смежных секторах. Кроме того, необходимо следить за экраном радиолокатора и вести записи на графике.

Как строится карьера в этой профессии?

Первичная карьерная ступенька — диспетчер-стажер. Далее диспетчеры могут специализироваться, например, в направлении управления воздушным движением или в направлении управления аэродромом. Но, так или иначе, им могут быть присвоены классы: первый, второй или третий. Они отражают степень квалификации специалиста.

Дальнейшие ступени роста: старший диспетчер, диспетчер-инструктор.

Начальник диспетчеров — руководитель полетов, руководитель диспетчерского пункта или диспетчерского центра разного масштаба — районного, зонального или главного центра организации воздушного движения.

Если посетить в интернете форумы диспетчеров, то можно заметить, насколько эти люди вовлечены в свою работу, как они ею гордятся, осознавая сложность, важность и уникальность такой работы. Они ощущают себя частью мировой системы, и это не слова: любой, владеющий английским языком диспетчер может работать за границей, поскольку система управления воздушным движением — международная.

Пишет Марина Лысцева: Последний дополнительный день зимы выдался удивительно насыщенным. Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД) организовала для группы блогеров экскурсию на свои закрытые объекты, в том числе на диспетчерскую вышку аэропорта Внуково.

Впрочем, обо всем по порядку.

В конце прошлого года Госкорпорация по ОрВД сделала важный шаг в информационном развитии и стала более открытой для нас с вами. Обновлены страницы корпорации в соцсетях, разработан специальный контент, который направлен на привлечение внимания не только специалистов, но и широкой аудитории.

Через соцсети ГК ОрВД делится самой актуальной информацией о своей деятельности, а также приоткрывает занавес "невидимой" для глаз большинства обычных людей. Таким образом ОрВД рассчитывает популяризировать деятельность одного из крупнейших и важнейших предприятий России.

Старые и новое здания ЦУПа находятся в поселке Внуково буквально в двух шагах от частного сектора.

Первым делом мы посетили филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», где заместитель директора по ОрВД Александр Повалий, который работает здесь уже 40 лет, рассказал о специфике работы авиадиспетчеров и инженеров.

Московский центр начал свою работу в 1981 году.
В его задачи входит обслуживание воздушного движения в Московской воздушной зоне, на трассах и вне трасс в пределах Московской зоны ОрВД, в которой находятся 4 аэроузла и 70 аэродромов.

Работа диспетчера сложная, но интересная. Обучают таких специалистов, например, в "Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации", "Московском государственном техническом университете гражданской авиации", "Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева и в других учебных заведениях. Далее, уже в процессе работы, диспетчеры проходят внутреннее обучение в собственных учебных центрах предприятия, повышают квалификацию, периодически подтверждают допуски к работе.

Как во время учебы, так и по ее завершении студенты проходят практику на предприятии. Закончив ВУЗ, стажируются не менее 6 месяцев.

Профессия престижная и высокооплачиваемая: средняя заработная плата, например, по филиалу МЦ АУВД составляет 180 тысяч рублей.
Оплачиваемый отпуск составляет 67 рабочих дней.

По прошествии трех лет работник имеет право на 50% скидку на билет в любом направлении, а через 7 лет работы на одном месте получает 100% скидку для себя и 50% для одного члена семьи.

При этом у работников расширенный корпоративный пакет: каждому диспетчеру положен завтрак, обед, ужин. Для ночных смен - тонизирующие напитки, чай-кофе. Кстати, в столовой деньги не нужны - все суммы списываются с индивидуального чипа на пропуске.

На территории предприятия есть спортивный зал и теннисный корт, которые сотрудники могут посещать в нерабочее время.
10

Диспетчерский тренажер в ЦУПе.

Тренируются диспетчеры на «ТЕРКАС» (TERCAS), созданную шведами и внедренную в нашей стране в 1981 г.
Но в новом ЦУПе ее уже не будет, там совершенно новое современное оборудование.

Диспетчеры РДЦ (районный диспетчерский центр) управляют воздушным движением как на воздушных трассах - специально выделенных участках воздушного пространства, ограниченных по ширине и высоте, - так и при полетах вне трасс от нижнего безопасного эшелона до практического потолка полета ВС.

Здесь диспетчер управляет воздушным движением с использованием комплекса средств: радиолокационной обработки, мультирадарная и плановой информации.
А на вышке идет непосредственный визуальный контакт с воздушным судном, туда мы пойдем позже.

Протяженность воздушных трасс по Московской зоне ЕС ОрВД составляет около 30 тысяч километров, из которых 25 тысяч открыты для международных полетов. Непосредственное управление воздушным движением осуществляют 530 диспетчеров, из них две трети 1-го класса.

Обслуживание воздушного движения непосредственно на аэродромах и при полетах ниже нижнего эшелона поддерживается восемью центрами ОВД и тремя отделениями центров ОВД:
- Внуковский центр ОВД;
- Домодедовский центр ОВД;
- Шереметьевский центр ОВД;
- Белгородский центр ОВД;
- Воронежский центр ОВД;
- Нижегородский центр ОВД;
- Калужский центр ОВД;
- Тверской центр ОВД;
- Липецкое отделение Воронежского ЦОВД;
- Ярославское отделение Тверского ЦОВД;
- Орловское отделение Калужского ЦОВД.

В новом ЦУПе еще не было ни одного журналиста или блогера, так что мы первые!
16

Хоть окна частных домов и упираются прямо в ЦУП, снаружи ничего не разглядеть из-за затемненных стекол.

Диспетчерский зал пока работает в тестовом режиме.

Ввод в эксплуатацию новой автоматизированной системы планируется в этом году.

На смену круглым тёплым ламповым экранам приходят привычные мониторы.

Филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляет обслуживание воздушного движения (ОВД) над территорией площадью более 730 тысяч квадратных километров.

Под конец экскурсии мы наконец-то добрались до самого интересного.
Вышка, она же КДП Внуково, построена 10 лет назад, её высота 40 метров.

На первом этаже находится тренажер, на котором можно смоделировать любую ситуацию в любых погодных условиях.
Визуализация на экране точно такая же, как на верхнем этаже в реальности.

Состав смены в ЦУПе - восемь человек, а на вышке КДП - двенадцать.

А вы знали, что приоритет в радиообмене по языку принадлежит пилоту?
Нам рассказали, что, когда в 90-е годы английский язык стал обязательным в радиообмене, учащимся стали добавлять 50% к зарплате, тем самым стимулируя изучение языка.
Сейчас знание английского на очень высоком уровне - обязательное требование для диспетчеров.

Изучаем матчасть:
29

На мониторах выводится информация; воздушной обстановки, плановая информация, локационная информация, чтобы диспетчер понимал кто куда летит; есть мониторы, с которых управляют светосигнальным оборудованием; дополнительное оборудование, связанное с локаторами летного поля; а также информация о готовности к выполнению полета.
32

Разрешение на выполнение полета выдает delivery - пункт, обеспечивающий экипаж метеорологической, плановой и разрешительной документацией.

Дальше самолет переходит к диспетчеру руления и он управляет им в зоне маневрирования до впп. Потом обслуживание самолетом передается другому органу - диспетчеру старта (СДП), который фактически разрешает взлет и управляет им до высоты 200 метров.

После этого самолет переходит к диспетчеру круга, где идет инструментальное обслуживание (это где тёплые ламповые круглые мониторы). И так далее - подход, рц, самолет снижается и в обратной последовательности все то же самое, только на заключительном этапе уже работает диспетчерский пункт посадки.

У диспетчеров обычно еще и самый лучший вид на аэропорт.

Вот так и пролетел незаметно день в компании диспетчеров, начало общению положено, надеюсь, теперь будем встречаться чаще!


35

С каждым годом в России растёт число авиаперевозок, как на внутренних, так и на международных линиях. Открываются новые направления, аэропорты страны продолжают осваивать иностранные авиакомпании. Люди привыкли летать: деловые поездки, командировки, отпуска - перелёты давно стали чем-то обыденным. Однако мало кто из поднимающихся по трапу на борт воздушного судна пассажиров задумывается над тем, а кто собственно руководит всем этим огромным потоком прилетающих и вылетающих самолётов, и каким образом осуществляется управление этим огромным и находящимся в непрерывном движении механизмом.
1.

Сегодня поговорим об этом немного подробнее на примере Домодедовского центра ОВД, который является структурным подразделением Московского центра АУВД.


В функции центра входит обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов в районе аэродрома Домодедово. Управление воздушным движением в районе аэродрома Домодедово осуществляется по технологии «TOWER» (Вышка - Командно-диспетчерский пункт) на двух языках: русском и английском...
2.

Всё, что происходит на лётном поле аэродрома, происходит только под контролем и по командам диспетчеров. Это касается не только пилотов воздушных судов, но в том числе и наземных технических служб. Правда для пассажиров всё это так и остаётся совершенно незаметным на протяжении всего времени пребывания в стенах аэровокзального комплекса и на борту самолёта...
3.

После того, как самолёт подготовлен к полёту, экипаж воздушного судна должен получить от диспетчера аэродромного диспетчерского пункта разрешение на этот полёт. Далее, уже за несколько минут до вылета, экипаж запрашивает у диспетчера руления разрешение на запуск двигателей и после его получения начинает подготовку к взлёту. Диспетчер руления также сообщает маршрут движения к взлётно-посадочной полосе (ВПП) и разрешает выруливание на так называемый предварительный старт - место на рулёжной дорожке непосредственно перед полосой...
4.

После доклада экипажа о занятии предварительного старта диспетчер руления передаёт воздушное судно под управление диспетчера старта, который разрешает занятие исполнительного старта, то есть выруливание непосредственно на полосу и выравнивание по её осевой линии, сообщает условия для взлёта и после доклада экипажа о готовности даёт разрешает взлёт...
5.

После взлёта самолёт переходит под контроль Московского аэроузлового диспетчерского центра (МАДЦ). Его последовательно обслуживают диспетчеры: круга и нижнего подхода, которые могут вносить коррективы в установленную процедуру выхода на воздушную трассу; затем верхнего подхода, контролирующие воздушное судно до занятия им предписанного эшелона и выхода из Московской воздушной зоны (МВЗ), и, наконец, диспетчеры Районного Диспетчерского Центра (РДЦ), которые обслуживают самолёт на эшелоне...
6.

Немного подробнее поговорим именно на работе диспетчеров старта, в чью зону ответственности входит воздушное пространство, включающее в себя секторы набора высоты после взлета и заключительного этапа захода на посадку, а также площадь маневрирования (взлетно-посадочная полоса и рулёжные дорожки) ...
7.

На сегодняшний день в аэропорту Домодедово функционируют две параллельные ВПП с курсами 14L/32R и 14R/32L, на всех четырёх направлениях работает Курсо-Глиссадная Система (КГС), позволяющая самолётам, имеющим на борту соответствующее оборудование, максимально автоматизировать процесс посадки и обеспечивать безопасность полетов при метеоминимуме III-А категории ИКАО (при вертикальной видимости до 15 метров и горизонтальной видимости до 200 метров) ...
8.

Одновременно, как правило, работают только два курса, которые в основном определяются направлением ветра. Но приоритетным считается курс 32, т.к. при заходе на посадку на ВПП 32L и 32R проще создавать интервал между воздушными судами, тогда как при посадке на 14-е полосы пространство для манёвра ограничивает Москва (полёты над которой ниже 8000 метров запрещены), а также Внуково и Раменское...
9.

Для эффективной работы двух существующих полос предстоит ввести в строй ещё один локатор, который уже построен на территории аэропорта, но ещё не сопряжён с существующей системой управления воздушным движением ТЕРКАС (TERCAS - Terminal and En-Route Control Automated System). Три радиолокатора: по одному в Домодедово, во Внуково и в Шереметьево - обеспечивают полное покрытие МВЗ, новый локатор позволит значительно улучшить работу действующих систем и перекрывать диапазон от земли до высоты 500 метров на максимально точном из возможных уровней...
10.

Существуют планы строительства третьей ВПП, под будущее строительство уже зарезервирована территория площадью 9550 Га. Также в связи с расширением и увеличением количества полос планируется строительство новой диспетчерской вышки высотой до 100 метров...
11.

Сейчас расписание аэропорта составлено таким образом, что с 7 до 23 часов каждый час совершается не менее 40 взлётно-посадочных операций, чтобы как можно более равномерно распределить нагрузку по времени. В течение ближайшего года с введением новой структуры воздушного пространства в МВЗ в условиях работы обеих полос аэропорт Домодедово будет способен обеспечить пропускную способность до 90 взлётно-посадочных операций в час. В 2013 году пиковая нагрузка составляла 59 операций в час...
12.

В целом, пропускная способность аэропорта даже выше, чем может обеспечить подход. Связано это ещё и с тем, что раньше распределение рейсов между аэропортами МВЗ определялось в основном с учётом географического принципа: Шереметьево обслуживало северное и северо-западное направления и все международные рейсы, Внуково - южное и юго-восточное направления, Домодедово - восточное...
13.

В настоящее же время в условиях конкуренции между аэропортами географический принцип распределения потоков воздушных судов больше не является ключевым, что наряду с запретом на полёты над Москвой в свою очередь увеличивает нагрузку на МВЗ...
14.

Высота имеющейся вышки составляет 42 метра, с неё просматривается практически вся территория аэропорта. Обзор тех участков ВПП, которые закрыты сооружениями, обеспечивается с помощью видеокамер...
15.

В спокойной рабочей атмосфере, царящей в процедурном зале УВД, трудно поверить, что люди за пультами - представители одной из самых напряжённых и ответственных профессий!
16.

У диспетчеров 6 смен, в каждой - 10 человек: руководитель полётов, старший диспетчер и 8 диспетчеров (это списочный состав, по факту одновременно работает 6-7 человек). Режим работы диспетчера не должен превышать 36 часов в неделю. На смену диспетчеры выходят по графику: день, утро, ночь. При выходе на смену проводится 15 минутный инструктаж, ещё 15 минут уходит на приём/сдачу дежурства.

После двух часов работы положен 20 минутный перерыв, а при высокой интенсивности близкой к пропускной способности аэропорта 10 минутный перерыв после каждого часа работы. После ночного дежурства предоставляются три выходных дня. Отпуск составляет 28 основных дней и 39 дополнительных за вредные условия труда, что в итого составляет 67 дней...
17.

Обворожительная Наталья за несколько лет работы на вышке в Домодедово успела побывать во многих сложных ситуациях - такая уж у диспетчера работа. Но мыслей о смене работы никогда не возникало. Ещё в юности она выбрала себе эту профессию, да и вряд ли могло быть иначе, когда вся семья работала в аэропорту. Девушек в авиадиспетчеры раньше брали с большой неохотой, но на сегодня ситуация выровнялась. Молодые специалисты сегодня очень востребованы и такой проблемы уже не существует...
18.

Каждый диспетчер раз в два года проходит медицинскую комиссию, а каждые три года обязан получать сертификат на владение английским языком по IV категории ИКАО. На пенсию диспетчеры выходят в 50 лет, но это не означает, что работник сразу должен увольняться. Если позволяет медкомисия, а она у диспетчеров практически такая же, как и у пилотов гражданских судов, то люди продолжают работать. Основным критерием в этом случае выступает здоровье...
19.

В момент съёмки полосу 14L контролировал один диспетчер, а соседнюю (14R) - два. В это время на торце полосы 14L велись плановые работы, и посадка на неё не производилась, соответственно и нагрузка была меньше. Тогда как полоса 14R работала и на взлёт, и на посадку, и её обслуживали два диспетчера: диспетчер управления (работает непосредственно с экипажами воздушных судов - ведёт радиообмен) и диспетчер обеспечения (управляет движением транспорта, обеспечивает взаимодействие с другими службами, ведёт журнал взлётов/посадок и помогает управлению включая работу со светосигнальным оборудованием ВПП). Распределением сотрудников занимается старший диспетчер, руководствуясь текущей обстановкой...
20.

Дежурный инженер электрослужбы проверяет светосигнальное оборудование ВПП (надеемся, что с работой этого оборудования удастся познакомиться поближе в следующий раз).
Огни ВПП регулируются диспетчером вручную в зависимости от метеорологической видимости. На метеодисплее отображается видимость в трёх точках: в начале, в середине и в конце полосы. Интенсивность освещения выбирается по минимальной метеорологической видимости.

Если видимость хотя бы в одной из точек менее 600 метров, диспетчер сообщает экипажу её значения во всех трёх точках. Если видимость лежит в диапазоне от 600 до 2000 метров - сообщается только одно значение (в зоне приземления). Если же видимость составляет более 2000 метров - её значение не сообщают вообще. Всю метеорологическую информацию, видимость в том числе, экипажи получают от автоматического информатора (ATIS - Automatic Terminal Information Service). По запросу экипажа воздушного судна интенсивность свечения огней ВПП может быть изменена...
21.

В целом с течением времени работа диспетчера, пройдя стадию управления воздушными судами, трансформировалась скорее в обслуживание. В наши дни основной задачей диспетчеров управления воздушным движением является обеспечение экипажей аэронавигационной и метеорологической информацией, а также предотвращение опасных сближений...
22.

Для выдерживания безопасного интервала применяется метод векторения (в большей степени при заходе на посадку). Векторение - обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указаний экипажам определённых курсов на основе использования данных радиолокаторов. Основным отличием этапа векторения от других этапов полета является то, что ответственность за навигацию в этом случае берет на себя диспетчер.

Векторение заканчивается либо четким указанием экипажу на необходимость продолжить навигацию по своим средствам, либо выведением на курс, который позволит самостоятельно (по техническим средствам системы захода на посадку, например КГС) вывести воздушное судно на предпосадочную прямую, либо входом в зону визуального маневрирования. Осуществляется это изменениями либо курса, либо скорости...
23.

При угрозе сокращения безопасного интервала на предпосадочной прямой диспетчер может дать воздушному судну команду об уходе на второй круг. Безопасным считается интервал в 5 километров, а за тяжёлым самолётом (более 136 тонн) - в 10 километров. Второй возможной причиной команды об уходе на второй круг может стать наличие препятствий на ВПП. Во всех остальных случаях решение об уходе на второй круг принимает командир воздушного судна...
24.

Начальник службы движения Домодедовского центра ОВД Виктор Александрович Ситников демонстрирует наглядную схему, глядя на которую можно оценить степень упорядоченности воздушного движения. Для сравнения на левой схеме зелёными и красными полосами обозначены суточные траектории взлётов и посадок самолётов в лондонском аэропорту Хитроу, а на схеме справа голубым цветом окрашены области пролёта воздушными судами Московской воздушной зоны...
25.

Это лишь общие основы управления воздушным движением в аэропорту, в рамках одного рассказа невозможно охватить все особенностях этой сложной и многоуровневой системы. Но главное, что всё в ней подчинено одному общему требованию - обеспечению порядка и безопасности полётов воздушных судов. Выполнение именно этой, глобальной задачи в совокупности с работой остальных служб и является залогом приятного перелёта для пассажира...
26.

Ну а про великолепные виды с диспетчерской вышки и особенно в закатные часы даже и говорить не нужно, достаточно один раз увидеть - действительно есть где взгляду отдохнуть...
27.

Благодарим пресс-центр Московского центра АУВД, и пресс-службу аэропорта Домодедово за организацию этого мероприятия и содействие в проведение фотосъёмки.
Отдельное спасибо начальнику службы движения Домодедовского центра ОВД Виктору Александровичу Ситникову за очень содержательный и интересный рассказ о работе диспетчеров!

Взят у tankasan в Домодедово - вышка...

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

«С каждым годом в России растет число авиаперевозок, как на внутренних, так и на международных линиях. Открываются новые направления, аэропорты страны продолжают осваивать иностранные авиакомпании. Люди привыкли летать: деловые поездки, командировки, отпуска - перелеты давно стали чем-то обыденным. Однако мало кто из поднимающихся по трапу на борт воздушного судна пассажиров задумывается над тем, а кто, собственно, руководит всем этим огромным потоком прилетающих и вылетающих самолетов и каким образом осуществляется управление этим находящимся в непрерывном движении механизмом. Сегодня поговорим об этом немного подробнее на примере Домодедовского центра ОВД, который является структурным подразделением Московского центра АУВД…» — рассказывает Армен Гаспарян

(Всего 27 фото)

Спонсор поста: Трубы ППУ купить : Продажа от производителя теплоизолированных стальных труб ППУ.

1. В функции центра входит обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов в районе аэродрома Домодедово. Управление воздушным движением в районе аэродрома Домодедово осуществляется по технологии TOWER (Вышка - Командно-диспетчерский пункт) на двух языках: русском и английском.

3. Всё, что происходит на летном поле аэродрома, происходит только под контролем и по командам диспетчеров. Это касается не только пилотов воздушных судов, но в том числе и наземных технических служб. Правда, для пассажиров всё это так и остается совершенно незаметным на протяжении всего времени пребывания в стенах аэровокзального комплекса и на борту самолета.

4. После того как самолет подготовлен к полету, экипаж воздушного судна должен получить от диспетчера аэродромного диспетчерского пункта разрешение на этот полет. Далее, уже за несколько минут до вылета, экипаж запрашивает у диспетчера руления разрешение на запуск двигателей и после его получения начинает подготовку к взлету. Диспетчер руления также сообщает маршрут движения к взлетно-посадочной полосе (ВПП) и разрешает выруливание на так называемый предварительный старт - место на рулежной дорожке непосредственно перед полосой.

5. После доклада экипажа о занятии предварительного старта диспетчер руления передает воздушное судно под управление диспетчера старта, который разрешает занятие исполнительного старта, то есть выруливание непосредственно на полосу и выравнивание по ее осевой линии, сообщает условия для взлета и после доклада экипажа о готовности разрешает взлет.

6. После взлета самолет переходит под контроль Московского аэроузлового диспетчерского центра (МАДЦ). Его последовательно обслуживают диспетчеры: круга и нижнего подхода, которые могут вносить коррективы в установленную процедуру выхода на воздушную трассу; затем верхнего подхода, контролирующие воздушное судно до занятия им предписанного эшелона и выхода из Московской воздушной зоны (МВЗ), и, наконец, диспетчеры Районного диспетчерского центра (РДЦ), которые обслуживают самолет на эшелоне.

7. Немного подробнее поговорим именно о работе диспетчеров старта, в чью зону ответственности входит воздушное пространство, включающее в себя секторы набора высоты после взлета и заключительного этапа захода на посадку, а также площадь маневрирования (взлетно-посадочная полоса и рулёжные дорожки).

8. На сегодняшний день в аэропорту Домодедово функционируют две параллельные ВПП с курсами 14L/32R и 14R/32L, на всех четырех направлениях работает Курсо-глиссадная система (КГС), позволяющая самолетам, имеющим на борту соответствующее оборудование, максимально автоматизировать процесс посадки и обеспечивать безопасность полетов при метеоминимуме III-А категории ИКАО (при вертикальной видимости до 15 метров и горизонтальной видимости до 200 метров).

9. Одновременно, как правило, работают только два курса, которые в основном определяются направлением ветра. Но приоритетным считается курс 32, т.к. при заходе на посадку на ВПП 32L и 32R проще создавать интервал между воздушными судами, тогда как при посадке на 14-е полосы пространство для маневра ограничивает Москва (полеты над которой ниже 8000 метров запрещены), а также Внуково и Раменское.

10. Для эффективной работы двух существующих полос предстоит ввести в строй еще один локатор, который уже построен на территории аэропорта, но еще не сопряжен с существующей системой управления воздушным движением ТЕРКАС (TERCAS - Terminal and En-Route Control Automated System). Три радиолокатора: по одному в Домодедово, во Внуково и в Шереметьево - обеспечивают полное покрытие МВЗ, новый локатор позволит значительно улучшить работу действующих систем и перекрывать диапазон от земли до высоты 500 метров на максимально точном из возможных уровней.

11. Существуют планы строительства третьей ВПП, под будущее строительство уже зарезервирована территория площадью 9550 га. Также в связи с расширением и увеличением количества полос планируется строительство новой диспетчерской вышки высотой до 100 метров.

12. Сейчас расписание аэропорта составлено таким образом, что с 7 до 23 часов каждый час совершается не менее 40 взлетно-посадочных операций, чтобы как можно более равномерно распределить нагрузку по времени. В течение ближайшего года с введением новой структуры воздушного пространства в МВЗ в условиях работы обеих полос аэропорт Домодедово будет способен обеспечить пропускную способность до 90 взлетно-посадочных операций в час. В 2013 году пиковая нагрузка составляла 59 операций в час.

13. В целом пропускная способность аэропорта даже выше, чем может обеспечить подход. Связано это еще и с тем, что раньше распределение рейсов между аэропортами МВЗ определялось в основном с учетом географического принципа: Шереметьево обслуживало северное и северо-западное направления и все международные рейсы, Внуково - южное и юго-восточное направления, Домодедово - восточное.

14. В настоящее же время в условиях конкуренции между аэропортами географический принцип распределения потоков воздушных судов больше не является ключевым, что наряду с запретом на полеты над Москвой в свою очередь увеличивает нагрузку на МВЗ.

15. Высота имеющейся вышки составляет 42 метра, с нее просматривается практически вся территория аэропорта. Обзор тех участков ВПП, которые закрыты сооружениями, обеспечивается с помощью видеокамер.

16. В спокойной рабочей атмосфере, царящей в процедурном зале УВД, трудно поверить, что люди за пультами - представители одной из самых напряженных и ответственных профессий!

17. У диспетчеров 6 смен, в каждой - 10 человек: руководитель полетов, старший диспетчер и 8 диспетчеров (это списочный состав, по факту одновременно работает 6-7 человек). Режим работы диспетчера не должен превышать 36 часов в неделю. На смену диспетчеры выходят по графику: день, утро, ночь. При выходе на смену проводится 15-минутный инструктаж, еще 15 минут уходит на прием/сдачу дежурства. После двух часов работы положен 20-минутный перерыв, а при высокой интенсивности, близкой к пропускной способности аэропорта, 10-минутный перерыв после каждого часа работы. После ночного дежурства предоставляются три выходных дня. Отпуск составляет 28 основных дней и 39 дополнительных за вредные условия труда, что в итоге составляет 67 дней.

18. Обворожительная Наталья за несколько лет работы на вышке в Домодедово успела побывать во многих сложных ситуациях - такая уж у диспетчера работа. Но мыслей о смене работы никогда не возникало. Еще в юности она выбрала себе эту профессию, да и вряд ли могло быть иначе, когда вся семья работала в аэропорту. Девушек в авиадиспетчеры раньше брали с большой неохотой, но на сегодня ситуация выравнялась. Молодые специалисты сегодня очень востребованны, и такой проблемы уже не существует.

19. Каждый диспетчер раз в два года проходит медицинскую комиссию, а каждые три года обязан получать сертификат на владение английским языком по IV категории ИКАО. На пенсию диспетчеры выходят в 50 лет, но это не означает, что работник сразу должен увольняться. Если позволяет медкомиссия, а она у диспетчеров практически такая же, как и у пилотов гражданских судов, то люди продолжают работать. Основным критерием в этом случае выступает здоровье.

20. В момент съемки полосу 14L контролировал один диспетчер, а соседнюю (14R) - два. В это время на торце полосы 14L велись плановые работы, и посадка на нее не производилась, соответственно и нагрузка была меньше. Тогда как полоса 14R работала и на взлет, и на посадку, и ее обслуживали два диспетчера: диспетчер управления (работает непосредственно с экипажами воздушных судов - ведет радиообмен) и диспетчер обеспечения (управляет движением транспорта, обеспечивает взаимодействие с другими службами, ведет журнал взлетов/посадок и помогает управлению, включая работу со светосигнальным оборудованием ВПП). Распределением сотрудников занимается старший диспетчер, руководствуясь текущей обстановкой.

21. Дежурный инженер электрослужбы проверяет светосигнальное оборудование ВПП (надеемся, что с работой этого оборудования удастся познакомиться поближе в следующий раз). Огни ВПП регулируются диспетчером вручную в зависимости от метеорологической видимости. На метеодисплее отображается видимость в трех точках: в начале, в середине и в конце полосы. Интенсивность освещения выбирается по минимальной метеорологической видимости. Если видимость хотя бы в одной из точек менее 600 метров, диспетчер сообщает экипажу ее значения во всех трех точках. Если видимость лежит в диапазоне от 600 до 2000 метров - сообщается только одно значение (в зоне приземления). Если же видимость составляет более 2000 метров - ее значение не сообщают вообще. Всю метеорологическую информацию, видимость в том числе, экипажи получают от автоматического информатора (ATIS - Automatic Terminal Information Service). По запросу экипажа воздушного судна интенсивность свечения огней ВПП может быть изменена.

22. В целом с течением времени работа диспетчера, пройдя стадию управления воздушными судами, трансформировалась скорее в обслуживание. В наши дни основной задачей диспетчеров управления воздушным движением является обеспечение экипажей аэронавигационной и метеорологической информацией, а также предотвращение опасных сближений.

23. Для выдерживания безопасного интервала применяется метод векторения (в большей степени при заходе на посадку). Векторение - обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указаний экипажам определенных курсов на основе использования данных радиолокаторов. Основным отличием этапа векторения от других этапов полета является то, что ответственность за навигацию в этом случае берет на себя диспетчер. Векторение заканчивается либо четким указанием экипажу на необходимость продолжить навигацию по своим средствам, либо выведением на курс, который позволит самостоятельно (по техническим средствам системы захода на посадку, например КГС) вывести воздушное судно на предпосадочную прямую, либо входом в зону визуального маневрирования. Осуществляется это изменениями либо курса, либо скорости.

24. При угрозе сокращения безопасного интервала на предпосадочной прямой диспетчер может дать воздушному судну команду об уходе на второй круг. Безопасным считается интервал в 5 километров, а за тяжелым самолетом (более 136 тонн) - в 10 километров. Второй возможной причиной команды об уходе на второй круг может стать наличие препятствий на ВПП. Во всех остальных случаях решение об уходе на второй круг принимает командир воздушного судна.

25. Начальник службы движения Домодедовского центра ОВД Виктор Александрович Ситников демонстрирует наглядную схему, глядя на которую можно оценить степень упорядоченности воздушного движения. Для сравнения на левой схеме зелеными и красными полосами обозначены суточные траектории взлетов и посадок самолетов в лондонском аэропорту Хитроу, а на схеме справа голубым цветом окрашены области пролета воздушными судами Московской воздушной зоны.

26. Это лишь общие основы управления воздушным движением в аэропорту, в рамках одного рассказа невозможно охватить все особенности этой сложной и многоуровневой системы. Но главное, что всё в ней подчинено одному общему требованию - обеспечению порядка и безопасности полетов воздушных судов. Выполнение именно этой глобальной задачи в совокупности с работой остальных служб и является залогом приятного перелета для пассажира.

27. Ну а про великолепные виды с диспетчерской вышки, особенно в закатные часы, даже и говорить не нужно, достаточно один раз увидеть - действительно есть где взгляду отдохнуть.

Благодарим пресс-центр Московского центра АУВД и пресс-службу аэропорта Домодедово за организацию этого мероприятия и содействие в проведении фотосъемки. Отдельное спасибо начальнику службы движения Домодедовского центра ОВД Виктору Александровичу Ситникову за очень содержательный и интересный рассказ о работе диспетчеров!

Суточный рекорд взлетов и посадок в аэропорту Домодедово — 724 операции. Максимальная часовая интенсивность при работе с двух параллельных ВПП составляет 43 самолета. Все они контролируются авиадиспетчерами, работающими на Командно-Диспетчерском Пункте (КДП) или «вышке» (от английского слова “TOWER”) . Всего в московском аэропорту Домодедово работает 6 смен диспетчеров по 10 человек в каждой. Профессия авиадиспетчера занимает одно из первых мест по психоэмоциональной нагрузке на человеческий организм. Сегодня речь пойдет о людях, от чьих действий ежедневно зависит жизнь десятков тысяч пассажиров…

За все самолеты, находящиеся в небе над Москвой отвечает Московский Автоматизированный Диспетчерский Центр, находящийся рядом с аэропортом Внуково. Домодедовский центр по Обслуживанию Воздушного Движения является структурным подразделением филиала «Московский центр Автоматизированного Управления Воздушного Движением» (эту фразу специально записал дословно во время визита). Центр отвечает за обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов в районе аэропорта Домодедово:

1.

В Домодедово 2 Взлетно-Посадочные Полосы (ВПП). За каждую из них отвечают свои диспетчеры. На вышке размещены рабочие места руководителя полетов, старшего диспетчера, диспетчеров Стартового Диспетчерского Пункта (СДП) и Вспомогательного Диспетчерского Пункта Подхода (ВДПП):

2.

В зону ответственности диспетчера старта (СДП) входит управление самолетами в воздушном пространстве, включающим в себя секторы набора высоты после взлета и заключительного этапа захода на посадку, а также взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки:

3.

Диспетчер СДП также управляет движением спецавтотранспорта, системой светосигнального оборудования на ВПП и рулежных дорожках, осуществляет все необходимые дополнительные операции:

4.

Я представлял себе диспетчера суровым мужиком, в больших наушниках, орущего что-то в микрофон и напряженно пялящегося в круглый кинескоп, по которому по кругу бегает зеленая полоска, как в старых советских фильмах. Оказалось все совсем не так. Наушниками не пользуются, кинескопы не круглые и не зеленые, да и диспетчерами работают не только мужики, но и очень обаятельные девушки:

5.

У диспетчера на экране монитора отмечены все самолеты, находящиеся недалеко от аэропорта. Он видит, набирают они высоту или снижаются, на какой высоте находятся и с какой скоростью летят:

6.

7.

8.

С вышки отлично видно всю территорию аэропорта. Здесь установлено современное оборудование, включающее в себя автоматизированную систему отображения информации. Система обзора летного поля обеспечивает контроль за движением любых средств по аэродрому.

Если у диспетчера что-либо вызывает подозрение, то он может воспользоваться биноклем:

9.

Если полоса занята, то диспетчер СДП включает специальное табло занятости ВПП со звуковым сигналом:

10.

Кроме этого, на вышке находятся диспетчер АТИС (служба автоматической передачи информации в районе аэродрома) -слева на фотографии, руководитель полетов (начальник смены), старший диспетчер и диспетчеры подмены (справа на фотографии):

11.

Каждому диспетчеру полагается 20-минутный отдых каждые 2 часа. В это время его заменяет диспетчер подмены:

12.

За действиями диспетчеров следит старший диспетчер. Он постоянно переходит от одного диспетчера к другому и контролирует их действия (на фотографии стоит слева):

13.

Также на вышке присутствует руководитель полетов (слева на фотографии). Он отвечает за организацию работы персонала смены:

14.

Минимальное время между посадками самолетов 2 минуты, а между взлетами от 1 до 3 минут в зависимости от классификации ВС. Атмосфера на вышке спокойная и тихая. Когда диспетчер ведет радиообмен с экипажами ВС, то все замолкают, либо говорят в полголоса:

15.

16.

17.

Чтобы попасть на вышку, диспетчер должен пройти через дверь с иллюминатором:

18.

Здесь нужно приложить к замку специальную карточку и подтвердить отпечатки пальцев:

19.

На вышку диспетчер попадает по винтовой лестнице:

20.

Вышка примечательна и своим балконом. Отсюда открывается отличный вид на аэропорт:

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Глобус Домодедово:

30.

Ну и вид на дорогу, ведущую к Домодедово:

31.