Сколько пассажиров вмещает боинг 747. Другие самолеты с подобной вместимостью пассажиров

Детище американского авиастроительного гиганта, компании «Боинг» – модель 747 пришла на рынок в далёком 1970 году. Тогда необходимость в новом самолёте была настолько высока, что его создали очень быстро, всего за 4 года, начиная от чертежей, заканчивая последними испытаниями. Изначально эти самолёты делались с прицелом на переоборудование в грузовые, так как считалось, что гражданская авиация вскоре встанет на рельсы сверхзвуковых перевозок.

Но этого не случилось, и Боинги-747-100 (первые массовые модификации), благодаря своим удивительным сочетаниям высокой скорости, экономичности и вместительности прочно заняли нишу дальних гражданских авиаперевозок во многих странах мира.

История создания

В середине двадцатого столетия популярность путешествия по воздуху росла стремительно. С каждым годом спрос на машины гражданской авиации увеличивался скачками. Эта тенденция ожидаемо привела к тому, что начал возникать кризис авиаперевозчиков. Существующие на тот момент возможности самолётов по количеству перевозимых грузов и людей требовали скорейшего роста.

Так начиналась история создания огромного лайнера Боинг-747. Кстати, когда он только начал поступать на рынок, практически все газетные обзоры о нем изобиловали эпитетами превосходной степени – такой крупный получился самолёт, намного опередивший своё время.

Отцом Боинга-747 считается инженер по имени Джо Саттер.

Он уже плотно работал над предыдущей , когда ему поручили проект нового вместительного гражданского лайнера.

Разработчик взял за основу идеи транспортника, работы по которому велись несколькими годами ранее, когда компания «Боинг» проиграла в конкурсе на большой военный заказ в США. Поэтому изначально самолёт проектировался полностью двухпалубным.


Но позже, по многочисленным рекомендациям авиаперевозчиков, верхняя палуба была уменьшена и стала занимать только часть фюзеляжа. Это придало Боингу его знаменитую «горбатую» форму, из-за расположенных в носовой части двух палуб, друг над другом. Кабина пилотов помещается на верхнем ярусе.

Эти манипуляции с конструкцией самолёта проводились неслучайно. Разработчики всерьёз полагали, что близится эра сверхзвуковых лайнеров и отмеряли новому 747-му Боингу короткий жизненный срок. В дальнейшем, выпущенные модели предполагали переоборудовать под грузовые нужды, поэтому и расположили кабину на высоте, чтобы устроить под ней грузовой отсек.

Боинг-747 не сразу понравился авиаперевозчикам.

Многие не верили, что он будет экономически выгодным гражданским лайнером. И у самолёта, действительно были проблемы, так как он расходовал больше топлива (с 4 двигателями), чем большинство конкурентов с 3 двигателями. Но и на борту у Боинга помещалось больше пассажиров.

Поэтому после доработок и модификаций 747-е модели стали популярнее и постепенно начали занимать свою нишу на рынке авиаперевозок.

Конструкция

Главная отличительная черта Боинга-747 – это характерный горб в носовой части. Как уже было сказано, первоначально самолёт предполагали сделать полностью двухпалубным. Но от этой идеи отказались и верхний этаж сократили. Сегодня он составляет 35% длины всего фюзеляжа.

В крыле предусмотрены топливные баки, кроме того, они есть и в хвостовой части для поддержания весового баланса воздушного судна.

Конфигурация крыла – низкоплан, само крыло, стреловидной формы. Оперение однокилевое. Первые версии Боинга получили развитую механизацию крыла. На моделях используется трехщелевые закрылки Фаулера.


Их основное назначение – снижение скорости при посадке на коротких взлетно-посадочных полосах. Делалось это из-за соображений неразвитой инфраструктуры аэропортов в прошлом. Сегодня же большинство воздушных гаваней способны без проблем принимать Боинги 747 серии.

Верхний ярус

Верхняя палуба в передней части имеет кабину пилотов и пассажирские места за ней. Количество перевозимых пассажиров на втором ярусе может достигать 50 человек. Существуют модели (менее вместительные), где за кабиной пилотов располагаются исключительно места бизнес-класса.

Наиболее распространённая версия в России – 3 ряда для бизнес-пассажиров и еще 9 рядов кресел – повышенной комфортности.

Самые вместительные Боинги-747 (до 660 человек) второй ярус отдают полностью под эконом-места. Между креслами спроектирован один проход, места устроены по схеме «2-2».

Нижний ярус

Нижняя палуба полностью отведена под салон для пассажиров. Места располагаются по схеме «3-4-3». Между рядами кресел два прохода. Вообще два прохода, это отличительная черта широкофюзеляжных лайнеров.

Для яруса внизу характерно либо размещение пассажиров в эконом классе, либо частичное наполнение креслами повышенного уровня «комфорт».

Летно-технические характеристики в сравнение с конкурентами

Боинг-747 считается самым длинным гражданским лайнером в мире. Последняя модель – 747-8 – достигает 76 метров (предыдущие версии выпускались 70,5-метровыми).
Высота киля остается прежней для всех модификации серии 747 и не превышает 19,5 метров. Ширина самолета – 68,5 метров, а площадь крыла – 554 квадратных метра.

Отличием «Боингов» считается взлетная масса, которая достигает 442 тонн.

Это и понятно: самолет изначально планировался как грузовой, и эта тенденция сохраняется инженерами до сих пор.

На взлете самолет разгоняется до 270 километров в час, прежде чем оторваться от земли. Потолок самолета – 13750 метров. По крейсерской скорости Боинги-747 тоже опережают конкурентов в дозвуковой нише (913-918 км/ч, максимальная – 988 км\ч). Для справки: скорость звука в воздухе – 1224 км/ч.

Высокая надежность воздушного судна достигается за счет установки на крыле 4 двигателей.


747-е Боинги экономичны. По сравнению с конкурентами расход топлива меньше до 3,5% при высокой дальности полета, более 14000 километров без посадки. Боинги-747 считаются дальнемагистральными лайнерами.

Модификации

  • Boeing 747-100 – с этой модели и начиналась жизнь двухпалубных Боингов. Они вмещали на борту от 366 до 452 пассажиров (в зависимости от предоставляемых удобств: чем меньше максимальная вместимость, тем больше кресел повышенной комфортности). Дальность перелета достигала 9500 километров, а выпускалась модель с 1968 по 1976 год, когда начался нефтяной кризис.
  • Boeing 747-100SP – это оптимизированная версия предыдущей модели. Основные ее отличия – повышенная дальность беспосадочных перелетов, более экономичные двигатели, уменьшение длины фюзеляжа и, как следствие, вместительность – не более 220 человек.
  • Boeing 747-200 –удачная разработка компании «Боинг», известная универсальностью. Двухсотые модели выполнялись как исключительно для пассажирских перевозок, для транспортировки грузов, а также в комбинированных вариантах (747-200М Combi). Модельный ряд получил еще более мощные двигатели, максимальную допустимую массу на взлет (до 380 тонн), а также высокую дальность (до 12690 километров).
  • Boeing 747-300 выпускались изначально с тремя двигателями, но из-за невысокого спроса от них отказались и выпустили классическую 4-двигательную версию в 1980 году. Основное отличие – увеличенная площадь верхней палубы, что давало возможность брать на борт больше пассажиров (до 624 при полной установке только кресел эконом-класса на всем лайнере).
  • Boeing 747-400 – это, пожалуй, самые популярные модификации «Боингов-747». Их внешнее отличие – вертикальные винглеты крыла для снижения индуктивного сопротивления крыла, отчего уменьшается расход топлива. Кстати, на японских островах до сих пор встречаются версии, где нет этой отличительной черты из-за маленьких расстояний при перелетах. Экипаж 747-400 сократили до двух человек (убрав бортинженера), а на борту устанавливают самую современную авионику.
  • Boeing 747-8 – последняя модификация знаменитого двухпалубника. Инженерам удалось увеличить массу на взлете, а также поднять показатели вместительности. Последние испытания закончились в 2010 году, а с 2011 модели поставляются в авиакомпании мира.
  1. Боинг-747 на момент выпуска стал первым широкофюзеляжным гражданским лайнером и, по сути, открыл новую страницу в пассажирских авиаперевозках. Долгих 36 лет (до появления ) американский самолет держал пальму первенства по максимальному количеству мест для пассажиров.
  2. Так как сроки выпуска авиалайнера были крайне сжатыми, то первый представитель 747-ого модельного ряда собирался под открытым небом. Лишь позже для производственной линии было построено самое большое здание в мире по объему (объем крытых площадей 13,3 миллионов кубометров). Да и по площади тоже немалое – более 50 гектар (70 футбольных полей). Для налаживания производства компания «Боинг» взяла кредит 2 миллиарда долларов, что по тем временам было беспрецедентной суммой.
  3. Сегодня известно большое количество модификаций Боингов-747. Они используются как для перевозки пассажиров, так и для транспортных целей, специальных задач. Так, модель Evergreen 747 Supertanker известна, как самый большой пожарный самолет на планете. Он берет на борт почти 76 тысяч литров химических смесей для тушения огня.
  4. Еще одна особенность – строение крыла. В 747 моделях стреловидность составляет 37,5 градусов, что больше, чем у других авиалайнеров-конкурентов. Чтобы избавиться от опасных колебаний крыла в полете, в строительстве применяется обедненный уран в качестве грузов.
  5. Президент США летает на усовершенствованном Боинге-747, прозванным в печати «самолетом Апокалипсиса». Первый борт страны способен развивать скорость до 1000 километров в час.

Перспективы самолета

Главное развитие 747-ой Боинг получил в моделях 747-8. Это новейшие самолеты, которые получают технологичную начинку. Также, традиционно новое поколение «Боингов» стало более экономичным, тихим и менее вредным для окружающей среды. Главные перспективы компании в рамках развития гражданской авиации связаны с этими моделями.


Большим подспорьем нового лайнера стала универсальность: управление в нем очень похоже на 747-400 – легендарную модель. Это означает, что требуется лишь незначительное переучивание пилотов.

При постройке модели 747-8 используется углепластик для того, чтобы уменьшить вес лайнера.

Но, все равно, этот «Боинг» стал самым тяжелым воздушным судном (взлетный вес самолета Боинг-747-8 – 442 тонны) в истории военной и гражданской авиации США.

Внешне отличия у последней модели не очень большие. Фюзеляж удлинили более чем на 5 метров, по сравнению с 747-400. Кстати, это позволило новому «Боингу» стать самым длинным лайнером в мире: он почти на метр обошел предыдущего лидера (Аэробус А340-600).

Основное отличие – принципиально новое строение крыла. При использовании той же геометрии, оно стало тоньше и шире. Законцовки консолей отличаются от тех, что устанавливаются на 747-400. Они больше приближены к .


Работа с крылом позволила увеличить вместительность баков, которые в них расположены. А различные технические показатели привели к существенной экономии топлива. Так, аэродинамические свойства профиля крыла позволяют избегать концевых завихрений, уменьшать спутный след и сопротивление.

Заключение

Боинг-747 изначально строился на короткий промежуток времени, чтобы «закрыть» растущий спрос на авиаперевозки, стать переходным этапом в эру сверхзвуковой гражданской авиации.

Но некоторые уникальные черты, свойственные этим американским лайнерам, наоборот, отмеряли для него долгий срок службы.

Высокая экономичность, надежность, универсальность позволили Боингам 747 серии прочно занять нишу гражданских авиаперевозок и удерживаться в ней до сих пор. Вполне вероятно, что модельный ряд будет служить людям ещё очень долго, требуя лишь незначительные усовершенствования и нововведения.

Видео

Boeing 747 — четырехдвигательный широкофюзеляжный авиалайнер, разработанный фирмой Boeing в конце 1960-хх. Получивший неофициальное имя «Jumbo Jet», а так же отличающийся от аналогов «горбом» в передней части фюзеляжа, этот самолет являтеся одним из самых узнаваемых и знаменитых лайнеров в мире. Запущенный в производство в 1970 году и имеющий вторую полноценную пассажирскую палубу, самолет в течение 37 лет был самым вместительным пассажирским лайнером в мире. На 2017 год в производстве находится поколение Boeing 747-8.

История

Истоки программы

В 1963 году ВВС США развернули исследования с целью создания большого стратегического транспортного самолета. Созданный на тот момент C-141 Starlifter был хорошим самолетом, но не мог полностью удовлетворить потребности военных — нужен был намного более вместительный транспорт. В 1964 году Пентагон опубликовал пакет требований по программе CX-HLS (CX — Heavy Logistics System). Нужен был самолет, способный перевозить до 81,6 тонн груза на скорости до 800 км/ч на дистанции до 9300 км. Грузовой отсек при этом должен был быть не менее 5,18 метров в ширину, 4,11 метров в высоту и 30 метров в длину, а так же иметь возможность погрузки как через хвост, так и через нос.

Предполагалось, что самолет будет четырехдвигательным. Кроме того, была развернута программа создания новых, намного более мощных двигателей, так как имевшиеся на тот момент не справились бы с задачей.

Участниками тендера стали Boeing, Douglas, General Dynamics, Lockheed и Martin Marietta. Двигателями занялись General Electric, Curtiss-Wright и Pratt & Whitney. В процессе отбора, General Dynamics и Martin Marietta, а так же Curtiss-Wright вышли из гонки.

Одной из больших проблем для разработчиков было требование погрузки грузов спереди. Это значило, что стандартная компоновка самолетов, в первую очередь, размещение кабины не сработало бы. Задача была решена всеми компаниями одинаково — кабина была поднята в верхнюю часть фюзеляжа с фактическим созданием верхней палубы. У Дугласа это был небольшой выступ для кабины, Lockheed сделал вторую палубу узкой и низкой, но растянул ее почти по всей длине самолета, как позвоночник, а Boeing сделал более крупный горб за кабиной, заканчивавшийся возле передней кромки крыла.

Коммерческая потребность

Не смотря на изначально военный заказ на большой транспорт, такой самолет, в пассажирской версии так же имел хороший потенциал. Конец 1960-хх годов бы периодом бурного роста авиаперевозок — количество пассажиров росло так быстро, что флагманские лайнеры Boeing 707 и Douglas DC-8 со своими ролями уже едва справлялись.

Еще на этапе проработки программы CX-HLS, Хуан Трипп — президент авиакомпании Pan American (Pan Am) — крупнейшего эксплуатанта моделей 707 требовал создать новый пассажирский самолет большей вместимости. Он заявлял, что увеличение количества 707-ых в его парке не решает проблему, а в долгосрочной перспективе, перегрузка рейсов может привести к коллапсу авиаперевозок.

В сентябре 1965 года тендер CX-HLS завершился победой Lockheed, в результате, был создан транспорт Lockheed C-5 Galaxy. Но проигравший Boeing решил не оставлять свои наработки.

Проект создания пассажирского самолета на базе CX-HLS возглавил один из членов команды разработчиков Boeing 737 Джо Саттер. Он развернул широкую исследовательскую работу совместно с авиакомпаниями, для определения требования к будущей модели 747. Причем, самолет обязательно должен был сохранить возможности грузового транспорта, так как в то время считалось, что многие пассажирские лайнеры будут, со временем, вытеснены сверхзвуковыми самолетами. Поэтому его экзотическая схема с верхней кабиной и горбом сохранилась, хотя крыло было перемещено с верха фюзеляжа вниз, в классический формат.

В 1966 году Boeing получил первый заказ на 25 лайнеров Boeing 747 от Pan Am на $525 млн. Будучи стартовым заказчиком и одним из инициаторов, Pan Am имел довольно большое влияние на процесс создания лайнера.

Описание: Boeing 747 — история и описание легендарного флагмана

Разработка

Изначально, не все наработки по CX-HLS использовались для создания Boeing 747. Предполагалось, что самолет будет иметь две полноценные палубы по всей длине фюзеляжа. Палубы должны были вмещать по 8 кресел в ряд и иметь по 2 прохода. Однако, такая схема не позволяла достаточно быстро эвакуировать пассажиров в случае аварий, а грузовой отсек не вмещал нужный такому количеству людей багаж. В итоге, было решено сузить и укоротить верхнюю палубу, как это было на транспортном варианте — конструкция «горба» была утверждена. Отказавшись от большой верхней палубы, разработчики какое-то время не знали, что делать с пространством наверху. Первое время там предполагалось разместить зону отдыха и развлечений для пассажиров.

Одной из важнейших новаций, позволивших появиться лайнеру было создание мощных реактивных двигателей с большой степенью двухконтурности. Эта технология предполагала, что двигатели станут почти вдвое мощнее старых аналогов и на треть экономичнее. Пионерами в этой области были General Electric, но они делали двигатели специально для C-5 Galaxy. Для будущего Boeing 747 этой работой занялся второй лидер рынка — Pratt & Whitney с их перспективным JT9D.

Вопрос надежности был очень серьезным — катастрофа такого лайнера была несла намного больше потенциальных жертв, чем любого другого самолета. Boeing использовал методику анализа дерева сбоев (fault tree analysis), при которой оценивались состояние самолета в любых условиях и при любых возможных сбоях.

Кроме того, серьезной проблемой была адаптация самолета к инфраструктуре. Нужно было сделать так, что бы лайнер мог работать на аэродромах, построенных для меньших машин. Для этого была разработана наиболее эффективная на тот момент механизация крыла с предкрылками почти на всю длину и двухщелевыми закрылками, которые, при полном выпуске, увеличивали площадь крыла на 21%, а подъемную силу на 90%.

Договоренность с Pan Am предполагала первую поставку в 1969 году. На разработку ушло всего 28 месяцев. Команда под руководством Саттера работала так интенсивно и сталкивалась с таким количеством проблем, что в Boeing им дали прозвище «невероятные». При этом риски были столь велики, что руководство обвиняли в авантюризме и в том, что они поставили на кон всю компанию.

Производственная площадка

Еще одной проблемой был завод. У Boeing не было подходящей площадки для выпуска такого большого самолета, так что пришлось строить совершенно новый завод. Выбирая из 50 потенциальных мест, компания нашла подходящую площадку в 50 километрах к северу от Сиеттла в районе военной базы Paine Field возле городка Эверетт. В 1966 году компания выкупила участок площадью 320 Гк и начала строительство.

Строительство завода было не меньшим вызовом, чем создание самолета. Для выравнивания площадки пришлось вывезти около 3 миллионов кубометров породы, а для определения габаритов внутренних помещений Boeing построил полноразмерный макет Boeing 747. В итоге, нынешний главный завод компании является самым большим по внутреннему объему в мире. Сейчас именно там производятся все широкофюзеляжные лайнеры Boeing.

Создание самолетов и испытания

Большинство элементов самолета испытывались еще на этапе разработки. Макеты салонов самолета были созданы для отработки эвакуации. Не смотря на то, что разработчики отказались от полноценной верхней палубы, эвакуация никак не вписывалась в предел 90 секунд, установленный FAA. Кроме того, волонтеры, изображавшие пассажиров, периодически, получали травмы, особенно, при эвакуации с верхней палубы. Эта проблема была решена спустя сотни тестов. Еще одной проблемой было перемещение самолета по аэродрому. Для обучения первых экипажей, еще до создания самого самолета использовалась так называемая «Тележка Уаддла» (Waddell’s Wagon — названная в честь шеф-пилота Джека Уаддла). Фактически, это был макет кабины экипажа, водруженный на грузовик.

30 сентября 1968 году первый прототип Boeing 747 прошел торжественную церемонию выкатки на новом заводе в Эверетте, в присутствии сотрудников, журналистов и представителей 26 авиакомпания-заказчиков. В феврале 1969 года самолет совершил первый полет.

Дальнейшие испытания были ориентированы, в первую очередь, на главные проблемы такого большого лайнера. Крыло с очень большим размахом было подвержено «скручиванию» в определенных условиях. С этим боролись корректировкой конструкции и усилением некоторых элементов. Довольно серьезные риски флаттера решались намного сложнее вплоть до установки стабилизирующей массы в хвосте самолета — грузов из обедненного урана. Это было временное решение, которое вызывало много споров, особенно после крушения лайнера El Al в Амстердаме, когда в руинах пришлось искать обломки хвоста с 282 кг урана.

Но главной проблемой испытательной программы были двигатели JT9D. Размеры вентиляторов и турбин значительно выросли, а вкупе с возросшей нагрузкой это приводило к значительному снижению ресурса и постоянным деформациям. Из-за этого поставки откладывались на несколько месяцев, а на заводе стояли десятки самолетов в ожидании доведенных и сертифицированных двигателей. Тем не менее, проблемы решались и Boeing удалось отправить самолет на Париж, где летом 1969 года он был представлен на авиасалоне Ле Бурже. Наконец, к концу того же года, самолет получил сертификат FAA.

Проект создания самолета и строительства завода оказался крайне дорогим. К моменту начала серийных поставок, Boeing набрал огромное количество долгов, которые едва не поставили компанию на грань банкротства. Позже, тогдашний президент признавался, что Boeing 747 был настоящей азартной игрой, которую, к счастью, удалось выиграть.

Начало эксплуатации

В январе 1970 года первый Boeing 747 был передан авиакомпании Pan Am в рамках торжественной церемонии и в присутствии первой леди США Пэт Никсон. Самолет совершил первый рейс из Нью-Йорка в Лондон.

Модель довольно медленно выходила на рынок, в основном, из-за того, что многие аэропорты все еще не могли его принимать. Однако, эта проблема, а так же периодические сложности с надежностью, оказались решаемы. После получения самолета авиакомпанией Pan Am, ее конкуренты так же торопились получить новый флагман, что подстегивало спрос. Возникали даже споры о том, что авиакомпании хотят иметь этот самолет не столько ради эффективности, сколько ради статуса.

Конструкция

Boeing 747 — четырехдвигательный, широкофюзеляжный авиалайнер с двумя пассажирскими палубами. Крыло стреловидное, адаптировано для полетов на скоростях до 950 км/ч. Увеличенная стреловидность так же позволяет сократить размах крыла для работы с стандартной наземной инфраструктурой.

Пассажирский салон основной палубы в базе предполагает схему 3+4+3 в экономическом классе и 2+3+2 в бизнес-классе с двумя проходами между рядами.

Верхняя палуба, расположенная в передней части фюзеляжа напоминает горб. Салон верхней палубы уже и имеет салон в схеме 3+3 в экономе и 2+2 в бизнесе с одним проходом между рядами. Изначально, горб был довольно коротким, но уже в версии -100В, самолет опционально мог получить удлиненную верхнюю палубу (эта опция стала стандартом для версии -300). Еще больше верхняя палуба была удлинена в крайней модификации Boeing 747-8I (фактически, вместимость верхней палубы этой модели стала близка к вместимости салона Boeing 737).

В носовой части верхней палубы находится кабина пилотов. Кабина рассчитана на двоих пилотов и оснащается всеми современными системами управления. Кроме того, в верхней части кабины так же имеется запасной аварийный люк на случай эвакуации без возможности покинуть самолет через салон.

Максимальная взлетная масса самолета от версии к версии постоянно росла: от 333 тонн в модели -100 до 448 тонн в модели -8. Дальность так же выросла с 8600 км до 14300 км.

Времена, когда был создан Boeing 747 оставили на нем отпечаток до сих пор. У лайнера есть множество элементов, необходимых тогда, но не столь важных сейчас. Порой, эти элементы избыточны и несколько ухудшают характеристики.

Например, еще в конце 1960-хх, самолет был разработан с очень развитой механизацией крыла. Это было необходимо для обеспечения минимальной скорости при посадке на недостаточно длинных ВПП. Но сейчас аэропорты адаптированы и способны принимать лайнеры без проблем. В итоге, столь развитая механизация уже не столь необходима.

Еще один интересный момент: Boeing 747 сертифицирован для полетов с тремя двигателями. То есть, даже если у лайнера еще на взлете откажет один из двигателей, он сможет в штатном режиме продолжить полет в пункт назначения. В свое время у Boeing возникали планы создания трехдвигательной версии, но от них отказались.

И самое интересное — избыточные характеристики шасси. В начале 1970-хх самолет зачастую оказывался слишком тяжелым для ВПП. Поэтому, его основная опора имеет сразу четыре стойки для того, что бы распределять вес более равномерно. Сейчас же, близкие по массе авиалайнеры имеют шасси с двумя стойками основной опоры. И четыре опоры избыточны. На данный момент, Boeing 747 способен совершить успешную посадку даже если две подфюзеляжные стойки останутся невыпущенными.

Модификации

После выпуска базовой версии Boeing 747-100, компания создала версию -100B с увеличенной максимальной взлетной массой, а так же версию -100SR(Short Range) с уменьшенной дальностью и увеличенной пассажировместимостью. Модификация -200 появилась в 1971 году и оснащалась более мощными двигателями и увеличенной взлетной массой. У модели 747-200 уже были пассажирские и грузовые варианты. Кроме того, на ее базе в 1976 году был создан особый Boeing 747SP с увеличенной дальностью полета, но укороченным фюзеляжем.

Линейка Boeing 747 получила свое дополнение в 1980 году моделью 747-300. Серия -300 стала результатом исследований по теме увеличения вместимости. Модель 747-300 получила удлиненную верхнюю палубу, увеличенную вместимость, а так же нарастила крейсерскую скорость. У модели -300 так же были версии с увеличенной дальностью, а так же грузовые варианты.

В 1985 году Boeing начал масштабную работу по модернизации лайнера и создании модели 747-400. Этот самолет должен был получить стеклянную кабину, сокращенный до двух человек экипаж, облегченные материалы конструкции и обновленные интерьеры. Проект развивался не без сложностей. Множество новейших технологий не достигали нужных параметров надежности, а компания испытывала дефицит инженерных кадров. Boeing 747-400 был выведен на рынок в 1989 году.

С момента появления лайнера Boeing 747-400, предполагалось создать несколько вариантов с удлиненными фюзеляжами. В 1996 году Boeing анонсировал модели -500X и -600X. Однако, высокая стоимость разработки и низкий интерес со стороны заказчиков заставили эти проекты свернуть.

В 2000 году Boeing начал исследования по теме 747X для поддержания конкурентоспособности с лайнером A3XX, который разрабатывался концерном Airbus. Однако, и этот проект интереса не снискал и компания переключилась на работы проекту трансзвукового лайнера Sonic Cruiser (который, в свою очередь, так же был отменен в пользу проекта 787 Dreamliner). Некоторые наработки по раннему 747Х нашли применение в модели 747-400ER.

Анонсы программ, а потом их отмена не помогали репутации компании, эксперты стали относиться скептически их заявлениям Boeing. Тем не менее, в 2004 году Boeing возобновил проект модернизации модели 747 и запустил все работы. Новый проект получил наименование Boeing 747-8.

Фюзеляж новой модели был на 5,6 метра длиннее предшественников, что сделало его самым длинным в линейке. Вместимость верхней палубы достигла вместимости Boeing 737. Силовая установка — четыре новых двигателя General Electric GEnx-2B67, сделала лайнер более экономичным и экологичным. Кабина экипажа имеет множество элементов кабины Boeing 787.

Грузовой вариант 747-8F стал на 16% вместительнее грузовых моделей на базе 747-400. Грузоподъемность достигла 140 тонн, что является рекордом для серийных самолетов и уступает только самолету Ан-225. Как и все грузовые модели, 747-8F имеет возможность погрузки спереди с убирающейся носовой частью.

Пассажирский вариант, получивший наименование 747-8I Intercontinental (как, когда-то одна из версий Boeing 707) может перевозить до 467 пассажиров в кабинах с 3-классовой компоновкой на дальность до 15000 километров. Этот самолет является самым длинным в мире. Первый лайнер был передан авиакомпании Lufthansa в 2012 году.

Специальные модификации

На базе Boeing 747 так же было создано несколько особых версий, которые не были серийными:

Boeing 747 LCF (Large Cargo Freighter) Dreamlifter — специальный транспортный самолет с значительно увеличенным фюзеляжем и большим внутренним грузовым объемом. Создан специально для перевозки крупногабаритных элементов ланйреов Boeing 787 Dreamliner (отсюда и название). Самолет совершил первый полет в 2006 году. В эксплуатации находятся несколько таких самолетов.

C-19 — модификация Boeing 747-100, созданная для ВВС США. Позже, самолеты были переданы в состав гражданского транспортного резерва (Civil Reserve Airlift Fleet).

VC-25 — VIP-борт ВВС США, созданный на базе Boeing 747-200B. Два таких самолета в модификации VC-25A с бортовыми номерами 28000 и 29000 эксплуатируются для перевозки Президента США и известны, как Борт №1. Салон был разработан в соответствии с требованиями Нэнси Рейган в конце 1980-хх. Самолеты были введены в строй в 1990 году при президентстве Джоржда Буша Старшего.

E-4B — стратегический воздушный командный пункт, предназначенный для осуществления контроля вооруженных сил и ядерной триадой США наряду с E-6 на базе Boeing 707. Было создано 4 таких самолета.

YAL-1 — экспериментальная воздушная платформа противоракетного лазерного комплекса ПРО. В 2014 году был разобран.

Boeing 747 SCA (Shuttle Carrier Aircraft) — два самолета модели 747-100 были переделаны и использовались NASA для перевозки космических челноков Space Shuttle.

С-33 — военно-транспортный самолет. Должен был дополнить парк самолетов C-17, но проект был свернут в пользу модернизации C-5 и расширения парка C-17.

KC-33A — проект воздушного топливозаправщика, развернутый в качестве конкурента проекту DC-10-30 в 1970-хх. Иран (до Исламской революции) купил 4 таких заправщика, которые, вероятно, используются до сих пор.

Boeing 747 CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft) — модификация для ВВС США, созданная в процессе разработки стратегического бомбардировщика B-1 Lancer. Такой самолет мог нести от 50 до 100 крылатых ракет AGM-86. Проект был свернут в пользу бомбардировщиков B-1.

Boeing 747 AAC — проект воздушного авианосца, разрабатывавшийся Boeing. Предполагалось, что самолет будет иметь группу из 10 легких истребителей, которые будут запускаться, заправляться и переоснащаться материнским самолетом. Проект был свернут в середине 1970-хх, хотя и был признан вполне реализуемым.

Boeing 747 Evergreen Supertanker — модификация модели 747-200 для обеспечения тушения пожаров с воздуха. Самолет способен вмещать до 76 тонн воды.

Boeing 747 SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy) — бывший лайнер Boeing 747SP авиакомпании Pan Am. Оснащенный исследовательским комлексом и большим инфракрасным телескопом, самолет используется NASA и DLR (Аэрокосмический Центр Германии).

Эксплуатация

Всего, в период с 1968 года по август 2017 было выпущено 1533 самолета семейства Boeing 747. На 2017 год 489 лайнеров находятся в эксплуатации, большая часть из них (370) — модели 747-400, и еще 106 лайнеров модели 747-8. Самолеты эксплуатирует 65 авиакомпаний по всему миру.

Кроме того, некоторые самолеты выполнены в модификации VIP и используются в качестве бортов глав государства Бахрейна, Индии, Ирана, Японии, Кувейта, Омана, Пакистана, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ. Еще несколько VIP-бортов используются частными заказчиками.

Boeing 747 является носителем рекорда разовой перевозки людей. Во время операции по эвакуации эфиопских беженцев в 1991 году в Израиль, один самолет принял на борт 1122 человека.

Лайнеры Boeing 747 были участниками 146 аварий и инцидентов, 61 из которых привел к разрушениям самолетов и гибели людей. В общей сложности, в авиакатастрофах погибло 3722 человека. Самолеты подвергались угонам и захватам 32 раза. Так же, самая крупная авиакатастрофа в истории авиации произошла на острове Тенерифе, когда на взлетной полосе столкнулось два лайнера Boeing 747 (тогда погибло 583 человека, еще 61 получили ранения, но выжили).

Не смотря на все модернизации, сжатие рынка больших, четырехдвигательных лайнеров, а так же конкурентное давление А380 постоянно снижали спрос на Boeing 747. В 2016 году компания снизила объем производства до шести самолетов в год, а одним из главных программ модификации стало создание нового Борта номер 1 Президента США на базе Boeing 747-8I с его вводом в строй к 2020 году.

Учитывая очень низкий спрос, в Boeing рассматривается вопрос полного сворачивания производства Boeing 747 к 2019 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Boeing 747
Тип дальнемагистральный пассажирский самолет
Модификция 747-100 747-400 747-8
Силовая установка P&W JT9D-7
R-R RB211-524
GE CF6
PW4000
CF6
RB211
GEnx-2B67
Тяга двигателей 4 X 23,5 тс 4 X 28,8 тс 4 X 30,2 тс
Максимальное число пассажиров 550 максимум
366 (1 класс)
660 максимум
416 (1 класс)
605 максимум
467 (1 класс)
Практический потолок 13 000 м
Дальность полета 8 560 км 14 200 км 14 320 км
Максимальная взлетная масса 333 т 413 т 448 т
Крейсерская скорость 907 км/ч 933 км/ч
Размах крыла 59,6 м 64,4 м 68,4 м
Длина 70,66 м 76,25 м
Высота 19,3 м 19,4 м

Первым широкофюзеляжным воздушным транспортом в истории мировой авиации признано считать Боинг 747. На протяжении почти сорока лет ни один воздушный транспорт не смог превысить вместимость Боинга 747, и на сегодняшний день его рекорд по размерам не смог победить ни один самолет на планете.

Над созданием Боинга 747 начали работать американские ученые в конце 60-х годов прошлого столетия. Именно в этот период возросло количество авиаперевозок и имеющийся в то время воздушный транспорт не мог справиться с перевозкой многочисленных пассажиров.

При первых разработках инженеры Америки планировали создать Боинг 747, как грузопассажирский транспорт. Ведь многие аналитики утверждали, что крупногабаритные авиалайнеры в ближайшее время будут вытеснены, а им на смену придут более современные аппараты, обладающие сверхзвуковой скоростью. Поэтому в разработках инженеров предусматривалась процедура переоборудования авиалайнера в грузовой вид самолета. Именно для этой цели кабина, в которой должен находиться экипаж, была перемещена на палубу, расположенную в верхней части суда. Такой перенос, по задумке ученых, должен упростить мероприятие по изменению носовой части летательного аппарата в аппарель для грузового авиатранспорта.

К началу 1967 года инженеры закончили работу над проектом и вынесли для обсуждения новый макет самолета, который был назван «Боинг 747». Обсуждаемый проект представлял собой воздушный транспорт с двумя палубами, но после длительных дебатов было решено изменить первоначальную конфигурацию, так как она несла некоторые осложнения. После изменения макета, авиалайнер приобрел форму «горбатого» самолета, а первый заказ поступил от известной авиакомпании на 25 единиц техники.

Заказчик не только заказал большую партию самолетов, но и попросил внести изменения в его конструкцию и в технические характеристики Боинга 747, которые и в настоящее время используют современные инженеры. Изменения коснулись следующего:

  • величины размаха крыльев;
  • переноса опор для шасси;
  • увеличение взлетной массы.

Создание и разработка авиалайнера требовали огромных затрат, поэтому компания разработчик вынуждена была брать денежные средства взаймы у кредиторов. Но несмотря на это, готовый воздушный лайнер смог окупить все затраты втройне, ведь его ждал небывалый успех. Именно этот широкофюзеляжный лайнер на протяжении нескольких десятков лет занимал первые позиции в аналогичном мировом сегменте. А первый его рейс осуществился в начале 1970 года.

Создание самолета Боинг

Краткое описание Боинга 747

Реактивный широкофюзеляжный лайнер Боинг 747 оснащен четырьмя мощными двигателями, имеет, как было ранее сказано, особую форму верхней экипажной палубы. Технические характеристики Боинга747 и эксплуатационные данные намного превышают показатели предыдущих моделей, поэтому делают этот самолет самым востребованным среди многочисленных его аналогов. Следует отметить следующие улучшения:

  1. Показатели аэродинамики.
  2. Концевой поверхности аэродинамики, что позволило сократить индукционное сопротивление.
  3. В салоне появилась обновленная авионика и более удобная кабина для экипажа.

Самое заметное усовершенствование данной модели познали крылья воздушного транспорта. После процедуры их высота достигла 6-ти футов, а концевая аэродинамическая поверхность стала загибаться вверх и выступать немного наружу. Благодаря этим изменениям удалось сократить расход топлива и в несколько раз увеличить продолжительность полета. Расход топлива сократился примерно на 3,5%. Если подсчитать экономию за весь период эксплуатации воздушного судна, выходит колоссальная сумма.

Именно этот вид воздушного транспорта является самым скоростным, ведь скорость Боинга 747 в полете может составлять до 940 км/ч .

Испытания Боинга 747

Технические характеристики воздушного транспорта

Как уже говорилось ранее, вместимость Боинга 747 в несколько раз превышает предыдущие модели благодаря особой форме верхней палубы, которая выполнена в растянутом виде. Благодаря такой конфигурации в эконом-классе размещаются до 580-ти пассажиров, а в бизнес-классе и в эконом-классе могут разместиться 495 пассажиров.

Стрелочные приборы, размещенные в кабине пилотов, были заменены на современные. Благодаря этому управление стало намного проще, важная информация отображалась на жидкокристаллических дисплеях. Наличие цифровой системы управления позволило сократить количество пилотов до 2-ух человек.

Авиалайнер оснащен прямым лестничным трапом для поднятия на верхнюю часть палубы, а не винтовой конструкцией, которой обладали его предшественники, что, несомненно, добавляет удобства пассажирам и членам экипажа.

По проекту салон также был видоизменен. Благодаря им каждый пассажир получил больше свободного пространства, полки для вещей в несколько раз увеличили. Для удобства пассажиров были установлены специальные мультимедийные системы для просмотра видеоклипов и увлекательных фильмов.

Так как верхнюю палубу решили удлинить, на ее поверхности установили 2 дополнительных выхода. Для силовой установки задействовали двухконтурные турбореактивные двигатели (4 штуки) и обновленные моторы от известных производителей. В итоге максимальная скорость пассажирского самолета Боинг 747 приравнялась к 940 км/ч, а взлетная масса составила 350 тонн.

Технические характеристики Боинга 747:

  • 70,7 – длина авиалайнера в метрах;
  • 19,5 – высота самолета;
  • 60 м – размах одного крыла;
  • 6 м – ширина пассажирского салона;
  • 511 кв. м – площадь одного крыла;
  • 940 км/ч – максимальная скорость;
  • 12500 км – дальность полета авиалайнера;
  • 175000 кг – весит незагруженный самолет;
  • 13755 м – высота потолка в салоне;
  • 910 км/ч – крейсерская скорость воздушного транспортного средства.

В экономическом классе предусматривается посадочных мест для размещения 580 пассажиров. Экипаж самолета состоит из 3 человек – 1-го инженера и 2-х пилотов авиалайнера. Американские инженеры, кроме пассажирского воздушного транспорта, изобрели грузопассажирский Боинг, а также модель, которая предусматривала меньшую дальность полета – «747-300».

Вконтакте

Двухпалубный гигант авиационной индустрии является одним из уникальных самолетов. Он был разработан еще в середине восьмидесятых годов, и уже тогда пользовался популярностью. Сегодня попасть на борт этого лайнера могут пассажиры авиакомпании "Россия". Давайте ознакомимся с параметрами самолета, определим вместимость "Боинга 747" и лучшие места в салоне.

Параметры

Эта модель была введена в эксплуатацию в 1985 году. Конструкторы при разработке данного лайнера взяли за основу проект "Боинг 747 300", повторив его уникальную модификацию. Новое воздушное судно получило признание из-за более экономичного потребления топлива и улучшенной шумоизоляции. К тому же, до 2005 года вместимость "Боинга 747" была самой большой среди всех существовавших на тот момент самолетов в мире. В салоне этого гиганта могут разместить 524 человека.

К сожалению, для компании "Боинг", в 2005 году компания "Аэробус" выпустила свой новый лайнер A380, который на сегодняшний день является лидером по численности мест в салоне.

Рассматриваемый нами "Боинг 747 400", вместимость которого сегодня на втором месте после "Аэробуса А380", имеет следующие технические характеристики:

  1. Длина: 70,6 метра.
  2. Размах крыльев: 64,4 м.
  3. Крейсерская скорость: 885 км/ч.
  4. Максимальная дальность: 14205 км.

Уникальной особенностью лайнера являются двигатели (4 штуки), издающие минимум шума. Всего компания "Боинг" до 2009 года выпустила 1358 таких самолетов, которые успешно эксплуатируются разными авиакомпаниями мира. Несмотря на то что судно уже не выпускается 8 лет, даже сегодня оно является одним из самых популярных среди "Боингов".

Российские авиакомпании-обладатели "Боинга 747 400"

Вместимость самолета делает его популярным в том числе и в России. До 2015 года наличием этого лайнера в парке могла похвастаться только компания "Трансаэро". Однако, как известно, 13 сентября 2017 года Арбитражным судом Санкт-Петербурга компания была признана банкротом. Следовательно, была введена в действие процедура конкурсного производства. Все 7 самолетов достались авиакомпании "Россия". Именно она на данный момент является единственным обладателем самолетов такого класса.

Авиакомпания предлагает своим пассажирам 4 модификации самолетов:

  1. 4 лайнера с 522 пассажирскими сиденьями.
  2. 2 самолета с креслами в количестве 477 штук.
  3. Одна модель на 461 место.

И хотя выше было сказано, что максимальная вместимость "Боинга 747" составляет 524 человека, в указанных модификациях мест меньше. Это логично, так как общее число доступных посадочных мест определяется классом и числом мест повышенного комфорта. Подобные кресла требуют больше пространства по сравнению со стандартным вариантом. Собственно, теперь можно перейти к рассмотрению планировки данных бортов.

Планировка

Многие пассажиры перед полетом пытаются подыскать на самолете "Боинг 747" лучшие места, чтобы их перелет прошел максимально комфортно. Это отнюдь не бесполезное занятие, ведь в салоне действительно есть более удобные и удачные места.

В нижнем ярусе судна предусмотрено 470 посадочных мест - все они относятся к классу туристический. Если говорить проще, то это места эконом-класса, цена на них обычно невысокая.

В стандартном салоне возможно несколько вариаций комплектации кресел, однако основная схема здесь 3:4:3. В задней части салона может использоваться схема 2:4:2, а в носу самолета - 2:3:2. Отметим, что самые неудобные места находится именно в хвосте из-за расположения рядом туалета. Они никогда не пользуются спросом, поскольку возле них постоянно проходят люди, да и находящиеся рядом очереди могут раздражать.

Достаточно удобными считаются места, которые находятся в среднем блоке по оси самолета. В этом секторе многие пассажиры комфортно работают, не отвлекаясь на других людей. Даже спать там можно, однако стоит учесть, что возле этих мест нет иллюминаторов, поэтому насладиться красивым видом из окна навряд ли получится. Но это не играет большой роли, если рейс ночной.

На нижней палубе находятся 3 блока санузлов: в хвосте, между 43 и 44 линиями, а также у 20-22 рядов. Между секторами 31-35 и 54-59 находятся пищевые блоки и гардеробные, поэтому кресла с подобными пристройками - это явно не самый удачный выбор. Ах да, у 31 линии находится спуск с верхнего яруса, по которому могут время от времени ходить люди.

На самой верхней палубе три первые ряда предназначены для пассажиров, купивших билеты бизнес-класса, а в линиях 5-9 находятся места категории повышенный эконом. В носовой части самолета на верхней палубе находится платформа, на которой располагается лестница в общий салон, и два блока уборных. Именно так выглядит планировка этого лайнера. На схеме, которая приведена выше, можно разглядеть расположение всех кресел и подобрать себе наиболее оптимальный вариант расположения.

Особенности выбора

Учитывая огромную вместимость "Боинга 747", выбор места для пассажира становится сложным. Перед покупкой билета желательно прикинуть, насколько будущее место может оказаться комфортным или, напротив, неудобным. Помните, что у авиакомпании "Россия" есть 7 бортов этого типа, которые могут отличаться разной планировкой (доступно три планировки), поэтому на этапе регистрации желательно уточнять подобный вопрос и при необходимости просить работника предоставить место у окна, к примеру, или подальше от санузла. Обычно работники аэропорта на стойках регистрации идут навстречу пассажирам и предоставляют места, которые просят пассажиры. Конечно, места можно выбирать в рамках класса билета. Для более точного представления деталей интерьера необходимо рассмотреть расстановку кресел.

Верхний ярус

Учитывая огромную вместимость "Боинга 747 400", в салоне удается расположить места классов комфорт и эконом. Лучшие из них всегда находятся на верхней палубе. Первые линии отведены для пассажиров с билетами бизнес-класса, а немного далее (5-9 ряды) следуют менее комфортные сидения для клиентов, предпочитающих экономичный перелет. Однако в любом случае места на верхней палубе стоят дороже, чем на нижней. Отметим, что кресла в бизнес-классе спарены, каждое из них изготовлено с учетом эргономических критериев, поэтому здесь можно по-настоящему комфортно отдохнуть. Такие кресла довольно широкие, здесь откидываются спинки, есть дисплеи, а расстояние между секторами достаточно большое. За все эти блага пассажиры готовы доплачивать, причем, немало.

Сидения в самом первом ряду выделяются особенно, ведь пространства перед данными креслами очень много. Недостатком является расположение в непосредственной близости санузла, все пассажиры будут проходить к нему через эти места.

С пятой по девятую линии находятся удобные места эконом-класса. Самыми удобными являются кресла именно на пятой линии, так как там много места для ног из-за большого расстояния до ширмы, которая отделяет бизнес-класс. В этом секторе есть дисплеи в креслах, на спинках доступна функция опрокидывания, а свободное пространство между сидениями составляет 75 см.

В 6-9 рядах находятся стандартные места, однако пассажирам, планирующим перелет, строго не рекомендуется выбирать места в девятом ряду. За спинкой этих мест находится лестница и санузел, что в процессе перелета может причинять неудобства.

Нижний ярус

Основной салон нижнего отсека начинается с 10 ряда. Места с 10 по 11 линию располагаются попарно, поэтому авиакомпания относит их к классу повышенного комфорта. Чаще всего билеты на эти кресла покупают семьи с малышами. На 12 линии места располагаются по принципу 2:3, и за сиденья 12 с обозначениями «L», «K», «H» требуют повышенную оплату.

В рядах 14-16 места располагаются по классической схеме 3:3, а в линиях 17-19 - по схеме 2:3:2. Выбирая места в этих рядах, стоит отметить, что возможна доплата за места 14 «A», «B», «C» и 17 «E», «F». Конечно, это удобные комфортные кресла, однако за рядом 19 находятся эвакуационные люки. Следовательно, спинки кресел на этом ряде не оснащаются функцией регулировки вообще, что стоит учитывать при резервировании данных посадочных мест.

По этой же причине нежелательно покупать билеты на места в рядах 29, 43, 54, так как разложить кресло не получится из-за близости технических блоков, люков и санузлов. Впечатления от перелета может резко испортиться при выборе подобных мест в салоне.

Около мест в 20-22 рядах («D», «E», «G», «А», «В» и «С») находятся уборные, что не принесет удовольствия от перелета туристам. А вот сиденья «D», «E», «G», «H» и «K» в 29 секторе находятся возле аварийного выхода - за них приходится доплачивать дополнительно, однако вокруг них много пространства, что позволит удобно расположиться. Да и быть ближе к аварийному выходу во время экстренной ситуации - это как дополнительный бонус. Также сиденья «D», «E», «G» и «F», находящиеся на 23 линии, будут удачным выбором.

С 31 ряда начинается следующий блок. Здесь блокировка спинок и близкое расположение санузла можно назвать неудобством. Также рядом есть лестница, люки, однако весь негатив может компенсировать большое пространство рядом. Но единственное место в этом ряду имеет искривленное сиденье (весьма неудобное) из-за нахождения возле аварийного выхода. Оно неудобное, хотя места вокруг много.

Лучший выбор - это кресла «D», «E», «G» и «F». Они достаточно удобны, но перед ними есть лестница, по которой постоянно будут спускаться/подниматься люди. А места на 32-34 рядах находятся вблизи санузла, поэтому люди на тех креслах постоянно жалуются на шум. Поспать там навряд ли получится.

Также нежелательно выбирать места на линиях 43, 54, 70 и 71. Из-за расположения запасного выхода спинки на этих креслах не могут регулироваться, что доставляет дискомфорт при перелете. Ряды 44 и 55 также находятся возле туалета, однако подобный недостаток компенсируется большим пространством для ног. Если выбирать места в самом конце салона, то стоит учитывать, что там находится уборная и служебные комнаты. Естественно, спинки там также не будут откидываться.

Несмотря на то, что вместимость салона "Боинга 747" огромная, конструкторам не удалось создать всем одинаковые условия для перелета. Даже места за одну и ту же цену могут сильно отличаться по уровню комфорта и удобству во время перелета.

При покупке билета на официальном сайте авиакомпании можно найти нужную форму для ознакомления с планировкой данного борта. При желании можно позвонить менеджеру авиакомпании, который не откажет в помощи выбора подходящего места. Желательно уведомить сотрудника о личных предпочтениях и желании сидеть, к примеру, возле окна.

Не стоит покупать билет на место, которое находится возле служебного помещения. Обычно возле таких помещений образуются очереди и постоянно движутся люди, что создает лишний шум. Необходимо резервировать места, где можно откинуть спинку и вытянуть ноги - при длительном перелете это очень важно.

Очень плохой вариант - бронировать место рядом с перегородкой. А если перелет запланирован на утро или в хорошую погоду, то желательно резервировать кресло возле иллюминатора, чтобы в процессе перелета наслаждаться пейзажами за окном.

Учитывая, насколько большая вместимость самолета "Боинг 747", схему расположения кресел на лайнере необходимо изучить более детально. Там можно определить лучше зоны и места, нахождение технических блоков, уборных. Старайтесь подбирать место подальше от этих помещений. Помните, что это может определить общие впечатления от перелета. К тому же, хорошие условия особо важны для людей, которые опасаются летать. Ведь комфорт снижает стресс пассажира и нервное напряжение. Человек после перелета может выйти из самолета полным сил, а может быть сильно истощен постоянным шумом.

И действительно, вместимость пассажиров "Боинга 747" позволяет ставить данный самолет на самые загруженные рейсы. Перевозчик всеми средствами добивается того, чтобы его борта были максимально заполненными людьми, поэтому не стоит рассчитывать на то, что самолет будет полупустой и вы сможете занять любое место. С огромными лайнерами такого уровня это случается крайне редко.

Как купить билет дешевле?

Когда остаются считанные дни до рейса, а многие билеты не раскуплены, авиакомпания предлагает большие скидки даже на места бизнес-класса. Поэтому следите за количеством доступных билетов, и если их остается много, то можно повременить с приобретением. Есть вероятность того, что вскоре появятся скидки.

Занятие не своего места

Если вдруг окажется, что вы выбрали неудачное место, на котором вам некомфортно, а рядом есть более удобное кресло, то можно в него смело пересесть. Навряд ли стюардессы попросят вас пройти к своему месту. Но даже в этом случае можно попросить разрешения сменить место, пожаловавшись на дискомфорт.

Конечно, занять свободное место можно только в пределах своего класса, хотя по отзывам некоторых пассажиров ясно, что иногда удается даже занять кресло в классе повыше в случае отсутствия там людей.

Другие самолеты с подобной вместимостью пассажиров

"Боинг 747 400" имеет конкурентов, которые также могут похвастаться огромной вместимостью. Самым первым в мире является Airbus A380 - двухпалубный самолет, который способен перевозить сразу 525 пассажиров в салонах трех классов. Есть конфигурация данного лайнера, вмещающая только эконом-места. В этой конфигурации предусмотрено 853 места. Дальность полета составляет 15400 км.

Менее интересным является лайнер "Боинг 747 800" вместимостью 581 пассажир при наличии двух классов в салоне. Также существует модификация с салоном, поделенным на два-три класса, при которой возможно размещение 467 пассажиров.

Впрочем, таких самолетов нет в авиакомпании "Россия". "Боинг 747 400" с вместимостью пассажиров до 552 человек является единственной модификацией, лидирующей по данному параметру среди других моделей.

В заключение

Любого человека вместимость "Боинга 747 " заставляет удивляться. Несмотря на то что самолет был создан давно, даже сегодня он является одним из самых крупных и совершенных лайнеров в мире. Путешествовать на нем - одно удовольствие даже при посадке в эконом-классе. К сожалению, далеко не все авиакомпании могут приобретать подобные лайнеры. Некоторым лоукостерам они просто не нужны из-за отсутствия столь огромного пассажиропотока. Максимальная вместимость "Боинга 747 400" "России" позволяет ставить данные самолеты только на самые загруженные направления, что дает возможность загрузить лайнеры по максимуму. Естественно, чем больше людей купит билет на рейс, тем больше компания сможет заработать денег.

Боинг 747 – первый в мире дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, оснащенный двумя палубами. Это узнаваемый внешне планер, благодаря наличию верхней палубы, ощутимо уступающей по длине этажу первому, формирующей тем самым своеобразное возвышение в носовой части самолета.

Производитель – The Boeing Company, американская корпорация, входящая в число ведущих производителей самолетов гражданской авиации. Компания работает уже более 100 лет, год основания – 1916. Помимо конструирования и производства пассажирских самолетов компания Боинг занимается разработкой и созданием военных вертолетов, ракет и спутников, информационных, электронных, оборонительных систем. Штаб-квартира компании размещается в Чикаго.

Модификации

Выпуск первого самолета Боинг 747 состоялся в 1966 году. За десятилетия создания данной линейки планеров компанией были разработаны и выпущены следующие модификации самолётов.

Технические характеристики пассажирских самолетов Боинг 747

Модификация Вместимость судна, человек (при 3-х классовом размещении/при 2-х классовом размещении) Дальность полета с максимальной загрузкой, км Крейсерская скорость пассажирского самолета Боинг 747, км/ч Высота полета (потолок), м
747-100 366/452 8500 895 13700
747SP 230/331 9800-11000 990 13750
747-200B 366/423 8900-10660 895 13750
747-300 412/496 10360 910 13750
747-400ER 416/524 14200 855 13750
747-8I 467/581 14800 988 13000

747-100

Первая версия самолета – boeing 747. Всего корпорация произвела 250 подобных самолетов, из них 167 имели первоначальную комплектацию, 45 – соответствовали подгруппе SF, 29 – SR, 9 – 100В.

Первоначальный вариант – 747-100 был произведен 02 сентября 1968 года, 1-ый коммерческий peйс состоялся 01 января 1970 года.

Интересно. На первых выпущенных лайнерах верхняя палуба не являлась пространством для простых пассажиров. Здесь размещалось место отдыха, оснащенное тремя иллюминаторами. По прошествии времени палуба была перестроена в стандартный отсек, где рассаживались преимущественно пассажиры 1ого класса и категории «бизнec».

Вариации 747-100:

  • 747-100 (SF) – перестроенные из базовой модели самолеты для транспортировки грузов;
  • 747SR – вариация 747-100, создаваемая для целей перелетов малой протяженности; по сравнению с базовой комплектацией, SR вмещал сокращенный запас топлива и имел более вместительный пассажирский отсек, способный транспортировать сначала 500, а затем 550 человек. У 747SR существует вариация с более длинной второй палубой – 747SUD, всего подобных экземпляров – 3, все они поставлены для японского перевозчика Japan Аirlines;
  • 747-100В – от основного варианта экземпляры данной модификации отличались оптимизированной системой управления и шаccи.

Поставка лайнеров подобной сборки была завершена в 1986 году, последний лайнер 747-100SR был отправлен в Японию авиаперевозчику Japan Аirlines.

747-SP

Данная вариация – это усовершенствованная 747-100. 747SP короче предыдущей модификации, его выпуск был призван решить задачи:

  • Конкуренции с McDonnell Douglas DС-10 и Lockheed L-1011, которые выигрывали на тот момент по весу и дальности перелета;
  • Совершение сверхдальних полетов, то есть лайнер должен был иметь большую дальность и крейсерскую скорость.

Год начала выпуска 747SP – 1976, год прекращения массового производства – 1983.

747-200

Данная модификация появилась на рынке авиалайнеров в 1971 году. От предшественника воздушные суда этой комплектации отличались двигателем увеличенной силы тяги и высокой взлетной мaccoй. Такие характеристики явились фактором увеличения дальности полета.

Стартовые экземпляры 747-200 стали последними в линейке 747, где на 2-ом этаже было всего 3 иллюминатора. На последующих лайнерах данной и прочих модификаций верхний ярус имел 10 иллюминаторов.

Варианты модификации 747-200:

  • 747-200В – последняя вариация пассажирского воздушного судна данной группы, здесь реализована максимальная данность полета в 10800 км;
  • 747-200С – лайнеры данной модификации имеют возможность перевозить как пассажиров, так и груз;
  • 747-200F – грузовой самолет;
  • 747-200М Combi – возможна одновременная транспортировка грузов и людей.

Ha базе модификации 747-200 были сконструированы планеры для военно-воздушных сил CШA, а также 2 правительственных самолета для транспортировки лидера государства.

Выпуск моделей Боинг 747-200 был прекращен в 1991 году.

747-300

Самолеты данной модификации начали выпускаться в 1980 году. Их отличительная черта – повышенная пассажировместимость, благодаря увеличению места на верхнем ярусе. Была изменена лестница с нижней на верхнюю палубу, она стала прямой, против устанавливаемой ранее спиральной. Максимальная дальность перелета достигла 12400 км.

Варианты модификации 747-300:

  • 747-300М – грузопaccaжирский;
  • 747-300SR – ближнемагистральный.

747-400

Введенная в эксплуатацию в 1989 году модель лайнера стала популярнейшей в серии.

Причины тому:

  • Экономичность в сравнении с предшественником составила 25%;
  • Меньшая шумность;
  • Укомплектованная кабина пилотов новой авионикой, что давало возможность не привлекать в полет бортинженера;
  • Повышенная комфортность внутренних пассажирских помещений.

Варианты модификации:

  • 747-400D – пассажирский самолет вместимостью до 594 человек. Модель выпускалась для японских внутренних авиалиний и долгое время, до 2005 года, являлась лидером по пассажировместимости в мировом масштабе;
  • 747-400F;
  • 747-400SF – эта и предыдущая модификации являются грузовыми;
  • 747-400ЕR – лайнер с большей дальностью полета;
  • 747-400М – грузопассажирский.

747-8

В эксплуатацию планеры данной модификации поступили в 2010 году.

От версии 747-400 их отличает удлиненность корпуса на 5,5 метров и увеличенная до максимального значения в линейке взлетная мacca – 442 тонны. Основные технические новации коснулись крыла, практически полностью переконструированного.

Варианты модификации:

  • 747-8 Freighter – грузовой;
  • 747-8 Intercontinental – пассажирский.

Также на базе 747-8 разрабатываются воздушные суда для BBC CША и президентские версии, призванные заменить созданные ранее планеры Боинг 747-200.

На конец 2016 года корпорации-производителю было заказано 138 самолетов, 42 из которых пассажирские.

747 LCF Drеаmlifter

Созданный в 2006 году грузовой планер поступил в эксплуатацию в августе 2007 года. Его предназначение – транспортировка деталей для сборки нового Боинг 787. От грузового самолета Боинг 747-400F новая модификация отличается втрое повышенной вместимостью грузового отсека.

На сегодняшний день перелеты совершают 4 единицы.

Схема салона

Двухэтажный лайнер базовой модификации оборудован салоном для пассажиров класса бизнес – ряды 1-3 на верхней палубе и 5 отсеками класса эконом – ряды 10-67, на нижней.

Выбирая место на борту, необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие примыкающего аварийного выхода, количество соседних кресел.

Компоновка сидений по 2, 3 и 4 дает возможность комфортно разместиться семье или путешествующим парой.

По два кресла скомпонованы в первом салоне класса эконом на 10 и 11 рядах и в 5 пассажирском отсеке на 64-66 рядах – в блоках сидений у иллюминаторов.

По три кресла – на рядах с 12 по 18 первого салона, в остальных – в блоках у окна.

Срединный блок сидений 2-5 отсеков класса эконом оборудован сгруппированными сидениями по 4 креслами.

Путешествующим с детьми запрещено размещаться на блоках кресел, примыкающих к запасным выходам. Наиболее удобным будет перелет в первых рядах 2-5 салонов, номера рядов: 14, 27, 40, 51, в креслах, размещенных в срединном блоке.

Салоны самолета оборудованы телевизорами, расположенными в начале каждого пассажирского отсека.

Боинг 747-SP

Принципиальное отличие воздушного судна данной модификации – в удлинении верхнего яруса и размещении там большего количества сидений для пассажиров класса эконом.

Четыре оставшихся отсека вмещают пассажиров эконом-класса.

Выбор кресел аналогичен модификации 747-100. Места, находящиеся по соседству с запасными выходами наиболее удобны с точки зрения межрядного пространства, но размещаться на них с детьми запрещено.

Боинг 747-200В

На схеме представлен первый вариант лайнера с тремя линиями кресел на верхней палубе, потом количество иллюминаторов было доведено до десятка и увеличено количество рядов.

Всего на борту оборудовано 6 салонов.

На рядах с 10 по 67 со 2-ого по 4-ый салоны размещаются пассажиры класса эконом. Места скомпонованы по 2, 3 сиденья в боковых блоках кресел, у окна и по 4 – в срединном.

Туалетные комнаты размещены на верхней палубе в носовой части, на нижней – между 1 и 2, 3 и 4 салонами, а также в хвостовой части.

Аварийные выходы находятся на верхней палубе в начале салона, на нижней – в разделяющем пространстве между пассажирскими отсеками.

Разместиться с ребенком можно в любом ряду кресел, кроме тех, что примыкают к аварийным выходам – ряд 32.

Пассажирам с младенцами есть возможность установить детскую люльку, подобный сервис возможен при полете на рядах 21, 34, 43, места D-G.

На борту оборудованы экраны, размещенные в передней части каждого пассажирского отсека.

Всего внутри самолета оборудовано 69 рядов, размещенных в 7 салонах.

1-ый – находится на верхней палубе, имеет 3 ряда кресел, сгруппированных по 2, разделенных одним проходом. Здесь могут разместиться 6 пассажиров класса бизнес.

Салон 2 верхней палубы, как и все помещения нижнего яруса, рассчитан на пассажиров класса эконом. Ряды с 4 по 9 оборудованы двумя блоками кресел, сгруппированными по 3 и разделенных проходом.

В салоне 1 нижней палубы установлены ряды c 10 по 18, в которых кресла сгруппированы по 2 и по 3 места.

В последующих салонах кресла сгруппированы по 3 места в боковых блоках и по 4 – в среднем. Исключение: ряды 19 и 20, где средний блок вмещает по 2 кресла, а также ряды 66-68, где 2 кресла находятся в боковых блоках.

Разместить детскую люльку допустимо на рядах 34, 44, 57, места D-G.

747-400ER

На борту воздушного судна оборудовано 6 салонов, в том числе:

  • 1 – для пассажиров класса империал, оборудованный рядами с 1 по 4;
  • 1 – для пассажиров бизнес-класса, расположенный на верхнем этаже и оборудованный рядами с 5 по 11;
  • 4 – для путешествующих эконом-классом, ряды с 12 по 64.

Пассажиры класса эконом могут разместиться на креслах, сгруппированных по 2 и 3 места на боковых блоках около иллюминаторов, и по 4 – в среднем блоке.

Путешествующим с младенцем и нуждающимся в детской люльке, стоит выбрать места на следующих рядах:

  • 5 (бизнес-класс);
  • 15, места D-G;
  • 16, места А-С;
  • 26, места Н-L;
  • 27, места D-G;
  • 35, места D-G;
  • 52, места D-G.

В данной модификации помимо основного экрана в каждом салоне присутствуют встроенные экраны на спинках впереди стоящих кресел. Есть возможность индивидуального выбора видео и радиоканалов.

747-8I

На борту авиалайнера оборудовано 6 пассажирских салонов:

  • Для пассажиров первого или империал-класса – 1-ый в носовой части планера на нижней палубе, оснащенный тремя рядами кресел;
  • Для пассажиров бизнес-класса – салон 2 на нижней палубе и пространство верхней палубы;

  • Пассажиры эконом класса могут разместиться в 3-5 салонах нижней палубы. Средний блок кресел – сгруппированные по 4 кресла. На боковых блоках кресла соединены по 3 места или по 2 – в хвостовой части самолета.

Детская люлька для младенцев может быть установлена:

  1. На верхней палубе: ряд 16 места H, J;
  2. На нижней палубе:
  • В начале второго салона перед местами A, B и H, J;
  • Третий салон – ряд 31, места D-G и Н-К;
  • Четвертый – ряд 38, места D-G;
  • Пятый – ряд 51, места D-G.

Салоны воздушного судна оборудованы общим экраном, расположенным перед всеми пассажирами на средней перегородке и индивидуальными экранами в спинках впереди стоящих кресел, есть индивидуальный пульт управления каналами, в том числе радио, возможность компьютерных игр.

Независимо от того, на самолете какой модификации Боинга 747 предстоит путешествие, стоит знать несколько общих правил по выбору места:

  1. Компоновка рядов может отличаться в зависимости от выбранной авиакомпании. Это касается преимущественно последних модификаций планеров и рейсов авиакомпаний, осуществляющих перевозку пассажиров в салонах первого и бизнес-классов;
  2. Последние модификации Боинг 747 отличаются пониженным уровнем шума. Но стоит знать, что наименее шумно в носовой части планера, то есть на местах, расположенных впереди и дальше от двигателей;
  3. В салонах экономического класса существуют ряды с расширенным межрядным пространством, например, у аварийных выходов;
  4. Подлокотники кресел не откидываются по краям рядов, а также нередко на первых рядах салонов. Многие авиакомпании снабжают схемы самолетов специальным значком, указывающим на этот момент;
  5. Первые ряды кресел салонов снабжены не откидными столами, а выдвижными из подлокотников.

Учет вышеуказанных факторов и владение схемой посадочных мест позволит подобрать лучшее место.

Эксплуатация

Боинг 747 нельзя назвать популярным воздушным судном среди мировых авиаперевозчиков. Основными конкурентами данной модели выступают Airbus A300 и Boeing 767. Наиболее часто полеты на лайнерах Боинг 747 осуществляются азиатскими перевозчиками. Так до 2011 года японская компания Japan Airlines являлась крупнейшим эксплуатантом 747-ого.

Сегодня же наибольшее число единиц Боинг 747-400 находится в авиапарке британской Вritish airways – 48 экземпляров. На них осуществляются рейсы в Пекин, Дубай, Кейптаун, Мехико и другие города и страны.

В России пассажирские Боинг 747-400 существовали в составе флота авиакомпании Трансаэро, впоследствии перешли авиаперевозчику «Россия», где эксплуатируются до настоящего времени.

Что касается грузовых самолетов линейки 747, то в России они эксплуатируются крупнейшим грузовым авиаперевозчиком AirBridgeCargo и авиакомпанией Sky Gates Airlines

Последние модификации Боинг 747 гарантируют безопасность, быстроту и комфортабельность полета. Однако ощутить новые разработки компании Boeing, скорее всего, будет возможно лишь на рейсах зарубежных авиаперевозчиков.

Видео