Самые безопасные авиакомпании россии и мира. Самые надежные авиакомпании мира и россии Региональная авиакомпания

Что, в первую очередь, хочет получить пассажир от авиаперевозчика? Это комфорт, надежность и безопасность. Также он не откажется от приемлемого уровня сервиса и, конечно, же не будет против пунктуальности сотрудников компании: вряд ли кому-нибудь из нас понравятся длительные задержки рейсов.

Руководствуясь этими запросами клиентов авиалиний, мы составили рейтинг лучших российских авиакомпаний , который основан на экспертной оценке нескольких независимых консалтинговых агентств и мнении пассажиров, уже использовавших услуги перевозчиков.

ТОП-10: Лучшие авиакомпании России рейтинг на 2020

Чтобы рейтинг был наиболее правдивым и разносторонним, мы использовали в статье смешанную статистику. Во-первых, это прямой опрос клиентов, во-вторых, оценка экспертов. Сотрудники некоторых консалтинговых агентств, под видом «тайных пассажиров», на личном опыте проверяли уровень сервиса: стоимость билетов, качество питания на борту самолета, общий уровень обслуживания и время задержек при вылетах (если они были). Суммарная оценка была сведена нами в графу «Общий рейтинг» нашей таблицы.

Место Название Общий рейтинг Положительные рекомендации клиентов
🏆 10 ✈ Нордавиа ⭐ 3,21 из 5 👍 40 %
🏆 9 ✈ Red Wings Airlines ⭐ 3,40 из 5 👍 37 %
🏆 8 Nordwind Airlines ⭐ 3,42 из 5 👍 45 %
🏆 7 ✈ Utair ⭐ 3,48 из 5 👍 44 %
🏆 6 ✈ Метроджет ⭐ 3,64 из 5 👍 67 %
🏆 5 ✈ Аэрофлот ⭐ 3,79 из 5 👍 55 %
🏆 4 ✈ S7 Airlines ⭐ 3,84 из 5 👍 58 %
🏆 3 ✈ Россия ⭐ 3,86 из 5 👍 62 %
🏆 2 ✈ Ямал ⭐ 4,14 из 5 👍 72 %
🏆 1 ✈ I-Fly ⭐ 3,97 из 5 👍 76 %

10 место. «Нордавиа»

Региональный перевозчик, с основной точкой базирования в Архангельске. Специализируется на перевозках внутри Российской Федерации, но есть и зарубежные рейсы – в Норвегию. Из-за погодной специфики, зимой количество рейсов значительно меньше, чем летом. Самолетный парк достаточно «пожилой», для обслуживания близких региональных рейсов используются отечественные самолеты: АН-24

🛫 Куда проложены маршруты?

В 14 крупнейших российских областных центра, также в Трёмсе (Норвегия).

Вылет без задержек: 2,63

Качество питания: 3,16

Уровень сервиса на борту: 3,53

9 место. «Red Wings Airlines»

Компания входит в число пятнадцати крупнейших авиаперевозчиков России. На рынке уже восемнадцать лет, в 2009 прошла через ребрендинг, после чего и известна под нынешним названием. Считается одним из основных туристических чартерных перевозчиков. Большая часть авиационного парка – отечественные самолеты.

🛫 Куда проложены маршруты?

Заграничные чартерные рейсы по самым популярным туристическим маршрутам из Москвы, Санкт-Петербурга и еще нескольких областных центров.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3, 08

Качество питания: 3,2

Уровень сервиса на борту: 3,5

8 место. «Nordwind Airlines»

Еще один чартерный пассажирский перевозчик, предлагающий чартерные рейсы в Европу, в средиземноморские страны, а также в страны Азии. Самолетный парк базируется в Москве и состоит из 24 самолетов Airbus, Boeing. Активно обновляет и докупает новые самолеты, некоторые из них были приобретены в этом году.

🛫 Куда проложены маршруты?

По туристическим маршрутам из Москвы: Европа, Индия, Таиланд, страны Аравийского полуострова, Египет.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,46

Качество питания: 2,97

Уровень сервиса на борту: 3,65

7 место. «Utair»

Компания с частичным зарубежным капиталом, специализирующаяся на авиационных и вертолетных перевозках. Основные порты приписки находятся в Тюмени и в Москве. Осуществляет не только чартерные, но и регулярные рейсы: каждый день лайнеры компании делают около трехсот вылетов. За прошедшие два года на ее самолетах было перевезено более 17 миллионов пассажиров.

🛫 Куда проложены маршруты?

Внутренние региональные рейсы, зарубежные рейсы по туристическим маршрутам в страны Европы, Африки, Азии.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,32

Качество питания: 3,18

Уровень сервиса на борту: 3,83

6 место. «Метроджет»

Основная деятельность авиаперевозчика – это чартерные рейсы по большинству туристических маршрутов стран Европы. С 2012 года тесно сотрудничает с крупной немецкой туристической компанией, поэтому часть полетов лайнеры осуществляют под брендом фирмы «TUI».

🛫 Куда проложены маршруты?

Страны Евросоюза (Испания, Франция, Италия, Болгария, Австрия), также в Египет и Турцию.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,88

Качество питания: 3,69

Уровень сервиса на борту: 4,07

5 место. «Аэрофлот»

Самый крупный авиаперевозчик России. Авиапарк начитывает практически 200 лайнеров, в который входят самолеты как отечественного, так и зарубежного производства. Он регулярно обновляется, средний возраст самолетов составляет 4,3 года. Маршруты проложены в 51 страну мира. Отношение клиентов достаточно негативное, хотя, по мнению многих консалтинговых компаний, уровень обслуживания на приемлемом уровне.

🛫 Куда проложены маршруты?

Внутренние региональные маршруты ко всем областным центрам, все страны Европы, большинство стран Азии, в часть стран Африки и Америки.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Четыре звезды – это очень хороший показатель

Вылет без задержек: 3,72

Качество питания: 3,83

Уровень сервиса на борту: 3,89

Рейтинг «SKYTRAX» — это объективная оценка услуг авиакомпаний от частной независимой британской компании. Оценка пятибалльная – от одной до пяти звезд. Среди сотен мировых компаний, на текущий момент 5 звезд получили единицы.

4 место. «S7 Airlines»

Бывшее название компании — Сибирь, занимается регулярными и чартерными перевозками внутри России, также ее лайнеры осуществляют регулярные международные перелеты: маршруты проложены в 26 стран мира. Последние несколько лет ежегодно перевозит больше 10 миллионов пассажиров. Авиапарк состоит из 70 самолетов, средний возраст лайнеров – 10 лет.

🛫 Куда проложены маршруты?

Страны Европы, ближнего зарубежья, Египет, Турция, страны Азии (Китай, Япония, Южная Корея)

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,89

Качество питания: 3,64

Уровень сервиса на борту: 3,92

3 место. «Россия»

Дочернее предприятие компании «Аэрофлот», базирующееся в Санкт-Петербурге, откуда и осуществляется большая часть вылетов самолетов перевозчика. Ежегодно перевозит около 5 миллионов пассажиров. Организованы внутренние рейсы по стране, также есть регулярные рейсы в страны Европы. Авиапарк состоит из 62 лайнеров, средний возраст – 13 лет.

🛫 Куда проложены маршруты?

Страны Европы (Франция, Германия), внутренние рейсы к большинству областных центров страны.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 4,02

Качество питания: 3,46

Уровень сервиса на борту: 4,01

2 место. «Ямал»

Западносибирский авиаперевозчик с достаточно большим парком авиалайнеров, в количестве 60 единиц. Основное место приписки – Салехард, средний возраст самолетов – 11 лет. Работает на 42 маршрутах, большинство из которых – внутренние. Также занимается чартерными рейсами в страны Европы и средиземноморья.

🛫 Куда проложены маршруты?

Областные центры России, страны ближнего зарубежья, Европа, ОАЭ, Бангкок.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,88

Качество питания: 4,02

Уровень сервиса на борту: 4,16

1 место. «I-Fly»

Лучший чартерный перевозчик на сегодняшний день по мнению пассажиров и экспертов. Порт приписка авиапарка – Москва. Основная сфера деятельности – чартерные перевозки по туристическим зарубежным маршрутам. Сотрудничает с туристической компанией «TEZ-Tour».

🛫 Куда проложены маршруты?

Средиземноморские страны, Испания, ОАЭ, страны Азии (Китай, Таиланд)

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 4,19

Качество питания: 3,81

Уровень сервиса на борту: 4,06

Услугами какой авиакомпании лучше всего воспользоваться?

Окончательный выбор зависит от Ваших предпочтений. Например, если Вам в первую очередь важна безопасность, то старайтесь выбирать компании использующие новые авиалайнеры. Такими, условно, можно считать любые самолеты с возрастом до 12 лет (после этого срока они должны проходить обязательный кап. ремонт). Также не стоит забывать о том, что чем меньше компания, тем меньше ее финансовый оборот, следовательно, на обслуживание воздушных средств они тратят меньше средств. Дополнительно, перед окончательным выбором, не поленитесь и посмотрите статистику аварий и происшествий по авиакомпании: эти данные можно найти на многих общедоступных интернет ресурсах.

История Российской авиации насчитывает вот уже более чем сотню лет. За это время было создано множество авиакомпаний, как государственных, так и частных. В России действуют как бюджетные авиакомпании, так называемые лоукостеры, так и перевозчики, совершающие регулярные и грузовые перевозки.

Первооткрывателем в гражданских перевозках является авиаперевозчик «Дерулюфт», это была аэрокомпания для перевозок пассажиров, грузов, почты. Создано предприятие было в 1921 году. Компания осуществило первый полет в Кенигсберг, а позже в Берлин. Это самый первый официальный гражданский авиационный перевозчик в России. Далее появлялось еще множество новых авиакомпаний. Перечень их был велик. Позже, в СССР появился первый крупный государственный авиаперевозчик «Аэрофлот», который и сегодня совершает множество международных рейсов.

В нынешнее время уже сложно себе представить более хороший, быстрый и надежный способ перевозок, чем авиационный. Это не самый дешевый, но зато самый популярный способ для путешествий, деловых поездок и грузоперевозок.

На сегодняшний день в РФ реестр авиакомпаний насчитывает более 100 перевозчиков. Возраст некоторых составляет более 50 лет. Однозначно ответить, какая авиакомпания лучше в России сложно, у каждого любителя путешествий она своя. Однако не ошибиться в выборе могут помочь рейтинги, составляемые среди российских перевозчиков.

«Аэрофлот» — лидер по перевозкам.

Крупнейшие российские авиакомпании

Список авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров

За 2017 год количество перевезенных пассажиров российскими перевозчиками перевалило за 100 миллионов человек в год. Это количество почти на 20% превысило показатели прошлого года.

Рейтинг российских авиакомпаний возглавляет «Аэрофлот». Если учитывать все авиакомпании дочерние, такие как «Победа», «Россия», «Аврора», то вместе они перевезли немногим более 50 миллионов человек. Это почти половина всех пассажирских авиационных перевозок страны.

Авиакомпании «России» список которых обширен, представлены по количеству перевезенных пассажиров по данным Росавиации.

  • «Аэрофлот». Перевезено 33 миллиона пассажиров за год.

Прирост пассажиропотока составил 13,3 %.

Авиакомпания базируется в московском аэропорту Шереметьево. Была основана в 1923 году, и является одной из старейших не только в РФ, но и в мире. Имеет награду в 4 звезды от известной компании Skytrax. Входит в альянс SkyTeam. Имеет в распоряжении флот из 233 самолетов, из которых большая часть - Аэробусы А320 и А321.

  • «Россия». 11,1 миллионов человек за год.

Прирост количества перевезенных пассажиров составил более 37 % по сравнению с предыдущим годом.

Является дочерним перевозчиком группы компаний «Аэрофлот». Начала свою деятельность в 1992 году. Базируется в Санкт-Петербургском аэропорту Пулково и московском Внуково. Размер флота составляет 64 судна, большинство составляют Аэробусы А319. Средний возраст флота равен 13 годам. Авиабилет по стоимости находится в среднем ценовом сегменте.

  • S7 Airlines. Перевезено 9,9 млн. чел.

Количество перевезенных пассажиров за 12 месяцев выросло на 4,6 %.

Частное российское предприятие-перевозчик, первый полет самолет авиакомпании совершил в 1992 году. База расположены в Новосибирске, совершает рейсы из аэропорта Толмачево. Всего в распоряжении имеет 89 воздушных судов, наиболее распространенными являются Боинг 737 и Embraer E 170. Средний возраст авиапарка составляет 10 лет. С 2010 года входит в альянс Oneworld.

Прирост пассажиропотока составил 24 %.

С 1993 г. производит регулярные, чартерные перевозки. Представительство находится в Екатеринбурге, основным узлом является аэропорт Кольцово. Владеет количеством в 45 самолетов, из которых половина состоит из Аэробусов А320. Не состоит ни в одном из альянсов, однако имеет большое количество соглашений с различными мировыми авиакомпаниями.

  • «ЮТэйр». 7,3 миллионов человек за год.

Компания увеличила количество перевезенных человек на 10 %.

Входит в группу UTair, имеет в распоряжении флот самолетов и вертолетов для перевозки пассажиров и грузов. Начала деятельность в 1991 году. Офис в Сургуте, основной узел находится в аэропорту Внуково, Москва. Флот состоит из 65 самолетов и 151 вертолета. Выполняет рейсы в 64 пункта назначения. Основу парка составляют судна «Боинг 737» и вертолеты Ми различных модификаций.

  • «Победа». 4,6 млн. чел. за год.

Количество перевезенных человек увеличилось на 7 %.

Основанная в 2014 году, российская авиакомпания базируется в московском аэропорту Внуково. Была создана взамен «Добролета», попавшего под санкции из-за совершенных полетов в Симферополь. Владеет 18 суднами, выполняющими рейсы в 25 пунктов назначения. Весь парк составляют «Боинги» 737, в модификации 800. Не входит в альянсы.

Авиаперевозчик «Победа». Самолет Боинг 737-800.

  • «Глобус». 4,3 млн. пасс. за 12 месяцев.

Пассажиропоток возрос на 18,5 %.

Компания принадлежит группе S7. Дата начала работы - 2008 г. Штаб-квартира расположена в городе Объ, основным хабом является аэропорт Домодедово. Имеет в своем распоряжении 19 воздушных судов Boeing 737. Совершает рейсы в более чем 20 пунктов назначения.

  • Azur Air. Перевезено 3,7 миллионов пассажиров в течении последних 12 месяцев.

Рост количества клиентов составил 59,9 %.

Авиакомпания сотрудничает с туроператором Анекс и перевозит пассажиров в туристических целях. Впервые самолет перевозчика поднялся в небо в 2014 году. Владеет парком в 21 единицу. Большинство из них модели «Боинг 757». В 2015 году компания откололась от «ЮТэйр» и сейчас работает самостоятельно.

  • «Норд Винд Эйр». 3,5 млн. чел.

Рост пассажирских перевозок равен 98 %.

Наиболее прогрессирующая в плане перевозки наибольшего количества людей авиакомпания, рост составил почти 100 %, по сравнению с предыдущим годом. Создана была в 2008 г. Парк авиационных судов составляет 24 единицы. Базируется в аэропорту Шереметьево. Средний возраст флота - 9 лет.

  • «ВИМ-Авиа». Перевезено 2,1 миллионов пассажиров за год.

Увеличение количества клиентов на 3 %.

Начало работы перевозчика произошло в 2003 году. Базируется в аэропорту Домодедово. Имеет в распоряжении 20 судов, большинство из которых «Боинг 777».

«Аэробус А319» компании «ВИМ-Авиа».

  • «Ямал». 1,7 млн. чел.

Увеличение количества пассажиров на 23 %.

Основанная в 1997 г. авиакомпания находится в Салехарде. Имеет в распоряжении 32 судна, выполняющих полеты в 42 пункта назначения. Парк состоит в основном из Sukhoi Superjet 100 и Bombardier CRJ200. Возраст самолетов в среднем составляет 11 лет.

  • Red Wings . 1,6 млн. пасс.

Приток перевозок на 75 %.

Основана авиакомпания была в 1999 году. Расположена в аэропорту Домодедово. Авиационный парк включает в себя 14 судов. Основные - «Аэробус» А319 и А320. Средний возраст флота - 11,5 лет. Также владеет самолетами российского производства Ту-204.

  • «Аврора». 1,5 млн. чел.

Увеличение количества человек на 12 %.

Входит в группу «Аэрофлот». Создана в 2013 г. Базируется во Владивостоке и Южно-Сахалинске, выполняет рейсы преимущественно в азиатские страны. Парк включает в себя 24 единицы техники, в основном «Аэробус» А319. Средний возраст самолетов - 12 лет.

  • Royal Flight. 1,5 млн. чел.

Приток количества человек равен 50 %.

Находится в Москве, создана в 1992 году. Компания выполняет в основном чартерные рейсы в популярные туристические города. Парк состоит из 11 самолетов.

  • Nordstar. Перевез 1,4 миллиона пассажиров.

Рост авиаперевозок вырос на 9 %.

Дочерняя структура группы «Норильский никель» основана была в 2008 году. Находится в Москве, выполняет рейсы из аэропорта Домодедово. Владеет 15 самолетами, из которых большинство Боинг 737.

Лучшие авиакомпании России по качеству обслуживания

На высшей позиции в списке по большому числу показателей, в том числе и качеству обслуживания, среди российских авиакомпаний, находится Аэрофлот. Компании принадлежит четыре звезды из пяти возможных. Далее в списке следуют S7 Airlines, Россия и «ЮТэйр». Особенных претензий к качеству этих перевозчиков нет, оно находится на хорошем уровне.

Самые безопасные авиакомпании России 2018

По результатам исследований, был составлен рейтинг безопасности авиакомпаний.

Главными признаками, по которым оценивались были количество аварий и катастроф, общее состояние авиационного парка и соответствие нормам европейской безопасности. Исследования проводились среди крупнейших мировых перевозчиков. По результатам присуждались баллы, чем ближе к нулю - тем безопаснее полеты выбранным перевозчиком. В перечень вошли четыре российские авиакомпании.

  • Наивысшее место среди представленных в РФ заняли Уральские авиалинии. Они удостоились рейтинга в 0,24 балла;
  • S7 занял вторую позицию в связи с высоким возрастом авиационного парка, в основе своей самолеты уже подбираются к 20 годам;
  • «Аэрофлот» набрал 0,38 балла и занял третью позицию среди российских перевозчиков. Немного испортила репутацию компании несколько катастроф в 90-е годы;
  • «ЮТэйр» занял четвертую позицию в списке.

Рейтинг государственных авиаперевозчиков в России

В список государственных авиационных компаний Российской Федерации входит «Аэрофлот» и его дочерние предприятия: «Победа», «Россия», «Аврора». Группа компаний занимает первые места в общем рейтинге по количеству перевозимых пассажиров. «Аэрофлот» удостоился награды в четыре звезды от Skytrax за качество обслуживания, сервис на борту и в аэропортах.

Офис «Аэрофлота» в Лондоне на улице Пикадилли.

Список лучших чартерных авиакомпаний

  • Лучше всего путешественники отзываются о чартерном перевозчике под названием I-Fly. Хоть он и имеет парк всего из четырех самолетов, однако особо отмечены качество обслуживания и пунктуальность;
  • Royal Flight также был отмечен клиентами как подходящая для выбора во время путешествия. Особенно радует широкая география полетов, это почти 40 пунктов назначения по всему миру. Тесно сотрудничает с туроператором Coral Travel;
  • Azur Air работающая с туроператором Anex. Имеет более 20 воздушных судов и широкую географию полетов по всему миру.

Обширное количество авиакомпаний в России позволяет совершать поездки почти в любую точку земного шара в любых целях, начиная от бизнес-поездок и заканчивая туристическими рейсами в самые известные места. На рынке присутствуют предложения на любой кошелек. Большую популярность набирают лоукост-перевозчики, позволяющие путешествовать, имея при этом невысокий бюджет. Пассажиропоток ежегодно растет, что дает стимул развиваться перевозчикам как в плане расширения флота и географии полетов, так и в улучшении качества обслуживания. Российские авиационные компании находятся на высоких позициях в списках безопасности и рейтингах качества обслуживания.

Представляем список крупнейших авиакомпаний, которые осуществляют регулярные и чартерные рейсы по России и международные перевозки с их официальными сайтами и главными аэропортами. На сайтах авиакомпаний вы можете купить билет, ознакомиться со текущими акциями и специальными предложениями.

«Аэрофлот»

  • Официальный сайт: aeroflot.ru

Крупнейшая и старейшая российская авиакомпания, входящая в список старейших в мире. Выполняет внутренние и международные переводки из России по всему миру. Имеет три дочерние авиакомпании: «Аврора», «Победа» и «Россия».

«Россия»

  • Официальный сайт: rossiya-airlines.com
  • Узловой аэропорт: Пулково (Санкт-Петербург)

«S7 Airlines»

  • Официальный сайт: s7.ru
  • Узловой аэропорт: Толмачёво (Новосибирск), Домодедово (Москва)

Бывшая авиакомпания «Сибирь», основанная в 1992 году, пережившая в 2006-м масштабный ребрендинг. В настоящее время выполняет регулярные внутренние и международные рейсы. Владеет дочерней авиакомпанией «Глобус».

«ЮТэйр» (UTair)

  • Официальный сайт: utair.ru
  • Узловой аэропорт: Внуково (Москва), Сургут (Сургут)

«Уральские авиалинии» (Ural Airlines)

  • Официальный сайт: uralairlines.ru
  • Базовый и узловые аэропорты: Кольцово (Екатеринбург), Домодедово (Москва, Толмачёво (Новосибирск)

Выполняет пассажирские и грузовые перевозки по России и за рубежом.

«Победа»

  • Официальный сайт: pobeda.aero
  • Узловой аэропорт: Внуково (Москва)

Бюджетная дочерняя авиакомпания «Аэрофлота».

«Azur Air»

  • Официальный сайт: azurair.com

Российская авиакомпания, специализирующаяся на чартерных рейсах по популярным курортным направлениям Европы и Азии.

«Nordwind Airlines»

  • Официальный сайт: nordwindairlines.ru
  • Узловой аэропорт: Шереметьево (Москва)

Дочерняя авиакомпания туроператора «Пегас туристик», осуществляющая как регулярные рейсы, так и чартерные переводки по популярным направлениям, включающим курортные города Европы, Азии, Ближнего Востока и Африки, Центральной Америки.

«ВИМ-Авиа» (Vim Airlines)

  • Официальный сайт: vim-avia.com
  • Узловой аэропорт: Домодедово (Москва)

Осуществляет регулярные внутренние рейсы по России, включая Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток, а также чартерные перевозки по курортным направлениям Европы и Азии.

«Аврора»

  • Официальный сайт: flyaurora.ru
  • Аэропорты: Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск.

Дочерняя компания «Аэрофлота». Осуществляет внутренние переводки по России (Сибирь, Дальний Восток, сахалинская область, Приморский край), а также международные рейсы в Китай, Японию и Южную Корею.

«Pegas Fly» («Икар»)

  • Официальный сайт: pegasfly.com
  • Узловой аэропорт: Емельяново (Красноярск)

Выполняет часть чартерных рейсов туроператора «Пегас Туристик» из российских городов на популярные курорты Европы и Азии.

«NordStar»

  • Официальный сайт: nordstar.ru
  • Аэропорты: Домодедово (Москва), Емельяново (Красноярск), Алыкель (Норильск)

Выполняет регулярные и чартерные рейсы из Красноярска и Норильска по городам России и курортам как России, так и южной Европы.

«Royal Flight»

  • Официальный сайт: royalflight.ru
  • Аэропорты: Шереметьево (Москва), Абакан.

Большинство летающих в России самолетов не старше аналогов, используемых за границей. Однако 17,7% авиапарка - старые машины, многие из которых исчерпали свой ресурс и имеют проблемы с деталями. Другой минус отечественного рынка - проблемы с сервисом и надзором, из-за чего почти весь российский флот зарегистрирован в третьих странах

Фото: Transport-Photo Images

Стало крупнейшей катастрофой в истории российской авиации. На следующий день после трагедии принадлежащего «Когалымавиа» (Metrojet) Airbus 321, в результате чего погибли 224 человека, российское следствие возбудило два уголовных дела по статьям «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним». Обыски прошли в офисе перевозчика, Домодедово, самарском аэропорту, где заправлялся борт. Депутаты Госдумы немедленно выступили за запрет эксплуатации самолетов старше 15 лет (Airbus «Когалымавиа» было 18 лет) и лишение лицензии компаний-перевозчиков с небольшим количеством самолетов. Руководитель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил, что к авиакатастрофам приводит . Аналогичные инициативы депутаты выдвигали и после катастрофы 23-летнего Boeing 737 в Казани 17 октября 2013 года. Тогда, как и сейчас, общественность игнорировала заявления авиакомпаний и отраслевых экспертов, доказывавших, что самолет не машина и 20 лет эксплуатации для него — не такой большой срок.

Оба самолета — Boeing в Казани и Airbus над Синаем — по последним данным, были исправны. Казанская катастрофа, как решила комиссия по расследованию, египетская — спустя три недели признана терактом. Подозрения в плохом состоянии летающих в России самолетов, однако, не испарились. РБК проанализировал авиапарк российских компаний, выполняющих регулярные и чартерные пассажирские перевозки, и выяснил, насколько обоснованы подозрения в его износе.

Как мы считали

За основу был взят список действующих сертификатов летной годности Росавиации на 22 октября 2015 года (то есть самолетов, которым разрешено летать на территории России), данных официальных сайтов перевозчиков и интернет-ресурсов airfleets.com, russianplanes.net и flightradar24.com. Мы исключили из полного списка малую авиацию (частные самолеты), самолеты местных авиалиний (практическая дальность менее 1000 км, главным образом Ан-2), вертолеты, бизнес-джеты, а также все самолеты, не использующиеся для перевозок пассажиров — например, грузовые и сельскохозяйственные. В выборку не попали и самолеты, которые не используются для перевозки пассажиров в коммерческих целях: например, авиапарк ВВС, МЧС и спецотряда для перевозок первых лиц (СЛО «Россия»), а также самолеты, принадлежащие авиастроительным заводам. Полученные нами списки с детальной информацией о каждом борте были разосланы всем авиакомпаниям-эксплуатантам с просьбой подтвердить правильность собранных нами данных. Все ответы были учтены в результатах анализа.

В нашу статистику попали и самолеты второй по размеру российской авиакомпании «Трансаэро». было принято 1 октября, а 26 октября компания лишилась сертификата эксплуатанта и прекратила операционную деятельность. Парк «Трансаэро» находится в процессе возвращения лизингодателям: несколько десятков машин может получить «Аэрофлот», которому досталась часть маршрутов авиакомпании, остальные будут проданы на рынке или списаны. Учитывая в выборке весь парк «Трансаэро» (по открытым данным на октябрь, это 122 самолета), мы руководствовались тем, что большая его часть может перейти другим российским эксплуатантам, а состав парка отражает экономическую модель крупнейшего частного российского перевозчика.


Что будет с огромным флотом «Трансаэро», второго после «Аэрофлота» перевозчика по количеству самолетов (один из них — на фото), пока неясно (Фото: ТАСС)

Какие модели выбирают

Самое популярное в России семейство — среднемагистральные Airbus 320 (A320, A319 и А321): в стране разрешено летать 249 таким самолетам. На втором месте с 203 бортами семейство среднемагистральных Boeing 737, полеты которых недавно просил приостановить Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Дальнемагистральных самолетов, согласно нашим данным, в России всего 130 штук, из них 76,6% — модели Boeing 747, 767 и 777.

Определения среднемагистрального самолета в российском законодательстве нет. В мире к этой категории принято относить машины с дальностью полета свыше 2,5 тыс. км. Дальнемагистральными в России считаются машины с дальностью полета больше 8 тыс. км.

Лидером среди самолетов, летающих по маршрутам средней протяженности, в России Airbus стал не так давно. Компании «большой четверки» — «Аэрофлот», S7, UTair, «Трансаэро» — в 2013 году поделились надвое в своих предпочтениях, объясняет научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Первые две выбрали Airbus, вторые — Boeing. Теперь «Трансаэро» прекратила полеты, а UTair значительно сократила парк.

Два конкурирующих авиастроителя обеспечивают большую часть самолетных парков мира. По данным международной организации Centre for Aviation (CAPA, Австралия) за апрель 2013 года, из всех эксплуатируемых в мире судов 39,7% — это самолеты Boeing и 28,7% — Airbus. Россия не исключение. Самолеты двух компаний занимают 61,7% российского парка,14,3% — другие зарубежные самолеты (Embraer, Bombardier, De Havilland Canada, Let, ATR).

На самолеты отечественного производства приходится всего 24% совокупного парка российских перевозчиков. Причем на современные образцы — Ан-148, Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet — только 6,3%. Остальные 17,7% — старые модификации «Ан», «Ту» и «Як», большинство которых летали еще в СССР. «Но в объеме пассажирских перевозок доля этих машин менее 5%», — добавляет профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации Александр Фридлянд.

По количеству среди современных российских моделей лидирует Sukhoi Superjet: таких бортов у отечественных авиакомпаний 39. «У Sukhoi Superjet есть ниша, но она очень узкая из-за его размеров (вместимость — до 100 мест. — РБК )», — говорит Фридлянд. По его словам, для местных и региональных маршрутов он велик, а на магистральных с хорошим пассажиропотоком уступает экономным машинам на 150-200 мест. «Его ниша — магистральные, но слабые по потокам направления», — считает собеседник.


Ан-24 не выпускается с 1979 года, но в авиапарке российских компаний еще 67 таких машин (Фото: Transport-Photo Images)

Из советских самолетов больше всего в парке авиакомпаний Ан-24 — 67 машин. Турбовинтовой пассажирский самолет для линий малой и средней протяженности был разработан Конструкторским бюро (КБ) Антонова в конце 1950-х годов. Максимальная вместимость — до 52 пассажиров. Эксплуатируется в основном российскими региональными компаниями (РБК считает такими не совершающие дальнемагистральные полеты, полеты через столичный авиаузел и базирующиеся не в Москве и Санкт-Петербурге). «Ан-24 — единственный самолет в мире такого класса, который садится на грунт, на укатанный снег или на лед, — напоминает заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов. — Он летал по всему воздушному пространству СССР и в нынешних условиях на Крайнем Севере практически незаменим».

Сейчас Ан-24 продолжают пользоваться базирующиеся на севере компании: «Полярные авиалинии», «Якутия», «Чукотавиа». Пока заменить его массово на иностранные модели невозможно. Во-первых, в самолетах иностранных марок, которые могли бы приземляться на аэродромах этих регионов, помещается меньше пассажиров, объясняет Крамаренко. Кроме того, техническая документация к ним — на английском языке, которым владеют не все пилоты и персонал Ан-24. Впрочем, «Якутия» в течение 2012-2013 годов взяла в лизинг пять самолетов Bombardier Dash 8 вместимостью от 70 до 80 мест. В «дочке» «Аэрофлота» дальневосточной авиакомпании «Аврора» кроме Bombardier летают канадские De Havilland Canada 6 Twin Otter. Скорее всего, в ближайшие годы все Ан-24 будут заменены иностранными машинами, «поскольку выработают свой ресурс и станет чрезвычайно сложно и дорого поддерживать их летную годность», прогнозирует партнер консультационной компании Concuros, бывший вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» Дмитрий Миргородский. Замены их отечественными аналогами нет.

Второй по популярности среди советских машин — Як-42: в парке российских авиакомпаний 33 таких самолета. Впрочем, несколько из них стоят на хранении: какие-то ждут замены деталей, какие-то в воздух уже не поднимутся. Машины входят в парки «Газпромавиа», «Грозный Авиа», «Ижавиа», «Саратовских авиалиний». Последняя компания два года назад стала летать и на бразильских Embraer 190.

Сколько лет самолетам в России​

Как показало исследование, в среднем в России возраст зарубежных моделей меньше их ресурса, наших самолетов — нередко больше. По словам Андрея Шарыпова, начальника отдела сертификации судов гражданской авиации ГосНИИ ГА, для зарубежных машин он составляет около 40-60 тыс. часов, то есть 30 лет. Для советских был меньше — порядка 20 лет. Производитель может продлить ресурс индивидуально для каждого судна.

Например, средний возраст поколения Boeing 737 Classic (модификации 300, 400, 500) в России — 20,2 года. Поколения Boeing 737 Next Generation (модификации 600, 700, 800, 900) — 9,1 года. Модификации Airbus 320 — 7,5 года, A319 — 11,9 года (см. инфографику). Эти цифры несильно отличаются от среднемирового показателя. У голландской авиакомпании KLM, согласно данным planespotters.net, Boeing New Generation в среднем летают в возрасте 9,3 года. У американского лоукостера Southwest Airlines, по данным USA Today и портала airfleets.net, в возрасте 9,7 года. Машинам Boeing 737 Classic (модификации 300, 400 и 500) этой авиакомпании в среднем больше 22 лет.

Что касается Airbus, то флоту А320 у немецкой Germanwings 23 года. У американской Delta, летающей вместе с «Аэрофлотом» в альянсе Skyteam, — 20,7 года. Самолетам А319 у Delta — 13,8 года.

Самая возрастная модель самолетов, летающих в России, — Ан-24. В среднем им 42,1 года. Средний возраст другого советского, еще эксплуатирующегося самолета Як-42 — 24,7 года.

У советских самолетов и современных российских (за исключением Sukhoi Superjet) в отличие от зарубежных есть проблемы с деталями. Массовое производство таких машин остановлено, поэтому приходится заказывать комплектующие поштучно, что стоит в разы дороже, говорит Сергей Коваль, замначальника отдела мониторинга и проверки аутентичности НИИ гражданской авиации. В итоге на советские машины иногда ставят детали с подделанными документами. По оценкам Коваля, на рынке сейчас до 8% нелегальных деталей, а с 2001 по 2015 год из-за проблем с деталями произошло 50 серьезных инцидентов (учтены инциденты с самолетами и вертолетами).

Что стало с советскими конструкторскими бюро

Саратовский авиационный завод, на котором производились самолеты «Як», обанкрочен и полностью ликвидирован. Конструкторские бюро, разрабатывавшие советские самолеты — КБ Туполева и КБ Яковлева (сейчас находящиеся в составе Объединенной авиастроительной корпорации,) — продолжают существовать в основном за счет сопровождения оставшихся в эксплуатации судов, говорит Коваль. КБ Антонова (теперь государственное предприятие «Антонов») находится на Украине.

Возраст самолета, по мнению профессионалов, не отражается на его техническом состоянии и летной годности. «Я как командир корабля не спрашиваю: вы мне дадите старый самолет или я полечу на новом, — это абсолютно меня не интересует», — поясняет Смирнов. Главное, проходил ли вовремя на протяжении жизни самолет техническое обслуживание и ремонты. Кроме того, свои ресурсы имеет и каждая деталь самолета. К тому времени, говорит Смирнов, «как самолету исполняется 17 лет, эти детали могут быть заменены по несколько раз».

Исследование показало, что у 58,7% самолетов российского парка был всего один или два эксплуатанта. А более десяти сменивших друг друга авиаперевозчиков — в багаже только 3% бортов. Причем во многих случаях две одни и те же компании использовали самолеты по очереди. Так, например, было у самолета авиакомпании «Ижавиа» Як-42: согласно данным airfleets.net, если учитывать чередующихся одних и тех же перевозчиков, за 28 с половиной лет он сменил 20 эксплуатантов. По словам Смирнова, профессионалы с недоверием относятся к самолету, летавшему ранее «в странах с высокой влажностью, например в Африке». Впрочем, и такую машину лизингодатель и собственник обязаны привести в порядок. В этом плане для технического состояния самолета важен его лизингодатель, а не предыдущий эксплуатант, считает эксперт.

Как правило, перевозчики отказываются от самолетов по экономическим причинам, а не из-за конца его ресурса, говорится в исследовании лизинговой компании Avalon (офисы в США, Ирландии, Дубае, Сингапуре и Китае). В России зарубежные и новые отечественные модели самолетов перестают эксплуатироваться в 20-23 года, говорит научный сотрудник ВШЭ Крамаренко. Мировые показатели, согласно исследованию Avalon, аналогичны.

Возрастные предпочтения авиакомпаний

Российские авиакомпании с самым возрастным парком используют как раз советские самолеты. Среди перевозчиков с десятью и более бортами самый возрастной парк — 41,2 года — у компании «Турухан», входящей в группу UTair. В основном она выполняет заказные рейсы, в том числе для добывающих компаний. Но у «Турухана» есть и регулярные перевозки, поэтому его самолеты были включены в наше исследование.

Всего в России 16 компаний, эксплуатирующих для регулярных и чартерных перевозок самолеты старше 25 лет (см. таблицу).

Самый молодой парк — у «Победы», начавшей недавно работать «дочки» «Аэрофлота». Ее бортам всего год. У «Аэрофлота» же средний возраст парка, по расчетам РБК, — 4,6 года. Самолетам прекратившей полеты «Трансаэро» в среднем было 18,6 года (флоту S7 — 9,2 года, а UTair — 14 лет). В 2005-2008 годах многие российские авиакомпании, включая перевозчиков «большой четверки», когда цены на топливо пошли вверх, массово обновили парк, предпочтя самолеты с меньшим расходом горючего. В частности, и этим объясняется довольно молодой флот зарубежных самолетов в России, отмечает Фридлянд.

С 1 апреля 2001 года вступили в силу нормы Международной организации гражданской авиации (ICAO), установившие пониженные уровни шума двигателей самолетов, летающих в Европе. Под новые критерии не попали почти все советские и российские самолеты того времени: Ту-134, Ту-154Б, Ту-154М, Ил-62, Ил-86. Таким образом, авиакомпании, активно летавшие в Европу и следовавшие транзитом над европейскими странами, были вынуждены сменить старые шумные машины на новые импортные.


Лоукостер «Победа» — самый молодой российский авиаперевозчик с самым молодым парком. Их Boeing в среднем всего год (Фото: ТАСС)

Существенная вилка между средним возрастом самолетов разных компаний есть и за рубежом. Согласно рейтингу агентства Bloomberg , составленному в январе 2013 года, у американской Delta средний возраст — 15,8 года, Southwest Airlines — 14,7, Aeromexico — 15,2, Lufthansa — 12,4, Air France — 11,5, Ryanair — пять лет.

Каждая компания сама выбирает, что для нее экономически более эффективно: новый или возрастной самолет, подчеркивает Миргородский. Например, покупка нового Boeing 737-800 обойдется примерно в $48-55 млн. Такая же десятилетняя модель уже будет стоить $16-18 млн, говорит глава лизинговой компании Gold"nsky Leasing Александр Кочетков. Но старые самолеты требуют и затрат на техобслуживание. Не все компании могут позволить себе заплатить такие суммы единовременно — приходится брать машины в лизинг. В России, по оценкам компании «Ильюшин Финанс Ко.», в лизинге не менее 80% эксплуатирующихся самолетов.

Именно так поступает и крупнейший игрок рынка — «Аэрофлот», собравшийся к 2025 году войти в топ-20 глобальных авиаперевозчиков по выручке и пассажиропотоку. Ради этой цели авиакомпания вот уже несколько лет не только увеличивает, но и освежает свой парк, неоднократно говорил в своих интервью гендиректор Виталий Савельев. «На старом самолете сложно конкурировать на мировом рынке», — поясняет стратегию Миргородский. Более старые модели «Аэрофлот» отдает и своим «дочкам» — авиакомпаниям «Аврора», «Оренбургские авиалинии», «Донавиа», «Россия».

Но у многих компаний даже на лизинг новых самолетов денег не хватает. «Трансаэро», например, мечтавшая потеснить государственного конкурента, из-за дорогого заемного финансирования, как сама признавалась в своей финансовой отчетности, наращивала флот дешевыми зарубежными и неновыми машинами, писали «Ведомости» . После девальвации рубля в конце прошлого года лизинг для российских компаний существенно подорожал даже на старые самолеты (лизинговые платежи осуществляются в валюте. — РБК ), добавляет Миргородский. По оценкам Кочеткова, лизинг нового Boeing 737-800 в год обходится в среднем в $4,2 млн, десятилетнего — в сумму около $2 млн.

В связи с участившимися сообщениями о крушениях самолетов, в особенности лоукостеров, многие всерьез озаботились вопросами безопасности перелетов. Воздушный транспорт, как правило, считается одним из наиболее безопасных способов передвижения. Чтобы развеять страхи и домыслы, можно довериться проверенным перевозчикам. Самые надежные авиакомпании мира включены в соответствующие рейтинги.

Вопрос безопасных полетов тщательно изучается не только рядовыми пассажирами, но и крупными статистическими агентствами. Наиболее авторитетными рейтингами надежности авиакомпаний располагают немецкая компания Jacdec и Европейское агентство по авиационной безопасности, которые публикуют списки безопасных перевозчиков по данным исследований. При подсчете коэффициентов учитываются параметры за прошедшие тридцать лет. Прочие крупные международные авиационные организации также занимаются аудитом безопасности полетов.

Расчет производится с учетом различных индексов, имеющих разный удельный вес. Так, недавняя авария будет иметь больший вес, чем катастрофа, произошедшая много лет назад. При подсчете во внимание принимаются следующие параметры:

  1. Общая численность обслуживаемых пассажиров.
  2. Суммарное число жертв катастроф.
  3. Количество разрушенных или утерянных судов.
  4. Число поломок и аварийных посадок, выхода за пределы ВПП и пр.
  5. Рейтинг государства-владельца компании: тщательность и прозрачность расследований инцидентов.

Чем дольше авиакомпания осуществляет свою деятельность без происшествий, тем выше ее позиция в рейтинге. Полученный в результате расчетов индекс безопасности должен быть максимально небольшим, что будет свидетельствовать о надежности компании. Перевозчики с высоким индексом, соответственно, менее безопасны.

Самые безопасные авиакомпании в мире

На первом месте по результатам различных агентств второй год подряд оказывается Cathay Pacific Airways.

На протяжении многих лет своей работы компания из Гонконга занимает лидирующие позиции в списке надежных перевозчиков. За 30 лет единственными инцидентами стали жесткая посадка судна в аэропорту и два террористических акта в самолетах. Индекс безопасности авиалиний составляет 0,006.

Вторую позицию занимает Emirates с индексом безопасности, равным 0,007. За годы деятельности с этой компанией связано лишь два инцидента, при которых не пострадали пассажиры. Авиалинии сотрудничают с S7, производят обычные и чартерные вылеты из многих городов России.

На третьем месте расположилась компания Eva Air, находящаяся в Тайване. В ее деятельности не было серьезных происшествий, за исключением выхода за пределы полосы, ложного сообщения о заминированном судне и экстренной посадки из-за плохого самочувствия одного из пассажиров. Индекс безопасности Eva Air равен 0,008. Данная авиакомпания не действует в пределах России.

Безопасные авиакомпании в России

Не все признанные в мире авиакомпании функционируют в России. Это, тем не менее, не означает, что в нашей стране нет перевозчиков, за надежность которых не стоит опасаться. Индексом безопасности, не превышающим допустимых норм, обладает ряд российских предприятий. Рассмотрим, какая авиакомпания в России самая надежная.

Помимо вышеперечисленных параметров, при расчетах учитывается пунктуальность перевозчика, возраст и общее техническое состояние судов и их соответствие международной документации и нормам. Перечислим и рассмотрим самые надежные авиакомпании России.

По рейтингам EASA, лидером российских авиаперевозок на 2017 год стала компания «Уральские авиалинии». Ее рейтинг составляет 0,24 балла. Компания характеризуется высокой надежностью: за период в 14 лет у нее не произошло ни одного инцидента, где имелись пострадавшие.

Второе место на сегодняшний день занимает S7 Airlines, в прошлом именуемые как «Сибирь». Несмотря на парк самолетов, возраст которых может достигать 20 лет, их техническое состояние не вызывает беспокойства у международных комиссий. В начале 2000 годов компания переживала трудные времена, когда в результате крушений погибло около 300 пассажиров. Сегодня рейсы этого перевозчика отличаются надежностью и качеством.

Компания Аэрофлот занимает различные позиции в зависимости от разных данных. В 2016 году она характеризовалась индексом безопасности в 0,108 баллов и входила в топ-60 надежных мировых перевозчиков, закрепившись на 36 месте. Это высокий показатель, превышающий параметры многих крупных зарубежных компаний.

По данным 2017 года, в России она находится на третьем месте и получает 0,38 баллов. Во многом на оценку повлияли катастрофы, произошедшие еще в 1990-х годах. Сейчас компания стабильно обновляет парк самолетов и характеризуется надежностью и высоким качеством услуг.

Компания Трансаэро также ранее входила в список лучших 60 компаний мира, занимая 17 место при рейтинге в 0,024. На сегодняшний день авиалинии прекратили свою деятельность.

Ханты-Мансийский перевозчик Ютейр сегодня является крупной популярной компанией, парк самолетов которой состоит из молодой техники. Она специализируется на коротких региональных перелетах. Последним крупным инцидентом в работе авиалиний стало крушение грузового вертолета.

Альтернативные рейтинги безопасности

Помимо общепризнанных систем подсчета с индексом безопасности, имеются иные классификации компаний, которые предоставляют некоторые агентства. Так, британские исследователи изучают компании на основе их пунктуальности, где одну из строчек заняла российская S7 Airlines.

Компания Skytrax создала продукт под названием Quality Rating («Рейтинг качества»). Сервис основан на ежемесячных подсчетах показателей деятельности компаний и постоянно обновляется в зависимости от полученных данных. Создатели сервиса подчеркивают, что их подсчеты не основаны на данных о катастрофах, так как подобные инциденты могут происходить не по вине авиакомпаний.

Под тщательный анализ здесь подпадают параметры соблюдения персоналом норм безопасности и наличие подготовительных курсов на случай непредвиденной ситуации. Эксперты агентства посещают компании с целью выявления и составления рейтинга. При этом перевозчикам присваиваются не отметки или индексы, а звезды.

Пяти звезд удостоилось семь компаний, среди которых имеются два предприятия, включенные в рейтинги Jacdac и EASA. Это компании Cathay Pacific Airways и Qatar Airways.

В списке присутствуют и российские авиакомпании. Так, S7 Airlines и Аэрофлот удостоились трех звезд в рейтинге, а компания Россия получила две звезды.

Вероятность и причины катастроф

Довольно большой резонанс вызвала катастрофа судна FlyDubai в России. После происшествия ряд источников утверждал, что крушение было вызвано пренебрежением мер безопасности перелета. Эти данные не были подтверждены, однако вопросов к лоукостерам меньше не стало.

Стоит отметить, что слухи о некомпетентности пилотов лоукостеров и устаревшей техники являются в корне неверными. Персонал и техника подобных компаний соответствуют всем международным требованиям, а отличие таких вылетов от стандартных заключается в цене и сервисе.