«Я знаю, что уже не вернусь»: памяти жертв авиакатастрофы над Синаем. Крушение A321: версии причин авиакатастрофы над Синайским полуостровом Крушение a321

Полным ходом идет расследование причин катастрофы, случившейся 31 октября в небе над Синайским полуостровом с российским самолетом A321 компании "Когалымавиа" (марка Metrojet). Расследованием руководят власти Египта, помощь оказывают российские эксперты, к участию приглашены также ряд международных специалистов. DW собрала самые важные выводы и имеющуюся информацию, которые помогут составить картину произошедшего.

Корпус развалился в воздухе

Самый важный вывод на данный момент, который делают эксперты российского Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и следователи на месте, - лайнер, летевший в субботу чартерным рейсом из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, развалился на части еще в воздухе. Свидетельствует об этом прежде всего характер разбросанных обломков машины. Они, что наглядно продемонстрировали телевизионные кадры, занимают значительную площадь - по разным оценкам, от до 20 до 32 квадратных километров. Хвостовая часть находится на расстоянии почти 8 километров от основного корпуса самолета.

Другим косвенным доказательством стали данные с сайта Flightradar, который фиксирует движения самолетов. По его данным, A321 набрал высоту порядка 10 километров и скорость в районе 750 км/ч через примерно 21 минуту после взлета. Но уже через минуту лайнер резко снизился до 8650 метров, при этом не менее резко потеряв скорость, - до 172 км/ч. Такая потеря скорости вероятна, если самолет потерял одну из своих частей.

Ошибка пилота маловероятна

Ошибку пилота в качестве причины катастрофы можно практически исключить, заявил представитель "Когалымавиа". С выводом компании согласен, в частности немецкий эксперт и журналист Хорст Клёйзер (Horst Kläuser). Когда самолет находится на крейсерской скорости и уже набрал высоту, включаются системы автоматического управления. Это статистически самый безопасный момент полета. Погода была подходящей для полетов, как утверждают российские метеорологи. Первоначальные сообщения о том, что экипаж сообщал о неполадках машины, представитель "Когалымавиа" опроверг.

Лайнер с предысторией

Разбившийся над Синаем самолет однажды получил значительное повреждение. Это было 14 лет назад, в 2001 году, когда лайнер, принадлежавший тогда ливанской компании MEA, коснулся земли хвостовой частью при заходе на посадку в аэропорту Каира. Это называется tailstrike или "касание пятой". Мог ли данный инцидент привести к тому, что из-за усталости материала хвостовая часть самолета оторвалась и вызвала крушение? В авиакомпании утверждают, что самолет прошел капитальный ремонт, и инцидент 2001 года никак не влиял на безопасность полета.

Тем не менее в истории гражданской авиации есть два трагических случая, когда ненадлежащий ремонт самолетов после "касания пятой", согласно заключениям экспертов, приводил к трагическим последствиям. Это было в 1985 году (крушение рейса Japan Airlines JAL 123 в Японии, погибли 520 человек) и в 2002 году (рейс China Airlines CI 611, 225 погибших).

Возраст не помеха

Потерпевший крушение А321 находился в эксплуатации 18 лет. Однако такой возраст не означает, что самолет был менее безопасным, чем другие. Старый - еще не означает ненадежный, считает большинство экспертов в области гражданской авиации. В течение эксплуатации лайнеров у них регулярно меняются отдельные запчасти, исчерпавшие свой ресурс. "Если самолет хорошо ремонтировали, то возраст не играет роли", - уверен профессор Технического университета в Дрездене Клаус Вольф (Klaus Wolf).

Контекст

В компании "Когалымавиа" утверждают, что все необходимые проверки лайнер прошел и имел все необходимые сертификаты безопасности. У солидного возраста самолета есть только один недостаток, но другого свойства: чем выше возраст, тем дороже ремонт.

Две основные версии

До расшифровки "черных ящиков" и реконструкции обломков разбившейся машины любые выводы о возможных причинах трагедии будут носить лишь предварительный характер, не устают подчеркивать следователи. Пока рано исключать какие-либо версии, настаивают в МАК. Основными версиями причины катастрофы остаются две - технический дефект, на чем, например, настаивают египетские власти, или теракт.

Именно на него намекают, судя по сделанным заявлениям, представители "Когалымавиа", отмечая, что "единственно разумной причиной крушения могло стать внешнее воздействие". В Росавиации такие выводы считают преждевременными. Власти РФ версию теракта явно не считают наиболее вероятной. Однако пока ее сложно полностью исключить.

Северная часть Синайского полуострова, над которой пролетал российский A321, известна тем, что на ней активны террористические группировки радикальных исламистов, заявивших о переходе на сторону "Исламского государства" (ИГ). Боевики "Синайской провинции" ИГ взяли на себя ответственность за крушение лайнера, оставив запись в Twitter.

Считается, однако, что они не обладают техническими средствами, чтобы сбивать объекты на высоте, которую набрал российский лайнер. Тем не менее до сих пор ИГ не было замечено в том, что брало ответственность за несовершенные теракты. Причиной катастрофы A-321 могла стать и бомба, заложенная в самолете. Однако пока свидетельств, указывающих на использование взрывного устройства, следователи, согласно сообщениям СМИ, не обнаружили.

Авиакатастрофа А321 над Синаем, случившаяся 31.10.2015, стала самой крупной катастрофой на территории Египта и наиболее масштабной трагедией в авиационных крушениях. Самолет Аэробус А321-231, принадлежащий компании «Когалымавиа» использовался туроператором «Бриско» и вез туристов рейсом 9268 Шарм-аль-Шейх-С.-Петербург. Жертвами крушения стали 224 человека

Сведения о рейсе

Самолет

Airbus A321-231 был произведен в 1997 году. Затем судно передали владельцу – лизинговой корпорации ILFC, которая предоставила его в аренду компании MEA (Ливан). Авиалайнеру был присвоен номер F-0HMP, его вместимость составляла 149 чел. В Ливане он использовался 6 лет, и в 2003 году был возвращен ILFC.

Факт. За время использования в MEA произошла одна поломка – при посадке в Египте пилоты слишком высоко подняли нос лайнера, и хвостовая часть задела взлетную полосу. После этого воздушное судно было отремонтировано.

В 2003 году самолет был снова передан в аренду корпорации Onur Air (Турция). Борт судна был модернизирован, его вместимость увеличилась до 220 чел. В 2007 году авиалайнер был передан в сублизинг фирме Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия), а в 2010 - Cham Wings (Сирия). В 2012 авиалайнер был сдан в аренду ООО «Когалымавиа».

Согласно информации лизинговой компании, самолет обслуживался на соответствующем нормам уровне, вовремя осуществлялся технический контроль и проверки. 26.10.2015 был проведен еженедельный техосмотр, 18.03.2014 самолет проходил заводской контроль. За все годы использования лайнер выработал 46-48% своего номинального ресурса рейсовых перелетов.

Экипаж и пассажиры

На судне работал российский экипаж, включая:

  • 2 опытных пилотов,
  • 5 бортпроводников.

Среди пассажиров, находившихся в момент катастрофы на борту самолета, было 192 чел. взрослых и 25 детей. Самый старший из них был в возрасте 77 лет, самой младшей девочке было 10 мес. При крушении все люди умерли. Фото погибших были размещены на нескольких официальных сайтах.

Список пассажиров погибших над Cинаем

Большая часть жертв катастрофы проживала в северо-западных регионах РФ, также в самолете было 4 гражданина Украины и 2 из Беларуси.

В списке погибших при падении самолета, были:

  • А.Копылов – замглавы администрации города Пскова,
  • Д. Громова (10 мес.), чье фото стало символом авиакатастрофы.

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

30.10.2015 года аэробус A321-231 совершил 2 нормальных рейса по запланированным маршрутам: Шарм-аль-Шейх-Самара-Шарм-аль-Шейх. Конечная высадка пассажиров в аэропорту была завершена в 15:30, и у представителей выполнившего ее экипажа претензий к состоянию оборудования не было. Судно прошло плановое техобслуживание, и утром 31.10.2015 года заступил новый экипаж (В. Немов и С. Трухачев), и началась подготовка к последующим рейсам - Шарм-аль-Шейх-С.-Петербург-Шарм-аль-Шейх.

Компания «Когалымавиа» была членом международного объединенного холдинга, специализирующегося на туризме – «TH&C», в него входила и компания «Бриско», заказавшая рейс из Египта в Северную столицу.

Катастрофа

В 5:50 по местному времени Египта (6:50 по Москве) самолет вылетел из аэропорта Шарм-аль-Шейха, взял курс на север вдоль берега залива и постепенно поднялся до 6,4 км. Через 12 минут полета лайнер повернул налево, чтобы миновать Синайский полуостров и достичь Средиземноморья, пилоты намеревались набрать высоту 9,75 км.

На 23-ей минуте полета авиалайнер набрал скорость 755 км/ч и поднялся 9,4 км, когда ситуация вышла из нормального режима. Судно стало падать со скоростью 1,8 км / мин. В 04:13 по ГЕС запись бортового самописца прервалась, на фоне постороннего шума. После 24 минут полета самолет разбился на территории Синая и мгновенно был разрушен.

Поисковые службы нашли остатки катастрофы среди горных массивов полуострова в 50 км от города Нехель. Обломки самолета и фрагменты тел погибших были разбросаны в радиусе 13км, на территории общей площадью 30 км.

Реакция

Президент РФ В.В. Путин выразил слова соболезнования близким и родственникам жертв трагедии. На главу Правительства Д.А. Медведева была возложена обязанность создать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы. В. Путин призвал найти и ликвидировать виновных в трагедии террористов.

Соболезнования близким и родственникам погибших, а также всем россиянам, высказали:

  • президенты и премьер-министры боле 50 стран мира,
  • Папа Римский,
  • генеральные секретари,
  • главы религиозных сообществ РФ.

Для родственников погибших пассажиров были открыты «горячие линии»: по телефону можно было узнать всю информацию о пострадавших близких.

Скандальный французский журнал «Шарли Хебдо» выпустил на своих страницах 3 карикатуры, иллюстрирующих авиакатастрофу, вызвавшую резкую негативную критику со стороны российского руководства и общественности. Иллюстрации были названы «кощунственными», «жестокими» и «издевательскими по отношению к жертвам трагедии».

Факт. Представители французского МИДа ответили, что все журналисты имеют право свободно высказывать личное мнение, но оно не всегда совпадает с позицией официальных руководителей страны.

20.11.2015 Совбез ООН выпустил заявление, в котором осудил теракты, в том числе катастрофу над Синаем.

Траур

1.11.2015 года стал днем траура для россиян. В Северной столице состоялся трехдневный траур, в Ленинградской области – четырехдневный.

Расследование причин трагедии над Синаем

Расследование падения самолета осуществлялось совместными усилиями нескольких стран мира, включая Египет и РФ, а также представителей «Эйрбас» и IASA.

1.11.2015 началось следствие: анализ информации, содержащейся в бортовых самопишущих устройствах, которые практически уцелели, и исследование останков погибших. В России было возбуждено дело по статьям 263 и 238 Уголовного кодекса России.

То, что остатки авиалайнера нашли на большой территории площадью около 30 км, позволило сделать вывод, что трагедия произошла на большой высоте.

7.11.2015 года официальное руководство Египта высказалось о результатах расшифровки, из которых следовало, что в завершении записи были слышны посторонние громкие звуки. В конце полета зафиксирована высота 9,415 км и скорость около 520 км / ч, судно двигалось под руководством автоматического пилота, которому нужно было набрать высоту.

На тот период озвучивалось несколько версий причин авиакатастрофы:

  • изношенность оборудования воздушного судна;
  • воспламенение топливного бака;
  • повреждение литиевой батареи лайнера.

16.11.2015 года была получена информация, что самолет разбился из-за террористического акта – сработало СВУ, расположенное в задней части аэробуса, общей мощностью 1кг тротиловом эквиваленте. Такой вывод был сделан после того, как на фрагментах самолета, личных вещах и телах погибших были найдены остатки взрывоопасных веществ не российского изготовления.

Факт. 17.11.2015 года было размещено публичное объявление, что за помощь в поимке виноватых в авиакатастрофе террористов будет выплачено денежное вознаграждение в 50 млн. долл.

Анализ остатков самолета показал, что СВУ сработало в задней части судна, в 30-32 рядах.

14.12.2015 года специальная комиссия, организованная руководством Египта, заявила об окончании расследования авиакатастрофы и готовности отчета по ней. В нем указывалось, что в процессе анализа причин трагедии не найдено ничего, свидетельствующего о теракте. Это объясняется тем, что в обратном случае косвенной причиной катастрофы стала бы недоработка службы безопасности аэропорта Египта.

В начале 2016 года действующий глава Египта признал, что авиалайнер потерпел крушение в результате террористического акта.

Причина катастрофы

03.11.2015 из источников в оборонном ведомстве США стало известно, что американский спутник заметил яркую вспышку, соответствующую по месту и по времени аварии аэробуса А321. Никаких доказательств поражения его ракетой не было зафиксировано, так как наблюдался бы температурный след. Воспламенение в воздухе свидетельствовала о том, что трагедия не могла произойти при посадке.

Через несколько дней после авиакатастрофы одна из террористических групп в составе «ИГИЛ» объявила о своей причастности к инциденту. Однако официальное руководство Египта в качестве предполагаемой причины трагедии называла неисправность оборудования.

Ряд представителей СМИ, российские и египетские руководители транспортных ведомств отвергали гипотезу взрыва, называя ее пропагандой.

5.11.2015 года разведывательные службы Соединенных Штатов и Великобритании поддержали неофициальную версию о террористическом акте на основе перехваченных от боевиков «ИГИЛ» сведений о закладке на самолете бомбы.

По предположениям зарубежных спецслужб, высказанных различным СМИ, СВУ было установлено террористами, подчиненными «ИГИЛ», в багажный отсек перед самым вылетом.

16.11.2015 на Совете президента РФ В.В. Путина версию о взрыве самодельного устройства подтвердил руководитель ФСБ России А.Бортников.

13.09.2016 специальная комиссия точно определила, где была расположена бомба: в отделе негабаритного багажа в хвосте самолета. Для установки СВУ боевики воспользовались помощью работника аэропорта Шарм-аль-Шейха: перед самым полетом был заложен пакет со взрывчатым веществом, после чего его прикрыли колясками и чемоданами.

Последствия катастрофы

После трагедии многие авиационные компании, включая «Когалымавиа», прекратили полеты над Синаем до выяснения точных причин крушения.

С 4 по 6 ноября 2015 года Правительства Великобритании, Ирландии, России, Германии и других европейских стран приостановили регулярное авиационное сообщение над Синайским полуостровом.

16.11.2015 года В.В. Путин объявил, что Россия и дальше будет искать и причины катастрофы, нужно объединить усилия и наказать виновных в трагедии.

Факт. После катастрофы в Египте вышел приказ об усилении авиационных ударов по террористической организации ИГИЛ.

Заключение

Авиакатастрофа над Синайским полуостровом стала крупнейшей в истории российской пассажирской авиации. 23 октября 2017 года в С.Петербурге был установлен памятник по погибшим над Синаем. 31 октября 2017 года во Всеволожске был заложен мемориал погибшим.

Самолет Airbus A321-231 компании "Когалымавиа" потерпел крушение над Синаем, выполняя чартерный рейс из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер разрушился в воздухе, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).

Погибли все 224 человека, находившиеся на борту.

И это все, что достоверно известно на день вторника, спустя трое суток после катастрофы.

Несмотря на это, различные авиационные эксперты, представители "Когалымавиа" и "неназванные источники" уже выдвинули несколько версий произошедшего на борту самолета.

Большинство аналитиков признается, что пока слишком рано делать выводы, однако они отмечают: уже сейчас очевидно, что различные заинтересованные стороны будут "притягивать за уши" аргументы в пользу выгодной им версии, и разобраться в причинах может быть еще сложнее.

В Кремле отказались ставить конкретные сроки, к которым должно быть завершено расследование катастрофы. Официальный представитель египетского правительства сообщил во вторник, что только расшифровка бортовых самописцев может занять до четырех недель.

Русская служба Би-би-си собрала пять основных версий произошедшего.

Версия 1. "Исламское государство"

Вскоре после крушения A321 ответственность за катастрофу взяли на себя джихадисты "Исламского государства" (организация признана в России экстремистской и запрещена).

"Солдаты халифата успешно атаковали российский самолет на Синае. Бойцам "Исламского государства" удалось сбить в провинции Синай российский лайнер, в котором летели более 220 российских крестоносцев. Они все убиты", - привели зарубежные информагентства заявление, распространенное в социальных сетях.

Однако эта версия, как считают авиационные эксперты, маловероятна. Исламисты в этом регионе не располагают системами, способными поражать воздушные цели на высоте более 3-4 тысяч метров - в то время как A321 находился на эшелоне свыше 9 тысяч метров. Впрочем, некоторые западные эксперты утверждают, что по крайней мере один зенитно-ракетный комплекс ("Куб") попал в руки боевиков, однако эта информация официально не подтверждалась.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Никаких достоверных свидетельств о причастности ИГ к крушению пока нет

Информацию об атаке "Исламского государства" опроверг и министр транспорта России Максим Соколов: "Мы находимся в тесном контакте с нашими египетскими коллегами, авиационными властями этой страны. И на данный момент у них нет никакой информации, которая подтверждала бы подобные измышления".

Источники РИА Новости в египетских силовых структурах утверждали, что характер обломков и положение тел погибших "исключают, что самолет взорвался в воздухе".

Основным аргументом сторонников этой версии является предположение, что таким образом "Исламское государство" хотело отомстить России за военную операцию в Сирии. Этот тезис категорически пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, призвавший не связывать катастрофу с сирийской кампанией.

Несмотря на это, некоторые авиакомпании полеты над Синайским полуостровом до окончания расследования.

Версия 2. Некачественный ремонт

В 2001 году, когда самолет еще принадлежал ливанской компании, он получил повреждения при посадке в аэропорту Каира. Тогда пострадало хвостовое оперение борта.

Далее о развитии ситуации рассказали представители "Когалымавиа": после аварии самолет некоторое время находился на земле, пока повреждения оценивали специалисты Airbus. После временного ремонта борт переправили в Тулузу для основного ремонта.

В 2001 году компания-производитель завершила ремонт, не требующий дальнейшего осмотра.

"Все было выполнено производителем в соответствии с им же разработанной документацией. Говорить о том, что это обстоятельство повлияло на летные характеристики лайнера, не приходится", - заявил замгендиректора "Когалымавиа" по техническим и производственным вопросам Андрей Аверьянов.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Версия о некачественном ремонте "аэробуса" пока вызывает больше споров, чем все остальные

В компании отметили, что последствия касания хвостом полосы в Каире полностью устранены, а двигатели самолета были проверены за пять дней до аварии, 26 октября.

К этой версии склоняются и другие авиационные эксперты. В частности, пилот самолета Airbus 330 Мирослав Бойчук в интервью "Газете.ру" рассказал, что серьезное повреждение хвостового оперения самолета еще не говорит о том, что воздушное судно в дальнейшем нельзя будет эксплуатировать.

Однако другие специалисты в качества доказательства, что версия о некачественном ремонте имеет право на существование, вспоминают катастрофу Boeing 747 под Токио, произошедшую в 1985 году. Самолет Japan Airlines разрушился в воздухе, набирая крейсерскую высоту. Следствие установило, что причиной стал неправильный ремонт хвостовой части самолета, произведенный около семи лет до крушения.

Версия 3. "Внешнее воздействие"

Этой версии придерживается руководство "Когалымавиа".

По мнению заместителя генерального директора компании Александра Смирнова, самолет не мог разрушиться в воздухе сам по себе, а развалился от некоего "механического воздействия" внешней силы.

"Нет таких отказов систем самолета, нет сочетания отказов, которые могли бы привести к тому, что самолет разрушился бы в воздухе. Поэтому единственная возможная причина - это чисто физическое, механическое воздействие на самолет", - сказал Смирнов.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption В "Когалымавиа" не пояснили, что именно подразумевают под "внешним воздействием"

Он утверждает, что "аэробус" нельзя разрушить в воздухе даже выходом на запредельные нагрузки, так как автоматика лайнера воспрепятствует попыткам пилотов сделать какие-либо резкие маневры.

При этом в "Когалымавиа" не стали уточнять, какого рода воздействие они имеют в виду, сославшись на необходимость дождаться результатов расследования.

В то же время один из источников агентства Рейтер из группы экспертов, изучающих "черные ящики" самолета, заявил, что борт не подвергался внешнему воздействию.

Версия 4. Технические неполадки

Изначально авиационные власти Египта называли именно технические неполадки основной причиной крушения самолета.

Сообщалось, что пилот предупредил диспетчеров, что на самолете возникла "техническая проблема" и ему нужно приземлиться как можно скорее. Однако вскоре эта информация была официально опровергнута.

Позднее телеканал НТВ поговорил с бывшей супругой второго пилота А321. Наталья Трухачева рассказала, что ее бывший муж Сергей в телефонном разговоре с их дочерью жаловался на техническое состояние самолета.

"Старшая дочь с ним созванивалась, перед тем как он улетел. Жаловался перед полетом, что техническое состояние самолета оставляло желать лучшего", - рассказала она, отметив, что Сергей был опытным пилотом и сделал бы все возможное, чтобы посадить самолет.

В защиту пилотов выступили и в "Когалымавиа", исключив "человеческий фактор" из возможных причин.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Расшифровка "черных ящиков" поможет подтвердить или исключить сразу несколько версий

После заявления представителей "Когалымавиа" о том, что никакие отказы систем не могли привести к тому, что самолет разрушился бы в воздухе, в Росавиации призвали не торопиться с выводами.

"Такое заявление преждевременное и не основано ни на каких реальных фактах", - сказал глава Росавиации Александр Нерадько.

По всей видимости, на данный момент удалось исключить только подозрение на некачественное топливо: Приволжская транспортная прокуратура исследовала образцы топлива, которым А321 заправили перед полетом в Египет, и признало, что топливо соответствует всем требованиям.

Версия 5. Взрыв на борту

Версия о взрыве на борту американскому разведывательно-аналитическому агентству Stratfor. В докладе, подготовленном агентством, отмечается, что другие версии гибели лайнера не исключены, но они намного менее вероятны.

Аналитики утверждают, что взрывное устройство могло быть спрятано в багажном отсеке, либо же его мог подорвать смертник, находившийся среди пассажиров. В Stratfor утверждают, что аэропорт Шарм-эш-Шейха, откуда вылетел российский лайнер, не обладает надежной , поэтому при желании пронести на борт взрывное устройство не составило бы большого труда.

Не исключена и версия взрыва топливных баков, говорится в докладе.

То, что самолет начал резко терять высоту и разваливаться на куски, по мнению экспертов, только подтверждает версию о взрыве на борту.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В Пулково продолжает расти цветочный мемориал в память о погибших

Профессор Майкл Кларк, генеральный директор Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI), рассказал Би-би-си, что тот факт, что самолет развалился на две части, отчасти подтверждает эту теорию. По мнению эксперта, утверждать однозначно, что на борту произошел взрыв, пока рано, однако сам Кларк признается, что версия о взрыве выглядит намного более правдоподобной, чем предположение об атаке самолета ракетой "земля-воздух".

Во вторник ТАСС со ссылкой на источники в Каире сообщил, что на месте крушения А321 обнаружены "элементы, не относящиеся к конструкции самолета". Что это за элементы - установит экспертиза. Официально эта информация не подтверждалась.

Косвенно эту версию поддержали в министерстве обороны США: телеканал CBS News со ссылкой на Пентагон рассказал, что американский спутник зафиксировал тепловую вспышку во время крушения А321. Правда, опрошенные телеканалом ABC News эксперты не исключают, что спутник зафиксировал момент столкновения самолета с землей.

Более того, тепловая вспышка может быть вообще не связана с катастрофой, поскольку на Синайском полуострове проходят спецоперации египетской армии.

Генеральный директор МКАА "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко сказал Би-би-си: "Сейчас "Когалымавиа" будет говорить, что они не виноваты, виноваты какие-то внешние факторы, Airbus будет говорить, что это самый хороший в мире самолет, и виноваты все другие, Ирландия будет говорить, что они прекрасно сделали тяжелую форму обслуживания, Тулуза будет говорить, что они отлично отремонтировали самолет после удара хвостом. Это все нормально, кто же скажет: "Да, это мы виноваты".

30 октября Airbus 321-231 авиакомпании "Когалымавиа" благополучно выполнил два рейса по маршруту Шарм-эль-Шейх - Самара - Шарм-эль-Шейх. Сдающий экипаж КВС Дмитрий Жигалкович и второй пилот Юрий Юшко не высказывают по лайнеру никаких замечаний. Уже ранним утром 31 октября самолёту предстоит ещё два рядовых рейса: Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург - Шарм-эль-Шейх. Борт принимает уже следующий экипаж: опытный 48-летний Валерий Немов, налетавший свыше 12 000 часов, и 45-летний второй пилот Сергей Трухачёв, в прошлом военный пилот, прошедший чеченскую кампанию.

На борту их будут ждать 217 пассажиров, большинство из них - петербуржцы, многие возвращаются домой целыми семьями с долгожданного отдыха в Египте. В 03:50:06 по местному времени (06:50 мск) рейс 7К-9268 вылетает из Шарм-эль-Шейха, после чего, следуя по воздушному коридору вдоль побережья залива Акаба, начинает набор высоты.

В Петербург самолёт, минуя Синайский полуостров, должен будет прибыть в 12:10 по местному времени, в обычный субботний октябрьский полдень в числе других десятков внутренних и международных рейсов, значащихся на табло Пулково. Но ни тогда, ни после нескольких задержек, высветившихся на табло, долгожданный рейс 9268 так и не вернулся на родину.

Спустя несколько дней после катастрофы в небе над Египтом Flightradar обнародует данные по последнему полёту борта А321 над Синаем. Согласно сводке, опубликованной на сайте, самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту, двигаясь параллельно побережью. Через считаные минуты после того как лайнер свернул вглубь полуострова, его высота начинает резко падать на 6000 футов. Связь с самолётом теряется. Первые сообщения в СМИ о том, что самолёт Airbus авиакомпании "Когалымавиа" пропал с радаров, начинают появляться лишь в 10:18 по Москве. В коротких новостных заметках существенно разнятся данные: по содержащейся в них информации, на борту находилось от 207 до 224 человек. В некоторых сообщениях говорится, что самолёт пропал в районе Ларнаки на Кипре.

Рейс 9268 Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург, выполнявшийся на Airbus 321 "Когалымавиа", вылетел в 6:21 мск и пропал с экранов радаров через 23 минуты, на борту находилось 217 пассажиров и семеро членов экипажа, - сообщают в Росавиации.

Счёт идёт на мгновения - спустя две минуты появляются новости от арабских СМИ, сообщивших, что российский самолёт упал в центральной части Синайского полуострова. Но данные пока скудны и не подкреплены официальными подтверждениями. Надежда сохраняется. В 10:42 Reuters и Sky News публикуют первые сообщения, опровергающие крушение самолёта. Источники изданий утверждают, что экипаж пропавшего самолёта вышел на связь в Турции. Не подтверждает падение и Flightradar, уточняя, что лайнер резко снизил высоту, перед тем как пропал с радаров.

В Росавиации сообщают, что пытаются связаться с пропавшим с радаров рейсом. В 11:44 на онлайн-табло Пулково ещё значится информация, что прилёт борта из Шарм-эль-Шейха задерживается (с 12:10 до 12:20). Но уже ближе к 12 со ссылкой на источники в Росавиации большинство СМИ публикуют информацию о крушении авиалайнера над Синайским полуостровом. В Пулково, где к тому времени информация о прилёте пропадает с табло, начинает оперативную работу штаб по чрезвычайным ситуациям, МЧС РФ готовит два борта для отправки в Египет. Позже ведомство принимает решение отправить в Египет пять спецбортов.

Поисковые отряды обнаружили место катастрофы среди гор Синайского полуострова. Обломки лайнера оказались разбросаны на протяжении 13 километров.

Операция по поиску проходила в непростых условиях: Северный Синай является закрытой зоной, уже год армия Египта проводит там масштабную операцию против боевиков экстремистской группировки, связанной с ИГИЛ (деятельность группировки запрещена на территории России по решению Верховного суда. - Прим . ред. ). Именно египетские военные, патрулировавшие территорию, первыми обнаружили обломки лайнера. Самолёт упал в горном массиве Эн-Нахаль, пустынном, безводном и безлюдном месте. По уточнённой и подтверждённой официально информации, на борту самолёта находилось 224 человека, в том числе семеро членов экипажа. По данным Росавиации, среди пассажиров лайнера было 192 взрослых и 25 детей. Все они погибли.

Дорогая Амалия, 28 лет назад Вы подарили миру замечательного мальчика. Каждая мама мечтает о таком сыне и девушка мечтает о таком надёжном и любящем мужчине рядом. Год назад опубликовали фотографии всех погибших, я сразу запомнила лицо Армена, оно притягивает взгляд своей доброй и чистой улыбкой, это лицо целеустрёмленного и очень порядочного молодого человека. Я его не знала, но мне безумно жаль Армена. Такие мальчишки обязаны были жить и подарить миру прекрасных детей. Но, к сожалению, другой мир, чёрный и злой, отнял у него жизнь. Сил Вам и здоровья. Спасибо Вам за такого сына. Безумно жаль... Светлая память Армену и с небесным днём рождения. (Татьяна Светлова, Санкт-Петербург), - такие письма спустя год после трагедии продолжают получать родные погибших в страшной авиакатастрофе над Синаем.

26 октября, за несколько дней до авиакатастрофы, Армену Вишнёву, уроженцу города Пушкина, служившему в Федеральной таможенной службе, исполнилось 27 лет. Армен полетел в Египет отдохнуть, в одном из последних сообщений просил маму не скучать, ведь разлука будет недолгой, обещал привезти магнитик или - в шутку - даже целого верблюда.

Спустя год после трагедии Амалия бережно хранит все фотографии и сообщения сына. Почтить память и пережить горе утраты ей помогают неравнодушные жители других регионов России и десятки других близких жертв авиакатастрофы. Трагедия объединила в Сети более 36 тысяч человек. Усилием петербуржцев был создан благотворительный фонд "Рейс 9268 ", который сейчас оказывает поддержку людям, потерявшим близких в катастрофе над Синаем.

Главная цель, ради которой мы объединились, - это увековечивание памяти о наших родных в тех делах, которые мы в силах совершить: создание мемориала и храма, сохранение воспоминаний о наших близких, помощь семьям погибших, которые нуждаются в финансовой, юридической и психологической поддержке. Наш фонд - это не просто попытка сплотиться вокруг общего дела. Это протест против терроризма, убийств, жестокости и несправедливости. Большой путь начинается с маленького шага. И этот шаг мы делаем все вместе, - именно такую цель ставят перед собой люди, жизнь которых трагедия разделила на до и после катастрофы.

Группа фонда в соцсетях уже давно стала своеобразной стихийной книгой памяти, где можно узнать последнюю информацию о ходе расследования трагедии, вновь увидеть фото всех тех, кто не вернулся домой из злополучного рейса, а также оказать посильную помощь родным и близким.

И речь не только о деньгах: ценна любая поддержка, ведь даже спустя год практика показывает: время не лечит, а долгое следствие и тяжёлые бюрократические процедуры, связанные с выплатой компенсаций, лишь усугубляют и без того не утихающую боль утраты.

Трагедия оборвала жизнь целых семей: в катастрофе погибли Ольга и Юрий Шеины и трое их детей. До глубины души всю страну от Петербурга до Владивостока потрясла история любви находившихся на борту А321 Александры Черновой и Евгения Явсина: Евгений специально копил деньги, чтобы свозить Сашу в Египет и там сделать ей предложение.
И десятки других историй длиною в жизнь, так несправедливо и внезапно оборвавшуюся в то злополучное октябрьское утро. Большинство пассажиров разбившегося А321 были жителями Северо-Запада России, в основном из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Также на борту находилось четверо граждан Украины и один гражданин Белоруссии. Рейс 9268" Ирины Захаровой, останки, которые сейчас хранятся в крематории на Шафировском проспекте, не подлежат экспертизе. Однако у семей ещё остаётся надежда получить фрагменты тел своих погибших родных: в Египте после завершения основного этапа следствия были обнаружены новые останки, их сейчас изучают.

Не обнародован пока и доклад международной комиссии по расследованию катастрофы российского А321 над Синаем: о предварительных результатах своей работы (и это спустя год после расследования), по данным источника в Министерстве гражданской авиации Египта, специалисты расскажут "в течение 60 дней".

Сейчас проводятся определённые технические анализы, после которых будет обнародован предварительный доклад, - рассказал 26 октября СМИ представитель Министерства авиации Египта.

Напомним, в расследовании причин катастрофы принимают участие представители шести стран: Египта, России, а также специалисты из Франции, Германии, Ирландии и США. Его ходом в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) руководят авиационные власти Египта.
Одной из первых версий катастрофы стало предположение, что российский самолёт мог быть сбит ракетой, выпущенной боевиками, действующими в районе Северного Синая. Однако это предположение было практически сразу опровергнуто специалистами как несостоятельное. Долгое время специалисты отрабатывали другую вероятную причину крушения авиалайнера "Когалымавиа" - версию о технических неполадках. Об этом в день крушения заявили в оперативных службах Египта по итогам предварительного осмотра обломков самолёта. К этой же версии на начальном этапе расследования склонялись и российские специалисты.

Первыми её опровергли представители "Когалымавиа" (торговая марка Metrojet): уже 2 ноября пресс-секретарь авиакомпании Александр Смирнов исключил техническую неисправность и ошибку пилотов в качестве причин катастрофы и заявил о "внешнем воздействии" на лайнер. Он подчеркнул, что самолёт, которым авиакомпания владела на условиях лизинга, был готов к полёту на 100% и что его экипаж был "весьма опытным". Свою речь представитель компании подкрепил сертификатами, полученными авиакомпанией в начале 2015 года. Также он заявил, что двигатель самолёта был проверен 26 октября, за пять дней до катастрофы.

7 ноября МАК сообщил, что до момента прекращения записи на регистраторах полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта зафиксировано не было.

На совещании в Кремле 16 ноября глава ФСБ Александр Бортников впервые официально заявил, что причиной крушения стал теракт. Версии о стороннем вмешательстве со ссылками на разные источники публиковались ранее в зарубежных и российских СМИ. - Можно однозначно сказать, что это террористический акт, - заявил Бортников, добавив, что на обломках и вещах были обнаружены следы взрывчатого вещества иностранного производства. - По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полёте сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло разваливание самолёта в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолёта на большом расстоянии.

Бортников пояснил, что выводы были сделаны специалистами после тщательного исследования личных вещей, багажа пассажиров и частей потерпевшего крушение лайнера.

Сначала предполагалось, что взрывное устройство было заложено под пассажирским сиденьем 30А или 31А. Однако в сентябре 2016 года были обнародованы данные комиссии, согласно которым взрыв прогремел в хвостовой части, в отделении для негабаритного багажа. Бомба с таймером была спрятана среди детских колясок. Эксперты пришли к такому выводу после того, как проанализировали выкладку собранных фрагментов А321 в ангаре аэропорта Каира. Из-за взрыва самолёт лишился хвостовой части, после чего перешёл в неуправляемое пикирование.

Расследование трагедии продвигается очень медленно, и все обстоятельства случившегося неизвестны до сих пор. Ответственность за крушение российского самолёта почти сразу взяла на себя египетская ячейка запрещённой в России группировки "Исламское государство". Пронести взрывное устройство на борт могли сотрудники аэропорта - многочисленные свидетельства о слабом уровне безопасности в воздушной гавани сразу же после трагедии наводнили Интернет: многие туристы рассказывали, что за небольшую взятку спокойно проносили через все кордоны безопасности сумки с вещами, а их самих никто не досматривал. Однако египетская сторона долгое время настаивала именно на версии о технической неисправности, отказываясь признавать возможность теракта на борту лайнера. В декабре 2015 года комитет по техническому расследованию опубликовал заявление, в котором сообщалось, что Каир не обнаружил признаков причастности террористов к крушению Airbus 321. Лишь в феврале 2016 года президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси впервые признал, что причиной крушения российского самолёта в небе над Синаем был теракт. Об этом глава государства заявил на презентации доклада, посвящённого развитию страны до 2030 года.

30 августа 2016 года было объявлено, что в сирийском Алеппо уничтожен Абу Мухаммад Аль-Аднани, который, предположительно, и являлся организатором теракта.

Авиасообщение с Египтом, которое было прекращено сразу же после крушения А321, пока не восстановлено. В соответствии с официальным комментарием Министерства транспорта России, ситуация не изменится до тех пор, пока не будут устранены все замечания в сфере авиационной безопасности.

Принятие решения о возобновлении авиасообщения между Россией и Египтом возможно только после устранения всех замечаний в сфере авиационной и транспортной безопасности. Стоит отметить, что египетская сторона значительно продвинулась в решении этих вопросов и взаимодействие двух стран носит вполне конструктивный характер, - отметили в ведомстве 25 октября.

Сад памяти", который расположится на Румболовской горе во Всеволожске, будет достроен и здесь зацветут живые цветы. Коридор из плит, на которых в соответствии с проектом памятника будут имена всех погибших в авиакатастрофе А321, а также конструкции из металла в виде труб, на которых будет играть ветер, увидит любой, кто будет проезжать по Дороге жизни.

В понедельник, 31 октября, в Исаакиевском соборе пройдёт панихида по жертвам крушения А321 в небе над Синайским полуостровом. В память о тех, кто так и не вернулся домой к родным и близким, колокол собора пробьёт 224 раза.

Путин использует авиакатастрофу российского лайнера A321 как предлог для наращивания ударов против ИГИЛ.

Катастрофа A321 над Синайским полуостровом - авиационная катастрофа, произошедшая 31 октября 2015 года над центральной частью Синайского полуострова и ставшая одной из крупнейших в истории мировой авиации. Крупнейшая авиационная катастрофа в истории Египта и самолётов семейства Airbus A320. Самая массовая гибель граждан России в авиакатастрофе. Авиалайнер Airbus A321 российской компании «Когалымавиа» (торговая марка «Metrojet») был зафрахтован туристическим оператором Brisco и выполнял чартерный рейс Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург. Через 23 минуты после вылета с экипажем была потеряна радиосвязь, а сам лайнер пропал с радаров. Поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки самолёта около города Нехель. Все находившиеся на борту 224 человека (из них 25 детей и 7 членов экипажа) погибли.

Технические проблемы, о которых сообщалось, действительно были, хотя и не из-за недосмотра механиков авиакомпании. Это была не бомба, и самолет не был сбит террористами ИГИЛ. Мы предупреждали, что авиаперелеты будут все более опасными, и что во время полетов над регионами, где скальная порода находится под давлением от сжатия, особенно если она под водой, электромагнитный импульс усиливается. отделяет Синайский полуостров от земель по обе стороны от него, что в конечном счете приведет к разрыву на 50 миль. Рейс 9268 в основном проходил над Синайским полуостровом, когда его постигла катастрофа, технические неисправности вызвали проблемы с подачей топлива, в результате произошел взрыв.

31.10.15. Первые сообщения о падении самолёта от 31 октября. "Пилот пропавшего российского самолёта, летевшего рейсом Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, после взлёта запросил изменения маршрута и посадку в аэропорту Каира из-за технических неполадок, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в аэропорту Шарм-эш-Шейха. Как сообщили источники в аэропорту, лайнер находился на высоте более 9000 метров, когда командир корабля связался с диспетчерами и запросил посадку в связи с поломкой радиостанции.

К своей чести, главы различных государств, авиакомпании которых могут быть затронуты ЭМИ от заряженного хвоста Нибиру, предпринимают меры, чтобы избежать жертв авиакатастроф. Бизнес авиаперевозок и туристический бизнес могут идти к черту. Прибыль не так важна, как жизни людей. В последнем Информационном бюллетене представлен список впечатляющих авиакатастроф от электромагнитного импульса с нелепыми объяснениями официальных версий. Ошибка или самоубийство пилота, плохая погода, все это невзирая на очевидные электромагнитные проблемы.

4 ноября авиационные власти Великобритании и Ирландии запретили своим авиакомпаниям полёты над Синайским полуостровом и в Шарм-эш-Шейх. 5 ноября об отмене полётов в Шарм-эш-Шейх объявили авиакомпании Германии. Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полётов в Шарм-эш-Шейх; об отмене ночных рейсов в Шарм-эш-Шейх сообщила компания Turkish Airlines. 6 ноября президент России Владимир Путин, по предложению Национального антитеррористического комитета, принял решение приостановить авиационное сообщение с Египтом «до налаживания должного уровня безопасности авиационного сообщения».

Синайская катастрофа произошла не из-за бомбы, поскольку самолет получил повреждения задолго до взрыва. Электромагнитный импульс приводит как к падению напряжения, так и к его скачкам, таким образом, подача топлива сначала замедлилась, а затем увеличилась до гиперактивности, подобно перегрузке трансформаторов на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г. В результате на борту произошел взрыв. Швеция сообщила об отключении радаров, Великобритания и Россия подозревают присутствие бомбы на борту, но какой бы не была причина, каковыми являются и зона от Скандинавии до Казахстана, и Ла-Манш, и обширное Средиземное море, и район Синая. Они попросят НАСА предоставить точные сообщения по поводу любого свидетельства импульса около Земли, затем быстренько обвинят в этом Солнце.

09.11.15. Самолет авиакомпании British Airways, у которого в воздухе отказал один из двигателей, вернулся в аэропорт Хитроу. Никто из пассажиров не пострадал. На самолете из-за утечки топлива отключился один из двигателей. Экипаж обнаружил нештатную ситуацию, когда лайнер находился над Ла-Маншем. Пилоты приняли решение развернуть самолет и с одним работающим двигателем посадить его в аэропорту Лондона.

05.11.15. В королевстве учредили комиссию по выяснению причин отказа систем контроля за гражданской авиацией. В четверг, 5 ноября, во второй половине дня отказали в работе радары южной части Швеции, в том числе стокгольмских аэропортов "Арланда" и "Бромма", а также гётеборгского - "Ландветтер". В результате произошли многочисленные сбои в графике воздушного движения, которые затронули тысячи авиапассажиров. «Вместе с тем, изменения "космической погоды" были довольно заурядными», - сказал редакции новостей Радио Швеция Ekot сотрудник Института космической физики Урбан Брендстрём из Кируна. По его словам, сила геомагнитной бури была минимальной - 1 балл, при этом вышли из строя радиолокаторы только гражданской авиации. Кроме того, "солнечная буря" не затронула соседние со Швецией страны.

05.11.15. По меньшей мере 17 тыс. жителей Санкт-Петербурга остались без электроснабжения из-за остановки блоков ТЭЦ в Автово, передает РИА "Новости". Без электричества оказались дома в Василеостровском и Кировском районах города. Это было вызвано тем, что на Автовской ТЭЦ отключилось оборудование.

09.11.15. В результате обрушения двух жилых домов в Египте погибло десять человек. Трагедия произошла в небольшом городе Эль-Фаюм к юго-западу от Каира. Из-за наводнений на прошлой неделе большинство городов и населенных пунктов на севере Египта были затоплены. Первые этажи зданий, городские набережные и автомобильные дороги полностью оказались в воде. Селевым потокам также подверглась провинция Бахария, в результате чего была смыта целая деревня. Властям удалось спасти 75 человек. 20 жилых домов были полностью разрушены в Александрии. Сообщается, что на данный момент жертвами стихии стали 25 жителей страны.

A321 явно был затронут раньше, чем произошел взрыв предполагаемой бомбы, поскольку он изменил курс, когда летел над заливом Акаба, и направился в Каир, снизив скорость на несколько минут и сообщив о технических проблемах. Разве бомбы взрываются медленно? Система подачи топлива была повреждена электромагнитным импульсом (ЭМИ), она замедлилась, и топлива стало поступать недостаточно. Затем в импульсе произошел обратный процесс, который разогнал двигатели до перегрева, и вместе с прыснувшим топливом это привело к взрыву. Как сейчас, так и в будущем, чтобы отменить полеты самолетов или избежать зон ЭМИ будет использовано любое оправдание, но никакого признания ЭМИ не следует ожидать.

Во вторник, 17 ноября, стала известна причина катастрофы самолета А321 в Египте. Как доложил глава ФСБ Александр Бортников президенту РФ Владимиру Путину, на борту разбившегося воздушного судна сработала бомба. Речь идет о самодельном взрывном устройстве.

Путин использует авиакатастрофу российского лайнера A321 как предлог для наращивания ударов против ИГИЛ. Не Франция ли еще только год назад отказалась поставить России военный корабль, сославшись на конфликт в Украине? И вот внезапно, в результате нападения на Париж, Франция и Россия стали партнерами в борьбе против ИГИЛ. Конечно, Россия также является целью ИГИЛ, поэтому Путину не нужны никакие оправдания для наращивания ударов, но почему их нужно было ускорить именно сейчас? Понятно, что во время саммита G20 Путин и Обама обсуждали это в частной беседе. И Путин, и Обама готовы объявить о надвигающемся проходе Нибиру, и хотят к тому времени покончить с ИГИЛ.